Металл из которого сделан медный всадник

Обновлено: 18.05.2024

16 мая 1768 года императрица Екатерина II издала указ о строительстве памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Работы доверили скульптору Этьену Фальконе. Монумент из гранита и бронзы на Сенатской площади был открыт в 1782-м. Название "Медный всадник" закрепилось за ним только через полвека – с подачи Александра Пушкина, написавшего одноименную поэму. Однако мифы и легенды вокруг грозной фигуры самодержца на коне начали слагать намного раньше.

Гром-камень и царский экзамен

Фальконе долго мучился с поисками достойного постамента, пока на объявление в газете не откликнулся поставщик стройматериалов Семен Вишняков. По словам энтузиаста, некий юродивый указал ему на подходящий камень рядом с Лахтой. Вокруг Гром-камня ходили разные слухи: якобы он был отколот от скалы молнией, язычники использовали его как алтарь для жертвоприношений, а сам Петр I забирался наверх обозревать окрестности во время Северной войны. Местные не захотели отдавать достопримечательность по-хорошему, поэтому во время реквизиции к Лахте подвели войска.

Трудности возникли и при реконструкции облика монарха. Фальконе перебрал кипы документов, опросил очевидцев, но вдохновение так и не приходило. Все изменила ночь в императорской спальне, где французу якобы явился дух Петра и проэкзаменовал гостя на знание матчасти.

Всадник на Лизетте

Распространено мнение, что Медный всадник увековечил не только царя, но и его любимую лошадь Лизетту. Петр присмотрел скакуна на обратном пути Великого посольства и не поскупился на оплату. Кличку новый владелец придумал сразу – якобы в честь девушки при дворе саксонского короля, с которой у монарха были "амуры". Животное прославилось бунтарским нравом, но самого Петра слушалось беспрекословно. Чучело Лизетты до сих пор хранится в Зоологическом музее.


В реальности же Фальконе набросал конную скульптуру с офицера на орловском рысаке. Лошадь вставала на дыбы, пока мастер не закончил работу, а чучело в это время хранилось в безопасном месте, чтобы впоследствии предстать перед любителями российской истории.

Бедный Павел

В мемуарах баронессы фон Оберкирх есть любопытная история о царевиче Павле – сыне Екатерины II и будущем императоре Павле I. В начале 1780-х наследник гулял по вечернему городу с князем Куракиным. Внезапно к ним присоединилась загадочная фигура в плаще, которую видела только августейшая особа. Помолчав, незнакомец произнес: "Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие". Замешательство длилось недолго. На Сенатской площади спутник простился с царевичем: "Прощай, Павел. Ты снова увидишь меня здесь". Потрясенный наследник разглядел лицо говорившего – им оказался первый император Всероссийский.

Странным рассказом будущий государь поделился на одном из ужинов, а через полтора месяца получил письмо с известием об открытии памятника Петру. Монумент располагался именно на том месте, куда указал дух. По воспоминаниям фон Оберкирх, прочитав послание, царевич "стал мертвенно бледным".

Почему змея и где Карл

Почему Медный всадник стоит именно там, где стоит? Куда он указывает рукой? И что в ногах статуи делает змея? Ответы на некоторые вопросы можно найти в старых преданиях. Утверждается, например, что как-то раз недужному Петру померещилось очередное наступление шведов. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве, однако выползшая неведомо откуда змея обвила копыта Петровского любимца и остановила его в считаных метрах от воды. Справочники наличие рептилии объясняют по-своему: змея лежит на постаменте как символ преодоленных препятствий на пути к цели. Между прочим, ваял ее не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Вместе с эстетической она несет и утилитарную функцию, являясь точкой опоры коня.


Еще гиды утверждают, что правая рука Петра как бы простерта над облагодетельствованной им страной. Легенда не согласна: на самом деле император якобы указывает в сторону Швеции – главной антироссийской силы начала XVIII века. А в центре Стокгольма бронзовый Карл XII, проигравший Северную войну, не может отвести перст от заклятого соперника.

Сон майора Батурина

Самая знаменитая история о Медном всаднике берет начало во времена Отечественной войны 1812 года. По слухам, когда армия Наполеона углубилась в Россию, Александр I приказал готовить монумент к эвакуации. Однако вскоре до него дошли слухи об удивительном сне, пережитом неким майором Батуриным.

Военный увидел, как статуя сошла с Гром-камня и поскакала на Каменный остров, где жил действующий император. Александр вышел навстречу Петру и услышал: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться". После этого основатель Петербурга повернул к Сенатской, а цокот бронзовых копыт еще долго раздавался в ночи. Молодой царь внял голосу предка и оставил его в покое. Позже Наполеон потерпел поражение, а в 2014 году памятник воздвигли уже Александру – только в Москве. Кстати, литературоведы склонны усматривать связь между сном Батурина и пушкинской поэмой "Медный всадник".

Из чего отлит памятник Медный всадник

Медный всадник – это самый известный в России памятник Петру Великому, установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Свое название, а вместе с ним и широкую популярность, он получил после выхода в свет поэмы Пушкина «Медный всадник», хотя на самом деле отлит из бронзы.

Содержание статьи

Из чего отлит памятник Медный всадник

  • Из чего отлит памятник Медный всадник
  • История статуи Петра 1 работы Церетели
  • "Медный всадник": памятник Петру Великому в Петербурге

Рождение замысла

Памятник Петру I был открыт 7 августа 1782 года, его автор – скульптор из Франции Этьен-Морис Фальконе. Он был создан по инициативе Екатерины II. По приказу императрицы, русский посланник в Париже князь Голицын обратился за советом к Дидро и Вольтеру, которые и рекомендовали ему Фальконе. Французскому скульптору в то время было уже 50 лет, он служил на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать произведение монументального искусства. Когда поступило предложение из России, мастер, не раздумывая, подписал контракт.

В октябре 1566 года Фальконе, вместе со своей 17-летней ученицей Мари-Анн Колло, прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он начал работу над созданием гипсовой модели памятника в натуральную величину. Она длилась целых 12 лет и была закончена к 1778 году. Мари-Анн Колло лепила голову Петра. Лицо царя выражает волю и мужество, оно озарено глубокой мыслью. За эту работу Колло приняли в члены Российской Академии художеств. Екатерина II даровала ей пожизненную пенсию в 10000 ливров. Змея под ногой коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Основанием памятника стала скала, которой придали форму вздыбленной волны. Согласно замыслу скульптора, она должна была служить напоминанием о том, что именно Петру I удалось превратить Россию в морскую державу. Подходящую по размеру гранитную глыбу обнаружили в 12-ти верстах от Санкт-Петербурга. По преданию, в нее когда-то попала молния, после чего в скале возникла трещина. В народе скала получила название Гром-камень. Ее вес составил около 1600 тонн. Гром-камень доставлялся в столицу на барже в течение 9-ти месяцев. Еще в процессе транспортировки камню была придана форма волны. 26 сентября 1770 года постамент для будущей статуи установили на Сенатской площади.

Как бронзовый всадник превратился в медного

Мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, а русских пугал ее предполагаемый размер. Наконец за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе, они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За 3 года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года. К счастью, на этот раз, затея удалась.

Однако столь длительная работа над статуей сильно испортила отношения Фальконе с Екатериной II. В результате, скульптор уехал из России, так и не дождавшись установки своего творения. Больше им не было создано ни одной скульптуры. «Медным всадником» бронзовую статую назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин. Название стало настолько популярным, что практически превратилось в официальное.

Гром-камень: на чем на самом деле стоит Медный всадник

Санкт-Петербургу в этом году исполнилось 318 лет. Один из главных символов Северной столицы - памятник Петру I на Сенатской площади. Воздвигнуть монумент в честь императора приказала Екатерина II. Для грандиозной скульптуры решили найти не менее внушительный постамент. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" опубликовали объявление с просьбой к читателям выломать подходящий камень и доставить его в Петербург. Кто сумел отыскать гигантский валун и привезти его в столицу? И зачем Екатерина II отправила обломок камня французскому философу Дени Дидро? Об этом рассказали эксперты программы "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Мировые мегалиты

Археологи обнаружили огромный мегалитический комплекс на территории одной из французских коммун. Возраст находки - шесть тысяч лет. В центре сооружения - пятитонная плита, а вокруг нее стоят восемь камней-менгиров. Внешне комплекс очень похож на уменьшенную копию знаменитого Стоунхенджа. А в регионе Бретань любителей необычного привлекают Карнакские камни. Огромный комплекс состоит из трех тысяч валунов.

"Высота этих сооружений была в районе четырех метров, и расположены они как своеобразные аллеи, лабиринты. По ним проходили шествия. Известны описания проходивших там римских легионеров", - отмечает кандидат культурологии Алексей Кыласов.

Специалисты уверяют: люди возводили мегалитические сооружения по всему миру, прославляя богов или в память о предках. Причем, чтобы построить такой комплекс, требовались десятилетия, ведь все работы выполняли вручную. По словам эксперта, подобные сооружения всегда обрастают легендами, потому что обработка и передвижение таких камней кажется чем-то невероятно сложным.


Проект Екатерины II

Загадочные мегалиты есть и в России. Невероятно, но один из таких камней стал постаментом для Медного всадника в Санкт-Петербурге.

"Памятник создавался как мечта Екатерины Великой увековечить себя продолжательницей дела Петра I. В первую очередь нужно было найти архитектора, скульптора, организатора пространства. И его нашли. Самым главным человеком здесь был Этьен Морис Фальконе", - делится историк Ася Суворова.

Французский скульптор предложил императрице в качестве постамента использовать огромный валун. Екатерине идея понравилась, но найти подходящий камень оказалось непросто.


Алтарный гром-камень

На объявление отозвался Семен Вишняков, он служил строителем при дворе. Вишняков рассказал, что рядом с деревней Конная Лахта есть огромный валун, который в народе прозвали Гром-камнем. Специалисты считают, что Гром-камень когда-то был своеобразным алтарем. Когда Вишняков и Фальконе приехали посмотреть на гранитную глыбу, крестьяне взялись за оружие, чтобы прогнать чужаков и сохранить свою святыню.

"Фальконе возвращается в восторге. Предел мечтаний - не надо из шести собирать! Это единый монолит длиной более 13 метров, ширина - 6,5, высота - восемь. Крестьяне воспротивились: как их алтарный камень куда-то в Петербург хотят унести? Пришли войска, оцепили это место и начали готовиться к транспортировке", - уточняет Павел Глазков.


Долгий путь

Чтобы перевезти валун, пришлось ждать зимы. По замерзшей почве тянуть тяжелую глыбу было гораздо легче. Помогли и российские инженеры, придумавшие уникальную конструкцию. Они использовали три десятка металлическо-оловянных шаров из специального сплава. Шары укладывали в деревянные желоба, окованные металлом. Камень лежал на деревянном поддоне и перемещался по таким "подшипникам".

Но даже с помощью этой новаторской технологии за сутки рабочим удавалось передвинуть платформу всего на 20-30 шагов. Чтобы дотащить валун на место, понадобилось пять месяцев. Весной 1770 года Гром-камень наконец доставили на берег Финского залива, где для его погрузки на судно соорудили специальную пристань. Многие люди болели и по дороге умирали. На Сенатской площади установка постамента и памятника осуществлялась ручным трудом без применения каких-либо механизмов.


Уникальный состав

Оказалось, что Гром-камень действительно уникален. Ни в окрестностях Петербурга, ни в Карелии или Финляндии геологи не нашли ни одного похожего минерала. Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета исследовали минералогический состав ледникового валуна и обнаружили уникальные вкрапления, включая топаз. Чтобы редкая порода не пропадала, каменотесы делали из обломков гром-камня сувениры: письменные приборы, набалдашники тростей и даже броши.

"Екатерина выслала разнообразные фрагменты своему другу, французскому философу Дени Дидро. Тогда в Европе активно обсуждались легенды о монументе с всадником - символе города Петра", - подчеркивает Алексей Кыласов.


Талисман города

Легендарный памятник открыли в 1782 году, а старообрядцы Санкт-Петербурга тут же назвали его "всадником апокалипсиса". Они не принимали реформ Петра I и видели в них библейские пророчества будущего Конца света.

А в годы Великой Отечественной войны, наоборот, жители Северной столицы верили: пока памятники Петру и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли стоят на своих местах, нацистам не взять Ленинград. Горожане даже укрывали Медного всадника от немецких бомб подручными материалами.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Медный всадник - самый грандиозный памятник Петру I

Человека, который основал Санкт-Петербург и Российскую империю – Петра Великого, только в городе на Неве представляют шесть статуй и четыре бюста. Вряд ли кто-то возразит, что самым грандиозным считается конный памятник Петру I «Медный всадник» на Сенатской площади, на который могут полюбоваться петербуржцы и приезжие.

Кого изображает скульптура?

Ответ на это вопрос знают практически все жители страны, даже дети, научившиеся читать. На «Медном всаднике» изображен Петр I, начавший строить город на Неве и заложивший базовые принципы отечественной государственности в ее цивилизованном виде. Первый российский император сидит верхом на вставшем на дыбы жеребце, который копытом прижимает к пьедесталу змею. Правая рука Петра Великого обращена на запад. Скульптура стоит на массивном постаменте.

Памятник Петру I

Автор памятника Петру I

Большинство жителей Санкт-Петербурга знают, что памятник обязан своим появлением французскому скульптору Этьен Морис Фальконе. А замысел о создании монумента, изображающего первого российского императора, принадлежит Екатерине Великой. Ее культурный уровень позволял близкое общение со знаменитыми философами эпохи Просвещения Вольтером и Дидро, которые дали Екатерине дельный совет пригласить Фальконе в качестве проектировщика памятника и руководителя работ по его возведению. Приглашение скульптору прислал князь Голицын.

Памятник Петру I

На тот момент француз уже достиг пятидесятилетия, но ничего существенного не создал. Работая на фабрике по производству фарфора, Этьен-Морис грезил о создании великого монументального произведения, которое прославило бы его на весь мир. Приглашение создать скульптурное изображение Петра I стало для скульптора неожиданностью, но он не раздумывал ни минуты. Осенью 1766 года с ним заключили договор, согласно которому он обязался создать исполинскую конную скульптуру за весьма скромный гонорар в 200 тысяч ливров. Другие скульпторы запрашивали сумму, вдвое большую. Создав не имеющий аналогов монумент, Фальконе стал известен всем, как автор памятника Петру I «Медный всадник».

Описание Медного всадника

Приехав в Россию, скульптор сразу продемонстрировал свою независимость, готовность отстаивать свою авторскую позицию и не идти ни на какие уступки. Фальконе сразу отверг замысел императрицы представить Петра Первого, как новое воплощение римского кесаря со скипетром или царским жезлом в руке, неподвижно сидящего на смирном скакуне. Как сказали бы сейчас, Екатерина хотела увидеть Петра в статике, тогда как французский скульптор желал представить изображение в динамике.

Памятник Петру I

Людям из окружения императрицы изображение Медного всадника в Санкт-Петербурге виделось в обрамлении аллегорий, прославляющих Петра. Руководитель работ, представлявший российскую сторону, И.И. Бецкой считал, что император должен стоять во весь рост и сжимать в руке жезл полководца. Обе эти идеи Фальконе отверг.

Голова Петра, по мнению многих, должна была быть повернута так, чтобы левый его глаз смотрел на здание Двенадцати коллегий, а правый на иглу Адмиралтейства.

Фальконе же решил интерпретировать личность императора по-своему. Петр Великий, согласно его концепции, не должен был выглядеть ни победителем, ни великими воином, хотя в этих его качествах никто не сомневался. По замыслу скульптора важнее было показать императора, как творца и покровителя России. Поэтому никакой жезл не нужен – Петр I своей рукой как бы обводит свои бескрайние владения и одновременно указывает на Европу. А пьедестал должен был быть наклонным, чтобы продемонстрировать, что герой монумента взобрался на его вершину, преодолев все трудности. Также Фальконе отказался облачать Петра в римские одежды, желая представить его истинно русским царем.

Памятник Петру I

Скульптор постарался максимально наполнить изображение символикой. Сама поза императора указывает на его целеустремленность. Голова, украшенная лавровым венком, и меч, висящий у пояса, символизируют военные подвиги императора. Змея под копытами коня выглядит, как раздавленная гадина, намекающая на поверженного врага. Однако появление рептилии в композиции первоначально не предусматривалось. Она была добавлена, когда потребовалось придать памятнику статическую устойчивость. Таким образом, убили сразу двух зайцев – сделали монумент прочным и символически показали враждебные силы.

Масса памятника Петру I

«Медный всадник» установлен на постаменте, который в народе называют «Гром-камень». По легенде в скалу угодил разряд молнии, расколовший ее пополам, отсюда и подобное название. Постамент состоит из гранита с непроизносимым геологическим названием.

Когда искали материал для пьедестала, наткнулись на исполинский валун в районе Конной Лахты. Его вес составлял две тысячи тонн. Поэтому транспортировка к месту установки продолжалась полгода. Для этого была прорублена просека до берега Финского залива и построены специальные пристань и судно.

Перемещение гром-камня в Санкт-Петербург

Перемещение гром-камня в Санкт-Петербург

Екатерина II приказала не распиливать валун на куски, а привезти в Санкт-Петербург в неизменном виде. Уже на Сенатской площади камень обработали. Таким образом, он не является монолитом, как думают многие, а состоит из нескольких блоков, незаметно состыкованных друг с другом.

Масса «Медного всадника» составляет более восьми тонн.

Памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге в комплексе обладает следующими габаритами:

  • высота скульптуры составляет 5,3 метра;
  • «Гром-камень» имеет длину 13,2 метров, ширину – 6,6 метра и высоту – 5,1 метра;
  • в процессе обработки вес «Гром-камня» уменьшился до 1,6 тысяч тонн.

Где находится Медный всадник

Все знают, что находится «Медный всадник» на берегу Невы. В том, что памятник Петру I расположен вблизи от ключевой водной артерии Санкт-Петербурга, также виден строптивый характер Фальконе. Вопреки пожеланиям Екатерины II разместить монумент в середине Сенатской площади, скульптор решил поставить свое творение так, чтобы бронзовый император имел возможность наблюдать за Невой и расположенным напротив Исаакиевским наплавным мостом.

«Медный всадник» на коне, смотрящий в сторону реки и Финского залива, символизирует намерение Петра Первого сделать Россию частью европейской цивилизации, прорубить знакомое по строкам А.С. Пушкина «окно в Европу».

Строительство Медного всадника в Санкт-Петербурге

Первоначальный размер гром-камня был в 2-3 раза больше

Из какого сплава сделан Медный всадник

Изготовлен «Медный всадник» из бронзы. Своим названием «медный» он обязан А.С. Пушкину. Медь, как материал для изготовления статуй, не подходит, поскольку она довольно быстро начинает приобретать зеленый оттенок. Бронза этого недостатка практически лишена.

В 1774 году гипсовый макет памятника был представлен на обозрение, великосветской публики, художников, скульпторов и критиков. Размеры прототипа были такими же, как у будущей статуи. Императрица к этому времени потеряла всякий интерес к своему замыслу, настолько ей не нравилось самоуправство Фальконе.

Изображение Медного всадника в 1799 году

Медный всадник в 1799 году

Но статую нужно было еще отлить. Желающих не наблюдалось. Иностранцы запрашивали слишком большой гонорар, а отечественные мастера боялись, что не справятся с такой сложной работой. В конце концов, некий Емельян Хайлов заявил, что готов взяться за отливку памятника. Над оптимальным составом сплава он экспериментировал вместе с Фальконе, который за три года также освоил профессию литейщика.

Процесс отливки включал в себя несколько заливок. В процессе заливки первых 1350 пудов раскаленной бронзы форму раскололи. Катастрофу предотвратил Хайлов.

Толщина стенок статуи разная – в передней части они более тонкие, в задней – толще. Это делает памятник устойчивым. В 1777 году статуя была полностью готова. Весь процесс занял 16 лет.

Как создавался Медный всадник

К основным фактам, имеющим отношение к созданию «Медного всадника», можно добавить несколько интригующих подробностей. Так, история памятнику Петру I «Медный всадник» связана с такими событиями, как многочасовые тренировки гвардейского офицера, которого Фальконе заставлял на полной скорости взлетать на помост из дерева и ставить жеребца на дыбы. Фотографии тогда не было, и скульптору приходилось делать многочисленные эскизы, чтобы затем лучший из них воплотить в бронзе. Лошадей для этих экспериментов выбирал сам Фальконе. Посетив императорские конюшни, он остановил свой выбор на двух скакунах орловской породы – Капризе и Бриллианте.

При жизни Огюст-Морис Фальконе не удостоился в России ни славы, ни почета. Оскорбленный тем, что его стали считать кем-то вроде технического директора проекта, скульптор вернулся домой, забрав с собой талантливую ученицу.

Открытие Медного всадника

Открытие памятника Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге в пафосной обстановке прошло 7 августа 1782 года. Под проливным ливнем на Сенатской площади собралось много петербуржцев. Но к полудню небеса сжалились, и дождь перестал идти. На площадь вошли гвардейцы под командованием князя Голицына. Екатерина Великая почтила открытие своим присутствием, приплыв к Сенатской площади на шлюпке.

С балкона здания Сената она отдала команду сдернуть полотняное покрывало с монумента. Собравшиеся увидели великолепный памятник с надписью, гласившей о том, что это дань заслугам Петра I от Екатерины II.

Почему памятник Петру I называют Медным всадником

Почему всадник медный, а не бронзовый, нужно спросить у А.С. Пушкина. Скорее всего, рифмовать слово «бронзовый» ему было гораздо сложнее. Великий поэт написал поэму «Медный всадник», посвященную принесшему массу бед наводнению, которое случилось в 1824 году.

Зарисовки Медного всадника А. С. Пушкиным

Зарисовки Медного всадника А. С. Пушкиным

Пушкин про «Медного всадника» написал историю, полную трагизма и мистики, в которой сошедший с постамента бронзовый император преследует главного героя поэмы – утратившего разум Евгения.

Скульптура «Медный всадник» сегодня олицетворяет величие России, и ее готовность дать отпор любым врагам.

Факты, легенды и мифы о Медном всаднике

В русской литературе и даже фольклоре можно найти многочисленные мифы и факты про «Медного всадника».

  1. Одна из легенд относится к периоду Великой отечественной войны 1812 года. Правивший тогда император Александр I, опасавшийся, что столицу могут захватить наполеоновские войска, распорядился эвакуировать монумент в безопасное место. Эту миссию доверили статс-секретарю Молчанову. К тому пришел некий майор Батурин и поведал, что уже несколько ночей ему снится один и тот же сон. Петр Великий спускается со своего постамента, приезжает к Александру I и говорит, что пока «Медный всадник» стоит на своем месте, опасность столице не грозит. В результате тот отменяет свое распоряжение.
  2. У другой легенды даже есть название – «Бедный Павел». Когда вечером Павел прогуливался по Санкт-Петербургу с князем Куракиным, он увидел призрак Петра Первого, который привел их на Сенатскую площадь и указал на место, где будет стоять памятник со словами «Павел! Бедный Павел!». Куракин же никого не видел. Когда Павлу доложили о торжественном открытии монумента именно на том самом месте, ему стало плохо.
  3. В мистическом контексте «Медный всадник» упоминается в романе Ф.М. Достоевского «Подросток», в «Петербурге» Андрея Белого и в «Белой розе» Даниила Андреева.
  4. Были случаи и откровенного варварства. Как иначе оценить традицию выпускников военных училищ надраивать тестикулы коню. «Медный всадник» может и наказать. Когда уроженцу Кировской области взбрело в голову забраться на монумент, все закончилось тем, что варвар упал с памятника и умер.
  5. Немногим известно, что форма зрачков «Медного Всадника» представляет собой сердечко. По одной из версий ученица Фальконе Мари-Анн Колло, которая готовила макет головы Петра Первого, таким образом выразила свою любовь к наставнику. Более достоверным кажется утверждение, что зрачки, выполненные в форме сердечек, создают иллюзию зрячести персонажа. Данным приемом пользовались маэстро эпохи Возрождения.
  6. Любопытный факт из истории памятника заключается в том, что императрица, еще не утратившая интерес к будущему монументу, лично назначила награду в семь тысяч рублей тому, кто предложит лучший способ транспортировки «Гром-камня» до Сенатской площади. Тендер выиграл некто Карбури, по слухам купивший проект у оставшегося неизвестным русского купца. «Медный всадник» находится на том месте, где все привыкли его видеть благодаря не только творческому гению Фальконе, но и нескольким нашим соотечественникам.
  7. «Медный всадник» указывает рукой на запад. Если прочертить прямую линию, то она закончится в Стокгольме, где стоит памятник Карлу XII, чей указательный палец вытянут в восточном направлении.

Как добраться

Памятник Петру I «Медный всадник» находится в Александровском саду вблизи Исаакиевского собора, в пешей доступности от станции метро Адмиралтейская. Чтобы добраться до статуи, надо выйти из вестибюля, держать путь до Невского проспекта, по нему добраться до Адмиралтейского и держать путь неспешным шагом по дорожкам Адмиралтейского сада, попутно любуясь его красотой.

Весь путь составляет около километра, но изобилие красивейших достопримечательностей вокруг безоговорочно могут растянуть ваш маршрут до одного часа и более.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: