Мастер по художественной обработке металла

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня я хочу представить этапы своей работы над браслетом. Это заглавная вещь моей коллекции 2015 года, «Тропы».

Хочу рассказать вам простой и безопасный способ травления меди в домашних условиях. В некоторых мастер-классах уже упоминался этод метод, но должного внимания не получил.

Сегодня будем работать в технике metalsmith, то есть из базовых форм — листового металла и проволоки путем пайки, выпиловки и чеканки создадим брошь.

Сегодня хочу продемонстрировать подробный процесс изготовления рюмок на бронзовых вставках «Адам и Ева» от и до. Для начала делается восковка.

Таки, снова здравствуйте! Решил все-таки поучаствовать в конкурсе мастер-классов «Волшебное преображение» со своими железяками.

Я подготовила мастер-класс для тех, кто только знакомится с медью, не знает с чего начать, а работы мастеров кажутся чем-то совершенно непостижимым.

Сегодня я хочу вам показать процесс создания моих любимых сережек Royal Elegance. Необходимые материалы и инструменты: швензы, серебро 925 пробы;…

В этом мастер-классе я покажу, как можно получить различные текстуры на меди при помощи обычного молотка.

Насмотревшись на мастер-классы замечательных мастериц на Яме и набравшись вдохновения, решил поделиться своим опытом создания "скульптурных миниатюр"…

Данный мастер-класс написан, чтобы узнать - насколько интересен публике процесс гальванического напыления металла.

Это один из множества способов сделать на медных украшениях оригинальный рельеф, текстуру. Медь - очень мягкий металл, поэтому хорошо поддается обработке.

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Курашева, я из Омска. Недавно стала искать на ЯМ мастер-класс по гальванопластике и ничего толком не нашла.

Для такого кулона понадибится:- ювелирный лобзик и тонкие пилки- анка с пунзелами (если делать выгнутый кулон, если плоский, то не нужно)- надфили- бормашинка с насадками для полировки.

Я хочу немного рассказать об азах ювелирного дела на примере создания двух колечек :) Оба они будут с текстурой — одно с текстурой листа, другое стилизовано под камень.

Добрый день. :) Продолжаю знакомить новичков и всех любопытствующих с техникой wire wrap (плетение из проволоки).

Время и сложность: я написала 1 день, но на самом деле делала 3 дня по несколько часов. Это при условии, что есть опыт.

Этот мастер-класс создавался специально для новичков в wire wrap. И для тех, кто про эту технику слыхом не слыхивал, но чей мозг постоянно ищет новых знаний, а руки тянутся к новым материалам.

Замечательная и веселая пара Юлия и Андрей сделали вот такие колечки себе к свадьбе)Все началось с плавки золота.

Давно хотела сделать мастер-класс, который отразил бы весь ювелирный процесс с самого начала. А с чего начинаются все украшения в моей мастерской?

У меня уже началась подготовка к Новому году! :) Хотя эта подкова родилась случайно, по просьбе Татьяны Нестеренко, замечательного мастера валяния и…

Кто не боится насекомых? Сегодня я покажу, что паучки бывают очень симпатичными, и научу паять простую брошку в технике тиффани с использованием проволоки.

Итак, разрешите представить, культовая машинка Jaguar XJS V12, да не одна, а с прицепом-дачей-кухней!

Полтора года прошло с моей последней публикации мастер-класса. Срок достаточный, чтобы вам не надоесть :) Это колье я кручу, верчу и перекручиваю у себя в голове уже несколько лет.

В этом мастер-классе я расскажу об очень простом и быстром способе патинирования металлов при помощи черной (индийской) вулканической соли.

Назову-ка я лучше данную публикацию "пошаговым повествованием" по созданию подарка, который не стыдно подарить из материалов, которые стыдно показать!

Итак, продолжаем разбираться в гальванопластике. Мы уже собрали установку тут и приготовили электролит здесь.

Доброго времени суток, друзья! Не так давно, впервые в жизни подержал в руках настоящую скрипку. Она такая приятненькая.

Всем привет, дорогие друзья.В сегодняшнем мастер классе я покажу вам как можно использовать оружие в мирных целях и создавать из него красоту.

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Профессия кузнец

Считается, что профессия кузнец появилась в IX-VII веках до нашей эры. Тогда она очень ценилась, так как все изделия из металла создавал именно кузнец. Люди обращались к нему для изготовления предметов домашнего обихода и оружия. Кузнец изготавливал все: от гвоздей, подков и замков до мечей, доспехов и стрел.

Описание

Кузнец – это мастер, который изготавливает изделия путем обработки металла. В список материалов, с которыми он работает, входят железо, сталь, чугун, серебро, золото и другие.

Все предметы изготавливаются специалистами вручную, но в некоторых цехах устанавливают специальное оборудование, которое упрощает процесс работы, например механические и гидравлические молоты. Они самостоятельно с определенной частотой совершают удары по металлу и позволяют мастеру сконцентрировать все внимание на придании нужной формы изделию и экономить силы. Итогом работы специалиста становятся кованые изделия: заборы, ворота, предметы интерьера.

Для работы в этой профессии необходима хорошая физическая подготовка, выносливость, осторожность и внимательность, а также умение художественно проектировать свои изделия.

Специализации

В профессии кузнец есть несколько специализаций.

Кузнец-штамповщик работает с горячей штамповкой крупных изделий на специальных прессах или при помощи механических молотов.

Кузнец ручной ковки изготавливает вручную предметы с небольшой массой.

Оператор-кузнец – специалист, который управляет процессом горячей штамповки на автоматических линиях. Для этого он использует пульт управления. Также он участвует в ремонте оборудования, занимается проверкой изделий по образцу.

Плюсы

Среди плюсов профессии кузнец:

  • высокая заработная плата;
  • возможность воплощения своих идеи;
  • востребованность за счет спроса на кованые изделия.

Минусы

Так как ковка – физически тяжелая работа, у профессии кузнец есть и ряд недостатков:

  • тяжелые условия труда,
  • высокий риск получить травму;
  • риск развития профессиональных заболеваний, например из-за постоянного шума в кузнице ухудшается слух;
  • большая нагрузка на позвоночник.

Где получить образование

Получить профессию кузнец можно в профессиональном колледже или в вузе по специальности «Художественная обработка металлов». Вне зависимости от выбранного места обучения, после получения диплома специалистам приходится долго практиковаться и совершенствовать свое мастерство. Для этого они устраиваются подмастерьями к опытным мастерам кузнечного дела.

Учебные заведения

Научиться художественной ковке и стать кузнецом можно в одним из следующих учебных заведений.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица. Основанная в 1876 году академия готовит специалистов по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественный металл)». Обучение по очной форме длится 4 года.

Павловское художественно-промышленное профессиональное училище №23 (город Павлово, Нижегородская область) обучает мастеров по специальности «Изготовитель художественных изделий из металла». Поступить в училище можно на базе 9 классов. Срок обучения – 2 года 10 месяцев.

Ступинский техникум имени Туманова (Московская область) предлагает обучение по образовательной программе «Обработка металлов давлением». Срок обучения составит 3 года 10 месяцев.

Техникум художественных ремесел №59 (Москва) обучает студентов на базе 9 классов по направлению «Изготовитель художественных изделий из металла». Обучение длится 2 года 5 месяцев.

Хоть многие современные абитуриенты не рассматривают всерьез рабочие профессии, обществу всегда будут нужны специалисты, благодаря которым работают промышленные предприятия, строительные компании и объекты городского хозяйства

Курсы

Освоить профессию кузнец или улучшить имеющиеся навыки можно на курсах кузнечного мастерства.

Кузница «Первая Кузня» предлагает курсы для начинающих. Можно выбрать любую из трех представленных программ и обучаться в одной или двух одновременно. Обучение начинается с изготовления несложных предметов. Далее, по мере освоения программы, сложность увеличивается. Длительность курсов – от 1 до 10 дней и зависит от выбранной программы.

Русская академия ремесел также проводит курсы по нескольким направлениям, одно из них «Кузнец художественной ковки». Обучение в группе выходного дня длится 3 месяца, заочное обучение по индивидуальному графику – 6 месяцев. По завершении программы выдается свидетельство о профессии «Кузнец ручной ковки» с присвоением разряда. В зависимости от режима обучения стоимость курсов составляет 30 и 55 тысяч рублей.

Востребованность

Сейчас профессия кузнец не так востребована, как несколько веков назад, когда она была просто необходимой. Несмотря на это, потребность в мастерах этой специальности остается.

Устройство на работу и карьера

Обычно кузнецы трудятся в кузницах, которые принимают и выполняют заказы, но могут работать и в промышленном предприятии. В таком случае мастера работают бригадой. Ее состав зависит от вида выполняемых работ и оборудования.

Молодые специалисты помогают профессионалам в качестве стажеров. После обучения, стажировки и оттачивания своих навыков некоторые кузнецы начинают работать самостоятельно, на себя, выполняя частные заказы.

Уровень зарплаты

Доход кузнеца, выполняющего частные заказы, меняется в зависимости от их количества, объема и сложности работ. В среднем доход мастера художественной ковки может составлять 50-100 тысяч рублей в месяц.

Перспективы в будущем

Несмотря на то, что механизмы заметно вытеснили кузнечное ремесло, ручной труд всегда высоко ценится. Предметы, которые изготавливаются вручную, высоко ценятся, ведь на создание каждого элемента уходит много сил и времени. Кроме того, они красивы, необычны и уникальны, в отличие от заводских изделий. Профессия кузнец не умрет и все так же будет необходима в будущем, так как спрос на кованые изделия не снижается, ведь они украшают интерьер и экстерьер, прочны и долговечны.

Отзывы специалистов

Никита Рокшин, кузнец, художник (Санкт-Петербург):

– Кузнечество, в первую очередь, – это традиционное ремесло, искусство, идущее из глубины веков. Раньше это было насущной потребностью и наиболее продвинутой технологией. Кузнец изготавливали в первую очередь, конечно, холодное оружие. Потом бытовую и хозяйственную утварь, предметы культа и украшения. Труд кузнеца всегда считался сакральным, кузнец наделялся функциями проводника высших сил, часто даже колдуном, особенно в деревнях. Кузнец, как и мельник (мельника тоже считали колдуном, кстати), считался представителем сельской интеллигенции. Кузнец в деревнях иногда выполнял даже функцию врача – рвал зубы и отворял кровь.

Ковка железа пришла на смену литью бронзы. Появились технологии, улучшающие свойства железа, стали, так как боевое оружие и орудия труда должны были быть прочными и долговечными. Естественно, люди стали придавать эстетику изделиям из металла. Художественная обработка металла – это не только ковка, это и литье, чеканка, выколотка, гравировка, травление, гальванопластика.

Художественная ковка достигла своего расцвета в Средние века. Наряду с утварью, украшениями, предметами культа и, конечно же, оружием и доспехами появляется художественный архитектурный металл и конструктивные архитектурные элементы. Все зачастую высочайшего уровня ремесла. Ковка использовалась, естественно, и в более поздние времена. Видим прекрасные образцы ковки классицизма, модерна и советского периода. И современности, конечно!

Промыслы по металлу

Царь-колокол, Царь-пушка. Помните эти символы русского государства из школьных учебников? Наша история буквально отлита в металле. Золото царских регалий и сталь русского оружия. Драгоценные оклады икон и луковки куполов. Тончайшие ювелирные украшения и сокровища Кремля.

Без художественной обработки металлов нельзя представить наши города и храмы, шедевры архитектуры и интерьеры домов — историю нашей страны и ее наследие.

Народные промыслы по металлу в России

История развития

Работать с металлами человечество начало на самой заре своего существования. Именно обработка металла когда-то в древности стала первым отдельно выделившимся ремеслом.

Так, обрабатывать металлы умели еще скифские племена в VII–IV веках до н. э. Древние славяне также знали секреты ковки, а в Киевской Руси кузнецы владели почти всеми основными видами обработки металла, включая литье, чеканку, скань и зернь. Причем к XI веку русские кузнецы в своем мастерстве могли не просто тягаться — но и опережали мастеров Западной Европы.

К XI в. русские кузнецы мастерством опережали мастеров Европы. Фото: Shutterstock

овременные мастера-оружейники хранят традиции своих предшественников. Фото: Владимир Веленгурин КП

Традиции

В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, ставший центром пушечно-литейного и колокольного производства на ближайшие пару столетий.

Следующим важным витком в развитии металлических промыслов стало открытие Уральских заводов. Именно здесь отливается чугунное кружево оград, решеток, ворот новой столицы империи — Санкт-Петербурга. А в XIX веке на фабриках по всей стране налаживается промышленное производство изделий в большинстве традиционных техник работы по металлу.

Особое место среди промыслов по металлу на Руси всегда занимало мастерство литья колоколов. Они появились на Руси одновременно с принятием христианства — еще в конце X века. Звон колоколов созывал русских людей не только на церковные службы, но и на вече, поднимал на оборону от захватчиков, встречал победителей. На российской земле сформировалась своя, неповторимая традиция литья колоколов. Если в западноевропейских церквях звон раздается с помощью расшатывания самого колокола, то в русских — раскачивается язык. Именно это позволило создавать на нашей земле удивительные и не превзойденные больше нигде в мире колокола-«тысячники».

Томский «Царь-колокол». Фото: Фотобанк Лори

Виды промыслов по металлу в России

В советские годы некоторые традиционные исторические виды промыслов по металлу, к сожалению, забылись. Но до наших времен удалось сохранить многие другие художественные ремесла. Традиции каслинского литья, ростовской финифти, великоустюжской черни не просто живы, эти направления активно развиваются, следуют меняющейся моде, вкусам, сохраняя многовековое наследие русских мастеров.

Металлические промыслы
Виды промысла Описание Регионы
Художественная ковка Способ механической обработки металлов при высокой температуре, при которой заготовка деформируется под ударами кузнечного молота Москва, Тула
Литье Способ изготовления изделий с помощью заливки расплавленного металла в специальные формы Касли Челябинской области
Финифть Роспись яркими эмалевыми красками по металлической основе Ростов Великий, Вологда
Чернение, или чернь Создание на серебряных и золотых изделиях узоров с помощью смеси сульфидов серебра, свинца и меди Великий Устюг
Чеканка, гравировка Выбивание рельефа на металле, нанесение рисунка методом вырезания или выжигания Златоуст Челябинской области
Скань (филигрань) Плетение ювелирных ажурных узоров из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки Казаково Нижегородской области, Красное-на-Волге Костромской области, Павлово Нижегородской области

Литье

Художественное литье — один из тех древнейших художественных промыслов, которые и сейчас окружают нас буквально повсеместно. Бронзовые памятники и чугунные ограды наших городов, статуэтки, посуда, предметы мебели и архитектурные детали.
Очень рано человек начал получать сложные металлические изделия, заливая жидкий металл в формы. И сейчас литейное производство — очень важная отрасль машиностроения. А параллельно с промышленным продолжает существовать и художественное литье.

Особое место в России заняло искусство чугунного литья. Оно расцвело на Урале с XVIII века. Настоящий центр чугунного литья в России — небольшой город Касли в Челябинской области. Именно здесь уже веками сохраняется и развивается особая техника литья художественных изделий из чугуна. Каслинское литье отличает тонкость деталей, графичность силуэтов, особая игра бликов на металле.

Скань

Вспомните шапку Мономаха: соболиная опушка, жемчуг, драгоценные камни, крест — и тонкие, сложные, витые узоры на золоте. Это и есть скань. Так называется ювелирная техника, столетиями развивавшаяся на Руси. Ажурные узоры, сплетенные мастером из золотой, серебряной или медной проволоки. Изделия из скани — это настоящие металлические кружева.

В технике скани исполняются самые разные предметы. Ювелирные украшения, посуда, вазы, скульптуры, шкатулки, церковная утварь. Скань позволяет сочетать благородные металлы с эмалью, стеклом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Само слово «скань» пошло от древнерусского «съкати», то есть «свивать» или «скручивать». Есть еще латинское название техники — «филигрань». В Древней Руси скань появилась в IX–X веках, а ее расцветом считаются XVIII–XIX века. Во времена СССР мастерство скани не только не забылось, но и было объявлено народным историческим промыслом и дошло до наших дней.

Интересные факты
о промыслах по металлу

Безвозвратно утерян секрет «мороза по жести» — уникальной техники мастеров Великого Устюга, с помощью которой на тонких металлических пластинах расцветали удивительные узоры.

Прославленный Царь-колокол весом 208 тонн так и не прозвонил ни разу А вот 64-тонный Успенский до сих пор действует на колокольне Ивана Великого в Москве.

Профессии, связанные с производством и обработкой металла

Производство и обработка металла – взаимосвязанные многоступенчатые процессы, и вовлечены в них сотни тысяч людей. На каждом технологическом этапе требуется участие разных специалистов с различным уровнем подготовки и набором навыков, поэтому профессий, так или иначе связанных с металлом, несколько десятков.

Возникновение множества профессий, связанных с обработкой металла, стало результатом усложнения многоэтапного процесса выпуска продукции из металлосодержащей руды. В этой статье мы расскажем, какие специалисты участвуют в том, чтобы из неподготовленного сырья в итоге получился полностью готовый к использованию предмет.

История профессий

Использовать металлы для военных, хозяйственных и религиозных нужд люди начали предположительно в VII–VI веке до н. э. К этому времени относятся артефакты, найденные в Малой Азии. Более поздние находки сделаны на территории нынешних Египта, Китая, Сербии, Португалии, Болгарии. Сначала бытовые предметы и украшения отливались из золота, меди, олова, бронзы, со временем для изготовления оружия стали применять железо, а еще позднее появились более функциональные сплавы.

Почетными мастерами в общинах в то время считались кузнецы, работа которых ценилась даже выше деятельности лекаря. Несколько столетий – вплоть до наступления эпохи индустриализации – именно кузнечное дело было главным среди профессий, связанных с обработкой металла. По значимости с кузнецами конкурировали только литейщики, занятые в изготовлении пушек, колоколов, произведений декоративного искусства.

Со средины XVIII века начали происходить глобальные технологические трансформации, связанные с индустриальными революциями, предпосылками для которых стали различные нововведения в области металлургии: переход от древесного к коксующемуся углю в процессе выплавки свинца и меди, создание полностью металлических станков, ставших основой промышленного переворота.

Второй этап индустриализации, начавшийся в средине XIX века, уже полностью зависел от промышленной обработки металла и инноваций в этой отрасли, которые стали возможны благодаря успехам химии и физики. Именно на заводах и фабриках произошло четкое разделение труда металлурга по профессиям, требующим применения узких компетенций на каждом этапе обработки сырья, заготовок и завершенных металлических изделий.

Описание и виды профессий

Работа с металлом на производстве предполагает поэтапное технологическое воздействие сначала на сырье, а затем на полуфабрикаты, детали и готовую продукцию. Каждый из этих этапов требует участия представителей нескольких специальностей.

Работа с металлом

  • Горновой. Таких рабочих еще называют «доменщиками у горна», поскольку, выплавляя из железной руды чугун, они трудятся в нижней части печи, после того как загруженное в верхний отдел сырье, пройдя через раскаленный кокс, обогатится углеродом и стечет в горн.
  • Сталевар. Профессия человека, работающего с различным сталеплавильным оборудованием (кислородными конвертерами, мартеновскими, вакуумными, электроплавильными печами) с целью получения стали из чугуна.
  • Литейщик. Так называют рабочих, занятых отливкой по конфигурации литьевой формы металлических изделий и деталей. Мастера литейного дела создают как утилитарный массовый продукт, так и художественные малотиражные произведения.
  • Термист. Работник, который подвергает металлическую деталь температурной или химической обработке с тем, чтобы придать материалу новые свойства: например, сделать тверже или пластичнее. Для этого применяются специальные печи или стенды.
  • Вальцовщик. Название профессии произошло от наименования инструмента, с помощью которого радиально деформируется листовой металл.
  • Штамповщик. Специалист выполняет холодную штамповку металлических изделий на разных типах прессов (эксцентриковых, кривошипных, фрикционных). К этому же виду деятельности можно отнести всю обработку металлов давлением (ОМД) – специальность, которая, помимо штамповки, включает и другие способы воздействия на деталь: прокатку, прессование, волочение, ковку.
  • Станочник металлообработки – это общее название для представителей разных профессий: токаря, фрезеровщика, шлифовщика, сверловщика.
  • Гальваник. Рабочий, занятый нанесением на металл защитного гальванического покрытия, предотвращающего коррозийные процессы.

В большинстве перечисленных видов деятельности существует дополнительное, более дробное, разделение, требующее от работников умения специфическим способом воздействовать на определенные типы металла (например, специалисты по производству электросварных, горячекатаных или холоднокатаных труб).

На каких специальностях лучше учиться

Основная отраслевая специальность – «Металлургия» направления «Технологии материалов». В зависимости от профиля в учебном заведении может быть представлена более узкая специальность: «литейное производство черных и цветных металлов», «металловедение и термическая обработка металлов», «токарь» и др. Также будущие металлурги нередко учатся по специальности «машиностроение» с тем или иным уклоном: «проектирование технологических машин и комплексов», «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и др.

Для поступления в вузы абитуриентам понадобятся результаты ЕГЭ по математике, русскому и физике. В некоторых случаях нужны будут оценки экзамена по химии или информатике. Зачисление в ссузы проходит на основе конкурса аттестатов.

Лучшие вузы и ссузы для обучения

Металлообработка на производстве требует как применения труда рабочих с квалификацией, приобретенной в средних специальных учебных заведениях, так и знаний специалистов, получивших высшее образование. Среди вузов наиболее престижными в отрасли считаются:

  • московские и питерские – МГТУ им. Н. Баумана, Московский Политех, МАИ, СЗТУ и СПбПУ Петра Великого и др.;
  • региональные – СибГИУ (Новокузнецк), МГТУ им. Г. Носова (Магнитогорск), УрФУ им. Б. Ельцина (Екатеринбург), БГТУ (Брянск), ВолгГТУ (Волгоград), КНИТУ – КАИ им. А. Туполева (Казань), СФУ (Красноярск), ЮУрГУ (Челябинск), ТОГУ (Хабаровск), ВГТУ (Воронеж), НГТУ им. Р. Алексеева (Нижний Новгород), ИРНИТУ (Иркутск), ЛГТУ (Липецк) и другие.

Профильные профессии в ссузах можно получить в металлургических, станкостроительных, технических и политехнических колледжах и техникумах по всей России: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске, Самаре, Перми, Липецке, Рязани и множестве других городов.

Кому подходят

Металлург

Металлургические профессии традиционно считаются физически энергозатратными – о них говорят, как о видах деятельности, требующих значительной силы и выносливости. Отчасти это так, но с течением времени производства модернизируются, и ряд процедур, ранее выполняемых вручную или посредством механического оборудования, сейчас осуществляется с помощью автоматических систем и компьютерного управления.

Аппаратчиками получения различных видов металла, операторами поста, инженерами металловедения и т. д. могут быть и женщины.

Зачастую работник на производстве в большей степени контролирует процесс, чем физически участвует в его осуществлении. А такой труд требует, в первую очередь, внимательности и дисциплинированности, то есть, умения запоминать технологический алгоритм и строго следовать протоколу исполнения, для чего нужны хорошая память и отменная реакция в условиях вынужденного отказа от стандартной процедуры. Монотонность повседневных действий «усыпляет» внимание работника и иногда становится причиной возникновения экстремальных ситуаций, поэтому очень важно уметь длительное время сохранять концентрацию.

Большинство работ в цехах – это бригадный труд, требующий умения коммуницировать с напарниками и коллегами. Навыки конструктивного общения и понимание друг друга с полуслова – важная составляющая такого рода профессий.

Сколько получают

Зарплаты металлургов зависят от специализации, квалификации, должности, региона и других факторов. В сводном списке, составленном на основе открытых вакансий, можно представить следующий перечень средних по России окладов:

  • Литейщик цветных металлов, термист, прокатчик, кузнец, гальваник: 30–35 тыс. руб.
  • Сталевар, горновой, штамповщик: 35-40 тыс. руб.
  • Вальцовщик, токарь-универсал, фрезеровщик: 50–60 тыс. руб.
  • Сварщик, оператор станков по обработке металла с ЧПУ: 65–75 тыс. руб.

Выше зарплаты (на 30–100%) у руководящего состава предприятия. По географическому принципу – большие заработки в Москве и отдаленных (в том числе северных) районах страны.

Как построить карьеру

Представители рабочих специальностей в металлургии обычно строят свою карьеру путем повышения разряда и квалификации. Это дает возможность со временем занять должность бригадира, а после переобучения – начальника цеха. Инженерные профессии и высшее образование позволяют рассчитывать на место руководителя направления, заведующего производством, заняться научно-исследовательской деятельностью.

Перспективы профессии

Профессия металлурга достаточно консервативна в плане внедрения инноваций, практическое освоение которых зависит от экономических возможностей предприятия осуществлять капитальные вложения в производство. Однако смена технологий происходит постоянно, развитие индустрии не стоит на месте, а исследовательская деятельность особенно активно проявляет себя на пересечении сфер различных научных дисциплин. Поэтому в металлургии очень разные люди – и изобретали, и рационализаторы – найдут свое предназначение.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия обработка металла подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 1

Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.

Повелитель огня и металла

Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 2

Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?

Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).

Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.

Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».

Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:

1. Пойти учиться в училище или институт;

2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.

3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 3

Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?

Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.

У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 4

Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?

Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).

Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.

Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.

Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.

И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.

Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 5

Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?

Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.

Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.

Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, - продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.

Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.

А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.

Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 6

С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?

Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.

Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.

Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.

Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 7

Три главных качества кузнеца.

Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 8

Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?

Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.

Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.

Я люблю штучные вещи и делаю именно их.

Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.

Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.

В случае с петлями «Медной горы Хозяйка» именно заказчица хотела кованых ящериц. Но простых. А я доработал идею, добавил корону - и одной деталью превратил ящериц в Медной горы Хозяйку.

Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 9

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 10

У Вас есть свой стиль? Какой он?

Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».

Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.

Что в основном заказывают у Вас?

Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 11

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 12

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 13

Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?

Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.

Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 14

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 15

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 16

Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?

Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.

До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.

Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.

В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.

Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 17

О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?

Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.

На десяток адекватных попадется один чудак.

Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.

Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?

Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.

У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.

Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.

Читайте также: