Металл для сублимации что это

Обновлено: 01.05.2024

сублимация, УФ-печать или металлографика

- Как нанести изображение на алюминий?

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ПЕЧАТИ

Нанесение полноцветного изображения на алюминий доступно несколькими технологиями:

  • УФ-печать на металле
  • Сублимационная печать
  • Металлографика
  • Цифровая металлографика AluPrint

Как не допустить ошибку в выборе способа изготовления шильд или табличек? Мы расскажем в этой статье. Обратите внимание в первую очередь сублимацию на металле и печать в поры алюминия (металлографику). На наш взгляд UV-печать все же не является технологией выбора для алюминия.

о технологии

СУБЛИМАЦИЯ НА АЛЮМИНИИ

Это по сути печать на специальной бумаге и последующий перенос изображения с нее на поверхность металла с помощью термопресса. В эту же категорию же можно отнести технологии Колортон (Colorton) и Гравертон (Grawerton), представленные европейскими коллегами.

Но вы не сможете взять лист обычного алюминия и напечатать на нем изображение таким способом. Поверхность металла для сублимации должна быть покрыта специальным полимером, который и впитывает краску. Полимерное сублимационное покрытие наносится в заводских условиях промышленными тиражами. Поэтому самостоятельно такой металл изготовить не получится.

недостатки

Изображение капризно к внешним воздействиям и довольно быстро выгорает под воздействием ультрафиолета.

Не отличается высокой четкостью и часто бывает несколько «размыто».

Толщина и размер листов ограничены: 0.5х300х600мм.

преимущества

Из плюсов - это по-прежнему самая дешевая технология печати на металле. И ее часто используют для производства шильдиков на кубки, наградных дипломов, бейджей, рекламных табличек с ограниченным сроком эксплуатации или для размещения внутри помещения. См.рис.1

Еще несколько лет назад преимущества сублимационной печати были очевидны при небольших тиражах и многоцветных изображениях в сравнении с металлографикой:

металлографика и алюмофото

Здесь мы имеем в виду классическую металлографику (и ее зарубежные аналоги Polychromal и Gedacolor)

  • Технология подразумевает вывод пленок под каждый цвет изображения, поэтому более 4-х цветов печатать всегда было крайне проблематично.
  • Требуется подготовка производства, что нецелесообразно при малых тиражах.
  • Неоспоримым достоинством остается возможность печати микрошрифтов (менее 1мм)
  • Отличная износостойкость изображения к химическим, механическим и атмосферным воздействиям.

Из-за широкой распространенности принтеров для УФ-печати на сувенирной продукции их владельцы активно прибегают к печати UF-чернилами и на алюминии:

УФ-печать НА металле

Это прямая цифровая печать UF-отверждаемыми чернилами на поверхности металлического листа (металл может быть любой). Устойчивость печати зависит от поверхности металла - краска лучше держится на матовой поверхности, чем на глянце. Чтоб обеспечить лучшее сцепление краски с поверхностью, требуется предварительное нанесение праймера.

Изображение капризно к внешним воздействиям и не рекомендуется для наружного использования

Может выполнять только декоративные функции, имея недостаточную устойчивость к механическим воздействиям. Может "скалываться" с поверхности металла.

Не используется для продукции промышленного назначения.

Требует предварительного нанесения праймера, что не всегда решает проблему плохой адгезии.

Возможность печати белым цветом на металле, что нереализуемо с помощью технологий сублимации и металлографики

Можно напечатать картинку практически на любом металле - алюминий, сталь, латунь.

Универсальность технологии - помимо печати на металле такой принтер имеет основную функцию печати на практически любой сувенирной продукции.

Сублимация профиля, или как «превратить» металл в дерево или камень

На заводские изделия из металла, листовой прокат и профиль может наноситься декоративная покраска, придающая поверхности вид дерева или камня. Однотонная жидкая или порошковая покраска профнастила не способна придать поверхности более одной цветовой тональности. Сублимация на металле — инновационная технология, позволяющая наносить на листовые и профилированные изделия различные природные текстуры с качеством фотопередачи.

По желанию заказчика на металлической поверхности выполняется:

  • окраска под дерево, когда древесная текстура наносится по хаотичному принципу, без повторений;
  • сублимация под камень, в процессе которой материалу придается внешний вид определенной породы мрамора или гранита.

Как все начиналось

Первые попытки декорировать металл были основаны на использовании фотохимических процессов. В 80-х годах прошлого столетия порошковую краску дополняли специальными компонентами, обладающими различными температурными пределами полимеризации. Современный технологический метод сублимации для декоративной обработки металла был разработан итальянской компанией Decoral System. В 1993 году в лаборатории компании проводились опыты по нанесению изображений и рисунков на алюминий. Именно тогда впервые был произведен качественный перенос рисунка с декоративной пленки на металлическую поверхность. В 1994 году изобретение запатентовали под названием DECORAL VIV. Возможности данной технологии позволяют переносить на поверхность разнообразные рисунки, в том числе произвольные фотографические изображения.

Что такое сублимация на металле

Принцип сублимации на металле заключается в передаче изображения с декоративной пленки на рабочую поверхность в процессе выпаривания. Пленка с рисунком наносится на металл и под давлением прижимается к нему. Одновременно происходит вакуумная откачка воздуха из промежутка между пленкой и материалом. Таким образом достигается идеально плотное соприкосновение копира и основы. Непосредственно перенос изображения активируется после начала термической обработки. Нагрев пленки и рабочей поверхности приводит к тому, что красящие частицы, из которых сформирован декоративный рисунок, переходят в газообразное состояние и в таком виде проникают в структуру красочной основы. Итогом выполненной сублимации является необходимое изображение, представляющее с поверхностью изделия единое целое.

Двухцветная декоративная покраска

Компания NAYADA внедрила в свой производственный процесс оригинальную технологию покраски профиля, позволяющую создавать поверхность с комбинированным декором (из двух различных цветовых сочетаний). Двухцветная декоративная покраска позволяет наносить необходимое изображение на поверхность, «загрунтованную» порошковым окрашиванием. В результате сохраняются все преимущества нанесения краски порошковым методом, но при этом фактически безгранично расширяется красочная палитра. Основа, выполненная в одном из цветов по каталогу RAL, дополняется оригинальным декоративным рисунком, переносимым с пленки. При получении готовой продукции заказчик увидит материал, в котором визуально не будет практически ничего общего с металлом. Гранит, мрамор, дерево заказанной породы — металлическая поверхность сможет приобрести визуальные параметры любого природного материала, сохраняя при этом свои инженерно-технические и структурные характеристики.

Металлическая прочность и оригинальная эстетика

Подобное решение востребовано, к примеру, когда деревянному сооружению необходимо придать прочности с помощью металлического каркаса. В этом случае отлично подойдет металлический профиль под дерево, обработанный посредством декоративной двухцветной сублимации. Сублимация на металле позволяет «превращать» алюминий и сталь в любой другой материал искусственного или природного происхождения.

Оконные рамы, выполненные из алюминия; металлические, в том числе бронированные двери; металлосайдинг и кровельные элементы, в том числе металлочерепица, — практически любые изделия из металла, применяемые в строительстве, отделке и ландшафтном оформлении, могут приобретать необычные визуальные параметры. Это оправдано при оформлении фасадов и при планировании к установке элементов с большим запасом прочности.

К примеру, изделия из натурального мрамора чрезвычайно чувствительны к механическим воздействиям, а светлые разновидности подвержены загрязнениям, что требует дополнительных затрат на переполировку. Этого можно избежать, если вместо натурального камня выбрать металлический профиль с покраской «под мрамор».

Компания NAYADA выполняет декорирование металла по методу сублимации. В компании можно заказать покраску на металле листовой или профилированной формы. Высокие качественные параметры обеспечиваются использованием современного оборудования и знаниями специалистов, прошедших профессиональную стажировку в Италии.

Металл для сублимации. Выбираем. Печатаем. Продаем.

1.СУБЛИМАЦИЯ (сублимационная печать) - наиболее популярный на сегодня метод нанесения изображения на металлические пластины со специальным покрытием. Оттого и частые его названия - "металл для сублимации" и "сублимационный алюминий".

При сублимационном нанесении Вы печатаете на струйном принтере, заправленном сублимационными чернилами, на бумаге для сублимации и переносите напечатанное изображение под действием температуры и давления в термопрессе на лист металла.

Действительно, выбирая сублимационный метод печати клиент получает возможность нанесения изображения не только на металлические пластины, но также на большой ассортимент прочих рекламно-сувенирных изделий - кружки, тарелки, пазлы, фотокамни, белые синтетические ткани, чехлы для телефонов и многое другое. Что позволяет не ограничивать возможности рекламного агентства исключительно печатью на металле для сублимации, а развивать и расширять список предлагаемых им услуг.

Мало какой метод нанесения изображения может сравниться с сублимационным по яркости и насыщенности цветов, что выгодно выделяет его на фоне других видов печати. Яркие краски и богатая цветовая палитра приятно удивит любого заказчика.

Дело в том, что при переносе изображения методом сублимации на металл, благодаря специальному сублимационному покрытию, чернила проникают внутрь материала и впаиваются, впечатываются в него, что позволяет защитить напечатанное изображение от быстрого истирания, трещин, смазывания и пр.

В связи с популярностью данного способа печати на рынке присутствует огромное множество расходных материалов для них, от дорогих европейских до бюджетных китайских. При отсутствии какого-либо материала у одного поставщика (сублимационной бумаги, чернил для сублимации, термоскотча и пр), клиент всегда может с легкостью найти взаимозаменяемый аналог.

2. ГРАВЕРТОН (или МАСТЕРТОН) - наверное, второй по популярности метод нанесения изображения на сублимационный алюминий, поэтому многие клиенты и называют его "металл для гравертон" или "металл для мастертон". При этом алюминиевые пластины как для сублимации, так и для данных технологий используются одни и те же.

При нанесении изображения методом Гравертон (или Мастертон) Вы распечатываете изображение на лазерном принтере, заправленном специальным тонером Гравертон/Мастертон на обычной бумаге и переносите на металлическую пластину в термопрессе под действием температуры и времени. Тонер припекается, впечатывается в металлическую пластину и изображение также становится износоустойчивым, не стирается и не размазывается.

Так как в данной технологии для печати изображения используется лазерный принтер, то требования к макетам - минимальные. Есть возможность распечатать любую картинку, в том числе не обработанную специальными программами. Печать на лазерном принтере доступна любому пользователю, не требует особых специальных настроек и определенных технических знаний.

На данный момент технология сублимации является наиболее развитой, а расходные материалы для Гравертон и Мастертон являются редкими и не всегда бывают в наличии у поставщиков, которые возят их как правило ограниченными партиями.

Единственным специальным материалом для данной технологии является тонер ГРАВЕРТОН/МАСТЕРТОН, но он является достаточно дорогостоящим материалом, в отличае от сублимационных чернил и бумаги.

3. Термотрансфер (или лазерный трансфер) - технология, хорошо зарекомендовавшая себя за многие годы использования в области переноса изображения на хлопчатобумажные ткани. Для переноса изображения на твердые поверхности, в том числе сублимационный алюминий, используется на сегодняшний день крайне редко. Почему?

Как и при технологии Гравертон/мастертон лазерный трансфер предусматривает печать изображения на лазерном принтере (отсюда собственно и название метода), но при этом используется обычный тонер лазерного принтера и специальная термотрансферная бумага. Также стоит отметить, что бумагу для термотрансфера мы тоже должны правильно подобрать, ориентируясь на тип нашего печатного устройства, а также именно для переноса на твердые гладкие поверхности.

При таком типе переноса на металлическую пластину ( в том числе со специальным покрытием) переносится тонер и тонкий слой клея с бумаги, поэтому изображение находится на поверхности материала, а не проникает внутрь. Именно поэтому нанесенное изображение не обладает достаточной износоустойчивостью, его легко можно поцарапать, повредить или даже размазать. Для закрепления изображения на материале часто использую дополнительное покрытие лаком.

Итак, выбирая технологию для печати на металле, мы прежде всего должны руководствоваться следующими параметрами:

Зачастую некоторые виды продукции не предполагают постоянного использования (как то наградные таблички и дипломы, которые просто висят на стене в кабинете), поэтому вовсе не обязательно выбирать технологию исходя из сильной износоустойчивости изображения. Тогда как шильды, бейджи, номерки и прочая подобная продукция, будучи в постоянном использовании, требует более стойкого нанесения изображения.

Сублимация на металле

В настоящий момент существует несколько разных способов нанесения изображения на металл. Каждый из них преследует свои цели и задачи и имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее современным и интересным способом полноцветной печати на металле является технология сублимации.

Суть технологии состоит в том, что перенос осуществляется при помощи промежуточного носителя (в данном случае сублимацимонной бумаги), с которого чернила под действием температуры и давления переходят на металлическую пластину и закрепляются внутри поверхности.



Основные преимущества сублимации на металле:

1. Простота технологии. Для изготовления продукции не требуется квалифицированный, обученный специалист.

2. Возможность применения в офисе. Оборудование и материалы не габаритные, могут размещаться как в типографиях, копи-центрах, так и в обычных фотосалонах и офисах. К тому же, производство не токсично и не требует дополнительного оснащения помещения.

4. Возможность печати изображения любой степени сложности. Возможность печати полноцветного изображения, полутоновых рисунков, тонких плашек и линий, фотографий и схем.

5. Стойкость перенесенного изображения к истиранию. Термочувствительные чернила проникают в поверхностный слой металла, как бы «впаиваются» в него, образуя прочные химические связи. Вследствие этого изображение на металле получается стойкое к истиранию и механическим повреждениям.

6. Яркие насыщенные цвета. Сублимационные чернила являются термочувствительными и при переносе с бумаги в термопрессе приобретают очень яркие, насыщенные цвета, которых не всегда можно добиться при использовании других способов печати.

7. Экономичность. Достаточно недорогое оборудование и материалы, которые позволяют сделать качественное нанесение с небольшими затратами.

Основные недостатки сублимации на металле:

1. Выцветание чернил. Металлические изделия, запечатанные сублимационными чернилами, предназначены в основном для эксплуатации в закрытом помещении. При постоянном длительном попадании солнечных лучей, чернила выгорают, теряют свою яркость и насыщенность. Срок службы такой таблички зависит в первую очередь от качества материалов и условия эксплуатации.

2. Ограниченное количество видов изготавливаемых изделий. Одним из основных критериев качественного нанесения является использование материалов, подверженных специальной обработке (анодированный алюминий), что сужает круг используемых поверхностей под нанесение.

Что нужно иметь для сублимации на металл:

1. Компьютер. Для изготовления макета, который впоследствии распечатывается.

2. Струйный принтер с СНПЧ (система непрерывной подачи чернил). Как правило для сублимации используются струйные принтеры EPSON (4-х или 6-ти цветные). К ним подсоединяется Система непрерывной подачи чернил, в которую и заливаются сублимационные чернила.

3. Сублимационные чернила. Специальные термочувствительные чернила, которые не впитываются в бумагу, но при переносе под воздействием температуры и давления переходят в газообразное состояние и проникают в поверхность материала, где закрепляются.

4. Сублимационная бумага. Бумага со специальным покрытием, которое не позволяет чернилам впитываться в нее, а при последующем термопереносе полностью переносить на поверхность материала. Для переноса на металл лучше использовать более плотную бумагу, нежели на ткань.

5. Металлические пластины для сублимации. Листы анодированного алюминия со специальным покрытием, которое позволяет чернилам хорошо закрепиться в структуре материала.

6. Термоскотч. Выдерживает температуру трансферного пресса и крепит отпечатанное изображение к металлической пластине.

7. Термотрансферный пресс. В данном случае при переносе на металл используется плоский откидной или поворотный термотрасферный пресс.

8. Силиконовый коврик. Специальная резиновая подложка для плоских твердых поверхностей. Необходим для качественного и равномерного переноса на любые твердые поверхности. Благодаря своей жароустойчивости и гибкости, он полностью передает температуру верхней плиты термопресса даже на слегка искривленную поверхность.

К типичным проблемам, возникающим при сублимационной печати, можно отнести следующие:

—отклонение в цветопередаче;

—термоусадка или изменение свойств запечатываемого материала.

Все эти проблемы устраняются путем проведения пробных отпечатков и подбора оптимальных параметров силы прижима, температуры и времени переноса.

Основные целевые группы:

1. Фотосалоны . В качестве дополнительной услуги по термопереносу фотографий на различные носители (фото на металле);

2. Рекламные компании. Изготовление сувениров с корпоративной символикой (таблички, бейджи), рекламных акций , наградной продукции (дипломы, сертификаты, грамоты)

3. Продавцы сувениров для туристов. Изготовление сувениров на месте (используя фотографию заказчика) или заготовки в видами достопримечательности.

4. Копировальные центры. Изготовление наградной продукции (грамоты, дипломы, сертификаты, медали, памятные доски), различных видов офисных табличек, бейджей, жетонов, шильдов, информационные таблички, вывески.

5. Промышленные предприятия. Изготовление металлических табличек, надписей, схем, шильдов на оборудование и т.п.

Здравствуйте, друзья! Сегодня я расскажу вам, как я печатаю на металлических пластинах. В принципе, данная печать ничем особо не отличается от сублимации на других заготовках. Но все же есть несколько нюансов, на которых мы с вами остановимся.

Когда я говорю о металлических листах под сублимацию, то имею ввиду специальные пластины, покрытые сублимационным лаком (полимером). Такие листы продаются практически у любого поставщика расходных материалов для сублимационной печати, поэтому проблем с их поиском у вас не возникнет.

Подобные пластины готовы для печати без какой-либо предварительной подготовки.

Металлические листы под сублимацию выпускаются в различных цветовых исполнениях. Так что на них одинаково эффектно смотрятся как фотографии, так и памятные дипломы. Главное, правильно подобрать цвет поверхности.

У меня под рукой оказлись пластины трех цветов - матовое золото, глянцевое серебро и белый.

Pechat_na_metalle1

Для печати фотографий лучше всего подойдет белый цвет металлического листа. Именно на белом цвете искажения цвета будут минимальными. А вот золото и серебро прекрасно подойдут для печати наградных грамот, памятных дипломов.

Диплом или сертификат, отпечатанный на металле и закрепленный на специальной плакетке выглядит очень эффектно. Такому подарку обрадуется и юбиляр и победитель какого-либо соревнования.

Ну хватит слов, перейдем к практике.

Для опыта я возьму лист глянцевого серебра. Давайте этой статьей убьем двух зайцев. Мы не только напечатаем картинку на металле, но и попутно проверим полученное изображение на стойкость к солнечному свету.

Меня постоянно спрашивают, подойдет ли этот способ печати для изготовления ритуальной фотографии? Забегая вперед, скажу нет, не подойдет. Сублимация на металле не стойкая к ультрафиолету и довольно быстро побледнеет, выгорит на солнце. Ну вот мы и подтвердим или опровергнем данный вывод опытным путем.

Я разрежу лист на две одинаковые части, на которых напечатаю одинаковые изображения. После чего одно из них повешу на улице для прямого воздействия солнца, а другую спрячу в книгу, подальше от ультрафиолета.

В идеале резать пластины лучше всего гильотинным резаком по металлу. Но мы не ищем легких путей и разрежем лист обычными ножницами по металлу.

Pechat_na_metalle3

Лицевая поверхность металла покрыта защитной пленкой. Это защищает лист от мелких царапин и, плюс ко всему, при резке дает ровный край, без сколов лакового покрытия. Если ваш лист по какой-нибудь причине без защитной пленки, то для защиты края по месту реза можно приклеить малярный скотч.

Для наглядности выцветания изображения я возьму яркую сочную картинку. Так мы лучше увидим разницу между образцами спустя несколько месяцев. Распечатываю изображение сублимационными чернилами на бумаге в зеркальном отображении.

Pechat_na_metalle4

Перед печатью не забудьте снять с металлического листа защитную пленку.

Pechat_na_metalle5

Затем разместите на листе сублимационный отпечаток и закрепите термоскотчем. Можно взять и обычный малярный скотч или канцелярские ценники.

Изображение нужно отпечатать чуть больше пластины, так чтобы по краям оно выступало на 1-2 мм. Это поможет вам избежать при небольших перекосах непропечатанных участков по краям.

Pechat_na_metalle6

Далее все это мы помещаем под плиту термопресса.

Я размещаю металлические пластины "лицом" вниз. Так легче добиться более равномерного прижима по всей плоскости листа. Дело в том, что поверхность металла не всегда идеально ровная и, размещая его лицевой стороной вверх, мы рискуем получить участки с плохой пропечаткой в разных местах. Когда же мы кладем лист "лицом" вниз на мягкий силиконовый мат, то металл немного вдавливается в него и печать выходит равномерной по всей площади.

К тому же металлический лист довольно тонкий и очень быстро прогревается даже в перевернутом состоянии.

Не забудьте сверху и снизу проложить лист офисной бумагой, чтобы не испачкать коврик и плиту термопресса парАми чернил.

Pechat_na_metalle7

Немного о параметрах переноса. Тут все довольно индивидуально и зависит от термопресса. Китайские прессы не могут похвастаться точностью работы термодатчика и, показывая одну температуру, не факт, что она такая в реале. Но в среднем параметры схожи с печатью на футболках.

Я печатаю на металле при 190ºС и 60 сек. Двление должно быть довольно сильным, чтобы лист немного вдавился в резиновый коврик, обеспечив тем самым хороший прижим по всей плоскости.

Если вы все сделаете правильно, то полученное изображение порадует вас яркими и сочными красками.

Pechat_na_metalle8

А на бумаге почти ничего не останется.

Pechat_na_metalle9

Если поближе посмотреть на край листа, где я прошелся ножницами, то видно что он ровный, без сколов и повреждений.

Белые точки на изображении - это блестки металлика, которым покрыта пластина. На готовом изделии выглядит очень эффектно и, я бы сказал, солидно.

Pechat_na_metalle10

Пока печатал образцы для статьи, зашел мой знакомый и, увидев мои опыты, заказал себе текст молитвы на "золоте". Хочет повесить его себе на "Газель". Заодно и у него узнаю, как со стойкостью дела обстоят.

Pechat_na_metalle12

Теперь несколько слов о закреплении бумаги на металлической пластине. Скотч, которым я это делал, оставляет довольно заметный след на поверхности. В глаза не бросается, но легкая вдавленность присутствует. Тоже самое и на золоте. Отпечаток был чуть меньше пластины и по периметру осталась довольно четкая вдавленная полоса. Особенно она заметна в правом верхнем углу фотоснимка.

Вывод отсюда такой. Чтобы подобного не случилось нужно брать отпечаток больше самой пластины, загибать его края и фиксировать лист только на задней стороне металла, чтобы участки скотча не заходили на "лицо" металла.

Итак, отпечатки сделаны, приступим к эксперименту. Как видите, перед нами два абсолютно одинаковых металлических листа. На одном из них я напишу сегодняшнюю дату 11 мая 2014 года и размещу его на улице, под солнце, дождь и ветер с пылью. Другой лист спрячу в тень, просто положу в шкаф между книг.

Pechat_na_metalle13

А дальше каждые 3 месяца буду в этой статье размещать небольшой фотоотчет. Попросту буду фотографировать обе картинки рядом. Сравнение лучше любых слов.

Ну и помимо сайта, мы обязательно обсудим этот вопрос на форуме.

А я на этом заканчиваю. Надеюсь, теперь у вас не возникнет трудностей с печатью на металлических пластинах.

Успехов вам и вашему бизнесу!

P.S. Результаты испытаний на сойкость можно посмотреть на форуме. Вот что мы имеем спустя 3 месяца.

Читайте также: