Металлические тарелочки музыкальный инструмент

Обновлено: 16.05.2024

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «перкуссия»? Если вы врач или студент-медик, то, несомненно, в голову сразу приходит перкуссионный метод исследования сердца и других внутренних органов. Он основан на том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых и пораженных тканей, различен. Если же вы настолько далеки от медицины, насколько близки к музыке, то первые слова, пришедшие на ум – удар, звук, ритм. Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки и т. д.). Так что перкуссия в музыке не так уж отличается от перкуссии в медицине.

Итак, перкуссия – это особая категория ударных инструментов, издающая звуки, которые создают и подчеркивают ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. К перкуссии также относятся ударные инструменты, которые не входят в состав современной ударной установки.

перкуссия

Классификация

Существуют несколько классификаций перкуссионных инструментов.

Например, по высоте звучания можно выделить инструменты:

  • с определенной высотой звучания (большой и малый барабаны, литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики);
  • с неопределенной высотой звучания (треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

По способу образования звука перкуссионные инструменты можно разделить нас следующие классы:

  • Идиофоны, в которых звучание создается за счет тела инструмента (гонг, там-там, треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики). Идиофоны, в свою очередь, делятся на металлические и деревянные, звучащие элементы которых выполнены из металла и дерева соответственно.
  • Мембранофоны, в которых звучание образуется за счет натянутой мембраны из кожи, пластика или других синтетических материалов (литавры, барабаны, бубен, бонги, том-томы).
  • Струнные ударные инструменты (цимбалы, сантур, янцинь).

Музыкальные стили с использованием перкуссии

Давайте разберемся, в каких же стилях уместно использование перкуссионных инструментов.

Во-первых, это этническая и фольклорная музыка, которую мало кто может себе представить без перкуссии. Любая народность использует в своей национальной музыке перкуссионные инструменты, чаще всего дарбуку, тамбурин, бубен, маракасы, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотку, деревянную коробочку, кастаньеты … Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете вспомнить звучание фламенко, кельтской, славянской, скандинавской, латиноамериканской музыки, этнические ритуальные танцы народов Африки. Рисунок и ритм этим мелодиям задают именно удары и звуки, издаваемые перкуссионными инструментами.

Этника

Во-вторых, современная электронная музыка использует множество библиотек перкуссионных сэмплов. Перкуссия используется как в медленных стилях электронной музыки (chill out, downtempo), так и в быстрых танцевальных (techno, house, trance). Перкуссия в электронной музыке придает ей некую остроту, подвижность и определенную направленность. Основные перкуссионные инструменты, использующиеся в электронной музыке: тарелки, гонг, тамбурин, том, бонго, ксилофон, колокольчики и т. д.

Лидирующим брендом, занимающимся производством этнической перкуссии, вот уже более 100 лет является немецкая компания SONOR, а также немецкая MEINL, однако стоит обратить внимание на этно-инструменты бельгийской компании STAGG, китайского производителя FLIGHT, и, конечно, японского производителя с мировым именем PEARL.

Давайте остановимся на наиболее интересных перкуссионных инструментах, которые вы можете с успехом использовать в своем музыкальном творчестве, обогащая его новыми звуковыми акцентами.

Впервые увидев тамбурин, вы легко можете принять его за бубен, и будете глубоко неправы, ибо эти два инструмента принципиально отличаются своей конструкцией. Тамбурин представляет собой один обод (обычно круг или полукруг). Звучащей частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем.

Особое положение занимают тамбурины в шаманских обрядах и других ритуальных танцах, а также используются барабанщиками на современных ударных установках.

тамбурин

Этот западноафриканский ударный музыкальный инструмент выполнен в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи (чаще всего козьей). Это традиционный инструмент Мали.

В настоящее время джембе очень популярен и используется огромным количеством музыкальных коллективов в самых различных музыкальных стилях. Играют на джембе двумя руками, обычно стоя, при этом барабан висит на специальном ремне либо устанавливается на стойку. Но существует и оригинальный способ игры: сидя верхом на лежащем барабане. Джембе имеет три основных тона: низкий удар, высокий и шлепок.

Игра на джембе осуществляется, в основном, ладонями, но некоторые добавляют игру пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.

Материал, из которого изготовлен инструмент, влияет на его звучание, внешний вид, долговечность и на конечную стоимость изделия. Джембы могут быть изготовлены из пластика или дерева и кожи.

Джембе, корпус которых выполнен из пластика, легкие, прочные, «равнодушные» к внешним условиям. Они звучат громко, но их звук далек от аутентичного.

Деревянные джембе имеют более традиционные вид и звучание. Они представляют собой хороший вариант для начинающих музыкантов.

Джембе, выполненные из более качественных пород красного дерева и имеющие в качестве мембраны качественную толстую козью кожу, относят к профессиональным инструментам. У данных инструментов внутри находятся каплевидные желобки для более богатого звука, вырезанные вручную. Конечно, такие инструменты выглядят дорого и очень серьезно.

джембе

Вы решили приобрести джембе и стоите перед серьезным выбором. Новичку выбрать добротный и качественный инструмент довольно сложно. Прежде чем принять решение о покупке барабана, обратите внимание на следующие моменты:

  • Размер и вес. Инструмент должен быть удобен именно для вас.
  • Внешний вид инструмента на предмет «нравится - не нравится».
  • Кожа. Она должна быть толстой и прочной, а не прозрачной, как бумага. Если взглянуть на просвет, то вы должны увидеть относительно равномерное полотно: без шрамов, дыр и порезов.
  • Отсутствие крупных трещин на чаше и ножке. Эти недостатки искажают истинный звук инструмента.
  • Кромка инструмента должна быть ровной, без вмятин и острых краев, закругленной.
  • Веревка должна быть толстой и качественной, а не напоминать нитку.
  • Нижнее металлическое кольцо. Именно кольцо, а не веревка.

Грамотно выполненный джембе и звучит хорошо, и нюансы этого звучания полностью зависят от вас.



Металлические тарелочки музыкальный инструмент

Тарелки (англ. cymbals) — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.


Тарелки

Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции.

Основные приемы игры: удары различными палочками и колотушками, удары тарелок друг о друга (парные тарелки), игра смычком.

Виды тарелок


Тарелки

Парные тарелки (Clash cymbals)

Подвесные тарелки (Suspended cymbal)

Райд (Ride cymbal)
Крэш (Crash cymbal)
Хай-хэт (Hi-hat cymbal)
Сплэш (Splash cymbal)
Чайна (China cymbal)
Сиззл (Sizzle cymbal)

Пальцевые тарелочки (Finger cymbals)

Известные производители тарелок


Zildjian
Sabian
Paiste
Wuhan
Alesis
Meinl
Istanbul
Bosphorus
UFIP

Названия

В нотах тарелки могут обозначаться на разных языках:

Английский: Cymbals
Французский: Cymbales
Немецкий: Becken (Tellern для парных тарелок)
Итальянский: Piatti, cineli
Испанский: Platos

Сплавы для тарелок

Тарелки (ударный музыкальный инструмент) производят из 4 основных сплавов, в основе каждого из них лежит медь, — колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

В прошлом, сплавы, которыми пользовались некоторые мастера были тщательно охраняемыми секретами. Современный химический анализ сделал такой подход невозможным, но, тем не менее, некоторые источники до сих пор делают подобные заявления. Изготовление тарелок содержит множество секретов, но состав сплава к ним не относится.

Колокольная бронза (Bell bronze), B20

Также известна как колокольный металл, это сплав, традиционно используемый для создания тарелок высокого качества, гонгов, и, как можно понять из названия, колоколов.

Как правило указывается, что состоит сплав из одной части олова к четырем частям меди, то есть 20% составляющая олова, и это является самой распространенной формулой. Но всегда существовали отклонения. Колокола разных размеров отливаются с добавлением различных количеств олова, а некоторые производители колоколов, гонгов и тарелок используют небольшие, но значительно меняющие характер сплава, элементы, а именно — серебро, золото и фосфор.

Этот сплав относится к так называемым двухфазным — имеется в виду, что определенная часть олова не растворилась в «зернах» меди, а разместилась между ними. Таким образом металл приобретает твердость, но становится более хрупким, чем однофазные сплавы, это также влияет на то, как металл реагирует на ковку (hammering) и точение (lathing) металла. Таким образом применение механизированных методов производства очень ограниченно.

Выдается из общего ряда в этой группе Фирменный сплав Пайсти (Paiste Signature Alloy), известный раньше как Звуковой сплав (Sound Alloy) и запатентованный во многих странах. Патент США особенно интересен, так как в нем обсуждаются сравнительные преимущества колокольной и ковкой бронзы (см. ниже), и даются указания на то, что Paiste владеет секретной технологией, которая позволяет делать тарелки из листового металла. В больших оркестрах, как правило, используются тарелки из колокольной бронзы, которые обладают большим динамическим диапазоном, чем любые другие.

Примеры: Anatolian, Bosphorous, Istanbul, Masterwork, Meinl Byzance, Paiste Signature и Traditionals, Paiste 602 и некоторые Exotic Percussion, Paiste Sound Creation и Sound Formula, Sabian HH и HHX, Sabian AA и AAX, большая часть Sabian Signature, Saluda Mist, Saluda Voodoo и Saluda Voodoo EX, Spizzichino, Ufip, Wuhan, Zildjian A и A Custom, Zildjian K и K Custom, Zildjian Z Custom.

Ковкая бронза (malleable bronze), B8

Это сплав олова и меди, содержащий не более 8% олова. Это однофазный сплав и ему может быть методом холодной прокатки придана листовая форма, что невозможно в случае колокольной бронзы. Этот сплав доступен в готовой форме как листовой металл различных категорий и уровней толщины.

Большинство тарелок учебных серий делаются из ковкой бронзы, которая является подходящим для этого материалом. Тарелки из ковкой бронзы хорошего качества могут быть запущены в широкое производство, являются выгодным приобретением и, так как их чувствительность ниже, чем у колокольной бронзы, более подходят для начинающих музыкантов.

Начиная с середины 20 века, делались попытки создать тарелки высшего качества из ковкой бронзы, изначально в целях экономии. Как говорится в уже упомянутом патенте Paiste:

«Менее, чем три десятилетия назад, в целях экономии проводились эксперименты с обычными бронзовыми листами или пластинами, которые содержат 8 весовых частей олова. В результате было подтверждено и признано правильным «правило старой бронзы». Необходимо понять, что путем тщательной обработки тарелки можно добиться значительных результатов в качественном отношении, используя бронзовый лист или пластину, которая содержит 8 весовых частей олова, но эти результаты не могут даже близко подойти к тому, чего добивались с традиционно изготовленными тарелками, которые содержат 20 весовых частей олова.»

Не все согласятся с этим неутешительным заявлением, написанным по прошествии значительного времени после создания очень успешной серии Paiste 2002. В частности, тарелки высшего качества из ковкой бронзы оказались особенно подходящими для громкой музыки. Лучшие из них в данный момент приближаются, а некоторые заявляют, что достигли результатов, равных по качеству лучшим тарелкам из колокольной бронзы.

Примеры: Harpy H, Meinl One of a Kind, Meinl Custom и Amun, Meinl Lightning и Raker, Meinl Classics и отдельные Generation X, Meinl Trooper и Cadet, Meinl Meteor и Marathon B18, Orion Solo Pro и Solo Pro Master, Orion Viziuss, Paiste 2002 и Giant Beat, Paiste 802 и Alpha, Paiste 502 и отдельные Exotic Percussion, Pearl Pro, Sabian B8 и B8 Pro, Sabian Pro Sonix, Saluda Glory, Zildjian ZXT и ZBT.

Латунь (Brass)

Некоторые из лучших традиционных гонгов и тарелок типа china изготавливаются из латуни, но в основном этот сплав используется для изготовления тарелок для начинающих и игрушек, а также для «демонстрационных» тарелок, которые некоторые производители ударных установок предоставляют для демонстрации в витринах магазинов.

Обычная латунь для тарелок — это около 38% цинка в меди, сплав, легко поддающийся обработке, легкодоступный на рынке в виде листов и самое дешёвое сырье для тарелок, которое обычно используется. Тембр звучания — тёплый, но тусклый, по сравнению с любой бронзой и очень немногие барабанщики пользуются такими тарелками.

Примеры: Harpy B, Meinl Marathon M38, Orion Twister, Paiste 302 и некоторые Exotic Percussion, Pearl, Royal.

Нейзильбер (Nickel silver)

Это сплав меди и никеля (обычно без серебра), и для некоторых типов ученических тарелок используется около 12% никеля. Очень немногие специализированные тарелки высшего уровня также изготавливаются из этого сплава, также как и гонги, которые приобретают более современное и экзотическое звучание.

Нейзильбер поддается ковке и доступен в виде листов, обладает ярким звучанием, но без мерцания и чувствительности бронзовых сплавов с оловом. В первой половине 20 века тарелки из никелевых сплавов производились и использовались в гораздо больших масштабах, нежели сейчас, и большинство старых записей были сделаны, скорее всего, с использованием тарелок, которые содержали значительное количество никеля.

Примеры: Некоторые модели Foremost, Meinl Streamer и Marathon N12, Paiste 402 и некоторые Exotic Percussion, Sabian Signature Glennies Garbage, Saluda SSX, некоторые Zilco.

Прочие металлы

Также тарелки делают из бронзы с добавлением кремния и алюминия, но эти сплавы не получили большого распространения.

Meinl FX9 — это сплав меди, марганца, олова и алюминия, который применяется в производстве новой серии Meinl Generation X, вышедшей в 2003 году. Предыдущие модели этой серии изготавливались из ковкой бронзы. Компания-производитель описывает FX9 не как бронза, что должно означать, что в основе лежит не медь. Вместе с этим, существует мнение, что слово «бронза» должно быть использовано в отношении двухфазных сплавов, которые используются в данных ситуациях.

Сплавы Saluda GH это серия из четырех различных сплавов, каждый основан на меди и состоит в общем из одиннадцати элементов. Все они уже сняты с производства. Saluda описывает их как «гибкая бронза» (flex bronze).

В отличие от тарелок, некоторые гонги изготавливают из нескольких металлов, сплавленных вместе. Используется множество различных металлов. Части некоторых традиционных гонгов, как то лучшие из «сосковых» гонгов, делаются из сплавов, основанных на железе.

Видео: Тарелки на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Тамбурин — ударный музыкальный инструмент. Фактически представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем. Тамбурины часто принимают за бубны. Но от бубнов тамбурины отличаются принципиально — своей конструкцией.


Тамбурин

Тамбурин

Тамбурины занимают особое место в шаманских обрядах, предсказаниях, танцах и других мистических практиках.

Форма тамбурина может быть круг или полукруг, реже треугольник. Современные тамбурины могут иметь любую форму (например, форму звезды).

Таже тамбурины используються барабанщиками на современных удраных установках.

Круглый тамбурин

Там, где обод круглый, тамбурин будет звучать, несомненно, «магичнее», но им придется учиться владеть. Если вы выбрали именно тамбурин-круг, то логично использовать возможность запустить «коня звука по кругу». Так, круглый и большой в диаметре тамбурин можно использовать, крутя его на руке (или сомкнутых руках) по часовой стрелке (или против нее) во время обряда, но такое движение требует изрядной ловкости и соответствующей конструкции тарелочек (они не должны быть острыми и ранить руки).

Вращаясь на одной руке шамана, создающего круг, тамбурин может закручивать энергетическую спираль и к тому же направлять эту спираль согласно движению танца. Звук в таком случае будет постоянным, а задачей шамана станет сделать этот звук возможно более равномерным. Круглый тамбурин также символически катают вокруг себя, если совершают предсказание. Шаман садится в центр круга (этим кругом может быть и постоянное священное пространство его жилища, где он работает), закрывает глаза, и тамбурин в его руках превращается в колесо, ведущее его по колее между мирами.

В зависимости от конструкции тамбурина и ловкости самого шамана он придерживает его одной или обеими руками и ведет вокруг себя, слегка (или сильнее) наклоняясь вперед и назад. Мерные раскачивания и звон помогают войти в транс, а необходимость аккуратно вращать тамбурин и не переносить на него тяжесть собственного тела тренируют шаманское внимание. Такое действие обычно сопровождается пением. Песня может рассказывать про само путешествие, может настраивать на место назначения, а может уже и задавать вопрос, за ответом на который он и отправился.

Полукруглый тамбурин

Полукруглый тамбурин отличается от круглого наличием прямой стороны, используемой обычно в качестве ручки. Обычно эта конструкция выполнена в пластике. Такие тамбурины уже нельзя использовать как колесо, зато они логично становятся продолжением руки самого шамана. Таким тамбурином легче пользоваться и управлять: он ловит малейшие дрожания руки за счет более плотного контакта и крепкой хватки. При этом вцепляться в тамбурин отчаянно не нужно: зажим руки приостанавливает течение энергии и зажимает поток.

Полукруглая форма прекрасна для того, чтобы создать пару коней Звука: Луну и Солнце. В зависимости от вашего собственного видения, вы можете создать две женские сущности тамбуринов или Пару — Солнце Благодатное, Бога и Луну Утешающую, Мать. Это может быть пара тамбуринов-любовников, пара-двое (если, например, вы создаете тамбурины для работы в своей семье с собственной парой), это может быть пара инструментов для собственных детей. В таких случаях тамбурины не меняют хозяев и если и передаются – то только и исключительно из рук в руки во время работы в круге и по наследству преемникам.

Советы по выбору тамбуринов и их ритуальному применению

Когда выбираете пару тамбуринов, выбирайте разные по звучанию, т.к. целесообразно будет придать им разный характер. Например: Луна – звук плотный, равномерный, форма в виде двух ободов с тарелками. Солнце – восход, тамбурин с одним ободом, более закругленный по форме, звук более яркий и пронзительный, число тарелок меньше, сам тамбурин легче по весу.

В танце таким образом Луна создает фон, почву. Ее звук плывет, не прерываясь. Им удобнее создавать настроение, этот звук проще сделать тихим. Солнце – звук, создающий рисунок танца, движения. Солнце держит ритм. Шаман, который работает с Луной, создает поле магического круга, держит настроение. Шаман, работающий с Солнцем, показывает направление движения.

В зависимости от типа работы и опыта шамана он может (при хорошем внимании) работать с обоими тамбуринами. При этом характеристики самой работы, звука сохраняются – но шаман совмещает в себе две сущности. Если в камлании участвуют даже и двое, с тамбуринами может работать один, второй же будет, например, задавать песню. Когда камлает пара (он и она), то тамбурины распределяют в зависимости от того, кто с какими энергиями работает лучше. Внешне это может проявляться в умении построить (и изменить в процессе работы!) ритм движения и звука инструмента. Если та же пара хорошо и давно работает вместе, то тамбуринами можно меняться.

Пластиковые тамбурины можно подобрать по цвету. При этом пластик служит изолятором между самими рабочими частями тамбурина (металлическими тарелочками или бубенчиками) и руками шамана. Во время посвящения же магический заряд обретают именно рабочие части. Но цвет тамбурина в любом случае придает окраску обряду.

Так, чтобы камлать на урожай, денежный достаток выбирайте зеленый тамбурин. Если тамбурин деревянный, то можно его покрасить в соответствующий цвет, лучше если природным красителем, например травяным соком или соком моркови (соответственно в зеленый и в рыжий цвета). Тамбурины посвящают в круге, а потом расписывают.

Лучше, если посвящение проводит жрец (жрица, Верховный шаман, первая Жрица ковена или равный им по положению персонаж). Можно, чтобы посвящение тамбурина для последующей групповой работы проводилось тоже в группе.

Роспись, одушевление (вернее, оформление Духа тамбурина) осуществляет тот, в чьих руках он потом будет звучать. Украсить тамбурины можно стразами, лентами, светящимися акриловыми красками, в том числе и «металлических» оттенков. Следите лишь за тем, чтобы прорисовываемый характер тамбурина соответствовал желаемому: как и сам шаман, его тамбурин может быть весел, крылат и легок. А может быть сумасшедше-агрессивным. Если рисовать на ободе зверье или сущности вы не решаетесь — дайте своему инструменту взгляд, глаза. Какие именно – выбирайте сами.

Начинать работу с любым инструментом логично, когда первоначальный рисунок работы, ритуала ясен. Для тренировки и проработки можно использовать этническую музыку, но следует помнить, что камлание, каким бы привычным оно ни было, — все равно импровизация.

Видео: Тамбурин на видео + звучание

Строение, виды и особенности тарелок для ударных установок

Если взять тарелку в руку, присмотреться, а также погладить и пощупать :-), мы определенно увидим купол. В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Рядом с куполом находится тело тарелки, так называемая ride-зона. Край тарелки тоньше, его называют ударной или crash-зоной.


Все три части (зоны) тарелки в руках настоящего барабанщика превращаются в игровое пространство. И если у вас все в порядке с головой и фантазией, вы сможете удивить окружающих не просто виртуозной игрой, но и количеством разнообразных звуков, извлекаемых из раскатанной болванки, ставшей произведением искусства — тарелкой, которую вы держите в руках!

Итак, барабанщик может ударить в одну из трех зон, от которых зависит звучание тарелки:

• игра в купол рождает колокольный звук, отличающийся от остальных. Это улучшает динамику игры;

• игра в ride-зоне раскрывает звук тарелки не сразу. Это так называемый ping с обертонами, присущими именно этой тарелке, поэтому здесь звучание более четкое. Ударяют сюда в основном головкой палки и ведут ритмическую партию (например, во время припева);

• игра в crash-зоне демонстрирует полный звук тарелки. Это ее самая тонкая и громкая часть, так что здесь четкость снижается за счет увеличения громкости. Сюда музыкант лупит постоянно, выделяя синкопы, стоп-таймы, начало или конец песни. В край можно рубить, чтобы поднять динамику исполнения на самый громкий уровень.

Современные барабанщики, когда играют соло на тарелках, могут также после удара в край в ритме композиции прислонять к цоколю ладонь и делать звуковую волну (попробуйте!).

Что влияет на звучание тарелки?

Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина).

Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче.

Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу.

У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки.

Профиль тарелки (profile) — важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»).

Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами — это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а.

По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки.

Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.


Тарелки, изготовляемые машинным способом, тоже разные, но более похожи по звуку друг на друга.

Тарелки делают из самых разных сплавов. Выделяют четыре основных, но в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver — сплав меди, цинка и никеля).

Тарелки ученических серий штампуются из листовой бронзы, но и они могут пройти процесс ковки и обработки резцом. Так что в этих сериях попадаются достойные экземпляры.

Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.

Например, маркировка 16" 2002 Thin Crash говорит о следующем: 2002 – наименование серии тарелок фирмы Paiste; Thin – указание на вес тарелки; Crash – тип тарелки.

Вес тарелки, как правило, обозначают так:

  • extra-thin (сверхтонкий) или paper-thin (тонкий как бумага);
  • thin (тонкий);
  • medium thin (полутонкий);
  • medium (средний);
  • medium heavy (полутяжелый);
  • heavy (тяжелый);
  • extra-heavy (сверхтяжелый).

Иногда можно встретить такие обозначения веса:

  • studio (для студии – medium thin, полутонкий);
  • stage (для концерта – medium heavy, полутяжелый);
  • rock (для рока – heavy, тяжелый);
  • power (мощный – heavy, тяжелый);
  • metal (для металла – extra-heavy, сверхтяжелый).

Также маркировка может содержать следующие слова: bell (колокольный), bright (яркий), brilliant (блестящий), crush (сокрушительный), dark (мрачный), deep (глубокий), dry (сухой), fast (с быстрой атакой), full (полный), fusion (фьюжн), light (легкий), power (мощный), projection (прорезающий), thrash (пробивающий), tight (плотный), trash (грязный).

Виды тарелок

Тарелки типа крэш (crash)


Звучат мощно и используются в основном для акцентов, в оркестрах играют парами (звук извлекают путем удара тарелок друг о друга).


Тарелки типа крэш (crash)

Тарелки crash могут быть самого разного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки всегда достаточно тонкий. Для профиля этих тарелок характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет этого crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) – 16" или 18". Крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а при выполнении на заказ диаметр может быть от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21".

Тарелки типа хай-хэт (hi-hat)


Тарелка хай-хэт (hi-hat)

Hi-hat представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash, но обычно немного толще), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую. Различают открытое и закрытое положения. Звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга. Некоторые барабанщики используют два crash"а и пытаются тем самым добиться звучания старых шипящих hat"ов середины XX века. Также иногда встречаются hat"ы с отверстиями в нижней тарелке и изогнутой поверхностью. Эти технические ухищрения способствуют быстрому оттоку воздуха и более четкому звучанию.

Обычно используются 13" и 14" тарелки, а для тяжелой музыки встречаются и 15".

Тарелки райд (ride)


Ride применяют для обозначения тарелок из ударных партий. Раньше производители не делили тарелки на ride"ы и crash"и, их просто разделяли по весу и диаметру. Каждый музыкант сам выбирал, какая тарелка и для чего подойдет ему в игре.

Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке. В отличие от crash’ей край тарелки ride обычно достаточно толстый.

Чаще всего встречаются ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26".

Тарелки типа сизл (sizzle)


Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. «шипеть», «шкварчать») – это ride"ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо «погремушки», чаще всего заклепки или цепочки. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так и не став заменой ride-тарелкам.

Тарелки типа сплэш (splash)


Очень тонкие и маленькие тарелки. Их толщина не меняется от цоколя к краю, поэтому издают они шипящий акцентированный звук.


Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним очень жестко.


Диаметр splash-тарелок — от 6" до 12", самые популярные размеры — 8" и 10".

Тарелки типа чайна (china)



Тарелки имеют грязное громкое звучание. Их край вывернут наверх против основного направления изгиба тела, которое само практически не меняет толщину от купола к краю. В ударной установке они считаются эффект-тарелками, предназначенными для игры как crash-, так и ride-партий. Но для последних нужен купол, поэтому некоторые china кажутся вывернутыми. Барабанщик Rolling Stones Charlie Watts использует china вместо crash, и его это не смущает. К тому же он вешает тарелку неправильно, выгнутым краем вверх, как будто специально хочет расколоть ее палкой. Но в звуковой палитре коллектива это звучит потрясающе.


Тарелки china выпускаются с диаметром от 6" до 27". Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese.

Тарелки типа swish и pang



Это тарелки так называемой китайской группы, предназначенные для игры ride-партий. Они появились в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.
Swish чаще всего используют с клепками, что придает звучанию мощные грязные оттенки. Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а для pang – от 18" до 20".

В конце XX века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в начале 2000-х они снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul.

Как ухаживать за тарелками


На рынке есть огромное количество специальных моющих составов. Они действительно хорошо справляются со своей задачей, но стоят довольно дорого. Поэтому можете воспользоваться обычным хозяйственным мылом и поролоновой губкой. Главное — не использовать жесткие или металлические средства (это поставит крест на внешнем виде, равно как и на звучании тарелки). Мойте тарелку под струей воды плавными движениями по кругу, начиная с центра и увеличивая диаметр. Когда удалите все следы от палок и пальцев, протрите тарелку мягкой тканью и дайте ей высохнуть до конца.

Если совершать эту процедуру после каждого концерта, тарелка долго будет выглядеть достойно.

Тарелки

Музыкальные тарелки хай-хэт

Тарелки – музыкальная конструкция, активно задействованная в исполнении современных поп-произведений, на самом деле, являются одним из древнейших изобретений на планете. Прототипы были обнаружены на территории нынешних восточных стран (Турции, Индии, Греции, Китая, Армении), старейшая модель датирована VII в. н.э.

Основные сведения

Музыкальный инструмент относится к категории ударных. Материал изготовления – сталь. Для чистоты звучания используются особые сплавы – их отливают, затем куют. Сегодня в ходу 4 сплава:

  • колокольная бронза (олово+медь в пропорции 1:4);
  • ковкая бронза (олово+медь, причем процент олова в общем сплаве составляет 8%);
  • латунь (цинк+медь, доля цинка составляет 38%);
  • нейзильбер (медь+никель, содержание никеля – 12%).

Звук бронзовых тарелочек звонкий, латунных – тусклый, менее яркий. Последняя категория (из нейзильбера) – находка мастеров XX века. Это не все варианты используемых сплавов, остальные просто не получили широкого распространения, профессионалы предпочитают использовать лишь 4 вышеперечисленных состава.

Тарелки – инструмент, обладающий неопределенной высотой звучания. При желании из них можно извлечь любые звуки, их высота зависит от умения музыканта, прилагаемых усилий, материала изготовления.

Современные модели имеют форму выпуклых дисков. Встречаются в составе оркестров, всевозможных музыкальных коллективов, ансамблей. Звукоизвлечение происходит путем удара по поверхности дисков специальными приспособлениями (палочками, колотушками), парные тарелочки ударяются друг о друга.

Строение тарелок

Этот ударный музыкальный инструмент имеет куполообразную форму. Верхняя выпуклая часть купола оснащена отверстием – благодаря нему тарелка крепится на стойку. Сразу у основания купола начинается так называемая «ride-зона». Райд-зона – основное тело тарелки, занимающее наибольшую поверхность.

За звукоизвлечение отвечает третья зона, приближенная к краям диска – crash-зона. Крэш-зона тоньше, чем тело тарелки, удары по ней рождают самые громкие звуки. По куполу, райд-зоне ударяют реже: первый дает звук, похожий на колокольный, вторая – ping с обертонами.

Пальцевые тарелки

Пальцевые

Звук тарелок зависит от трех параметров, относящихся к строению:

  • Диаметр. Чем больше размер, тем сильнее извлекаемый звук. На больших концертах маленькие тарелочки потеряются, большие будут слышны в полной мере.
  • Размер купола. Чем больше купол, тем больше обертонов, звонче, громче игра.
  • Толщина. Широкий, громкий звук издают тяжелые, толстые модели.

История тарелок

Аналоги тарелок появились в бронзовую эпоху на территории древнего Китая, Японии, Индонезии. Конструкция походила на колокол – конусообразной формы, внизу – изгиб в виде кольца. Звучание извлекалось путем удара одного инструмента о другой.

После XIII века н.э. китайский инструмент оказался в Османской империи. Турки видоизменили внешний вид, фактически приведя тарелки к его современной интерпретации. Использовался инструмент преимущественно в военной музыке.

Европу восточная диковинка не впечатлила. Профессиональные композиторы, музыканты включали тарелки в состав оркестра, когда нужно было создать атмосферу варварского востока, передать турецкий колорит. Всего несколько великих мастеров XVIII-XIX веков писали партии, предполагавшие использование данного инструмента – Гайдн, Глюк, Берлиоз.

XX-XXI века стали расцветом для тарелок. Они являются полноправными членами оркестров, других музыкальных круп. Появляются новые модели, методы игры.

Подвесная тарелка

Подвесная

Существует несколько типов инструмента, различающихся размером, звучанием, внешним видом.

Парные тарелки

Оркестровые тарелки представлены несколькими видами, один из них – хай-хэт (Hi-hat). Две тарелки, закрепленные на одной стойке, одна против другой. Стойка оснащена ножным механизмом: воздействуя на педаль, музыкант совмещает парные инструменты, извлекая звук. Популярный диаметр хай-хэт – 13-14 дюймов.

Задумка принадлежит джазовым исполнителям: конструкция украсила барабанную установку, чтобы играющий мог попеременно управлять барабанами и извлекать звук из тарелок.

Хай-хэт

Подвесные тарелки

Данная категория включает несколько подвидов:

  1. Крэш (Crash). Диск подвешивается на стойку. В оркестре может быть пара моделей крэш, при ударе одной о другую извлекается мощный, широкополосный звук. Если конструкция одна, музыкант играет, используя палочку. Инструмент придает акценты музыкальному произведению, сольных партий не исполняет. Отличительные особенности – тонкий край, небольшая толщина купола, диаметр классических профессиональных моделей – 16-21 дюймов.
  2. Райд (Ride). Извлекаемый звук – короткий, но мощный, яркий. Цель инструмента –расставить акценты. Отличительная особенность – утолщенный край. Распространенный диаметр – 20 дюймов. Модификацией модели является sizzle – тело такого инструмента оснащено цепочками, заклепками для обогащения издаваемых шумов.
  3. Сплэш (Splash). Отличительные особенности – небольшие размеры, тонкое тело диска. Толщина краев примерно равна толщине купола. Диаметр модели – 12 дюймов, звук – негромкий, короткий, высокий.
  4. Чайна (China). Особенность – куполообразная форма, «грязный» звук, напоминающий звуки гонга. Китайская группа включает также подвиды инструмента типа swish и pang. Они похожи внешне, имеют схожее звучание.

Пальцевые тарелочки

Называются так из-за малых размеров – средний диаметр составляет всего 2 дюйма. Крепятся к пальцам руки (среднему и большому) при помощи специальных приспособлений, за что их негласно прозвали ручными тарелками. Первоначально использовались танцовщицами, исполнявшими танец живота. Родиной считается Индия, арабские страны. Сегодня применяются редко – в этнических коллективах, у рок-музыкантов.

Читайте также: