Металл из которого изготавливали украшения

Обновлено: 17.05.2024

Ювелиры не ограничиваются в работе золотом, серебром и платиной. Недрагоценные металлы стоят дешевле, а украшения из них получаются красивые, прочные и долговечные. Мы расскажем об основных недрагоценных металлах и сплавах, которые применяют в ювелирном деле. А чтобы при поиске украшений на зарубежных ресурсах вы смогли разобраться, из чего они сделаны — добавляем к русскоязычному английский аналог названия.


Титан (Titanium)

Твёрдый, лёгкий, очень прочный и устойчивый к повреждениям титан применяют даже в космической технике и называют «металлом будущего». При нагревании, окислении или смешивании с другими элементами серебристо-белый металл обретает самые разные оттенки, от соломенного до фиолетового.

Хотя работать с титаном непросто, сейчас он находится на пике популярности у ювелиров. Мастера создают необычные коллекции, используя его способность переливаться всеми цветами радуги. Если вы видите ярко-фиолетовые, синие и другие яркие металлические украшения, скорее всего, перед вами титан. Обработка обходится в несколько раз дороже самого металла, поэтому цена на изделия обычно высокая. Зато обручальные кольца, браслеты, запонки и другие титановые украшения весят меньше, чем золотые и платиновые.

Украшения из титана. Фото: ювелирная марка Littletricks

Фото: ювелирная марка Littletricks

Нержавеющая сталь (Stainless steel)

От обычной стали нержавеющую отличает добавление хрома к сплаву железа и углерода. Именно хром защищает её от коррозии: он создаёт на поверхности тончайшую плёнку, которая самовосстанавливается при повреждениях.

Нержавеющая сталь марки 316L, известная как «хирургическая», сегодня широко используется ювелирами. Она прочнее драгоценных металлов, гипоаллергенна, не темнеет на воздухе, устойчива к ультрафиолету и морской воде. Из неё создают цепочки, браслеты, кольца и серьги. Часто нержавейку используют для пирсинга, сочетают её с камнями, стеклом и деревом. Стальные украшения органично вписываются в любой стиль – от этники до авангарда.

Ювелирная сталь. Фото: pixabay.com

Вольфрам (Tungsten)

Твёрдый, хрупкий и самый тугоплавкий из металлов – вольфрам. Его добывают из вольфрамовых руд, и в сыром виде он похож на платину. Чистый вольфрам в ювелирном деле не используется, но в сочетании с углеродом становится карбидом вольфрама, который по твёрдости не уступает алмазу.

Из карбида вольфрама создают кольца и браслеты. Они износоустойчивы и практичны, даже через много лет на них не появляются царапины и трещины. Такие изделия не тускнеют, не боятся воды и большинства кислот. Украшения из вольфрама больше востребованы среди мужчин, но искусные мастера делают из него изящные кольца и для сильных женщин (больше о кольцах из вольфрама — в нашей статье).

Мельхиор (Melchior, Cupronickel)

Мельхиор – это сплав на основе меди. Из-за содержания никеля он похож на серебро, но гораздо прочнее. Мельхиор легко обрабатывать, он не ржавеет и не темнеет. Под воздействием химических растворов серебристый сплав обретает новые оттенки: от сиреневого до розового.

Наибольшую известность мельхиору принесли столовые приборы, которые из него производили в советское время. Но и в ювелирном деле он занял свою нишу: из мельхиора делают украшения с тонкими узорами и орнаментами. В сплав обрамляют бирюзу, малахит, янтарь, и бижутерия из него не снашивается десятилетиями.

Украшение из мельхиора. Фото: MADEheart.com

Нейзильбер (Nickel silver)

И внешне, и по характеристикам нейзильбер почти идентичен мельхиору. Отличает его только наличие цинка в сплаве. Металл, название которого переводится как «новое серебро», пластичен и прочен. Повышенное содержание никеля делает его почти белым, с отливом в синий или зеленоватый.

Ювелиры охотно используют этот сплав из-за его сходства с серебром и невысокой стоимости. Из него создают украшения с филигранью и финифтью, подвески-иконки, пряжки, проволочную бижутерию. Напыление из серебра и золота делает нейзильбер прочнее, и сплав дольше сохраняет товарный вид.

Украшение из нейзильбера. Фото: nataw61@livemaster.ru

Латунь (Brass)

Латунь сплавляют из меди и цинка. В античности её называли «орихалк», то есть «златомедь», и слагали легенды о том, что именно из неё сделан щит Геракла. Этот пластичный и лёгкий в обработке сплав за износостойкость прозвали «вечным металлом». Сама по себе латунь жёлтая, но добавки придают ей золотистый, красноватый и зеленоватый оттенки.

Сегодня из неё делают ажурные кольца, браслеты, кулоны и серьги, которые затем серебрят, чернят или покрывают позолотой. Латунь органично вписывается в винтажный и этнический стиль. А гибкую и прочную латунную проволоку используют для хэндмейда типа wire wrap.

Украшения из латуни. Фото: pixabay.com

Бронза (Bronze)

Около шести тысячелетий люди знакомы с бронзой – сплавом меди и олова. Бронзами также считаются сплавы меди с алюминием, кремнием и некоторыми другими элементами. Этот металл твёрже железа, прочнее стали, хорошо плавится и полируется, изделия из него не ржавеют. Цвет бронзы зависит от процента меди в сплаве и меняется от красного и жёлтого до белого и стального.

Невероятная популярность украшений из бронзы уже позади. Но отдельные ювелиры и сегодня продолжают делать из неё кольца, браслеты, ожерелья, подвески и кулоны, серьги с камнями. Пользуются спросом копии древних бронзовых украшений, а также изделия в этнической тематике.

Украшение из бронзы. Фото: Cleopatravintage на etsy.com

Чугун (Сast iron)

Кажется, один из самых неподходящих металлов для украшений – это чугун, сплав железа и углерода. Твёрдый и хрупкий, он плохо куётся, зато хорошо подходит для литья. Из этого сплава делали витые ограды Санкт-Петербурга и первые железные дороги.

Но было время, когда чугун оказался востребован и в ювелирном деле. В Германии, в начале 19 века, женщины обменивали золотые украшения на чугунные, чтобы поддержать Освободительную войну. Сейчас эти изделия считаются произведениями искусства и хранятся в музеях. Современные мастера делают украшения из чугуна разве что в порядке эксперимента.

История золотых украшений: часть 1 — античность

Деталь конской упряжи из золота и камней золото сарматов 1 век н.э. vladimirdar.livejournal.com

Ещё в глубокой древности золото начали добывать вдоль рек Африки и Азии. Лёгкость, с которой этот металл подвергался обработке, вдохновила умельцев на создание из него украшений. Красота и универсальность золота как материала была оценена очень быстро.

Древние украшения — почему именно из золота?

Золото настолько податливо, что может быть расковано в холодном состоянии в тонкие, почти прозрачные пластины. Оно настолько пластично, что может быть вытянуто в тонкие и достаточно прочные нити. Все это позволяло выполнять филигранные работы с золотом еще с ранних времен. Его цвет и блеск приравнивали к солнцу, а неподверженность коррозии (что сильно затрудняет определение возраста ранних золотых украшений) сделало его символом постоянства.

Ношение золота было символом богатства и власти, оно было доступно немногим – в этом заключается главное отличие древних ювелирных украшений от современных. Сегодня изготовление золотых ювелирных изделий является массовым, они доступны каждому.

В ювелирном деле используется большая часть добываемого золота. В этом нет ничего нового, золото начало использоваться для изготовления украшений задолго до того, как появились первые монеты.

Золото шумеров

Самые ранние найденные украшения относятся к Шумерской цивилизации, которая процветала около 3000 г. до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Золото носили и мужчины и женщины. Разнообразие украшений очень удивило археологов, которые обнаружили сокровища в Королевской гробнице на месте древнего города Ур, столицы шумерского государства.

Кроме золотого шлема царя, с большим изяществом украшенного безупречной техникой чеканки, и головного убора царицы из очень натуралистично выполненных золотых листьев бука, были найдены различные серьги, браслеты, а так же цепи плетения «лисий хвост», которые широко популярны и в наше время. По словам историка ювелирного искусства Guido Gregorietti, «шумерские ювелирные изделия почти полностью охватили весь спектр направлений, которые будет появляться в ювелирном искусстве в ходе истории». По его мнению, «в действительности, в то время было больше разновидностей ювелирных изделий, чем в наше время».

Головной убор с орнаментом в виде листьев.

Головной убор с орнаментом в виде листьев. 2600-2500 г. до н.э. III раннединастический период. Ур, Месопотамия, Шумерская цивилизация. Золото, лазурит, сердолик.

Золотые украшения в культуре древних египтян

В отличие от шумеров, древние египтяне располагали большими запасами золота. Этот металл добывался в Нубии – территории между Нилом и Красным морем, южнее современного египетского города Асуан и севернее Хартума, столицы современного Судана. Есть предположение, что название Нубия произошло от древнеегипетского слова «nub» – золото.

Мастерство ювелиров очень быстро возрастало. Египтяне овладели искусством легирования золота для увеличения его твердости и получения разных цветовых вариаций (легирование — добавление других металлов для улучшения свойств основного). Они разработали технологию литья, включая литье по выплавляемым моделям. Она широко используется и в наше время — ювелиры называют ее «восковка».

Предполагается, что египтяне научились определять чистоту драгоценных металлов по их цвету при нагревании в огне. Самым значимым наследием древнеегипетских ювелиров являются сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона, который умер примерно в 1350 году до нашей эры. Изделия в этой гробнице – ожерелья, нагрудные украшения, серьги и маска на голове мумии, выполненная из чистого золота, с чеканкой и полировкой – были описаны археологом Говардом Картером, который нашел гробницу и первый их увидел, как «удивительнейшие вещи». Гробница мальчика-царя, который взошел на престол в возрасте 10 лет и правил примерно такой же срок, сохранила для нас величайшие памятники древнеегипетского искусства, которые вызывают восхищение спустя несколько тысячелетий. Тело Тутанхамона было помещено в искусно сделанный саркофаг из цельнолистового золота толщиной 2 мм общим весом более 110 кг. На голове мумии была маска из кованого золота весом 9 кг. Она настолько реалистично повторяет черты лица фараона, что в ней даже легко заметить сходство с имеющимися изображениями предков фараона.

Маска Тутанхамона

Посмертная маска Тутанхамона. Сделана из чистого золота и инкрустирована цветным стеклом и драгоценными камнями. Прилегала непосредственно к мумии в многослойном саркофаге.

В гробнице находился также трон из дерева, облицованный золотом и украшенный фаянсом, эмалью стеклом и драгоценными камнями. На троне был изображен Тутанхамон, сидящий в свободной позе (что нетипично для изображений фараонов того времени), и его жена Анхесенамон, покрывающая его плечо благовониями.

Сокровища гробницы Тутанхамона обычно выставлены в Каирском музее, но всегда собирают миллионы посетителей, когда изредка выставляются в других странах. Они являются символами успеха человечества в обработке и изготовлении золотых украшений. Формы египетских золотых изделий оставались удивительно постоянными на протяжении почти двух тысяч лет, пока после завоевания Египта Александром Македонским не стали вытесняться греческим, а затем римским стилем.

Золото минойской цивилизации

Появление греческого ювелирного искусства связано с расцветом минойской, а затем сменившей ее микенской цивилизаций. Каких-либо изделий, относящихся к греческим и датированных ранее 1800 г. до н.э., пока найдено не было.

Минойские мастера с острова Крит впервые в истории стали создавать золотые изделия в виде цепочек с типом плетения «якорь», которые широко распространены и в наше время. Широко известны золотые маски и массивные золотые кольца, найденные археологом-любителем Генрихом Шлиманом при раскопках в конце 19 века на месте древних Микен.

Упадок микенской цивилизации наступил около 1100 г. до н.э., после чего наступили так называемые «греческие темные века», и золотые украшения появляются вновь около 800 г. до н.э. К 500 г. до н.э. греческие ювелиры производили прекрасные, сложных форм изделия, которые образовали узнаваемый, классический греческий стиль украшений. Политическая нестабильность Греции, а также рост числа греческих торговых центров в южной Италии, Египте и по побережью Черного моря привели к широкому расселению греческих мастеров. К моменту, когда около 330 г. до н.э. Александр Великий создал свою греческую империю от Египта до границ Индии, греческий стиль выполнения золотых украшений был повсеместно доминирующим.


Золотое кольцо с гравировкой. Минойская цивилизация, Крит, 15-14 век до н.э.

Золотые украшения этрусков

Примерно с 700 г. до н.э. искусство изготовления золотых изделий возникает в Этрурии (современная область Тоскана) в Италии. Хотя этрусский стиль просуществовал относительно недолго, он известен благодаря повышенной сложности своих изделий.

Особенно выдающихся успехов этрусские мастера добились в использовании техники грануляции, доведя ее почти до совершенства. Грануляция – это прикрепление к основе тысяч маленьких шариков из золота, образующих контуры и рисунки, создающих неповторимое ощущение структуры и света. Техника грануляции использовалась многими мастерами в различных странах начиная с 2000 г. до н.э., а также используется в современных изделиях. Но очень немногие школы достигли схожего с этрусским мастерства. Вероятнее всего эта поразительная изящность и сложность работ связана с отсутствием достаточного количества золота, когда мастерам приходилось уделять большее внимание качеству работы, чем количеству.

Примерно в 300 г. до н.э. греческий стиль начинает превалировать в Италии. Этрусские традиции исчезают до 19 и 20 веков нашего времени, до попыток их возрождения ювелирами нового времени.

Фото 4. Этрусская фибула

Этрусская фибула (застежка для одежды)

Золото древних римлян

Когда Рим превратился в величайшую империю древнего мира, простираясь от Великобритании до Персии, он унаследовал также Грецию. В целом, можно сказать, что в ювелирном искусстве Рим унаследовал греческих ювелиров Востока и кельтские традиции с Запада.

Римские ювелиры, хотя обладали несомненным мастерством, предпочитали в своих работах ясные и четкие геометрические фигуры и узоры, в отличие от греческого ювелирного искусства с вычурными изображениями богов, мифических персонажей и листьев. Золото в римском обществе пользовалось спросом, и важные римляне гордились своими коллекциями украшений. Однако, оно не было главным «действующим лицом» – настоящей страстью римлян были драгоценные камни. Римские ювелиры использовали золото как оправу для изумрудов, сапфиров, аквамаринов, оливинов, алмазов, а также набирающего популярность жемчуга. Уже тогда Шри-Ланка (Цейлон) и Индия становятся крупными поставщиками драгоценных камней. Римляне также ввели широкую практику использования золотых монет.

Кольцо. Золото с гранатами. 1 в.до н.э

Римское кольцо с гранатами. 1 в. до н.э.

Золотое ювелирное искусство Византии

По мере развития истории Римской империи, золотые украшения становились все более богатыми. К 325 году Константин Великий провозгласил христианство официальной религией Римской империи. С этого времени простые и резкие формы ранних римских украшений сменились более сложными и изящными изделиями с яркими камнями.

С этого периода начинается византийский период римской истории, когда столицей была Византия (Константинополь, ныне Стамбул). Украшения становятся витиеватыми, воздушными, похожими на кружева. Постепенно, в связи с изменениями вдоль восточных торговых путей, уменьшилось поступление драгоценных камней. Золотые изделия стали входить в символику господствующей христианской церкви и возрастающей мощи королей. В течении Темных веков и раннего Средневековья таланты ювелиров служили в основном церкви и государству. В VI и начало VII веков знаменуются прекрасными образцами ювелирных украшений Византии, которые включают и монеты.

Однако возрастающая сила ислама и в некоторой степени переход к менее показной роскоши в частной и церковной жизни Византии означали, что солнце древних традиций греческих и римских ювелиров пошло на закат.

Византийский браслет

Характерный византийский браслет с драгоценными камнями и жемчугом

Продолжение статьи «История золотых украшений»: Часть 2: от средних веков до наших дней).

Юрист Павел Смыслов уточнил грань между ювелирным изделием и бижутерией

«Подскажите, пожалуйста, к какому виду изделий можно отнести хенд мейд украшения, изготовленные с использованием готовой серебряной фурнитуры? Сама фурнитура (цепи, замки для браслетов, крючки для серег, соединительные колечки) закупается у оптовой компании в готовом виде и иногда имеет пробирное клеймо (кроме цепей, продаваемых по метражу, и соединительных колец). А вот само украшение, в состав которого она входит, будет являться ювелирным украшением или ювелирной бижутерией? Является ли изготовление подобных украшений – производством ювелирных украшений?»

Помочь с разъяснением, в каком случае изделие должно быть отнесено к «ювелирному» со всеми вытекающими последствиями (когда производство и продажа таких украшений должна регулироваться соответствующим законом и другими нормативными актами) мы попросили партнера нашего портала, корпоративного юриста Павла Смыслова.


Пояснение юриста

В Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» такого термина, как «ювелирная бижутерия», нет. Есть только понятие «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней».

Ювелирными по закону считаются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них (за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.

Пробирное клеймо на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов проставляется в государственной инспекции пробирного надзора, куда организация или предприниматель (предварительно поставленный на специальный учет как лица, имеющего право работать с драгоценными металлами) сдают свои изделия на клеймение.

Поэтому изделие, изготовленное из драгоценных металлов установленных проб, будет считаться ювелирным.

Простой пример: вставленный фианит в кольцо из золота 585 пробы не делает же автоматически все изделие бижутерией. Такое кольцо все равно является ювелирным изделием. Так же и наличие, например, в браслете на руку, фурнитура которого имеет пробирные клейма, бусин из стекла не делает весь браслет бижутерией.

Важно отметить, что готовая фурнитура из драгоценных металлов, предназначенная для использования в последующем производстве, не должна иметь пробирных клейм, поскольку это чревато злоупотреблениями со стороны изготовителя. Например, недобросовестный мастер может взять замок с пробирным клеймом, припаять к нему цепочку из недрагоценного металла, а впоследствии выдавать всю свою работу за ювелирное изделие, ссылаясь на то что проставленное на фурнитуре клеймо распространяется на все изделие.

Фурнитура, имеющая пробирные клейма, предназначена, в первую очередь, для использования физическими лицами в качестве деталей для рукоделия в домашних условиях (изделие собирается «для себя», а не для его последующей продажи).

А вот если физическое лицо создает украшения из недрагоценных металлов на продажу и при этом закупает и использует фурнитуру из драгоценных металлов, содержащую пробирные клейма, то ему необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть юридическое лицо и встать на специальный учет в государственную инспекцию пробирного надзора.

Автор настоящей заметки лично знаком с таким индивидуальным предпринимателем, который собирает бусы, браслеты и прочие изделия, в которых используется фурнитура – серебряные замки с пробирными клеймами. Готовые изделия он передает на реализацию в торговую сеть. Этот предприниматель стоит на специальном учете в инспекции пробирного надзора, в полном объеме выполняет обязанности, возложенные на него законодательством о драгоценных металлах и камнях, а также обязанности законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Дополнение от ЮВЕЛИРУМ

В «Положении о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным», утвержденном Приказом Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням от 30 октября 1996 г. N 146, дается определение «ювелирной галантереи» (аналог более популярного термина «ювелирная бижутерия»). Этот термин обозначает изделия, «изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов…»

Можно сделать вывод, что если в изделии присутствует драгоценный металл с проставленной пробой или драгоценный камень, то это автоматически квалифицирует изделие как «ювелирное», со всеми правовыми последствиями для тех, кто изготавливает эти изделия для последующей перепродажи.

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения

Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди стремились к разнообразию, хоть и в примитивной форме.

металл из которого первобытные люди изготавливали украшения

Какую роль играли украшения?

При попытке понять и осмыслить жизнь и стремления первобытных людей нужно иметь в виду, что уровень знаний той эпохи находился на очень низком уровне, все действия людей были связаны по их представлениям с многочисленными добрыми и злыми духами. Вторые могли навредить людям. И чтобы защититься от их коварства, люди использовали различные магические обряды. Даже первобытные украшения ииели исключительно утилитарные свойства защиты от недоброго существа, сглаза и прочих негативных явлений, которые изобиловали среди людей.

первобытные украшения

Люди не сразу научились использовать металл для своих нужд, если провести периодизацию, то все стане понятно. Каменный век условно делят на три этапа: палеолит, мезолит, неолит. Понятно, что основой всех изделий был камень, переломным моментом стал энеолит, когда люди постепенно овладели навыками обработки меди. И хотя она мягче камня, тем не менее поддается ковке и дает возможность придать ей практически любую форму. Поэтому для изготовления изделий лучше всего подходит металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. Кроме того, многие традиции наделяли медь магическими свойствами отпугивания разного рода нечисти.

Сырье для украшений

Украшения первобытных людей не претендуют на изысканную эстетичность форм и отделки, хотя встречаются и высокохудожественные изделия. Конечно, приоритетным являлось место жительства древних людей, ведь именно оно определяло внешний вид человека. По преданиям многих народов один из священных металлов - это золото, от Южной Америки до Восточной Европы он считается застывшим воплощением солнечного света, способного разогнать тьму, в которой прячутся злобные духи. Поэтому металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, - это и золотые самородки, за неимением оных широко использовалась медь. Многие курганы-могильники на территории нашей страны изобилуют такими украшениями.

Неумение использовать в период поздней первобытности сплавов разных металлов приводило к использованию самородных: меди, золота и серебра. Соответственно, в разных местах больше было того или иного металла, который и шел на украшения. Вообще, первобытные жители старались его использовать очень экономно, но это не касалось племенных вождей, они даже в своих погребениях использовали металлические украшения, как оберег в потустороннем мире.

украшения первобытных людей

Многообразие первобытных украшений

Украшения древних людей были разными по форме и качеству исполнения. Однако во всех частях Земли в погребениях можно встретить ручные и ножные браслеты, они также играли магическую роль и предохраняли людей от ран, которым наиболее подвержены именно эти части тела. Каков бы ни был металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, он всегда должен был нести следы магического воздействия. Это могли быть разнообразные письмена, изображения, геометрические фигуры. Примечателен тот факт, что современные племена Амазонии имеют сменные наборы украшений на разные случаи жизни, которые отличаются и формой, и нанесенными на них изображениями. Именно на этих племенах этнографы и прочие исследователи проверяют свои догадки и предположения, так как среди них сохранилось то первозданное отношение к природе и миру, характерное для всех людей эпохи древности.

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, показывал и их социальный статус. Большое разнообразие металлических украшений говорило о высоком положении лица, их носившего.

О каких подвохах может рассказать бирка ювелирного изделия (те, кто смотрит на нее, реже всех покупают подделки)

При покупке ювелирного изделия основное, на что нужно обращать внимание, - это проба и бирка. И если пробой интересуются практически сразу, то на бирку не обращают внимания, считая ее просто необходимым кусочком картона. Между тем это своеобразный паспорт изделия, из которого можно почерпнуть основную информацию.

Зачем хранить бирки

Ювелирное украшение является обычным предметом для покупки, поэтому вполне естественно, что у него есть собственный документ, подтверждающий его качество. Бирка - это паспорт изделия, на которое наносится информация о технических характеристиках драгоценных камней и металла, из которых оно сделано. Кроме того, в случае брака вы можете получить профессиональный ремонт или обменять украшение. Производитель будет уверен в подлинности возвращаемого изделия, так как вы возвращаете его с пломбой.


Чаще всего ювелирное украшение приобретается в подарок, и тут встает вопрос об уместности вручения украшения вместе с биркой. По правилам ювелирного этикета украшение вручается всегда исключительно с биркой, потому что это серьезный документ, свидетельствующий о качестве материалов. Другое дело, что с биркой подарок выглядит менее празднично. В этом случае бирку надо снять и спрятать под подушку, сказав об этом одариваемому. Либо вручить бирку отдельно, конечно, без чека.

Производитель

Шапка бирки должна давать полную информацию о производителе - юридическом владельце украшения до его продажи. Посмотрите на бирку. Там должна быть указана компания-производитель, юридический адрес и налоговые данные. Наличие такой информации говорит о том, что бренд ведет свою деятельность законно и имеет все необходимые лицензии.


Штрих-код

Теперь вы узнаете о том, как читать ювелирные бирки. Многие предпочитают игнорировать их, потому что там информация представлена очень плотно и всегда с использованием непонятных символов. Давайте разбираться.


Прежде всего обращаем внимание на качество самой бирки. Она должна быть сделана из качественных синтетических материалов, с пробитым промышленным способом ушком и прикрепленной нитью с пломбой. Оттиск информации должен быть очень четкий, хорошо просматриваться должны даже мелкие детали вплоть до точки, потому что в маркировке камней даже точки играют большую роль. В первую очередь в глаза бросается штрих-код. Его наличие обязательно, это значит, что ювелирное изделие продается легально и занесено в Росреестр. Это касается в основном крупных драгоценных камней естественного происхождения. Нет штрих кода - нет изделия. Никогда не покупайте его, даже если продавец будет приводить железные доводы о качестве и бренде.


Вес изделия

Затем ищите вес изделия. Как правило, указывается общий вес металла и камней, бывают исключения, когда отдельно указывается вес того и другого. Чтобы узнать чистый вес одного элемента, надо вычесть чистый вес другого. При оценке изделия в первую очередь учитываются технические характеристики и стоимость золота и только потом - камня.


Оценка камня

Теперь о камнях и вставках. На бирке обязательно должна быть информация о происхождении камня, натуральный он или синтетический, от этого зависит стоимость и инвестиционная оценка изделия. Продать лабораторно выращенные камни очень сложно, да и стоимость их невысока.

Производитель указывает вес камня в каратах, если это драгоценные камни, или в граммах, если поделочные. Дальше идет указание формы огранки, количества граней, чистоты и светлоты камня, его цвета и категории, которых всего четыре. Иногда можно прочитать о том, что камень облагорожен. Обязательно указывается количество вставок, иногда страна, где камни добыты. Также информацию о добыче ювелирного сырья, дефектах и вкраплениях можно узнать по штрих-коду. Самостоятельно определить такие категории не удастся, это можно сделать только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.


Аббревиатура расшифровывается как "Отдел технического контроля". Некоторые производители ставят штамп ОТК на каждую бирку с изделием, чтобы доказать, что используемые камни и изделие прошло соответствующие экспертизы и соответствует техническому регламенту. Штамп есть не всегда, и его отсутствие не говорит об изъянах украшения. Но его наличие является дополнительной гарантией качества.


Итак, на ваших ладонях лежит великолепное украшение, которое претендует со временем превратиться в фамильное. Теперь вы знаете, что серьезным производителям нечего скрывать и профессиональная репутация для них дороже. Поэтому на бирке вы найдете информацию о наименовании и весе изделия, технические характеристики камней, место их добычи и огранки, штрих-код и артикул, юридический адрес компании, пробу металла. Если хотите узнать больше о камне, всегда можете обратиться в отдел технического контроля, который на основании документов о владении проведет вам глубокий анализ изделия.

Читайте также: