Металлические гофрированные трубы под насыпями

Обновлено: 21.09.2024

ГОСТ Р 58654-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ТРУБЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ГОФРИРОВАННЫЕ СПИРАЛЬНОВИТЫЕ

Automobile roads of general use. Metal corrugated spiralvoice pipes. Specifications

Дата введения 2019-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО-ПРОЕКТ" (ООО "ГЕО-ПРОЕКТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Мегатех инжиниринг" (ООО "Мегатех инжиниринг")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на спиральновитые металлические гофрированные трубы (СВМГТ), предназначенные для устройства искусственных дорожных сооружений под насыпями автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.315 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия алюминиевые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 3640 Цинк. Технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали

ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 8509 Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент

ГОСТ 10354 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 11371 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 14771 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14918 Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия

ГОСТ 16523 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 22032 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1d. Класс точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24705 (ИСО 724:1993) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

ГОСТ 26433.1 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского исполнения

ГОСТ 30693 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ 34180 Прокат стальной тонколистовой холоднокатаный и холоднокатаный горячеоцинкованный с полимерным покрытием с непрерывных линий. Технические условия

ГОСТ Р ИСО 4017 Винты с шестигранной головкой. Классы точности А и В

ГОСТ ИСО 4032* Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 4032 - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 52246 Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия

ГОСТ Р 58101 Оценка соответствия. Порядок подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента "Безопасность автомобильных дорог"

СП 20.13330.2011 СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия"

СП 28.13330.2017 СНиП 2.03.11-85* "Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 34.13330.2012 СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги"

СП 35.13330.2011 СНиП 2.05.03-85* "Мосты и трубы"

СП 49.13330.2010 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 труба металлическая гофрированная спиральновитая: Изделие пустотелое круглого полого поперечного сечения, состоящее из одной секции или собранное из отдельных секций, скрепленных между собой бандажным соединением.

3.2 секция трубы металлической гофрированной спиральновитой: Изделие из листовой стали, изготовленное методом спиральной навивки гофрированного листового металла с образованием замкового соединения.

3.3 замковое соединение: Фальц, проходящий по спирали по всей длине секции металлической гофрированной спиральновитой трубы, придающий ей дополнительную жесткость.

3.4 фальц (фальцевое соединение): Соединение листов металла путем загиба плотно прижатых друг к другу кромок.

3.5 бандажное соединение: Соединение секций спиральновитой металлической гофрированной трубы путем их стягивания при помощи болтов (шпилек), гаек и шайб одним или двумя сформированными по форме трубы гофрированными листами по принципу хомута.

3.6 искусственные дорожные сооружения: Инженерные сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами, водотоками, оврагами и др., в местах, которые являются препятствиями для такого движения и прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, водопропускные трубы и другие подобные сооружения).

3.7 защитное покрытие трубы: Слой из цинка или алюминия, или сплава цинка с алюминием (или иного металлизированного покрытия), изолирующий с двух сторон основной металл трубы от воздействия коррозии, который может быть дополнительно усилен нанесением в заводских условиях полимерной пленки, а также других составов, в том числе вне заводских условий, как с одной, так и с двух сторон трубы.

4 Технические требования

4.1 Основные показатели и/или характеристики

4.1.1 Спиральновитые металлические гофрированные трубы (СВМГТ) предназначены для устройства искусственных дорожных сооружений, строящихся в климатических условиях с расчетной минимальной температурой наиболее холодной пятидневки не ниже минус 40°С, в районах с сейсмичностью до 8 баллов (СВМГТ диаметром более 3,0 м - в районах с сейсмичностью до 7 баллов), в условиях воздействия агрессивной среды, при наличии в основании слабых грунтов при условии обеспечения надежной и безопасной эксплуатации сооружений. СВМГТ не допускается применять при наличии ледохода и карчехода, а также в местах возможного схода селей и образования наледи. СВМГТ должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по чертежам конструкторской документации, технических условий, стандартов организаций, специальных технических условий и заданий, технологических регламентов, включающих, при необходимости, технические требования на изготовление и поставку конкретных марок и типов труб, утвержденных в установленном порядке, в том числе непосредственно при поставке по разовым заказам конструкций СВМГТ единичного и мелкосерийного производства, когда технические условия и стандарты на них не разработаны. Конструкции искусственных дорожных сооружений из СВМГТ должны быть обоснованы соответствующими расчетами, подтверждающими их надежную и безопасную работу, в соответствии с СП 35.13330.2011, СП 26.13330.2011*, СП 34.13330.2012, а также с документом [1].

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 26.13330.2012. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.2 СВМГТ различаются по диаметру, параметрам гофра, толщине металла и виду защитного покрытия.

4.1.3 По форме трубы изготовляют круглого поперечного сечения. Номинальный внутренний диаметр СВМГТ должен быть от 500 до 3600 мм. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается изготовление труб с иным диаметром.

4.1.4 По параметру гофра СВМГТ изготавливают с длиной волны гофра 68, 125, 150 мм и глубиной волны 13, 26, 50 мм. Допускается применение профилей гофра, отличных от указанных, при условии проведения соответствующих расчетов, гарантирующих требуемую прочность, устойчивость и стабильность конструкции искусственного дорожного сооружения и проектируемой над ним насыпи.

4.1.5 В зависимости от размера гофра трубы изготавливают следующих диаметров:

Металлические гофрированные трубы под насыпями


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ СТРУКТУР НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН)

1 РАЗРАБОТАН: Центральным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ОАО ЦНИИС) с учетом замечаний и предложений Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС", Союздорпроект, ЗАО "Институт "Стройпроекта" (С.-Петербург), ОАО "Трансмост" (С.-Петербург).

2 ВНЕСЕН: Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВЗАМЕН ВСН-176-78

Методические рекомендации распространяются на проектирование и постройку водопропускных сооружений с использованием металлических гофрированных структур комплектной поставки на автомобильных дорогах всех категорий для различных дорожно-климатических зон.

ГОСТ 19007-73* Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания

ГОСТ 9.407-84* Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 15140-78* Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 17066-94* Прокат тонколистовой из конструкционной низколегированной стали. Технические условия

ГОСТ 1050-88* Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 19281-89* Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4543-71* Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ 5915-70* Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 24705-2004 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая

ГОСТ 11371-78* Шайбы. Технические условия

ГОСТ 22245-90* Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 6617-76* Битумы нефтяные строительные. Технические условия

ГОСТ 8736-93* Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 3640-94 Цинк. Технические условия

ГОСТ 15902.3-79* Полотна нетканые. Методы определения прочности

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 27772-88 Прокат для стальных конструкций

ГОСТ Р 51285-99* Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия

ГОСТ 9.304-87 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 25129-82 Грунтовка ГФ-021. Технические условия

ГОСТ 7313-75 Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия

ГОСТ 1577-93 Прокат толстолистовой и широкополосный из конструкционной качественной стали. Технические условия

СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений

СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения

СНиП II-23-81* Стальные конструкции

СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии

СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования.

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства

СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик

СП 32-101-95 Проектирование и устройство фундаментов опор мостов в районах распространения вечномерзлых грунтов

ВСН 176-78 и дополнение к нему N 1 и N 2 от 1984 и 1985 г. Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб

Методические рекомендации по проектированию и строительству водопропускных труб из металлических гофрированных элементов. М., Росавтодор, 2003 г.

ПМП-91 Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки

Методические рекомендации по гидравлическому расчету металлических гофрированных труб. М., ЦНИИС, 1979 г.

Методические рекомендации по применению габионных конструкций в дорожно-мостовом строительстве*. М., 2000 г.

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

ОДМ 218.1.001-2005 Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Металлические гофрированные структуры (МГС) - металлические (стальные) гофрированные листы расчетной толщины, подготовленные к сборке - изогнутые по форме соответствующей части контура будущего сооружения (металлической гофрированной трубы), покрытые слоем расчетной толщины коррозионной изоляции, имеющие заранее просверленные отверстия для сборки требуемого контура сооружения крепежными элементами.

Металлические гофрированные трубы (МГТ) - сооружение из гофрированных металлических структурных элементов, имеющее замкнутый или открытый снизу контур, размещаемое под грунтовой насыпью, предназначенное для пропуска постоянного или временного водотока, либо для пропуска пешеходов или наземного транспорта. МГТ могут служить также основным элементом противообвальных и лавинозащитных галерей.

Грунтовая (армогрунтовая) обойма - массив грунта, окружающий МГТ, отсыпанный из дренирующего, тщательно уплотненного грунта, ограниченный размерами, определенными для конкретного сооружения, предназначенный для восприятия сжимающих напряжений при работе под полезной нагрузкой совместно с МГТ, что достигается в ряде расчетных случаев не только уплотнением, но и дополнительным усилением объема обоймы армированием геотекстильной арматурой, включением в конструкцию обоймы геомембраны, бетонных упоров и других конструктивных элементов.

Армирование грунта - выполняется полотнищами геотекстильной арматуры, укладываемой при послойной отсыпке грунта, для усиления несущей способности при сопротивлении на сжатие и срез грунтовых массивов и восприятия части растягивающих напряжений в грунтовой обойме МГТ и в теле насыпи при недостаточной ее устойчивости. Армирование выполняется по расчету.

Армогрунтовая мембрана (геомембрана) - конструкция, состоящая из грунтового слоя в замкнутой оболочке из армирующих полотнищ, предназначенная для восприятия растягивающих напряжений и равномерного распределения давления на МГТ от вышележащих слоев грунта и полезной нагрузки.

Геотекстильная арматура - тканые и нетканые полотнища из синтетических материалов, плоские и объемные решетки из синтетических лент, пластины из вспененных пластиков, используемые для армирования грунтовых массивов.

Безнапорный режим работы МГТ - ламинарное течение воды при пропуске водного потока через МГТ в водопропускном сооружении с гарантированным обеспечением исключения возникновения турбулентности при расчетном и максимальном расходах.

Защитное покрытие МГС - изолирующий антикоррозионный слой цинка или алюминия, нанесенный на МГС, может быть дополнительно усилено обмазкой полимерными составами перед засыпкой МГТ.

Крепеж МГС - элементы болтового объединения МГС в конструкцию МГТ в виде болтов, гаек и шайб, имеющих форму поверхностей, прилегающих к конструкции, соответствующих кривизне гофра, и защитное антикоррозийное покрытие.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Обеспечение потребительских свойств водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур (МГС)

4.1.1 Водопропускные сооружения с использованием гофрированных структур являются важнейшими конструктивными элементами автомобильных дорог. От их работы зависит общее состояние дороги и обеспечение безопасности движения по ней автотранспорта и охраны окружающей среды. Металлические гофрированные трубы (МГТ) применяются на автомобильных дорогах всех категорий.

4.1.2 Водопропускные МГТ следует использовать как для пропуска периодически действующих водотоков, так и для пропуска постоянных водотоков. Допускается применение МГС для удлинения существующих бетонных, железобетонных и каменных труб при уширении проезжей части и реконструкции дорог, а также для замены мостов и путепроводов.

4.1.3 Конструкции водопропускных сооружений из МГС работают только совместно с грунтом засыпки (система "МГТ - грунтовая обойма"), что достигается конструктивным решением грунтовой обоймы с требуемым уровнем плотности грунта, с армированием обоймы в необходимых случаях и строгим соблюдением технологии.

4.1.4 Проекты водопропускных сооружений с применением МГС должны строго соответствовать положениям Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ, обладать обязательным набором потребительских свойств и удовлетворять требованиям, предъявляемым к этим потребительским свойствам:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ГОФРИРОВАННЫХ ТРУБ

РАЗРАБОТАНЫ ОАО ЦНИИС в соответствии с Техническим заданием Росавтодора применительно к использованию при строительстве автомобильной дороги Чита-Хабаровск.

При разработке Методических рекомендаций использованы данные РосдорНИИ, СибЦНИИСа, проектных институтов (Мосгипротранса, Ленгипроттранса, Сибгипротранса), а также техническая информация, представленная зарубежными фирмами.

Рекомендации подготовлены специалистами ОАО ЦНИИС: Цернантом А.А. (общее руководство), Переселенковым Г.С., Казаркиной В.И., Кирилловым Г.А. и РосдорНИИ - Климешовым В.И.

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по применению металлических гофрированных водопропускных труб разработаны в соответствии с Техническим заданием Росавтодора.

При подготовке методических рекомендаций были исследованы условия адаптации зарубежного опыта дорожного строительства с применением металлических гофрированных водопропускных труб к сложным инженерно-геологическим условиям районов строительства Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.

При разработке концепции обеспечения заданных потребительских свойств, позволяющих получить высокие эксплуатационные качества водопропускных сооружений с использованием современных ресурсосберегающих технологий применительно к строительству автомобильной дороги Чита - Хабаровск и других объектов дорожного хозяйства Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, этот опыт использован при строительстве водопропускных труб больших отверстий.

Отечественный опыт применения гофрированных металлических водопропускных труб, имеющийся в ЦНИИСе, СибЦНИИСе, СоюздорНИИ и РосдорНИИ, сконцентрирован в нормативных документах ВСН 176-78 и Дополнениях к нему N 1 от 1984 г. и N 2 от 1985 г. С учетом данных обобщения зарубежного опыта эти нормативные документы положены в основу разработанных "Методических рекомендаций по применению металлических гофрированных водопропускных труб при строительстве автодороги Чита - Хабаровск".

В 1970-1975 гг. в ЦНИИСе проводились исследования и разрабатывались технические условия применения водопропускных гофрированных металлических и стеклопластиковых труб (первый нормативный документ ВСН 176-71 был утвержден в 1971 г.). В это же время было организовано производство металлических оцинкованных гофрированных элементов труб диаметром до 3 м на заводах бывшего Минтрансстроя и начато широкое применение их на строительстве железных дорог и подъездных железнодорожных путей в Западной Сибири и на БАМе. Нормативный документ по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб ВСН 176-78 был подготовлен ЦНИИСом, согласован и утвержден МПС и Минтрансстроем в 1978 г. Дополнения к этому документу были выпущены в 1984-1985 гг. и регламентировали применение гофрированных труб на вечной мерзлоте, а также включали некоторые корректировки по вопросам гидроизоляции и обеспечению устойчивости конструкции трубы при больших высотах насыпей.

К настоящему времени значительная часть рекомендаций, содержащихся в ВСН 176-78, потребовала корректировки по современным требованиям ГОСТов на материалы и с учетом накопленного опыта строительства и эксплуатации сооружений в различных условиях и, прежде всего, в условиях вечной мерзлоты и сейсмики.

На отечественных заводах в г.Алексине Московской области, в г.Бийске на Алтае освоено производство комплектов гофрированных металлических труб отверстием от 1 до 3 м.

По трубам с отверстиями более чем 3 м, отличным по конструкции и технологии монтажа, отечественных нормативных документов и технических указаний применительно к водопропускным сооружениям на железных и автомобильных дорогах нет. В отечественной практике гражданского строительства такие водопропускные сооружения начали применяться, в основном, с середины девяностых годов с использованием импортных поставок конструктивных элементов при импортном же инженерном обеспечении монтажа. Нормативные требования, которыми руководствуются поставщики, не учитывают в полной мере условия России, в частности сочетания мерзлотных и сейсмических процессов. Отличия в требованиях кодов США и Канады с ВСН 176-78 имеются и в требованиях по гидроизоляции, защите от коррозии, создании грунтовой обоймы. Зарубежная расчетная база остается на основе эмпирических подходов и формул.

Изготовление и массовая поставка отечественной промышленностью конструктивных элементов для водопропускных труб отверстием до 8 м ожидается в течение 2002-2003 гг. Изложенное поясняет необходимость разработки отечественных норм и правил на проектирование и строительство водопропускных сооружений из гофрированных металлических элементов, работающих в грунтовой обойме под автомобильные дороги. Настоящие рекомендации будут действовать вплоть до подготовки Свода правил в развитие СНиП "Мосты и трубы", разрабатываемых в настоящее время, с включением в него специальных разделов по применению гофрированных металлических многолистовых конструкций для лавинозащитных и противоскальнообвальных галерей и путепроводов тоннельного типа.

В методические указания для возможного учета перечисленных обстоятельств для применения металлических гофрированных структур дополнительно включены следующие вопросы:

1. Уточнены требования к устройству грунтовых призм в обойме из геосинтетических материалов, так как работа металлических гофрированных структур эффективна только при их совместной работе с вмещающим грунтовым массивом. Рассмотрены и включены вопросы по конструированию обоймы с использованием армированного грунта современными геосинтетическими материалами.

2. Пересмотрены требования к расчетам прочностных показателей с усилением роли грунтовой обоймы как стабилизатора геометрических размеров при напряженно-деформированном состоянии.

3. Пересмотрены методы гидравлических расчетов для гарантированной работы труб больших диаметров.

4. Пересмотрены требования к гидроизоляции и к антикоррозийной защите с учетом возможности использования современных материалов.

5. Выделены в самостоятельный раздел вопросы по организации системы контроля качества.

6. Усилены требования по технике безопасности и охране труда.

7. Пересмотрены требования к конструированию, производству работ и выбору материалов в соответствии с действующей нормативной базой.

8. В разделе технологии выполнения работ на основе отечественного и зарубежного опыта предложены современные средства механизации и дан перечень используемых машин и механизмов.

В приложении приведены:

- механические свойства и химический состав сталей;

- физические характеристики многолистовых секций;

- методические рекомендации по гидравлическим расчетам металлических гофрированных водопропускных труб;

- оборудование, приборы и инструменты, рекомендуемые при производстве работ по антикоррозийной защите.

Методические рекомендации составлены применительно к использованию при строительстве автомобильной дороги Чита - Хабаровск и после опытного применения будут переработаны в ведомственный нормативный документ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации распространяются на проектирование и постройку металлических гофрированных одно- и многоочковых водопропускных труб диаметром до 3 м и водопропускных сооружений из гофрированных структур комплектной отечественной и импортной поставки отверстием до 8 м на федеральной автомобильной дороге Чита - Хабаровск, включая примыкающие к ней автомобильные и железные дороги промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также на дорогах и на улицах городов и поселков, через которые проходит трасса.

При разработке проектов должны соблюдаться требования действующих нормативных документов и государственных стандартов.

1.2. Проектирование металлических гофрированных водопропускных сооружений следует осуществлять на основании технико-экономического обоснования применения в конкретных условиях строительства.

1.3. При проектировании и строительстве труб в районах с расчетной минимальной температурой (средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки) ниже минус 40 °С необходимо учитывать дополнительные требования, содержащиеся в настоящих Методических указаниях.

1.4. Конструкции водопропускных сооружений из гофрированного металла работают только совместно с грунтом засыпки (система "конструкция - грунтовая обойма"), что должно достигаться конструктивным решением по обоснованному расчетом армированию и достижению требуемого уровня плотности грунта засыпки и строгим соблюдением технологии.

1.5. Водопропускные металлические гофрированные трубы больших отверстий по технологии и из материалов зарубежных фирм следует использовать как для пропуска периодически действующих водотоков, так и для пропуска, при отсутствии наледей, постоянных водотоков (при строительстве новых дорог). Допускается удлинение гофрированных труб при уширении проезжей части и реконструкции дорог.

1.6. Применение гофрированных труб отверстиями менее 5 м на водотоках при наличии ледохода, карчехода, селевых потоков и наледеобразования не допускается. Водопропускные сооружения из гофрированного металла отверстиями 5 м и более по технологии и из материалов зарубежных фирм на подобных водотоках проектируются в комплексе с противоналедными мероприятиями по соответствующим требованиям и нормам проектирования мостов, при гарантии надежной эксплуатации.

Водопропускные сооружения из металлических гофрированных структур отверстием более 3 м арочной конструкции по технологии и из материалов зарубежных фирм проектируются без ограничения уклона по руслу под аркой.

1.7. Металлические гофрированные трубы отверстием до 3 м и под насыпями высотой 4 м и более на косогорах разрешается применять при условии устройства их с уклоном не более 0,05 и сооружения на входе и выходе из трубы гасящих конструкций (колодцев, быстротоков, скальных отсыпок и других гасителей) с обязательной проверкой гашения энергии при наличии бурного потока.

1.8. Из условий эксплуатационного обслуживания отверстия труб назначают не менее 1 м, а при длине трубы свыше 20 м - рекомендуется отверстие не менее 1,5 м.

На автомобильных дорогах III-V категорий и временных железнодорожных обходах допускается применять трубы с отверстием 1 м при длине их не более 30 м.

Отверстия труб в районах с расчетной минимальной температурой воздуха ниже минус 40 °С должны быть не менее 1,5 м.

1.9. Наименьшую толщину засыпки над звеньями труб следует принимать равной:

на автомобильных дорогах, а также на дорогах и на улицах городов и поселков - 0,5 м до низа дорожной одежды, но не менее 0,8 м до верха дорожного покрытия;

на железных дорогах - 1,2 м до подошвы рельса (0,5 м до бровки насыпи);

на внутренних железнодорожных путях промышленных и сельскохозяйственных предприятий - 1 м до подошвы рельса (0,5 м до бровки насыпи).

Минимальная толщина над сводом водопропускных сооружений больших отверстий из гофрированного металла, в том числе импортной поставки, должна проверяться расчетом.

При армировании грунтовой обоймы и устройстве мембраны из объемных георешеток над шелыгой свода трубы, а также при осуществлении других специальных конструктивно-технологических мероприятий толщина засыпки может быть уменьшена с проверкой достаточности расчетом. Толщина засыпки над трубой в период строительства должна обеспечивать возможность пропуска строительных машин и механизмов, а также подвижного состава.

1.10. Основные размеры труб и водопропускных сооружений из гофрированных металлических структур должны назначаться с учетом унификации металлоконструкций (гофрированных элементов, секций, крепежа).

1.11. Внутренняя и наружная поверхности труб и водопропускных сооружений из гофрированных металлических структур должны иметь основное защитное антикоррозионное покрытие, а в необходимых случаях (при агрессивных средах) и дополнительные защитные антикоррозионные покрытия. От механических повреждений антикоррозийного покрытия при засыпке грунтом в необходимых случаях должно применяться обертывание трубы геотекстилем.

1.12. При проектировании сопряжения трубы с насыпью, а также с подводящей и отводящей частями русла следует предусматривать укрепление откосов насыпи и русла, в том числе с использованием объемных георешеток, а также специальные ограждающие устройства при опасности засорения труб и в других необходимых случаях, специальные конструкции (водобойные колодцы, лотки), обеспечивающие устойчивость насыпей у труб и невозможность разрушения русла. Трубы отверстием до 3 м должны рассчитываться исходя из безнапорного режима работы сооружения.

Водопропускные сооружения из гофрированных металлических структур отверстием более 3 м рассчитываются на пропуск водного потока только в безнапорном режиме и проектируются по нормам проектирования мостов.

Возвышение высшей точки внутренней поверхности трубы над горизонтом воды в трубе при расчетном расходе и безнапорном режиме должно быть не менее 1/4 высоты трубы в свету. Заполнение входного сечения трубы при расчетном расходе и безнапорном режиме должно быть не более 0,9 от высоты трубы.

1.13. Расчет труб на воздействие водного потока следует производить по гидрографам расчетного и наибольшего паводков.

Вероятности превышения расходов паводков и соответствующих им уровней воды на пике паводков следует принимать:

для автомагистрали расчетные - 1:100 (1%);

для автодорог II и III категорий и городских улиц и для железных дорог III и IV категорий и подъездных путей - 1:50 (2%);

для автомагистралей наибольшие - 1:300 (0,33%).

Для труб на подъездных путях промышленных и сельскохозяйственных предприятий, не допускающих перерыва движения по условиям технологии производства, вероятность превышения расчетных расходов уровня воды следует принимать равной 1:100 (1%).

При пропуске наибольших расходов допускаемые скорости для расчета укреплений могут быть повышены на 35%.

При определении глубины размыва и размеров укреплений расчетные расходы (для учета возможных ошибок) увеличиваются на 30%.

1.14. Бровка земляного полотна на подходах к трубам должна быть не менее чем на 0,5 м выше отметки подпорного уровня, определяемого по наибольшему расходу для автомагистралей и для железных дорог.

1.15. До начала производства работ строительная организация должна получить от заказчика полную техническую документацию.

Рабочие чертежи сооружений должны содержать:

- физико-механические характеристики грунтов основания и грунтов засыпки (пластичность, максимальную стандартную плотность, оптимальную влажность, общий компрессионный модуль деформации, коррозионную активность воды и грунта), а для труб в районах с расчетной минимальной температурой воздуха ниже минус 40 °С также данные о мерзлотно-грунтовых условиях - глубину сезонного оттаивания-промерзания, температурный режим грунтов, в том числе температуру на уровне нулевых годовых амплитуд, данные о физико-механических свойствах грунтов в талом, мерзлом и оттаивающем состояниях (льдистость, теплофизические характеристики, просадочность при оттаивании и др.);

- полные физико-механические характеристики армирующих материалов грунтовой обоймы;

- полные физико-механические характеристики металлических гофрированных элементов и крепежа;

- полные геометрические характеристики металлических гофрированных элементов и их раскладку по сооружению;

- данные по типу и способу нанесения антикоррозийного покрытия;

- указания по технологии сборки водопропускного сооружения, включая устройство основания, фундаментов и формирование грунтовой (армогрунтовой) обоймы.

1.16. Характеристики грунтов для засыпки труб и оснований, перечисленные в п.1.15, должны быть получены по данным изысканий и лабораторных анализов образцов грунта из выработок по дну лога (если предполагается верхний слой грунта использовать в качестве основания), а также карьеров грунта для засыпки труб. При этом следует руководствоваться указаниями СНиП 11-02-96 главы "Инженерные изыскания для строительства".

1.17. Изготовленные на заводе или приобретаемые по импорту элементы гофрированных водопропускных сооружений, включая болты, гайки и шайбы, должны иметь сертификаты качества с паспортами.

В период постройки гофрированных водопропускных сооружений акты приемки отдельных видов работ и в целом сооружения следует составлять по формам требований ИСО-9000.

1.18. Водопропускные сооружения из гофрированных металлических структур при больших отверстиях (d3 м) представляют собой технические системы, взаимодействующие со сложными природными процессами. Поэтому расчет, конструирование, проектирование и строительство всего процесса при выборе их параметров должны выполняться при научном сопровождении.

Читайте также: