Макс фрай ключ из желтого металла рецензии

Обновлено: 04.10.2024

Роман «Ключ из желтого металла» сочетает характерные для автора и так полюбившиеся читателю иронию и тонкий мистицизм с крайне популярным сейчас жанром криптологического романа. Главный герой нового романа Макса Фрая, Филипп, тратит свое время, сидя на пустующей даче приятеля, сжигая только что написанные книги в попытках найти новый смысл для собственной жизни. Неожиданный звонок отца вызывает его в Вильнюс. В своем старом доме, в подвале, старый коллекционер ключей и его сын находят странную.

Вот чего не отнять у Макса Фрая, так это возможности надергать из его текстов пафосных определений для тегов. Так само в характеристики его книг и просится. Ведь кому, как не автору, лучше всего удастся сформулировать постулаты созданного им мира? Пусть и в несколько ином контексте.

Популярности господина/госпожи Фрая/Мартынчик я и раньше не понимала. Многословный бред, нанизанный на нитку неуемной, и в той же мере нелогичной фантазии, вывел из себя на первой же прочитанной книге и, казалось, отвратил раз и навсегда. Теперь вот решилась на новый эксперимент и пожалела. Претензии к книге и автору народились те же, что и раньше.

История о блужданиях героя по европейским городам в поисках загадочного ключа для отцовской коллекции могла бы сойти за занимательное приключение, если бы не три огромных "НО".
Первое - это сам ГГ.
Второе - щедро рассыпанные по страницам детали и персонажи.
Наконец, третье - язык повествования.

Герой мается от безделья на подмосковной даче. В анамнезе - воплотившаяся школьная мечта стать рантье (живет за счет сдачи своих квартир в аренду), прекрасные "родители" в Вильнюсе и способность писать по книге в год. В качестве главного симптома - отвратительная склонность интересничать. Просто так опубликовать свою книгу нельзя, нужно дождаться "знака" от Вселенной. Поэтому буду демонстративно сжигать рукописи, мучить жесткие диски и ждать, не подаст ли Вселенная знак, что нужно остановиться и спасти великое произведение. При этом надо попутно пожалеть себя, но эдак с подвывертом, со смешинкой - вроде и не жалеешь, а сам над собой издеваешься. Если все это не есть скрытое, но неумело замаскированное самолюбование (как автора, так и его творения), то даже не знаю.
Герой, в общем, показался противным. И развития в нем, кроме осознания навязанного ему (и невесть откуда вдруг свалившегося) условного "предназначения", не оказалось никакого.

С деталями и персонажами дело и того хуже.
Куча красивых дорог, ведущих в никуда. Масса лиц, порожденных автором исключительно для нагнетания идиотизма момента. Сигареты, их поиск и мысли о них на каждой десятой странице. Кофе - на каждой пятой (потрясаюсь, как там некоторые не лопнули, столько хлебать раз за разом). Повторы и самоповторы. Хитрые литературоведческие ухмылки и "искусство ради искусства".
А еще - мат. Который вдруг выскакивает на тебя невесть откуда, как взбесившаяся псина, и тяпает за ногу. Не было несчастья, даром что все из себя интеллигентов корчат. Но то ГГ почти на ровном месте пушистого белого зверя песца помянет, то героиня-художница начнет словесные кренделя в процессе рисования выписывать. Ну вот объясните мне, зачем в книге постоянно эти матерные стишки?! Что и кому пытался сказать этим автор? Смеха ради? Увольте меня от такого юмора. Или не мешайте уж тогда с литературоведческими игрищами и интеллектуальными минами знатоков высших сфер.

Наконец, язык.
Про мат еще полбеды, вырвалось раньше, наболело. Но тут ведь есть и образец едва ли не самого разнузданного словоблудия из всех, что можно встретить в книгах. В этом тексте буквально тонешь. Барахтаешься в море избыточных наречий и прилагательных. В волнах вводных слов и оборотов. В засилье всеобщего сорного слова "собственно", которое без причины и необходимости вворачивают в свою речь абсолютно все персонажи.
Понятно, что словарный запас позволяет автору не экономить слова, а щедро их тратить. Однако эффект от такого "аттракциона неслыханной щедрости" получается обратный. Порой вентиль хочется прикрутить - чтобы не фонтанировало, а уже по делу, без лишних витиеватостей и прямо к цели.

Итог неутешительный.
Популярность Фрая по-прежнему осталась для меня загадкой. А "Ключ из желтого металла" заслужил переходящий значок "классической книги" в жанре "трепетная мистическая чухня".

И какая игра на контрастах! Все вокруг ведут себя как помешанные, реальность похожа на похмельный сон, и посреди этого хаоса такой прекрасный деловитый я. Весь в белом. Озабоченный исключительно пополнением твоей коллекции. По-моему, просто отлично."

Приятного вам шелеста страниц!

Книга прочитана в рамках 2-го Тура игры "Бесконечное приключение"

Просто поразительно, насколько я – я! – оттягивала прочтение последней книги Макса Фрая. Но вот, взялась наконец. Открыла книжку на ночь, думая, что проглочу ее за сутки, как это всегда бывает с Фраем. Прочитала несколько страниц и легла спать.
И на следующий день так же. И через день.
И только потом позволила книжке захлестнуть меня с головой – как это бывает с Фраем, навсегда.
Тогда стало ясно, в чем дело – я, оказывается, боялась эту книжку читать. Вместо ожидаемого продолжения зеленой серии – новый роман, новый герой, ничего общего с прежними книжками, даже цвет обложки – и тот насыщенный синий, спасибо, что рисунок на ней все той же чудесной художницы, но этого слишком мало для настоящего фанатика и наркомана, чтобы не запаниковать. Я, при этом, практически не сомневалась, что созданное Мартой будет, как всегда, прекрасно, но когда внутренние наркоманы прислушивались к голосу разума?

Зря боялась. Все то, что я так люблю в книжках Фрая, осталось – ну в самом деле, куда оно денется.

Новые герои все так же неповторимы, ярки, обаятельны и прекрасны – даже злодеи. Они, как живые, до сих пор снуют у меня перед глазами, когда опускаю веки. И самая невероятная из них – Мирра Жукотовская, прелестная девушка с выкрашенными в цвета радуги волосами, ослепительная, но не обращающая внимания на собственную красоту, художница, которая рисует – я никак не могу подобрать эпитет, словом рисует так, что жить хочется только ради одних ее рисунков, и при этом декламирует неподражаемые матерные стихи; короче, совершенно невозможно о ней говорить так, чтобы получалось правильно, но она пронзительная, как феникс, и было бы здорово как-нибудь ею побыть.

А самого Филлипа я так и не научилась мысленно называть правильно. В нем есть что-то такое свое, но все-таки – Макс же, какая разница, как там зовут его окружающие и какой формы его глаза.

Как прежде, книжка щедро дарит ответы на то, что я пока даже не удосужилась сформулировать как вопрос. Вот скажем, про город родной: «Я люблю Москву, но это совершенно не мешает ее ненавидеть». Эврика же. Как и то, что в Москве постоянно чего-то боишься. Я раньше гадала, отчего в совершенно разных городах словно крылья вырастают, а в Москве практически всегда действует желание сжаться как можно компактнее, не высовываться, не делать лишних движений, не говорить лишних слов и ни в коем случае не привлекать внимания – не потому, что грозит какая-то конкретная опасность, а просто на всякий случай. Я веду с ним партизанскую войну, но оно не сдает позиций. Оказывается, дело не столько во мне, сколько в городе, и это отличная новость.

Как прежде, книжка лечит от всех душевных недугов разом; чем-то невысказанным, не составленным в слова, самим своим духом она дает сил быть тем, кто ты есть, не оглядываясь, не загоняясь, расправив плечи – быть.

Теперь про новое.

Это почти детектив. Я обожаю, когда нас с героем продолжительно водят за нос. Одной ничего не понимать и чувствовать себя глупо всякий раз, когда догадки рассыпаются в прах, потому что все совсем не то, чем кажется – не слишком приятно, а вот вдвоем – в самый раз. В исполнении Марты это получилось, само собой, еще офигительнее.
Несколько раз настойчиво стучала в голове мысль, что по этому роману Марты получился бы гениальный, лучший в мире ever, квест. Красивый, многоплановый, когда размах задачи растет в геометрической прогрессии, с прекрасными диалогами, все как положено. Чертовски обидно, что не получилось родиться сразу отличным художником, программистом, аниматором, и кто там еще пригодился бы: никто другой же не почешется, как всегда. Жестокий мир.

Раньше любой роман Макса Фрая, какой бы он ни был многоплановый, в конце концов складывался в единую, цельную картину, в сеть, где одно сцеплялось с другим, и все становилось понятно.
В «Ключе из желтого металла» многое остается как есть, недообъясненным, единожды названным вслух, и все. Это оставило странное чувство, чем-то похожее на взросление. Когда немного обидно, что так получается, но осознаешь, что так должно быть, иначе не бывает, больше того, так, на самом деле, лучше всего.

Пожалуй, чтобы объяснить это чувство, я сейчас заткнусь на полуслове, достаточно уже наболтала бессвязной чепухи.

Ключ из желтого металла

Фрай Макс - Ключ из желтого металла

Аннотация у ккниги не особо цепляет, отзывы - откровенно отпугивают (хорошо, что в этот раз заранее не читала), а вот озвучка меня покорила Денис Веровой придал этой истории такой замурррчательный колорит, что меня буквально затянуло в этот водоворот интереснейшего литературного извращения с кучей аллюзий и своеобразно закольцованных эпизодов

Здесь вы встретите всё, что можно и нельзя предположить в жанрах мистики и городского фэнтези: необычных персонажей, необъяснимые события, странные сны, причудливое смешение литературных стилей Будете смеяться довольно циничным шуточкам, возмущаться…

Цитата есть? А если найду?

4 июня 2022 г. 22:18

Вроде бы всё при книге - приключения, приятный язык, разгадывание загадок. А всё одно какое-то "типичное не то". И никак не пойму в чем дело: то ли в почти нарочитой безликости городов, похожих друг на друга как близнецы, то ли в главном герое, настолько не запоминающемся, лишённом ярких черт характера, что даже "Я" из

на его фоне выглядит образцом активного субъекта действия.

И читала книгу совсем не на ходу, а вот закрыла и толком не могу вспомнить каких-то эпизодов, особенно тронувших сердце. Ну что ж, значит вот так - "прочитала и дальше пошла". Жаль.

17 мая 2022 г. 20:29

Всё, окончательно дослушала Фрай во всех её вариантах и теперь с уверенностью могу сказать, что это не мой автор, и проанализировать причины этого. Итак, книги Макс Фрай для меня скучны, поскольку:

1) Герои инфантильны. Они находятся в среднем возрасте, но у них детская личность и детские проблемы или нет их вообще. В их жизни нет и не было ни одной трагедии, потери или даже простого дискомфорта. Им всё даётся легко, нет необходимости что-то преодолевать и потому они не развиваются в процессе книги. Попробовала проанализировать, было ли бы мне так же скучно, если бы при таком же детском поведении и отсутствии проблем и развития личности герои были детьми или подростками, и я не ожидала от них поведения взрослых? Да, если бы они не развивались как личности в течение сюжета. Не было бы…

Мозаика чувств и эмоций от книги

23 февраля 2022 г. 20:57

Только совсем недавно я была очарована книгами цикла Лабиринты Ехо, но стоило отойти чуть-чуть в сторону, меня постигло разочарование. Не случилась ожидаемой магии, а вот скучнейшее путешествие по городам Европы в компании неинтересных попутчиков получила.

Поиски Филлипом старинного ключа от двери в подвале папы Карло - это старая сказка на новый лад. Кстати, очень мешал восприятию поиск сходства ситуаций с оригиналом сказки. Каждый новый персонаж сравнивала со сказочным, совсем не в пользу героев Макса Фрая. Несмотря на то, что они играли очень колоритные роли, для меня они остались безжизненными куклами, которых вытащили из ящика в современный мир, переодели и дали выучить новые реплики. Много диалогов, но часто они совсем пустые. Некоторые встречи были просто прикручены только потому,…

14 июня 2022 г. 09:29

Насколько я влюблена в Ехо, настолько разочаровалась в этом произведении. Жутко тягомотно, до середины книги пыталась вчитаться, не смогла( Узнаваемый слог и юморок Фрая не спасли книгу от унылости. И даже события, обещающие волшебство, которые случились примерно после прочтения трети книги не прибавили динамики сюжета. В общем, Фрай для меня исключительно Ехо и сэр Макс)

Макс Фрай - Ключ из желтого металла

Макс Фрай - Ключ из желтого металла

Рецензии на книгу « Ключ из желтого металла » Макс Фрай

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очередная книга Макса Фрая "Ключ из желтого металла" взбудоражила воображение. Отличный фантастический детектив. Кстати, еще не дочитала. Перефразированная сказка про Буратино, рассказанная в духе книг автора. Что интересно: здесь главный герой также, как и во многих сериях остальных произведений автора оказывается на т. н. "Темной стороне", "изнанке мира". Место весьма прелюбопытное. Если кратко, - это что-то похожее на упомянутую египтянами Реку Времени, через которую переплывает всякий умерший в дивной лодке с неясным Лодочником. Подробностей о том, что эта за река, я нигде не встречала, впрочем, не искала инфы про нее, всему свое время, я не тороплюсь. А вот у Фрая это интереснейшее местечко, в которое при желании и необходимости попадают маги и чародеи чтобы подраться, спрятаться, перекроить реальность на более справедливый лад и т. п. Выглядит эта река времени потрясающе: там мягкая трава, дует разноцветный веселый ветер, чувствуешь себя счастливым просто так, там можно загадать желание и, при четкой его формулировке, все сбывается. Жаль, там долго находиться и спать нельзя. Место не для смертных, - силы там уходят очень быстро, не подготовленные могут с непривычки и "коньки отбросить". Зато люди видны такими, какие они есть. Помните в детстве: "Мама, наша воспитательница похожа на нерасчесанную сову". Дети, - они еще видят все верно. И города там, - такие, какие они есть. Или такие, какими хотят быть. Где живет в доме тоска, - там мох нарастает на стенах. Волшебное место. Главный герой сказок Фрая там любит бывать. Та сторона его тоже по-своему любит. Потому что они "одной крови", - в конечном итоге, как нас все время подталкивает автор, Макс, - лишь литературный вымысел. Как и Темная сторона. Но ведь зачем создана литература? Волей-неволей мы примеряем на себя "шкуру" героев. А я? А что бы я делала? А я бы устроила на этой Темной стороне настоящее свидание. Пила бы разноцветный ветер из косых выдуманных бокалов, моя душа искрилась бы в отсветах и всполохах души любимого мужчины. И в самый ответственный момент мы подарили бы Той Стороне невиданное ранее разноцветье. И, однозначно, такое не прошло бы даром на Этой стороне. Где-то бы обязательно "Счастье привалило", внепланово, внезапно. Например, кто-то выздоровел, помирился с соседями, решил посадить дерево, перейти на новую работу, а кто-то проснулся бы утром с ощущением купания в той самой реке времени, уверенный, что именно сегодня "все будет хорошо". Так, ведь бывает у каждого иногда: просыпаешься и говоришь себе: "А пусть сегодня день будет моим. Пусть все спорится и идет так, как задумано, с добром к ближнему и на благо моим делам (аffairs, business).

Без раздумий купила эту книгу и ни разу не пожалела! Оформление книги на высоте. Сама история просто потрясающая. Тот самый случай, когда попадание стопроцентное!

Читая описание, сначала решила, что это "Приключения Буратино" на Фрайевский лад. Но нет. Практически ничего общего. Даже если за уши притягивать, сюжеты совсем разные.
Если вы хоть немного знакомы с Максом Фраем, то можете себе придставить, какие чудесатые приключения ждут Филиппа - главного героя. Смесь юмора, опасности, удачи и интересного поворота событий с легким ароматом кофе из соседней кафешки - это он и есть, "Ключ из желтого металла"!

Эта книга изменила меня. точнее, нет, она показала КАК все должно быть на самом деле. Как нужно думать, чтобы жить и видеть хоть какой-то смысл.
Если бы я могла, я бы слёзно обняла ее автора, говоря тысячи слов благодарности.

Увы книга не зацепила не понравилась скучно растянуто с непонятным концом,такое чувство что саму книгу можно было уложить в 20 листов,полное разочарование.

Книга просто потрясающая. Именно с неё произошло мое знакомство с данным автором и я поняла, что хочу прочитать все его книги. Читать было на столько легко, что не заметила как летело время. Сюжет затягивает так, что когда ты откладываешь книгу и идёшь заниматься домашними делами все равно продолжаешь жить в той реальности о которой так умело повествовал автор и стараешься по быстрее со всем отделаться и снова продолжить читать, узнавая что же происходит дальше. А читая, ты уже не можешь остановиться.

Я очень разочарована. На самом деле я всегда считала, что у меня ужасный вкус на книги, музыку, фильмы и прочее, потому что по большей части не схожусь со вкусами других людей. Так что я не перестаю себе повторять "на вкус и цвет. ", "на вкус и цвет..". В общем, и сейчас я снова пролетела, пролетела мягко говоря сильно. Книга Макса Фрая вызвала скорее не столько антипатию, сколько просто негодование. Как это может нравится? Возможно, возможно. дело в том, что я читаю отдельную книгу, а не нашумевший за многие года Фраевскую серию "лабиринты ЕХО". Но если в рецензиях пишут, что эта книга является сборником многих "фишечек" писателя, то я проливаю горькие слезы, потому что тут наши пути с Фраем разойдутся. Я могу аргументировать свою точку зрения.

Во-первых, я изначально купила книгу по красивой обложке и интересному названию ( ну и еще Макс Фрай же) //кароче тупанула// но по сюжету книга просто разбила мои надежды в дребезги, я ожидала совершенно не этого, почему-то я считала, что получу порцию историй Мисс Винтер (из книги Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»), а не дурацкие скитания главного героя и его скептический ум. Да, было интересно наблюдать как человек переполненный логическим мышлением пытается понять мистические вещи, но история подстраивалась под героя, мир делал все чтобы герой в нем существовал спокойно. Я не знаю как это объяснить, но это было крайне глупо и не интересно. Как по мне, это было ужасно скучно читать с точки зрения динамичности.

Во-вторых, ммм это мое любимое прекрасные выражения персонажей. Скорее всего, я восприняла в штыки данные выражения потому, что весь год горбачусь над классической литературой, поэтому считаю употребление подобных слов просто невозможным в художественной литературе, а вот в современном слоге использовать такие слова как "обосрался" , "пожрать", "ебанутая" и т.д. Приемлемо, а если повторять их неоднократно так еще и смешно станет(. ), да, смешно. Употребление мата в книги да как до такого дойти блять вообще можно? (Окей, крикните вы, а как же С.А. Есенин и В.В.Маяковский у них ведь тоже мат в стихотворениях, но он хотя бы не для веселья там(!), а от того, что попросту писателям уже не хватает слов, чтобы передать всю горечь, которая скопилась в их душах будь то от какого-либо мещанского сословия, которое «Намозолив от пятилтнего сидения зады» продолжает отравлять жизнь простому люду или же от любовных расприй, но в случае с Максом Фраем дело обстоит иначе ) Мало мат, так это мать вашу матерные стишки из раза в раз повторяющиеся, когда удивительная художница Мирра начинает рисовать. Это можно выделить как отдельный фактор с которого у меня горит. Думаю, если бы я так плотно не относилась к миру искусства , а конкретно к самим художникам, не было бы у меня такого жара в зоне жопы, однако что есть того не отнять. В общем, художница начинает орать матерные стишки, когда рисует. А? Как? Нормально? Да, конечно, у нас каждый в мастерской так делает, а кто стесняется тому мастер лично помогает.

Ну и последнее это концовка. Мне показалось, что в конце Фрай просто взяла и плюнула мне в лицо //ДА ВСЯ КНИГА ЭТО ОДНА БОЛЬШАЯ ХОРЧА//, но сделать концовку такой эммм никакой. Просто мало было идиотских "приключений", где герой не прилагал даже малейших усилий , а диалоги были притянуты за уши, а про "проходных" персонажей, которые нужны были просто, чтоб главный герой даже не посмел подумать о том, как ему самому сделать хоть что-то в этой истории, я молчу. Заткнулась. Я достаточно долго еще могу говорит об этой книге, я честно не хочу по одной книге судить писательниц ( хотя щас вроде дуэт распался, не знаю как было на момент создания этого произведения), но явно к их книгам я прикасаться ближайшие пару лет точно не буду. НО. Есть одна вещь, которую Фрай смог мне дать этой историей. Ты - сам создаешь свой мир. Никто-то, ни жизнь, ни судьба. Ты. Все решаешь. И это очень правильная мысль, которая поддерживается на протяжении всей книги. Ладно, на этом, пожалуй, стоит закончить и уйти дальше убиваться.
Помните классическая литература убивает в вас быдло. Читайте ее аккуратно.

Читайте также: