Металлические зеркала в древности

Обновлено: 18.05.2024

n this article centures-long history of the mirror as the symbol of culture and the object-symbol is considered.

Текст научной работы на тему «История зеркала как предмета-символа»

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР

О. В. Кулешова ИСТОРИЯ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТА-СИМВОЛА

Аннотация. В статье рассматривается история многовекового существования зеркала как знака культуры и предмета-символа.

Ключевые слова: зеркала; миф; реальность; аллегория; память; рефлексия.

Abstract. In this article centures-long history of the mirror as the symbol of culture and the object-symbol is considered.

Keywords: mirror; myth; reality; allegory; memory; reflection.

Интерес к собственному лицу - одно из врожденных человеческих качеств. Все мы немного Нарциссы. Однажды взглянув в водную гладь, человек не пожелал больше расставаться со своим отражением и стал искать способ заполучить его в вечное пользование, чтобы, подобно джинну из бутылки, наш двойник являлся по первому зову и был под рукой.

Первым дошедшим до нас зеркалам 5 тыс. лет. Обнаружив их в египетских гробницах, археологи решили, что нашли. сковородки. Эти металлические диски весьма напоминали кухонную утварь, с помощью которой египтянки выпекали сладкие хлебцы. Сладость земная в бесплотном царстве теней. Но потом странные предметы очистили от ржавчины, и тусклая поверхность отразила лица людей. Нет, не сковородки, а своего зеркального двойника брали египтяне в загробную жизнь, и зеркало, подобно огню и свече, освещало им путь в мире мертвых.

В древних культурах зеркала было не принято передавать от владельца к владельцу, новый хозяин мог встревожить душу усопшего и тем самым навредить ему и наделать немало бед. Этот обычай до сих пор сохраняется в современной Японии, где ни в одном антикварном магазине вы не купите подержанного зеркала. Японцы помешаны на традиции и никогда не приобретут предмет, у которого столько гигабайт чужой памяти. В одной научно-фантастической новелле японского автора есть такой сюжет: кладбище старых зеркал. В самом деле, как поступить суеверному японцу с чужим зеркалом, если его хозяин умер, а наследников не осталось?

Древние зеркала, сделанные из олова и бронзы, были предметами весьма непрактичными. Они темнели и ржавели, и со временем в них ничего нельзя было рассмотреть. Уже тогда зеркало требовало осторожного обращения, его приходилось беречь от сырости. Римлянки придумали задергивать на своих оловянных жестянках маленькие шторки - и влага не проникнет, и отражение никто не потревожит. Весь античный мир смотрелся в такие полированные поверхности, и боги и герои не были исключением - на Олимпе тоже не существовало идеальных зеркал. Щит привычно служил воину и оружием и зерцалом, так что история о Персее и Медузе горгоне вовсе не была примером исключительного хитроумия.

На Руси делали стальные зеркала, их называли булатными. «Булат» был не многим практичней олова: он так же мутнел, покрывался красной пленкой, изображение меркло, заболевало. Самыми лучшими считались серебряные зеркала, стоили они дорого, но и они тускнели со временем. Серебро называли лунным металлом, и серебряные зеркала породили миф о связи отражения с Дьяволом: зеркала опасны, они обман, игра воображения, они бесполезны, они таят в себе угрозу для души человека.

Несколько тысячелетий подряд человечество пользовалось металлическими зеркалами, берегло их, полировало, следило, чтобы у отражения не завелась ржавчина. Металлические зеркала стремительно старились, время уродовало их не меньше, чем возраст лица красавиц. Еще один изъян был у древних зеркал - они не имели глубины. Человек в таком зеркале не видел дальше собственного носа. Никаких тайн, разбегающихся в саду тропинок и дверей, приоткрытых в дальние комнаты, у таких зеркал не существовало.

Римляне и египтяне не знали стекла, они тщетно добивались прозрачности от олова и бронзы, и их мысль двигалась в одном направлении - как уберечь своего двойника от коррозии металла. Они упорно пытались сделать зеркало из того, что находили под рукой, но готового материала, способного идеально отразить реальность, в природе не существовало. Его требовалось изобрести. Сколько столетий ушло на то, чтобы придумать лампочку или усовершенствовать колесо - на изобретение зеркала ушло не меньше.

Стеклянные зеркала, как и само стекло, изобрели венецианцы. А что им оставалось делать: не воевать же при вечной венецианской сырости с античной ржавчиной? Да и где еще, как не в этом городе на воде, мог зародиться подобный промысел? Ведь Венеция - это тысячи отражений тех, кто когда-либо жил, не говоря уже, бывал в этом городе, кто шел или плыл по его улицам. Совершенный образ хрупкого, но не мутнеющего зеркала, которому дано пережить эпохи, царства и царей.

Венеция и по сей день сверкает, сияет, лучится стеклом: ожерелья, бусы, кулоны, стеклянные фигурки с острова Мурано, люстры и горы венецианского хрусталя, грандиозные корзины стеклянных цветов - апофеоз хрупкости и прозрачности мироустройства. Венеция -самый зеркальный город на Земле, в этом окончательно убеждаешься, когда видишь на ее водных дорогах специальные знаки - зеркала на перекрестках и поворотах каналов.

У венецианских зеркальщиков было куда стремиться, был идеал, который они в конечном счете воплотили - отражение лагуны, глубокое, четкое, мерцающее. Они начали делать стеклянные зеркала в Х1У в., и за это город даровал им множество привилегий (например, разрешил жениться на дворянках) и поселил на остров Мурано. Венецианцы боялись пожаров, к тому же на острове Республике было проще охранять свои секреты. Говорят, что секрет венецианских зеркал заключался не только в технологии, которой никто еще не знал, но и в неповторимой смеси морской воды, особого песка лагуны, в качестве древесины, в красоте огня. Когда французы украли у итальянцев секрет, их зеркала выглядели иначе - они были превосходны, но без венецианского блеска, без лунной магии и таинственности.

Зеркала из Мурано почти 300 лет были единственными зеркалами, доступными европейцам, аристократы, дворяне, венценосные особы -все заказывали зеркала из Венеции. Историки любят приводить пример их немыслимой дороговизны: картина Рафаэля стоила 3 тысячи

ливров, а зеркало того же размера обходилось в 20 раз дороже. Венеры Тициана, небрежно смотрящиеся в зеркало, поданное амуром, - не бытовая сценка, а сюжет из жизни небожителей.

До ХУ1 в. венецианские зеркала делали из осколков зеркального шара. Зеркальщик выдувал большой стеклянный шар и вливал в него раскаленное олово или смесь свинца с сурьмой. Амальгама растекалась по внутренней поверхности и застывала, образуя пленку. Когда шар был готов, мастер разбивал его (потом придумали резать шар специальными ножницами) и придавал осколкам форму. Поэтому первые зеркала были маленькими и вогнутыми, наподобие тех, что висят на картинах фламандских художников ХУ в. В этих стеклышках, показывающих нам кусочек другой реальности: гостя, входящего в двери, двор или перспективу улицы - отражение немного искривлено, как на боку у кувшина или чашки - дополнительный аргумент в пользу демонического происхождения зеркал. В обвинительных приговорах ведьмам часто упоминались зеркала, они подтверждали связь этих падших созданий с Дьяволом: «Среди ее вещей было найдено несколько предметов, крайне подозрительных, которые могли быть использованы для наведения порчи и сглазу: две засушенные пуповины новорожденных младенцев, простыни, испачканные менструальной кровью, листы со словами заклинаний и зеркало» (из приговора Беатрис де Планисколь, обвиненной в ереси и колдовстве) (1, с. 156). Средневековье боялось зеркал, и только Ренессанс с его узаконенным интересом к человеку развесил эти кривые осколки в домах состоятельных господ.

Венецианские зеркала не старились, не ржавели, они умирали иначе - бились. Осколки приумножали предметы, из-под трещин темнела амальгама, обнажался проход в другой мир, открывался путь в зазеркалье, в страну чудес. Средневекового человека треснувшие зеркала пугали не меньше целых, они утверждали его в мысли, что зеркало - это театр иллюзии, который неминуемо будет разоблачен. В Средневековье женщина перед зеркалом считалась не олицетворением женственности, а аллегорией бренности: песочные часы и зеркальное стекло - вот метрономы ее недолговечной красоты.

Плоское зеркало изготовили два брата: Андреа и Доменико - и, действительно, одной головы и пары рук для такого дела было мало. Братья разрезали стеклянный цилиндр и раскатали его половинки по столу, как хозяйка раскатывает пирог - снизу амальгама, сверху плот-132

ное стекло. Правда, плоские зеркальца по-прежнему были очень маленькие: невозможно ведь выдуть шар величиной в человеческий рост, а потом еще и раскатать. Верхом роскоши считалось зеркало величиной с книгу - такой подарок ценой 150 тыс. франков Мария Медичи получила на свою свадьбу от Венецианской Республики. Чтобы в подобном зеркале увидеть себя во весь рост, нужно было отойти на 20-30 шагов.

Если зеркала не бояться, то оно - красота, свет, знание и особая энергия. Именно в это время, в ХУ1 в., во время всплеска моды на зеркала, зеркало перестало быть демоническим предметом, в котором красотка узрит зад Вельзевула, а стало проводником света. Аристократы платили тысячи экю за маленькие выпуклые стеклышки и вставляли их в спинки кроватей и стульев, в шкафы и корешки книг. Так выяснилось, что зеркала удваивают свет и раздвигают пространство. В ту эпоху, лишенную электричества, зеркало отражало язычки пламени, заставляло ярче гореть свечи и играло бликами над камином. Оно начало ассоциироваться с ясностью и светом, и светлейшие синьоры украшали его осколками бальные платья. Зеркальное платье было очень тяжелым, но что значил пот, от натуги струящийся по спинам красавиц, в сравнении с блеском световых зайчиков, бегущих по полу, потолку и темным сводам палаццо.

Как и в истории с кружевами, главными соперниками итальянцев по части красоты и роскоши оказались французы. Министру Кольберу не давала покоя итальянская монополия на зеркала и подсчет сотен тысяч экю, утекающих в Венецию из карманов французских аристократов. С приходом к власти Людовика Х1У, «короля-солнце», кончилось венецианское лунное владычество. Французы украли и усовершенствовали итальянский секрет, и теперь лучшие зеркала изготовлялись на мануфактуре Его Величества в нормандских лесах.

Французы придумали, как сделать зеркала большими и гладкими. «королю-солнце» негоже впихивать свое отражение в мутный предмет, едва помещающийся на ладони. Его Величество должен был видеть себя во всем великолепии, от мизинца до макушки, не отбегая при этом на расстояние четырех метров от будуара. Французы поняли, что выдуть большое стекло невозможно и создали технологию литья зеркал. Они построили специальные печи и сделали столы, похожие на наши для игры в бильярд, на которые они лили слой амальгамы толщиной с папиросную бумагу, а сверху катали стекло - у них полу-

чались зеркала величиной метр и больше. Но стеклянный лист был неровным, и лицо в нем казалось перекошенным. Зеркала терли песком, чтобы выровнять поверхность, на самый маленький зеркальный лист уходило 30 часов. Зеркало клали на зеркало, насыпали между ними песок - и начиналось многочасовое царапанье, адский скрежет, тупая и нудная работа. Люди целыми сутками работали шлифовальными аппаратами, а в итоге получалось стекло, как будто побывавшее в лапах дикой кошки - все в царапинах и зазубринах. Теперь нужно было его полировать наждаком - еще как минимум 70 часов. Сто часов, чтобы сделать небольшое зеркало гладким. Годы и даже десятилетия, чтобы выложить зеркалами стены дворцов и палаццо, добиться ясности и глубины изображения. Но каков результат!

В 1682 г. в Версале изумленным взорам публики предстала Зеркальная галерея, открытие которой подданные Его Величества встретили радостными криками. Это было новое и дотоле невиданное развлечение - не театр, не война и не охота, а, как писали придворные летописцы, «блестящее зрелище, более ослепительное, чем море огня» (1, с. 260). Королевский двор, с головы до ног увешанный драгоценностями, вступал в галерею, и видел на стенах многократно повторенное собственное отражение. Вместо одного бриллианта в зеркалах сияло десять, двадцать, тридцать - никто уже и не пробовал сосчитать. Драгоценности горели огнем, канделябры отражались в зеркальном стекле и все вокруг заливали светом. Это был беспримерный случай самолюбования и самоослепления, парад роскоши, блеска и могущества. Зеркальная галерея раздувала именитого человека, как мыльный пузырь, умножала и питала его самомнение и величие. Но вот бедного и убогого встреча со своим отражением могла и убить, как это случилось с карликом в сказке Оскара Уайльда «День Рождения Инфанты».

Сделав первые зеркала в человеческий рост, европейцы сошли с ума: они развесили их на стенах и потолках, понаделали зеркальных комнат. Иметь много зеркал означало примерно то же, что иметь много портретов - чем богаче и знатней был человек, тем больше двойников ему полагалось. Казанова увлекал своих возлюбленных в восьмиугольный альков, где все стены и потолки были увешаны зеркалами, как коврами. Но вскоре выяснилось, что жить и даже просто бывать в таких комнатах, где все отражается от всего и нет никакой опоры, невыносимо для человеческой психики, какой бы нарциссической она ни была. И зеркала в рамах из серебра, фарфора, бронзы начали вы-134

вешивать рядами, как это было в парадной зале Екатеринского дворца в Пушкине, где зеркала в три ряда опоясывали стены. Зеркальные комнаты продолжили свое существование, но только в качестве аттракциона или пыточной камеры. В Испании человека пытали зеркалами, сажая его в зеркальную коробку с яркой лампой - эта пытка измочаливала психику несчастного не хуже дюжины инквизиторов.

Когда человечество окончательно освоилось с зеркалами, оно понаделало из них всевозможные перископы, гастроскопы, фары, фонарики и солнечные батареи. Зеркало - окно в другой мир, оно освещает темное и неизведанное, значит, с его помощью можно, например, влезть человеку в желудок? Так рассуждал в конце XIX в. один прогрессивный врач. Он засунул пациенту в пищевод трубку с зеркалами, а снаружи лампочка. Опыт прошел удачно и утвердил врачей в мысли,

что глотать шланги с лампочками - нормальное человеческое занятие. Спорное утверждение, если учитывать тот факт, что первый мученик гастроскопии по специальности был фокусником.

В целом человечество зеркал побаивается. В фольклоре разных народов зеркало - предмет магический и опасный, требующий осторожности в обращении. Слишком хрупко человеческое бытие, слишком непрочно бьющееся стекло. Зеркало - дубль действительности, и, что важнее всего, дубль недолговечный. Отражение умирает вместе со своим хозяином, свет гаснет вместе с потухшей свечой. Но есть и обратная связь: сначала что-то трескается, надламывается в зеркальном мире, а потом глядишь, и жизнь человека разлетелась, осколков не соберешь. А почему - никто не знает.

Суеверные люди, а также фэн-шуй, не советуют вешать зеркала над кроватью или рядом с ней: кто его знает, что делается в зеркале по ночам, пока мы спим. Народные гадания с зеркалами самые пугающие, леденящие душу. Ждать суженого перед зеркалом со свечами решится не всякая девушка - куда спокойней гадать на картах или лить на воду расплавленный воск. А истории о вампирах, не отражающихся в зеркалах? Или пионерские страшилки о мальчиках, чья мать повесила в детской зеркало с барахолки, а однажды ночью - высунулась из него синяя рука и медленно задушила братьев. В позапрошлом веке в Москве была очень популярна легенда о купце, который прирезал перед зеркалом свою молодую жену, а потом зеркало переходило из семьи в семью и в каждом доме убивало по молодой женщине, пока кто-то не разбил это проклятое стекло, вопреки всем суевериям.

Все-таки какое оно, зеркало? Изобличающее или лгущее, доброе или злое, кривое или правдивое? Почему оно меняет право на лево, живое на мертвое? В том-то и дело, что оно - никакое. Нейтральное. Неподкупное. Лишенное свойств. Видимо, в этом его тайна, его притягательность. Оно может быть каким угодно, в зависимости от нас самих. Оно сродни памяти и рефлексии, оно синоним, двойник всего человеческого и поэтому теряет всякий смысл без человека. Оно нуждается в нас, а мы в нем.

1. Мельшиор-Бонне С. История зеркала. - М.: НЛО, 2006. - 456 с.

2. Бабайцев А.В. Символы зеркала и зеркальности в политике // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгр., 24-28 мая: В 5 т. / МГУ. - М.: Соврем. тетради, 2005. - Т. 5. - С. 9-10.

3. Зеркало // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. - Т. 12 A.

4. Бидерманн Г. Зеркало // Энциклопедия символов = Knaurs Lexikon der Simbole. - М.: Республика, 1996. - С. 95-96.

5. ВулисА.З. Литературные зеркала. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

Происки нечистого или самое необходимое изобретение: История появления зеркала

Зеркало - неотъемлемый атрибут современной жизни.


На сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без зеркала. Почти у каждой девушки в сумочке лежит зеркальце, не говоря уже о квартирах, где обязательно можно найти отражающую поверхность. В древние времена люди к зеркалам относились неоднозначно. Одни любовались своим отражением, а другие считали их происками дьявола.

Зеркала древних народов. | Фото: soldierweapons.ru.

Современные зеркала изготавливаются из стекла, покрываемого отражающим веществом. В древности же роль зеркала играла любая отражающая поверхность. Одним из самых ранних искусственных образцов были зеркала из обсидиана – вулканической породы. Их обрабатывали, придавая форму круга. Возраст некоторых найденных подобных зеркал составляет более 6000 лет.

Зеркала, найденные на территории современной Мексики. | Фото: latinamericanhistory.oxfordre.com.

В древних цивилизациях в качестве зеркал использовали полированные металлические пластины. Процесс их изготовления был довольно трудоемким, поэтому любоваться своим отражением в блестящей поверхности могли позволить себе только очень состоятельные люди.

Сидящая женщина держит зеркало. Древнегреческий лекиф, около 470-460 гг. до н.э. | Фото: en.wikipedia.org.

В раннем Средневековье зеркала практически исчезли из обихода. Священники запретили людям использовать их. Считалось, что по ту сторону отражающей поверхности находится дьявол, который может воздействовать на разум людей. Только в XIII-XIV веках зеркала снова появились в Европе. Мастера-стекольщики выливали горячее олово в стеклянные сосуды, которые потом разбивали на отдельные куски. Так получались зеркала.

Позолоченное зеркало XVIII века. | Фото: en.wikipedia.org.

В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло создали особую отражающую смесь с добавлением бронзы и золота. За счет этого все отражаемые в зеркалах предметы мерцали, представляясь красивее, чем есть на самом деле. Почти полтора века Венеция удерживала монополию на производство зеркал, скрывая секрет их изготовления. Стоимость одного венецианского зеркала в те времена могла сравниться с ценой целого корабля.

Зеркало прочно вошло в культуру многих народов как предмет с магическими свойствами. | Фото: monateka.com.

На Руси в 1666 году произошел раскол православной церкви. Среди нововведений патриарха Никона был и запрет на использование зеркал священнослужителями. С тех времен дошло немало суеверий, связанных с ними. До сих пор считается, что разбитое зеркало принесет неудачу. А если в доме кто-то умер, то необходимо занавесить все отражающие поверхности, чтобы душа не заблудилась в потустороннем мире.

Зеркало Венеры. Эдвард Бёрн-Джонс, 1866-1877 гг. | Фото: gallerix.ru.

Зеркала на Руси также часто использовали для ворожбы. Считалось, что этот и еще несколько других способов гадания раньше помогали нашим прабабушкам заглянуть в будущее.

Тайна древних китайских «волшебных зеркал», над разгадкой которой до сих пор ломают голову учёные



На Древнем Востоке более двух тысяч лет существуют дорогие и редкие зеркала, которые по сей день называют волшебными. Неспроста, ведь бронза, из которой они сделаны, может становиться абсолютно прозрачной. В Китае их называли «зеркала, пропускающие свет», а на Западе — просто «магические зеркала». Эти артефакты являются до сих пор загадкой для учёных всего мира.

Более десяти веков этот редкий артефакт из Китая ставит всех исследователей в настоящий тупик. Зеркало это сделано из бронзы, которую тщательно отполировали. На обратной стороне его литой узор. Полированная поверхность выглядит совершенно обычно, её можно использовать как обычное зеркало. Но когда на поверхность зеркала попадает яркий свет и он, отражаясь, проецируется на поверхность, то узор, украшающий обратную сторону, таинственным образом появляется в проецируемом отражении. Выглядит это так, как если бы твердое бронзовое зеркало вдруг стало абсолютно прозрачным. Китайское название этих зеркал буквально означает «зеркала, пропускающие свет». В остальном мире их называют по-разному: «светопроницаемые зеркала» или «волшебные зеркала».

Разнообразные волшебные зеркала.

Загадка этих таинственных древних артефактов мучила учёных ещё с 19 века. Исследователям понадобилось целое столетие, пока они разобрались в технологии изготовления этих зеркал. Даже на родине этих исторических диковинок техника их производства считалась потерянной. Секрет удалось разгадать благодаря древней китайской рукописи «Записи о древних зеркалах». Впоследствии книга была безвозвратно утеряна. Сейчас в мире остался один мастер, владеющий искусством изготовления этих волшебных зеркал — это Ямамото Акихиса из Японии.

В мире остался лишь один мастер, владеющий секретом производства волшебного зеркала.

Мастер Акихиса получил знания об этом загадочном искусстве от своего отца. В их семье эти секреты передавались из поколения в поколение. Несмотря на это, многие нюансы изготовления были утеряны. Приходилось опытным путём выяснять различные детали.

Многие нюансы этого древнего ремесла были утеряны.

Тайну отражения изображения обратной стороны зеркала разгадал в 1932 году сэр Уильям Брэгг. Для этого в самом начале создаются узоры на задней части зеркала, после методом соскабливания и гравировки делают искомые выпуклости. В конце всё это полируется и покрывается специальным сплавом ртути. В результате всех этих действий на гладкой зеркальной поверхности остаются невидимые глазу выпуклости и изгибы. Они точно воспроизводят узор обратной стороны.

Свет на поверхности зеркала отражается и преломляется таким образом, что бронза кажется прозрачной.

Долгие годы различные исследователи пытались воссоздать «магическое зеркало». Для этого материалы подвергали воздействиям давления и высоких температур. Ничего не получалось. Всё это только портило зеркало, а нужный эффект так и не появлялся.

Современным учёным так и не удалось постичь тайну магического эффекта древнего китайского зеркала.

На тему изучения этих артефактов учёные написали десятки книг и научных статей. Ещё в 11 веке китайский учёный, Шень Гуа, в своей книге «Раздумья об озере снов» написал об этом следующее: «Я видел такие зеркала, сзади на которых начертано более двух десятков старинных иероглифов, которые совершенно невозможно прочесть… Но если вдруг на него попадает яркий луч солнечного света, то все эти надписи становятся отчётливо видимыми и читаемыми».

Западные учёные попытались воспроизвести эффект древневосточного магического зеркала, используя компрессор.

Западные учёные попытались воспроизвести эффект древневосточного магического зеркала, используя компрессор.

Отражение солнечного света происходит на неровной поверхности зеркала следующим образом: выпуклые части рассеивают свет, а вогнутые — собирают его. В результате и образуется эффект «волшебного зеркала».

Искусство изготовления волшебных зеркал восходит к династии Хань (206 г. до н.э. - 24 г. н.э.).

Науке известны случаи, когда такое зеркало обладало одним узором на своей обратной стороне, а отражало совсем другой! Учёные предполагают в таком случае, что лицевая сторона зеркала шлифуется, а потом на ней вытравливают кислотой некий узор, а после вновь полируют. Становится совершенно очевидным то, что рецептов изготовления подобных предметов довольно много. Скорее всего, каждый мастер открывал и хранил свои секреты, которые теперь утеряны.

В Китае метод изготовления бронзового сплава известен примерно с 2000 года до нашей эры.

Бронза, из которой изготавливают знаменитые зеркала, была изобретена китайцами более четырёх тысяч лет назад! Самое древнее «магическое зеркало», которое нашли археологи, насчитывает более полутора тысяч лет. То, что это была неслыханная в те времена редкость и роскошь ясно из того, что такие предметы находили при раскопках усыпальниц весьма знатных вельмож и императоров.

Перестали зеркала быть редкостью в средние века, в эпоху правления династии Мин. Большинство обнаруженных артефактов принадлежат именно этим временам.

Предмет этот был чрезвычайно редким и дорогим.

За последние полтора века множество исследователей и учёных ломали голову над разгадкой тайн «волшебного зеркала». Методы производства артефакта, которые были бы равны древнему мастерству так и не удалось раскрыть. Мировая наука предлагает следующие варианты:
1. При литье те части, которые тоньше — быстрее остывают и поверхность деформируется. Только достичь этого эффекта весьма сложно: лишь два-три зеркала из сотни могут воспроизвести волшебный эффект.
2. На зеркале гравируют узор, потом его заливают бронзой другого сорта и полируют.
3. Рисунок делают на лицевой стороне, а потом покрывают особым сплавом ртути и полируют.
4. Узоры на зеркале вытравливают с помощью кислоты, потом полируют.
5. Рисунок вырезают на задней части зеркала, в результате спереди появляются неровности.
6. Узоры лицевой стороны штампуют на поверхности, а затем полируют.

Считается, что всё это работает, но пока никто не смог это воспроизвести. «Магические зеркала» умели делать и в Японии. Там их называли «маккё». Именно там и проживает последний мастер, владеющий этим искусством.

Есть одна интересная деталь этих зеркал, что роднит их с современными дисковыми носителями информации.

Есть одна интересная деталь этих зеркал, что роднит их с современными дисковыми носителями информации.

При всём разнообразии этих артефактов, есть одна деталь, которая их все роднит: выпуклый элемент узора в центре. Становится понятно, что этот элемент должен быть носителем определённой функции. Предположительно для того, чтобы установить и зафиксировать зеркало в необходимом месте. Безумное предположение: неужто древний дисковый информационный носитель?

На самом деле общего очень много. Ведь диски тоже имеют на тыльной стороне некий узор. Информация там записана в виде спиральных дорожек, углублений, которые выдавлены. Эти дорожки поглощают свет, а основание — отражает его. Считывается информация с дискового носителя при помощи лазерного луча. Интересно, кто-то пробовал просветить лазером «волшебное зеркало»? Наверняка. Есть мнение, что в древние времена использовали технологию парогенерирования, что давало возможность создавать настоящие объёмные голографические изображения. Пока это всё теории. Возможно в будущем учёным всё-таки удастся разгадать тайну «волшебных зеркал».

Жизнь часто подкидывает нам часто любопытные открытия. Об одном из таких прочтите в нашей статье тысячи редких артефактов, найденных в средневековом поместье, раскрыли семейные тайны Тюдоров.

Металлические зеркала из памятников эпохи бронзы Верхнего Приобья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тишкин Алексей Алексеевич, Серегин Николай Николаевич

Представлены результаты исследования металлических зеркал из археологических памятников эпохи бронзы , исследованных на территории Верхнего Приобья . Рассмотрены все известные находки, дано общее описание изделий и приведены аналогии с сопредельных территорий. Анализ обнаруженных зеркал позволил утверждать, что все они происходят из памятников позднего бронзового века. Отдельным аспектом изучения, отраженным в публикации, стали вопросы о значении рассматриваемых вещей в системе представлений древнего населения.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тишкин Алексей Алексеевич, Серегин Николай Николаевич

К вопросу о происхождении ирменского предметного комплекса (по материалам погребально-поминальных памятников юга Западной Сибири)

Результаты комплексного изучения металлических зеркал из средневековых памятников Алтая и южной части Верхнего Приобья

Metallic mirrors from the monuments of Bronze age of the upper stream of Ob river

Metallic mirrors are important finds for archeology of Northern Asia. The main part of such products is found in complexes of nomads of the early Iron Age and the Middle Ages. A significant amount of works is devoted to various aspects of their studying. The mirrors of Bronze age are investigated much worse. At the same time, need of their all-round consideration is obvious. The analysis of this group of subjects allows to designate not only the traditional questions connected with specification of dating of archaeological objects, definition of ethnocultural contacts and reconstruction of some sides of outlook of ancient societies, but also promotes the solution of debatable problems of emergence and initial distribution of tradition of manufacturing of mirrors, and also their uses in funeral ceremony. Important stage of work for research of mirrors of Bronze age is systematization of data about such products from monuments of Northern Asia. In this short article main results of studying of this category of finds by an example of subjects from archaeological complexes of late Bronze age of Top Priobe are presented. The most part of metallic mirrors of late Bronze age of Top Priobe is fixed in burials and that allows to consider some questions connected with definition of a place of this group of finds in ceremonial practice of the ancient population. The arrangement of products in a grave, due to various reasons, remained unknown often. The characteristic situation is fixed on a monument Rublevo-VIII where the metallic mirror was nearby of the head of died woman. The explanation of such tradition can be connected with direct utilitarian function of a mirror, which was located near the head for the buried could «look» in it. Other explanation should be looked for available the certain notions connected with this part of a body. The special relation to the head of the person arose in the ancient time and had various manifestation. For example, practice of an arrangement of metallic mirrors around the head of the buried person was widely adopted in ceremonial practice of various societies in a wide territorial and chronological framework. Further complex research of metallic mirrors from monuments of Bronze age , both by means of traditional archaeological methods, and with application of methods of natural sciences, will allow to solve the questions put in this article and to designate a place of that category of products in material and spiritual culture of the ancient population.

Текст научной работы на тему «Металлические зеркала из памятников эпохи бронзы Верхнего Приобья»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА ИЗ ПАМЯТНИКОВ ЭПОХИ БРОНЗЫ ВЕРХНЕГО ПРИОБЬЯ*

Представлены результаты исследования металлических зеркал из археологических памятников эпохи бронзы, исследованных на территории Верхнего Приобья. Рассмотрены все известные находки, дано общее описание изделий и приведены аналогии с сопредельных территорий. Анализ обнаруженных зеркал позволил утверждать, что все они происходят из памятников позднего бронзового века. Отдельным аспектом изучения, отраженным в публикации, стали вопросы о значении рассматриваемых вещей в системе представлений древнего населения.

Ключевые слова: металлические зеркала, эпоха бронзы, Верхнее Приобье, погребения.

Металлические зеркала являются важными находками для археологии Северной Азии. Основная масса таких изделий обнаружена в комплексах раннего железного века и средневековья. Различным аспектам их изучения посвящено значительное количество работ. Гораздо меньше исследованы зеркала, относящиеся к эпохе бронзы. Вместе с тем необходимость их всестороннего рассмотрения очевидна. Анализ указанной группы предметов позволяет обозначать не только традиционные вопросы, связанные с уточнением датировки археологических объектов, определением этнокультурных контактов и реконструкцией отдельных сторон мировоззрения древних обществ, но и решать дискуссионные проблемы возникновения и распространения традиции изготовления зеркал, а также использования их в погребально-поминальной практике. Важным этапом работы является и систематизация сведений о таких изделиях. В данной статье представим основные результаты изучения рассматриваемой категории находок на примере предметов из древних комплексов Верхнего Приобья.

Металлические зеркала из памятников эпохи бронзы весьма немногочисленны. На указанной территории обнаружено всего четыре интересующих нас изделия (рис. 1, 1-4). Одна из таких находок зафиксирована в ходе работ на могильнике Чеканов-ский Лог-7, расположенном в верховьях Алея, на правом берегу Гилевского водохранилища, в Третьяковском районе Алтайского края, в 0,9-1 км к северо-востоку от с. Корболиха. Зеркало представляет собой фрагментированный диск диаметром 9 см с ручкой-петелькой на обратной стороне [1. Рис. 1, 4] и происходит, судя по всему, из разрушенного погребения. Несколько схожих вещей обнаружено в ком-

плексах поздней бронзы Казахстана и Средней Азии [2. С. 67-69; 3. С. 120. Рис. 90, 2; 4. С. 64. Рис. 4, 2], однако наиболее широкие аналогии подобным изделиям известны среди материалов из памятников аржано-майэмирского времени [5. Рис. 6].

Следующее металлическое зеркало обнаружено на территории Рублевского археологического микрорайона, обозначенного в Южной Кулунде, в древней котловине озера, на границе Михайловского и Угловского районов Алтайского края. Находка сделана в ходе работ Кулундинской археологической экспедиции Алтайского государственного университета и Лаборатории археологии и этнографии Южной Сибири Института археологии и этнографии СО РАН на поселении Рублево-VI, включающем материалы поздней бронзы [6. Рис. 1, 4]. Изделие представляет собой неровный диск диаметром около 7 см с центральной петелькой. Другое зеркало обнаружено на расположенном неподалеку грунтовом могильнике Рублево-VIII. Изделие подквадратной формы с центральной петелькой на обратной стороне располагалось в погребении № 55 с разнообразным сопроводительным инвентарем [7. С. 81. Рис. 7, 1]. Предмет находился в районе головы умершей женщины, причем он лежал под углом ко дну могильной ямы. Аналогии данной находке происходят из памятников поздней бронзы, исследованных на территории Казахстана [3. Рис. 90; 8. Рис. 33]. Своеобразное металлическое зеркало зафиксировано в кургане № 67 могильника Камышенка, расположенного в Усть-Пристанском районе Алтайского края. Раскопки там проводились Алтайской экспедицией Института археологии АН СССР [9.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект «Алтай в трансграничном пространстве Северной Азии (древность, средневековье, современность)» (проект 2012-1.1-12-000-3001-017).

Рис. 1. Металлические изделия из памятников поздней бронзы: 1 - Камышенка; 2 - Рублево^^

3 - Чекановский Лог-7; 4 - Рублево^Ш; 5 - Малый Гоньбинский Кордон^ (могильник-5) [5. Рис. 4]

А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин

С. 233]. Зеркало с округлым диском и длинной орнаментированной ручкой находилось в погребении девочки, где также обнаружены многочисленные украшения из бронзы, сердолика, лазурита и золота. Аналогии рассматриваемому изделию на территории Сибири пока не известны. Схожие зеркала получили определенное распространение в период поздней бронзы и найдены в археологических комплексах Средней Азии [10. С. 21].

Итак, все представленные находки происходят из памятников позднего бронзового века. На это указывают не только имеющиеся аналогии в синхронных объектах на сопредельных территориях, но и датируемые материалы из рассматриваемых комплексов. В научной литературе имеются упоминания о металлических зеркалах, которые найдены в памятниках степных и лесостепных районов Верхнего Приобья более раннего времени [11. С. 16, Табл. III, 3; 12. С. 64, 71; 13. Рис. 88]. Но, судя по всему, они представляют собой крупные бляхи с петелькой [5. С. 89]. Подобные изделия, напоминающие внешним видом ранние зеркала, обнаружены в памятниках карасукской, ир-менской и других культур поздней бронзы. Иногда их называют «зеркалами», но правы те исследователи, которые отмечают разницу между отмеченными категориями предметов [14. С. 56]. Такие изделия отличаются параметрами, формой, качеством, технологией изготовления, местом расположения в могиле и некоторыми другими показателями. В качестве примера приведем характерную находку, обнаруженную на могильнике-5 памятника Малый Гоньбийский Кордон-1 [15. С. 64, 67. Рис. 5, 1]. Крупная металлическая бляха, помещенная в районе правого предплечья умершего человека, зафиксирована в могиле ирменской культуры. Следует указать, что рассматриваемый предмет (рис. 1, 5) изучался одним из авторов статьи с помощью рентгенофлюоресцентного спектрометра на кафедре археологии, этнографии и музеологии АлтГУ. Получены следующие результаты: 1) петелька: Си - 99,47 %; Бе - 0,46 %; РЬ -0,07 %; 2) участок поверхности края диска без окислов: Си - 99,06 %; Бе - 0,56 %; РЬ - 0,21 %; N1 - 0,11 %; Со - 0,06 %. Эти показатели демонстрируют медное изделие с набором естественных (рудных) примесей. Возможно, дальнейшее сравнительное исследование состава металла, а также других характеристик металлических зеркал и крупных блях позволит более обоснованно рассматривать отличия приведенных групп находок.

Большая часть металлических зеркал поздней бронзы Верхнего Приобья зафиксирована в погребениях. Это дает возможность обозначить

некоторые вопросы, связанные с определением места данной категории предметов в обрядовой практике древнего населения. Расположение части изделий в могиле в силу разных причин осталось неизвестным. Характерная ситуация зафиксирована лишь на памятнике Рублево^Ш, где металлическое зеркало находилось в районе головы умершей женщины. Объяснение такой традиции может быть связано с непосредственной утилитарной функцией зеркала, которое помещалось рядом с головой, чтобы погребенный человек мог «смотреться» в него [16. С. 95, 98]. Другое объяснение следует искать в наличии определенных представлений, связанных с этой частью тела. Особое отношение к голове возникло у людей в древности [17. С. 40] и имело различное проявление. Отметим, что практика расположения металлических зеркал в районе головы умерших получила широкое распространение в обрядовой практике различных обществ в широких территориальных и хронологических рамках [5. С. 111-115].

Представляется возможным утверждать, что металлические зеркала в период поздней бронзы были достаточно ценными изделиями и являлись социально значимым показателем погребального обряда древнего населения Верхнего Приобья. Об этом свидетельствует не только редкость подобных находок, но и также то, что в известных погребениях с зеркалами обнаружен «богатый» сопроводительный инвентарь, включающий «престижные» категории предметов. Не исключено, что металлические зеркала в период поздней бронзы являлись показателем высокого статуса представительниц женского пола. Это подтверждают как имеющиеся материалы погребений Верхнего При-обья, так и распространение подобной традиции на обширных территориях Северной Азии в последующее время. Дальнейшее комплексное исследование металлических зеркал из памятников эпохи бронзы как с помощью традиционных археологических методов, так и с применением методов естественных наук позволит решить поставленные в настоящей работе вопросы и обозначить место данной категории изделий в материальной и духовной культуре древнего населения.

1. Ситников С.М. Могильник финальной бронзы Чека-новский Лог-7 // Вопросы истории, археологии и этнографии Павлодарского Прииртышья. Павлодар: ЭКО, 1999. С. 75-78.

2. Кузьмина Е.Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века Средней Азии. М.; Л.: Наука, 1966. 152 с. (Археология СССР: свод археологических источников. Вып. В4-9).

3. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1979. 363 с.

4. Варфоломеев В.В. Бегазы-дандыбаевские погребальные сооружения могильника Карагаш // Вопросы археологии и этнографии Центрального Казахстана. Караганда, 1982. С. 57-68.

5. Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). Барнаул: Азбука, 2011. 144 с.

6. Михайлов Н.Н., Папин Д.В., Шамшин А.Б. Исследования на юге Кулундинской степи // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. Т. 7. С. 414-418.

7. Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Позднякова О.А., Шамшин А. Б. Погребальный обряд древнего населения Кулундин-ской степи // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 62-85.

8. Siberia. Gli uomini dei fiumi ghiacciati. Italy: Electa, 2001.

9. Членова Н.Л. Раскопки на Северном Алтае // Археологические открытия 1973 года. М.: Наука, 1974. С. 233.

10. Членова Н.Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири. М.: ИА РАН, 1997. 170 с.

11. Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 162 с. (МИА. №48).

12. Кубарев В.Д. Древние зеркала Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. №3. С. 63-77.

13. Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860-1930-е гг.). Барнаул: Азбука, 2010. 288 с.

14. Грязнов М.П., Комарова М.Н., Лазаретов И.П. и др. Могильник Кюргеннер эпохи поздней бронзы Среднего Енисея. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. 200 с. (АгсЬаео^юа Ре^ороШапа; Тр. ИИМК РАН. Т. 31).

15. Кунгуров А.Л., Папин Д.В. Могильник-5 археологического комплекса Малый Гоньбийский Кордон^ // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 56-68.

16. Худяков Ю.С. Бронзовые зеркала пазырыкской культуры в долине р. Эдиган в Горном Алтае // Древности Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2001. Вып. 7. С. 94-102.

17. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М.: Алетейа, 2004. 208 с.

Как изобрели зеркало

Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.

Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.

Нарцисс

В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.

Зеркало из обсидана

Современное зеркало из обсидиана

Древние металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Их делали круглыми как солнце, им приписывали не только потусторонние, но и очищающие свойства. Так, например, войны брали с собой зеркала, чтобы они отражали их смерть. Со времён античности и до наших дней дошло множество легенд. Одна из них посвящена Персею, которые сумел при помощи бронзового щита перехитрить медузу Горгону, заставив её посмотреть в свой щит, как зеркало, что привело к её окаменению.

Бронзовое зеркало. Обратная сторона

Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.

Бронзовое зеркало

Уничтожение кораблей при помощи зеркала. Архимед ликует.

Зеркало, как оружие, сумел применить гениальный изобретатель древности — Архимед. Во время Пунической войны Архимед применил зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Этот день 212 г. д. н. э. выжившим римлянам запомнился на всю жизнь. Сотни маленьких солнц загорелись на крепостной стене. Сначала они просто ослепляли экипаж, но вскоре произошло невероятное — передовые корабли римлян начали вспыхивать один за одним, словно факелы горели они. Бегство врага было паническим. Конечно, на счёт этого исторического факта есть существенные разногласия. Так некоторые учёные считают, что Архимед не сжигал корабли при помощи зеркал, а лишь использовал их как систему наведения для каких-то поджигающих машин (прототипы греческого огня уже тогда могли быть известные Архимеду).

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.

Древнее римское зеркало

Древнее римское зеркало

Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:

Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.

Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.

Венецианское зеркало

Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.

Зеркальная галерея в Версале

Зеркальная галерея в Версале

Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.

На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.

Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.

В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.

Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:

Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.

Комната смеха

У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.

Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.

Читайте также: