Маленький музыкальный инструмент с металлическими пластинками

Обновлено: 28.09.2024

Ударные инструменты, названия и описания которых представлены в этой статье, возникли раньше других музыкальных инструментов. Их использовали в глубокой древности народы Ближнего Востока и Африканского континента для сопровождения воинственных и религиозных плясок и танцев. Ударные инструменты, названия которых многочисленны, как и их виды, в наши дни весьма распространены, без них не обходится ни один ансамбль. К их числу относятся те, у которых звук извлекается с помощью удара.

Классификация

По своим музыкальным качествам, то есть по возможности извлечения звуков той или иной высоты, можно разделить на 2 группы все виды ударных инструментов, названия которых представлены в этой статье: с неопределенной высотой звука (тарелки, барабаны и др.) и с определенной высотой (ксилофон, литавры). Они также делятся в зависимости от вида вибратора (звучащего тела) на самозвучащие (кастаньеты, треугольники, тарелки и др.), пластинчатые (колокольчики, виброфоны, ксилофоны и др.) и перепончатые (бубен, барабаны, литавры и др.).

Теперь вы знаете, какие существуют виды ударных инструментов. Скажем пару слов и о том, чем определяется тембр и громкость их звучания.

От чего зависит громкость и тембр звучания

Громкость звучания их определяется амплитудой колебаний звучащего тела, то есть силой удара, а также размерами звучащего тела. Усиление звучания в некоторых инструментах достигается путем добавления резонаторов. Тембр, который имеют те или иные виды ударных инструментов, зависит от множества факторов. Основные из них - способ удара, материал, из которого изготовлен инструмент, и форма звучащего тела.

Перепончатые ударные инструменты

Звучащим телом в них является мембрана или натянутая перепонка. К их числу относятся ударные инструменты, названия которых: бубен, барабаны, литавры и др.

Литавры

Литавры - это инструмент, обладающий определенной высотой звучания, который имеет металлический корпус в форме котла. Мембрана, сделанная из выделанной кожи, натянута в верхней части этого котла. В качестве мембраны в настоящее время используют сделанную из полимерных материалов специальную перепонку. Она закрепляется на корпусе с помощью натяжных винтов и обруча. Расположенными по окружности винтами отпускают или натягивают ее. Ударный инструмент литавры настраивается следующим образом: если натягивать мембрану, строй становится выше, а если ее опускать, то он будет ниже. Для того чтобы не мешать мембране свободно вибрировать, снизу есть отверстие для движения воздуха. Корпус этого инструмента изготовлен из латуни, меди или алюминия. Литавры устанавливают на треножнике - особой подставке.

с помощью каких ударных инструментов

Этот инструмент используют в оркестре в наборе из 2, 3, 4 и более котлов разной величины. От 550 до 700 мм составляет диаметр современных литавр. Различают следующие их виды: педальные, механические и винтовые. Педальные являются самыми распространенными, поскольку перестроить инструмент на необходимую тональность можно, не прерывая игры, нажатием на педаль. У литавр звуковой объем примерно равен квинте. Ниже всех остальных настраивается большая литавра.

Тулумбас

Тулумбас - старинный ударный инструмент (род литавр). Он служил в XVII-XVIII веке в армии, где использовался для подачи сигналов тревоги. По форме это горшокообразный резонатор. Этот старинный ударный инструмент (род литавр) может быть выполнен из металла, глины или дерева. Сверху он обтягивается кожей. По этой конструкции бьют деревянными битами. Извлекается глухой звук, напоминающий чем-то выстрел пушек.

Барабаны

Продолжаем описывать ударные инструменты, названия которых были перечислены в начале статьи. Барабаны обладают неопределенной высотой звучания. К ним относятся различные ударные инструменты. Названия, список которых представлен ниже, все обозначают барабаны (различные их разновидности). Выделяют большой и малый оркестровые барабаны, большой и малый эстрадные, а также бонги, том-бас и том-тенор.

Большой оркестровый барабан имеет корпус цилиндрической формы, с двух сторон обтянутый пластиком или кожей. Он характеризуется глухим, низким, мощным звуком, извлекающимся деревянной колотушкой с наконечником в виде шара из фильца или войлока. Для мембран барабанов сегодня начали применять полимерную пленку вместо пергаментной кожи. Она имеет лучшие музыкально-акустические свойства и более высокую прочность. У барабанов мембраны закрепляются натяжными винтами и двумя ободами. Корпус этого инструмента изготавливается из клееной фанеры или листовой стали и облицовывается художественным целлулоидом. Он имеет размеры 680х365 мм. Большой эстрадный барабан имеет конструкцию и форму, аналогичную оркестровому. Его размеры составляют 580х350 мм.

Малый оркестровый барабан представляет собой невысокий цилиндр, с двух сторон обтянутый пластиком или кожей. Перепонки (мембраны) к корпусу крепятся с помощью стяжных винтов и двух ободов. Для придания инструменту специфического звука специальные струны или подструнник (спирали) натягиваются над нижней мембраной. Они приводятся в действие сбрасывающим механизмом. Использование в барабанах синтетических мембран позволило существенно улучшить надежность эксплуатации, музыкально-акустические характеристики, товарный вид и длительность службы. Малый оркестровый барабан имеет размеры 340х170 мм. Он включен в состав симфонических и военных духовых оркестров. Малый эстрадный барабан имеет устройство, подобное оркестровому. Его размеры 356х118 мм.

Барабаны том-том-бас и том-том-тенор по устройству не отличаются. Они используются в ударных эстрадных установках. Том-тенор крепится к большому барабану с помощью кронштейна. Том-том-бас устанавливают на специальной подставке на полу.

Бонги - это барабаны, имеющие небольшие размеры, с одной стороны которых натянут пластик или кожа. Они включены в состав ударной эстрадной установки. Бонги соединяются между собой переходниками.

Как вы видите, к барабанам относятся многие ударные инструменты. Названия, список которых был представлен выше, можно дополнить, включив некоторые менее популярные разновидности.

Бубен

Бубен - это обечайка (обруч), с одной стороны которого натянут пластик или кожа. Специальные прорези сделаны в корпусе обруча. В них укреплены латунные пластинки, по виду это маленькие оркестровые тарелочки. Внутри обруча иногда на спирали или на натянутые бечевки нанизываются маленькие колечки, бубенчики. Все это позвякивает от малейшего прикосновения к бубну, создавая особенное звучание. По мембране удары производят ладонью правой руки (ее основанием) или кончиками пальцев.

Бубны применяются для сопровождения песни, пляски. На Востоке виртуозного мастерства достигло искусство игры на этом инструменте. Здесь распространена также сольная игра на бубне. Дяф, деф или гавал - это азербайджанский бубен, хавал или даф - армянский, дайра - грузинский, дойра - таджикский и узбекский.

Пластинчатые ударные инструменты

Продолжим описывать ударные музыкальные инструменты. Фото и названия пластинчатых ударных представлены ниже. К таким инструментам, обладающим определенной высотой звучания, можно отнести ксилофон, маримбу (маримбафон), металлофон, колокола, колокольчики, виброфон.

Ксилофон

Ксилофон - это набор деревянных брусочков различных размеров, которые соответствуют звукам, разным по высоте. Брусочки делают из палисандра, ели, ореха, клена. Их помещают параллельно в 4 ряда, следуя порядку хроматической гаммы. Эти брусочки крепятся на прочных шнурках, а также разделяются пружинками. Сквозь отверстия, сделанные в брусочках, проходит шнур. Ксилофон для игры раскладывают на столике на резиновых долевых прокладках, которые располагаются вдоль шнуров этого инструмента. На нем играют двумя деревянными палочками, имеющими утолщение на конце. Этот инструмент используют для игры в оркестре или для сольной игры.

Металлофон и маримба

Металлофон и маримба - это также ударные музыкальные инструменты. Фото и названия их о чем-нибудь вам говорят? Предлагаем поближе познакомиться с ними.

Металлофон - музыкальный инструмент, схожий с ксилофоном, однако звуковые пластины его выполнены из металла (бронзы или латуни). Фото его представлено ниже.

ударные инструменты названия

Маримба (маримбафон) - инструмент, у которого звучащими элементами являются деревянные пластины. На нем установлены также металлические трубчатые резонаторы для усиления звучания.

Маримба обладает сочным, мягким тембром. Диапазон ее звучания - 4 октавы. Игровые пластины этого инструмента изготовлены из палисандра. Это обеспечивает хорошие музыкально-акустические характеристики данного инструмента. В 2 ряда на раме расположены пластины. В первом ряду - пластины основных тонов, а во втором - полутонов. Резонаторы, установленные в 2 ряда на раме, настраиваются на частоту звучания соответствующих им пластин. Фото этого инструмента представлено ниже.

ударные инструменты названия список

На опорной тележке закрепляются основные узлы маримбы. Каркас этой тележки изготовлен из алюминия. Это обеспечивает достаточную прочность и минимальную массу. Маримбу используют как для учебных целей, так и для профессиональной игры.

Вибрафон

Этот инструмент - набор алюминиевых пластин, хроматически настроенных, которые расположены в 2 ряда по аналогии с клавиатурой фортепиано. На высоком столе (станине) устанавливаются пластины и крепятся на шнурках. В центре под каждой из них расположены цилиндрические резонаторы определенной величины. Через них проходят в верхней части оси, на которых закреплены вентиляторные веерочки (крыльчатки). Так достигается вибрация. Демпферное устройство имеет этот инструмент. Оно соединено под станиной с педалью для того, чтобы можно было приглушать звук ногой. На вибрафоне играют с помощью 2, 3, 4, а иногда и большим количеством длинных палочек, имеющих на концах резиновые шарики. Этот инструмент применяется в симфоническом оркестре, однако чаще - в эстрадном либо в качестве сольного инструмента. Фото его представлено ниже.

ударные музыкальные инструменты фото и названия

Колокола

С помощью каких ударных инструментов можно воспроизвести в оркестре колокольный звон? Правильный ответ - колокола. Это набор ударных инструментов, применяющихся в симфоническом и оперном оркестрах для этой цели. Колокола состоят из набора (от 12 до 18 штук) цилиндрических труб, которые настроены хроматически. Обычно трубы стальные хроминованные или латунные никелированные. Диаметр их составляет от 25 до 38 мм. Их подвешивают на специальной раме-стойке, высота которой составляет около 2 м. Ударом по трубам деревянного молота извлекают звук. Колокола снабжены особым устройством (педально-демпферным) для глушения звука.

Колокольчики

Это ударный инструмент, состоящий из 23-25 металлических пластинок, настроенных хроматически. Они размещаются ступенями в 2 ряда на плоском ящике. Черным клавишам фортепиано соответствует верхний ряд, а белым - нижний.

Самозвучащие ударные инструменты

Рассказывая о том, какие бывают ударные инструменты (названия и виды), нельзя не упомянуть о самозвучащих ударных. К этому виду относятся следующие инструменты: тарелки, там-тамы, треугольники, погремушки, маракасы, кастаньеты и др.

Тарелки

Тарелки - это металлические диски, выполненные из нейзильбера или латуни. Несколько сферическая форма придана дискам тарелок. Кожаные ремешки прикреплены к центру. Продолжительный звенящий звук издается при ударе их друг о друга. Иногда используют одну тарелку. Тогда звук извлекают ударом металлической щетки или палочки. Выпускаются оркестровые тарелки, тарелки "гонг" и "чарльстон". Они звучат звеняще, резко.

Расскажем о том, какие еще бывают ударные инструменты. Фото с названиями и описанием помогут вам познакомиться с ними поближе.

Треугольник оркестровый

Треугольник оркестровый (фото его представлено ниже) - это стальной прут незамкнутой треугольной формы. Этот инструмент при игре подвешивают свободно и затем по нему ударяют металлической палочкой, выполняя при этом различные ритмические рисунки. Звенящий, яркий звук имеет треугольник. Его используют в различных ансамблях и оркестрах. Треугольники выпускаются с двумя палочками, выполненными из стали.

старинный ударный инструмент род литавр

Гонг или там-там - это бронзовый диск, имеющий загнутые края. Колотушкой, имеющей войлочный наконечник, ударяют по его центру. Получается мрачный, густой и глубокий звук, полной силы достигающий постепенно, не сразу после удара.

Кастаньеты и маракасы

Кастаньеты (фото их представлено ниже) - это народный инструмент Испании. По форме этот старинный ударный инструмент представляет собой раковины, связанные шнуром. Одна из них обращена сферической (вогнутой) стороной к другой. Их изготавливают из пластмассы или дерева твердых пород. Кастаньеты выпускают одинарные или двойные.

виды ударных инструментов

Маракасы - это шары из пластмассы или древесины, наполненные дробью (небольшим количеством кусочков металла) и оформленные красочно снаружи. Они снабжены ручкой для того, чтобы во время игры их было удобно держать. Различные ритмические рисунки можно воспроизводить, встряхивая маракасы. Их применяют в основном в эстрадных ансамблях, но иногда и в оркестрах.

Погремушки - это наборы укрепленных на пластине из дерева маленьких тарелочек.

Это основные названия ударных музыкальных инструментов. Конечно, их существует намного больше. Мы рассказали о самых известных и популярных.

Ударная установка, которую имеет эстрадный ансамбль

Для того, чтобы иметь полное представление об этой группе инструментов, необходимо также знать состав ударных комплектов (установок). Самым распространенным является следующий состав: большой и малый барабан, большая и малая одинарная тарелка, спаренная тарелка хей-хет ("чарльстон"), бонги, том-том альт, том-том тенор и том-том-бас.

На полу перед исполнителем устанавливается большой барабан, для устойчивости имеющий упорные ножки. На барабане сверху могут быть закреплены с помощью кронштейнов барабаны том-том альт и том-том тенор. На нем также предусмотрена дополнительно подставка, на которой закрепляется оркестровая тарелка. Закрепляющие на большом барабане том-том альт и том-том тенор кронштейны регулируют их высоту.

Механическая педаль - неотъемлемая часть большого барабана. Исполнитель с помощью нее извлекает звук из этого музыкального инструмента. Обязательно включается в состав ударной установки малый эстрадный барабан. Он крепится тремя прихватами на специальной подставке: одним выдвижным и двумя откидными. Устанавливается подставка на полу. Это стойка, которая снабжена для фиксации в определенном положении, а также изменения наклона малого барабана стопорным устройством.

У малого барабана есть глушитель и сбрасывающее устройство, которые применяются для регулировки тембра. Также в комплект ударной установки иногда входят несколько том-том теноров, том-том альтов и том-том барабанов, разных по размерам.

Также ударная установка (фото ее представлено ниже) включает в свой состав оркестровые тарелки с подставкой, стул и механическую подставку для "чарльстона". Маракасы, треугольники, кастаньеты и другие шумовые инструменты являются сопутствующими инструментами этой установки.

ударно клавишные инструменты

Запасные части и принадлежности

К запасным принадлежностям и частям ударных инструментов можно отнести: подставки для оркестровых тарелок, для малого барабана, для тарелок "чарльстон", литавровые палочки, механическую колотушку для барабана (большого), палочки к барабану малому, эстрадные барабанные палочки, оркестровые щеточки, колотушки и кожу для большого барабана, ремни, футляры.

Ударно-клавишные инструменты

Следует различать ударно-клавишные и ударные инструменты. К ударно-клавишным относится пианино и рояль. Струны рояля расположены горизонтально, по ним ударяет молоточек снизу вверх. Пианино отличается тем, что молоточек ударяет в направлении от музыканта по струнам вперед. Струны при этом натянуты в вертикальной плоскости. Рояль и пианино благодаря богатству звуков по силе звучания и высоте, а также большим возможностям этих инструментов получили общее название. И тот и другой инструмент можно назвать одним словом - "фортепиано". Фортепиано - это струнный ударный инструмент по способу извлечения звука.

Клавишный механизм, который использован в нем, представляет собой систему рычагов, связанных между собой, которая служит для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Он состоит из механики и клавиатуры. Клавиатура - это набор клавиш, число которых может быть разным в зависимости от диапазона звучания того или иного инструмента. Клавиши облицовывают обычно пластмассовыми накладками. Затем их при помощи штифтов монтируют на клавиатурной раме. Каждая из клавиш имеет свинцовые пломбы, пилот, капсюль и накладку. Она передает как рычаг первого рода усилие пианиста на фигуру механики. Механика - это молоточковые механизмы, преобразующие в удар по струнам молоточков усилие музыканта при нажатии на клавишу. Молоточки изготавливаются из граба или клена, войлоком обтягивают их головку.

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

В последние годы глюкофон обрел большую популярность – людей, играющих на этом перкуссионном инструменте, можно встретить в любом городе. Чарующие и успокаивающие звуки, который воспроизводит глюкофон, моментально притягивают к себе внимание, и музыкант тотчас же обретает слушателей. На этом лепестковом барабане может играть каждый, даже не знакомый с музыкальной грамотой человек, ведь глюкофон настроен таким образом, что на нем невозможно сфальшифить.

Сегодня существует много подобных инструментов, имеющих разные названия. Ханг, глюкофон, фимба – в чем разница между ними и с какого из них лучше начать? В этой статье мы постараемся осветить особенности каждого названного инструмента.

Отличия глюкофона и ханга

глюкофон и ханг отличия

Глюкофон появился не так давно, и, разумеется, он не был абсолютным новшеством. Металлические перкуссионные инструменты производились с древности – колокола, индийские чаши, гонги, - все они дальние родственники глюкофона. В начале 20 века появился на свет популярный инструмент – металлический барабан, а в начале 21 века он был усовершенствован одной швейцарской компанией. Теперь рабочие плоскости инструмента стали более изящными и монолитными, а тембр звучания – чище.

На основе этого металлического барабана появился еще один ударный инструмент – ханг, история создания которого началась примерно в это же время. Думается, что именно он стал ближним родственником глюкофона, ведь он имеет похожий внешний вид, строй и способ игры.

Ханг, в отличие от глюкофона, более изящный

Производство ханга довольно затратно, поэтому умельцы по всему миру стали экспериментировать с формами этого инструмента, чтобы снизить затраты. Именно так и появился глюкофон, первые модели которого вырезали из газовых баллонов.

Что такое глюкофон

Музыкальный инструмент глюкофон – это стальной барабан, звуки которого обладают успокаивающим эффектом. Играют на глюкофоне с помощью пальцев и палочек.

Ханг похож на перевернутую тарелку, а глюкофон более округлый – будто две тарелки скрепили между собой. На верхней чаше глюкофона прорезаны лепестки, имеющие различную тональность. Нижняя часть имеет отверстие для выхода звука. В отличии от глюкофона, ханг не имеет выраженных прорезей корпуса, и выглядит более монолитным, а его звучание ощущается более звонким.

Разница в звуке ханга и глюкофона довольно заметная. Ханг имеет более звонкое звучание, больше всего похожее на тембр металлических барабанов. Глюкофон звучит менее ярко, зато его тембр можно назвать более медитативным, обволакивающим и округлым. Техника игры при этом примерно одинаковая, и в вопросе, с какого барабана начать, нужно ориентироваться на свои предпочтения в звуке и бюджет.

Разумеется, эти инструменты серьезно отличаются по цене – ханг стоит гораздо дороже.

Hang Drum (Ханг Драм) - музыкальный инструмент, разработанный в Швейцарии 2000 году Феликсом Ронером (компания PANArt). Название переводится как ручной барабан.

Фимбо и глюкофон – в чем разница

Фимбо - брендированный глюкофон

Фимбо и глюкофон имеют минимальные отличия. По сути, это один и тот же инструмент, но производитель Фимбо заявляет, что им удалось добиться такого качества производства, что их продукцию можно выделить под отдельным названием. Таким образом, фимбо - это брендирование инструмента глюкофона.

Фимбо и глюкофон не отличаются принципом работы и требуют одинаковой техники игры. Что ж, мы можем порекомендовать послушать оба инструмента перед покупкой и решить, какой из них вам ближе.

Виды музыкальных инструментов

Виды музыкальных инструментов

Все любят музыку, она дарит прекрасные мгновения, успокаивает, радует, дает ощущение жизни. Разные музыкальные инструменты имеют разные свойства и отличаются по своему строению, материалу изготовления, звучанию, технике игры. Неоднократно предпринимались попытки создать их классификацию. Мы решили составить небольшой гайд, где разместили виды музыкальных инструментов с картинками и названиями, чтобы каждый новичок мог с легкостью разобраться во всем многообразии музыкального мира.

Классификация музыкальных инструментов

Виды музыкальных инструментов

Вообще, музыкальные инструменты можно классифицировать по различным признакам, но самый явный из них – по источнику звука. Звук может генерироваться струнами, вибрирующим язычком, колебанием твёрдой поверхности, либо вибрирующим воздухом в корпусе инструмента.

По этим признакам отличают струнные, духовые, язычковые, и ударные инструменты соответственно. Помимо источника звука важным критерием является способ игры на инструменте. Ниже мы приведем наиболее распространенные виды музыкальных инструментов.

Струнные

Струнные музыкальные инструменты

Скрипка, гитара, виолончель, банджо – всё это струнные музыкальные инструменты. Звук в них появляется благодаря вибрации натянутых струн. Существуют смычковые и щипковые струнные. В первых звук появляется от взаимодействия смычка и струны – трение смычкового волоса заставляет струну колебаться. По такому принципу работают скрипки, виолончели, альты.

Щипковые инструменты звучат благодаря тому, что музыкант сам своими пальцами, либо медиатором, задевает струну и заставляет её колебаться. Гитары, банджо, мандолины, домры работают именно по такому принципу.

Заметьте, что иногда на некоторых смычковых инструментах играют при помощи щипков, добиваясь несколько иного тембра. Среди таких инструментов скрипки, контрабасы и виолончели.

Духовые

Духовые инструменты

В духовых инструментах звук зарождается благодаря вибрированию воздушного потока в полости музыкального инструмента. Вполне вероятно, что эти музыкальные инструменты являются одними из самых древних, наряду с ударными. На высоту и характер звучания духовых влияет то, как именно музыкант выдувает воздух изо рта, а также положение его губ и лицевых мышц, называемое амбушюром. Помимо этого, звук регулируется длиной воздушного столба при помощи отверстий в корпусе, либо дополнительных патрубков, которые этот столб увеличивают. Чем больший путь пройдет воздух, тем ниже будет звучание.

Различают деревянные и медные духовые. Однако, эта классификация говорит, скорее, не о материале, из которого сделан инструмент, а об исторически сложившемся способе игры на нем. К деревянным духовым относят инструменты, высота звука которых регулируется отверстиями в корпусе. Музыкант закрывает пальцами или клапанами отверстия в определенном порядке, чередуя их при игре.

Деревянными духовыми могут быть и металлические флейты, и свирели, и даже саксофон, который из дерева вообще никогда не изготавливался. Кроме того, к ним относятся флейты, гобои, кларнеты, фаготы, а также старинные шалмеи, блокфлейты, дудуки и зурны.

К медным духовым относят те инструменты, высота звучания которых регулируется дополнительными патрубками, а также амбушюром музыканта. К медным духовым относят валторны, трубы, корнеты, тромбоны и тубы. В отдельной статье - всё о духовых.

Язычковые

Язычковые инструменты

Каждый знаком с губной гармошкой. Её чарующее звучание возникает благодаря тому, что музыкант, вдувая в инструмент воздух, заставляет вибрировать небольшой металлический язычок, который и производит звук. К язычковым относят гармони, баяны, аккордеоны, казу.

Кроме того, к ним можно отнести и тростевые духовые инструменты, как, например, саксофон, фагот или кларнет, звук в которых зарождается благодаря вибрации маленькой деревянной пластинки – трости.

Ударные

Ударные и перкуссия

Одни из самых древних музыкальных инструментов – конечно же ударные. Звук формируется от удара музыканта по инструменту, либо по его резонирующей части. К ударным инструментам относят все барабаны, бубны, ксилофоны, литавры, треугольники и шейкеры. Вообще, это очень многочисленная группа инструментов, в которую входит этническая и оркестровая перкуссия.

Перкуссия

Перкуссионные инструменты

Перкуссия – ударные и шумовые музыкальные инструменты, которые не входят в набор стандартной барабанной установки, или основных ударных оркестра. Такие инструменты выполняют важную роль, создавая особенное настроение и разнообразие ритм партии и всей композиции в целом.

Звуки колокольчиков, шум трещоток, кастаньет и бубнов – без этого невозможно представить современную музыку. Этническая перкуссия, к которой относятся такие этнические ударные как тамбурин, бонго, маракасы, деревянные ложки, кастаньеты, имеют огромное влияние на самоопределение многих народов, создавая их идентичность.

Клавишные

Клавишные музыкальные инструменты

К клавишным музыкальным инструментам относят любые инструменты, имеющие фортепианную или органную клавиатуру. Чаще всего, в современном толковании, под клавишными подразумевают рояль, пианино, орган, либо синтезатор. Кроме того, к этой подгруппе относят клавесин, аккордеон, мелотрон, клавикорд, фисгармония.

Электромузыкальные

Электромузыкальные инструменты

Относительно новая подкатегория музыкальных инструментов, звук в которых генерируется с помощью электронных схем. К ним относятся цифровые фортепиано, синтезаторы, грувбоксы, семплеры, драм-машины. Большинство таких инструментов имеют либо фортепианную клавиатуру, либо клавиатуру, состоящую из специальных чувствительных кнопок-пэдов. Однако, некоторые электромузыкальные инструменты могут совсем не иметь клавиатуры, как, к примеру, модульные синтезаторы, получая информацию о проигрываемой ноте при помощи специальных программ или устройств.

Особенности челесты

Особенности челесты

Что такое челеста, ответит в лучшем случае каждый десятый случайный прохожий. Если проводить опрос среди не музыкантов, статистика узнавания может быть такой или даже еще менее оптимистичной. Но никогда не поздно узнать что-то новое, тем более если речь идет о таком красивом инструменте с интересной историей.


Что это такое?

Красивое итальянское слово celesta означает «неземная». Именно таким романтичным словом назвали клавишно-ударный инструмент, который похож на пианино, только маленькое. Если охарактеризовать его звучание, это будет приятный перезвон крохотных колокольчиков. Исполнитель касается клавиш челесты, а они приводят молоточки в движение. А уже молоточки бьют по небольшим стальным платформам, зафиксированным на резонаторах.

Резонаторы обычно делают из дерева.


Этот механизм повторяет фортепианное устройство, только упрощенное. Официально челеста становится клавишным металлофоном. Его сравнивают не только с пианино, но и с фисгармонией. Он считается очень популярным среди дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Конструкция челесты усиливает основные тоны, благодаря чему звук смягчается, приобретает глубину и действительно сравним с мелодичным колокольным перезвоном. Чех Антони Модр говорил, что челеста является чем-то средним между роялем и колокольчиком. Упоминал он и сравнение инструмента со стеклянной гармоникой. А еще Модр сравнивал звучание челесты с арфой.


У инструмента есть единственная педаль, и она играет ту же роль, что педаль фортепиано. В современных моделях она находится справа от середины корпуса. Но внешнее сходство инструментов – еще не все. Диапазон челесты – от До первой октавы до той же ноты пятой октавы. Сегодня это музыкальное изделие изготавливают два крупных бренда: немецкий Schiedmayer и японский Yamaha.



Инструмент обладает хроматическим звукорядом, ноты для него пишутся в скрипичном ключе (преобладает басовый) на двух нотоносцах, в чем инструмент также схож с фортепиано. К слову, вопрос о принадлежности челесты все так же вызывает дискуссию. Тот же Модр относил ее к группе самозвучных, то есть идиофонических инструментов, звук которых получается за счет движения упругого материала. В музыкознании же челеста считается ударно-клавишным или отдельно – ударным и клавишным инструментом.


История происхождения

За 12 лет до начала XIX столетия лондонский специалист по фамилии Клаггет изобрел камертонный клавир, который можно назвать «отцом» челесты. Работал он так: молоточки ударяли по разноразмерным камертонам. В 60-х годах этого же века француз по происхождению Мюстель сделал инструмент, очень напоминающий такой клавир, он стал называться дульситон. Впоследствии его сын Огюст доработал отцовское изобретение: вместо камертонов он оснастил его металлическими пластинами с резонаторами. И новый музыкальный предмет стал очевидно походить на пианино, только звук его был как нежный колокольный перелив.



В XX веке челеста звучала в произведениях авторства Шостаковича, Кальмана, Бриттена, Фельдмана – имен, находящихся в первом ряду мировой классической музыки. В 20-ые годы нашлось место челесте и в джазе, ее прославили исполнители Хоги Кармайкл, Арт Тэйтум и Оскар Питерсон. А десятилетием позже джазмену Фэтсу Уоллеру удалось продемонстрировать необычную технику игры на челесте, точнее, на двух родственных инструментах сразу, ведь левой рукой Уоллер играл на фортепиано.



У нас челеста также не осталась незамеченной. Петр Ильич Чайковский услышал ее звучание в 1891 году на одном из парижских концертов. Инструмент очаровал Чайковского, и он решил привезти его на родину. И вот в 1892 году на премьере в легендарной Мариинке – на уже ставшем легендой мировой музыке спектакле «Щелкунчик» – прозвучала челеста.

Впервые в России – и сразу в таком великом произведении!


Звучание челесты было невероятно точным и убедительным в том моменте балета, когда на сцену выходит фея Драже. Казалось, инструмент даже передает падающие капельки воды. Также челесте нашлось место и в таких работах, как «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Дальний звон» Шеккера, сюита «Планета» Холста, опера «Эхнатон» Гласса и т. д.


Особенности звучания

Гофман говорил, что музыка приходит на помощь тогда, когда выразить что-то обычными словами не получается. Челеста является примером инструмента, звук которого очень выразительный, запоминающийся, пронзительный. Множество маленьких колокольчиков переговариваются друг с другом – точнее и не скажешь. Это всегда ассоциируется с волшебством, сказкой, созданием атмосферы, которая действительно завораживает и уносит слушателя в ту прекрасную даль, что создал композитор.


Также сравнивают инструмент со звучанием хрусталя. Как будто та же фея берет серебряную ложку и нежно ею ударяет по хрустальным ножкам фужеров или вазам. Именно так звучит челеста – проникновенно, тонко, завораживающе. Пожалуй, лучше вариации феи Драже ничего нет, чтобы познакомиться с инструментом и очароваться им.


Применение

Наиболее активно челеста используется в академической музыке. Став частью культовых произведений, она уже прописала свое имя в музыкальной истории. В работе «Море» Клода Дебюсси также звучит челеста, как появляется она и в «Американце в Париже» великого Гершвина. И как не упомянуть звучание множества чистых колокольчиков в легендарных «Огнях большого города» Чарли Чаплина или в «Пиноккио» Пола Смита. Особенно полюбилась мелодичная, романтичная челеста американцу Джону Уильяму, который писал музыку для фильмов.


Бадди Холли, Битлс, Зэ Бич Бойс, Пинк Флоид – вот те группы (одни из), которые сделали челесту голосом роковых композиций тоже. Узнавать инструмент в хитах культовых коллективов – особое удовольствие для меломана.



Она может солировать или быть одним из голосов оркестра, может становиться созвучием в общем хоре или выходить на передней план – лирический, трогательный. Инструмент сложно назвать экзотическим, ведь он и сегодня существует, используется музыкантами, повторяется в известнейших хитах мировой музыки. Но вот играть на нем для себя, дома – удел единиц, которых привлекают такие, все же относительно редкие инструменты. Но те, кого чарует пианино и притягивает все необычное, могут не остановиться перед этой эксклюзивностью и покорить еще один инструмент.

Он точно может стать самым трогательным в общей коллекции.

Что такое металлофон и как его выбрать?

Что такое металлофон и как его выбрать?

Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.

Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.

Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.

Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.



Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.

Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.

В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.



Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания



Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.

Чем отличается от ксилофона?

Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.

А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.



Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.

У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.

Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.



Какими бывают?

Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.

Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.


Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.

По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.


Советы по выбору

При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.


Как научиться играть?

Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.

Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.


Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.

При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.

Как держать палочки?

С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.


Извлечение звуков

На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.

Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.


Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.

Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.

Читайте также: