Металлический проводник подвешен на упругих пружинах и помещен между

Обновлено: 14.05.2024

Новый пробный тренировочный вариант №7 КИМ №211206 в форме решу ЕГЭ 2022 по физике 11 класс для подготовки на 100 баллов от 6 декабря 2021 года. Данный тренировочный тест составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы и решения.

скачать вариант с ответами

Решу ЕГЭ 2022 по физике 11 класс вариант №211206:

Задания и ответы для варианта ЕГЭ 2022:

1)Выберите все верные утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Механическим движением называется изменение положения тела или частей тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
  • 2) Средняя скорость движения броуновской частицы в газе не зависит от температуры газа, но существенно зависит от массы самой частицы.
  • 3) Одноимённые точечные электрические заряды притягиваются друг к другу.
  • 4) Силой Ампера называют силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током.
  • 5) Явления интерференции и дифракции могут наблюдаться только для видимого света.

Правильный ответ: 125

2)Даны следующие зависимости величин: А) зависимость центростремительного ускорения точки, находящейся на расстоянии R от центра вращения, от угловой скорости Б) зависимость количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, от массы топлива В) зависимость силы тока от сопротивления резистора при постоянном напряжении на резисторе Установите соответствие между этими зависимостями и видами графиков, обозначенных цифрами 1–5. Для каждой зависимости А–В подберите соответствующий вид графика и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правильный ответ: 234

3)Сила притяжения Земли к Солнцу в 1,875 раза меньше, чем сила притяжения Венеры к Солнцу. Во сколько раз средний радиус орбиты Венеры меньше среднего радиуса орбиты Земли вокруг Солнца, если масса Земли в 1,2 раза больше массы Венеры?

Правильный ответ: 1,5

4)Тело массой 0,3 кг свободно падает без начальной скорости. За некоторый промежуток времени изменение модуля импульса тела равно 9 кг м/с. Чему равен этот промежуток времени? Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

Правильный ответ: 3

5)Длина нити математического маятника при проведении первого опыта была равна 1,75 м, а при проведении второго опыта – 28 см. Во сколько раз увеличилась частота колебаний математического маятника при проведении второго опыта?

Правильный ответ: 2,5

6)К телу, имеющему внутреннюю герметичную вакуумную полость, на невесомой нерастяжимой нити привязан сплошной шарик. Система «тело + шарик» плавает в сосуде с жидкостью, не касаясь стенок и дна сосуда. Плотность материала тела и шарика 1,2 г/см3 , плотность жидкости 900 кг/м3 , объём полости составляет 1/2 объёма тела, объём шарика равен 1/2 объёма тела. На основании данных условия задачи выберите все верные утверждения. 1) Модуль силы Архимеда, действующей на тело, больше модуля силы Архимеда, действующей на шарик. 2) Модуль силы натяжения нити больше модуля силы тяжести, действующей на шарик. 3) Модуль силы натяжения нити равен модулю силы Архимеда, действующей на тело. 4) Модуль силы тяжести, действующей на шарик, меньше модуля силы тяжести, действующей на тело. 5) Объём погружённой части тела равен 5/6 объёма этого тела.

Правильный ответ: 15

7)Насаженное на ось колесо начинают раскручивать из состояния покоя, прикладывая к ободу колеса постоянную по модулю силу. Затем модуль силы увеличивают, не изменяя её направления и точки приложения, и начинают раскручивать колесо из состояния покоя заново. Как в результате этого изменятся следующие физические величины: момент силы относительно оси колеса; период вращения колеса через 5 секунд после начала раскручивания? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

Правильный ответ: 12

8)На лёгкую пружину жёсткостью 200 Н/м и длиной 8 см, прикреплённую вертикально к неподвижному штативу, аккуратно подвесили груз массой 0,4 кг и дождались, пока груз придёт в состояние покоя. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями в СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правильный ответ: 32

9)Найдите, какова концентрация идеального газа в сосуде при давлении 207 кПа и температуре 27 C.

Правильный ответ: 5

10)В некотором циклическом процессе совершаемая газом за один цикл работа составляет 7/13 от модуля количества теплоты, отданного газом за цикл холодильнику. Чему равен КПД такого теплового двигателя?

Правильный ответ: 35

11)Определите абсолютную влажность воздуха в комнате при температуре 22 °С, если известно, что относительная влажность этого воздуха равна 40%, а плотность насыщенного пара при этой температуре равна 19,5 кг/м3 .

Правильный ответ: 7,8

12)На pT-диаграмме изображён циклический процесс, происходящий с постоянным количеством идеального газа. Выберите два верных утверждения. Выберите все верные утверждения. 1) На участке 1 – 2 газ отдал положительное количество теплоты. 2) На участке 2 – 3 газ совершает положительную работу. 3) На участке 3 – 4 внутренняя энергия газа уменьшается. 4) На участке 4 – 1 газу сообщили некоторое количество теплоты. 5) Внутренняя энергия газа в состоянии 2 больше, чем внутренняя энергия газа в состоянии 4.

Правильный ответ: 12

13)В вертикальном цилиндрическом сосуде с гладкими стенками с площадью основания S под поршнем массой т в состоянии равновесия находится ν моль идеального газа с молярной массой μ. Начальный объём газа равен V. Газ медленно охлаждают так, что система вновь приходит в состояние равновесия, при этом объём газа уменьшается на ∆V. Универсальная газовая постоянная равна R. Атмосферное давление во время процесса постоянно и равно р0. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно определить. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры.

Правильный ответ: 24

14)Точечный положительный заряд величиной 4 мкКл помещён между двумя протяжёнными пластинами, равномерно заряженными разноимёнными зарядами. Модуль напряжённости электрического поля, создаваемого положительно заряженной пластиной, равен 103 В/м, а поля, создаваемого отрицательно заряженной пластиной, в 4 раза больше. Определите модуль электрической силы, которая будет действовать на указанный точечный заряд.

Правильный ответ: 0,02

15)По проволочной катушке протекает постоянный электрический ток силой 0,6 А. При этом поток вектора магнитной индукции через контур, ограниченный витками катушки, равен 2 мВб. Чему будет равен поток вектора магнитной индукции через этот контур, если по катушке будет протекать постоянный электрический ток силой 3 А?

Правильный ответ: 10

16)На рисунке показан ход лучей от точечного источника света А через тонкую линзу. Какова оптическая сила линзы, если одна клетка на рисунке соответствует 2 см?

Правильный ответ: 1

17)В масс-спектрографе разные ионы, ускоренные предварительно электрическим полем до скорости υ, попадают в область однородного магнитного поля с индукцией B, в котором они движутся по дуге окружности радиусом R. В таблице представлены начальная скорость иона υ, с которой он влетает в магнитное поле с индукцией B = 0,5 Тл, и радиус R окружности, описываемой этим ионом в магнитном поле.

Правильный ответ: 24

18)На рисунке изображена схема электрической цепи, состоящей из источника постоянного напряжения, двух резисторов, конденсатора, ключа и идеального амперметра. Сначала ключ К замкнут в положении 1. Затем ключ переключают в положение 2. Определите, как при этом изменятся заряд на конденсаторе и показания амперметра. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

Правильный ответ: 21

19)Конденсатор колебательного контура подключен к источнику постоянного напряжения (см. рис). Графики А и Б представляют зависимость от времени t физических величин, характеризующих колебания в контуре после переведения переключателя К в положение 2 в момент t = 0. Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правильный ответ: 42

20)Атомы некоторого газа могут находиться в трёх энергетических состояниях, энергетическая диаграмма которых показана на рисунке. Атом находится в состоянии с энергией E2. Фотон с какой энергией может излучить атом этого газа?

Правильный ответ: 1,4

21)Экспериментатор проводит первый опыт, наблюдая в течение времени t радиоактивный альфа-распад некоторого элемента массой 1 г, помещённого в запаянную пробирку. Затем он в течение того же времени проводит второй опыт, используя для него 1 г элемента с меньшим периодом полураспада, также в запаянной пробирке. Как при проведении второго опыта (по сравнению с первым) изменятся следующие физические величины: количество ядер, не распавшихся к моменту окончания опыта; масса вещества, подвергшегося распаду. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

Правильный ответ: 21

22)Тележка, двигаясь по рельсам, прошла расстояние 120 см за 40 секунд. Погрешность измерения пройденного тележкой расстояния равна 4 см, а время измеряется электронным секундомером с очень высокой точностью. В каких пределах, согласно этим измерениям, может лежать модуль средней скорости тележки за указанное время? Укажите минимальное и максимальное значения в см/с.

Правильный ответ: 2,93,1

23)Необходимо экспериментально обнаружить наличие зависимости угла преломления светового луча от величины показателя преломления среды. Какие два опыта следует для этого провести?

Правильный ответ: 13

24)Вакуумные лампочки накаливания имеют весьма ограниченный срок службы – в конце своей «жизни» они перегорают, причём случается это, как правило, в момент включения в сеть. Объясните указанные факты, указав, какие физические явления и законы Вы использовали.

25)Два груза подвешены на достаточно длинной невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через идеальный блок (см. рисунок). Грузы удерживали неподвижно, а затем осторожно опустили, после чего они начали двигаться равноускоренно. Через t = 1 с после начала движения скорость правого груза направлена вверх и равна 4 м/с. Определите силу натяжения нити, если масса левого груза М = 1 кг. Трением пренебречь.

26)На дифракционную решётку, имеющую 500 штрихов на 1 мм, перпендикулярно её поверхности падает луч монохроматического света частотой 6,5 1014 Гц. Каков максимальный порядок дифракционного максимума, доступного для наблюдения?

27)В калориметре находится 1 кг льда при температуре –5 °С. Какую массу воды, имеющей температуру 20 °С, нужно добавить в калориметр, чтобы температура его содержимого после установления теплового равновесия оказалась равной –2 °С? Теплоёмкостью калориметра и потерями тепла в окружающую среду пренебречь.

28)У школьника в наличии был источник постоянного напряжения с малым внутренним сопротивлением, два точных, но неидеальных измерительных прибора – амперметр и вольтметр, а также резистор с сопротивлением R = 4 Ом. Школьник сначала подключил к источнику только вольтметр, и он показал напряжение U0 = 5 В. Затем школьник собрал цепь, схема которой изображена на рисунке, и обнаружил, что амперметр показывает ток I1 = 1 А, а вольтметр – напряжение U1 = 3 В. Затем школьник поменял в цепи местами измерительные приборы. Чему при этом стали равны их показания I2 и U2?

29)На оптической оси тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием F = 20 см слева от неё на расстоянии a = 3F/2 = 30 см находится точечный источник света S. За линзой справа от неё на таком же расстоянии a = 30 см расположено плоское зеркало, перпендикулярное оси линзы. На каком расстоянии от источника находится его изображение S′ в данной оптической системе? К решению приложите рисунок с изображением хода лучей от S до S′.

30)На вертикальной оси укреплена гладкая горизонтальная штанга, по которой могут перемещаться два груза массами т1 = 100 г и т2 = 400 г, связанные нерастяжимой невесомой нитью длиной l. Нить закрепили на оси так, что грузы располагаются по разные стороны от оси и натяжение нити с обеих сторон от оси при вращении штанги одинаково. При вращении штанги с частотой 900 об/мин модуль силы натяжения нити, соединяющей грузы, Т = 150 Н. Определите длину нити l.

Физика 8 Контрольная работа 5 (Марон)

Физика 8 Контрольная работа 5 (авт. Марон). ИТОГОВАЯ контрольная работа по физике за курс 8 класса по учебнику А.В. Перышкина с ОТВЕТАМИ (в двух вариантах). Проверяемые разделы учебника: Тепловые, электрические, электромагнитные и световые явления. Цитаты из пособий использованы в учебных целях.

Контрольная № 5. ИТОГОВАЯ.
(физика 8 класс, УМК Перышкин)

Физика 8 Контрольная работа 5 (Марон)

Физика 8 Контрольная работа 5 (Марон)

Вариант 1 (транскрипт)

  1. В сосуд налили 1 л воды, взятой при температуре 90 °С. Какую массу воды, взятой при температуре 30 °С, нужно долить в этот сосуд, чтобы в нём установилась температура, равная 50 °С? Потерями энергии на нагревание сосуда и окружающего воздуха пренебречь.
  2. Два алюминиевых проводника одинаковой длины имеют разную площадь поперечного сечения: у первого проводника равна 0,5 мм 2 , а у второго — 4 мм 2 . Какой из проводников имеет большее сопротивление и во сколько раз?
  3. Металлический проводник подвешен на упругих пружинках и помещён между полюсами магнита. Изменится ли натяжение пружинок, если пропустить электрический ток через проводник (рис. 138)? Ответ поясните.
  4. В каком случае (рис. 139) правильно изображён ход луча через полость в стекле, заполненную воздухом и имеющую форму треугольной призмы?
  5. Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    ПРИБОР: A) электрометр, Б) амперметр, B) вольтметр.
    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА: 1) электрический заряд, 2) электрическое сопротивление, 3) сила тока, 4) электрическое напряжение, 5) мощность электрического тока.

Вариант 2 (транскрипт)

  1. На рисунке 140 приведён график изменения температуры воды с течением времени. Какие процессы произошли с водой? Какое количество теплоты выделилось в каждом из этих процессов? Объём воды равен 1 л.
  2. Как изменилась мощность электроплитки, если при ремонте её спираль укоротили в 2 раза?
  3. К северному полюсу полосового магнита подносят маленькую магнитную стрелку. В каком случае (рис. 141) правильно показано установившееся положение магнитной стрелки?
  4. На рисунке 142 показаны положения главной оптической оси линзы (прямая а), предмета S и его изображения S1. С помощью какой линзы — собирающей или рассеивающей — получено изображение? Ответ поясните.
  5. Железный шарик охлаждают в холодильнике. Как при этом меняется внутренняя энергия шарика, его масса и плотность вещества шарика? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА: A) внутренняя энергия, Б) масса, B) плотность
    ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ: 1) увеличивается, 2) уменьшается, 3) не изменяется.

Вариант 3 (транскрипт)

  1. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг водяного пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40 °С при нормальном атмосферном давлении?
  2. Меняя электрическое напряжение на участке цепи, состоящем из никелинового проводника длиной 5 м, ученик измерял силу тока в проводнике и полученные данные записал в таблицу. Чему равна площадь поперечного сечения проводника?
  3. На рисунке 143 показаны постоянный магнит и несколько магнитных линий создаваемого им магнитного поля. Четыре стороны магнита пронумерованы. Укажите полюсы магнита.
  4. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, приблизили к нему так, что расстояние между предметом и его изображением уменьшилось в 2 раза. Как изменилось расстояние между предметом и зеркалом?
  5. На рисунке 144 изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как меняется при передвижении ползунка реостата вправо его сопротивление, сила тока в цепи и сопротивление резистора? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА: A) сопротивление реостата, Б) сила тока в цепи, B) сопротивление резистора.
    ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ: 1) увеличивается, 2) уменьшается, 3) не изменяется.

Вариант 4 (транскрипт)

  1. При нагревании и последующем плавлении кристаллического вещества массой 100 г измеряли его температуру и количество теплоты, сообщённое веществу. Данные измерений представлены в таблице. Последнее измерение соответствует окончанию процесса плавления. Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите удельную теплоту плавления вещества.
  1. На рисунке 145 приведена схема участка электрической цепи. Определите показания амперметра, если вольтметр показывает
  2. Проводник, по которому протекает электрический ток, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (рис. 146). Какая из магнитных стрелок в магнитном поле, созданным проводником с током, изображена правильно?
  3. Луч света переходит через границу раздела двух сред (рис. 147). В каком направлении — 1, 2 или 3 — будет распространяться преломлённый луч, если среда I оптически менее плотная, чем среда II?
  4. При отсутствии теплопередачи газ, находящийся в сосуде с подвижным поршнем, расширился. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА: A) масса газа, Б) плотность газа, B) внутренняя энергия газа
    ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ: 1) увеличится, 2) уменьшится, 3) не изменится.

Ответы на контрольную работу

Физика 8 Контрольная работа 5 (Марон)

Физика 8 Контрольная работа 5 (авт. Марон). ИТОГОВАЯ контрольная работа по физике в 8 классе к учебнику А.В. Перышкина с ОТВЕТАМИ. Разделы учебника: Тепловые, электрические, электромагнитные и световые явления.

Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,

чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!


Вариант 14

Часть 1

При выполнении заданий 2–5, 8, 11–14, 17–18 и 20–21 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 запишите в виде числа с учетом указанных в ответе единиц.

Для каждого понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

Физические понятия Примеры
А) физическая величина 1) джоуль
Б) единица физической величины 2) ионизация
В) прибор для измерения физической величины 3) электрический ток
4) электрический заряд
5) электрометр

На рисунке представлен график зависимости скорости и от времени t для четырёх тел, движущихся вдоль оси Ох.

Вариант 14

Какое тело движется с ускорением, равным по модулю 1 м/с 2 ?

1) только тело В

2) только тело Г

3) только тело Б

Снаряд, импульс которого р был направлен вертикально вниз, разорвался на два осколка. Импульс одного осколка р1 в момент разрыва был направлен горизонтально. Какое направление имел импульс р2 второго осколка

Вариант 14

Камень, брошенный с поверхности земли вертикально вверх, достигает максимальной высоты и возвращается назад. Какой из графиков соответствует зависимости модуля скорости от времени в процессе движения камня вверх?

1) 2) 3) 4)

Одно из колен U-образного манометра соединили с сосудом, наполненным газом. Атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Чему равно давление газа в сосуде? В качестве жидкости в манометре используется ртуть.

Вариант 14

1) 1160 мм рт. ст.

Четыре тела движутся вдоль оси Ох. На рисунке представлены графики зависимости проекции скорости vx от времени t для этих тел.

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Тело 1 движется с ускорением.

2) Тело 4 находится в состоянии покоя.

3) От начала отсчёта до момента времени, соответствующего точке А на графике, тело 3 по сравнению с телом 1 прошло больший путь.

4) Точка В на графике соответствует встрече тел 2 и 3.

5) Тело 1 начало свое движение из начала координат.

Какова средняя мощность силы тяжести при падении камня массой 200 г с высоты 5 м?

Горячая вода находится в кастрюле, закрытой крышкой. В каком случае она остынет быстрее?

1) если ее поставить на лед

2) если лёд положить на крышку

3) если лед приложить к кастрюле сбоку

4) результат не зависит от того, где поместить лед

На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания льда. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

Вариант 14

1) В точке С лед находится в твердом состоянии

2) Процесс ВС осуществляется без теплообмена

3) Участок графика CD соответствует нагреванию воды

4) В точке D лед находится в жидком состоянии

5) Участок графика АВ соответствует процессу плавлени льда

Металлический брусок массой 200 г опускают в калориметр с водой объёмом 0,5 л. Температура воды при этом понизилась на 1 °С, бруска — возросла на 26 °С. Из какого металла изготовлен брусок?

На рисунке изображены одинаковые точечные заряды 1 и 2. Каков модуль равнодействующей силы, действующей на заряд 3, помещённый в середине отрезка, соединяющего заряды 1 и 2?

На рисунке представлена зависимость силы тока, протекающего в проводнике, от времени.

Чему равен заряд, протекающий через поперечное сечение проводника в интервале времени от 0 до 10 с?

Металлический проводник подвешен на упругих пружинках и помещён между полюсами магнита. Если пропустить электрический ток через проводник, то

Вариант 14

1) растяжение пружинок увеличится

2) растяжение пружинок уменьшится

3) растяжение пружинок может увеличиться, может уменьшится

4) растяжение пружинок не изменится

После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 меняется на 1' и 2'.

Вариант 14

Какой оптический прибор находится за ширмой?

1) рассеивающая линза

2) собирающая линза

3) плоское зеркало

4) плоскопараллельная стеклянная пластина

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

Вариант 14

1) При равных размерах самым лёгким окажется проводник из серебра.

2) При равных размерах самое маленькое электрическое сопротивление будет иметь проводник из серебра.

3) Проводники из латуни и нихрома одинакового размера имеют одинаковую массу, но разные электрические сопротивления.

4) Чтобы при равной длине проводник из железа имел одинаковое электрическое сопротивление с проводником из никелина, он должен иметь в 4 раза большую площадь поперечного сечения.

5) При равной площади поперечного сечения проводник из константана длиной 5 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 4 м.

Два параллельно соединённых резистора подключены к батарейке (см. рис.). Сопротивление первого резистора в 4 раза больше сопротивления второго резистора: R1 = 4R2. Найдите отношение количества теплоты, выделившегося на первом резисторе, к количеству теплоты, выделившегося на втором резисторе, за один и тот же промежуток времени.

Контейнер с радиоактивным препаратом помещают в магнитное поле, в результате чего радиоактивное излучение распадается на три пучка. Каким видам излучения соответствуют пучки 1, 2 и 3?

Вариант 14

1) 1 — гамма-излучение, 2 — альфа-излучение, 3 — бета-излучение

2) 1 — бета-излучение, 2 — альфа-излучение, 3 — гамма-излучение

3) 1 — альфа-излучение, 2 — гамма-излучение, 3 — бета-излучение

4) 1 — бета-излучение, 2 — гамма-излучение, 3 — альфа-излучение

При исследовании зависимости силы трения от силы нормального давления бруска на опору ученик измерял силу трения, возникающую при движении деревянных брусков различного веса. Результаты опытов он внёс в таблицу.

Вес бруска, Р, Н0,51,52,53,5
Сила трения, F, Н0,20,611,4

Каков характер зависимости силы трения от силы нормального давления?

1) Зависимость между этими силами отсутствует.

2) Сила трения обратно пропорциональна силе нормального давления.

3) Сила трения пропорциональна квадрату веса бруска.

4) Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления.

Ученик изучал силы упругости, возникающие при подвешивании грузов разной массы к пружинкам 1 и 2 одинакового размера, но сделанным из разного материала.

Результаты прямых измерений массы груза m и удлинения (l~l0) пружинок, а также косвенные измерения коэффициента жёсткости k представлены в таблице.

Вариант 14

Выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.

1) Жёсткость не зависит от размеров пружины.

2) Удлинение пружины не зависит от массы подвешиваемого груза.

3) Жёсткость обратно пропорциональна массе подвешиваемого груза.

4) Удлинение пружины прямо пропорционально массе подвешиваемого груза.

5) Жёсткость зависит от упругих свойств материала пружины.

Рассмотрим простейший опыт, демонстрирующий возникновение индукционного тока в замкнутом витке из провода, помещённом в изменяющееся магнитное поле. Судить о наличии в витке индукционного тока можно по нагреванию проводника. Если, сохраняя прежние внешние размеры витка, сделать его из более толстого провода, то сопротивление витка уменьшится, а индукционный ток возрастет. Мощность, выделяемая в витке в виде тепла, увеличится.

Индукционные токи при изменении магнитного поля возникают и в массивных образцах металла, а не только в проволочных контурах. Эти токи обычно называют вихревыми токами, или токами Фуко, по имени открывшего их французского физика. Направление и сила вихревого тока зависят от формы образца, от направления и скорости изменяющегося магнитного поля, от свойств материала, из которого сделан образец. В массивных проводниках вследствие малости электрического сопротивления токи могут быть очень большими и вызывать значительное нагревание.

Если поместить внутрь катушки массивный железный сердечник и пропустить по катушке переменный ток, то сердечник нагревается очень сильно. Чтобы уменьшить нагревание, сердечник набирают из тонких пластин, изолированных друг от друга слоем лака. Токи Фуко используются в индукционных печах для сильного нагревания и даже плавления металлов. Для этого металл помещают в переменное магнитное, поле, создаваемое током частотой 500-2000 Гц.

Тормозящее действие токов Фуко используется для создания магнитных успокоителей - демпферов. Если под качающейся в горизонтальной плоскости магнитной стрелкой расположить массивную медную пластину, то возбуждаемые в медной пластине токи Фуко будут тормозить колебания стрелки. Магнитные успокоители такого рода используются в гальванометрах и других приборах.

Медная пластина, подвешенная на длинной изолирующей ручке, совершает свободные колебания. Если пластину отклонить от положения равновесия и отпустить так, чтобы она вошла со скоростью v в пространство между полюсами постоянного магнита, то

Вариант 14

1) колебания пластины резко затухнут

2) частота колебаний пластины возрастёт

3) амплитуда колебаний пластины увеличится

4) пластина будет совершать обычные свободные колебания

Пользуясь текстом, выберите из приведенных ниже утверждений верное утверждение и укажите его номер.

1) Сила вихревого тока, возникающего в массивном проводнике, помещённом в переменное магнитное поле, зависит только от формы проводника.

2) Сила вихревого тока, возникающего в массивном проводнике, помещённом в переменное магнитное поле, зависит только от материала проводника.

3) В основе работы демпферов лежит магнитное действие токов Фуко.

4) Индукционный ток в проволочном витке возрастет, если, сохраняя прежние внешние размеры витка, сделать его из более тонкого провода.

Часть 2.

При выполнении задания 22 с развернутым ответом запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

Какой железный сердечник будет больше нагреваться в переменном магнитном поле: сердечник, набранный из тонких изолированных пластин или сплошной сердечник?

2. Сплошной сердечник будет нагреваться больше, поскольку он имеет меньшее электрическое сопротивление, чем сердечник, набранный из тонких изолированных пластин. Соответственно, сила вихревого тока в нем будет больше

При выполнении заданий 23–26 запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней одновременно три груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

При выполнении задания:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;

4) запишите числовое значение жёсткости пружины.

Вариант 14

Задание 24 представляет собой вопрос, на которых необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

Кружка с водой плавает в кастрюле с водой. Закипит ли вода в кружке, если кастрюлю поставить на огонь? Ответ поясните.

1. Ответ: вода в кружке не закипит.

2. Объяснение: вода в кружке нагреется до температуры кипения (100°С), получая тепло от более горячей воды в кастрюле. Далее вода в кастрюле закипит, получая непрерывный приток тепла от более нагретого тела (нагретого пламенем дна кастрюли). Вода в кружке кипеть не будет, так как не будет притока тепла, необходимого для парообразования, из-за отсутствия перепада температур.

Для заданий 25–26 необходимо написать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

Тело из алюминия, внутри которого имеется воздушная полость, плавает в воде, погрузившись в воду на 0,54 своего объёма. Объём тела (включая полость) равен 0,04 м3. Найдите объём воздушной полости.

Вариант 14

В электрочайнике с сопротивлением нагревательного элемента 12,1 Ом находится 0,6 кг воды при 20 °С. Чайник включили в сеть с напряжением 220 В и забыли выключить. Через сколько времени вода полностью выкипит, если КПД установки 60% ?

Вариант 14


Здесь появится результат первой части.

Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения.

Делитесь своими результатами решений или спрашивайте, как выполнить отдельное задание. Спасибо, что ведете себя культурно!

Варианты впр «ВПР 11 класс 30 вариант» (физика)

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

относительная влажность воздуха, барометр-анероид, гигрометр,

внутренняя энергия, фаза колебаний, мензурка.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его ускорения от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Знак ускорения на протяжении всего пути не изменялся.

2) Первые 4 с автомобиль набирает скорость.

3) В первые 2 с автомобиль движется с наименьшим по модулю ускорением.

4) На протяжении всего пути автомобиль движется равноускоренно.

5) В период 4-6 с автомобиль движется в противоположную сторону относительно первоначального движения.

3. На рисунке изображены три сосуда с жидкостями. Площади дна каждого из сосудов равны. В первом сосуде находится эфир (плотность равна 710 кг/м 3 ); во втором — бензин (плотность равна 710 кг/м 3 ); в третьем — вода. Сравните давления жидкостей p1, p2 и p3 на дно соответствующего сосуда. В ответ запишите номера сосудов.

4. Жидкий нафталин медленно охлаждался в стакане. В таблице приведены результаты измерений его температуры с течением времени.

В каком(-их) агрегатном(-ых) состоянии(-ях) находился нафталин через 12 мин. после начала измерений температуры?

5. По прямому горизонтальному проводнику, висящему на длинных тонких проволоках, пропускают электрический ток от батарейки. К проводнику подносят постоянный подковообразный магнит. В какую сторону (вправо, влево, вверх, вниз) отклонится висящий проводник? Нарисуйте действующую на проводник силу.

6. Наблюдение за препаратом свинца показало, что за 3,3 ч от исходного большого количества ядер свинца распадается примерно половина. Каков период полураспада ядер атомов свинца ?

7. Медный проводник подвесили на упругих пружинках и поместили между полюсами магнита (см. рисунок).

Как изменится модуль силы Ампера и растяжение пружинок при изменении направления электрического тока, пропускаемого через проводник? Сила тока через проводник остаётся неизменной.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

8. В катушку, замкнутую на гальванометр, вносят постоянный магнит, южный полюс которого находится внизу (рис. 1). При движении магнита в катушке наблюдают возникновение индукционного тока, который фиксируется гальванометром. График зависимости индукционного тока в катушке от времени представлен на рис. 2.

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) В промежутке времени от t1 до t2 магнит покоится относительно катушки.

2) В промежутке времени от t1 до t2 магнит движется относительно катушки равномерно, а в промежутке от t2 до t3 — равноускоренно.

3) В промежутке времени от t2 до t3 гальванометр отодвигают от катушки.

4) В промежутке времени от t2 до t3 магнит движется относительно катушки с меньшей скоростью, чем в промежутке от 0 до t1.

5) В промежутке времени от t2 до t3 южный полюс магнита выдвигают из катушки.

9. Многие педиатры советуют в любое время года температуру в детской комнате поддерживать на уровне 18–22 °С. Нормой относительной влажности воздуха в квартире для ребёнка считается 50–70%. Психрометрический гигрометр, помещённый в детской комнате, даёт показания сухого термометра 20 °С. При каких показаниях влажного термометра требования к указанным нормам будут соблюдены? Для решения используйте данные психрометрической таблицы.

10. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Нижняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст.,а верхняя шкала — в кПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы барометра.

Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

11. Для проведения опыта Кирилл использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. В первый стакан он налил простую воду, во второй – не очень крепкий раствор поваренной соли в воде, в третий — насыщенный раствор соли. Далее он поочерёдно опускал яйцо в стаканы (см. рисунок).

Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

Вам необходимо исследовать, зависит ли электрическое сопротивление проводника от его длины. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

− набор из шести проводников, изготовленных из разных проволок, характеристики которых приведены в таблице.

Номер
проводника

Длина
проводника, см

Площадь поперечного
сечения проводника, мм 2

Материал, из которого
изготовлен проводник

1. Зарисуйте схему электрической цепи. Укажите номера используемых проводников (см. таблицу).

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13. Установите соответствие между наблюдаемыми природными явлениями и объясняющими их физическими явлениями. Для каждого природного явления из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

А) красный цвет Солнца на закате

Б) радужная окраска некоторых раковин, крыльев стрекоз и бабочек

1) дисперсия света

2) рассеяние света

3) интерференция света

4) поляризация света

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Почему в инструкции рекомендуется помещать в нагреваемую жидкость пластмассовую ложку?

Прочитайте фрагмент инструкции к микроволновой печи и выполните задания 14 и 15.

15. Почему в инструкции людям с кардиостимуляторами запрещается слишком близко приближаться к микроволновой печи?

16. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

Максимум излучения тела, нагретого до температуры 4500 К лежит в __________ диапазоне, а максимум излучения тела, нагретого до температуры 6000 К лежит в ____________ диапазоне.

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Цветовое зрение

Любои ̆ объект излучает электромагнитные волны в очень широком диапазоне частот. При этом интенсивность излучения напрямую зависит от температуры объекта (рис. 1).

Максимум излучения Солнца, поверхность которого имеет температуру около 6000 К, приходится на диапазон длин волн, которые в процессе эволюции определили цветовое зрение человека.

Среди органов чувств глаз занимает особое место. На долю зрения приходится до 80% информации, воспринимаемои ̆ организмом извне. Человек с помощью зрения воспринимает размеры предметов, их форму, расположение в пространстве, д вижение, а, главное, цвет.

Приемниками светового излучения человека служат колбочки (фоторецепторы тре ̈ х типов) и палочки (фоторецепторы одного типа).

Колбочки, в зависимости от их спектральнои ̆ чувствительности, подразделяются на три типа и обозначаются г реческими буквами ρ, γ и β. Максимумы спектральнои ̆ чувствительности этих типов колбочек находятся в тре ̈ х разных спектральных участках: красном, зеле ̈ ном и синем (рис. 2).

Спектры поглощения показывают вероятность поглощения фотона для даннои ̆ длины волны. Спектры поглощения перекрываются, а это означает, что зрительная система в состоянии различить частоту волны, сравнивая количества погл ощения энергии разных видов колбочек.

Палочки, расположенные по периферии сетчатки, играют основную роль в создании ахроматических зрительных образов. Палочки обладают высокои ̆ чувствительностью к свету, воспринимают волны с малои ̆ амплитудои ̆ , но не умеют различать их длину, то есть результат восприятия волн разнои ̆ длины у всех палочек одинаков.

17. Какой вид колбочек воспринимает видимый свет с длиной волны 650 нм?

В ответе укажите цвет, с которым ассоциируют данные колбочки. Например, «синие».

18. Для изучения интенсивности излучения на отдельных участках спектра от нагретых тел используют термоэлементы. Чувствительная часть фотоэлемента покрыта налётом сажи, которая поглощает все падающее на неё излучение. Измеряя нагревание фотоэлемента на отдельных участках спектра, можно судить о распределении энергии по спектру.

Можно ли судить о распределении энергии, например, в линейчатом спектре нагретого атомарного газа, визуально наблюдая и сравнивая яркость отдельных линий в видимой части спектра? Ответ поясните.

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

относительная влажность воздуха, барометр-анероид, гигрометр,

внутренняя энергия, фаза колебаний, мензурка.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Решение. Возможный ответ:

Приборы для измерения физических величин — барометр-анероид, гигрометр, мензурка.

Физические величины — относительная влажность воздуха, внутренняя энергия, фаза колебаний.

2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его ускорения от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Знак ускорения на протяжении всего пути не изменялся.

2) Первые 4 с автомобиль набирает скорость.

3) В первые 2 с автомобиль движется с наименьшим по модулю ускорением.

4) На протяжении всего пути автомобиль движется равноускоренно.

5) В период 4-6 с автомобиль движется в противоположную сторону относительно первоначального движения.

Решение. 1) Знак ускорения на протяжении всего пути изменялся: с положительного на отрицательный. Утверждение не верно.

2) Первые 4 с автомобиль набирает скорость. Утверждение верно.

3) В последние 2 с автомобиль движется с наименьшим по модулю ускорением. Утверждение не верно.

4) На протяжении всего пути автомобиль движется равноускоренно. Утверждение верно.

5) В период 4-6 с автомобиль не движется в противоположную сторону относительно первоначального движения. Утверждение не верно.

3. На рисунке изображены три сосуда с жидкостями. Площади дна каждого из сосудов равны. В первом сосуде находится эфир (плотность равна 710 кг/м 3 ); во втором — бензин (плотность равна 710 кг/м 3 ); в третьем — вода. Сравните давления жидкостей p1, p2 и p3 на дно соответствующего сосуда. В ответ запишите номера сосудов.

Решение. Во всех сосудах высота столба жидкости одинакова. Давление жидкости зависит прямо пропорционально от плотности жидкости. В 1 и 2 сосудах плотности жидкостей одинаковы, поэтому давление одинаково. В сосуде 3 плотность наибольшая, потому давление наибольшее.

4. Жидкий нафталин медленно охлаждался в стакане. В таблице приведены результаты измерений его температуры с течением времени.

В каком(-их) агрегатном(-ых) состоянии(-ях) находился нафталин через 12 мин. после начала измерений температуры?

Решение. Из таблицы следует, что в течение некоторого промежутка времени температура нафталина не менялась. Следовательно, происходил процесс кристаллизации при температуре 80 °С. Через 12 мин нафталин имел температуру ниже температуры плавления, следовательно, находился в твердом состоянии.

5. По прямому горизонтальному проводнику, висящему на длинных тонких проволоках, пропускают электрический ток от батарейки. К проводнику подносят постоянный подковообразный магнит. В какую сторону (вправо, влево, вверх, вниз) отклонится висящий проводник? Нарисуйте действующую на проводник силу.

Решение. Ток в проводнике течет от плюса к минусу, на рисунке — к наблюдателю. Магнитные линии направлены от N к S, на рисунке вниз. По правилу левой руки сила Ампера направлена вправо.

6. Наблюдение за препаратом свинца показало, что за 3,3 ч от исходного большого количества ядер свинца распадается примерно половина. Каков период полураспада ядер атомов свинца ?

Решение. По определению период полураспада — промежуток времени, за который распадается половина ядер. Значит, период полураспада равен 3,3 ч.

7. Медный проводник подвесили на упругих пружинках и поместили между полюсами магнита (см. рисунок).

Как изменится модуль силы Ампера и растяжение пружинок при изменении направления электрического тока, пропускаемого через проводник? Сила тока через проводник остаётся неизменной.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. При изменении направления электрического тока модуль силы Ампера не изменится (3). Но изменится направление силы Ампера. По правилу левой руки первоначально сила Ампера была направлена вниз. При изменении направления силы тока сила Ампера станет направленной вверх. Следовательно, сила натяжения пружинок уменьшится (2).

8. В катушку, замкнутую на гальванометр, вносят постоянный магнит, южный полюс которого находится внизу (рис. 1). При движении магнита в катушке наблюдают возникновение индукционного тока, который фиксируется гальванометром. График зависимости индукционного тока в катушке от времени представлен на рис. 2.

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) В промежутке времени от t1 до t2 магнит покоится относительно катушки.

2) В промежутке времени от t1 до t2 магнит движется относительно катушки равномерно, а в промежутке от t2 до t3 — равноускоренно.

3) В промежутке времени от t2 до t3 гальванометр отодвигают от катушки.

4) В промежутке времени от t2 до t3 магнит движется относительно катушки с меньшей скоростью, чем в промежутке от 0 до t1.

5) В промежутке времени от t2 до t3 южный полюс магнита выдвигают из катушки.

Решение. Изменение магнитного поля вызывает ток в катушке. То есть внесение и вынесение из катушки магнита любым полюсом вызовет появление тока в катушке. Чем больше скорость изменения магнитного поля, тем сильнее ток, возникающий в катушке. Выдвижение и внесение в катушку одного и того же полюса магнита должно вызывать токи противоположного направления, то есть амперметр должен отклоняться в разные стороны. При этом внесение в катушку различных полюсов магнита должно также вызывать токи различного направления.

Таким образом, можно сказать, что верны утверждения 1 и 5.

9. Многие педиатры советуют в любое время года температуру в детской комнате поддерживать на уровне 18–22 °С. Нормой относительной влажности воздуха в квартире для ребёнка считается 50–70%. Психрометрический гигрометр, помещённый в детской комнате, даёт показания сухого термометра 20 °С. При каких показаниях влажного термометра требования к указанным нормам будут соблюдены? Для решения используйте данные психрометрической таблицы.

Решение. Сухой термометр показывает температуру воздуха в комнате 20 °С, что соответствует рекомендуемой норме. Влажный термометр может при этом показывать 16–14 °С, что соответствует рекомендуемой относительной влажности воздуха (66–51%).

10. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Нижняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст.,а верхняя шкала — в кПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы барометра.

Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Решение. Цена деления барометра по нижней шкале равнялась 1 мм рт. ст. Показание барометра 766 мм рт. ст. С учетом погрешности атмосферное давление равно мм рт. ст.

11. Для проведения опыта Кирилл использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. В первый стакан он налил простую воду, во второй – не очень крепкий раствор поваренной соли в воде, в третий — насыщенный раствор соли. Далее он поочерёдно опускал яйцо в стаканы (см. рисунок).

Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

Решение. Выталкивающая сила, действующая на яйцо со стороны жидкости, зависит от её плотности.

Вам необходимо исследовать, зависит ли электрическое сопротивление проводника от его длины. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

− набор из шести проводников, изготовленных из разных проволок, характеристики которых приведены в таблице.

Варианты впр «ВПР 11 класс 44 вариант» (физика)

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

испарение, кинетическая энергия, момент силы, дифракция, бета-распад, ускорение.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

2. Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответе их номера.

1) Тело движется ускоренно под действием силы трения покоя, сообщаемое этой силой ускорение сонаправлено силе трения покоя.

2) Для конденсации жидкости ей необходимо сообщить некоторое количество теплоты.

3) При размыкании цепи, содержавшей катушку с железным сердечником, по которой шёл постоянный ток, наблюдается явление самоиндукции.

4) Просветление линз и объективов базируется на законах геометрической оптики.

5) Фотоны обладают ненулевой массой и могут двигаться в вакууме со скоростями, меньшими или равными 300 000 км/с.

3. На рисунке изображены три сосуда с жидкостями. Площади дна каждого из сосудов равны. В первом сосуде находится эфир (плотность равна 710 кг/м 3 ); во втором — бензин (плотность равна 710 кг/м 3 ); в третьем — вода. Сравните давления жидкостей p1, p2 и p3 на дно соответствующего сосуда. В ответ запишите номера сосудов.

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

При абсолютно упругом ударе полная механическая энергия __________. При абсолютно неупругом ударе полная механическая энергия __________, полный импульс системы __________.

На рисунке изображены три пары одинаковых лёгких шариков, заряды которых равны по модулю и равномерно распределены по поверхности. Шарики подвешены на шёлковых нитях. Знак заряда одного из шариков каждой пары указан на рисунке. В каком(-их) случае(-ях) заряд другого шарика отрицателен?

6. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, определите, ядра какого элемента участвуют в ядерной реакции:

С вершины наклонной плоскости из состояния покоя скользит с ускорением лёгкая коробочка, в которой находится груз массой m (см. рисунок). Как изменятся ускорение и модуль работы силы трения при перемещении коробочки от вершины до основания наклонной плоскости, если в коробочке будет лежать груз массой 5m?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Модуль работы силы трения

8. На рисунке представлен график зависимости координаты x от времени t для тела, двигавшегося вдоль оси 0x.

Выберите два утверждения, которые верно описывают происходящие процессы в веществе.

1) Участок ВС графика соответствует состоянию покоя тела.

2) В моменты времени t1 и t3 тело двигается в противоположные стороны.

3) В момент времени t1 тело покоится.

4) Перемещение тела за всё время движения равно нулю.

5) Точка В на графике соответствует положению тела, более удалённому от начала координат, чем точка А.

9. Космический аппарат выдерживает внешнее давление, соответствующее давлению при погружении в море до глубины 800 м. Плотность морской воды равна 1030 кг/м 3 . В атмосфере каких из планет земной группы Солнечной системы мог бы работать аппарат, не испытывая механических повреждений? 1 атм. = 101 300 Па. Запишите решение и ответ.

Химический состав
(объёмные проценты
по отношению к
средней плотности ρ)

Средняя
молекулярная масса

Температура
у поверхности
(в средних широтах)
Tmax (К)
Tmin (К)

Среднее давление
у поверхности
P (атм.)

10. Ученик исследовал зависимость удлинения пружины от массы груза, подвешенного к пружине. Груз неподвижен. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике.

Каков приблизительно коэффициент упругости пружины?

11. На уроке провели следующий опыт. В сосуде, закрытом пробкой, через которую пропущен шланг насоса, находится небольшое количество воды. При нагнетании насосом в сосуд воздуха давление в сосуде возрастает и пробка резко вылетает из сосуда. При этом в сосуде наблюдается образование тумана (см. рисунок).

Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

В катушку индуктивности вносят магнит. При этом в её обмотке возникает индукционный ток. Вам необходимо исследовать, зависит ли направление индукционного тока, возникающего в катушке, от величины модуля вектора магнитной индукции, пронизывающего катушку. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

− амперметр (на шкале которого «0» посередине);

− три одинаковых полосовых магнита;

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13. Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) открытие явления внешнего фотоэффекта

Б) экспериментальное исследование внешнего фотоэффекта

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Какое физическое явление обуславливает работу динамического микрофона?

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Микрофон — электроакустический прибор, преобразующий акустические колебания в электрический сигнал. Принцип работы микрофона заключается в том, что давление звуковых колебаний воздуха, воды или твёрдого вещества действует на тонкую мембрану микрофона. В свою очередь, колебания мембраны возбуждают электрические колебания; в зависимости от типа микрофона для этого используются явление электромагнитной индукции, изменение ёмкости конденсаторов или пьезоэлектрический эффект.

Динамический (электродинамический) микрофон — микрофон, сходный по конструкции с динамическим громкоговорителем. Он представляет собой мембрану, соединённую с проводником, который помещен в сильное магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом. Колебания давления воздуха (звук) воздействуют на мембрану и приводят в движение проводник. Когда проводник пересекает силовые линии магнитного поля, в нём наводится ЭДС индукции. ЭДС индукции пропорциональна как амплитуде колебаний мембраны, так и частоте колебаний. В отличие от конденсаторных, динамические микрофоны не требуют фантомного питания. Также динамический микрофон делится на два типа по типу проводника: катушечный и ленточный. В электродинамическом микрофоне катушечного типа диафрагма соединена с катушкой, находящейся в кольцевом зазоре магнитной системы. При колебаниях диафрагмы под действием звуковой волны витки катушки пересекают магнитные силовые линии, и в катушке наводится переменная ЭДС. Такой микрофон надёжен в эксплуатации. В электродинамическом микрофоне ленточного типа вместо катушки в магнитном поле располагается гофрированная ленточка из алюминиевой фольги. Такой микрофон применяется главным образом в студиях звукозаписи.

Конденсаторный микрофон — микрофон, действие которого основано на использовании свойств электрического конденсатора (накопления заряда и энергии электрического поля). Используется в основном в студийной звукозаписи. Представляет собой конденсатор, одна из обкладок которого выполнена из эластичного материала (обычно — полимерная плёнка с нанесённой металлизацией). При звуковых колебаниях вибрации эластичной обкладки изменяют ёмкость конденсатора. Если конденсатор заряжен (подключён к источнику постоянного напряжения), то изменение ёмкости конденсатора приводит к изменению запасённого заряда и возникновению токов заряда, которые и являются полезным сигналом, поступающим с микрофона на усилитель. Для работы такого микрофона между обкладками должно быть приложено поляризующее напряжение, 50-60 вольт в более старых микрофонах, а в моделях после 1960—1970-х годов — 48 вольт. Такое напряжение питания считается стандартом, именно с таким фантомным питанием выпускаются предусилители и звуковые карты. Конденсаторный микрофон имеет очень высокое выходное сопротивление. В связи с этим, в непосредственной близости к микрофону (внутри его корпуса) располагают предусилитель с высоким (порядка 1 ГОм) входным сопротивлением, выполненный на электронной лампе или полевом транзисторе, который также обеспечивает балансное подключение микрофона к остальной звукоусиливающей аппаратуре. Как правило, напряжение для поляризации и питания предусилителя подаётся по сигнальным проводам (фантомное питание).

Пьезоэлектрические микрофоны — микрофоны, работающие на пьезоэлектрическом эффекте. При деформации пьезоэлектриков на их поверхности возникают электрические заряды, величина которых пропорциональна деформирующей силе. Пластинки из искусственно выращенных кристаллов служат основным рабочим элементом пьезоэлектрических микрофонов. По характеристикам пьезоэлектрические микрофоны уступают большинству конденсаторных и электродинамических микрофонов, однако в некоторых сферах подобные микрофоны всё же применяются, например в бюджетных или устаревших гитарных звукоснимателях.

15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Микрофон преобразует электрический сигнал в акустические колебания.

2) Динамический микрофон делится на два типа по типу проводника: катушечный и ленточный.

3) Конденсаторный микрофон имеет очень высокое выходное сопротивление.

4) Пьезоэлектрические микрофоны часто используются в студиях звукозаписи.

16. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

Для устранения хроматических _____________ в качестве объектива в оптической схеме телескопа Ньютона использовалось _________ зеркало.

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Рассмотрим некоторые погрешности (аберрации), которые дают оптические приборы, основанные на использовании линз: сферические и хроматические аберрации.

На практике часто приходится применять собирающие линзы большого диаметра, позволяющие собрать широкие световые потоки. Однако в этом случае не удаётся получить резкое изображение источника (рис. 1). Как бы мы ни перемещали экран (Э), на нём получается довольно расплывчатое изображение. И только ограничив пучки, падающие на линзу, с помощью диафрагмы Д (непрозрачного экрана с отверстием), можно получить достаточно резкое изображение источника (рис. 2). Погрешность, связанная с тем, что линза большого диаметра даёт изображение точечного источника S не в виде точки, а в виде расплывчатого светлого пятна, называется сферической аберрацией.

Хроматическая аберрация связана с тем, что показатель преломления световых лучей в стекле зависит от длины волны: красные лучи преломляются слабее, чем зелёные, зелёные – слабее, чем фиолетовые. Из-за этого изображение в линзе получается окрашенным.

Рассмотрим, как можно убрать хроматическую аберрацию в оптических телескопах. Телескоп состоит из двух основных частей – объектива и окуляра. В первых телескопах (т.н. рефракторных) в качестве объектива использовалась собирающая линза. В фокусе объектива формируется действительное изображение весьма удалённого источника света (например, звезды). Чтобы разглядеть полученное с помощью объектива изображение, используется окуляр. В качестве окуляра может использоваться собирающая линза, действующая как лупа. На рис. 3 представлен ход лучей в телескопе И. Кеплера (1611 г.).

С помощью телескопа Кеплера яркие звёзды наблюдатель увидит как сине-зелёные точки (к сине-зелёной части спектра человеческий глаз наиболее чувствителен ночью), окружённые красной и синей каймой.

Чтобы устранить искажения изображения, связанные с хроматической аберрацией, И. Ньютон в 1668 году предложил новую модель телескопа – рефлекторный телескоп, в котором вместо собирающей линзы использовалось вогнутое зеркало (рис. 4).

17. Из-за хроматической аберрации для световых волн различной длины образуются разные фокусы. На рисунке показано прохождение световых волн фиолетового, зелёного и красного участков спектра через собирающую линзу. Какая из точек (А, В, С) является фокусом для волн красного цвета?

18. Можно ли получить изображение звезды на экране, если его поместить на место глаза возле окуляра рефлекторного телескопа И. Ньютона? Ответ поясните.

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

испарение, кинетическая энергия, момент силы, дифракция, бета-распад, ускорение.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Читайте также: