Металлические карнизы для крыши

Обновлено: 04.10.2024

Кровельный свес ― это нижняя часть стропил, выступающая за несущие стены. Этот элемент кровли выполняет две функции:

  • Защитную. Свесы защищают фасад от осадков. Если на кровле нет свесов и её нижний край находится на уровне стены, во время дождя влага будет попадать на фасад, что может негативно повлиять на его функциональность, долговечность и внешний вид. Свесы же выполняют функцию «зонтика», отводя осадки от фасада. Также кровельные свесы частично отводят воду от стен дома и отмостки, предотвращая размытие фундамента (но, несмотря на это, не следует пренебрегать установкой водосточной системы).
  • Декоративную. Сложно представить кровлю без этого элемента ― она выглядит незавершённой, непропорциональной. Кровельные свесы визуально «уравновешивают» крышу. Их ширину выбирают в соответствии с архитектурными особенностями объекта и эстетическими предпочтениями заказчика: наиболее часто встречаются свесы шириной 500 мм, но, в зависимости от проекта, они могут быть более широкими.

Нижнюю плоскость свесов оформляют (подшивают) с помощью софитов. О том, как правильно крепить металлический софит и доборные элементы, мы и расскажем в нашей статье. Мы рассмотрим подшивку софитами на примере карнизных свесов (фронтонные подшивают практически так же).

Свесы можно подшить двумя способами: горизонтальным и по стропилам. Мы рассмотрим оба варианта, но сначала узнаем, какие материалы потребуются для оформления свесов.

Внимание: подшивать свесы можно как до монтажа кровельного материала, так и после укладки профлиста/металлочерепицы.

Какие материалы потребуются?

Металлические софиты


Место монтажа: нижняя плоскость кровельных свесов.



Внешний вид: софиты Lбрус ® представляют собой перфорированные панели из оцинкованной тонколистовой стали толщиной 0,45-0,5 мм с полимерным покрытием. В ассортименте ООО «Компания Металл Профиль Восток» также представлены софиты Lбрус ® XL.

В роли сплошного софита без перфорации может выступать сайдинг Lбрус ® XL (доступен только в ассортименте ООО «Компания Металл Профиль Восток») либо Lбрус ® .

Вы можете использовать только перфорированный софит Lбрус ® либо комбинировать его со сплошным, чередуя панели. Так вы обеспечите полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

Размеры:

  • у сплошных и перфорированных софитов Lбрус ® высота профиля ― 15 мм, габаритная ширина панели ― 264 мм, полезная ― 240 мм. Длина панели может варьироваться от 0,5 до 6 м;
  • у сплошных и перфорированных софитов Lбрус ® XL высота профиля ― 14 мм, габаритная ширина панели ― 360 мм, полезная ― 335 мм. Длина панели ― от 0,5 до 6 м.

Функции: софит защищает подкровельное пространство от влаги, пыли и мелкой живности (птиц, насекомых), а также обеспечивает кровле эстетичный завершённый вид.

Планка J-профиль

Место монтажа: планку монтируют на деревянную направляющую вдоль стены. Установить J-профиль необходимо ДО монтажа софитов.

Внешний вид: как следует из названия, очертания планки напоминают букву «J».

Размеры: длина планки ― 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон ― 24х18 мм.

Функции: этот элемент необходим для фиксации софитов ― их вставляют в паз на планке. Также J-профиль обеспечивает эстетичный вид в местах примыкания софитов к стене (или в месте стыка панелей софита на углах свесов, если J-профиль используют в качестве соединительной планки).

Планка карнизного свеса (простая)


Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронтонного свесов (поэтому планку иначе называют лобовой). Планку устанавливают ПОСЛЕ монтажа софитов.

Крепление планки осуществляют в нижнюю (узкую) и в верхнюю часть с помощью саморезов 4,2х16 мм либо заклёпок 3,2х8 мм. Место крепления открыто, поэтому головки крепёжных элементов желательно выбрать в цвет планки.

Внешний вид: очертания простой планки карнизного свеса напоминают перевёрнутую букву «Г».

Размеры: длина планки — 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон — 180х50, 200х30 и 250х30 мм.

Функции: планка карнизного свеса (простая) необходима для эстетичного и функционального оформления внешней части фронтонного или карнизного свесов — места стыка лобовой доски и подшивки. Этот элемент выполняет защитную и декоративную функции:

  • защищает деревянную подконструкцию по периметру кровли от намокания;
  • обеспечивает завершённый эстетичный вид кровле.

Планка карнизного свеса (сложная)


Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронтонного свесов. Планку устанавливают ДО монтажа софитов.

Внешний вид: визуально похожа на перевёрнутую английскую букву «F» с разъёмом для фиксации софитов. Этот же разъём служит для фиксации планки — в него вкручивают саморезы 4,2х16 мм. Цвет головок саморезов не имеет значения: после монтажа подшивки место крепления будет скрыто.

Размеры: длина сложной планки карнизного свеса — 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон — 185х50, 200х30, 250х50 мм.

Функции: выполняет те же функции, что и простая планка карнизного свеса. Отличается размерами, внешним видом и способом монтажа.

Планки стыковочные (сложная и универсальная)

Место монтажа: стыки кромок софитов на углах кровельных свесов.

Размеры: сложная планка ― 75х3000 мм, универсальная ― 50х18х3000 мм.

Функции: декоративные. С помощью стыковочных планок можно эстетично оформить места соединения софитов ― кромки стыкующихся панелей и места крепления саморезов будут скрыты.

Подшивка свесов горизонтальным способом

Горизонтальный способ подшивки наиболее популярный, в этом случае требуется смонтировать карнизный короб.


Карнизный короб монтируем из тех же досок, что и обрешётку ― 32х100 мм. Более толстые доски не используем ― на короб приходится малая нагрузка, поэтому усиливать его не требуется. Толстые доски только утяжелят конструкцию.

Внимание: при монтаже карнизного короба обязательно используем строительный уровень, чтобы избежать перекоса конструкции.

Монтаж направляющих

Направляющие ― неотъемлемая часть карнизного короба. На них мы будем фиксировать планки и непосредственно подшивку (софиты).

Устанавливаем две горизонтальные направляющие: вдоль лобовой доски карнизного свеса и напротив неё ― вдоль стены здания. В качестве направляющих используем доски толщиной 20-30 мм и шириной около 100 мм.

Обратите внимание на ширину кровельных свесов (расстояние от стены до внешнего края лобовой доски). Если она около 500 мм, достаточно двух точек крепления софитов ― они будут зафиксированы на направляющих вдоль стены и лобовой доски.

Если ширина свесов более 850 мм, рекомендуем установить дополнительную направляющую по центру свесов. В этом случае у вас будет 3 точки крепления софитов, что позволит более прочно зафиксировать материал. Если свесы широкие, а софит закреплён только по краям (в двух точках), со временем он может деформироваться. Чтобы избежать этого, нужна третья точка крепления ― центральная.

Монтаж планок

Мы рекомендуем использовать сложные планки карнизного свеса, поэтому рассматриваем подшивку свесов с помощью этих элементов. Они более эстетичные, на них не заметны точки крепления саморезов.

  1. На направляющих фиксируем доборные элементы: сложную планку карнизного свеса ― со стороны лобовой доски свеса, планку J-профиль ― со стороны стены здания.

    Внимание: если мы используем простые планки карнизного свеса, порядок монтажа отличается. Подшивку свесов начинаем с установки на направляющую вдоль стены планкиJ-профиль. Потом устанавливаем софиты. После монтажа софитов фиксируем простые планки карнизного свеса.
  2. Планки прикрепляем к направляющим с помощью саморезов 4,2х16 мм. Расстояние между саморезами ― примерно 500 мм.
    Обратите внимание: стандартная длина планок карнизного свеса (простых или сложных) ― 2 или 3 м. Зачастую длина свесов превышает длину планки; в этом случае используют несколько планок, состыковав их между собой. Сложные планки карнизного свеса нельзя просто стыковать вплотную друг к другу ― нужен нахлёст. Направляющие, на которых зафиксированы планки, изготовлены из дерева. Древесина может менять размеры в зависимости от уровня влажности и температуры: расширяться ― при нагревании и попадании влаги, усыхать и уменьшаться в размерах ― при низком уровне влажности и понижении температуры. Если мы смонтируем планки встык без нахлёста, между ними может возникнуть щель, если деревянные направляющие изменят свои линейные размеры.
    Способ стыковки планок зависит от вида доборных элементов.
    • Если мы используем простые планки карнизного свеса, их можно монтировать одна на другую с нахлёстом 50-100 мм (напоминаем, что простые планки устанавливают после того, как смонтирован софит).
    • Если мы говорим о сложных планках карнизного свеса, их нельзя «наложить» друг на друга внахлёст. Чтобы место стыка выглядело эстетично и аккуратно, планки подрезают ― удаляют замковую часть примерно на 20-40 мм у одной планки. Это позволяет второй планке «зайти» в первую.
    Список инструментов, с помощью которых можно резать облицовочный материал и доборные элементы, указан в статье «Взгляд эксперта: чем резать профнастил?».
  3. Для оформления углов свесов используем карнизные планки (простые или сложные). Перед началом монтажа их необходимо подрезать. Сначала удаляем внутреннюю замковую часть, затем сгибаем планку поперёк под углом 90 о ― она становится Г-образной. Если замковая часть мешает сгибать планку, снова подрезаем её.

    Подрезанную Г-образную планку устанавливаем на угол карнизного свеса и фиксируем саморезами 4,2х16 мм.

Монтаж металлических софитов для крыши

После установки доборных элементов можно монтировать софит.

  1. Подрезаем софит ― длина панели должна быть примерно на 50 мм меньше ширины свесов (если свесы 500 мм ― планка должна быть длиной 450 мм). Это упростит монтаж: панели будет легче вставлять в планки.
  2. Установку металлического софита для кровли начинаем от угла свеса. Панели монтируем поперёк свеса; вставляем один край софита в разъем сложной планки карнизного свеса (до упора), противоположный край ― в паз планки J-профиль.
  3. Выравниваем панель по центру ― софит не должен располагаться впритык к планкам. Между панелью и каждой планкой должны быть компенсационные зазоры по 10 мм. Это связано с функциональными свойствами древесины: благодаря зазору софит не деформируется при расширении деревянных направляющих ― он просто немного сдвигается.
  4. Фиксируем софит на направляющих оцинкованными саморезами с пресс-шайбой (либо по краям панели, либо по краям и в центре ― в зависимости от количества точек крепления).
    Внимание: саморезы вкручиваем только в готовые отверстия в замковой части софита, просверливать дополнительные отверстия не требуется.
    Саморезы вкручиваем строго посередине отверстия. Панели фиксируем неплотно, между поверхностью софита и нижней стороной шляпки самореза должен оставаться зазор 0,7-1 мм, чтобы софит свободно двигался в горизонтальном направлении.

    Это также связано с функциональными особенностями деревянных направляющих, на которых зафиксированы панели и планки. Древесина может реагировать на изменение температуры и уровня влажности ― либо расширяться, либо усыхать. Если софит немного сдвинется, это не повлияет на его эстетическую функцию; если же панели будут зафиксированы плотно и впритык к планкам ― при расширении направляющей софит может «вспучиться», деформироваться (это особенно заметно на широких свесах).

Мы рассмотрели вариант, когда торцевые доски закрывают планками карнизного свеса ― простыми или сложными. Но лобовые доски могут оставаться открытыми ― например, если они выполняют декоративную функцию. В этом случае подшивку свесов выполняем в следующем порядке: вдоль лобовой доски и стены монтируем планки J-профиль. Затем вставляем панели софитов в пазы планок и неплотно фиксируем их саморезами по центру отверстий в замковой части.

Планки карнизного свеса в этом случае отсутствуют.


Оформление углов карнизных свесов

Основная часть подшивки установлена, переходим к монтажу угловых соединений софитов.

Панели софита могут стыковаться либо по диагонали, либо под прямым углом.



Чтобы скрыть стыкующиеся кромки панелей, монтируем стыковочную планку (универсальную или сложную). Также можно использовать два J-профиля. В обоих случаях мы сначала фиксируем стыковочную планку или планки J-профиль, а потом устанавливаем стыкующиеся панели софита.

  • Делаем разметку, «примеряем» планку к месту стыка панелей ― кромки софитов должны максимально плотно прилегать к ней. Стык панелей должен быть симметричным.
  • Подрезаем планку и софиты.
  • Фиксируем планку с помощью саморезов 4,2х16 мм с пресс-шайбой.
  • Вставляем в пазы планок софиты и фиксируем их саморезами 4,2х16 мм с пресс-шайбой. Следим, что софиты были перпендикулярны торцевым доскам.

Подшивка свесов по стропилам

При подшивке свесов по стропилам софиты монтируют не в горизонтальной плоскости, а под углом к стене. Этот вариант используют реже, поскольку монтировать планки и софит под углом неудобно ― сложно вкручивать саморезы перпендикулярно направляющим (между стеной и свесами может оказаться недостаточно места для шуруповёрта).

Для подшивки свесов по стропилам используем те же материалы, что и для горизонтальной. Порядок монтажа доборных элементов и софитов идентичен указанному выше. Разница только в том, что вам придётся самостоятельно подгибать планки карнизного свеса (простые или сложные) до нужного угла.


Мы убедились, что карнизный и фронтонный свесы ― обязательные элементы кровли; рассказали, какие элементы используют при оформлении свесов; ответили на главный вопрос: как подшить кровлю горизонтальным способом и по стропилам.

В подшивке свесов нет ничего сложного, просто следуйте нашей инструкции по монтажу металлических софитов и доборных элементов ― и результат порадует вас!

Карнизная планка: всё о монтаже и функциях

Чтобы кровля функционировала правильно, на неё устанавливают много разных элементов. Один из них — карнизная планка. Но как она выглядит? Для чего конкретно она служит? Как и где устанавливается карнизная планка для кровли? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Как выглядит и какой бывает?

Карнизная планка — это элемент кровельной системы, который защищает нижнюю доску обрешётки и лобовую доску от воды. Её устанавливают в непосредственной близости к водостоку.



Карнизную планку используют для всех видов кровель, но изготавливают её из стали. Кроме того, у планки точно такие же покрытия, что у металлочерепицы и профлиста — по крайней мере, это справедливо для продукции компании «Металл Профиль». Получается, что она покрыта с обеих сторон несколькими слоями антикоррозионной защиты:

  • цинковый слой;
  • пассивирующий слой (нейтрализует коррозионные свойства металла);
  • грунтовочный слой;
  • полимерное покрытие на лицевой стороне и защитный лак на обратной.


Множество слоёв обеспечивает долговечность карнизных планок. А благодаря разным полимерным покрытиям можно выбрать необходимый цвет.

Размеры планок могут быть разными, но выпускаются они чаще всего в длине 2000 мм. Например, компания «Металл Профиль» производит именно этот универсальный вариант карнизной планки.

Для чего нужна?

Как уже было сказано, карнизная планка нужна, чтобы вода не попадала на нижнюю доску обрешётки и лобовую доску. В особенно ветреную погоду планка не даст воде проникнуть в подкровельное пространство.

Кроме того, карнизная планка придаёт кровле законченный вид.

Если не установить карнизную планку, то от влаги лобовая доска и нижний край обрешётки начнут гнить. Кроме того, вода будет попадать не в водосток, а на стены дома, если подует боковой ветер. Намокание стен чревато серьёзными последствиями, вплоть до разрушения.

Как крепить карнизную планку?

Профессиональные строители устанавливают карнизную планку перед монтажом кровельного покрытия, но после монтажа водосточных желобов. То есть, у вас уже должна быть установлена лобовая доска, обрешётка, а под ней — гидроизоляция.

Закрепить карнизную планку для кровли довольно просто. Вот небольшая инструкция:

  • Первый шаг. Сначала нужно закрепить гидроизоляцию. Для этого, ещё до установки контробрешётки накройте лобовую доску специальной планкой-капельником. На верхний край капельника положите клейкую двухстороннюю соединительную ленту. На неё и нужно натянуть гидроизоляционную мембрану.
    Важный момент: не забудьте установить поверх планки-капельника контробрешётку и первую доску шаговой обрешётки.
  • Второй шаг. Теперь нужно смонтировать желоба водостока. К нижней доске обрешётки прикрепите держатели, после чего вставьте в них желоба. Здесь важно учитывать уклон желобов, чтобы вода не стояла в них, а стекала в трубу
    Важный момент: строители рекомендуют утапливать держатели в доску — так планка будет лежать ровно, без «волн».
  • Третий шаг. Теперь приступаем к монтажу непосредственно карнизной планки для кровли. Отмерьте длину, чтобы хватило на весь карниз с учётом обязательного нахлёста 5-10 см. Крепите планку к нижней доске обрешётки. В качестве крепежа используйте саморезы по дереву нужной длины.
    Важный момент: планка должна находиться поверх жёлоба, чтобы вода попадала прямо в водосток. Для этого заведите нижний край планки прямо в жёлоб.


Готово. Вы только что установили карнизную планку. Далее можно приступать к монтажу кровельного покрытия и других элементов.

Подводим итог

Карнизная планка для кровли — это яркий пример того, как небольшой элемент играет очень важную роль. Не пренебрегайте её установкой, ведь поставить её очень просто: прикрутили к обрешётке, завели нижний край в водосток — и готово!

В будущем это избавит вас от проблем с намоканием стен и досок, а внешний вид кровли преобразится и приобретёт завершённость.

Свесы кровли – классификация и этапы монтажа, конструктивные отличия, фото

Свесы кровли – классификация и этапы монтажа, конструктивные отличия, фото

В нашем обзоре подробно будет рассказано о важном конструкционном элементе любого дома, который носит название карнизный свес кровли. Приведена подробная информация о разновидностях карнизов и основных вариантах их устройства. Так как свес крыши выступает за пределы крыши и подвергается значительным снеговым и ветровым нагрузкам, важно знать строительные нормы и правила устройства этого элемента. В статье можно ознакомиться о том, как сделать минимальный допустимый отступ от стены, о рекомендуемых нормах устройства свесов для крыши из наиболее часто применяемых кровельных материалов. Подробно описано о важном моменте – организации вентиляции подкровельного пространства, образуемого после подшивки карнизов.

Разновидности свесов

Свес крыши обеспечивает защиту стены от попадания талой воды, косого дождя, а также затеняется дом от жарких солнечных лучей.

В строительстве карнизный свес классифицируется по своим конструкционным разновидностям:

  • Фронтальный. Данная конструкция служит для защиты наружных фасадов здания и, по сути, является продолжением крыши, выступающей за наружные границы скатных кровель. Длина фронтального карнизного свеса может быть от 400 до 1000 мм и зависит от места расположения карнизного выпуска. В отдельных случаях длина может быть увеличена, до необходимого размера. Фронтальный свес в отличие от бокового, почти всегда выполняют закрытого типа и подшивают различными материалами.
  • Боковой. Обычно используется при двускатных кровлях и располагается по бокам кровли здания. Длина боковых свесов варьируется в пределах от 500 до 600 мм.

Свес кровли по нормам в обязательном порядке оборудуется ограждением и обеспечивает задержку снежного массива.

Основные варианты устройства свесов

Визуально выступ крыши над стенами увеличивает площадь дома и зрительно уменьшает высоту здания или дома. Различают несколько основных вариантов устройства этого элемента кровли:

  • Дома с мансардой. Конструкции крыши с мансардой предусматривает максимальную ширину карнизных свесов. Это связано не только для создания эстетических дизайнерских пропорций, но и для организации защиты вертикальных поверхностей фасадов под выступающими скатами мансарды.
  • Дома, расположенные в спокойной климатической зоне. Если постройка находится в районах со слабой ветровой нагрузкой, то в таких случаях потоки дождя ветром не будут «задуваться» на наружные стены фасада. Поэтому нередко в таких местах встречаются здания без карнизных свесов. Примером может служить архитектурная классика – особняк в английском стиле с каменными стенами и оборудованный черепичной кровлей с крошечным узким карнизом. Такое минималистическое решение карниза вполне оправдано: каменные стены, и узкие оконные проемы не нуждаются в особой защите от непогодных условий.
  • Узкие свесы. Дом, оборудованный узкими свесами, визуально выглядит компактно за счет того, что узкий карнизный свес опирается на выступ стены. Получается, что свес расположен на карнизе здания, а сама конструкция карниза как бы «завернута» во фронтон здания. За счет этого внешний облик здания приобретает изящность и воздушность конструкционных линий и пропорций стремящихся вверх. Узкие свесы кровли отлично подходят для зданий, расположенных черте города с плотной застройкой, при наличии небольшого по площади приусадебного участка или при его отсутствии. В таких случаях дома с карнизами минимальных размеров за счет своей практичности идеально вписываются в окружающую застройку.
  • Широкие карнизы. Свесы крыши большой ширины создают комфортное и защищенное пространства под ними. Под наружными стенами дома, оборудованного широкими карнизами, создается уютное место, в которых так и хочется поставить скамейки и кресло-качалку, украсить вазонами и подвесными кашпо с красивыми цветущими растениями. В загородном доме под широким навесом можно поместить садовый инвентарь, летнюю кладовую, место для складирования дров. Дом, оборудованный широкими карнизами, в окружении цветов, зеленых газонов, лужаек, привлекает к себе внимание неповторимым стилем и эстетичным дизайном.


Выбор конструкции карнизного свеса влияет на энергоэффективность здания. Чтобы снизить перегрев дома и создать комфортные условия проживания в летнее жаркое время года в зданиях с южной и юго-восточной ориентации, окна на первом этаже часто оборудуются защитными маркизами или ставят рольставни с затеняющими козырьками. Таким образом, можно снизить затраты на охлаждение внутренних помещений, связанные с избыточным летним нагревом жаркого солнца

Размеры свесов

Величина карнизных свесов могут варьироваться по ширине от 0,6 до 1,5 метра. Для того чтобы точно установить на какую длину следует выпускать свес крыши следует ознакомиться с техническими нормами СНиП II.II-26-76 с рекомендованными размерами карнизных свесов в зависимости от технических характеристик кровельной конструкции. Кроме того, строительными нормами регламентируется вид конструкции свеса в зависимости от их назначения и вида.

Но если разобраться, строгого регламентирования проекции вылета кровельного свеса на горизонтальную поверхность строительные нормы не предусматривают. Есть общие рекомендации по устройству минимальных размеров свесов в зависимости от материала покрытия кровли:

  1. Шифер (асбестоцементные волнистые листы) – минимальный размер вылета не меньше 50 мм.
  2. Черепица из керамики – минимальный свес должен быть не меньше 70 мм.
  3. Стальные кровли, профлист – не меньше 100 мм.

Для частных домов выбирается карниз, сочетающий архитектурную выразительность, эстетическую красоту и защитные функциональные особенности. Хотя и устройство такого карнизного свеса финансово затратное и технически более сложно, многие владельцы сознательно идут на это удорожание строительства, так как в процессе эксплуатации такой карнизный свес вполне оправдает себя.

Видео описание

Про распространенные ошибки при обустройстве свесов, смотрите в видеоролике:


Конструкция карнизных свесов

В зависимости от конструктивных видов, свесы подразделяются на следующие виды:

  • свесы, выполненные вровень со стенами наружного фасада;
  • открытые конструкции свесов;
  • карнизы закрытые;

Открытые свесы являются продолжением стропильных ног, выходящих за вертикальную плоскость наружных стен. При таком расположении удобно монтировать водоотводящую подвесную систему, которую крепят на боковую часть стропильной системы или на верхнюю сторону стропил.

Чаще всего такая открытая система свесов применяется в индивидуальном строительстве.

Карнизные открытые свесы предоставляют широкие дизайнерские возможности для создания неповторимого архитектурного облика здания. Открытая нижняя часть кровли, подшитая сплошной доской и «торчащие» стропильные ноги широких свесов выглядят эффектно и броско.

Высотные и многоэтажные дома, как правило, открытыми карнизами не оборудуются.

В настоящее время в строительстве чаще всего применяют закрытые карнизные свесы, с помощью которых придается зданию аккуратный и эффектный современный вид. Для удобства эксплуатации закрытые свесы оборудуются софитами, которые создают дополнительное освещение в темное время суток. Для подшивки кровельных свесов чаще всего выбирается специальный сайдинг, имеющий перфорированную конструкции в виде крошечных дырочек, помогающих решить актуальный вопрос вентиляции подкровельных пространств.

При выборе конструкции карнизного свеса важно учесть возможные нагрузки от снега, ветра и собственного веса. Если этого не сделать, то может произойти перегрузка карнизного свеса, что может привести к необратимой деформации карнизных элементов.


Значимым элементом является также места закрепления и соединения карнизных свесов с элементами стропильной системы, а также организация правильного вентилируемого подкровельного пространства и карнизной сплошной подшивки.

Организация вентиляции

Если свес кровли полностью закрывается, важно продумать его вентиляцию. Если фронтонные карнизы не требуют устройства дополнительных отверстий для вентиляции и подшиваются «в сплошную», то карнизные подшитые свесы должны предусматривать естественную организацию вентиляции неэксплуатируемых чердачных и подкровельных пространств. Поступаемые воздушные потоки движутся снизу вверх, и чтобы теплый воздух выходил и не оседал в виде конденсата на конструкциях стропильной системы, в верней части крыши делаются специальные небольшие отверстия – продухи, а для притока в карнизных свесах выполняются приточные воздушные отверстия.

Для расчета количества приточных вентиляционных отверстий руководствуются техническими рекомендациями: размер отверстий зависит от общей проекции площади крыши и принимается равным 1/500 всей площади. Размер приточных вентиляционных отверстий, естественно, должен быть равен количеству продухов в верхней части крыши. Чтобы под карниз крыши не залетали мелкие птицы и различные насекомые, вентиляционные отверстия закрываются защитными сетками.

Видео инструкция по устройству карнизного свеса:


Заключение

В заключение отметим, что помимо функционального назначения, карнизный свес может использоваться как архитектурный элемент здания и если творчески подойти к выбору материала подшивки и отделки свесов, а такие их пропорции по отношению к внешнему облику здания, можно кардинально изменить внешний облик дома и придать зданию свою интересную оригинальную «изюминку».

Подшивка свесов крыши: выбор материалов, основные методы и этапы работ, фото и видео

Подшивка свесов крыши: выбор материалов, основные методы и этапы работ, фото и видео

Подшивка крыши – это очень важный этап в строительстве. Успех в нём гарантирует приятный и аккуратный вид постройке, будь то дом, офис, и хозяйственное помещение. Хорошо подшитая крыша сможет защитить стены дома от непогоды, а ещё в ней можно сделать отличную вентиляционную систему, которая обеспечит долгую жизнь всей кровле. Прочитав эту статью, вы узнаете, как правильно произвести подшивку и какие материалы стоит для этого выбирать.

Зачем нужны свесы

Свес крыши представляет собой выступ кровли, который находится снизу крыши. Рекомендуемая ширина свеса 40 – 50 сантиметров. Подшивка свесов крыши – это обязательная операция в процессе строительства. Однако, если не запланировать такой процесс, то могут возникнуть серьёзные неприятности. Самое страшное происходит, когда сильный ветер подрывает всю кровлю, проходя через неподшитые свесы. А ещё правильный подбой свесов кровли прячет все внутренности кровельного пирога и придаёт постройке законченный вид.

Важно! До того, как выполнять работы по подшивке, следует закончить монтаж крыши, а также утеплить стены.

Типы свесов

Конструктивно, свесы делятся всего на две основные разновидности: карнизные и фронтонные.

Карнизные свесы

Нижняя горизонтальная часть скатов крыши и называется карнизным свесом. Он играет ключевую роль в вентиляции кровли. Дело в том, что через него поступает воздух, который либо проходит через чердак, как у крыш чердачного типа, либо через кровельный пирог, как у крыш мансардного типа, и далее уходит через конёк. Поэтому нельзя наглухо заколотить свес, ведь в таком случае не будет проходить воздух.

Существует несколько способов, как сделать вентиляцию кровли. Во-первых, можно оставить щель между стеной и подшивочным материалом. Она не должна быть слишком большой, около полутора сантиметров. Во-вторых, использование листовых материалов при подшивке свесов даёт возможность применять готовые вентиляционные решётки. В-третьих, если свес подшивается досками, мы можем просто сделать щели между ними. Но в том случае, когда кровля, например, на основе битума, стоит увеличить площадь вентиляционных отверстий, по сравнению с, например, глиняной черепицей, так как первая вообще не пропускает воздух. А также стоит закрыть все отверстия сетками, чтобы предотвратить загрязнение кровли или чердака.

Фронтонный свесы

Боковая часть свеса крыши – это фронтонный свес. В списке его функций не значится вентиляция, зато главная его задача заключается в надёжной защите всего кровельного пирога. В противном же случае систематическое попадание влаги сведёт к нулю все старания вашего утеплителя, который находится в кровельном пироге, и в помещении станет заметно холоднее. Когда дело подходит к фронтальным свесам, самая главная цель – герметичность.

Как отделать кромку свеса

У каждого типа свесов обязательно останутся незакрытые элементы, такие как торцевые части стропил, а также торцы обрешётки. Обязательно нужно будет красиво отделать их, защитив от непогоды и всех внешних факторов. Выбор материалов для подшивки свесов кровли напрямую зависит от того, что вы использовали в качестве кровельного покрытия.

Перед началом работ следует на одинаковом расстоянии от стены обрезать все торчащие стропила и элементы обрешётки. После этого обязательно нужно прикрыть их обвязочной доской, к которой уже потом крепится лобовая доска. Нужно обязательно покрыть все деревянные элементы защитными составами и лучше покрасить, если она изготовлена из дерева. Также нужно предусмотреть узлы крепления водосточных желобов. На фронтальном свесе нужно к обрезанным частям обрешётки прибить торцевую доску, а уже потом использовать кровельные материалы для её отделки.

Варианты подшивки свесов

Существует очень много вариантов подшивки свесов, но самыми распространёнными являются следующие:

  • Подшивка свеса по стропилам. Такой способ самый лёгкий из всех возможных, но для него требуется чтобы все стропилы лежали строго на одном уровне и в одной плоскости. Подходит он для крыш с уклоном не более 30 градусов и выступом до 50 сантиметров. Подшивочный материал крепится к обрешётке, которая в свою очередь опирается на каркас крыши. Лучше и удобнее будет, если подшивочные планки набиты перпендикулярно стропилам.
  • Горизонтальная подшивка. Очень быстрый и экономичный в плане материала подшив крыши. Для того, чтобы выполнить данный вариант, нужно сначала собрать коробку из двух досок, а уже потом прикрепить её к стропилам. Доска, прикрывающая торец, должна заканчиваться чуть ниже, чем вертикальная, для того, чтобы вода, попадающая на неё, легко скатывалась вниз. Если ширина свеса около 50 сантиметров, то в его середине необходима будет ещё одна продольная доска. Это готовый каркас для монтажа кровельных материалов. Такой способ хорошо подходит для крыш с большим углом наклона.

Важный момент, каркас всегда собирается из брусьев и досок, а уже к ним крепятся подшивочные материалы.

Как выбрать материалы

Если вы планируете такую операцию, как подшив крыши досками, то лучше будет для этих целей древесина хвойных пород. Доска должна быть тщательно высушена, иначе потом она покоробится. Обязательно нужно обработать её лакокрасочными покрытиями, чтобы защитить от плесени и влаги. Таким материалом можно подшивать параллельно и перпендикулярно стене.

Хороший вариант – это деревянная вагонка. Её преимущества перед доской в том, что она уже обработана. Однако для таких целей она должна обладать водостойкостью, также её следует высушить и обработать. При подшивке этим материалом для вентиляции можно использовать готовые решётки.

Поливинилхлоридный сайдинг – ещё один вариант материала. Для подшивки должен использоваться только водостойкий материал. Всю фурнитуру можно приобрести в специальных магазинах. Не стоит крепить такой материал вдоль стены, потому что со временем он может сильно прогнуться.

Очень простой в использовании и доступный материал – это профнастил. Он отличается лёгкостью, прочностью и долговечностью, а также доступной по сравнению с другими материалами ценой. Если выбор пал именно на этот вариант, то при подшивке стоит оставлять вентиляционные зазоры чуть больше сантиметра.

Ещё можно использовать листы водостойкой фанеры или ОСБ, а также оцинкованную или покрытую полимерами сталь, алюминий или медь.


Подшивка свесов крыши с помощью софитов

Подшивка крыши с использованием софитов – один из самых рациональных способов.

Сами по себе софиты – это планки, которые выпускаются специально для подшивки свесов крыши и являются очень удобным и достаточно доступным средством. Они могут быть изготовлены из любого материала от ПВХ до металла. Различные цвета и стили позволят подобрать софиты для любого дома. Обычно этот подшивочный материал продаётся в комплекте со всем необходимым, включая фурнитуру и элементы крепежа.

Софиты обычно продаются в виде панелей, которые могут иметь один, два или три слоя. Также софиты бывают сплошные и перфорированные. Этот способ подшивки является очень простым и актуальным, так как монтаж софитов на карниз крыши не требует специальных навыков и умений, а также затрат большого количества времени.

Один из самых популярных способов подшивки свесов кровли софитами – горизонтальная подшивка. При использовании этого метода, изготавливается обрешётка и крепится на свесе кровли. Затем уже к обрешётке крепится профиль, отрезанный по размеру. Режут такой профиль обычно болгаркой, а крепят к обрешётке саморезами. Полосок должно быть две – одна у стены, а другая у кромки свеса.

Затем пластина заводится сначала в профиль, расположенный у стены, а затем у конца свеса. Фронтонную часть свеса тоже можно зашить с помощью софита.

Более подробно о монтаже софитов вам расскажет этот видеоролик:

Распространённые ошибки при работе с софитами

  • Если работы выполняются профессионалами, то подшивка должна быть аккуратной и красивой.
  • Отдельно внимание надо уделять надёжности крепежа софитных панелей, никогда нельзя экономить крепёжные материалы и фурнитуру, иначе сильный ветер может подорвать всю конструкцию.
  • Обязательно перед подшивкой нужно закончить оформление внешних стен.

Ещё одно важное замечание, для подшивки свесов обязательно стоит обзавестись нержавеющей фурнитурой, чтобы потом ржавчина не испортила внешний вид строения.


Процесс подшивки крыши – это важная стадия строительства любого коттеджа, напрямую влияющая на его внешний вид. Такую работу можно доверить профессионалам, потому что они идеально выполнят отделку свесов и придадут вашему дому законченный вид. Уверен, прочитав эту статью, вы почерпнули много новой и интересной информации и узнали, как подшить свесы кровли, а также смогли познакомиться с таким процессом, как подшивка крыши софитами. Теперь вы сможете выбрать и заказать правильный, экономичный и аккуратный подшив свесов кровли.

Какой карниз на крыше дома выбрать для надежности и практичности

Какой карниз на крыше дома выбрать для надежности и практичности

Современные достижения в строительстве позволяют возводить строения и оформлять крышу в различном исполнении с применением материалов, которые представлены на рынке в широком ассортименте. Рассмотрим, как можно сделать карниз дома, чтобы обеспечить защиту фасаду и фундаменту здания. Ознакомимся с конструктивными решениями и способами декоративной отделки. Читайте до конца и Вы узнаете, что необходимо учитывать во время проектирования и проведения монтажных работ.

Функциональное значение

Под карнизом здания подразумевается нижняя часть ската крыши. Формирование архитектурного элемента происходит на этапе сборки стропильной системы. Карнизная конструкция может иметь различное исполнение, но практически все варианты выполняют комплекс одних и тех же задач. К ним относятся отвод природных осадков и талой воды от фасада, защита подкровельного пространства от проникновения дождя, града, снега, мусора, насекомых и птиц. Так как карниз является видимой частью крыши, дополнительно рассматривается эстетическая сторона, способы устройства водосточных каналов.

Устройство и классификация

Технический выступ за пределы несущих стен разделяют на 2 типа: фронтонные и карнизные (боковые). Первый является продолжением кровельного покрытия включая опорную обрешетку. Для придания конструкции нужной формы дополнительно используется лобовая доска. Второй свес собирается отдельно. Он начинается от места соединения ската с несущими стенами, чаще имеет больший размер, чтобы защитить фасад от брызг при стоке воды с кровли.

Рассмотрим способы, как сделать карниз крыши:

  1. Стропильные ноги. Этот вариант считается самым простым, так как здесь достаточно вывести каркас крыши за пределы фасада. Но есть недостаток – для стропил используется крупный брус, что отразится на общей нагрузке на фундамент.
  2. Кобылки. Здесь карниз формируется отдельно от крыши путем наращивания стропильных ног с помощью досок меньшего сечения. В итоге несмотря на больший размер карнизного свеса нагрузка на несущее основание будет снижена. Существует вариант применения заготовок аналогичных стропилам. Здесь наращивание выполняется внахлест либо встык (связка оформляется с помощью накладок). Но так будет увеличен общий вес крыши.

Многие специалисты рекомендуют рассматривать второй вариант, если длина стропильного брус превышает стандартные 6 метров. В этом случае стропила окажутся сборными. Технически правильно будет формировать карниз не из бруса, а с помощью кобылок, чтобы исключить деформацию крыши от повышенной нагрузки от сугробов.

Классификация

Здесь рассматривается общее устройство карнизов в зависимости от типа крыши. Так универсальным решением считается укороченный свес. Если смонтирован один скат или ломаная конструкция, то оптимальным вариантом будет коробчатый выступ. В остальных случаях карнизы делают обшитыми или оставляют открытыми.

Также различия касаются способов установки водосточных каналов:

  1. Заподлицо. Здесь отсутствует выступ. То есть верхняя часть фасада не имеет защиты от осадков. Экономическая выгода на расходных материалах для крыши условна, так как потребуется устройство вентиляции и отделка фасада качественным декором. Желоба фиксируются на отдельно горизонтально закрепленной сливной доске.
  2. Открытый горизонтальный. В частном секторе этот вариант наиболее распространен. Здесь водосток крепится к стропильным кромкам сверху либо снизу.
  3. Закрытый. В этом случае обязательно должен быть устроен вентиляционный зазор (отверстия), так как пространство между краями скатов и стенами закрываются декоративными материалами. Под софиты на стропилах формируются монтажные пазы.

Фронтонный тип карниза на крыше рассматривается отдельно. Такое исполнение позволяет монтировать водосток заподлицо или выступающим. Задача строителей состоит в хорошей герметизации свесов.

В видео рассказывается про устройство фронтального типа карниза:

Размеры

Для понимания как сделать карниз правильно необходимо кроме учета конструктивного исполнения произвести расчеты по габаритам. Если допустить установку излишне узкого свеса, то это может негативно отразиться на общем состоянии фундамента здания. Превышение размеров способствует увеличению нагрузки на несущие конструкции, стропильную систему. За ориентир можно использовать рекомендации, которые прописаны в СНБ 3.02.04 от 2003 года и СНиП ⅠⅠ-26 от 1976 года.

Для определения габаритов карниза нужно учесть следующие моменты:

  • Климат. Чем большее количество осадков в конкретной местности, тем длиннее должен быть карниз. Нижним пределом считается 400 мм. Его соблюдают в местности, где преобладают ураганные ветра. В заснеженных регионах ограничиваются 600 мм для бокового типа и 1200 мм для фронтального. В горах параметры увеличены до 1-3 метров.
  • Уклон. Зависимость здесь заключается в следующем: меньший угол – короче свес. Для круглой крыши карнизы увеличивают.
  • Кровля. Здесь стоит выделить фальцевое покрытие и полотна на основе битумных смол. Такие решения предполагают устройство хорошей вентиляции подкровельного пространства. Это можно обеспечить широкими свесами с большим количеством отверстий.

Дополнительно мастера рекомендуют рассматривать параметры самого строения. Здесь рассматривается в большей степени визуальный эффект. Широкий выступ и пологая крыша снижают высоту, круглая кровля в сочетании с узким свесом – увеличивают.


Монтажные работы

Монтаж карниза крыши выполняется с учетом организации вентиляции кровли. Независимо от типа свеса важно соблюдать также ровное расположение стропильных ног, выступы и наклон элементов конструкции. Боковые свесы собирают в такой последовательности:

  • наращиваются стропила;
  • устраивается обвязка по кромкам (к этой планке далее крепится водосточная система);
  • крепится лобовая доска (из стального полотна или доборный элемент из комплектации кровельного покрытия);
  • если проектом предусмотрено, то в завершение формируется короб и выполняется обшивка.

Монтаж фронтонного свеса включает следующие действия:

  • корректируется длина выступа обрешетки в соответствии с проектной;
  • крепится торцевая доска кромкам (в том числе к коньку);
  • монтируется сплошной кровельный пирог по всему скату и карнизу.

Когда конструкция собрана можно приступать к отделке карниза крыши. Подшивка выполняется двумя способами:

  1. Горизонтальная. К стропильным ногам или кобылкам и фасаду крепят брусья для формирования коробки. Чтобы водосток был хорошим, стропила должны быть на 10 мм ниже. Если пролет стены длинный, то устанавливаются дополнительные перемычки под прямым углом. Обшивочная доска фиксируется вдоль фасада.
  2. По стропилам. Методика актуальна для свеса длиной до 500 мм, ската с уклоном в пределах 30 градусов, если карниз выполнен в одной плоскости, выбран фронтонный тип конструктивного исполнения. На стропильные ноги здесь набивается опорная обрешетка вдоль либо перпендикулярно стенам.


Для подшивки материал выбирают в соответствии с дизайном здания (декоративной отделкой). Чаще применяется обрезная либо строганая доска, вагонка. Лучше брать образцы хвойных пород, так как они благодаря смоле лучше справляются с наружными условиями эксплуатации. Влажность заготовок должна быть в пределах 40%, толщина 17-22мм. Материал предварительно нужно пропитать огнезащитными составами. Для соблюдения требований к вентиляции формируется зазор между досками в 10-20мм.

Другой вариант – идентичный материал с фасадной отделкой или кровельным покрытием. Это могут быть профнастил из оцинкованной тонколистовой стали с полимерной краской. К востребованным решениям относятся сайдинг, древесные плиты, софиты.

Сайдинг по форме имитирует вагонку. Виниловый стоит недорого, но характеризуется низкой прочностью. Металлический отличается большей практичностью, но за ним необходимо ухаживать – периодически обновлять антикоррозионную защиту.

В этом видео рассказано про подшивку карнизных и фронтонных свесов деревом и металлом:

Набирает популярность сегодня такой вариант как софиты. Они отличаются хорошими техническими характеристиками, в комплект входят перфорированные вставки. Монтаж здесь выполняется быстро, просто и без использования специального набора инструментов.

В этом видео показано, как при ремонте кровли выполнено удлинение карнизных свесов:


Коротко о главном

Карниз является частью крыши, которая предназначена для защиты фасада и фундамента от осадков, стоков. Поэтому практичным вариантом считается формирование выступа за пределы несущих стен.

Конструктивно выступы могут быть в основе представлены стропилами или кобылками. Последние лучше делать из доски меньшего размера, чем стропильные ноги с целью снижения нагрузки на фундамент.

Размер карниза определяется в зависимости от климатических условий, уклона скатов, кровельного пирога и габаритов строения.

Во время проектирования карниза необходимо учесть устройство вентиляции подкровельного пространства.

Обшивка может быть выполнена доской, вагонкой, сайдингом, профлистом или софитами.

Читайте также: