Металлические конструкции мостовых кранов

Обновлено: 18.05.2024

Мостовой кран относится к промышленному грузоподъемному оборудованию мостового типа, сконструированному для перемещения грузов в пределах зоны действия устройства за счет его движения по крановым путям. О том, в чем особенность, каково определение мостового крана, его возможности и варианты изготовления, Вы узнаете в этой статье.

Классификация мостовых кранов

Мостовые краны в зависимости от конструкции и комплектации разделены на следующие группы:

  • по конструкции мостового пролета — однобалочные и двухбалочные;
  • по длине и составу пролета — однопролетный или двухпролетный (пролет состоит из одной или двух соединенных в длину балок);
  • по типу расположения крана относительно крановых путей — подвесной или опорный;
  • по типу привода — электрический и ручной.

Для чего служит мостовой кран

Назначение мостового крана состоит в выполнении операций с грузами в определенном порядке — захват, подъем, перемещение, спуск на указанное место. Применение мостовых кранов распространено в широком круге областей:

  • промышленное производство, ремонт и обслуживание оборудования, техники;
  • складские и логистические операции с перемещением ТМЦ по площадкам и помещениям;
  • погрузка и разгрузка на транспортных узлах;
  • использование в качестве большегрузного штабелера для крупных упаковок.

Назначение кран балки как варианта исполнения мостового крана такое же, но с учетом несколько меньшей грузоподъемности и более простой конструкции.

Мы производим мостовые краны в соответствии с требованиями промышленной безопасности для режимов работы от А0 (редкое использование) до А6 (весьма интенсивное при трехсменной эксплуатации). Также доступен выбор мостовых кранов в общепромышленном, взрывозащищенном, пожаробезопасном и специальном исполнении. Для соблюдения климатических условий эксплуатации мы изготовим мостовой кран для работы в помещении, под навесом или на открытой площадке.

Из чего состоит мостовой кран

Представление о том, из чего состоит мостовой кран, позволяет понять основной принцип его конструкции, работы, ограничений и уровня безопасности.

Базовая схема мостового крана

Главная конструктивная часть — пролетная балка (мост крана), служит базой для перемещения тельфера, опирается на концевые балки (тележки), которые обеспечивают перемещение всей конструкции вдоль крановых путей.

Для повышения надежности шасси концевых тележек опорного мостового крана используется принцип разделения на приводное и опорное колесо. Оба вида колес монтируются на буксы, позволяющие распределить нагрузки и обеспечить смазку подшипников осей. Сход колеса с крановых путей предотвращает кольцевая реборда или гребень. Колеса могут иметь одну или две реборды.

Однобалочный кран состоит из одной пролетной балки (двутавра). Двухбалочные мостовые краны представляют собой более массивную конструкцию из двух параллельных жестко соединенных коробчатых пролетов.

Работа мостового крана обеспечивается дополнительным оборудованием и системами:

  • Подкрановые или крановые пути представляют собой проложенные на капитальных конструкциях или подвешенные к потолку помещения направляющие для движения тележек (концевых балок);
  • Система ручного или электрического привода обеспечивает движение мостового крана по путям;
  • Электрический тельфер или ручная таль обеспечивает подъем груза и перемещение его по пролету крана;
  • Система управления и блокировки обеспечивает передачу и выполнение команд оператора, предотвращает нештатные ситуации и самопроизвольное движение мостового крана. Система безопасности представляет собой сложный комплекс устройств от нулевой блокировки с ключ-картой до ограничителей хода, концевых выключателей и ограничителей грузоподъемности.
  • Тормозная система, в которой применяются механические колодки с гидротолкателями, ограничивающие выбег осевые генераторы с тормозными реостатными цепями;
  • Ток в систему питания электрического мостового крана подается по троллеям. Для питания тельфера может использоваться подвеска с бугелем или клипсовая система. Пуск любых механизмов может быть заблокирован автоматически (срабатывание ограничителей) или вручную кнопкой останова (нулевой блокировки).

Для повышения эффективности и безопасности мостового крана предусмотрено внедрение инверторов питания, выбор скорости движения по крановым путям, изменение грузоподъемности, высоты подъема груза, расширение области захвата подвесным краном.

Для того чтобы информация о том, что такое мостовой кран была представлена в максимально полном объеме, мы решили дополнить статью ответами на часто задаваемые вопросы наших клиентов.

Галерея мостового крана, что это?

Это конструкция в виде мостков с ограждением, по которой можно пройти вдоль крановых путей для обслуживания техники.

Консоль мостового крана, что это?

Это часть пролетной балки подвесного крана, выступающая за пределы крановых путей.

База мостового крана, что это?

Это расстояние между осевыми линиями опор крана.

Бугель мостового крана, что это?

Это часть системы питания, благодаря которой подвесной кабель движется на каретках по несущему тросу.

Как работает мостовой кран

Принцип действия мостового крана состоит в перемещении грузов «вперед-назад» (по крановым путям) и «вправо-влево» (по мостовому пролету) относительно осей площадки с подъемом над поверхностью и препятствиями. Движение обеспечивается вручную у мостовых кранов с ручным приводом либо конструктивными системами, механизмами и узлами электрических кранов:

  • мостовой пролет, установленный на шасси в виде опорных балок и подвесных тележек, движется по крановым путям на колесах с буксами;
  • по пролетной балке на собственной или грузовой тележке с шасси перемещается тельфер, таль или другой грузоподъемный механизм;
  • захват груза производится крюковой подвеской, гаком, грейфером или электромагнитом, прикрепленным к тросам полиспаста из нескольких блоков;
  • червячные и цилиндрические редукторы привода передают крутящий момент от усилий оператора или электромоторов на шасси и грузоподъемное устройство.

Для управления электрическим мостовым краном применяются проводные и радиопульты. В мостовых кранах с кабиной машиниста предусмотрена контрольная панель с кнопками или джойстиками для подачи команд.

Видео испытаний работы мостового однобалочного крана

Производство и продажа мостовых кранов

Мы производим мостовые краны для промышленного, складского и транспортного объекта с полным пакетом документации, доставкой и сборкой на месте. Оказываем услуги монтажа, обслуживания и ремонта приобретенной у нас техники.

Для оформления заказа и получения подробной информации предлагаем связаться с нами через форму на сайте или по телефону. Наши консультанты готовы оказать помощь в выборе мостового крана и организовать доставку по России.

Металлические конструкции мостовых кранов

Металлические конструкции мостовых кранов из легких сплавов

Использование алюминиевых сплавов при изготовлении металлоконструкций мостовых кранов позволяет снизить массу крана, стоимость его изготовления и монтажа, уменьшить транспортные расходы. При их эксплуатации появляется возможность облегчения строительных конструкций зданий.

В мостовых кранах общего назначения грузоподъемностью 5— 50 т масса металлоконструкции составляет 35—75% массы моста, а масса металлоконструкции тележек — 8—12% общей массы крана. Поэтому наиболее эффективным является использование алюминиевых сплавов при изготовлении металлоконструкций мостов, а особенно при неблагоприятных соотношениях массы крана к его грузоподъемности, т. е. при большом (более 20 м) пролете и относительно малой (5—15 т) грузоподъемности.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рис. 8.15. Рама тележки крана средней грузоподъемности

Рис. 8.16. Рама тележки крана большой грузоподъемности

Рис. 8.17. Балка рамы тележки

Рис. 8.18. Сравнение параметров металлоконструкций

На рис. 8.18 приведены графики, характеризующие применение алюминиевых сплавов (сплошные линии — сплав АМг-6, штриховые линии — сплав Д16-Т) в металлоконструциях мостов: а — отношение массы металлоконструции GM к грузоподъемности Q при пролете L; б— снижение массы металлоконструкции при замене стали СтЗ; в — снижение давления на ходовые колеса; г – увеличение грузоподъемности крана. Графики построены на основе предположения, что толщина стенок главных балок из алюминиевых сплавов незначительно отличается от толщины стенок соответствующих стальных балок, и что для обеспечения местной устойчивости стенок алюминиевые балки снабжены дополнительными по сравнению со стальными балками диафрагмами и ребрами жесткости. Если же местная устойчивость стенок алюминиевых балок обеспечивается увеличением толщины стенок, то отношения масс алюминиевых и стальных конструкций соответственно увеличатся.

Применение сплава АМг-6 с точки зрения снижения массы мостов и технологичности изготовления выгоднее применения сплава Д16-Т, который может использоваться лишь в клепаных конструкциях.

Из алюминиевых сплавов изготовляют мостовые металлоконструкции следующих типов: двухбалочные закрытого типа с решетчатыми главной и вспомогательной фермами (рис. 8.19, а), двухбалочные с главными балками коробчатого сечения, двухбалочные с главными балками шпренгельного типа (рис. 8.19, б), однобалоч-ные (рис. 8.19, в). У крана грузоподъемностью 5 т первого типа (ГПИ «Проектстальконструкция») главные балки выполнены в виде трехплоскостной фермы, нижние пояса и распоясная решетка которых выполнены из труб, а верхний пояс — из широкополочного двутавра. В кране такой же грузоподъемности второго типа (ВНИИПТМАШ) главная балка состоит из балки жесткости и шпренгеля, включающего затяжку и вертикальные стойки. Балка жесткости, воспринимающая нагрузки от ходовых колес тележки, работает на поперечный изгиб и продольное усилие. Элементы шпренгеля — затяжка и стойки — испытывают лишь продольные (осевые) усилия.

Шпренгельные балки имеют массу, меньшую чем балок коробчатого сечения, и при применении гнутых профилей достаточно технологичны. Балка жесткости главной балки выполнена из листов толщиной 6 мм и имеет открытое П-образное сечение с отбортовкой кромок. Отбортовка увеличивает жесткость и устойчивость вертикальных стенок (что имеет особо важное значение для алюминиевых конструкций) и общую жесткость балки в горизонтальном направлении, а применение балок П-образного профиля дает возможность устранить все продольные швы, необходимые при сварке балок замкнутого коробчатого сечения, и значительно уменьшить трудоемкость изготовления балок. Затяжка выполнена из двух уголков 100×80x7 мм, а стойки — из четырех уголков, которые после сварки попарно образуют швеллерное сечение. Концевая балка имеет такое же сечение, как и балка жесткости, и отличается от нее только размерами.
Исходя из условия обеспечения необходимой жесткости, следует учитывать, что по сравнению со стальной алюминиевая балка коробчатого сечения должна иметь высоту, большую в 1,25 раза, что приводит к увеличению относительной массы на 20%. Поэтому общий переходной коэффициент массы, с учетом удельных масс стали и алюминиевого сплава, составляет не более 2,4.

В то же время, учитывая необходимость снижения расхода алюминиевого сплава, необходимо обеспечивать максимальную концентрацию материала. Наиболее полно это достигается в однобалоч-ных металлоконструкциях, где при достаточной ширине балки возможен отказ от устройства площадок. У крана, показанного на рис. 8.19,6, имеющего грузоподъемность 30 т и пролет 29,5 м, балка изготовлена из алюминиевого листа толщиной 10 мм. Масса моста составляет 8,3 т, а его расчетный прогиб 35 мм. Рельсы и стальные поясные накладки прикреплены к балке болтами.

Поскольку стоимость металлоконструкции из алюминиевого сплава значительно выше, чем стальной (для кранов грузоподъемностью 5 т—в 3,5—5 раз), главным образом за счет стоимости материала, этот фактор должен учитываться при оценки технико-экономической целесообразности использования алюминиевых сплавов.

Вопросы проектирования и изготовления металлоконструкций из легких сплавов рассмотрены в работе.

Металлические конструкции мостовых кранов

Металлические конструкции кранов — мосты и рамы тележек, являясь наиболее металлоемкими частями крана, решающим образом влияют на его массу. При необходимых прочностных характеристиках металлоконструкции должны быть технологичными, иметь невысокую стоимость, минимальную наветренную поверхность, удовлетворять эстетическим требованиям, а внешние поверхности конструкций должны быть гладкими для снижения возможности образования коррозии и удешевления окраски.

Принципиально новым в краностроении является изготовление блочных металлоконструкций, что ускоряет сборку и снижает трудоемкость работ при монтаже крана и приближает процесс изготовления металлоконструкций к поточному производству.

Моет крана является опорной конструкцией, на которой раз­мещены все механизмы крана. В плане металлоконструкция моста представляет собой раму, образованную главными (или пролетны­ми) и концевыми балками. По главным балкам, расположенным поперек пролета цеха, передвигается крановая тележка. Вдоль про­лета на концевых балках расположены колеса для передвижения моста и привод.

Наибольшее распространение имеет коробчатая конструкция мостового крана, обладающая высокой усталостной проч­ностью, наименьшей общей высотой моста и возможностью приме­нения на концевых балках выкатных колес; эта конструкция также легка в изготовлении. Главные балки коробчатого сечения выпол­няют из четырех (реже трех) замкнутых пространственных листовых плоскостей. Прост­ранственную жесткость кон­струкции обеспечивают диа­фрагмы, установленные внутри балки по длине пролета и реб­ра жесткости.

Вне зависимости от конст­рукции главных балок моста крана концевые балки имеют, как правило, коробчатое попе­речное сечение. Соединение главных балок моста с кон­цевыми осуществляют свар­кой.

Кроме того, применяют со­единение главных и концевых балок моста на болтах. Этот способ обеспечивает быстрый, точный монтаж моста на месте его эксплуа­тации и исключает деформации, возможные при соединении свар­кой.

Двухбалочные и некоторые однобалочные мосты кранов имеют консольные рабочие и переходные площадки для обслуживания оборудования. Площадки состоят из горизонтальных кронштейнов, приваренных к главным балкам крана, покрытых стальным насти­лом и огражденных перилами.

Мост крана является основной несущей конструкцией, на которой размещены грузовая тележка, механизмы передвижения и кабина управления крана. В плане металлоконструкция моста представляет собой раму (рис. 38), образованную главными (пролетными) и концевыми балками. По главным балкам, расположенным поперек пролета цеха (эстакады), передвигается грузовая крановая тележка. На концевых балках расположены ходовые колеса для передвижения моста и привод.

Рис. 38. Схема конструкции двухбалочного мостового крана

Рис. 1. Главная балка коробчатого сечения

Наибольшее распространение имеет коробчатая конструкция мостового крана, обладающая высокой усталостной прочностью и наименьшей общей высотой моста. Кроме того, она технологична в изготовлении, обеспечивает высокую степень механизации сварки и сборки.

Главная балка коробчатого сечения мостового крана (рис. 1) состоит из нижнего пояса, боковых вертикальных стенок, больших и малых диафрагм, верхнего пояса и уголков.

Главные балки в зависимости от грузоподъемности моста и его пролета отличаются только размерами сечения коробки и количеством вваренных диафрагм, что позволяет широко применять унификацию в технологическом процессе их изготовления.

Концевая балка является опорным элементом главной балки и представляет собой жесткую сварную металлическую конструкцию (рис. 2), чаще всего коробчатого сечения, с установленной на ней ходовой частью крана.

Металлическая конструкция концевой балки состоит из двух поясов, двух вертикальных стенок и диафрагм, размещенных внутри балки. Для установки ходовой части крана к концевым балкам приваривают посадочные платики с обработанными поверхностями, к которым при помощи болтов крепят буксы с ходовыми колесами. Соединение главных балок моста с концевыми осуществляют сваркой.

Рис. 2. Концевая балка коробчатого сечения

Металлические конструкции (металлоконструкции) мостовых кранов служат для установки механизмов, приводов, электрооборудования и систем управления. Их изготовляют клепаными или сварными из стальных листов, стального фасонного проката, гнутых и штампованных профилей.

Металлические конструкции мостов кранов выполняют двухба- лочными или однобалочными. Наибольшее применение в промышленности нашли дзухбалочные мосты, представляющие собой рамную конструкцию, состоящую из двух пространственно жестких главных балок с уложенными на них рельсами для передвижения тележки и двух концевых балок, примыкающих по концам пролета к главным. На главных балках моста закреплены рабочие площадки для размещения механизма передвижения, переходная площадка, соединяющая рабочие площадки, смотровые площадки (при кабельном токоподводе к тележке) или троллейная площадка (при троллейном токоподводе к тележке). Троллейная или смотровые площадки расположены со стороны, противоположной кабине управления. Все площадки имеют перила. Для перехода с одной главной балки на другую используют лестницы. Концевые балки выполняют с перилами. На этих балках закрепляют буксы с ходовыми колесами, которыми кран опирается на подкрановый путь.

Крановые мосты изготовляют сварными. Монтажные соединения элементов металлоконструкции производят сваркой, заклепками, высокопрочными болтами из углеродистой или легированной стали.

Главные балки мостов в основном коробчатого сечения или ферменные, выполненные по замкнутой четырехплоскостной схеме. Для некоторых мостовых кранов используют также главные балки, выполненные по незамкнутой трехплоскостной схеме.

Металлоконструкция моста крана с главными балками коробчатого сечения показана на рис. 8. Главная балка выполнена сварной в виде двух вертикальных стенок и двух горизонтальных полок, называемых поясами. На верхнем поясе главных балок уложены подтележечные рельсы для тележки.

Вертикальная нагрузка от силы тяжести тележки и груза передается на вертикальные стенки поровну, поскольку рельс уложен симметрично относительно вертикальной оси главной балки. Горизонтальные нагрузки при пуске или торможении крана воспринимаются верхним и нижним поясами. Жесткость главных балок обеспечивается большими и малыми диафрагмами. Причем большие диафрагмы обеспечивают устойчивость стенок главной балки, а малые препятствуют развитию чрезмерных деформаций верхнего пояса под действием нагрузок, передаваемых на него ходовыми колесами тележки. Большие диафрагмы выполняют из листа с вырезом либо из уголков; привариваемых по внутреннему рериметру главной балки.

Рис. 8. Металлоконструкция моста крана с главными и концевыми балка» ми коробчатого сечения:
а — мост крана; в — концевая балка

Для троллейного токоподвода и установки механизма передвижения, шкафов электрооборудования к наружным вертикальным стенкам главных балок на подкосах или штампованных кронштейнах крепят троллейную и рабочую площадки, которые закрыты настилом из гофрированного листа и имеют перила. Рабочая площадка моста, предназначенная для установки центрального привода механизма передвижения, одновременно является переходной площадкой. В кранах с раздельным приводом рабочие площадки расположены только вблизи концевых балок. При использовании кабельного токоподвода троллейные площадки не устанавливают.

Рис. 9. Соединения главкой и концевой балок по схемам: а — одноплоскостной; б — полуэтажной; в — этажной

Широкое распространение на мостовых кранах также получили главные балки коробчатого сечения с безраскосными фермами и расположением подтележечного рельса над внутренними стенками. В таких балках вертикальные нагрузки воспринимаются внутренними стенками. Наружные стенки, являющиеся вспомогательными, выполняют с окнами, что позволяет уменьшить массу металлоконструкции. Внутри балок размещают шкафы электрооборудования.

В мостовых кранах большой грузоподъемности главные балки коробчатого сечения выполняют значительной высоты и используют их для установки механизма передвижения и размещения электрооборудования, Для доступа внутрь главной балки служат лестницы с перилами.

Рис. 10. Металлоконструкция моста крана с главными ферменными балками

Если главные балки мостов выполнены коробчатого сечения, то концевые балки также должны быть коробчатого сечения (рис. 8,6). Для обеспечения жесткости соединения с главными балками в концевых балках устанавливают диафрагмы. Главную балку с концевой соединяют сваркой, болтами, заклепками.

При соединении сваркой концевая балка должна быть выполнена без разъемов, при соединении болтами или заклепками концевая балка должна быть выполнена с одним или двумя монтажными разъемами, служащими для сборки моста на месте установки.

Соединение главных балок с концевыми может быть выполнено по одноплоскостной, полуэтажной или этажной схемам. При одно- плоскостной схеме соединение производят болтами в одной плоскости (рис. 9, о), используя стыковые уголки и накладки. При этом верхний пояс главной балки перекрывает концевую балку, а нижний пояс главной балки присоединяют с помощью накладки! В настоящее время этот вид соединения выполняют сварным с использованием накладок и косынок.

При полуэтажной схеме соединения (рис. 9,6) главную балку выполняют с опорным зубом и соединяют с концевой балкой болтами с использованием фасонных накладок. Между главной и концевой балками должен быть небольшой зазор, позволяющий при сборке моста компенсировать неточности изготовления. Этажная схема соединения (рис. 9, в) имеет большую строительную высоту.

Ферменная металлоконструкция моста крана (рис. 10) состоит из главной фермы, которая через уложенный на ее верхнем поясе подтележечный рельс воспринимает нагрузку от действия силы тяжести тележки с грузом, и параллельно расположенной вспомогательной фермы. Главная и вспомогательная фермы связаны между собой верхней и нижней горизонтальными фермами, воспринимающими горизонтальные нагрузки, которые действуют на мост при пуске или торможении крана. Для обеспечения жесткости моста служат поперечные диафрагмы, которые устанавливают в плоскости стоек 3, 5 главной и вспомогательной ферм. Верхний и нижний пояса главной фермы выполнены из профиля таврового сечения, а стержни верхней и нижней фермы — из уголкового профиля.

Концевые балки кранов небольшой грузоподъемности изготовляют из двух сварных двутавров или швеллеров, между которыми установлены на неподвижных осях неприводные и приводные (с зубчатым венцом) ходовые колеса. На верхней горизонтальной ферме имеется настил для прохода вдоль моста крана, а также для размещения механизма передвижения с трансмиссионным валом. Пролетное строение снабжено перилами. Узел соединения главной и вспомогательной ферм с концевыми балками выполнен но одноплоскостной схеме с помощью стыковых накладок.

Металлоемкость ферменной металлоконструкции мостов меньше металлоемкости металлоконструкции коробчатого сечения, а трудоемкость изготовления выше, поэтому в последнее время ферменные конструкции мостов серийно не изготовляют.

Большей несущей способностью обладают главные балки, выполненные по четырехплоскостной схеме. Эти балки в основной вертикальной плоскости выполнены сплошностенчатыми, а в горизонтальной и вспомогательной вертикальной плоскостях — в виде ферм.

Металлоконструкция моста с незамкнутыми главными балками, выполненными по незамкнутой трехплоскостной схеме, показана на рис. 11. Главная балка (рис. 11, а) воспринимает вертикальные нагрузки стенкой из сварного двутавра, а горизонтальные нагрузки — верхним и нижним поясами. Для создания пространственной жесткости используют полурамы, состоящие из ребер, регилей и стоек. Полурамы имеют решетчатый настил. Концевая балка (рис. 11,6) выполнена из двух сварных двутавров. Надбуксовый узел, служащий для крепления букс ходовых колес, выполнен усиленной конструкции. Схема соединения главной в концевой балок — полуэтажная с помощью накладок (рис. 11, в), В месте опирания главная балка подкреплена боковыми ребрами жесткости. Вспомогательная ферма прикреплена к концевой балке с помощью опорного узла (рис. 11,г).

Главные балки коробчатого сечения или ферменные выполнены с прогибом вверх, так называемым строительным подъемом. Строительный подъем в некоторой степени компенсирует прогиб главных балок при нагружеиии крана вертикальными нагрузками, что приводит к снижению сопротивлений передвижению тележки. Если строительный подъем будет отсутствовать, то при подъеме груза главные балки, прогибаясь, создадут уклон подтележечных рельсов, что приведет к увеличению сопротивлений передвижению тележки при ее перемещении от середины пролета к концевой балке.

Рис. 11. Металлоконструкция моста крана с главными балками по трех» плоскостной схеме соединения:
а — сечение главной балки; б — концевая балка; в — соединение главной и концевой балок; г — вспомогательная ферма

Для удобства обслуживания металлические конструкции кранов оборудуют галереями, площадками и лестницами.

Ширина свободного прохода по галерее, предназначенной для обслуживания механизмов и электрооборудования, должна быть 500 мм (для кранов с центральным приводом) и 400 мм (для кранов с раздельным приводом). На галерее, предназначенной для установки троллейных проводов, ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи устройствами, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм (п. 227 Правил).

Настил галереи, ремонтных и посадочных площадок должен быть металлическим или деревянным, если это допустимо по противопожарным нормам, и должен устраиваться по всей длине галереи или площадки. Металлический настил выполняют из стальных, рифленых или дырчатых листов с отверстиями диаметром не более 20 мм (п. 234 Правил).

Площадки и галереи, концевые балки, а также кабина для обслуживания троллейных проводов мостовых кранов должны быть ограждены перилами высотой 1 м с устройством сплошного ограждения в нижней части высотой не менее 100 мм. Перила и ограждения устанавливают также с торцовых сторон тележек, а при отсутствии галереи вдоль моста — с продольных сторон.

Люки настила галереи и ремонтных площадок должны быть оборудованы легко и удобно открывающейся крышкой. При выполнении крышки откидной угол между крышкой люка в открытом положении и настилом должен быть не более 75°. Размеры люка следует принимать не менее 500X500 мм (п. 231 Правил).

Лестницы для доступа с пола на площадки и галереи должны быть шириной не менее 600 мм, а расстояние между ступенями не более 300 мм. При высоте лестниц на кране менее 1,5 м допускается принимать их ширину 500 мм. Лестницы для выхода из кабины на галерею мостового крана могут быть выполнены шириной не менее 350 мм (п. п. 236, 237 Правил).

Наклонные лестницы (с углом наклона к горизонту 75° и менее) должны быть снабжены перилами и плоскими ступенями шириной 120 мм. Ступени выполнены из стальных рифленых или гладких листов с наплавленным рельефом (п. 239 Правил).

На вертикальных лестницах, а также на лестницах с углом наклона более 75° при высоте более 5 м должны быть устроены, начиная с высоты 3 м, дугообразные ограждения. Эти ограждения следует располагать на расстоянии не более 800 мм друг относительно друга и соединять между собой не менее чем тремя продольными полосами. Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 700 мм и не более 500 мм при радиусе дуги 350—400 мм(п. 240 Правил).

Металлические конструкции мостов кранов

В зависимости от типа крана металлоконструкция моста состоит из двухбалочной или однобалочной пролетной части, соединенной с концевыми балками.

В двухбалочных мостах наряду с довольно распространенными главными балками в виде четырех (иногда трех) пространственно расположенных плоскостей, выполненных из листа (рис. 8.1) или в виде ферм, применяют и различные открытые и комбинированные балки. Рельсы для опорных тележек располагают посередине балки, над одной из ее стенок или на нижнем поясе. Горизонтальная жесткость у одностенных балок достигается применением развитого верхнего пояса, выполненного в виде горизонтально расположенного двутавра.

Пространственная жесткость создается в закрытых балках диафрагмами, размещаемыми по длине пролета, а в открытых — поперечными рамами или специальными коробками и ребрами жесткости. На рис. 8.2 показано несколько типов таких балок: угловая сплош-ностенчатая (рис. 8.2, а), коробчатая ферменная с основной листовой или ферменной стенкой (рис. 8.2, б), с несимметричными коробчатыми балками (рис. 8.2, в), с балками, усиленными коробками (рис. 8.2, г и д) и с открытой пространственной фермой (рис. 8.2, е).

Рис. 8.1. Коробчатые балки

Однобалочные пролетные части выполняются закрытого типа четырех- или трехплоскостными (см. рис. 1.13). Такие балки должны обладать большой жесткостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также достаточной крутильной жесткостью и устойчивостью. Поэтому их изготовляют из листа с тонкими, но достаточно жесткими диафрагмами и продольными ребрами жесткости.

Рис. 8.2. Типы пролетной части мостов 206

Рис. 8.3. Расположение тележечных рельсов

Для обеспечения необходимого момента сопротивления сечения в двустенчатых балках толщина горизонтальных листов принимается больше толщины стенки, а их ширина составляет от 1/3 до 1/3jb высоты балки. Стенки балок характеризуются сравнительно низким использованием металла. Имея в виду, что их масса составляет 40—50% от общей массы балок, стенки стараются облегчить за счет уменьшения толщины и устройства вырезов, позволяющих рассматривать их как безраскосную ферму (рис. 8.4).

Толщина стенок лимитируется местной устойчивостью: при отношении высоты стенки к ее толщине более 160 дополнительно к диафрагмам предусматривается одно горизонтальное ребро жесткости, а при отношении более 200 — два ребра жесткости. Ребра устанавливаются в сжатой зоне стенки.

Рис. 8.4. Кран с безраскосной фермой грузоподъёмностью 20/5 т

Они могут выполняться из швеллеров, уголков или гнутых профилей и располагаются снаружи или внутри балки (рис. 8.1. На рис. 8.1 (в середине) показана главная балка 50-тонного крана с внутренними продольными ребрами жесткости коробчатого сечения, применение которых позволило уменьшить толщину стенок с 8 до б мм и массу балки примерно на 20%.

Главные балки снабжаются большими и малыми (по высоте) диафрагмами, которые придают устойчивость вертикальным стенкам, предотвращают местный изгиб верхнего пояса и повышают общую устойчивость балок. Высота больших диафрагм почти равна высоте стенки. Иногда в них делают прямоугольные с закругленными углами отверстия. Между нижней кромкой большой диафрагмы и нижним поясом балки имеется зазор. При расположении рельсов по осям балок диафрагмы являются для них опорами, участвуя в передаче нагрузок на вертикальные стенки. В этих случаях верхние кромки диафрагм приторцовывают к верхним поясам балок.

Несимметричное расположение рельса относительно вертикальной оси коробчатой балки ведет к ее нагружению крутящим моментом. Такое нагружение может быть предотвращено, если линия действия вертикальной нагрузки проходит через центр изгиба сечения. Наиболее целесообразно располагать рельс над одной из стенок балки, что исключает изгиб поясного листа. Центр изгиба располагается по одной из стенок в том случае, если толщина ее в 4—5 раз превышает толщину другой стенки и составляет 16—20 мм. Увеличение толщины стенки обеспечивает снижение местных напряжений от давления ходовых колес тележки. Масса моста в этом случае снижается на 15—20%.

Поскольку установка горизонтальных ребер жесткости, выполненных из прокатных профилей, ведет к увеличению массы металлоконструкции, в качестве подкрепления стенки элементов используется ее местная гофрировка, при которой масса снижается на 5—7%. Основное отличие работы гофра, имеющего полукруглое, треугольное, трапециевидное или прямоугольное сечение (рис. 8.5), от работы ребер из полосы, уголка и т. д. заключается в том, что он работает совместно со стенкой как с пластиной.

Рис. 8.5. Типы гофров

Согласно работе 1593 масса металлоконструкции моста зависит главным образом от конструкции главных балок (рис. 8.6): двухба-лочный мост, выполненный по схеме на рис. 8.6, а, характеризуется отношением Н/В=3.

Рис. 8.6. Конструкция главных балок

Консольные продольные площадки используют для обслуживания крана, а также для размещения шкафов с электроаппаратурой. В мостах с уширенными балками при (Н/В)

Особенности конструкции мостовых кранов

Производственные цеха, склады, металлургическая, горнодобывающая и другие отрасли, где есть необходимость перемещения тяжелых грузов, нуждаются в таком грузоподъемном оборудовании, как мостовые краны. Это оборудование рассчитано на эксплуатацию в различных производственных условиях, не только внутри помещений, но и на открытых площадках. Каждая модификация предназначена для эффективного выполнения конкретных производственных задач, и разрабатывается индивидуально.

Основные узлы мостовых кранов

Базовая схема мостового крана

Устройство мостового крана отличается относительной простотой. Конструкция включает несколько основных узлов и вспомогательное крановое оборудование. Основные элементы, из чего состоит мостовой кран — это мост (пролетное строение) и концевые балки. Мост соединяется болтовым соединением с концевыми балками. Перемещение мостового крана по крановым путям осуществляется вдоль погрузочной площадки.

Пролетное строение (мост)

Представляет собой одну или две балки, которые в зависимости от предъявляемых технических требований и условий эксплуатации крана изготавливают круглого, коробчатого сечения или из двутавра с усилением трубами.

Мостовые краны с мостом, состоящим из одной балки (однобалочные), более легкие, применяются, как правило, в закрытых помещениях для грузов до 20 тонн.

Краны с двухбалочными мостами более тяжелые и рассчитаны для работы с грузами весом до 100 тонн. Длина пролета может достигать 60 метров.

Концевые балки

Являются опорой для пролетного строения. За счет установленных ходовых колес обеспечивают передвижение мостового крана по крановому пути. По типу крепления разделяют опорные и подвесные концевые балки.

В опорном типе колеса концевых балок в верхней части опираются на подкрановые пути. В подвесных — крепление выполнено к нижней полке двутавровой балки.

Концевые балки изготавливаются коробчатого сечения или из швеллеров с применением сварки. В качестве материала выступает высокопрочная легированная сталь. Усиление конструкции возможно специальными ребрами жесткости.

Комплектация мостовых кранов

В зависимости от поставленных задач и условий эксплуатации, мостовые краны комплектуют устройствами, которые работают от ручной или электрической тяги. Управление с помощью ручной тяги, как правило, обеспечивается приводной цепью за счет физических усилий оператора крана. Такие краны используются для нечастых перемещений грузов массой до 10 т.

Электрические мостовые краны оборудованы современными электроприводами, которые облегчают управление тяжеловесными мостовыми кранами и обеспечивают перемещение тяжелых грузов, весом до 50 тонн и более. Далее мы рассмотрим основные механизмы мостовых кранов, которые обеспечивают их перемещение, безопасность, захват и подъем груза.

Двигатели (мотор-редукторы), установленные на концевых балках электрических мостовых кранов, являются частью механизма передвижения крана по крановым путям. От двигателя через редуктор передается крутящий момент на ходовые колеса концевых балок, и соответственно, осуществляется движение по рельсам.

Крановые тележки устанавливают на двухбалочные мостовые краны для возможности монтажа и перемещения вдоль пролета грузоподъемного устройства. Выполнены в виде сварной рамы с ходовыми колесами. Также комплектуются мотор-редукторами для движения по пролетному строению. Некоторые конструкции мостовых кранов предусматривают оборудование двумя грузовыми тележками для перемещения крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Тормоза являются важным элементом электрических мостовых кранов при перемещении грузов большой массы. От качества и состояния тормозной системы зависит точность позиционирования крана при проведении работ. В большинстве случаев для мостовых кранов используют колодочную или диско-колодочную систему торможения. Тормозами оборудуются все установленные на кране мотор-редукторы.

Кабины устанавливают на мостовые краны для обеспечения управления процессом перемещения грузов. При небольшой высоте подъема (до 22 м) как правило устанавливают стационарную кабину на одном из концов моста крана. При большей высоте рекомендуется устанавливать передвижную кабину для обеспечения лучшего обзора при проведении работ. В зависимости от места эксплуатации мостового крана (на улице или в помещении) предусмотрены кабины закрытого или открытого типа.

Грузоподъемные механизмы устанавливаются на мостовые краны для обеспечения подъема, опускания и перемещения грузов вдоль пролетного строения. Благодаря своей надежности и эффективности наиболее популярными в использовании являются ручные тали и электрические тельферы. Эти устройства характерны тем, что для увеличения силы и скорости подъема грузов, а также удержания груза на высоте, в их устройстве используется специальная система — полиспаст. Система состоит их нескольких блоков (подвижных и неподвижных) соединенных канатом или цепью. Таким образом тельферы классифицируются на цепные и канатные. А в зависимости от подвижности по мосту — стационарные и передвижные.

Для комплектации мостовых кранов повышенной грузоподъемности чаще используются электрические лебедки развернутой компоновки.

Грузозахватные приспособления устанавливаются на краны в зависимости от характеристик грузов (химический состав, физическое состояние, габариты и т.д.) К ним относятся крюки, грейферы, электромагниты и скобы.

  • Грейферы необходимы для захвата сыпучих, волокнистых материалов, стружки и длинномерных пиломатериалов.
  • Крюки используются для подвешивания грузов. Комплектуются предохранительными элементами, предотвращающими выпадение груза.
  • Скобы применяются при перегрузке рулонного металлопроката. Отличаются разными размерами, имеют минимальную массу.
  • Электромагниты служат для дистанционного захвата грузов из чугуна и стали.
  • В ситуациях, требующих большей точности в работе, например, в конструкциях мостового крана для металлургической промышленности и при штабелировании груза применяют жесткий подвес.

При производстве и комплектации мостовых кранов мы используем качественные материалы и надежные комплектующие. В качестве грузоподъемных устройств предлагаем установку электрических тельферов болгарского или российского производства. Надежность, долговечность, ремонтопригодность этих устройств проверена временем. Наши специалисты помогут Вам подобрать наиболее оптимальную модификацию тельфера по соотношению цена-качество.

Дополнительное оборудование: безопасность и эффективность мостовых кранов

  • Крановые весы — необходимы для определения точного веса груза в процессе погрузочно-разгрузочных работ. Крепятся на грузозахватный механизм.
  • Ограничители грузоподъемности — предотвращают перегруз оборудования. Устанавливаются на канат грузоподъемного механизма. Отключают подъем грузов, если превышена их допустимая масса.
  • Радиоуправление и управление с пола являются альтернативными вариантами управлению краном из кабины. Установка радиоуправления (управления с пола) обеспечивает безопасное проведение работ, больший обзор для оператора, более точное позиционирование груза. Перевод мостового крана с управления из кабины на управление с пола дает ряд финансовых преимуществ, таких как экономия на персонале, экономия на обязательных аттестациях крановщиков, экономия на экспертизе промышленной безопасности.
  • Частотные преобразователи подключают к двигателям для обеспечения более плавного хода узлов мостовых кранов, позволяют избежать рывков, излишнего раскачивания грузов, предотвращают перегрузки в работе электродвигателей. Благодаря чему увеличивается ресурс двигателя, снижаются расходы на ремонт и обслуживание оборудования.

Закажите мостовой кран любой конструкции от производителя

Наша компания «Росттехмаш» предлагает не только изготовление необходимой модификации крана, но и готова предложить услуги монтажа, пуско-наладочных работ, обслуживания, ремонта. Наши квалифицированные специалисты также могут выполнить модернизацию имеющегося у Вас грузоподъемного оборудования.

При производстве кранов мы контролируем соответствие всех узлов и деталей действующим стандартам качества. Техника нашего производства выдерживает интенсивные нагрузки и стабильно работает при заданных температурных режимах.

Мы готовы к сотрудничеству с компаниями по всей России. Наши специалисты проконсультируют по подбору оптимальной модификации мостового крана для заказа, а также оперативно обеспечат изготовление и оказание сопутствующих услуг в любом регионе России.

Читайте также: