Металлическая химическая связь обобщение знаний о типах химической связи

Обновлено: 05.10.2024

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах химической связи и типах кристаллических решеток.

- актуализировать знания учащихся о различных видах химической

связи и типах кристаллических решеток;

- повторить схемы образования веществ;

- продолжить формирование записывать их на примерах;

- сравнить различные виды связей;

- выявить зависимость свойств веществ от типа кристаллической

- продолжить формирование идеи познаваемости мира;

- развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

- продолжить формирование умений аккуратно вести записи;

ВложениеРазмер
Виды химической связи. 89 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Саратовский техникум промышленных

технологий и автомобильного сервиса»

Виды химической связи

типы кристаллических решеток.

Подготовила и провела

Тема урока: Виды химической связи и типы кристаллических решеток.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах химической связи и типах кристаллических решеток.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Химия 11 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,

раздаточный материал: на каждого ученика лист индивидуальной работы,

таблица «Виды химической связи и типы кристаллических решеток», тест

1-й или 2-й вариант.

Технологическая карта урока

Сообщает тему и задачи урока. Мотивация: в конце урока будет тестовая работа, подобные задания на контрольной работе, и на экзамене.

-Что называется химической связью?

-Все ли химические элементы образуют химические связи?

- Какие элементы не образуют химические связи? Почему?

Устно отвечают на вопросы.

На слайде ,по электронно-графической формуле, объясняют невозможность образования химич.связи атомами благородных газов

№3 Строение атомов благородных газов.

Обобщение и систематизация знаний

- Какие виды химических связей вам известны?

-Какая связь называется ионной?

-Как заряжены катионы и анионы , из каких элементов и как они образовались?

Записывают виды химической связи в листах индивидуальной работы; проверяют по слайду;

-1 ученик у доски пишет схему образования NaCl,

остальные устно отвечают на вопросы. После проверки

учащиеся записывают схему образования NaCl в таблицу.

-Устно выполняют задание1 ;2-е задание «крестики-нолики»-отмечают вещества с ионной связью в листе индивидуальной работы; правильность выполнения проверяют по слайду.

Конспект урока по теме "Металлическая связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс) с инструктивными картами, лекционным материалом. Урок с использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

ВложениеРазмер
Конспект урока Металлическая связь 24.2 КБ

Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс)

С использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

  • познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
  • уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;
  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
  • развитие познавательных способностей, мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
  • формирование информационно – коммуникативных навыков.
  • воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки и чувства ответственности, умения работать в команде.

Тип урока: - изучение нового материала.

Оборудование: ПК, медиапроектор, планшеты, на каждом столе у учащихся – образцы металлов и сплавов, инструктивные карты к уроку.

Проблемы, решаемые обучающимися:

  1. Что такое металлическая связь
  2. Каков механизм ее образования;
  3. Каковы сходство и различие данного вида связи с ковалентной и ионной
  4. Каковы общие свойства у веществ с металлической связью?

Задача на этапе

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя.

После вступительного слова предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать самостоятельно тему урока

Просматривают видеоролик и формулируют тему урока. Например, «Химическая связь в металлах»

Организовать деятельность обучающихся, направленную на решение проблемной ситуации.

Предлагает работу с инструктивными картами

(часть 1) в режиме ограниченного времени.

Выполняют инструкции части 1 инструктивной карты – работа с теоретическим материалом по выяснению механизма образования металлической связи и ее особенностей. Работают с коллекциями металлов и сплавов.

Организовать деятельность обучающихся, направленную на исполнения действия для достижения поставленных целей и задач.

Предлагает перейти к выполнению части 2 инструктивной карты, для чего выбрать наиболее удобную форму работы –индивидуальную , парную или групповую.

Работа с частью 2 инструктивной карты по выполнению практических заданий на выбор:

съемка видеоролика или

выполнение письменного задания для контроля за качеством усвоения материала.

Групповая, парная или индивидуальная.

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Организует просмотр отснятого учащимися видеоматериала, обсуждение по вопросам механизма образования металлической, ее особенностей и свойствам веществ с данным типом связи.

Обсуждают и комментируют созданный видеоматериал.

Организовать деятельность обучающихся для внесения корректировок в свою работу в случае расхождения с эталоном.

Демонстрирует ролик механизма образования металлической связи, предлагает: выполнявшим письменное задание внести исправления в них, снимавшим ролик – прокомментировать изменения, которые необходимо внести , проанализировать ошибки.

Вносят корректировки в свою работу в письменной или устной форме.

Инструктивная карта к уроку по теме «Металлическая связь»

Работайте с мини – лекцией и §11 на стр.

Ответьте на вопросы устно :

  1. Упорядоченно или хаотично (беспорядочно) располагаются частицы в кристаллах металлов?
  2. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов?
  3. Какие частицы располагаются между узлами кристаллической решетки металлов?

Запишите в тетрадь определение металлической связи и схему ее образования.

Работайте с образцами металлов и выделите 4 основных общих свойства металлов :

  1. Посмотрите на образцы. Вы еще не притронулись к ним, а уже знаете, что это металл. Как вы догадались? Какое свойство металлов

навело вас на это предположение? Запишите в тетрадь: Общие свойства металлов: первое свойство – это ……..

  1. Согните образец. Он сломался? Из него можно было бы вытянуть проволоку? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: второе свойство – это …….
  1. Подумайте, почему только из металлов изготавливают электрические провода. Догадались? Запишите в тетрадь: третье свойство – это …….
  1. Подумайте, почему у металлической кастрюли, стоящей на горячей плите нагреваются даже ручки и крышка – ведь мы их не грели? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: четвертое свойство – это …….

Подумайте, почему все металлы так похожи?

Часть 2 Задание для группы :

Ф.И. учащихся _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте в текст пропущенные слова и снимите видео – ролик «Механизм образования металлической связи»

  • Это атом металла, а это его эн с внешнего уровня.
  • Таких атомов в образце металла много.
  • Они располагаются определенным порядком, образуя кю ру
  • Для завершения внешнего электронного слоя атомам выгоднее свой эн . Но кому? Никто не хочет принимать э ы
  • Тогда атомы металлов просто объединяют свои внешние э ы в общее облако, сами при этом превращаясь в положительно заряженные и ы .
  • Свободное эе облако может легко перемещаться по всему кристаллу металла. Эти э ы общие.
  • Связь между общими э и и атом – ионами за счет сил эо притяжения называется металлической. Все металлы имеют эту связь.

Возьмите раздаточный материал в конверте, планшет и приступайте к съемке ролика

Часть 2 Задание для работы в паре или индивидуально :

Обведите кружком вещества с металлической связью (пользуйтесь таблицей Д.И.Менделеева)

NaCl , O 2 , HCl , Na , K 2 S , H 2 S, Mg , H 2 ,Al

Запишите схему образования металлической химической связи для выбранных веществ. ( См. §11 или мини – лекцию)

Ответьте на вопросы:

Для каких веществ характерна металлическая связь? Ответ:_______________________________

Какие частицы участвуют в ее образовании? Ответ:______________________________________

Какие свойства у металлов определяет металлическая связь? Ответ:____________________________

Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы См рисунок в учебнике стр …) «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые формируют общее электронное облако.

А схему образования металлической связи можно записать так:

Ме 0 – ne - ← → Mе n+

где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.

Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.

Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы.

открытый урок на тему "Металлическая связь"
методическая разработка по химии по теме

Урок химии в 8 классе по теме «Металлическая химическая связь» (с использованием технологии критического мышления ).

познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;

уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;

создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: - изучение нового материала.
Оборудование: ПК, медиапроектор, на доске - формулы веществ на магнитах, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, образцы металлов и сплавов, листки чистой бумаги, бланк с заданиями.

1. Стадия вызова - Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.

- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу» (слайд 1)

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)

Задачи этой стадии:

самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

самостоятельная актуализация по теме и пробуждение познавательной активности;

на этой фазе работы заслушивается коллективное мнение, знание об этом понятии и выявляются остаточные знания.
На этом этапе не дается оценка знаний. Но кластер пока с доски не стирается.
Учитель ставит перед ребятами вопрос: « А соответствуют ли ваши представления научным понятиям?» и ставит учебную задачу.

Учитель: Что мы изучаем с вами в течение нескольких уроков? Ученики: Химическую связь. Учитель: Что мы знаем о химической связи? Ученики: Типы химических связей, их механизмы образования . Учитель: Какие типы химических связей мы изучили? Ученики: Ионную и ковалентную: неполярную и полярную. Учитель: Какую химическую связь называют ионной? Ковалентной? Какая связь называется ковалентной неполярной и полярной? Ученики дают определение типам связи. Учитель: Ребята, на доске даны формулы веществ распределите их по типам связи. Формулы веществ: NaCl , O 2 , HCl , Na , K 2 S , H 2 S, Mg , H 2 ,Al . У каких веществ вы затруднились определить тип химической связи? Что это за вещества, определите по периодической системе? А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?

Верно. И тема урока сегодня: «Металлическая химическая связь» (Слайд 2)(запись в тетрадях)

Типы химической связи

Неполярная Полярная Учитель: Ребята, у вас на столах лежат образцы металлов и сплавов. Внимательно рассмотрите их. – Вы уже знаете, как взаимодействуют между собой атомы металлов и неметаллов, а также атомы неметаллов между собой.
– Сегодня мы рассмотрим, как будут взаимодействовать атомы металлов между собой. Почему металлы существуют в виде слитка, куска или металлического изделия?
– Что удерживает атомы металла в единое целое?
– Какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят – мы с вами должны ответить на этом уроке ( Слайд 3)
– Целью нашего урока является: ( Слайд 4)

Сформировать понятие о металлической связи.

Изучить механизм образования связи.

Познакомиться со свойствами металлов.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.
Задачи этой стадии:

организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями

активно отслеживать свое понимание (каждому)

Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности. Текст должен быть адаптирован, Читая текст, обсуждают в парах, взаимоопрос.

Металлы – это элементы 1-3 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Что мы сегодня и сделаем.

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электрических зарядов.

А схему образования металлической связи можно записать так: Ме 0 – ne - ← → Mе n+ атомы ионы металла металла

, где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах. Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупки, а с металлической, как правило, тверды, пластичны, электропроводны, теплопроводны и имеют металлический блеск. Вопросы для обсуждения: 1.Для каких веществ характерна металлическая связь? 2. Какие частицы участвуют в ее образовании? 3.Как образуется металлическая связь? 4. Запишите в тетрадях схему образования металлической связи. 5.Какие свойства характерны для металлов? 6.В следующих предложениях вставьте пропущенные слова и выражения: «Связь в …………. и ……… между …………. посредством ……………………. электронов называют …………………… .(запишите в тетрадях)

3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – ОСМЫСЛЕНИЕ

Учитель: Итак , ребята возвращаемся к нашей схеме. Какой тип химической связи характерен для данных веществ? Какие частицы участвуют в образовании этой связи? Этот процесс можно представить следующим образом:

(демонстрация слайдов 5-8 презентации )

Дайте определение металлической химической связи. (слайд 9) А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 4-5 минут.

Технологическая карта урока по химии "Металлическая химическая связь"

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о металлической химической связи, рассмотреть её особенности; 2) развития – сформировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, видеть вещи в их целостности; обобщать изучаемые факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи явлений; 3) воспитания – содействовать формированию мировоззренческих понятий: показать на примере металлической связи единую природу химической связи в соединениях; воспитывать ответственное отношение к приобретению знаний.

Термины и понятия: металлическая связь, атом-ион, обобществлённые ионы

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, плакат «Химическая связь», ряд электроотрицательности неметаллов, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: физика (проводники электрического тока)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Знать: определения изученных понятий: «металлическая связь», «электроотрицательность»

Уметь: составлять схемы образования металлической химической связи, определять тип химической связи по формуле вещества, приводить примеры веществ с металлической связью, характеризовать механизм образования металлической связи, устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи

Познавательные – использовать знаковое и физическое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получать информацию из различных источников; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах, использовать в общении правила вежливости; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация обучающихся на получение новых знаний; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; формирование научного мировоззрения.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль:

  • Как образуется ковалентная связь? (Ковалентная связь – это химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар)
  • В чём отличия ковалентной полярной и неполярной связи? (Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов; ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых неметаллов)
  • Приведите примеры веществ с ковалентной полярной и неполярной связью.
  • Что такое электроотрицательность?
  • Как на основании положения элемента в периодической таблице можно судить о его электроотрицательности? (В периоде слева направо электроотрицательность увеличивается; в группе сверху вниз ЭО уменьшается)
  • Как определить смещение электронной плотности в соединениях с ковалентной полярной связью? (Электронная плотность смещается к наиболее электроотрицательному элементу)

Организует проверку выполнения упражнения № 2, с.77.

Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания. Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы.

Организует индивидуальный контроль по карточкам с заданиями (см. ресурсный материал к уроку)

Организует коллективную проверку выполнения задания.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

Индивидуальная работа у доски.

Участвуют в коллективной беседе

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Мы выяснили, что между атомами металла и неметалла возникает ионная связь. Между атомами неметаллов – ковалентная связь. Какая связь будет образовываться между атомами металлов?

Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- Давайте обратимся к знаниям из области физики. На какие группы делятся вещества по отношению к проводимости электрического тока? (Проводники, полупроводники, диэлектрики)

- Вспомните, какие вещества являются проводниками электрического тока? (Металлы)

- Благодаря каким свойствам они могут проводить ток? (Электроны способны проводить ток)

- Почему именно металлы способны проводить электрический ток? В чём особенность их строения?

- Обо всем этом мы узнаем сегодня, а также раскроем секрет, почему металлы являются хорошими проводниками электрического тока и какие свойства определяют эту способность.

Понимают на слух рассказ учителя.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

Выдвигают свои идеи

Записывают тему урока

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- Металлы существуют в форме слитка, куска или металлического изделия. Так что же удерживает атом металлов в единое целое?

- Давайте охарактеризуем строение внешнего электронного слоя атомов металлов: натрия, магния, алюминия.

Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое количество электронов. Эти электроны достаточно слабо связаны со своими ядрами и могут легко отрываться от них. При образовании химической связи металлы отдают эти электроны. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если неметалла нет, что происходит с этими электронами?

- В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. (см рис.42 в учебнике на с.78)

Демонстрирует плакат «Химическая связь».

- « Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют и атомы, и ионы. Ионами становятся те атомы, которые потеряли свои электроны. Эти свободные электроны формируют общее электронное облако. Они могут перемещаться между атомами и ионами. Из-за динамического состояния эти частицы называют ион-атомами. В куске металла постоянно существуют атомы, положительно заряженные ионы и свободные электроны.

Схему образования металлической связи можно записать так:

Ме 0 – n e - ↔ Me n +

n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

- Этот вид связи характерен для металлов – как для простых веществ, так и для сплавов.

- Дайте определение металлической связи.

Связь в металлах и сплавах между атом-иономи посредством обобществленных электронов называют металлической.

- В каких типах связи также присутствуют общие электроны? (Ковалентная связь)

- Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, т.к. основана на обобществлении внешних электронов. Однако, при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

Конспект урока по химии для 8 класса по теме "Металлическая химическая связь"

Цель: сформировать у учащихся понятие о металлической химической связи.

· Образовательные - выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов, узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ, обобщить знания о химической связи

· Развивающие - развивать следующие умения: формулирование понятий, работа с учебником, использование полученных ранее знаний на практике.

· Воспитательные - воспитывать усидчивость, продолжать формировать научное мировоззрение.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

1. Организационный момент: приветствие, список отсутствующих в классе.

2. Актуализация знаний:

• Какие типы химической связи вы уже знаете?

• Что такое ионная связь?

• Что такое ковалентная связь?

• Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи.

Цели нашего урока:

- выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

- узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

- обобщить знания о химической связи

3. Изучение нового материала

Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой.

Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

В чём заключаются металлические свойства?

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме 0 – n ē ⇆ Me n+

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Запишем определение: С 67 учебника.Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической.

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь.

✓ Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)

✓ Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов, находящихся в твердом и жидком состоянии.

Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью.

Например: Na. + .Na → Na:Na → Na – Na

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg

Читайте также: