Металлический щелчок при трогании с места

Обновлено: 21.09.2024

Судя по нашему опыту, часть поломок можно обнаружить только в момент старта автомобиля. Почему в это время все выходит наружу? Потому что узлы и механизмы в один момент испытывают высокую нагрузку. Тут и появляется стук при трогании с места. Обычно это характерный признак неисправности трансмиссии и подвески. Но иногда посторонние шумы вызывают не зажатые резьбовые соединения. Разберем все причины и попытаемся понять, что с этим делать.

Перечень возможных причин

Вспомним первый закон Ньютона из физики. Каждое тело, которое находится в покое, стремится остаться в своем положении. Когда мы нажимаем на педаль газа, авто начинает «сопротивляться». Рулевое управление, трансмиссия, коробка передач и прочие механизмы выходят из инертного состояния. Там, где есть проблемы, появляется одиночный стук. Хорошо, если это плохо затянутый болт защиты картера. Тогда риски минимальны. А если разболтались рулевые наконечники? Управлять машиной станет невозможно. Поэтому обязательно нужно найти причину.

Подвеска

В системе много подвижных деталей. Подвеска должна обеспечивать связь несущей части транспортного средства с мостами и колесами, гасить колебания, вызванные неровностями на дороге. Со временем узлы изнашиваются. В местах соединений появляется люфт.

Схема подвески автомобиля

Подвеска автомобиля

Опоры амортизаторов

Резинометаллические элементы должны удерживать пружины и стойки. Постепенно материал деградирует. Образуются микротрещины и появляется биение. Его легко диагностировать, если нажать на переднюю или заднюю часть автомобиля и «покачать» вниз‐вверх. Можно провести визуальный осмотр. Неисправные опоры придется поменять.

Сайлентблоки рычагов

Это две втулки, между которыми залит упругий материал, обычно резина. Они соединяют между собой узлы подвески. От постоянных нагрузок, перепадов температур резина теряет жесткость. Тогда втулки бьются о металлические детали. Появляется резкий стук. Первым делом нужно проверить состояние сайлентблоков на глаз, а потом прощупать места соединений монтажной лопаткой.

Порванный сайлентблок

Порванный сайлентблок

Шаровые опоры

Металлический стержень размещен в стальном корпусе. Между двумя элементами расположен полимерный или пластиковый вкладыш. Когда вкладыш изнашивается, палец начинает стучать о корпус. Нужно поднять колесо домкратом и покачать вверх‐вниз. Если шумит, значит шарнир отслужил свое. При прокрутке колеса слышен гул? Вышел из строя подшипник ступицы. Дополнительные признаки неисправности шаровой опоры.

Ослабленные крепежи

От постоянной вибрации, которая возникает при движении автомобиля, резьбовые соединения развинчиваются. Болты и гайки стабилизатора, стоек и рычагов могут стать причиной раздражающего дребезжания в момент трогания с места. Для диагностики следует загнать машину на яму или поднять в автосервисе с помощью специального оборудования.

Рулевое управление

Система отвечает за управляемость машины. Поэтому советуем уделять ей повышенное внимание. Звуки на старте способна вызвать только одна группа элементов. Про них и расскажем.

Рулевое управление авто

Схема рулевого управления автомобиля

Наконечники рулевой тяги

При старте движения четко ощущается удар в руль. Тут может быть пара причин: разболтались шарниры или открутились гайки крепления к сошкам. Чтобы обнаружить неисправность, нужно поставить авто на домкрат и подвигать колесо внутрь‐наружу. При этом резинометаллический шарнир не должен смещаться относительно тяги. Вот подробности о том, как проверить рулевые наконечники.

Информация. Основная характеристика рулевого управления — суммарный люфт. Он не должен превышать 10°.

Трансмиссия

Система отвечает за передачу мощности от силового агрегата. Карданные валы и прочие элементы постоянно вращаются, а значит, подвержены быстрому износу. Когда это случается, можно услышать стук во время начала движения.

Схема трансмиссии авто

Трансмиссия автомобиля

Внутренние ШРУСы

Монотонный однократный шум часто возникает в автомобилях с передним приводом. Дело в деградации приводных шарниров, которые расположены ближе к КПП — коробке передач. Внешние ШРУСы хрустят во время поворотов. Машину нужно загнать на яму, прокрутить приводные валы, проверить пыльники и смазку. Если деталь выработала ресурс — нужна замена.

Диск сцепления

Основная причина появления шума состоит в том, что пластинчатые пружины, на которых закреплены фрикционные накладки, перестали обеспечивать плавное разжимание. В результате в момент переключения передач и при трогании можно услышать глухой удар в районе КПП. Чтобы устранить неисправность, следует снять коробку и проверить диск.

Диск сцепления автомобиля

Диск сцепления

Крестовина кардана

Высокие динамические нагрузки рано или поздно приводят к выработке колпачков и подшипников крестовины. Поэтому появляется громкое биение. Чтобы провести диагностику, следует загнать машину на эстакаду, переключить коробку в нейтральную позицию. Затем нужно вручную прокрутить карданный вал. Будет ощущаться вибрация и щелчки.

Дифференциал

Шестерни и сателлит рано или поздно стачиваются. Возникает люфт. При начале движения на заднеприводных машинах слышен стук в мосте, а на переднеприводных — в районе коробки. Для проверки сначала поднимают домкратом одно колесо и пытаются прокрутить. Если сила сопротивления действует равномерно и нет скрежета, значит все в порядке. Затем поднимают ось полностью и повторяют диагностику.

Муфта кардана

Когда резиновая часть изнашивается, теряются демпфирующие свойства. Втулки шпилек начинают «гулять», соприкасаясь друг с другом. Чтобы исключить неисправность, проводят визуальный осмотр. На резине муфты не должно быть отслоек и деформаций. Идеальная, «заводская» форма — показатель того, что причину стука надо искать в другом месте.

Коробка передач

Без этих узлов движение невозможно. Они состоят из множества подвижных элементов. Поэтому периодически выходят из строя. Рассмотрим три вида коробок передач.

Коробка передач

Коробка передач

Вариатор

Посторонние шумы появляются, когда в процессе эксплуатации вырабатываются шкивы, цепи или ремни. Самостоятельно выявить неисправность вряд ли получится. Нужно разобрать и провести дефектовку КПП. С этой задачей справится только опытный механик сервисного центра. Или тот, у кого есть время и навыки в ремонте автомобиля.

Внутри механической коробки больше 15 шестерней. Они подвержены механической деформации. Основной уязвимый узел — синхронизатор. Его муфты «сыпятся» первыми. Проблема может быть в подшипниках. Их ресурс со временем подходит к концу, появляется сильный люфт. Для диагностики понадобится демонтаж и полная разборка коробки.

«Автоматика» состоит из гидравлических, механических и электронных элементов. Типичный пример поломки — выработка ведущих шестерней дифференциала коробки. Порой проблема кроется не в самом агрегате, а в неисправности ГДТ — гидротрансформатора. Найти причину стука сможет только квалифицированный мастер.

Другие причины

Есть поломки, которые сложно отнести к той или иной системе автомобиля. Но они способны вызывать неприятные звуки во время трогания с места.

Тормозные колодки

Обычно проблема появляется на барабанных системах. Их, как правило, устанавливают сзади. Все дело в отслоении фрикционных накладок. Они отходят от металлического основания и встают под углом. При старте ступица проворачивается, барабан цепляет накладку и вызывает громкий щелчок. Чтобы выявить неисправность, следует снять колесо, разобрать тормозной механизм.

Расходники на тормоза

Расходники тормозного механизма

Защита картера

Металлический экран при повреждении может соприкасаться с выступами двигателя, коробки передач. Чтобы выявить этот момент, можно несколько раз нажать на капот. Если есть металлический скрежет, значит что‐то не в порядке. Следует снять защиту и посмотреть, нет ли затиров от касания на моторе или КПП. Затем нужно хорошо затянуть крепления, чтобы не было люфта.

Опоры силового агрегата

Между двигателем и рамой есть резиновые подушки. Когда материал деградирует, амортизирующие свойства теряются. Первым делом следует провести визуальный осмотр. Есть трещины? Значит подушка неисправна. Можно надавить на подушку с помощью монтажной лопатки. Потеря упругости означает необходимость замены.

Подвесные механизмы системы выхлопа

Крепления разбалтываются в процессе эксплуатации, покрываются слоем коррозии. В результате появляется люфт. Стоит нажать на педаль газа и плавно отпустить сцепление, как сзади послышится резкий стук. Глушитель или выхлопная труба ударяются о кузов. Чтобы найти неисправность, нужно загнать машину на яму или поднять в автосервисе.

Подшипники ступицы

Слышен отчетливый стук спереди при начале движения. Но поломка может возникнуть и на задней оси. Первым делом следует проверить, насколько хорошо затянута гайка подшипника. Если расслаблена — зажать. Вторая распространенная проблема — подшипник, который выработал свой ресурс. Его можно проверить, раскачивая поднятое домкратом колесо в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Можно ли ездить со стуком

Все зависит от причины. Если дело в опоре амортизатора, можно дотянуть до планового технического осмотра. Но когда разбиты шаровые опоры, лучше немедленно заняться устранением неисправности. Иначе появится риск потери управляемости во время движения. Это может привести к ДТП — дорожно‐транспортному происшествию. На срочность посещения техцентра намекает интенсивность звука. Если он появляется только при резком старте, проблема не столь масштабна. Но при стуке даже во время плавного трогания с места следует насторожиться. Составим таблицу с неисправностями:

Щелчок при троганьи с места

При троганьи с места( не важно вперед или назад) при резком нажатии газ слышен небольшой одиночный щелчок спереди.При продолжении движения это щелчка нет. ПРи поворотах руля никаких щелчов нет Что это может быть? Никто не сталкивался? При зажимании тормоза это звук не пропадает-так что не суппорта.

у меня когда берешь машину холодную (ну даже если посидел прогрел), когда трогаешься идет звук походу включения вентилятора охлаждения движка, как будто бы вент включается и тут же вырубается. странная фигня не понимаю зачем

3-про тест АБС можно поподробнее. Вроде как раньше не было. Именно происходит при резком начале движения. Вроде как люфт где-то. Гранты в норме. Чистые смазка на месте.

та нет. Слышно что идет снаружи откуда-то. Похож на звук включения кондея. Металлический щелчок. при лавном троганьи его нет. При резком 50/50

У меня звук теста АБС похож как-будто пластиковую бутылку переехал. Первое время думал кто мне их постоянно под колеса ложит ))

Ребята, это есть ABS и никаких гвоздей. Поначалу тоже пугался, даже нет, не пугался а озадачивался что-ж это за вздох Сашки такой тяжелый, а потом где-то вычитал, что это ABS, точнее тестирование системы ABS. Это точно, не парьтесь.

не абс 100%. если было бы абс то было бы всегда. тем более если на месте стоять , держать тормоз и добавлять обороты то этот щелчок тоже иногда бывает

так я же вот и спрашиваю. Может у кого то была подобная ситуация и как ее вылечили.
Вот на аккордах бывает похожее-лечится затягиванием ступичных гаек

Ребята.. это не АБС и уж темболее не подшибник! У меня на саньке тоже была такая канитель! пменял всю опору! приматал все шпильки .. но потом само по себе прошло! причину так и не выяснил.. Звук от АБС и этот щелчок друг на друга совсем не похожи. у друга на Аккорде щас такая же проблема.. будем разбираться .. если найдётся что то.. то обязательно отпишусь

У меня тоже есть металический щелчок и причем не каждый раз. Думаю не стоит париться. Кстате он слышим только снаружи или при открытых окнах. А так я даже не знал о нем, пока жена не поехала , а я стоял снаружи и услушал этот щелчек.

так я же вот и спрашиваю. Может у кого то была подобная ситуация и как ее вылечили.
Вот на аккордах бывает похожее-лечится затягиванием ступичных гаек

я подымал подобную тему где то месяц назад.
симптомы такие же были.
приехал на сто проверили все ходовку,все ок!
я им продеманстрировал свои щелчки, они минут пять подумали. потом один говорит что приезжал уже кто то к ним с подобной херней и они не долго думая бирут компресор и подтягивают мне ступичную гайку.
вот месяц езжу пока нету ни каких щелчков больше.

Щелчок в передней подвеске при трогании


Прошу не пинать, искал в инете, тут смотрел, похожего не нашел.

Проблема такая: при трогании с места, иногда при торможении раздается одиночный металлический щелчок, как-будто что-то вылетело или наоборот влетело, предположительно слева. Причем появляется звук только после продолжительной поездки, более часа, и то в не всегда, но довольно часто.
Плюс когда едешь на передаче с ускорением, потом отпускаешь газ, и опять резко нажимаешь тоже возникает такой стук. Как я понял при любой нагрузке при ускорении.

Внешние шрусы менял пару тысяч назад, как хрустели в поворотах, так и хрустят. Грешу на шаровую, тк пыльник у неё уже почти под замену, но по симптомам что-то не очень подходит. Или есть вероятность, что это гранаты?


Гранаты могут быть, но они не дают ЧЕТКОГО щелчка, там обычно просто такой ударный стук одиночный…щЕлчки могут давать вылетевшие пружины верхними концами, и рычаги подвески плохо закрученные(самый толстый рычаг посмотри который к кузову крепится, как он прикручен и как там поживает сайлент), а также возможно разрыв стойки стабилизатора.


То есть шаровая не при делах?

Маловероятно — она не только при троганьи стучала бы, плюс вообще они обычно не звучат, с шаровыми не шути сделай пыльник или поменяй


Такая же проблема(( выяснил в чем дело?


слушай если сам не очень шаришь съездий к ребятам которые нормально разбираются пусть они тебе сделают диагностику подвески 200-300 рублей отдашь так все болячки узнаешь слава богу сервисов вокруг полно тем более если этот звук тебя так раздражает

Диагностика подвески то место, где могут написать, что всё под замену. Знакомых в этой области нет, поэтому велика возможность заменить нормальные детали.
Звук не раздражает, не хочу, чтобы разбило всё в конец.

слько времени и километров прошло после последнего капримонта подвески?

Без понятия, я уже почти 20тыс отъездил, до меня когда делали неизвестно.

а ты говоришь нормальные детали заменить нормальных деталей там наверное уже и нету так что не экономь покупай все сайлентблоки резинки шаровые и за дело иначе сегодня один сайлентблок поменяешь завтра другой застучит и т.д и т.п слава богу цены на наши авто копеечные

И качество тоже копеечное. Пока не отваливается / сломается / застучит — не сунусь.

всё я тебя понял больше не лезу с "дурными советами"


Была такая беда на Приорке…виновен сайлентблок (ромашка) менял только на одной стороне (правой — поймал очень хорошую яму).

Мне как-раз на ТО говорили, что на левой стороне поменять надо бы потом, но я ничего не нашел, всё-таки видимо надо сменить. Ромашки, это те, что самые верхние, которые к кузову крепятся?

Самому реально запрессовать без съемника?

Откручиваешь колесо
снимаешь шаровую два ключа на 17"
снимаешь мосол (его еще яйцами называют) теже два ключа на 17"
Откручиваешь рычаг 19" и краба 24"
Все

Это как рычаг снять, сайлентблоки же в него запрессованы. Походу либо рычаг в сборе с сайлентами брать, либо съемник покупать, либо в сервисе запрессовывать.

Рычагов в сборе не бывает. Молотком и зубилом пару уверенных ударов по краю ромашки (ее сплющит) потом тем же зубилом выбиваешь ромашку. Бей по ней не жалея (она тебе больше не пригодится :) ) А запресовывать будешь — молотком аккуратно по кругу, легкими ударами, проходишь (чтобы на перекос не встал)

короче тебе советовать бесполезно, человек подробно разложил всё по полочкам а ты всё равно на своём стоишь зачем тогда помощи просить?

Человек мне написал, как снять рычаг подвески. Только вот сайлентблоки с этого рычага простыми ключами не снимешь и молотком новые не забьешь.

вот как раз молотком то и забъёшь


посмотри резинку в крабе, у меня такая хрень была, долго думал, что это.


причин может быть несколько
1) незатянутый краб
2)разбитая ромашка
3)разбитые втулки стабилизатора
Сайленты проще не выпрессовывать, а выжечь(на снятом рычаге конечно) либо паяльной лампой, либо тупо на костре.Запрессовывать лучше с помощью оправок и гидроцилиндром, вручную замаешься и риск есть задрать резинки.Проще отдать в сервис, перепрессовка стоит 150 р.Либо купить новые рычаги-450р с уже запрессованными сайлентами и ромашками:)


А под крабом все нормально?трещин нет?У меня просто была такая ситуация, переменяли все, а оказалось под крабом лопнуло и клацало метал об метал.

Спасибо всем, через пару дней заеду на яму, всё детально осмотрю.

А вообще бред, за два дня 70км по городу — тишина, ни единого щелчка.


у меня такая дрянь была при езде в перед оказалось на заводе наконечники правый с левым попутали… вобшем в кузов тягой рулевой било


У меня точно такая же ситуация.При щелчке есть небольшая отдача в педаль сцепления.


Не помнишь как решил проблему?) и привод поменял уже, все равно щёлкает и тоже в сцепу отдаёт

Заменил на днях ромашки, шаровые, наконечники рулевые, подтянул все соединения. Пока вообще тишина, надеюсь избавился.


У меня была аналогичная беда- всему виной оказалась левая опора стойки. Резко трогался- одиночный удар (как металл по металлу) . Качал на месте- шток на месте- поддомкратил, дернул вперед-назад- нашел проблему. Заменил на Балаковские- 40т.км туда не залазил …


Хрустят скорее всего гранаты…
С щелчками у меня долго проблема была — мучился не мог найти… Появилась после того как впервые поставил жесткую подвеску! Щелкало вот один-в один как ты описываешь, только справа. Нашел!
По ходу у меня это было так: Передняя балка крепится к кузову четырьмя болтами. Эти болты вкручиваются в лонжерон, внутри которого приварена гайка… Так вот, если эти болты периодически не подтягивать, то там может образоваться люфт, и тогда эта гайка внутри отрывается! Балка от этого конечно не отпадет, но звук этот реально БЕСИТ! Обтянуть после отрыва уже не получится — я при снятом переднем бампере, сбоку этого ланжерона вырезал окно, и приваривал эту самую гайку! Геморно, но за то теперь ничего не щелкает! :)


Если при трогонии машины слышен один щелчок, это не проблема. Затяни гайку на ступице по сильнее и все. Была такая же проблема. Если конечно это Тема уже актуальна.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Металлический щелчок при трогании с места

Что делать, машина прошла 42000 при трогание какойто щелчек, такая же проблема при езде задним ходом и все это только при маневрах на низкой скорости, в чем может быть проблема? :(

такая же фигня появилась. при трогание одноразовый щелчок(стук) где-то спереди снизу. при дальнейшем движении тишина и спокойствие, остановился поехал далльше тоже тишина. но если остановился включил заднюю и поехал назад опять одноразовые щелчок, и опять тишина. остановился включил переднюю, тронулся опять щелчок и в дальнейшем тишина. т.е. щелчок появляется при изменении напрвления движения. что это?

Июль 19, 2013, 14:16:04 pm
мож колеса не прикручены? помню дед на камазе когда трогался щелчок был, так он сразу понял, вышел и протянул гайки))

Июль 19, 2013, 14:20:59 pm
Еще может быть болт заднего сайлентблока переднего рычага плохо затянут и при движении вперед назад смещается, если он то может и при резком разгоне/торможении так же стучать.

Появились щелчки при трогании с места, спереди, в районе подвески, но только при трогании в перёд. А при трогании назад тишина.И при разгоне тоже тихо. Именно во время отпускания сцепления, щёлк, дальше никаких стуков и щелчков.

при трогание какойто щелчек, такая же проблема при езде задним ходом и все это только при маневрах на низкой скорости

при трогание одноразовый щелчок(стук) где-то спереди снизу. при дальнейшем движении тишина и спокойствие, остановился поехал далльше тоже тишина. но если остановился включил заднюю и поехал назад опять одноразовые щелчок, и опять тишина. остановился включил переднюю, тронулся опять щелчок и в дальнейшем тишина. т.е. щелчок появляется при изменении напрвления движения. что это?

С месяц назад и у меня начало щёлкать. Всё в точности как описано. 1,6 механика шестиступка, 36 тыщ пробег. Щелчок идёт от переднего левого колеса, слушали с открытым капотом, трогался на месте взад-вперёд. Именно от колеса, слушали тщательно! Раньше был всего один щелчок в момент трогания с места и то очень редко. Если трогаешься плавно, щелчка не было. Экспериментальным путём заметил, что щелчок проявляется при трогании с места с "проседанием зада и подниманием морды перед стартом", не в сам этот момент, а мгновение после этого момента, самое начало движения, разгрузка. К рулю ни как не привязано, так же как и нажатию-отпусканию тормоза. Заметил, что если машина постоит на солнце, т.е. нагреется, щелчки становятся интенсивнее и чаще. Сперва явление наблюдалось только при старте вперёд, потом стало проявляться и взад. Позже стало проявляться уже и при малых скоростях.
Сейчас, если трогаться "с поднятием морды" вперёд-назад, да ещё в жару, можно добиться двух таких щелчков в подряд :), и при движении до 40 км/ч стало чаще проявляться сразу после переключения при разгоне.
На подъёмнике ни чего не обнаружили, снимали колёса, крутили, дёргали.
Ну раз щелчок отчётливо слышен из колеса остаётся: суппорт (колодки), подшипник, граната.
Колодки поменяли, заодно убедились, что суппорт не при чём. Подшипник меняли пять тыщ пробега назад, да и по признакам не похоже на него. А вот на гранату смахивает. У меня на тазах много раз гранаты сыпались при порваных пыльниках но там явный хруст при поворотах был привязан к рулю. А здесь характер щелчка как раз такой как у гранаты, только щелчок один.
Записался к ОД на следующей неделе, посмотрим что скажут. Мне почему-то кажется, что граната.

Июль 30, 2013, 10:04:08 am
Оказалась не затянута гайка ступичного подшипника. Протянули и щелчки ушли rulezz

Стук при трогании с места

Некоторые неисправности автомобиля наиболее явно проявляются при старте, когда на поврежденные узлы приходится повышенная нагрузка. Стук при трогании с места чаще всего указывает на критический износ элементов подвески или трансмиссии, а также банально незатянутый крепеж.


О том, что может быть источником посторонних звуков спереди и сзади при трогании, какие неполадки обычно возникают в конкретных моделях и можно ли ездить, если появился стук при резком старте, расскажем в этой статье.

Причины появления стука при трогании автомобиля


Что может стучать в автомобиле в момент трогания: видео

В начале движения повышенным нагрузкам подвергаются сцепление, КПП, приводы трансмиссии, рабочие элементы подвески, шарниры и опоры. По мере износа детали приобретают излишнюю свободу движений и соприкасаются с сопрягаемыми.

Недостаточно сильный износ – основная причина, почему стук слышен при трогании с места, а не постоянно. В некоторых случаях симптом также может проявляться при резком торможении и остановке, когда возникают аналогичные нагрузки в противоположном направлении.

Не выявленная вовремя причина стука при трогании может перерасти в более серьезные проблемы и даже представлять опасность при продолжении эксплуатации. Так, выход из строя элементов рулевого механизма и тормозной системы чреват внезапной потерей управления. Ниже подробно рассмотрим, почему возникает стук при трогании машины, все причины его появления разберем в деталях, а также перечислим варианты их диагностики.

Стук в передней части автомобиля при старте

Стук в передней подвеске при трогании чаще всего возникает при износе резинометаллических шарниров (сайлентблоков и опор двигателя или коробки), элементов рулевого управления и опор подвески. Иногда его причиной может быть и более экзотичная неисправность, вроде сильного дисбаланса колес.

Основные причины стука в передней части авто при старте


Что и как стучит в подвеске, диагностика: видео

  • Рулевые наконечники. Если на автомобиле возникает стук в руль при трогании, нужно в первую очередь осмотреть элементы рулевого управления. Разбитые шаровые шарниры наконечников, равно как и ослабленные гайки их крепления к сошкам, приводят к появлению удара в рулевой механизм при старте. При езде машина может вилять, возникает биение. Для выявления люфта можно поддомкратить колесо и покачать его в горизонтальной плоскости, наблюдая при этом за шарниром наконечника – он должен крепко сидеть в отверстии сошки и не двигаться относительно тяги.
  • Шаровые опоры. Опоры, на которых в нижней части крепится подвижная часть подвески, при наличии люфтов издают стук в подвеске при трогании в момент касания шара пальца к внешнему корпусу. Для диагностики нужно поддомкратить колесо и попытаться покачать его в вертикальной плоскости. Изношенная шаровая опора выдаст себя стуками, но также источником люфтов может быть и выработанный ступичный подшипник. Его износ обычно сопровождается скрежетом при прокрутке колеса и гулом в движении.
  • Сайлентблоки рычагов. Резинометаллические шарниры в случае износа или повреждения приобретают чрезмерную свободу движений. Их втулки могут соприкасаться с металлом корпуса, тем самым порождая при трогании стук спереди. Износ сайлентблоков проверяется путем визуального осмотра (резина должна быть целой, втулка – находиться в центре резинки) и покачиванием относительно сопрягаемой детали при помощи монтажной лопатки.
  • Сайлентблоки растяжек. Резиновые опоры растяжек передней подвески Макферсона ограничивают ее продольные движения. Когда они изношены или разбиты – колесо начинает ехать вперед раньше кузова и в момент сжатия резинки возникает удар. Для диагностики нужно осмотреть резиновые элементы («ромашки» на рычагах, втулки «крабов» и т. п.) на предмет повреждений, проверить затяжку их крепежа. Часто слишком изношенные (или ослабленные) опоры растяжек не только издают одиночный стук при старте автомобиля, но и сопровождаются трением колеса о подкрылок при торможении.


Как найти стук на автомобилях семейтва ВАЗ: видео

Иногда источником стуков могут быть стабилизатор устойчивости, амортизаторы и пружины, но неисправности этих деталей проявляют себя не только посторонними звуками при старте. Потерявший упругость стабилизатор приводит к кренам в поворотах и раскачке, его подушки скрипят в движении, а стойки стучат на плохой дороге постоянно.

Основные причины стука при трогании спереди и (или) сзади

При выходе из строя ряда деталей или ослаблении крепежа, стук при трогании возникает спереди, сзади, или с двух сторон одновременно в зависимости от того, где находится неисправный узел.


Определение источника стука на VW Golf 3: видео

  • Тормозные колодки. При отслоении фрикционной накладки от металлического основания тормозной колодки может возникать стук в колесе при трогании. Проверить тормоза на наличие проблемы можно, сняв колесо, тормозной барабан, и осмотрев колодки. Чаще всего проблема встречается на барабанных тормозных механизмах, поэтому стук при трогании слышен сзади.
  • Ступичные подшипники. Ослабленная гайка ступичного подшипника часто вызывает стук спереди автомобиля при резком трогании. Возможен и стук на задней оси. Аналогичным образом иногда ведет себя и изношенный подшипник. Чтобы проверить его, нужно покачать поддомкраченное колесо в вертикальной и горизонтальной плоскости.
  • Подвесы выхлопной системы. Когда ослабевает крепление выхлопной магистрали, ее элементы в момент трогания могут касаться других деталей, порождая стуки. Для проверки нужно загнать машину на яму и осмотреть ее подвес или поднять и от руки покачать выхлопную магистраль.
  • Ослабленный крепеж. Открутившиеся болты и гайки колес, рычагов, стоек, растяжек, стабилизатора и других элементов подвески, проявляются стуком. Для диагностики нужно поднять машину или поставить на яму и проверить затяжку крепежа.

Среди других источников посторонних звуков в задней части можно упомянуть резиновые опоры и вставки пружин. Если они рвутся или протираются и происходит касание металлических частей – возможен стук или скрежет.

Что может стучать при трогании в коробке или трансмиссии

Стук при трогании и в момент переключения передач часто появляется из-за неисправностей трансмиссии. На переднеприводных авто звуки доносятся спереди, а на заднеприводных и полноприводных возможны стуки сзади при трогании.


Все возможные причины стука в коробке и трансмиссии при трогании: видео

  • Диск сцепления. Стук сцепления при трогании возникает из-за износа демпферных пружин, передающих усилие с шлицевой ступицы на внешнюю фрикционную часть диска. В норме они должны плавно сжиматься, сглаживая удары, но если пружины ослабли или полопались – момент передается резко и возникает глухой стук при трогании и переключении передач. Так как диск скрыт колоколом КПП, для его диагностики придется снимать коробку.
  • Опора КПП. КПП в момент передачи на нее крутящего момента с мотора подвергается повышенной нагрузке, которая передается и на корпус. Если резиновая часть опоры просела или имеет разрывы, она не гасит эти ударные нагрузки, и центральная часть соприкасается с внешней. Далее удар идет на кузов, что ощущается как стук в коробке при трогании. На авто с жесткими тягами кулисы (как старый передний привод ВАЗ) проблема сопровождается рывками рычага КПП.
  • Крестовина кардана. Люфты в карданном вале возникают вследствие выработки его подвижных частей: вилок, колпачков крестовины или их подшипников. Из-за этого момент на приводной вал передается рывком, а не плавно, что проявляется как звонкий стук кардана при трогании. Для диагностики нужно на яме или подъемнике, установив нейтральную передачу, прокрутить вал вручную прислушиваясь к его звукам и убедившись в отсутствии люфтов. Уже разрушенная крестовина выдает себя гулом и вибрацией кардана на ходу, при подтверждении симптомов ее необходимо заменить на исправную.
  • Муфта кардана. Демпферная муфта, призванная обеспечить плавную передачу момента и дополнительную гибкость приводного вала, при износе или разрыве резиновой части не гасит ударные нагрузки. Втулки шпилек могут соприкасаться друг с другом, порождая стук кардана при старте. Для проверки нужно осмотреть муфту, уделяя внимание ее резиновой части: там не должно быть разрывов, отслоений, а вся деталь должна быть ровной и сохранять заводскую форму.
  • ШРУСы приводов. Стук ШРУСа при трогании на автомобилях с передним приводом возникает из-за выработки подвижных частей внутренних шарниров, расположенных ближе к КПП, в то время как наружные обычно начинают хрустеть на поворотах. Стуки также возможны при переключении передач и торможении двигателем и/или разгоне после него. ШРУСы стоит осмотреть на предмет целостности пыльников и наличия смазки. Приводные валы нужно попытаться вращать вперед-назад от руки, загнав машину на яму или эстакаду.
  • Дифференциал. Выработка на удерживающей сателлиты оси и/или шестернях становится причиной люфта дифференциала. В таком случае на переднем приводе появляется стук в коробке при старте, а на заднем – стук моста при трогании. Для проверки пальца и сателлитов без разборки нужно вывесить ось сначала с одной стороны, а затем – с обеих. Когда вывешено одно колесо – следует попытаться его прокрутить. Сопротивление вращению должно быть равномерным, при этом из дифференциала не должно доноситься скрежета и других посторонних звуков. На полностью вывешенной оси о проблеме свидетельствуют стуки из дифференциала при прокрутке колес как в одну сторону, так и в противоположную. При вращении от руки одного колеса – второе в норме должно свободно проворачиваться в противоположном направлении.
  • Вариатор. Стук вариатора при трогании может проявляться из-за износа шкивов, ремня или цепи. Достоверно выявить проблему можно только путем разборки и дефектовки КПП.


Треснутая опора КПП


Сильный износ карданной передачи

Стук при трогании на автомате может быть следствием перегрева, низкого уровня масла или использования несоответствующей жидкости. Из-за этого нарушается режим работы фрикционов, передачи включаются слишком жестко. Если после замены масла в таком случае проблема не уходит, АКПП стучит – нужно проводить ее тщательную дефектовку.

Иногда схожие симптомы наблюдаются при разных неисправностях. Например, стук при трогании назад может быть следствием износа приводов, задней подушки мотора или КПП. Если место возникновения постороннего звука не прослеживается четко – нужно осматривать внимательно всю ходовую часть и трансмиссию.

Можно ли ездить на автомобиле, который стучит при трогании?

Так как одиночный стук при трогании с места может быть следствием разных причин, отличаются и возможные последствия игнорирования проблемы. Имеет значение и характер проявления звука. Если слышен стук при резком трогании с места, но при плавном старте его нет, скорее всего, износ детали минимальный и срочный ремонт не требуется. Когда звук отчетливый и постоянный – надо оперативно искать и устранять причину.

Если при трогании с места проявляется стук, вызванный неисправностями рулевого управления, тормозов, шаровых опор или колесного крепежа – дальнейшая эксплуатация автомобиля опасна, так как в любой момент автомобиль может стать неуправляемым и спровоцировать ДТП!

В таблице ниже причины одиночного стука при трогании с места отсортированы по группам в зависимости от опасности последствий эксплуатации авто при неисправностях соответствующих узлов.

Автомобиль не подлежит эксплуатации до устранения проблемы Нужен срочный ремонт или замена узла Желательно устранить в ближайшее время
Разбита опора двигателя (втулка оторвана, сломан кронштейн) Изношена опора КПП или ДВС (без разрушения кронштейна или резиновой втулки) Стучит защита двигателя
Люфт шарниров рулевых тяг Износ муфты или крестовины кардана (без разрывов и разрушений металла) Стук приводов
Износ шаровых опор Стучит дифференциал КПП или редуктора Стук выхлопа
Расслоение тормозных колодок Хруст или стук в ШРУСах Износ пружин диска сцепления
Разрывы муфты кардана, разрушение подшипников крестовины Износ сайлентблоков
Ослабление колесного крепежа Износ опоры стойки
Ослабление затяжки ступицы

Слабые места, которые часто стучат при старте на популярных автомобилях

Некоторые модели автомобилей имеют конструктивные особенности и недоработки, которые часто становятся причиной стука при старте. Наиболее вероятные причины стуков при трогании на популярных машинах собраны в таблице.

Автомобиль Вероятная причина стука при старте Как диагностировать
ВАЗ Нива, Chevrolet Niva Изношенные элементы кардана или моста. Также возможен износ пальцев сателлитов в редукторах. Еще одна причина – разрыв резиновых креплений выхлопной системы. Проверка на люфты при прокручивании.
Renault Duster На авто с ABS и ESP легкие несколько стуков при трогании – следствие самотестирования системы и являются нормой. Стуки также часто возникают из-за ослабления или деформации защиты. Осмотреть защиту двигателя и проверить затяжку ее крепежа.
Renault Logan На Логане стук при старте часто проявляется из-за износа ШРУСов. Также возможен износ сайлентблоков рычагов и опор ДВС. Осмотреть сайлентблоки и ШРУСы. Проверить приводы на люфт раскачиванием и прокручиванием в разные стороны. Проверить сайлентблоки, раскачивая подвеску или поддевая их монтировкой. Состояние подушек двигателя проверяется отжимом с помощью монтажной лопатки.
Ford Focus Уязвимое место Форда Фокус – крепление привода к ступице. Проверить затяжку болта, удерживающего привод в ступице. Для решения проблемы можно зафиксировать шлицы полуоси в ступице фиксатором резьбы, после чего затянуть болт с моментом 35 Н-м (для FF2) и протянуть еще на 90 градусов.
Nissan Almera Стук, вызванный самотестированием ABS и ESP, проявляющийся после стоянки, является нормой. Также возможен износ ШРУСов. Осмотреть ШРУСы, проверить их на люфты, пытаясь прокрутить и раскачивая.
Audi A5 C6 Основной виновник стука при старте – изношенные опоры мотора и КПП. Осмотреть подушки, проверить величину их проседания.
Mitsubishi Outlander Стук при старте на Аутлендере может быть звуком подключения муфты полного привода, в таком случае это нормально. Возможна также самодиагностика ABS и ESP (происходит после стоянки один раз), что не является неисправностью. Из стуков, вызванных поломками, встречаются износ подушек ДВС и КПП. Осмотреть опоры силового агрегата, проверить их ходы при создании усилия с помощью инструмента.
Lada Largus Уязвимые места Ларгуса – шаровые опоры, ШРУСы, нижняя опора мотора («гитара»). Шаровые опоры проверяются раскачкой колес в вертикальной плоскости (в норме люфтов нет), ШРУСы – прокручиванием. Опоры ДВС нужно осмотреть и проверить на люфт с помощью монтировки.
Daewoo, Chevrolet, ЗАЗ Lanos / Sens / Chanse На Ланосе и его модификациях частая проблема – ослабление ступичной гайки. Покачать вывешенное колесо в вертикальной и горизонтальной плоскости, пошевелить полуось за ШРУС. Проверить затяжку ступичной гайки.
Переднеприводные ВАЗ (Lada Samara, 110, Priora, Kalina, Granta) Основные источники стуков на старте – внутренние ШРУСы, а при большом пробеге – палец сателлитов дифференциала. ШРУСы проверить прокруткой и покачиванием на вывешенной оси. Для диагностики дифференциала нужно крутить колеса на вывешенной передней оси в одном и разных направлениях, слушая звуки КПП.

Частые вопросы

Почему стук в автомобиле возникает только при трогании с места?

Стуки возникают при старте автомобиля потому, что в момент передачи вращения с мотора на колеса многие узлы подвергаются повышенным нагрузкам.

Почему может стучать новая подвеска при старте автомобиля?

Новая подвеска авто может издавать стуки при трогании из-за нарушения правил сборки. Часто звуки порождают недотянутый крепеж и затяжка сайлентблоков в неправильном положении, на расслабленной подвеске (на вывешенных колесах).

Почему появляется стуки в трансмиссии после замены масла?

Если после замены масла в КПП возникают стуки и шумы трансмиссии, причиной обычно является недолив смазки, использование некачественного или не соответствующего допускам производителя масла.

Откуда стуки при старте после шиномонтажа, когда развал и балансировка в норме?

Если после шиномонтажа появляются стуки при трогании – остановитесь и проверьте затяжку колесных болтов или гаек.

Автомеханик с 20-летним стажем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.

Читайте также: