Мангал из металла паровоз

Обновлено: 19.04.2024

Жаровню в виде мангала-паровоза можно заказать в специальных магазинах или у мастера, но это обычно дорогое удовольствие. Такой мангал возможно сделать и самостоятельно. Вы можете сконструировать совершенно разные формы, все зависит только от вашего воображения. Мангал-паровоз – это одна из наиболее удачных форм мангалов, он имеет много функций, эстетически приятен, его можно сделать как-то по-особенному креативно.

Мангал-паровоз станет очень необычной деталью двора вашей дачи. Самой различной может быть конструкция, к тому же при проектировании появляется еще больше места и простора для творчества и дизайна.



Готовый мангал-паровоз очень удобный и многофункциональный, но отличается высокой ценой. Однако если вы умеете работать с металлом, то вы вполне сможете смастерить его сами, сэкономив деньги. Чтобы осуществить эту идею, заранее будет необходимо узнать о строительстве поподробнее, о необходимых материалах. Со стороны мангал-паровоз будет выглядеть как миниатюрный поезд.

Основная функция мангала – это приготовить на нем вкусную еду. У конструкции мангала-паровоза есть еще много преимуществ и бонусных функций и возможностей благодаря используемому материалу.



Необходимые инструменты

Основные инструменты для строительства мангала собственноручно: чертежи, аппарат для сварки, отвертка, плоскогубцы, огнеупорная краска, шурупы. Чертеж можно сделать самому, если у вас есть представление, какой должен быть мангал, возможно сделать эскизы и предоставить их мастеру, либо начертить самому. Но также можно собрать фотографии и уже по ним сделать чертежи. Для мангала вам будут необходимы материалы в зависимости от его конструкции.




Конструкция мангала-паровоза

Основным элементом мангала является, конечно же, жаровня, которая должна иметь отделение для горящих материалов (это могут быть угли, либо, дрова). Этот отсек является определяющим, без него в мангале нет никакого смысла, он становится просто украшением. Основное в мангале-паровозе – это жаровня.

Если выбор пал на изготовление мангала-паровоза, то в чертежах должна обязательно присутствовать труба, она будет в мангале для красоты и дымоотвода.

Для удобства дальнейшего использования мангала необходимо заранее предусмотреть место, где будет располагаться посуда, а также где должно мариноваться мясо.

Можно сконструировать мангал таким образом, чтобы нанизывать мясо прямо у жаровни, благодаря чему не придется тратить время на ходьбу от одного места к другому с нанизанным мясом, собирая пыль, грязь и летнюю мошкару.



Изготовление

Нужно быть готовым к тому, сколько времени у вас займет строительство мангала-паровоза: если заниматься строительством ежедневно, то в таком темпе можно соорудить конструкцию мангала за несколько дней, но собрать весь мангал за один день, скорее всего, не выйдет. Нужно иметь это в виду.

Перед тем как начать строительство, обязательно нужно убедиться, что все ваши чертежи хорошего качества, на них нанесены все точные разметки и размеры будущего мангала. Необходимо тут же продумать, будет ли ваш мангал-паровоз с колесами или без, будет ли в конструкции еще один вагон, в который вы можете в будущем класть материалы или дрова. Необходимо сопоставить ваши возможности, придумать пару вариантов, выбрать лучший из них, представить, как вы готовите мясо, так словно мангал у вас уже есть, каким он представляется. Теперь необходимо посмотреть на имеющиеся материалы, при необходимости дополнить их, докупить что-то и, постоянно сверяясь с чертежами или эскизами, начать строительство.




Лучше всего строение мангала-паровоза получается из газовых баллонов, основным элементом будет сама жаровня – она выглядит как вертикальная часть с трубой и также горизонтальная часть.

Для того чтобы изготовить жаровню, хорошо подходят газовые баллоны 50 л.



Похожие модели изготавливают из различного металла, потому что именно он лучше всего подходит для этой цели, являясь одновременно прочным и долговечным материалом. Металл выдерживает повышенную температуру, его легко обработать и изменить. Если же говорить конкретнее, то возможно использование чугуна или стали, эти материалы являются основой всех элементов конструкции-паровоза. Именно свойства этих металлов будут способствовать тому, что будет очень просто приготовить сочное мясо, которое будет очень вкусным, с поджаристой корочкой. Такая конструкция является довольно долговечной и прослужит вам много лет.

Если вы хотите, чтобы мангал-паровоз вам долго и хорошо служил, то при изготовлении важно подобрать оптимальную толщину металла, не тоньше, но и не толще стандартов. Те поверхности, которые будут находиться в прямом контакте с горящими веществами, непременно должны быть толщиной минимум восемь миллиметров. А иначе, если вы не соблюдете этих условий, металл может стать настолько тонким, что из-за собственного веса ваш новенький мангал-паровоз даст скосы и деформируется под тяжестью своего же веса.



Такие мангалы выполняют много функций, что является основным хорошим моментом таких сложных конструкций. Мангал-паровоз с несколькими отделениями обеспечивает все для приготовления пищи на естественном огне. Так, на гриле готовят шашлыки, свежие овощи. На барбекю готовят стейки на решетке, которые пахнут ароматным дымком. Для горячего копчения используются отделения барбекюшниц. Если у мангала-паровоза есть боковая камера, то ее применяют при холодном копчении.



Как разобрать газовый баллон безопасно?

Опасно работать с газовым баллоном сразу, особенно резать его, сначала обязательно нужно выпустить оттуда остатки воздуха, а также газов. Необходимо быть осторожными, так как баллон находился под давлением, а когда начинается резка может случиться взрыв из-за оставшегося в баллоне газа.

Необходимо скрутить кран с баллона, возможно, если он поддался коррозии и уже не поддается, то нужно будет применить газовый ключ. Из-за старости и ржавчины также могут не поддаваться переходы от баллона к крану. Используя капельницу, внутрь баллона нужно залить воду, тогда вода выталкивает из внутренности емкости оставшийся газ, а также воздух. Из-за того, что отверстие переходника слишком мало, необходимо залить воду внутрь баллона лишь в навесной позиции, в противном случае отверстие закупорится, а воздух не сможет выйти из баллона. Если так произошло, при возникновении воздушной пробки остается лишь залить воду маленькими порциями, тогда воздух выйдет частями.

Очень важно, чтобы вода заполнила баллон полностью.



Дизайн

Вариантов мангалов-паровозов бесконечное количество. Благодаря металлу и особенностям строительства мангал предполагает много специфичных декоративных частей.

Чтобы мангал отличался, вокруг его корпуса приваривают конструкции, которые делают его похожим на настоящий паровоз. В декоре мангала могут присутствовать дополнительные кованые и литые элементы. В зависимости от дизайна функции мангала меняются. Но и в маленькую модель возможно уместить все, что нужно, и внешний вид при этом нисколько не пострадает. Хорошо, когда у мангала есть дополнительные возможности.

Колеса, особенно когда конструкция объемная, могут помочь в перемещении мангала по территории.





Необходимые материалы

Для изготовления мангала-паровоза необходимо много металла в различных исполнениях. Чтобы изготовить корпус, рамы, колеса, навес, будут нужны: труба, бак, бочка, опустевшие баллоны, листовой металл и другие конструкции. Записывайте необходимые материалы, чтобы потом решить, что вы будете делать сами, а что лучше отдадите мастеру под заказ. И также это удобнее, чем держать все в голове, когда придете в магазин, чтобы докупить материалы.



Чтобы обработать материалы, вам понадобятся специальные аппараты: станки, болгарки, напильники, различные марки сварочных аппаратов, кувалды и дрели, а также молотки.






Необходимо помнить – не все вам придется покупать, например, даже станок для кованого декора вы вполне можете изготовить собственноручно. Благодаря станку из прута изготавливают самые различные завитки. Из оставшихся обрезков труб делают колеса. Чтобы рама мангала была прочной, можно взять профилированную трубу либо арматурные прутья или уголки.




Сварная рама

Сразу определить все точные размеры и сколько же потребуется конструкций, не получится, точное количество можно определить лишь во время составления чертежа. Нужно понять, где будут крепиться колеса, рама и вспомогательные конструкции. Детали соединяются при помощи сварочного аппарата, далее швы зачищаются, а при дефектах процедура повторяется, а металл срезается.

Корпус

На корпусе мангала можно поэкспериментировать и дать волю фантазии, но он может быть и стандартным в исполнении. В таком присутствуют горизонтальная гриль-барбекюшница, а также вертикальная камера. Для гриля можно взять за основу трубу либо газовый баллон.

Необходимо обрезать материал под свой размер, срезать верх трубы, приварить на петли, установить в роли крышки, сделать ручку. Боковую камеру можно изготовить из листовой стали и сварить в форме короба. Угловой профиль служит для создания каркаса, который сбоку закрывается листом металла.

Колеса и декор

Колеса лучше всего изготовить до строительства мангала, сделать сварку с рамой, пока еще корпус не установлен. Необходимо три–четыре пары колес, материалом для них служат трубы.

В качестве декора применяют прутья, заклепки, завитки и многое другое, все зависит от вашей фантазии и желаний. Для украшения мангала-паровоза можно придумать массу новых элементов и красивых конструкций, а потом украсить ими мангал и любоваться во время готовки мяса.




С помощью завитков из металлических прутьев украшаются бока и внутренность конструкции, что делает ее еще более уникальной. А уникальность много говорит о своем хозяине, да и радости от использования красивого мангала не как у всех будет больше.

Сегодня все более популярными становятся кованые конструкции. Они не только красивы, но и очень долговечны и прослужат вам несколько десятилетий.

Дополнительные приспособления

Кроме основных, есть еще и другие конструкции мангала, делающие его использование каждый день приятнее и удобнее. Можно сделать крючки, дымоотвод, а также еще и полки с навесами.

Крючки привариваются по бокам либо сверху к раме, они удобны тем, что на них вешают лопатки или кочергу. Полки помогают складировать дрова. Навес защищает от воды.

Самодельная коптильня-паровозик отличается своей оригинальностью и функциональностью. Ее совсем несложно сделать своими руками, если следовать нашим рекомендациям. Заранее запаситесь всеми необходимыми материалами и инструментами.



Мангал необходимо покрасить для защиты от ржавления и продления срока службы, для этого хорошо подойдет огнеупорная термостойкая краска. Лучше выбрать качественный состав от проверенного производителя. При уходе за таким необычным мангалом оно будет долго радовать вас вкусными блюдами, а вы сможете отдыхать на природе и общаться с друзьями!

О том, как сделать мангал в виде пароваза из автомобильных частей и газового баллона, смотрите в следующем видео.

Мангал в форме паровоза: изготовление своими руками

Мангалы выполняют роль не только печи для приготовления блюд, но и декоративно-ландшафтную функцию. В загородных домах чаще всего располагают его во дворе или задней части участка. Отдельного внимания заслуживают жаровни, изготовленные в форме паровозов — они бросаются в глаза обилием блестящих частей и напоминают кузнечное произведение искусства. О том, как сделать такую конструкцию, пойдёт речь далее.

Мангал паровоз своими руками

Конструкция и чертежи

Каждая разновидность мангала паровоза может быть по-своему уникальной и оригинальной. Многие умельцы снабжают их множеством отделений и отсеков для приготовления разных блюд, а не только шашлыка. Однако в любой из конструкций нам будут необходимы 2 отдела:

  • место под угли или дрова;
  • отсек с дымоотводом.

Мангал в форме паровоза

У мангала-паровоза есть общая форма, которая отличает его от других мангалов: наличие характерной трубы. Она как раз и выполняет функцию отвода дыма от прогоревшего топлива. В более-менее классической конструкции паровоза предусмотрены камеры под гриль и барбекю отдельно, расположенные в горизонтальном направлении. А ещё можно продумать бокс в мангале паровозе для горячего и холодного копчения, место под решётку и отделение для хранения дров и углей, а также принадлежностей для розжига.

Чертежи для такой сложной поделки просто необходимы, и в них устанавливается, какой окончательный вид будет иметь мангал. В чертежи переносятся все точные разметки, а также указываются размеры всех отдельных элементов. Учитывая, что внешне это будет выглядеть, как паровоз, на этапе черчения продумывается количество вагонов и колёс.

Схема мангала-паровоза

На каждой стадии сборки конструкция сверяется с чертежами. Чаще всего исходной основой для данной разновидности мангала выступает старый газовый баллон литров на 50 вместимости. Помимо него, потребуется немало обрезков и листов металла, толщина которого желательна на уровне 8 мм. Этого значения достаточно для безопасного контакта с огнём.

Другие декоративные элементы мангала паровоза из газового баллона могут быть исполнены методом литься или ковки. Они изготавливаются настолько разнообразными, насколько позволяет фантазия мастера. Помимо декоративной опции, отдельные элементы могут приносить реальную практическую пользу. Например, колёса можно сделать передвижными для перемещения паровоза по участку. Очень удобно предусмотреть подсветку в виде фонариков.

Материалы

Однако помимо материалов, не лишним будет заблаговременно запастись некоторыми инструментами для работы над мангалом паровозом. Итак, нам пригодятся следующие приспособления:

  • аппарат для сварки;
  • болгарка;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • набор отвёрток;
  • шурупы, саморезы в ассортименте.

Сварка и болгарка

Для изготовления мангала в виде паровоза понадобится довольно много разнообразного металла. Заранее необходимо запастись пустыми газовыми баллонами, трубами разного диаметра и листовой сталью. Чтобы сделать раму будущего изделия более прочной, можно прикупить металлических уголков или профилированную трубу.

Дополнительный вагон паровоза делается из ещё одного баллона, и в него впоследствии можно складывать дрова, уголь и другие материалы. Пустые газовые баллоны идеально подходят для такой конструкции, потому что такой металл довольно прочный и долговечный сам по себе. Он легко поддаётся обработке, но при этом способен выдержать даже высокую температуру.

Баллоны для мангала

Мангал в форме паровоза должен служить долго, вплоть до нескольких десятков лет. Поэтому нужно уметь подобрать нужную толщину используемого металла. Те части, которые будут непосредственно контактировать с огнём, должны быть толщиной 8 мм. В противном случае конструкция может деформироваться под тяжестью своего же веса.

Как сделать мангал паровоз своими руками

Основой для мангала паровозика своими руками зачастую выступает старый газовый баллон. Сначала нужно уметь правильно его разобрать с соблюдением правил безопасности. Первым делом необходимо избавиться от остатка газа внутри ёмкости. Потом происходит скручивание вентиля. В некоторых случаях для этого приходится воспользоваться газовым ключом.

До начала работ, связанных с резкой, нужно принять меры безопасности. Баллон заливается водой, подвешивается вверх ногами и оставляется в таком виде на 3-4 часа. После этого жидкость сливается и можно начать выполнять основные работы.

Баллон для мангала

Далее перечень действий будет выглядеть примерно следующим образом:

  1. Сначала общий диаметр изделия нужно разделить на 4 части по разным направлениям от сварочного заводского шва.
  2. От заводского шва вверх отступается 340 мм. От нижней полосы вниз идёт отступ 100 мм.
  3. Сначала вырезается кусок баллона, который будет играть роль крышки. Для этого диск болгарки движется от центра в стороны, располагаясь под прямым углом.
  4. По одной из вырезанных линий привариваются петли. Их можно сделать 2 или 3 штуки.
  5. Чтобы петли не деформировались, вдоль линии разреза зафиксируем небольшой уголок из металла. На этом работа с крышкой окончена.
  6. Основная часть паровоза готова. Теперь можно приваривать колеса и другие вагоны, если в этом есть необходимость.

После резки баллона для мангала паровоза приступают к сооружению рамы или корпуса. К ним приваривают колёса и другие декоративные элементы из металла. Количество колёс и их диаметр определяется особенностями конструкции. Чаще всего их делают из труб, которые разрезаются тонкими кольцами при помощи болгарки. В качестве элементов декора используются кованые плетения, завитки, прутья и т. п.

Корпус для мангала

Ручки и поддув для огня

Как только сварная рама и корпус стойки подготовлены, можно побеспокоиться о том, какими будут подставка, ручки и другие вспомогательные узлы. Помимо этого, такая жаровня может оснащаться полками, крючками, навесом, вытяжкой. На крючках можно подвешивать разную утварь, а на полках хранить посуду и пр.

Вытяжки пригодятся по той причине, что они отводят наружу лишний дым от продуктов горения. В переднюю часть корпуса вваривают трубу. Сверху приваривается конусообразная пластина для защиты от дождей. Навесы изготавливают из срезов металлических бочек. Когда конструкция в целом собрана, её покрывают термостойкой, огнеупорной краской. В составе таких красок применяются жаропрочное стекло и специальные композитные компоненты.

Крыша для мангала-паровоза

Внешний вид и форма ручек не имеют особого значения. Однако они обязательно должны быть жаростойкими. Снаружи к ручкам приделываются деревяшки, чтобы не обжечься горячим металлом. Чтобы крышка не проваливалась внутрь, по периметру приваривается небольшая металлическая полоска. Необходимо для шампуров сделать небольшие выемки и пропилы, в которых они будут находиться.

Отдельное внимание уделяется поддуву из баллона, поскольку для топлива нужно обеспечить поступление кислорода. Для этого переворачиваем мангал вверх ногами. На расстоянии 10 см от шва нужно сделать 2 продольные полосы, либо множество отверстий в ряд, через который будет поступать воздух. Заводские швы лучше не трогать, чтобы не нарушить целостность конструкции.

Мангал-паровоз на колёсах

Теперь нужно срезать кран, а на его место вставить металлическую трубку. Через неё система сможет проветриваться, а остатки дыма — выходить наружу. В самом конце работ приступают к окрашиванию конструкции в предпочтительный цвет. Краска обязательно должна быть термостойкой.

Изготовить самостоятельно уникальную жаровню не так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд. Большинство отработанных ёмкостей и узлов можно найти в сарае или на даче. В крайнем случае, всё это приобретается в строительном магазине или в отделе товаров для дома. Если проявить немного фантазии, то вполне соорудить настоящее произведение искусства. Если у кого-то из читателей есть опыт изготовления такого паровозика, предлагаем поделиться им в комментариях после прочтения.

Изготовление мангал из трубы с нуля и под ключ

Обязательным атрибутом для приготовления вкусной еды на углях является мангал. Если не приобретать такое приспособление готовым в магазине, то можно собрать его своими руками буквально из подручных средств. Особого внимания заслуживают мангалы, сделанные из металлической трубы диаметра 300 мм или подобного. Рассмотрим детальнее, как выполнить такую работу.

Мангал из трубы

Устройство и принцип работы

Принцип действия такой конструкции во многом напоминает известную печь-буржуйку. Самые простые модели оснащаются отделением для топки и решёткой, на которую выкладываются продукты. В топку закладывают топливо, необходимое для получения жара — чаще это дрова или древесные угли.

В середине трубы необходимо предусмотреть различного рода держатели в виде уголков, скоб или крючков. На них будет стоять решётка с мясом, рыбой или овощами. При изготовлении мангала из профильной трубы её верхняя часть срезается, но впоследствии из неё можно оборудовать крышку.

Устройство мангала из трубы

В процессе сгорания угля или дров выделяется жар, с помощью которого готовится пища на решётке. Конструкции необходим колосник, позволяющий отводить излишки тепла и регулировать температуру внутри мангала. Можно предусмотреть и крышку, которая поможет быстрее приготовить еду и улучшить её вкусовые качества.

Ещё одной отличительной особенностью жаровень из металлической трубы считается их полукруглая форма. Именно благодаря такой форме конструкция нагревается быстрее и дольше сохраняет тепло внутри. Однако нельзя не предусмотреть и отверстия, улучшающие обдув и циркуляцию воздуха внутри мангала. Обычно их располагают по наружному периметру в нижней части топки. Ну и последний штрих — крышка, позволяющая жарить блюда даже в дождливую погоду. Для неё нужно продумать ручки из не нагревающегося материала.

Виды конструкций

Разновидностей конструкций мангала из трубы может быть много. Но для самых распространённых основой выступает труба из нержавейки или утилизированный баллон из-под бытового газа. Полукруглая форма жаровни считается очень удачной, но в ней придётся высверливать принудительно отверстия для поддува воздуха.

Вертикальный мангал из трубы

Дополнительно и по желанию создателя можно предусматривать по бокам металлические или деревянные полки. Это своего рода столешницы, где могут размещаться продукты, посуда и другие аксессуары, нужные для приготовления пищи на углях. В качестве поддува в таких конструкциях обычно применяется колосник или заслонка. Ножками часто выступает металлическая опора, а реже — колёсики.

Более сложной вариацией такого мангала из трубы 120 мм или отработанного газового баллона является конструкция, называемая «паровоз». Помимо мангала в ней предусмотрена секция топки и секция коптильни. Внутри последнюю оснащают крючками для подвешивания продуктов, а сверху устанавливают трубу, служащую для отвода дыма.

Мангал-паровоз из трубы

Чертежи и размеры

Для того, чтобы сделать полезный и удобный мангал из трубы, потребуется предварительный эскиз с размерами и чертежи будущей конструкции. Есть ряд ключевых параметров, которых рекомендуют придерживаться специалисты. Нормальный диаметр трубы составляет 30-40 см — этого вполне достаточно для эффективного приготовления блюд.

Схема мангала из трубы

Эффективная длина трубы должна достигать примерно 120 см. Что касается высоты ножек мангала для шашлыка, то они составляют от 40 см и выше по вашему желанию. Ну а основным материалом, без сомнения, должна выступать нержавеющая сталь, поскольку это лучший аналог, из которого можно создавать жаровню. Толщина стенок в отсеках достигает 5-6 мм, и такого же диаметра может быть труба, через которую будет выводиться наружу дым.

Как изготовить

При изготовлении мангала из профильной трубы не обойтись без сварочного аппарата или же придётся воспользоваться услугами профессионального сварщика. Также обязательно понадобится болгарка, которой будут отрезаться куски трубы. Помимо этого, нужно запастись уголками, петлями, ручками и другими аксессуарами согласно творческим замыслам автора конструкции.

Трубы для мангала

Итак, согласно заранее подготовленным чертежам, начинаем собирать мангал с крышей. Для этого на трубе делается соответствующая разметка. По ней разделяем её на отдельные части болгаркой. Далее пошаговая инструкция выглядит примерно так:

  1. К нижней части трубы по обеим боковым сторонам привариваем куски стального листа по размерам. Лишнее отрезаем болгаркой.
  2. Отступив сверху и снизу по 10% ширины топки делаем прорези в боковинах. Они будут выполнять функцию колосника.
  3. Отрезанная верхняя часть трубы будет выступать крышкой мангала. Для этого её нужно соединить с основной частью петлями при помощи сварки. На неё приваривается ручка или две. Для защиты рук на них нужно поставить резиновые уплотнители.
  4. Уголки под решётку также будут установлены в основной части жаровни. В верхней части делаются углубления или прорези, в которых будут держаться шампуры.
  5. Теперь можно приваривать ножки, колёсики или другое основание — на него будет опираться стоящий мангал.
  6. Снизу можно приварить полку для хранения дров и крючки для подвешивания посуды.
  7. Останется отшлифовать готовую конструкцию и покрыть термостойкой краской в желаемый цвет.

Мангал из трубы своими руками

Достоинства и недостатки

У подобной конструкции немало поклонников и приверженцев. Пожалуй, не стоит её идеализировать, поскольку у неё имеются и собственные недостатки. Главный заключается в общей массе мангала, сделанного из трубы. Если не предусмотреть ножки, то передвинуть такую жаровню с места на место просто так не получится.

Мангал из трубы на даче

Остальные недостатки не заслуживают особого внимания, ведь трубу можно качественно покрасить и сделать украшением интерьера. Зато достоинств у мангала из трубы куда больше:

  • большая вместимость;
  • незначительные затраты на создание по сравнению в покупным изделием;
  • высокий показатель теплоёмкости и, соответственно, экономичность жаровни;
  • возможность готовки по различным технологиям и способам.

При надлежащем уходе такой агрегат запросто может прослужить 10-15 лет и более.

Советы по эксплуатации

В пользовании самодельным мангалом из трубы нет особой сложностей, но можно воспользоваться некоторыми практическими рекомендациями, что будут приведены далее. Поскольку модель хорошо сохраняет тепло, то расход дров или углей будет экономным. Лучше всего пользоваться покупным древесным углём, а для процедуры копчения заготавливать берёзовые или фруктовые дрова.

Дрова из берёзы

Полезные советы по эксплуатации:

  • нелишним будет предусмотреть в конструкции приспособление для приготовления плова, а контролировать интенсивность горения помогут колосник и поддув;
  • чтобы ускорить розжиг, рекомендуется открывать боковую заслонку — так удастся увеличить поступление кислорода;
  • решётку для продуктов на углях лучше приобрести готовую, в которой оптимальный диаметр прутьев будет составлять 2 или 3 мм;
  • решётка должна быть съёмной, чтобы её можно было извлекать и очищать от остатков сгоревших продуктов;
  • ножки для мангала лучше предусматривать такой длины, чтобы готовить можно было стоя, а не наклоняясь;
  • ставить жаровню следует обязательно на ровной поверхности, а каждая из ножек должна устойчиво стоять на земле или площадке;
  • располагать мангал необходимо на безопасном расстоянии от легковоспламеняющихся веществ или материалов;
  • при необходимости залить мангал водой, делать это нужно после его остывания, чтобы из-за температурных перепадов не покоробились металлические стенки.

Шашлыки в мангале

Как видим, такая конструкция мангала не является особенно сложной. Всё, что нужно для успешной реализации проекта — заранее подобрать трубу, аксессуары и необходимое оборудование. Готовый мангал из трубы наверняка станет надёжным помощником в приготовлении разнообразной вкусной пищи на загородном участке.

Мангал-паровоз: самостоятельный процесс изготовления

Конструкционные и функциональные особенности мангала-паровоза, стоимость изделия, подбор материалов для самостоятельного изготовления, технология монтажа конструкции.

Необычным украшением вашего двора может стать мангал-паровоз. Такие конструкции отличаются разнообразным дизайном, многофункциональностью и большой стоимостью. Если вы обладаете навыками работы с металлом, можно попробовать сделать его своими руками. Для этого предварительно нужно вникнуть в особенности изделия и рассмотреть принцип его изготовления.

С виду такой мангал является миниатюрой настоящего поезда

С виду такой мангал является миниатюрой настоящего поезда

Особенности изделия

Главной задачей мангала является приготовление пищи на углях. Модель в виде паровоза отлично справляется с ней, но к тому же имеет целый ряд дополнительных возможностей и функций. Во многом это стало возможно благодаря используемому материалу для ее изготовления. Обо всем этом стоит поговорить отдельно.

Материал изготовления

Абсолютно все без исключения модели подобных мангалов изготавливаются из металла. Это лучший материал, так как он прочный и долговечный, отлично выдерживает высокие температуры, а также хорошо поддается обработке и видоизменению. Рекомендуем изучить статью о создании металлической печи-барбекю на нашем портале.

Для заводского производства, а также для того чтобы сделать мангал паровоз своими руками берется чугун или сталь. Из них изготавливаются абсолютно все элементы конструкции.

Обратите внимание: благодаря своим свойствам металл позволяет готовить сочное мясо с поджаристой корочкой.

Для того чтобы изделие прослужило долго — важно, чтобы используемый металл был достаточной толщины. Для поверхностей, контактирующих с огнем и углями, толщина листа должна быть не менее 8 мм. В противном случае со временем материал истончится до такой степени, что мангал начнет деформироваться под собственным весом.

Конструкционные особенности

Главное преимущество таких сложных моделей — их многофункциональность. Мангал в виде паровоза имеет несколько отделений, которые обеспечивают наличие полного комплекса приспособлений для готовки на естественном жаре:

  • гриль — для открытой готовки шашлыков на шампурах или овощей на решетке;
  • барбекю — сочные стейки на решетке просачиваются ароматом дыма, а крышка создает условия духового шкафа;
  • горячее копчение — отделение барбекюшницы можно использовать в качестве камеры для горячего копчения;
  • холодное копчение — некоторые модели имеют боковую камеру, которая предназначается для холодного копчения продуктов.

Ранее мы уже писали про комплексный гриль с мангалом, его особенности и способы изготовления.

Такая модель совмещает в себе функции гриля, барбекю и коптильни

Такая модель совмещает в себе функции гриля, барбекю и коптильни

Кроме того, в конструкции паровоза предусматривается наличие полок, которые могут использоваться для хранения дров, посуды, печных аксессуаров и прочего инвентаря. В большинстве изделий также присутствует козырек. Он защитит жаровню от дождя и частично от сильного ветра.

Дизайн

Вариантов исполнения мангала паровоза просто не счесть. Металл и сложная комплексная конструкция предполагают наличие большого количества специфических декоративных элементов.

Для придания мангалу тематических отличий вокруг корпуса привариваются детали, имитирующие характерные запчасти оригинальных паровозов: поршни, баллоны, решетки и т.д. Также большинство вариаций имеют трубу для отведения дыма, козырек и колеса. С этими деталями также можно поэкспериментировать при оставлении дизайн-проекта для собственного мангала. Дополняется декор кованными и литыми вставками.

Также стоит отметить, что в зависимости от дизайна и конструкции могут изменяться функциональные возможности изделия. При этом даже в небольшую модель модно вместить все необходимое, без ущерба для ее внешнего вида.

Небольшая по размерам конструкция имеет дополнительные полки и отличается интересным дизайном нижней части

Небольшая по размерам конструкция имеет дополнительные полки и отличается интересным дизайном нижней части

Наличие дополнительных поверхностей для обработки продуктов и размещения предметов — огромный плюс. Что касается колес, они играют не только роль украшения, но могут служить и по своему прямому назначению. Особенно это актуально для габаритных чугунных конструкций, которые непросто сдвинуть с места вручную. Колеса же позволяют перемещать мангал.

Совет: чтобы не возникло деформации и перекосов передвигать изделие рекомендуется только по твердой ровной поверхности.

Стоимость

Что касается цены за изделие, здесь все зависит от целой группы факторов. Показателями, влияющими на итоговую стоимость товара, являются:

  • тип и качество используемых материалов;
  • габариты конструкции;
  • функционал;
  • количество рабочих секций;
  • сложность и количество декора;
  • наличие вспомогательных элементов: полки, навес и т.д.;
  • вес изделия;
  • сложность работ по его изготовлению.

Рекомендуем дополнительно прочитать про мангал из автомобильных дисков на нашем сайте.

Мангал-коптильня такого плана стоит несколько десятков тысяч рублей

Мангал-коптильня такого плана стоит несколько десятков тысяч рублей

Сумма, которую придется выложить за такую красоту может колебаться в пределах от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей.

Из-за столь огромной стоимости некоторые умельцы решаются изготовить мангал-паровоз своими руками. Это может удешевить его в несколько десятков раз. К тому же при наличии навыков работы с металлом особых трудностей в процессе возникнуть не должно.

Делаем мангал-паровоз своими руками

Для того чтобы самостоятельно изготовить столь сложное по конструкции и детализации изделие предварительно рекомендуется рассмотреть несколько вариантов уже готовых мангалов такого плана. Также не лишним будет и изучение визуальных аспектов конструкции настоящих паровозов, которые являются прототипами для комплексных барбекюшниц.

Подбор материалов и инструментов

Для того чтобы изготовить мангал-паровоз своими руками понадобится большое количество металла в разном исполнении. От того какие варианты доступны вам во многом будет зависеть внешний вид будущего изделия.

Для создания корпуса, рамы, колес, трубы, навеса и различных вспомогательных элементов могут понадобиться такие материалы:

  • стальные трубы разного диаметра;
  • бак, бочка, пустой газовый баллон, бидон и подобные предметы;
  • листовой металл;
  • профильная труба;
  • стальные прутья, арматура;
  • уголки и т.д.

Обрез магистральной трубы – идеальный материал для изготовления корпуса паровоза

Обрез магистральной трубы — идеальный материал для изготовления корпуса паровоза

Также для обработки металла понадобится специальный инструмент. Для нарезки труб в производственных условиях используется специальный станок, но дома можно обойтись таким набором приспособлений:

  • болгарка;
  • напильник;
  • сварочный аппарат;
  • «улитка» для ковки;
  • дрель;
  • молоток или кувалда.

Обратите внимание: станок для создания кованого декора также можно сделать самостоятельно. С его помощью из обычного прута можно сделать завитки любой формы, в зависимости от параметров «улитки».

Из обрезков трубы изготавливаются колеса

Из обрезков трубы изготавливаются колеса

Начало работы связано с определением размеров будущей конструкции и изготовлением каркаса. Для того чтобы создать прочную раму, идеально вписывающуюся в общую задумку можно использовать профилированную трубу с квадратным сечением, обычную круглую трубку, арматурные прутья, уголки и т.д.

Сварная рама из профилированной трубы

Сварная рама из профилированной трубы

Количество необходимых элементов и их размеры определяются в процессе составления чертежей. Обязательно должны быть предусмотрены места для крепления колес, рама под монтаж корпуса и вспомогательных элементов. Поперечины выполняют также роль связующего элемента и укрепляют изделие.

Для соединения нарезанных болгаркой деталей понадобится сварочный аппарат. После того как металл остынет все швы нужно зачистить шлифовальным кругом болгарки и напильником. При выявлении дефектов спайки нужно срезать излишки металла и повторить процедуру сварки.

Создание корпуса позволяет поэкспериментировать с конструкцией изделия. Стандартный мангал паровоз предполагает наличие горизонтальной гриль-барбекюшницы и вертикальной камеры, которую можно использовать для копчения продуктов. Некоторые модели вместо нее содержат открытый гриль или смежную топку. Рекомендуем прочитать материал о производителях дачных грилей на нашем сайте.

Стандартный мангал паровоз обладает горизонтальной гриль-барбекюшницей и вертикальной камерой, которую можно использовать для копчения продуктов

Стандартный мангал паровоз обладает горизонтальной гриль-барбекюшницей и вертикальной камерой, которую можно использовать для копчения продуктов

Для того чтобы изготовить горизонтальный корпус можно использовать:

  • трубу большого диаметра;
  • использованный газовый баллон;
  • бак;
  • бидон.

Нижняя часть корпуса можно вырезать из баллона. Она имеет крышку для барбекю

Нижняя часть корпуса можно вырезать из баллона. Она имеет крышку для барбекю

Для начала нужно обрезать выбранный материал под нужные вам размеры. Для обустройства барбекюшницы срезается верхняя часть трубы. Затем этот же срез приваривается на петли и устанавливается в качестве крышки. Его нужно оснастить также ручкой, желательно с деревянной насадкой для защиты от ожогов во время эксплуатации.

Если за основу берется обычная труба, то необходимо продумать как и из чего сделать носовую заглушку

Если за основу берется обычная труба, то необходимо продумать как и из чего сделать носовую заглушку

Обратите внимание: баллон или цельный бак удобно использовать из-за закругления днища. Если взять обычную трубу, придется думать над тем, как и из чего сделать носовую заглушку для нее.

Вторая часть корпуса — прямоугольная боковая камера. Она соединяется каналом с основным баком. Изготовить этот элемент можно из обычных стальных листов. Они свариваются между собой, образуя короб. Для создания каркаса удобно использовать угловые профили. Дополнительно можно сделать крышку или же вырезать дверцу в боковой части.

Дополнительную боковую часть, которая играет роль коптильни, можно сварить из листового металла

Дополнительную боковую часть, которая играет роль коптильни, можно сварить из листового металла

Рама и обе части корпуса соединяются между собой сварочным швом. По бокам каркас закрывается листом металла.

Следующий элемент — колеса. Их рекомендуется делать заранее и сваривать с рамой до установки корпуса. Так как изготавливается мангал в виде паровоза, вам понадобится 3-4 пары колес. Для более эффектного внешнего вида их можно сделать разными по диаметру.

Для эффектности колеса делаются разного диаметра

Для эффектности колеса делаются разного диаметра

Для изготовления колес используют трубу. Для задних элементов берется больший диаметр, чем для передних. Необходимо нарезать кольца одинаковой ширины. Важно сделать их достаточно широкими, чтобы гарантировать устойчивость мангала.

Нарезать кольца для колес можно болгаркой из трубы подходящего диаметра

Нарезать кольца для колес можно болгаркой из трубы подходящего диаметра

Для украшения внутренней части используют прутья, полоски железа, заклепки и декоративные завитки. Последние можно сделать самостоятельно с помощью станка для холодной ковки. Различными завитками и спиралями украшают и боковые части поезда.

Декор в виде завитков для паровоза можно изготовить методом холодной ковки

Декор в виде завитков для паровоза можно изготовить методом холодной ковки

Не забудьте сделать решетку, поршни и прочие украшения, чтобы придать изделию атмосферный вид.

Дополнительные приспособления

Делая мангал паровоз своими руками, также нужно продумать наличие вспомогательных приспособлений, которые облегчат пользование конструкцией. К таковым относятся:

Небольшие крючки можно приварить сбоку от барбекюшницы или вверху к раме. На них удобно вешать печные аксессуары: кочергу, лопатку, щипцы и т.д. Изготовить их очень просто из обычной проволоки или крупного гвоздя. Также для хранения дров и посуды сделайте полочки.

Совет: полки можно изготовить из прута, арматуры, листового железа с рельефом, ячеистой или радиаторной решетки.

Что касается навеса, его нужно делать такой формы, чтобы вода стекала за пределы мангала и не скапливалась наверху. Креплением для козырька служит каркас из стального прута. Эту часть мангала также стоит дополнить кованым декором.

Для навеса можно использовать срез металлической бочки

Для навеса можно использовать срез металлической бочки

Еще одна важная деталь — дымоотводная труба. В некоторых случаях это просто еще один декоративный элемент, но в большинстве конструкций она выполняет свои прямые функции. Ее устанавливают в передней части горизонтальной барбекюшницы или делают вывод возле вертикальной камеры, особенно если именно она используется для копчения продуктов. Сверху обязательно нужно приварить пластину-конус для защиты от осадков.

Остается только покрасить изделие огнеупорной краской и просушить

Остается только покрасить изделие огнеупорной краской и просушить

Последний этап — это зачистка поверхности и ее покраска. Огнеупорная краска защитит металл от выгорания и коррозии. Самодельный мангал паровоз не только позволит вам сэкономить огромную сумм денег, но также станет вашей гордостью и эффектным украшением гриль-зоны во дворе частного дома.

Похожие записи:

Особенности чугунных мангальных конструкций, их разновидности, критерии выбора и показатели качества, подбор материалов и методика самостоятельного изготовления. Рассмотрим процесс изготовления своими руками подробнее.

Превратить гриль-зону на дачном участке в центральный декоративный объект вам поможет мангал из камня. Такая конструкция смотрится невероятно эффектно.

Для того, чтобы установить дымоход правильно, необходимо провести ряд проектных работ, которые включают в себя как расчет дымовой трубы, так и выбор материала для ее изготовления.

Читайте также: