Металлические опоры на жд

Обновлено: 04.10.2024

Металлоконструкции для железных дорог обеспечивают доступ электрифицированного транспорта к электричеству. Также они нужны для монтажа сопутствующего оборудования. Основные детали контактной сети – это опоры, ригели, оголовки, кронштейны, консоли. По сравнению с железобетонными и деревянными элементами, металлоконструкции для ж/д путей оптимальный вариант по цене, надёжности и долговечности. При их проектировании учитывается вес проводов, оборудования, ветровые и снеговые нагрузки региона.

Ригели жестких поперечин

Ригели жёстких поперечин – это четырёхгранные фермы, которые закрепляются на две опоры по бокам. Данная металлоконструкция для железных дорог служит для подвешивания кабелей контактной сети электрифицированного ж/д транспорта, установки освещения, обустройства систем осмотра поездов, вагонов, а также прочих вспомогательных коммуникации. В зависимости от назначения, ригель может дополняться лестницами, ограждениями, настилами. Монтаж допускается в I-V районах по гололёдно-ветровым нагрузкам, с сейсмичностью не более 9 баллов и температурой не ниже -65 ℃.

Ригели состоят из блоков, и в зависимости от длины пролёта их может быть от 2 до 6:

  • 2 – для пролётов 16,915 м, 22,515 м;
  • 3 – для пролётов 30,260 м, 34010 м;
  • 4 – для пролётов 39,165 м, 44.165 м;
  • 5 – для пролётов 55,570 м;
  • 6 – для пролётов 64,475 м.

Между собой блоки соединяются сваркой или болтами. Такие металлоконструкции для железных дорог устанавливаются при строительстве новых ж/д путей, их реконструкции или капитальном ремонте.

Оголовки опор контактных сетей

Оголовок является узлом крепления между опорой и ригелем жесткой поперечины. В качестве опоры может быть металлическая или железобетонная конструкция. Оголовок изготавливается из углеродистой стали – уголки, полосы, штыри, круг. Детали свариваются в единую конструкцию согласно проекту. Затем изделие покрывается цинком или окрашивается для защиты от коррозии. Чтобы оголовок был надёжно закреплён и не смещался вдоль опоры, его конструкция включает устройства фиксации – уголки, опирающиеся на планки и уголки с отверстиями.

Ригели с освещением

Ригели с освещением имеют дополнительные конструкции, которые необходимы для обслуживания оборудования – к верхним поясам жёсткой поперечины приварен настил и закреплены ограждения для безопасного нахождения там специалистов.

Обычно жёсткие поперечины с освещением перекрывают от 2 до 8 путей и имеют шаг 30-120 м. При обустройстве пути они чередуются с контактными ригелями. В зависимости от условий эксплуатации, светильники устанавливаются на ограждение или на настиле, над междупутьями. Выбор систем зависит от нормируемого уровня освещения и удалённости металлоконструкций для железных дорог друг от друга.

Стойки опор контактной сети

Опоры контактной сети производятся в соответствии с ГОСТ Р 54270-2010. Они представляют собой коробчатую металлоконструкцию из двух вертикальных поясов (грани), планок, диафрагм. На стойках закрепляют консоли, кронштейны, жёсткие перекладины и ригели освещения. В зависимости от типа и назначения опоры, пояса могут располагаться параллельно друг другу или под наклоном, расширяясь к низу и сужаясь кверху. Изготавливаются пояса из гнутых или горячекатаных швеллеров.

Опоры контактной сети могут быть следующих видов:

  • Консольные однопутного и двухпутного типа;
  • Стойки жёстких поперечин одиночные или спаренные;
  • Опоры гибких поперечин;
  • Фидерные с кронштейнами для проводов;
  • Опоры с фиксирующими устройствами.

Консольные опоры в свою очередь подразделяются на промежуточные (для монтажа одной контактной подвески), анкерные (воспринимающие нагрузки от анкеровки кабелей) и переходные (для монтажа двух контактных подвесок).

Заказать металлоконструкции для ЖД

От качества металлоконструкций зависит безопасность железнодорожных путей и бесперебойность работы транспорта. Поэтому важно заказывать изделия у профессионалов с большим опытом. Завод «МЕТМАШ» проектирует и производит металлоконструкции для железных дорог по индивидуальным параметрам:

  • Гарантируем соответствие изделий требованиям Департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД»;
  • Детали изготавливаем из качественной углеродистой стали отечественного производства;
  • Заказы выполняем быстро – ежемесячно отгружаем более 1000 тонн металлоконструкций.

Являемся предприятием полного цикла. Выполняем проектирование, производство, антикоррозийную обработку, доставку и монтаж. Современное оборудование и точность расчётов позволяют максимально сокращать отходы, что выгодно отражается на стоимости металлоконструкций. Для получения бесплатной консультации и расчёта цены свяжитесь с менеджером «МЕТМАШ» удобным способом или оставив онлайн-заявку на сайте.

Заполните форму обратной связи. В течение 10 минут с вами свяжется специалист и ответит на вопросы

Опоры контактной сети РЖД

Опоры контактной сети МГК / МШК

Коробчатые опоры из гнутого и прокатного профиля типа МГК / МШК (консольные опоры) и МШП / МГП (опоры жестких поперечин) высотой 10 – 12 метров изготавливаются по рабочим чертежам проекта № 6226и ОАО «ЦНИИС», утвержденным ОАО «РЖД». Данные конструкции применяются при строительстве линий контактной сети вдоль железных дорог.

Опоры МГК / МПК и МШП / МГП могут нести значительную силовую нагрузку в штормовых условиях и, благодаря горячей оцинковке (ГОСТ 9.307-89), могут исправно служить до пятидесяти лет и более даже в неблагоприятных климатических условиях и агрессивных средах. Опоры из гнутого профиля (МГК / МГП) имеют меньший вес по сравнению с аналогичными опорами из горячекатаного профиля (МПК / МШП) при тех же прочностных характеристиках.

Применяемые материалы

Для расширения области применения стальных опор на территориях с экстремальными атмосферными и температурными показателями, в производстве металлических опор контактной сети ж/д применяется углеродистая, низколегированная или атмосферостойкая сталь согласно ГОСТ 27772. В качестве атмосферостойких сталей используются марки 10ХНДП, 10ХСНД, (ГОСТ 19282-73). Металлоконструкции из таких материалов рассчитаны на работу в средней по агрессивности атмосферной среде и при температурах достигающих – 50°С.

Для обычных температурных условий, где воздушная среда не охлаждается ниже минус 40°С, опоры делают из углеродистой стали марки Ст3пс5 согласно ГОСТ 380-94. В экстремально суровых районах крайнего севера с температурой воздуха от – 40°С до – 65°С, применяют низколегированную сталь марки 09Г2С (ГОСТ 19281-89). Долговечность металлических опор контактной сети РЖД обеспечивается защитой от коррозии с помощью горячего оцинкования. Для увеличения срока службы опор в районах с экстремальными атмосферными условиями возможно (по требованию заказчика) дополнительное нанесение лакокрасочного покрытия.

Условное обозначение.

Маркировка металлических опор контактной сети (ГОСТ 54270-2010) состоит из четырех групп символов, разделенных через символ тире (кроме последнего дополнительного индекса):

1) Тип стойки по исполнению: М – материал стойки (металлическая), Г / Ш – тип используемого швеллера (гнутый или горячекатаный), К / П – назначение (под консоль или жесткую поперечину), 1 / 2 – количество поясов (цельная или из двух элементов).

2) Длина стойки, (10, 12, 14, 15 соответствуют 9,6 метра, 12 метра, 13,6 метра, 15 метров).

3) Несущая способность (60, 80, 100, 120, 150 соответствуют 59 кН*м, 79 кН*м, 98 кН*м, 117 кН*м и 147 кН*м ).

4) Последний дополнительный индекс (добавляется без тире) указывает на марку стали: “С” – низколегированная класса С345; отсутствие индекса “С” – углеродистая класса С245.

Пример маркировки: МГК1-12-100С – металлическая стойка опоры контактной сети ж/д из гнутого швеллера, цельная (один пояс), высотой 12 метров, изготовленная из низколегированной марки стали С345.

Установка опор контактной сети

Преимущества.

Сейчас металлические стойки опор контактной сети железных дорог повсеместно приходят на смену своих предшественников – железобетонных опор. Для этого есть вполне объективные причины. Основное преимущество заключается в том, что скорость установки металлических опор в 3 –4 раза выше, чем аналогичных железобетонных за счет значительно меньшего веса и высокой степени заводской готовности. В процессе монтажа не требуется использование дорогостоящих подъемных кранов и другой спецтехники. Это позволяет более оперативно и экономно производить замену опор при их повреждении. Резко сокращаются трудозатраты и сроки монтажа линий контактной сети. Кроме того, для металлических опор практически отсутствует проблема утилизации, что также выгодно отличает их от железобетонных аналогов.

МГК / МШК


Таблица технических параметров опор контактной сети МГК и МШК:

Консольные опоры с гранями поясов из гнутого швеллера. Альбом №6226и (ТУ 5264-866-01393674-2012)

Консольные опоры с гранями поясов из горячекатаного швеллера. Альбом №6226и (ТУ 5264-866-01393674-2012)

Маркировка Размеры L-B/b-h, мм Сортамент швеллера ГОСТ 8240-97 Масса, кг
МШК1-10-60 9600-540/300-160 16 У 385,40
МШК1-10-80 9600-540/300-180 18 У 423,98
МШК1-10-100 9600-540/300-200 20 У 462,72
МШК1-10-120 9600-540/300-220 22 У 519,32
МШК1-12-60 12000-540/240-160 16 У 453,72
МШК1-12-80 12000-540/240-180 18 У 502,58
МШК1-12-100 12000-540/240-200 20 У 551,64
МШК1-12-120 12000-540/240-220 22 У 620,98
МШК2-12-60 12000-540/240-160 16 У 454,42
МШК2-12-80 12000-540/240-180 18 У 503,40
МШК2-12-100 12000-540/240-200 20 У 552,58
МШК2-12-120 12000-540/240-220 22 У 622,04
МШК3-12-60 12000-540/240-160 16 У 454,07
МШК3-12-80 12000-540/240-180 18 У 502,99
МШК3-12-100 12000-540/240-200 20 У 552,11
МШК3-12-120 12000-540/240-220 22 У 621,51
МШК4-12-60 12000-540/240-160 16 У 454,07
МШК4-12-80 12000-540/240-180 18 У 502,99
МШК4-12-100 12000-540/240-200 20 У 552,11
МШК4-12-120 12000-540/240-220 22 У 621,51


Назначение:

Металлические коробчатые двухшвеллерные опоры применяются для подвешивания контактной сети линий электропередач вдоль железных дорог с целью обеспечения электроэнергией железнодорожного транспорта.

Особенности конструкции:

Коробчатые опоры изготавливаются из двух несущих швеллеров, соединенных между собой планками и приваренных к основанию, состоящему из двух плит. Соединение швеллеров с основанием усилено ребрами жесткости. Опору именно такой конструкции и называют «металлическая коробчатая двухшвеллерная».

Опоры имеют разное исполнение по высоте (10 и 12 м) и по нагрузочной способноси поперек оси (6, 8, 10, 15 т/м). Опоры повышенной несущей способности (15 т/м) могут применяться в качестве стоек жестких поперечин, в качестве анкерных опор и в других местах, где требуется несущая способность более 10тм.

Опоры конструктивно выполнены как раздельные, устанавливаемые на железобетонные трехлучевые фундаменты типа ТСА, ТСАЭ, ТСП, ТСПЭ с закреплением их с помощью анкерных болтов, забетонированных в фундамент. Защита от электрокоррозии обеспечивается за счет установки между опорой и фундаментом изолирующего оголовка, а для изоляции болтов от опоры предусматриваются изолирующие втулки и шайбы. При монтаже возможна регулировка вертикального положения опор путем установки регулировочных П – образных шайб между анкерными болтами и основанием опоры. Для изоляции анкерного болта от опоры между регулировочными шайбами и основанием опоры устанавливается изолирующая П – образная шайба. Общая толщина установленных П – образных шайб не должна превышать 15 мм.

Узлы крепления и опоры изготавливаются из горячекатаного проката углеродистой стали класса С245 ГОСТ 27772-88 марки Ст3сп5 ГОСТ 535-88 для районов с температурой наиболее холодной пятидневки до минус 40 градусов а также из стали класса С345 ГОСТ 27772-88 марки 09Г2С ГОСТ 19281-7319282-73 для с температурой наиболее холодной пятидневки ниже 40 градусов («северное» исполнение). Сварные швы выполнены полуавтоматической сваркой в углекислом газе в соответствие с ГОСТ 14771-76.

Все опоры защищены от коррозии методом горячего цинкования по ГОСТ 9.307-89. Толщина цинкового покрытия 120 – 150 мкм. Опоры контактной сети МГК могут нести значительную силовую нагрузку в штормовых условиях и, благодаря горячей оцинковке, могут исправно служить до пятидесяти лет и более даже в неблагоприятных климатических условиях и агрессивных средах.

Преимущества:

Повышение скоростей движения поездов и стремление уменьшить эксплуатационные расходы выдвигают новые требования к контактной сети, среди которых наиболее важными являются повышение срока службы и сокращение затрат на обслуживание. По сравнению с железобетонными опорами металлические опоры контактной сети, благодаря простой диагностике их состояния и работоспособности, значительно дешевле в эксплуатации, они надежно защищены от электрокоррозии. Опоры обладают высоким качеством изготовления, которое гарантируется качественным стальным прокатом и стопроцентным контролем качества сварных швов. Не происходят потери качества и при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и монтаже.

Металлические опоры более чем в 3 раза легче железобетонных равной мощности, поэтому, транспортные затраты на их перевозку автомобильным и железнодорожным транспортом в 4–5 раз ниже. В связи с малым весом и удобством транспортировки резко снижаются объемы транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Для транспортировки металлических опор не требуются специальные транспортные средства. Существенно облегчается монтаж. Опоры имеют необходимую гибкость вдоль пути при аварийных режимах (обрыв проводов) и, в то же время, обладают достаточной прочностью при нагрузках в направлении поперек пути, т.е. в нормальных режимах эксплуатации.

По сравнению с железобетонными опорами металлические опоры контактной сети МГК имеют большую долговечность –их срок службы составляет более 50 лет. Это достигается, в том числе, и за счет защиты от коррозии методом горячего цинкования, возможностью следить за состоянием опоры в процессе эксплуатации и, в случае необходимости, производить ремонт защитного покрытия.

Опоры контактной сети

Опоры контактной сети — конструкции для закрепления поддерживающих и фиксирующих устройств контактной сети, воспринимающие нагрузку от проводов. В зависимости от вида поддерживающего устройства опоры контактной сети разделяют на консольные (с однопутными или двухпутными консолями), стойки жёстких поперечин (одиночные или спаренные), опоры гибких поперечин и фидерные (с кронштейнами только для питающих и отсасывающих проводов). Опоры, на которых отсутствуют поддерживающие, но имеются фиксирующие устройства, называются фиксирующими.


Консольные опоры разделяются на промежуточные — для крепления одной контактной подвески, переходные, устанавливаемые на сопряжениях анкерных участков, — для крепления двух контактных подвесок и анкерные, воспринимающие усилия от анкеровки проводов. Как правило, опоры контактной сети выполняют одновременно несколько функций. Например, опора гибкой поперечины может быть анкерной, на стойках жёсткой поперечины могут быть подвешены консоли. На опорах контактной сети могут закрепляться кронштейны для усиливающих и других проводов.

Опоры контактной сети изготовляют железобетонными, металлическими (стальными) и деревянными. На отечественных железных дорогах применяют в основном опоры из предварительно напряжённого железобетона, конические центрифугированные, стандартной длины 10,8; 13,6; 15,6 м. Металлические опоры контактной сети обычно устанавливают в тех случаях, когда по несущей способности или по размерам невозможно использовать железобетонные (например, в гибких поперечинах). Деревянные опоры контактной сети применяют в редких случаях только как временные. Для участков постоянного тока железобетонные опоры контактной сети изготовляют с дополнительной стержневой арматурой, расположенной в фундаментной части опор, предназначенной для удлинения срока их службы и уменьшения повреждения арматуры опор электрокоррозией, вызываемой блуждающими токами.

В зависимости от способов установки железобетонные опоры контактной сети и стойки жёстких поперечин бывают раздельные, устанавливаемые в стаканные железобетонные фундаменты, и нераздельные, устанавливаемые непосредственно в грунт. Требуемая устойчивость нераздельных опор контактной сети в грунте обеспечивается установкой одного верхнего лежня или опорной плиты.

В большинстве случаев применяют нераздельные опоры; раздельные используют при недостаточной устойчивости нераздельных опор, а также при наличии грунтовых вод, затрудняющих установку нераздельных опор контактной сети.

В анкерных железобетонных опорах контактной сети применяют оттяжки, которые устанавливают вдоль пути под углом 45° и крепят к анкерам.

Для раздельных опор контактной сети применяют железобетонные фундаменты и анкеры. Фундаменты в надземной части имеют стакан глубиной 1,2 м для установки в него опоры контактной сети с последующей заделкой пазух стакана цементным раствором. Фундаменты и анкеры заглубляют в грунт преимущественно вибропогружением.

Металлические опоры контактной сети гибких поперечин изготовляют обычно четырёхгранной пирамидальной формы стандартной длиной 15 и 20 м. Продольные вертикальные стойки из углового проката соединены треугольной решёткой, выполненной также из уголка.

В районах с повышенной атмосферной коррозией устанавливают металлические консольные опоры длиной 9,6 и 11,6 м. Закрепление металлических опор в грунте осуществляется на фундаментах. Консольные опоры контактной сети устанавливают на призматические или трёхлучевые фундаменты, а опоры гибких поперечин закрепляют либо на раздельных железобетонных блоках, либо на свайных фундаментах с ростверками. Основания металлических опор контактной сети соединяют с фундаментами анкерными болтами.

Для закрепления опор в скальных грунтах, в пучинистых грунтах районов вечной мерзлоты и глубокого сезонного промерзания, в слабых и заболоченных грунтах и т. п. применяют специальные конструкции фундаментов.

Опоры линий автоблокировки СМ

Опоры линий автоблокировки. Схема и размеры

Высоковольтная линия автоблокировки – это воздушная линия, устраиваемая вдоль желузнодорожного полотна и служащая для передачи электроэнергии от подстанций и управляющих сигналов к автоблокировочным устройствам: светофорам, рельсовыми линейным цепям и прочее.

На опорах под питающими проводами высокого напряжения подвешиваются на расстоянии 2 м сигнальные провода автоблокировки, их число колеблется от 4 на перегонах до 24 в районе железнодорожных станций. Сигнальные провода служат для связи между светофорами, между светофорами и другими управляющими устройствами на различных пунктах РЖД, а также для связи отдельных пунктов ЖД между собой.

От надежности этих линий напрямую зависит безопасность движения на железнодорожном транспорте, любой сбой может привести к крупной катастрофе с многочисленными жертвами. Именно поэтому при изготовлении несущей конструции требуется максимальное соблюдение технологии и повышенный контроль за качеством изделий. Наша компания производит данные изделия только высочайшего качества.

Особенности конструкции

Опоры линий автоблокировки для российских железных дорог производятся по готовым чертежам разработчика – ОАО «ЦНИИС» (проект №3331, №6228) . Стойки опор автоблокировки выполнены в виде трехгранной, сужающейся к вершине, стальной конструкции. Отдельные элементы конструкции: опорные пластины, пояса, планки, диафрагмы сделаны из листового металлопроката и соединяются при помощи электросварки. Длина стоек составляет 8 или 9 м, в соответствии с маркировкой изделий, размер опорной поверхности стоек составляет 390х450 мм.

К нижней части основания стоек приваривается опорный фланец с отверстиями для соединения с фундаментом, усиленный для надежности ребрами жесткости . В верхней части имеются отверстия для соединения с кронштейнами. Металлические стойки опор, как показывают испытания, выдерживают изгибающую нагрузку 25 кН/м. Согласно технической документации опоры линий автоблокировки устанавливаются на специально разработанные для железнодорожного строительства свайные винтовые фундаменты.

Для районов с экстремальными температурными и атмосферными условиями металлические стойки опор производят из углеродистой, низколегированной или атмосферостойкой стали согласно ГОСТ 27772. В качестве атмосферостойкой применяется сталь 10ХСНД, 10ХНДП согласно ГОСТ 19282-73. Металлоконструкции из подобных материалов рассчитаны на работу в атмосферной среде средней агрессивности при температурах воздуха до – 50°С. Для обычных условий, где температура атмосферного воздуха не опускается ниже – 40°С опоры изготавливают из углеродистой стали Ст3пс5 согласно ГОСТ 380-94. В северных районах с температурой воздуха от – 40°С до – 65°С для изготовления опор применяется низколегированная сталь 09Г2С (ГОСТ 19281-89).

Защита стоек опор от коррозии осуществляется методом горячего оцинкования с толщиной покрытия не менее 100 мкм (ГОСТ 9.307-89). При необходимости на поверхность металлоконструкций дополнительно наносится лакокрасочное покрытие.

Преимущества

Благодаря высоким прочностным характеристикам при сравнительно небольшом весе (легкость и дешевизна доставки и монтажа), металлические опоры линий автоблокировки несомненно выигрывают как у традиционных железобетонных опор, так и у их предшественников – деревянных одностоечных и А-образных опор. Цинковое антикоррозийное покрытие делает металлические опоры весьма долговечными (срок службы – до 50 лет без малейших признаков коррозии!).

Мы производим металлоконструкции с использованием самого современного оборудования на производственной базе Конаковского завода “КЗСК”, который славится высоким качеством сварных швов, исключительной собираемостью изделий и надежностью антикоррозийной обработки. Это достигается с помощью тщательного контроля качества на всех этапах технологической цепочки. Наши специалисты внимательно отслеживают сответствие техничекой документации, соблюдение необходимых норм ГОСТ на каждом этапе производственного процесса. Неизменно высокое качество – это то, что отличает нашу продукцию от аналогичных изделий других производителей.
Подробнее о заводе “КЗСК” (видео).

Отгрузка опор заказчику осуществляется всегда в комплекте с оцинкованными метизами и регулировочными шайбами. Доставка возможна как автомобильным так и и железнодорожным транспортом.

Читайте также: