Металлические части стрелочного перевода

Обновлено: 21.09.2024

Ключевую роль при эксплуатации транспортной линии играют не только опорные или направляющие, но и переходные узлы. Они заслуживают подробного рассмотрения, поэтому предлагаем взглянуть, что такое стрелочный перевод: сразу скажем, что это конструкция с важным предназначением, так что просто необходимо проанализировать ее особенности, а также проблемы или неисправности, которые могут появляться в течение ее активного использования. Максимум внимания к деталям – для верного выбора в процессе проектирования и правильных решений при строительстве.


Актуальность данного устройства сложно переоценить – для современных ВСП оно обязательно, так как благодаря ему пассажирские и промышленные составы успешно проходят через разъезды и обгонные пункты, принимаются на станциях, отправляются с начальных точек маршрутов. Его наличие – залог оптимизации логистики: благодаря ему серьезные расстояния преодолеваются быстрее и с меньшими рисками возникновения аварийных ситуаций.

  1. Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности
  2. Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях
  3. Основные элементы
  4. Как обустраивают стрелочный перевод
  5. Терминология
  6. Частые из возможных неисправностей

остряк стрелки

Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности

По своей сути, это конструкция, размещаемая на укороченных шпалах, деревянных или ЖБ (кроме размеров, они по следующим своим параметрам идентичны стандартным опорным основаниям). Ее установка и эксплуатация помогает решать ключевые практические задачи:

  • объединять несколько соседних колей;
  • разветвлять общую линию на 2-3 рядом идущих (и отходящих от соседнего все дальше);
  • стыковать пересекающиеся или параллельные полотна.

С помощью этих узлов ВСП сокращают затраты времени и средств при прокладке транспортной сети, делают ненужными окружные маршруты. Благодаря им локомотивы, вагонетки быстрее приезжают из начала в конец.

стрелка жд

И еще пара слов о базовых определениях (остальные, более подробно – в разделе «Терминология»). Часто понятия «ЖД-стрелка» и «стрелочный перевод» используют как слова-синонимы, и это по-своему правильно, если подразумевать конкретно установленную систему. Но если рассматривать вопрос с точки зрения конструкции, то первая является основным функциональным элементом второго и отвечает за непосредственное переключение.

Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях

Сегодня разделение осуществляется по ряду параметров, среди которых:

  • число и характер размещения;
  • вид переходных систем;
  • вариант крепления рамных рельсов;
  • марка крестовины.

Второстепенные нюансы тоже важны: нужно обращать внимание на поперечные связи с остряками, балластный слой, наличие/отсутствие подкладок, колесную пару, нагрузку от проезжающих поездов. Главное – выбрать такое устройство, направляющие металлоконструкций которого будут надежно сцепляться с подвижными частями транспорта, иначе повысится риск сходов и возникновения аварийных ситуаций.

На какие виды подразделяются

Стрелка на железной дороге может быть:

Одиночная – после нее единая колея разветвляется на две, причем какого-то из следующих типов:

  • обычная – с как минимум одним полностью прямолинейным вектором;
  • с отходом обоих направлений под равными радиусами и углами, что минимизирует R кривой и габариты самого переходного механизма;
  • асимметричная – у нее ветки идут в стороны, либо смотрят в одну, но под другим углом.

стрелки железнодорожные

  • симметричная – с парой идентичных отрезков и третьим прямым, за счет чего часто так прозван на профессиональном жаргоне – «тройник»;
  • асимметричная – с 3 разными отклонениями и/или векторами.
  • одиночная – у нее по два остряка и переводных узла, обеспечивающих 4 полотна, по каждому из которых транспорт едет прямо, а по 2 из них – в том числе и с поворотом;
  • двойная – обладает уже четырьмя комплектами, с 2 контролирующими системами и 4 крестовыми пересечениями (2 тупых и столько же остроугольных); из-за специфической конфигурации прозвана «крокодилом», также иногда называется «американкой».

Основные элементы

стрелочные переводы на жд путях

Состав

  • рамные рельсы – двутавровые жд профили, воспринимающие нагрузки от проезжающих поездов;
  • остряки стрелочного перевода, соединенные тягами – прокатные изделия специального профиля, меняющие вектор движения за счет отклонения;
  • переводной механизм – переключает положение участков, может быть как электрическим, так и механическим;
  • крестовина – металлоконструкция, осуществляющая переезд колес между колейными нитями;
  • контррельсы – направляют гребни в нужные желоба, помогая без проблем пройти опасное место от горла (между гранями усовиков) до сердечника;
  • брусья – требуются для скрепления металлических деталей, обеспечивают достаточную жесткость и устойчивость (и вертикальную, и горизонтальную).

остряк перевода жд стрелки

Как обустраивают стрелочный перевод

Делается это следующим образом:

  • прорисовываете разметку – указываете расположение фундаментных угольников и просверливаете отверстия для болтов;
  • осуществляете монтаж изолирующих серег и всех трех тяг;
  • проводите проверку работоспособности (электропривода и подключенных к нему узлов) – путем переключения курбеля;
  • завершаете подготовку к эксплуатации – загибаете стопоры, шплинтуете крепеж, делаете фартук и закрутки;
  • красите двигатель черным, наносите маркировку на его крышку, ставите сбрасыватель на размыкание (по умолчанию).

Чтобы переставить транспорт с основной колеи на запасную или наоборот, нужно перевести железнодорожную стрелку, устройство и фото которой мы рассмотрели в разделе, посвященном ее составляющей. Она может находиться в двух позициях: в одной подвижные участки будут образовывать зазор под колесный гребень справа, в другой – слева. Так выбирается полотно, по какому направится локомотив. Чтобы движение было максимально безопасным, остряки замыкаются специальным механизмом – закладкой.

железнодорожная стрелка устройство

Функциональные особенности

Ключевую функцию выполняет также управление таким переключателем (от него даже зависит характер проезда). Есть два варианта:

  • автоматический (централизованный) – чтобы изменить положение, дежурный жмет кнопку на пульте;
  • мануальный – перевод ручной стрелки осуществляется работником лично.

Переводные отрезки перемещаются разными способами, но по идентичному принципу. Один плотно прилегает к рамному рельсу, тогда как второй – с определенным зазором от него отходит. Качество контакта и выдерживаемую дистанцию механически контролирует закладка, и она же выполняет роль фиксатора, защиты от случайного срабатывания.


Тяги тоже важны, так как помогают удержать прокатные изделия в заданной позиции и переменить ее тогда, когда это необходимо. Переключаться они могут как через одну – такие называются короткими, специального назначения, – так и через две-три – пологие.


Все подвижные участки с двумя концами: толстым корнем (зафиксирован) и тонким острием (в движении). Но в каком бы положении они ни находились, в процессе перемещения транспорта конструкция испытывает комбинированные нагрузки.

Терминология

Продолжая рассматривать, из чего состоит стрелочный перевод на ЖД-путях, дополнительно уделим время ключевым практическим особенностям его элементов. Также обратим ваше внимание на колёсные пары и другие термины.

Крестовое пересечение рельсовых направляющих

Главное, какая у нее марка: на дорогах СНГ подавляющая доля у 1,11 – усиленной, литой, сравнительно гибкой. Благодаря этому материала сердечник делают перемещающимся, обеспечивая возможность его плотного прилегания к рамным рельсам при воздействии. Данное конструктивное решение позволяет поддерживать высокое качество полотна для движения колес на скоростях до 160 км/ч ( на прямых отрезках линии). Для боковых и ненапряженных колей актуальна 1,18, с которой поезд может ехать 80 км/ч без повышения риска появления аварийной ситуации – если ВСП в отличном состоянии, без повреждений или других неисправностей, сход практически исключен.

жд стрелка это

Переводной механизм

Переключает устройство стрелки на ЖД-путях по схеме из одного рабочего положения в другое автоматически, либо вручную. В первом случае – с помощью электропривода, либо дистанционно, с пульта управления (централизованная система). Двигатель может быть любым, не обязательно врезным, но наиболее популярны серии СПГ и СП, с нераздельным ходом, синхронно перемещающимися линейками, обеспечивающими чуткий контроль, замыкающим шибером. Во втором варианте потребуется затратить физическую силу: кому-то из обслуживающего персонала железной дороги придется вовремя потянуть за рычаг.

из чего состоит стрелка на жд путях

Колесная пара

Подвижные части локомотивов и вагонов также важны для обеспечения безопасного переправления, как организация ВСП, поэтому заслуживают внимания. Все колеса обладают гребнем – специальным наростом, обеспечивающим сцепление с полотном дороги. Благодаря ему в нормальных условиях езды нет соскальзывания с колеи в какую-либо сторону (наружу или внутрь) – транспорт надежно удерживается и перемещается в заданном направлении. При повреждениях обода качество контакта ухудшается, что оборачивается повышением риска возникновения аварийной ситуации.

Съезды

Часто используемые соединительные элементы, отличающиеся несколькими вариантами расположения относительно соседнего:

  • обычные – с парой одиночных переходов и путем, лежащим между остряками стрелки;
  • перекрестные – двойные, с 4 ветками и 1 тупиком, широко применяются тогда, когда нельзя проложить 2 обыкновенных, к примеру, когда на местности для этого недостаточно ровных участков;
  • сокращенные – подвид предыдущих, но способные переключить направление под острым и даже под прямым углом. В первом случае представляют собой конструкцию из четырех крестовин (2 из них тупые), сделанных из стали 2,9 и 2,11 марок.


стрелка и стрелочный перевод

Стрелочная улица

Под данным термином подразумевается совокупность последовательных переходов, служащих одной цели. В ситуации со стрелками РЖД схемы и разновидности таких магистралей (еще одно встречающееся название) следующие:

  • Простые – протяженные, с разнесенными на значительные расстояния осями. Удобны в обслуживании, легко просматриваются даже издалека, но очень длинные, занимают много места, поэтому используются только на крупных разъездах.
  • Неконцентрические (веерные) – все их кривые участки укладываются с одинаковым радиусом. Применяются, чтобы увеличить междупутья главного маршрута, правда, при их монтаже необходимо выполнить значительные земляные работы.
  • Сокращенные – уменьшают количество отрезков, но также снижают маневренность проезжающего транспорта. Поэтому актуальны там, где не так важна скорость, на складах, базах, грузовых площадках.
  • С крестовиной под двойным углом – с ними зона централизованных и ручных стрелок железнодорожных становятся короче (по своей общей длине), качество движения при этом не ухудшается. Нашли свою нишу на объектах с большим количеством колей: это горловины пунктов приема-отправки и сортировочные узлы.

из чего состоит стрелочный перевод на жд

Зима

В холодное время года, в условиях низких температур следует защитить транспортную сеть от влияния осадков. Для этого следует регулярно очищать все участки пути, в том числе и переходные, от снега и оледенения. Также нужно принять все меры по предотвращению заносов – для этого стоит:

  • высадить лесополосу параллельно трудным местам полотна – деревья будут естественной преградой;
  • монтировать в проблемных точках передвижные щиты или поставить ЖБ-заборы.

С уже наметенными сугробами борются при помощи уборочных машин из серии СМ (модели 2М, 4М и 7М) или очистителей СДП-М2. Для защиты стрелки (с подвижным сердечником и со стационарным) устанавливают пневматические обдуватели с дистанционным управлением или, реже, электрические и газовые обогреватели.

Песок

Если колея проложена в районе пустыни, ее следует защитить от разрушительного воздействия жары, слабого грунта, пыли, заносов. Балластный слой и элементы ВСП в таких условиях важно правильно закрепить – зелеными насаждениями, покрытием из суглинка (полимерной суспензии, битума или иного подходящего материала) или возведением защитных сооружений.


Проанализировав все варианты, обычно создают лесополосу – деревья, кустарники и даже травы упрочат опорную подушку, окажут самое положительное влияние на микроклимат, внесут эко-нотку в окружение.

Частые из возможных неисправностей

Под действием комплексных нагрузок на практике возникают следующие проблемы:

  • излом усовиков и/или рамных металлоконструкций;
  • разрыв болта контррельсов;
  • отставание остряков на 4 мм и более и/или их понижение хотя бы на 2 мм;
  • выкрашивание подвижных узлов и/или их разъединение с тягами;
  • вертикальный износ любого из названных составляющих.

Как только появляется хотя бы одна из данных поломок, переходной участок следует закрывать вплоть до исправления ситуации, так как дальнейшая эксплуатация небезопасна и грозит зажатием колес транспорта во время движения, сходом составов, а значит и авариями.

Наиболее распространенные неисправности

Надеемся, что теперь, когда вы увидели устройство, схему и даже фото стрелочного перевода, а также близко познакомились с его элементами, принцип его работы стал максимально понятен.

Если у вас остались какие-то вопросы, смело задавайте их специалистам компании «ПромПутьСнабжение» – они и консультацию предоставят, и нужные для ЖД-объекта детали помогут заказать.

Устройство и схема стрелочного перевода: из чего состоит и основные неисправности

Стрелочные переводы – один из основных элементов ВСП, который позволяет переводить направление движение с одного пути на другой или объединять их.

Являясь частью железнодорожного полотна, стрелочные переводы в РФ стандартизированы и должны строго соответствовать регламенту ГОСТа 33535-2015, правилам технической эксплуатации железнодорожного транспорта и требованиям Ространснадзора.

Вид стрелочного перевода

Стрелочный железнодорожный перевод бывает ручным (на малонагруженных и производственных ж/д путях) и автоматическим с дистанционным управлением на загруженных грузопассажирских ж/д магистралях.

Существует несколько видов стрелочных железнодорожных переводов, классификация которых зависит от направления движения колей и геометрии их разветвления.

Состав стрелочного перевода

Схема переводного элемента ВСП состоит из четырех главных частей:

  • стрелка с остряком – подвижный элемент;
  • крестовина и контррельсы – пересечение рельсов;
  • соединительные пути;
  • комплект брусьев для обеспечения устойчивости и жесткости всей металлической конструкции.

Стрелка – основной подвижный элемент стрелочного ж/д перевода, состоящий из двух внешних рамных стационарных и двух внутренних рельсов с остряками, привода и тяг, которые соединяют остряки между собой. Стрелка оснащена приводным механизмом. Один из остряков постоянно прижат к рамному стационарному рельсу со своей стороны, а второй отведен от своего. При переводе стрелки остряки смещаются – второй прижимается к своему рамному рельсу, а первый от своего отводится.

Схема стрелочного перевода

Ввиду того, что остряки являются подвижным элементом стрелочного перевода, они не способны сами воспринимать нагрузку от реборд колес поезда. Такая нагрузка переходит на рамные рельсы посредством специальных упорных болтов или накладок. Стандартный рамный рельс – 12,5 м, а на скоростных участках и на станциях его длина увеличивается вдвое.

Остряки соединены стрелочной тягой. Количество таких соединений зависит от размеров остряков. Длина тяг бывает как фиксированной, так и регулируемой с помощью стягивающих муфт. Регулируемые тяговые соединения остряков устанавливают на скоростных участках железной дороги.

Короткие остряки оснащены в своем корне осевым шарниром, но котором они и поворачиваются, то примыкая к рамному рельсу, то отстраняясь от него. Такую систему используют преимущественно на низкоскоростных участках железных дорог (подъездные пути на производстве, малонагруженные станции и т.п.). Длинные остряки, предназначенные для высокоскоростных магистралей, меняют свое положение за счет собственной гибкости. В них нет корневого осевого шарнира.

Назначение крестовины в обеспечении безопасного проезда железнодорожного состава через стрелочный перевод в месте пересечения рельсов. Она состоит из сердечника и двух усовиков с желобом и контррельсом. Крестовина также может быть цельнолитой. В зависимости от отношения ширины сердечника к его длине определяется марка крестовины и записывается в виде дроби (1/5, 1/10, 1/15 и т.д.).

Усовики предназначены для безопасного и точного движения колес поезда по «мертвой зоне» – место, где заканчивается сердечник крестовины. При правильной регулировке контактная поверхность колес не касается контррельса и усовиков.

Стрелочный перевод приводится в движение с помощью ручного рычага или электромеханического привода, подключенного к централизованной системе диспетчеризации движения железнодорожного транспорта. Электропривод не только приводит в движение стрелку, но и фиксирует ее положение во время прохождения через нее поезда. Ручные рычажные системы оснащают контрольными или даже навесными замками для предотвращения несанкционированного перевода стрелки.

Если колеи расположены далеко друг от друга, устанавливают съезд, в состав которого входят два стрелочных перевода и соединительный путь. При последовательном разветвлении устанавливают по одному стрелочному переводу последовательно.

Классификация стрелочных переводов

Железнодорожные стрелочные переводы бывают двух видов:

  • одиночные – разветвление одной колеи на две;
  • двойные – две стрелки, разветвляющие одну колею на три;
  • перекрестные – устанавливают на перекрестке двух ж/д путей; сбрасывающие – предназначены для остановки случайно ушедшего неконтролируемого состава.

Каждый из видов имеет свои подвиды в зависимости от назначения железнодорожных путей и интенсивности движение составов.

Одиночные

  • Обычные – одна из двух колей остается прямолинейной после прохождения через стрелочный перевод.
  • Симметричные – обе колеи расходятся друг от друга под одним углом и радиусом скругления пути. Несимметричные – две колеи после прохождения стрелки отклоняются от оси первоначального пути под разными углами.

Двойные

  • Симметричные – одна центральная колея прямолинейна, а два боковых ответвления расходятся от нее под одинаковыми углами и радиусами скругления пути. Несимметричные – все три колеи направлены в разные стороны и под разными углами относительно первоначального пути.

Перекрестные

  • Одиночная перекрестная стрелка регулирует прямолинейный переезд железнодорожного состава через нее по одному из двух пересекающихся путей без поворотов.
  • Двойной перекрестный стрелочный перевод предназначен для прохождения через него в любом из четырех направлений как прямо с пересечением перпендикулярного пути, так и с поворотом на пересекаемую колею.

Наибольшее распространение на магистральных железных дорогах и на внутрипроизводственных железнодорожных путях получили обычные одиночные стрелочные переводы. Другие виды стрелок большого распространения не получили ввиду сложности в их конструкции, управлении и техническом обслуживании.

Марки

В России все стрелочные ж/д переводы маркируют по марке крестовины в зависимости от допустимого скоростного режима на стрелке и назначения железнодорожного пути. Марка крестовины, как и самого стрелочного перевода, обозначается дробью, которая описывает соотношение ширины и длины сердечника. Иначе такую маркировку крестовины называют тангенсом ее угла.

Типичные неисправности

Среди наиболее типичных видов неисправностей особое внимание уделяют следующим:

  • разъединенные и отставшие остряки;
  • выкрошенные примыкающие поверхности;
  • несоответствие уровня по высоте между примыкающими элементами;
  • недопустимое расстояние между контррельсом, усовиком и сердечником;
  • изломы рамных рельсов, остряков и крестовины;
  • разрывы болтов;
  • вертикальный износ всех рабочих элементов.

В рельсовых железнодорожных переводах не существует незначительных неисправностей. Каждая даже самая небольшая поломка или выработка ресурса малейшей детали способна привести к схождению состава с рельс, что влечет за собой катастрофическую аварию.

Разъединенные остряки

Разъединение остряков

Подобные поломки чаще всего происходят из-за излома на тягах или надрывы болтов. В электромеханических переводах для предотвращения такой неисправности использовано дифференцированное крепление тяг.

Синхронность перемещения остряков должна контролироваться как при установке стрелочного перевода и его ремонте, так и при регулярном техническом осмотре всех элементов железнодорожных путей.

При малейшем разъединении тяг вышедшие из строя детали подлежат незамедлительной замене.

Отставший остряк

Отставание остряка от рамного рельса

Такой вид поломки стрелочного ж/д перевода может быть спровоцирован нерегламентной обработкой поверхностей остряков или их угоном, а также недопустимым изгибом рамных рельсов или их угоном. Отставание может быть следствием недопустимого расстояния между рамными рельсами или искаженной геометрии рельсовых линий стрелки.

Отставание остряка всего на 4 мм провоцирует к сильный удар гребня железнодорожного колеса об остряк. На высоких скоростях с большой кинетической энергией движущегося поезда это может спровоцировать полный разлом стрелочного перехода и сход состава с пути.

Прилегание должно быть достаточно плотным, а зазор не может быть более миллиметра на магистральных линиях и двух на второстепенных путях.

Выкрошенные примыкающие поверхности

Выкрашивание остряков

Неплотное примыкание остряков приводит к физическому износу контактных поверхностей и их разрушению. То же самое происходит и при разности высот между рамными рельсами и остряками, при их плохой фиксации, изгибе опор или недостаточно точной регулировке тяг.

Выкрошенная зона не должна быть больше длины от начала остряка и его сечения, в котором колесо поезда при следовании «против шерсти» коснется остряка боковым гребнем. Если остряк раскрошен больше, это приведет к неминуемому сходу поезда с колеи из-за сильного удара о торец стрелки с вероятным налетом на остряк.

Максимально допустимая длина раскрошенной зоны, при которой не произойдет удара и аварийного ударного налета колеса на остряк составляет 3 мм.

Несоответствие уровня по высоте между примыкающими элементами

Понижение остряка против рамного рельса

Разность высот между стрелкой и рамным рельсом способно повлечь за собой аварийный сход состава на стрелочном переходе. Чаще всего это происходит из-за понижения уровня стрелки. Измерять такой уровень нужно в точке, где ширина верхней поверхности остряка стрелочного перевода – 50 мм.

Понижение всего на пару миллиметров приводит к отжатию и выкантовыванию рамного рельса колесами поезда, что приведет к аварийному сходу с колеи. Для предотвращения появления разности высот необходимо соблюдать важные технические меры:

  • правильная укладка всей конструкции стрелочного перехода;
  • равномерная подбивка брусьев; выпрямление в продольном сечении стрелки.

Если же при соблюдении указанных мер понижение остряка стрелочного перехода все же превышает 2 мм, он подлежит незамедлительной замене.

Недопустимое расстояние между гранями

Расстояние между рабочими гранями

Стабильная геометрия рельсов и единое расстояние между ними – одно из главных условий безаварийного движения железнодорожного состава. Не исключение и стрелочный переход.

Для безопасного прохождения поезда через стрелку необходимо соблюдать установленные рамки расстояния между усовиком и головкой контррельса. Оно не может превышать 1435 мм. При этом расстояние между контррельсом и сердечником – максимум 1472 мм.

При обнаружении подобных отклонений от норм эксплуатации стрелочного перехода необходимо удалить накат на сердечнике, перешить контррельс в сборке с рельсом, отрегулировать стяжные узлы в распорках крестовины и исправит контррельсовый желоб.

Изломы и выбоины

Изломы остряка, рамного рельса и крестовины

Усталость металла и контактные повреждения нередко приводят к поперечным изломам, выбоинам и трещинам. Изломы в поперечном сечении – самые опасные, ведь остряки не прикреплены к рамным рельсам.

Изломы в крестовине, в т.ч. сердечник, усовик и контррельс, могут быть как с полным переломом, так и с частичным повреждением (крупные выбоины, глубокие трещины и т.п.). Все перечисленные неисправности стрелочного перехода нельзя устранять восстановительной наплавкой металла или свариванием.

Отработавший свой ресурс и поврежденный элемент стрелки просто заменяют.

Разрывы контррельсовых болтов

Разрыв контррельсового болта

Излом и разрыв болта контррельса приводит к лавинообразному повреждению остальных болтов, поскольку на них переходит вся нагрузка, превышающая их предел прочности. Ослабление крепления контррельса влечет за собой его отжатие с неминуемым сильным ударом колеса поезда о сердечник крестовины.

Вышедшие из строя болты незамедлительно заменяют с ликвидацией первопричины, спровоцировавшей их разрывы.

Заключение

Как и рельсы, этот элемент ВСП укладывают на деревянные или ЖБИ шпалы специального типа в соответствии с загруженностью и назначением ж/д путей.

Устройство и содержание стрелочных переводов

Теоретическая часть:
1. Нарисовать обыкновенный стрелочный перевод. Написать его устройство.
2. Нарисовать схему различных конструкций стрелочного перевода.
3. Описать содержание обыкновенных стрелочных переводов.

1.Устройство обыкновенного стрелочного перевода


Переводное устройство и гарнитура на стрелках с гибкими остряками: 1— фундаментные угольники; 2 — контрольные тяги; 3 — связная полоса гарнитуры; 4 — стрелочный электропривод; 5 — рабочая тяга, соединяющая первую межостряковую тягу с шибером электропривода; 6 — первая межостряковая (рабочая) тяга; 7— тяга, соединяющая первую межостряковую тягу с рычагом первой станины; 8 — вторая межостряковая (рабочая) тяга; 9 — тяга, соединяющая вторую межостряковую тягу с рычагом второй станины; 10 — вторая станина; 11 — рычаг второй станины; 12 — продольная тяга; 13 — первая станина; 14 — рычаг первой станины.

2.Описать конструкцию стрелочного перевода

Для перехода подвижного состава с одного пути на другой служат устройства по соединению и пересечению путей, относящиеся к верхнему строению. Соединение путей между собой осуществляется стрелочными переводами, а пересечение путей — глухими пересечениями. С применением стрелочных переводов и глухих пересечений устраивают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами.
В зависимости от назначения и условий соединения путей между собой стрелочные переводы подразделяют на одиночные, двойные и перекрестные. Одиночные переводы делятся на обыкновенные, симметричные и несимметричные.
Обыкновенный стрелочный перевод (рис. 9.1) служит для соединения двух путей. Он может быть право- или левосторонним и применяется при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону. Этот вид переводов имеет наибольшее распространение. В состав стрелочного перевода входят собственно стрелка, крестовина с контррельсами, соединительная часть между ними и переводные брусья.
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, предназначенных для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводного механизма.
Остряки соединяются между собой поперечными стрелочными тягами, с помощью которых один из остряков плотно подводится к рамному рельсу, а другой отходит от другого рамного рельса на величину, необходимую для свободного прохода гребней колес. Величина отхода этого остряка от оси первой тяги называется шагом остряка.
Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется специальными стрелочными приводами через одну из тяг; в пологих стрелочных переводах, остряки которых имеют значительную длину, — через две тяги. В приводе имеется устройство, запирающее остряки в том или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамным рельсам. Тонкая часть остряка называется острием, а другой его конец — корнем. Корневое крепление обеспечивает поворот остряков в горизонтальной плоскости и соединение с примыкающими к ним рельсами.
Крестовина (рис. 9.2) состоит из сердечника и двух усовиков. Она обес-печивает пересечение гребнем колес рельсовых головок, а контррельсы на-правляют гребни колес в соответствующие желоба при проходе колесной пары по крестовине. Точка пересечения продолжения рабочих граней сер-дечника крестовины называется ее математическим центром, а самое узкое место между усовиками — горлом крестовины. Угол а, образуемый рабо-чими гранями сердечника, называется углом крестовины.
Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестови-ной, состоит из прямого участка и переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовин допускают большие скорости движения поездов. Стрелочные переводы крепятся с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладываются на балластную призму.

3.Содержание обыкновенного стрелочного перевода
Исправное состояние стрелочных переводов определяется отсутствием недопустимых повреждений и отклонений от норм содержания.
Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересече-ния, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
-разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крес-товин с тягами;
-отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины - в острие сердечника;
-выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня колеса, и во всех случаях выкраши-вание длиной:
На главных путях 200 мм и более
На приемо-отправочных путях 300 мм
На прочих станционных путях 400 мм
-понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2мм и более, измеряемое в сечении с шириной головки остряка или подвижного сердечника поверху 50мм и более;
-расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1474мм;
-расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435мм;
-излом остряка или рамного рельса;
-излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
-разрыв одного контррельсового болта.
Места контрольных измерений ширины колеи на стрелочных пере-водах, желобов на стрелке и у контррельсов показаны на рис.


Расстояние между рабочими гранями контррельса и сердечника крестовины (см. рис. 2.16) лимитировано для предотвращения удара в сердечник гребня колеса колесной пары с широкой насадкой (1443 мм), а между рабочими гранями контррельса и усовика, чтобы предотвратить сдвиг колес на осях и разрыв контррельсовых и крестовинных болтов. Рекомендуется проверять ширину колеи в середине остряков и при сбитом направлении (рихтовке) на рельсах соединительной части стрелочного перевода.
Допускаемые отклонения во взаимном положении металлических частей стрелочных переводов по уровню + 5 мм с отводом этих отклонений: на стрелочных переводах, лежащих на главных путях, не более 0,001; на переводах, по которым осуществляется движение по прямому направлению со скоростью более 140 км/ч-0,00067; на переводах станционных и подъездных путей-до 0,003.
Подуклонка 1/20 устраивается только на стрелочных переводах Р65 с маркой крестовины 1/11 для скоростного движения.
На линиях с высокой грузонапряженностью металлические части стрелочных переводов подвергаются интенсивному боковому и верти-кальному износу. Измерение их осуществляется обыкновенными металлическими линейками с миллиметровыми делениями или штан-генциркулем «Путеец» (рис. 2.18). Боковой износ рамных рельсов обычно проверяют перед началом остряков и в сечении остряка толщиной 20 мм; здесь же измеряют и износ остряка.
Остряки должны плотно опираться на металлические подушки. Допускается зазор между поверхностью подушки и подошвой остряка не более 1 мм при условии, когда понижение загруженного остряка против рамного рельса (за пределами сторожки)-2 мм. Между упорными накладками или болтами и шейкой остряка допускается зазор не более 1 мм для стрелочных переводов, лежащих на главных путях, и не более 2 мм на приемо-отправочных и прочих путях.
При содержании стрелочных переводов с крестовинами с подвижными сердечниками следует обращать особое внимание на предупреждение угона всего перевода и закрестовинных участков.

Список используемой литературы

1. Путевое хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. трансп./ И.Б Лехно, С.Б Бельфер, Э.В Воробьев и др.; Под редакцией И.Б Лехно – М.: Транспорт 1990. – 472 с.

2. Тихомиров В.И Соединение и ремонт ж.д пути.

3. Елсаков Н.Н Практическое руководство по текущему содержанию стрелочных переводов, глухих пересечений и башмакосбрасывателей.

__________________
Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Какими программами открывать скачанное? | Распоряжения 1

Стрелочные переводы ж/д пути.

По мере развития железных дорог последовательно совершенствовался и качественно изменялся очень важный элемент конструкции пути, позволяющий перемещаться подвижному составу с одного пути на другой, - стрелочный перевод.

На сети Российских железных дорог эксплуатируется порядка 170 тыс. стрелочных переводов различных типов и марок. Это примерно одна стрелка в среднем на каждые 700 м. пути. Среди них - большое количество устройств устаревшей конструкции. Они и определяют невысокую скорость движения на станциях и участках.

Рассмотрим классификацию и конструкцию стрелочного перевода.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА:

Стрелочные переводы делятся на:

Обыкновенные - когда один путь прямой, а другой ответвляется вправо (правосторонний) или влево (левосторонний).


Симметричный - когда оба боковых пути разветвляются симметрично относительно продолжения оси основного прямого пути.


Несимметричный /криволинейный - когда оба боковых пути разветвляются по кривой относительно продолжения прямого пути.

Также существуют следующие виды стрелочных переводов:

Обыкновенные одиночные стрелочные переводы - являются основным видом как среди одиночных стрелочных переводов, так и в системе многих других видов соединений и пересечений рельсовых путей.

Двойные - изготавливаются по индивидуальным проектам для соединения трех путей в один в особо стесненных условиях.


Двойные стрелочные переводы укладывают весьма редко (в настоящее время они практически не производятся). Они бывают симметричные - их иногда называют тройниками, и несимметричные, которые делятся на разносторонние и односторонние .

В симметричном двойном переводе совмещаются правосторонний и левосторонний переводы.

Перевод имеет конструктивные недостатки: отсутствие контррельсов с одной стороны у задних крестовин, усложнение конструкции остряков и некоторое их ослабление. Эти недостатки двойного симметричного перевода частично устранены в двойном несимметричном разностороннем переводе, в котором остряки стрелок располагаются последовательно.

Перекрестные - заменяют два обыкновенных. Они допускают пересечение двух путей, включают в себя четыре пары остряков, две острые крестовины марки 1/11 и две тупые крестовины. По каждому перекрестному переводу подвижной состав может двигаться по четырем маршрутам в двух направлениях.

Схема перекрестного стрелочного перевода.

Перекрестные стрелочные переводы, укладываемые в месте пересечения двух путей, включают четыре пары остряков, две острые крестовины (марки 1/9) с контррельсами и две специальные тупые крестовины. По перекрестным переводам марки 1/9, имеющим переводные кривые радиусом 243 м, можно отклонять на боковой путь пассажирские поезда, причем одиночный перевод, являющийся продолжением перекрестного, может быть в этом случае также марки 1/9. Каждый перекрестный перевод заменяет два обыкновенных стрелочных перевода, уложенных навстречу друг другу, и при этом занимает меньше места по длине.

Применение перекрестных переводов сокращает длину горловины и улучшает условия прохода поездов. Особенно целесообразно укладывать перекрестные переводы на крупных пассажирских и при реконструкции участковых и сортировочных станций, где эти переводы, кроме уменьшения длины горловины, резко сокращают число обратных кривых на маршрутах приема и отправления поездов.

Стрелочные переводы с глухими пересечениями — это когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения. На Российских железных дорогах глухие пересечения рельсовых путей применяются только на станциях и промышленно-заводских путях. Глухие пересечения разделяют на две основные группы, а именно на прямоугольные и косоугольные. Глухие пересечения являются самостоятельным устройством и требуют отдельной темы.

Наибольшее распространение имеют обыкновенные одиночные стрелочные переводы, которые бывают правосторонними и левосторонними и различаются в зависимости от типа рельсов (Р75, Р65, Р50, Р43 и др.) и марки крестовины, характеризующей ее угол (1/9, 1/11 и др.).

2. УСТРОЙСТВО И ЧАСТИ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА.

ОПИСАНИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ.

Одиночные стрелочные переводы – соединение двух путей в один. Состоит из следующих частей: соединительных путей, крестовины и стрелки.

Общий вид стрелочного перевода (тип Р65 марки 1/11).


Схема обыкновенного стрелочного перевода.


К основным частям относится:

- тяги, соединяющие переводной механизм с остряками

Соединительные участки пути, которые соединяют остряки с крестовиной

3. Крестовинная часть:

Рамные рельсы - рельсы, к которым прижимаются остряки. При помощи остряков, изменяют направление движения подвижного состава и имеют специальный профиль для плавного перекатывания колес подвижного состава с рамного рельса на остряк.

Остряки соединяют между собой соединительными тягами, число которых зависит от длины остряков. Они предназначены для изменения направления движения подвижного состава. Изготавливаются из рельсов специального профиля.

По очертанию в плане остряки бывают:


Переводной механизм осуществляет перевод остряков из одного положения в другое с помощью переводных тяг. Используют следующие виды переводных механизмов:

Крестовина - обеспечивает проход гребней колес подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути с рельсовой нитью другого, состоит из сердечника крестовины и усовиков.


Крестовины по конструкции могут быть:

- сборными с литым сердечником

- сборные из рельсов

а также могут быть:

- тупыми (в местах пересечения под тупым углом)

- прямоугольными (в местах пересечения под прямым углом)

Крестовины с контррельсами близкие по конструкции к тем, которые применяют в настоящее время, появились в середине XIX века. Их совершенствование шло в основном в направлении повышения мощности и прочности конструкции. В конце прошлого века на дороге С.-Петербург - Москва уже применялись сборные крестовины с литым двусторонним сердечником. В те годы типовым был рельс массой 30 - 33 кг/м и соответственно была существенно меньше, чем в настоящее время, мощность всех элементов переводов. Отсюда низкие скорости, ограниченный срок службы.

На скоростных и грузонапряженных линиях используются крестовина с непрерывной поверхностью катания, подвижный сердечник, подвижные усовики, позволяющие снизить динамические воздействия колес подвижного состава. Стрелка имеет длинные остряки специального профиля, неподвижные в корневой части и обеспечивающие перемещения остряковых частей благодаря изгибу. Все металлические элементы перевода проходят термообработку. Все большее число стрелочных переводов изготавливают для применения их на железобетонных брусьях, что позволяет существенно повысить стабильность всей конструкции в целом.

Контррельс - направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины, позволяя пройти вредное пространство, т.е. расстояние от горла крестовины до острия сердечника. Горло крестовины - это узкое пространство между рабочими гранями усовиков в месте их изгиба.

Стрелочные брусья – предназначены для соединения металлических частей стрелочных переводов, обеспечения необходимой жесткости, горизонтальной и вертикальной устойчивости стрелочного перевода.


Основными задачами для разработчиков и производителей стрелочной продукции, следует считать повышение гарантийной наработки с сегодняшних 50–60 млн тонн брутто до 300 млн с дальнейшим ростом до 750 млн тонн.

Все элементы стрелочного перевода и возможные неисправности стрелочного перевода вы найдете на видео ниже, смотрите для поддержания квалификации.

Так же, в недалеком будущем обязательно воспользуйтесь ВСМ «Москва-Казань». Ведь именно этой ветке, железной дороги, суждено первой в России испытать на себе модернизацию укладки и МВСП в т.ч. новых разработок элементов стрелочного перевода. Именно этот путь, готовиться реализовать улучшенные геометрические характеристики и увеличенные максимальные скорости по прямому и боковому направлениям, а так же будут применены модернизированные узлы скреплений стрелочных переводов.

Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода

Пересечения и соединения рельсов чаще всего снабжены специальными устройствами, которые лежат на железобетонных или деревянных переводных брусьях, отличающихся по длине от любых шпал, а в остальном им аналогичных. Это стрелочные переводы, существующие для того, чтобы изменять путь поезда, переведя его ход с одной железнодорожной ветки на другую.

стрелочные переводы

Классификация

Места переводов при пересечении или соединении рельсов можно классифицировать по расположению и по количеству, по типу рельсов, по конструкции и маркам крестовин. Это могут быть одиночные стрелочные переводы, а также перекрёстные, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей, если рассматривать с точки зрения количества и расположения. Обыкновенные стрелки состоят из двух рельсов (рамных), двух комплектов корневого устройства, двух остряков, одного комплекта самого переводного механизма, стрелочных тяг, упорных и опорных устройств, а также более мелких деталей.

Стрелочные переводы отличаются друг от друга и рамными рельсами, и остряками, и конструкциями переводных устройств, и креплениями рамных рельсов. Могут быть и разнообразные второстепенные отличия: поперечные связи между рамными рельсами и остряками, конструкция упорного устройства, также различными могут быть и специальные стрелочные подкладки. Устройство стрелочного перевода теснейшим образом связано с размерами колёсных пар и конструкцией подвижного состава.

Стальная ось колёсной пары наглухо держит колёса с направляющими гребнями, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Все элементы стрелочного перевода рассчитаны на взаимодействие с определённых размеров колёсными парами.

неисправности стрелочного перевода

Подразделения

Переходит на другой путь подвижной состав посредством специального устройства, которое пересекает и соединяет пути по верхнему их строению. Пересечение путей осуществляется глухими пересечениями, а соединить их помогают стрелочные переводы. Таким образом создаются соединения, которые называются стрелочными съездами и улицами. Типы стрелочных переводов:

  • одиночные;
  • двойные;
  • перекрёстные.

Одиночные подразделяются, в свою очередь, на:

  • обыкновенные;
  • симметричные;
  • несимметричные.

Также соединяющий два пути перевод может быть лево- и правосторонним, и применяется в том случае, если боковой путь отклоняется в какую-либо сторону от прямолинейного. Это самый распространённый вид перевода.

Состав

Основные стрелочные переводы состоят из собственно стрелки, крестовины с контррельсами, соединительной части, которая расположена между ними, и переводных брусьев. Стрелку составляют два рамных рельса, переводной механизм и два остряка, с помощью которых подвижной состав меняет направление на боковой или на прямой путь.

Остряки соединяются поперечными тягами, которые подводят нужный плотно к рамному рельсу, а другой одновременно отодвигается от параллельного рамного рельса как раз на то расстояние, которое необходимо для прохода гребней колёс. Неисправности стрелочного перевода практически всегда приводят к аварии. Например, при изломе сердечника, повреждении усовика или контррельса пользоваться стрелкой категорически воспрещено.

стрелочный перевод схема

Функции

Все типы стрелочных переводов переводят остряки по-разному, но принцип всегда один. Специальные стрелочные приводы осуществляют этот переход через одну тягу, но если стрелочный перевод пологий - с длинными остряками, то через две и более тяги.

Запирающим устройством остряки фиксируются в новом положении, и плотное прилегание их им же и контролируется. Толстый конец остряка называют корнем, а тонкий - остриём. Крепление корня и обеспечивает все повороты остряков по плоскости, а также соединяет их с примыкающими рельсами.

Терминология

Крестовину составляют два усовика, сердечник и желоба, именно она отвечает за пересечение рельсовых головок гребнем колёс, а контррельсы одновременно направляют эти гребни в нужные желоба, чтобы колёсная пара гладко прошла крестовину.

У крестовины есть даже собственный математический центр - в точке пересечения рабочих граней на сердечнике. Самое узкое её место называется горлом крестовины, которое находится между усовиками. А угол между рабочими гранями сердечника - углом крестовины. Так проектируется основной стрелочный перевод, схема которого представлена на иллюстрации ниже.

проекты стрелочных переводов

Крестовина

Самый важный из параметров - марка крестовины. Железные дороги России широко применяют усиленную конструкцию стрелочного перевода - с литой, марки 1.11, крестовиной и гибкими остряками. Эти проекты стрелочных переводов гарантируют продвижение поездов на прямых отрезках пути с огромной скоростью - до ста шестидесяти километров в час.

При отклонении составов от главного пути применяют стрелки пологой марки 1.18, и тогда скорость движения всё равно высока - восемьдесят километров в час. Неисправности стрелочного перевода при таком стремительном движении поезда могут привести к очень тяжёлым последствиям. "Сапсан" между Москвой и Санкт-Петербургом достигает двухсот километров в час по прямому пути, там всюду стоят стрелки с крестовиной марки 1.11. Особенность такой крестовины - подвижной гибкий сердечник. В рабочих положениях он прилегает очень плотно к нужной грани усовика.

Съезды

Это тоже весьма распространённое устройство соединения путей. Съезды различаются в зависимости от расположения путей:

  • сокращённые;
  • перекрёстные;
  • обыкновенные.

Обычный съезд - два одиночных стрелочных перевода и соединительный путь, который укладывается между корнями крестовин. Перекрёстный, значит двойной съезд, имеющий четыре стрелочных перевода и одно глухое пересечение между корнями крестовин. Такая конструкция применяется, когда не позволяет длина участка обустроить два одиночных съезда, стеснённые условия заставляют применять иной конструкции стрелочный перевод. Схема прилагается в статье.

Если перевод с одного пути на другой не нужен, а пути пересекаются, устраивают перекрёстный съезд с глухими пересечениями под острым или прямым углом. На железнодорожных магистралях широко распространены такие съезды под острым углом, где применяются крестовины марок 2.11 и 2.9. Такие пересечения содержат четыре крестовины с контррельсами - две тупые, две острые. Прямоугольные пересечения всегда с одинаковыми крестовинами.

очистка стрелочного перевода

Стрелочная улица

Последовательно расположенные стрелочные переводы с одного пути на параллельные делают этот тернистый путь стрелочной улицей. Так, подвижной состав можно переместить на любой из этих соединённых путей. Если группа путей имеет одно назначение, то стрелочные улицы объединены в парки. Они тоже бывают разных видов, это зависит от расположения их самих и основного пути, а также от угла наклона.

  • Простейшие стрелочные улицы, если имеются большие расстояния между осями (более семи метров) путей, обычно очень длинные. Из-за этого для примыкания станционных путей делается сокращённое соединение. Схемы могут быть всевозможными, даже принципиально разными. Хороши такие улицы тем, что прекрасно просматриваются, их удобно обслуживать. Недостаток один - занимают много места, а если количество путей велико, то длина возрастает весьма значительно. Применяются по большей части в небольших парках отправления и приёма, до пяти путей.
  • Сокращённые стрелочные улицы покороче, но они неудобны в манёвре на путях с обратными кривыми. Применяют такие улицы на угольных складах, на базах, в крупных грузовых дворах, на промышленных площадках.
  • Стрелочная улица под двойным углом крестовины сокращает длину стрелочной зоны, удобна для маневрового рейса, хорошо видны дальние стрелки. Применяется там, где более пяти путей. Это горловины приёмо-отправочных парков, на сортировках при отсутствии горки.
  • Неконцентрическая веерная стрелочная улица при укладке с постоянным радиусом всех кривых увеличивает междупутья на головном участке парка, объёмы земляных работ при укладке такой улицы чрезвычайно велики. В этом случае можно увеличить радиусы кривых, однако необходимо внимательно следить за междупутьями, чтобы все параметры соответствовали допуску.

устройство стрелочного перевода

Железнодорожному транспорту и его бесперебойной работе в зимних условиях нужна надёжная защита от снега и своевременная очистка стрелочного перевода на каждом участке пути. Средства и способы борьбы с последствиями метелей и снегопадов зависят от общей интенсивности осадков. Лучшая защита - лесополосы на всём протяжении трудных участков, которые насаждаются параллельно железной дороге. Также используются передвижные щиты, стационарные железобетонные заборы (особенно в черте города). На станциях со снегопадами борются снегоуборочные поезда и машины СМ-2М, СМ-4М и так далее до модели СМ-7М. Перегоны разгребают снегоочистители СДП-М2, если же заносы очень велики, то используются роторные и фрезерные машины.

Стрелочные переводы имеют свои специальные механизмы - это стационарные пневматические устройства для обдувки. У них дистанционное управление. Также применяют газо- и электрообогревательные устройства.

Песок

В районах пустынь и полупустынь предусматривается защита путей и стрелочных переводов от заносов песком. Прилегающие к железной дороге участки закрепляют с помощью растительности, покрывают битумом, суглинком или суспензией с полимерами. Ещё один выход - строить защитные сооружения.

Первый способ наиболее эффективен. Лучше всего с песчаными заносами борются деревья - саксаул, лох, акация, черкез и другие, но неплохи и кустарники - селюга, джузгун, гребенщик. Трава тоже бывает для этой цели полезна, поэтому на протяжении всего пути по пустыне выращиваются песчаный овёс, селин, елякилад, чагер и другие травы, способные выжить в данном климате. Искусственная защита малоэффективна и применяется в основном как временная мера.

Возможные неисправности

Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при следующих неисправностях:

  1. Если стрелочные остряки разъединены с тягами.
  2. Если остряк отстаёт от рамного рельса более чем на четыре миллиметра.
  3. Если остряк раскрошился до степени опасности набегания гребня.
  4. Если остряк понизился на два миллиметра и более относительно рамного рельса.
  5. Если случился излом рамного рельса или остряка.
  6. Если рамные рельсы и остряки получили вертикальный износ.

Неисправность второго пункта опасна в противошерстном направлении, четвёртого пункта - в пошерстном, остальные - в любом движении.

Если крестовина стрелочного перевода без подвижного сердечника, для неё характерны и другие неисправности, при которых эксплуатация механизма запрещена:

  1. Если случился излом контррельса, усовика или сердечника.
  2. Если сердечник или усовик достигли вертикального износа.
  3. Если расстояние между гранями сердечника крестовины и головки контррельса меньшее 1472 миллиметров.
  4. Если расстояние между гранями усовика и головки контррельса более 1435 миллиметров.
  5. Если контррельсовый болт получил разрыв.

Неисправности первого и второго пунктов грозят сходом состава, третьего и пятого - контррельс не удержит колёсную пару, четвёртого - колесо будет зажато между усовиком и контррельсом.

основные стрелочные переводы

Переводной механизм

Переводными механизмами, включёнными в централизацию автоматических или ручного действия устройств, стрелки переводятся в другое положение. Широко применяется централизация электрическая. Ручное управление - у механизма, представляющего собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. Переводной механизм устанавливают в вертикальное положение, соответствующее среднему положению остряков внутри пространства между рамных рельсов.

Перевод остряков в другое положение осуществляется посредством специальных переводных устройств, чаще включаемых в электрическую централизацию, но существует ещё и ручное управление. Электроприводы могут быть различных конструкций - как врезные, так и неврезные. Применяются приводы СПГ и СП, которые имеют нераздельный ход, две контрольные линейки и один шибер, посредством которого замыкаются контрольные контакты, в то время как линейки контролируют остряки, поскольку перемещаются с ними вместе. Если остряк до рамного рельса не доходит, переброс ножевого рычага не осуществляется.

Читайте также: