Металл юпитера в алхимии

Обновлено: 18.05.2024

Символика алхимии сложнейшая и интереснейшая тема. Изучить символы, их значение и связи – означает понять язык, на котором говорит данная культура, и это совсем непросто. Алхимическая символика, особенно в динамическом прочтении (с учетом контекста и конкретной ситуации), чем-то сродни игре в бисер Гессе. Это квинтэссенция и выжимка герметического мировоззрения, энциклопедия позднеантичной и средневековой эзотерики.

Языки и тайна

О профанных и сакральных языках написано много. Мирча Элиаде, Д. Кембелл и К. Г. Юнг упоминают тайные языки, существовавшие в локальных человеческих обществах-племенах. Между собой взрослые мужчины говорили на особом наречии, которое мальчики узнавали после прохождения инициации. Это был диалект охотников и воинов, женщины его не понимали.
Элиаде говорит, что у шаманов и магов был свой язык, еще более сложный, полный сакрального символизма. Ведь каждый шаман мог быть охотником, но далеко не каждый охотник шаманом. Да и ответственность на шамане лежала гораздо большая.
Ошибившись, охотник мог оставить семью без обеда, а шаман – все племя без покровительства духов.
И в наше время католическая церковь широко использует латынь, а православная – церковнославянский, и в этом есть глубокий смысл. Ведь тайное и важное должно быть скрыто от профанов и дилетантов. С этой позиции таинства церкви мало чем отличаются
от древних мистерий.

Язык артистов и язык простецов

Сложнейший символизм алхимии возник по разным причинам, но самая значимая – мультикультурное происхождение алхимии.
Алхимия, скорее всего, возникла в Древнем Египте, у которого были налажены контакты с Вавилоном и Персией. Потом попала в лоно греческой культуры, обогатилась у арабов и расцвела в европейском средневековье. Нельзя не упомянуть сильные связи
алхимии с каббалистикой, гностическими учениями и неоплатонизмом. Естественно, она впитывала практически все, что имело отношение к сакральным знаниям и стала сплавом различных учений. Отчасти это благотворно сказалось на ее развитии, но с другой
стороны произвело такую путаницу, в которой разобраться – нелегкое дело.

Понимали ли «классические», средневековые алхимики друг друга? – Далеко не всегда. То, что написал один человек в Испании, мог абсолютно иначе трактовать другой, например, в Германии. А кроме того, сами алхимики были совершенно разными. Известны «щедрые» и «жадные» адепты. «Щедрые» – более-менее понятно излагали свои мысли, и не очень путали читателя. А вот «жадные» – тщательно скрывали знания и писали так… Чтобы разобрать что-то в их трудах нужно приложить максимум усилий. Вспомним
классический рецепт: «Возьми пять унций серы и три унции злости и, выпарив, преврати в ту мазь, что является его сутью, не человеческой, к которой он не причастен». Эта шутка вполне в их духе.

Тех, кто не понимал алхимического языка, но пытался экспериментировать, называли «суфлерами» от фр. «sufle»- дуть. Эти люди пытались практикой компенсировать недостаток знаний и совершали массу ошибок. Вместе с тем символы передают посвященным опыт и мистические знания, необходимые для развития. Как толковать алхимические символы? Как понимать суть операций и веществ? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к пониманию сути алхимии. В этой и следующих статья попробую сделать выжимку из образов и символов, чтобы прояснить ситуацию.

Алхимическая триада (Сера, Ртуть и Соль)

Для осознания триады многое сделал арабский ученый 8 века Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи или просто Гебер. При этом он не претендовал на открытие, и всегда ссылался на древних. Тогда было важно подчеркивать преемственность
традиций. Сера ртуть и соль в понимании алхимиков – это не конкретные химические формулы, а состояния вещества и первоэлементы, из которых складываются металлы одновременно. В любом из них есть соль, сера и ртуть, и их пропорции отличаются. Поэтому они называются: ртуть философов, сера философов и соль, или мышьяк. Только не нужно путать ртуть философов с философской ртутью – это разные вещи. Они поясняют качества материи. Как это выглядит:

  • ? Сера – мужское начало, символизирует цвет и горючесть.
  • ☿ Ртуть – женское начало, обозначает обобщенные свойства металлов, которым характерны ковкость, блеск и пластичность.
  • ? Соль (или ?мышьяк) – это не то что третий элемент, скорее способ соединения первых двух.

Философски это оформлено в виде принципов:

  • Принцип ртути содержит в себе свойства металлов.
  • Принцип серы – горючесть.
  • Принцип соли – твердость.

Все металлы состоят из этих элементов, различие только в пропорциях. Такой подход делает трансмутацию вполне осуществимой.

На практике это выглядит так: медь складывается из практически равнозначных частей серы и ртути, при этом содержит малую долю соли. А вот золото, по Герберу, состоит из весьма летучей ртути и малого включения серы, причем чистой, плотной, со светло-красным оттенком. Из-за неравномерного окраса этой серы желтизна золота может разнится. А теперь посмотрим, смогли бы философы понять друг друга. Вот описание того же золота, у клирика из Британии, Р. Бэкона. В своей книге «Зеркало алхимии» он говорит,
что золото – это блестящая, красная ртуть и чистейшая, не горючая, красная сера. Пластичность, особая цветовая гамма и визуальная чистота. Все в превосходных терминах. Как мы видим, – они нашли бы общий язык.

Триада и стихии

Алхимики приняли и доработали античную идею о 4-х стихиях. Примерно так выглядят стихии и качества, которые их порождают:
Огонь = Тепло + Сухость
Воздух = Тепло + Влажность
Земля = Холод + Сухость
Вода = Холод + Влажность

Для нас важно, что каждая стихия включает элемент, присущий другим, это позволяет стихиям смешиваться. С позиции стихий сера – это огонь, ртуть – вода, а соль – плод их слияния. В алхимической традиции:

  • Соль можно разложить на землю и воду.
  • Серу на воздух и огонь.
  • Ртуть на воду и воздух.

Это характерно им при разделении элементов. При соединении – картина выглядит вот так:

  • При слиянии земли и воды получится стабильная соль.
  • Воды и воздуха – текучая ртуть.
  • Воздуха и огня – горючая сера.

Разрушая или добавляя какой-либо элемент, мы получаем другой. Это открывает большие возможности, и на этом стоит вся алхимия.

Триада и Великое Делание

Чтобы собрать «картинку», нужно сказать несколько слов о первоматерии. Она не является веществом в привычном смысле, это скорее потенция вещества. Не имеет качеств и свойств, явление без характеристик. Идея первоматерии возникла из герметических представлений о единстве сущего. Наверное, можно допустить, что это идея материи как таковой, в платоновском смысле.

Иллюстрация из «Douze clefs de Saggesse» Василия Валентина. Дракон – первичная материя, крылья в кругу – сера, лапы и корпус – твердое (соль), хвост – текучее (ртуть). Треугольник – начала. Всё объединено в философском яйце.

Алхимики считали, что можно опустить металл до первоматерии, а потом поднять до прежнего состояния, но уже с наилучшими характеристиками. Совершенный металл – золото, а значит его можно делать из простых металлов. Созидание символизирует Феникс – завершающую стадию Великого Делания. Но так происходит только благодаря триаде и потенции трансмутации веществ. Арнольдо де Вилланова писал: «Есть камень, состоящий из четырех элементов: воздуха, огня, земли и воды. Материя камня имеет: три угла, три начала, — в своей субстанции; четыре угла, элементы, — в своей добродетели; два угла, устойчивость и летучесть, — в своей материи; один угол, всемирную материю, — в своем корне. Сумма чисел этого построения 10 – соответствует золоту, и количеству сефирот каббалы, то есть эманаций Бога.»

Юпитер (в магии)


Юпитер — бог неба и грома, верховное божество, правящее землей и небом в древнеримской религии и мифологии. Юпитер считался сыном Сатурна и титаниды Опы (греч. Реи). Отождествлялся с древнегреческим богом Зевсом, сыном Кроноса и Реи. По его имени названа пятая и самая большая планета Солнечной системы, предпоследняя планета септенера. Имена Юпитера и Зевса, очевидно, восходят к древним праиндоевропейским словам, означающим «бога-отца» [1]. Юпитер олицетворяет справедливую власть: это «Отец Небес», вершащий правосудие ради блага своих подданных.

Содержание

Мифы о Юпитере

Хотя Юпитер-Зевс считался главным божеством, его поведение нельзя признать образцом человеческой справедливости и благочестия. Понять, почему он то выступает как податель добра, то насылает зло, людям невозможно. Он капризен, гневлив и любострастен. Древние поэты и мифографы рассказывали о различных любовных приключениях Зевса-Юпитера, совершаемых далеко не всегда по взаимному согласию (хотя любвеобильность Юпитера можно трактовать как щедрое рассеивание божественного семени [3]), а некоторые сказания прямо говорят о его несправедливости (например, миф о наказании им титана Прометея, которого иногда сопоставляют с Христом).

Юпитер в каббале

Еврейское название Юпитера — Цедек (צדק), что означает «праведный». Ему соответствует буква Каф (כ). Буква Каф (כ) означает «ладонь» — это прообраз принимающего, женского начала, горсть, берущая рука, символ ассимиляции, восприятия и созидания всех форм. В эпоху Средних веков простертая рука с небес олицетворяла Господа. Каф соответствует пути, соединяющему сефирот Нецах и Хесед и являющемуся частью Столпа Милосердия, выражающего такие принципы, как мужское начало, сила, энергия и расширение. Божественное имя этого пути — Эль (אל) — соответствует божественному имени сефиры Хесед (Юпитер). Также Алистер Кроули относит к Юпитеру божественное имя Тетраграмматон (Яхве — יהוה, Бог-Отец), поскольку и Юпитер, и Яхве — владыки проявленного мира [4].

В каббале Юпитер в качестве «Отца Всего Сущего» иногда отождествляется с первой сефирой Кетер и единицей или же с двумя сефирот — создателями мира: Хокмой и Биной. Но гораздо чаще он выступает как проявленный глава божественного пантеона, Бог-царь, отождествляемый с четвертой сефирой Древа Жизни (и первой среди семи низших сефирот) — Хесед, чье название означает «Милосердие», «Благоволение». Это наивысшая сефира из тех, что располагаются ниже Бездны и относятся к миру творения, первая из сефирот Мира Форм, принимающая чистую, абстрактную духовную силу от Высшей Триады.

Юпитер в астрологии


В астрологии Юпитер считается самой благотворной планетой, ее называют «Великим благодетелем», раздающим дары [5] («Малым благодетелем, или благом», именуется планета Венера). Из знаков Зодиака его обители — Рыбы (ночная обитель) и Стрелец (дневная). Его знаком экзальтации считается Рак, а в изгнании он находится в Деве и Близнецах. Юпитер описывается как планета расширения, изобилия, достатка, щедрости, духовности, справедливости, закона и власти. Он служит противовесом негативных проявлений Сатурна. Энергия Юпитера — упорядоченная, благотворная и поддерживающая. Он причисляется к «мужским» планетам. Юпитер покровительствует наукам и помогает в добрых делах. Солнце, Юпитер и Венера в астрологии — это главные планеты, через лучи которых наш дух «принимает» дух мира.

Соответствия Юпитера

Еврейское название: Цедек (צדק).
Сефира — Хесед (חסד).
Божественное имя — Эль (אל).
АрхангелЦадкиэль (צדקיאל) или Сахиэль (סויאל).
Разум — Иофиэль (יופיאל).
Дух — Хисмаэль (וסמאל).
Олимпийский дух — Бетор.
День — четверг.
Стихии — Воздух и Вода.
Качества — тепло и влажность.
Пол — мужской.
Цвета — синий, фиолетовый.
Мистические числа — 4, 16, 34, 136.
Главные свойства — справедливость, милосердие, закон.
Металлы — олово.
Благовония — шафран, алой, сандал, мускатный орех, сосновая смола.

Из металлов с Юпитером соотносится металл белого цвета — олово. В древности это был редкий и дорогой металл. Но уже британский философ и алхимик Роджер Бэкон (около 1214 — после 1292) в своем трактате «Умозрительная алхимия» отмечал, что олово — хотя и чистый металл, но несовершенный, потому что оно «немного недопечено и недоварено». В алхимии олово может олицетворять «альбедо» (побеление) — этап Великой Работы, следующий за первым этапом «нигредо» (чернотой). Также к Юпитеру относят такие «царственные» металлы, как золото и серебро.

К Юпитеру относятся растения и деревья, которые считаются полезными для человека и отличаются приятным ароматом, — например, дуб, кедр, сандал, пальма, сосна, олива, груша, яблоня, виноград. К этому божеству можно отнести и все плодоносящие растения и деревья.

Соответствия Юпитеру в мире зверей, птиц и рыб подбираются по принципу царственности, чистоты, кротости и полезности для человека: олень, вол, овца, куропатка, фазан, аист, удод, дельфин. Жертвенными животными Юпитера в Древнем Риме были белый бык и баран. Птицей Юпитера и его супруги Юноны считался царственный павлин с его великолепным хвостом [6].

Юпитер в человеке

В человеке Юпитер олицетворяет жизненную, витальную энергию.

«Юпитер отвечает за этику и поведение человека, за его самовыражение в обществе, поэтому о силе воздействия Юпитера можно судить по тому, насколько нравственно ведет себя человек. Юпитер отвечает также за физическое здоровье: предполагается, что здоровое сильное тело позволяет легче добиваться как материальных, так и духовных целей» [7].

Юпитер — это также наши нравственные ориентиры, законы и правила, по которым существуем мы и все наше общество.

Символы

Символические атрибуты Юпитера подчеркивают его статус правителя и царственное величие. Это трон и скипетр (в качестве последнего могут использоваться молнии). Считалось, что молниями верховное божество (Юпитер, или Иегова) изгоняет зло, а синий блеск молний означал духовное прозрение и моральное очищение. На римских статуях молнии Юпитера носил в своем клюве его орел. К символам Юпитера-Зевса относились священные деревья (в первую очередь дуб), а также высокие горы.

Юпитер в «Таро Тота»


В системе Таро Юпитер имеет титул «Владыка сил жизни». С ним соотносится X аркан («Фортуна»), к которому относится буква Каф (כ). Из числовых карт с ним связаны четыре Четверки (число сефиры Хесед).

Магические образы


Магический образ Юпитера — мужчина зрелого возраста, с благородными чертами лица. Его атрибуты — это царские регалии и символы власти: связка молний (обычно это три молнии, олицетворяющие случай, судьбу и предусмотрительность), двойная секира (символизирующая власть над Небом и Землей), мантия, корона или венок. Колесницу Юпитера влекут по небу орлы или павлины. Ее украшают астрологические знаки его обителей: Рыб и Стрельца.

В гримуаре «Пикатрикс» приводятся следующие образы Юпитера:

«Образ Юпитера, — по мнению Бейлуса, — имеет вид мужа, восседающего на орле и окутанного плащом; ноги его — над чреслами орла, а правой рукой он поддерживает собственную голову, покрытую плащом».

«Образ Юпитера, — согласно Пикатриксу, — муж со львиным ликом и птичьими ногами; под ногами у него — семиглавый дракон, а в правой руке — копье, которым он как бы метит в одну из голов дракона».

«Образ Юпитера, по мнению Гермеса, — муж, облаченный в льняные одежды с головы до ног, восседающий на драконе и держащий в руке дрот или стрелу». Согласно другим мудрецам, образ Юпитера — муж, восседающий на орле, держащий в правой руке ткань, а в левой — орехи, и облаченный в одежды цвета шафрана» [8].

Серебро


Серебро — металл в алхимии соотносимый с планетой Луной, а иногда с Юпитером. Серебро (как и олово) может олицетворять может олицетворять альбедо («побеление») — второй этап Великой Работы.

Согласно верованиям некоторых народов, Луна сделана из серебра, чем объясняется ее белесый свет. Серебро — более твердый металл, чем золото. Потому древние египтяне верили, что у солнечного бога Ра тело из золота, но кости из серебра. У алхимиков этот металл символизировал духовные добродетели, знание, чистоту и целомудрие.

Серебро символизировало целомудрие, знание, духовные добродетели. Если золото в большей степени мужской металл, то серебро — символ женского начала. В алхимической традиции также утвердилась связь серебра с римской богиней Дианой и ночным светилом. Если золото являлось символом божественного начала, то серебро часто связывалось с лучшими человеческими качествами. В поздней европейской традиции серебро, являясь символом чистоты и стойкости человеческого духа, считалось способным помочь против нечистой силы — с этим связана вера в то, что серебряной пулей можно убить оборотня и вампира[1].

Когда философы, то есть алхимики и мудрецы, гово­рят «наше серебро» или «наша луна», то они имеют в виду не физическое серебро, из которого изготовля­ют посуду, предметы обстановки и деньги, а свою материю, достигшую совершенного белого цвета при помощи варки. Этот термин отно­сится также и к их меркуриальной воде, именуемой также жена, сперма.

Серебро возогнанное — луна философов, называемая так потому, что этот меркурий очищается и дово­дится до степени совершенства бело­го цвета.

Серебро жuвое философов — тер­мин, употребляемый, чтобы пока­зать действие и жизнь своего мер­курия, являющегося семенем метал­ла, тогда как вульгарная ртуть пред­ставляет собой уже готовый металл. Название «живое серебро» использу­ется, чтобы показать, что эта мате­рия летучая, белая, чистая, холодная, влажная, текучая, способная к коагу­ляции, как и вульгарная ртуть, семе­нем которой он является. Этот термин означает иногда не меркурий мудрых, а их побелев­ший магистерий, являющийся его составной частью. Философы взяли это название ради двусмысленности, чтобы отличить это серебро от обыч­ного или вульгарного, которое они называют мертвое серебро.

Серебро живое оживленное — мер­курий мудрых после соединения с пламенным камнем, то есть с фило­софской серой.

Серебро живое коагулированное или очищенное — побелевший маги­стерий.

Серебро меркурия — эликсир, дове­денный до белого, называемый так потому, что он состоит из философ­ского меркурия.

Серебро простонародное — неко­торые химики так называют соль.

Серебро «сообщающееся» — философы дают это название соли, которая входит в состав философ­ского камня.

Дополнительная литература

  • Розмари Э.Г. «Энциклопедия Магии и Алхимии», С-П, 2013.

Примечания

1 Голубев О.В., Черноусов П.И. Металлургия запредельного: Монография – М.: Издательство «Горная книга», 2013. Стр. 34.

Металл юпитера в алхимии

Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя её произведено от греческого archimo, что по-латыни означает massa. C помощью Алхимии заключающиеся в минералах металлы, поражённые порчей, возрождаются, причём несовершенные становятся совершенными.

Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлы их проявлений - дело вполне возможное. Возможно, стало быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое вещество, подобно тому как все разновидности металлов образуются в земле от смешения серы и Живого Серебра * или зловонной земли. В самом деле, дитя в материнском лоне немощно сжимается из-за болезни неправильно расположенной матки, да вдобавок ещё поражённой заразой. И хотя сперма здоровая, дитя, однако, рождается прокажённым только из-за того, что матка подверглась порче. Точно так и металлы подвержены порче либо от нечистоты Серы, либо от зловонной земли. От этого и проистекают особенности, отличающие один металл от другого.

Когда чистая красная Сера входит в соприкосновение с Живым Серебром во чреве земли, долго ли, коротко ли зачинается Золото, либо от продолжительности <соприкосновений>, либо от выварки, которой споспешествует Природа. Когда чистая и белая Сера входит в соприкосновение с Живым Серебром в чистой земле, зачинается Серебро, которое отличается от Золота тем, что Сера в Золоте - красная, а в Серебре - белая. Когда же, однако, красная Сера, порченная и пригорелая, входит в соприкосновение с Живым Серебром в земле, зачинается Медь, которая не отличается от Золота ничем, разве что в Золоте Сера здоровая, а здесь порченая. Когда белая Сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с Живым Серебром в земле же, зачинается Олово (как это установлено на опыте) хрустит на зубах и легко разжижается. А происходит это оттого, что Живое Серебро было плохо смешано с Серой. Когда белая Сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с Живым серебром в зловонной земле, зачинается Железо. Когда же, наконец, Сера, чёрная и порченая, входит в соприкосновение с Живым Серебром, зачинается Свинец. Свинец, как сказал Аристотель, прокажённое Золото.

Кажется, уже достаточно поведано о происхождении металлов, а также и о том, что отличаются они друг от друга только своими внешними проявлениями, будучи сущностно тождественными. Остаётся теперь лишь проверить доказательства философов и авторитетов и убедиться, подтверждают ли они, что алхимическое искусство - истинное искусство. Тогда-то у нас будет право оспорить тех, кто утверждает обратное (0032/0136).

* Argento Vivo (лат.) - так следуя древним, алхимики иногда называли Ртуть - одно из двух алхимических начал (наряду с Серой). Утверждение этих начал - один из исходных постулатов ртуть-серной теории, фундаментальной теоретической доктрины христианских алхимиков.

Юпитер – тайный и явный король

Юпитер – верховный бог римского пантеона. Упоминания о нем встречаются в источниках еще царского периода, но происхождение и родословная, скорее всего, были позаимствованы у греческого Зевса.


История власти у греко-римских богов не так проста, как кажется на первый взгляд. Мифология – динамичный феномен и отражает не только перемену религиозных представлений, но и социокультурные трансформации общества. Генеалогия греческих (ну и римских) богов, смена правителей у небожителей – это отражение мировоззренческих позиций этноса. Миф начинается там, где заканчивается хаос, и развивается в соответствии с логикой культуры.

Важно, что Юпитер – это не бог-создатель вселенной, а правитель, император или царь, стоящий над своим народом и способствующий заселению и процветанию державы. В некотором смысле этот сюжет отражен даже слишком буквально. Особенность греко-римской мифологии в том, что Юпитер-Зевс наполняет мир через любовь. Он оплодотворяет женщин и тем самым населяет мир своими детьми. Исследователи мифологии еще в 19 веке говорили, что Юпитер создан по образу народа, который ему поклонялся. Греческая колониальная политика, слитая с римским политическим устройством – это то, что определило облик античности. Юпитер именно император, и его власть базируется на социальных принципах.


Происхождение и ключевые моменты истории

Юпитер – сын Опы и Сатурна. Власть он получил, отстранив своего отца, который, в свою очередь, низверг Урана. Юпитер стал правителем, получил власть, но его не сразу признали старшие братья – Аид и Посейдон. Пришлось бросать жребий, чтобы разделить мир. Так Посейдону досталось море, Аиду – мир мертвых, а Юпитеру – все остальное. Но и на этом проблемы не закончились. Юнона – жена Юпитера ведет себя строптиво. Она чувствует, что по происхождению ровня ему, поэтому в монаршей семье не всегда тихо. В домашних ссорах Юпитер метает громы и молнии, но Юнона – тоже не подарок, и не любит подчиняться.


Юпитер могуч, но не всемогущ, как боги некоторых восточных религий. Он подвластен судьбе, року и исполняет то, что предначертано. Вспомним бой Гектора и Ахиллеса, когда Юпитер бросал жребий в соответствии с законом и несмотря на личные симпатии.


Юпитер покровитель государственной власти, его именовали maximus – великий, и optimus – лучший. Также к его титулам относятся молниеносный, дающий дождь, гремящий, плодоносный, светлый, хранитель границ, защитник свободы. Когда полководец с триумфом вступал в Рим, он являлся воплощением Юпитера победоносного и первым делом приносил жертвы, военную добычу складывали у ног бога.

В поздней античности, когда Рим захватил полмира, и происходило смешение языческих религий, с Юпитером ассоциировали различных богов. Естественно, это были владыки и лидеры пантеонов. А на закате эпохи существовала тенденция отождествления этого бога со всем миром – «все наполнено Юпитером». Его почитали не только как верховного властелина, но и как единственного бога. Скорее всего, такие тенденции появились в пику иудео-христианскому монотеизму.

Индоевропейский народ и Юпитер у Ж. Дюмезиля

Ж Дюмезиль – известный французский исследователь мифологии, сопоставлял мифологические сюжеты, лингвистические данные и древние источники знаний, в результате появилась любопытная «Теория трех функций». Автор пришел к выводу, что у единого протоевропейского народа было три касты – воины, жрецы и земледельцы. У каждой из них был свой покровитель. У жрецов: Зевс, Один, Перун, Юпитер, Пяркунас, Варуна и Митра; у воинов: Марс, Арес, Тор, Индра; у земледельцев: Квирин, Фрейр, Велес. Соответственно, когда народ расселялся по планете, язык, содержание мифа и имена богов изменились, но общие мотивы остались. Юпитер – покровитель не только жречества, но и всех структур, обеспечивающих существование города, от школ до управленческих служб.


Логика Дюмезиля такова: Юпитер – «невидимый» король, или rex, обеспечивающий саму возможность существование города при любых политических системах. Кроме этого, он связывает город с эгрегориальным миром идей. Это важнейшая функция гарантирует жизнеспособность римской модели вселенной. Юпитер позволяет вписать город в универсум и обеспечивает социальную основу римского мира.

Думаю, не нужно отдельно говорить, что современная европейская культура базируется на античном праве, античной социологии и политологии, поэтому дело Юпитера живет, несмотря на прошедшие тысячелетия.

Юпитер в астрологии

Известный астролог А. Подводный писал, что Юпитер относится к тем планетам, которые влияют на личность, но при этом их воздействие слабо зависит от волевых качеств человека. Юпитер – это социализация и включенность в общественную жизнь.


В классической астрологии принято считать, что Юпитер отвечает за возможности в широком смысле слова, а также за счастье и удачливость. Его влияние благоприятно, но и здесь есть свои тонкости. Юпитер лукавит. Внешне его включение выглядит как приглашение к новой, интересной работе, но на деле придется попотеть. Юпитер действует ярко, но потом, отходит на второй план, уступая место другим планетам.

На первом этапе проработки человек получает свалившуюся на него удачу и радуется. Такая личность может интересоваться азартными играми, биржевой игрой и даже незаконными махинациями. Человека интересует обогащение или переход на иной социальный уровень. Он очень уважает тех, кто стоит выше по общественному положению. В то же время, презирает тех, кто ниже. Мыслит узко, несмотря на то, что эта планета способствует расширению кругозора. Человеку присуща гордыня и желание урвать для себя лучшей доли.


Второй уровень. Здесь человек также, как и на первом, не склонен рефлексировать и думать, почему на него сыплются блага, которых он не заслуживает. Иногда для него открывается доступ к эгрегорам более высоких социальных слоев. Важно то, что он понимает – при продвижении лучше перепрыгнуть через ступеньку, чем долго и поступательно продвигаться на верх. На данном уровне человек начинает осознавать смысл религии, искусства и философии.

Третий уровень – это осознание ограниченности представлений о удаче, благе и счастье, но они по-прежнему властны над ним. Изредка личность осознает, что удачливость – это когда своевременно появляется новая, развивающая работа. Здесь человек уже может радоваться жизненным сложностям, он понимает, что помощь Юпитера – это не подарок судьбы, а инвестиции в его обучение, тренировку и развитие творческого отношения к жизни. Усиливается интерес к религии, меняется восприятие обряда. Также человек может обожествлять науку и культуру.


Четвертый уровень – уровень святых. Это люди, о которых говорят «не от мира сего», или «блаженные». От них идет особый свет, как бы проистекает благостность и добро.

Часто случается, что внутри такого человека выработана своя личная этика, которая не противоречит этике других людей или эгрегоров. Но, чтобы перейти на этот уровень, необходимо на какое-то время отказаться от эго и потом получить личность нового порядка.

Одним своим присутствием он может изменить жизнь многих. Такими были великие подвижники Востока и Запада.

«Ситуация Юпитера» – это нежданная удача, когда, например, в честь нового года всем выдали премию, лотерейный выигрыш, амнистия, демобилизация на месяц раньше.


Человека, у которого в натальной карте сильно влияние Юпитера, или любят, или ненавидят. Дело в том, что его всегда много, его трудно не заметить.

Гармоничный Юпитер – это переполненный планами и идеями человек, который буквально фонтанирует энергией. У него всего много, это может быть еда, предметы, машины, женщины, коты или собаки. Он изобилен, бескорыстен, счастлив и удачлив. Но есть и проблема – соблазн вести паразитическое существование. Часто ему так везет, что можно не сильно стараться, притупляется восприятие, удача воспринимается как должное.

Сильный, но напряженный Юпитер – это личность, которая стремится к самоутверждению. Иногда это выглядит смешно, когда человек раздувается от собственной значительности. Такому человеку тоже везет, но нетривиальным образом, например, избежать катастрофы, упав в грязь. В любом случае такой персонаж тянется к славе, роскоши и удовольствиям, может проявляться комплекс наполеона.

Юпитер защищает своего подопечного, даже если Солнце и Сатурн через карму приводят к суровым испытаниям. Конечно, Юпитер не устраняет проблемы, но открывает такие возможности, которые смягчают отрицательные аспекты. Например, человека уволили с высокооплачиваемой работы, но на новой он чувствует себя гораздо счастливее.


Юпитер в символизме алхимии и эзотерике

Символ Юпитера состоит из полудуги и креста. Есть трактование, что это означает крест материальной сущности, вознесенный духовной полудугой. Такое сочетание базируется на дуализме мира, как и сам знак. В нем отражено противостояние материи и духа, света и тьмы, бытия и небытия. Вертикальная линия пронзает мироздание и соединяет миры. Горизонталь – это символ власти над этой реальностью.

В алхимии Юпитер – это олово. Его атрибуты – орел, корона и трон. Этот символический ряд на прямую связан с царской властью. Орел – птица римских, а позже германских императоров. Корона и трон – прямые атрибуты, которые говорят сами за себя. Цвета – красный, синий, оранжевый и лиловый. Камни – сапфир и аметист в оправе из олова. Растения – дуб, арника, репешок, ромашка и яблоня. В организме отвечает за артерии, семенную жидкость и легкие.


Юпитер – олово, расположен в середине иерархии металлов, поэтому он не обладает избыточной влажностью или теплотой. В нем умеренное количество меркуриальных свойств и совсем немного Серы. Цвет ближе к белому или светло-серому, в этом его настоящая природа. Роджер Бэкон в своем трактате «Зеркало алхимии» говорил о том, что олово требует большего нагревания и большего количества времени на обработку.

Юпитер упоминается в девятом, самом загадочном ключе Василия Валентина, там, где вещество переливается всеми цветами радуги, и еще при некоторых операциях, но по этому вопросу древние авторы были необычайно скупы.


В завершении нужно сказать, что Юпитер благоприятен, как никакая другая планета. Он наделяет качествами, которые важны как для внутреннего саморазвития, так и для социальной жизни. Если правильно расставить приоритеты, не лениться и не почивать на лаврах, то он позволяет сделать очень многое. Ведь Юпитер всегда сопровождает Победа, а это то, что необходимо каждому.

Читайте также: