Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая

Обновлено: 04.10.2024

Ищешь, что значит слово самовар? Пытаешься разобраться, что такое самовар? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «самовар» в словарях русского языка

Самовар это:

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.

Самовар

1.Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.

Самовар

Самовар

м.
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2) разг. Чаепитие.

Самовар

самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища: водогрейный, для чаю, сосуд, б. ч. модный, с трубою и жаровнею внутри, шутл. самодур, самограй, яросл.-пош. самогар, вят. , курск. самогрей, или курск. самокипец. Самоварный верток (кран). Самоварник пермяц. самовар; | самоварник, -ница , любитель самовара, чая, чаепийца, чайник. | Самоварник, -варщик , медник, самоварный мастер. Самоварничать, чайничать, проклажаться питьем чая. Купчихи в поле выехали самоварничать. | Самоварницы, чайные торговки б. ч. на гуляньях. Самовидец, -дица , видевший что сам, своими глазами, очной свидетель, притомный, очевидец; самовидчик муж. -чица жен. то же. Самовидный свидетель. Это самовидное дело, очевидное. Самовластие ср. неограниченная власть; сила, воля или право распорядка, ничем не стесняемые. Самовластное правленье. Самовластный государь. Наместник царев правит самовластно. Иоан Грозный самовластвовал то разумно и мудро, то безрассудно и жестоко. Самовластвованье, самовластательство, самовластие на деле, в приложении. Самовластность, самовластие, как право или качество. Самовластец, -тица , -властник муж. -ница жен. -властитель , -ница , правящий неограниченною властью. Се же створи (кн. Андрей), хотяй самовластец быти всей Суждальской земли, летописец. Самовозгаранье ср. или самосгаранье ср. загаранье чего без поджигу, от себя, от сопреванья, рожденья жару от слежки, химического разложенья и пр. В каменном угле не раз у же замечаемо было самовозгаранье. Бывает и самосгаранье человеческого тела. Самовозгарательный, самосгарательный состав. Фосфор вещество самогарное, -горкое .

Самовар

Самовар

металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями Даровой с. Электрический с. (электроприбор такой формы). Пить чай из самовара. Сидеть у самовара. Поставить с. (начать кипятить в нем воду). С. вскипел. С. заглох, остыл.

Самовар

самовар м.
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2) разг. Чаепитие.

Самовар

1. Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. Тульский самовар. поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар (поставить вскипевший самовар на стол). Самовар ушел (см. уйти в 10 знач.). Варька, ставь самовар, – кричит хозяйка. Чехов.

2. перен., только ед. Чаепитие. Зовут соседа к самовару, а Дуня разливает чай. Пушкин. Сидеть за самоваром (чай пить). Поскорей бы к самовару! Некрасов.

Самовар

самовар, -а

Самовар

металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри

Где и как употребляется слово «самовар»?

Кроме значения слова «самовар» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «самовар».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «самовар» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «самовар»

Там стоял большой обеденный стол, стулья и буфет, а по вечерам ставили самовар на углях.

Утром и вечером пили чай из большого медного самовара и доедали, что оставалось от обеда.

Николай Николаевич Остроумов, От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979

На столе стоял электрический самовар с таким же рисунком и фарфоровые чашки с теми же надписями.

Самовар – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово самовар? Пытаешься разобраться, что такое самовар? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «самовар» в словарях русского языка

Самовар это:

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.

Самовар

1.Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.

Самовар

Самовар

м.
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2) разг. Чаепитие.

Самовар

самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища: водогрейный, для чаю, сосуд, б. ч. модный, с трубою и жаровнею внутри, шутл. самодур, самограй, яросл.-пош. самогар, вят. , курск. самогрей, или курск. самокипец. Самоварный верток (кран). Самоварник пермяц. самовар; | самоварник, -ница , любитель самовара, чая, чаепийца, чайник. | Самоварник, -варщик , медник, самоварный мастер. Самоварничать, чайничать, проклажаться питьем чая. Купчихи в поле выехали самоварничать. | Самоварницы, чайные торговки б. ч. на гуляньях. Самовидец, -дица , видевший что сам, своими глазами, очной свидетель, притомный, очевидец; самовидчик муж. -чица жен. то же. Самовидный свидетель. Это самовидное дело, очевидное. Самовластие ср. неограниченная власть; сила, воля или право распорядка, ничем не стесняемые. Самовластное правленье. Самовластный государь. Наместник царев правит самовластно. Иоан Грозный самовластвовал то разумно и мудро, то безрассудно и жестоко. Самовластвованье, самовластательство, самовластие на деле, в приложении. Самовластность, самовластие, как право или качество. Самовластец, -тица , -властник муж. -ница жен. -властитель , -ница , правящий неограниченною властью. Се же створи (кн. Андрей), хотяй самовластец быти всей Суждальской земли, летописец. Самовозгаранье ср. или самосгаранье ср. загаранье чего без поджигу, от себя, от сопреванья, рожденья жару от слежки, химического разложенья и пр. В каменном угле не раз у же замечаемо было самовозгаранье. Бывает и самосгаранье человеческого тела. Самовозгарательный, самосгарательный состав. Фосфор вещество самогарное, -горкое .

Самовар

Самовар

металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями Даровой с. Электрический с. (электроприбор такой формы). Пить чай из самовара. Сидеть у самовара. Поставить с. (начать кипятить в нем воду). С. вскипел. С. заглох, остыл.

Самовар

самовар м.
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2) разг. Чаепитие.

Самовар

1. Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. Тульский самовар. поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар (поставить вскипевший самовар на стол). Самовар ушел (см. уйти в 10 знач.). Варька, ставь самовар, – кричит хозяйка. Чехов.

2. перен., только ед. Чаепитие. Зовут соседа к самовару, а Дуня разливает чай. Пушкин. Сидеть за самоваром (чай пить). Поскорей бы к самовару! Некрасов.

Самовар

самовар, -а

Самовар

металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри

Где и как употребляется слово «самовар»?

Кроме значения слова «самовар» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «самовар».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «самовар» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «самовар»

Там стоял большой обеденный стол, стулья и буфет, а по вечерам ставили самовар на углях.

Утром и вечером пили чай из большого медного самовара и доедали, что оставалось от обеда.

Николай Николаевич Остроумов, От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979

На столе стоял электрический самовар с таким же рисунком и фарфоровые чашки с теми же надписями.

Ковш (посуда)

  • Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.

Связанные понятия

Бра́тина — русский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья алкогольных напитков (пива, мёда, вина). Использовался в XVI—XIX веках на братчинных пирах и поминках (для питья на всю братию).

Ча́рка, Чара — сосуд для питья крепких напитков, маленькая чара (чарочка), иногда имеющая поддон или шаровидную ножку.

Ча́шка (устар. — чаша; польск. czaszka — череп) — сосуд небольшого объёма (прибл. 200 мл), имеющий форму полусферы (с возможными вариациями), к которой опционально присоединена кольцевидная «ручка» для держания. Сосуд используется для непосредственного питья горячих напитков. В некоторых культурах из чашек принято также есть, во многих странах Азии распространена чашка без ручки — пиала.

Миска — глубокая посуда в виде маленького таза. Может быть металлической, эмалированной, деревянной или глиняной.

Таре́лка (от ср.-в.-нем. talier «тарелка», что от итал. tagliare и лат. taliāre «резать») — вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служит для подачи пищи на стол. Тарелки появились значительно раньше ложек и ножей. Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Их лепили из глины и обжигали.

Упоминания в литературе

Объем ковша был достаточно велик, и те, кто пил ковшами, слыли, конечно, пьяницами. Крепкие напитки пили из маленьких ковшиков, называвшихся корчиками. В том же музейном собрании имеется серебряный экземпляр, украшенный изображениями рыб, рака и двухвостой сирены.

Это ножи с изогнутым лезвием (рис. 3.9, а), с давних времен использовавшиеся для вырезания емкостей ложек, ковшей, чаш (братин). Удобны при работе с мягкими породами дерева.

Вообще, это удивительное явление – украшение предметов крестьянского обихода. Казалось бы, тяжелая жизнь не оставляла ни времени, ни чувств для красоты. И вот, поди ж ты: буквально все, что могло быть украшено, – украшалось резьбой или росписью. Глиняные муравленые горшки покрывались зеленой, иногда коричневой поливой, а из-под нее выглядывал простенький орнамент. Иной раз горшки ярко расписывались цветными глинами – ангобами. Разрисовывались чашки, ложки, ковши, братины, ендовы, туеса, коромысла, затейливой мелкой резьбой были покрыты трепала для льна, конские дуги, вальки и рубели, украшались резьбой или росписью прялки и донца, расписывался иногда даже интерьер избы: дверки голбца и шкафов и даже потолки. Мало того, резные вологодские прялки были с гремками: в отверстия в лопаске на проволочке вставлялись обточенные цветные камешки, и, когда прялка при работе подрагивала, они издавали легкое погромыхиванье. Кстати, в России выработалось множество местных школ резьбы и росписи по дереву и их типов. По-видимому, суровая и тяжелая жизнь требовала хотя бы какой-то радости, душевной компенсации. Ну, казалось бы, не все ли равно, треплет лен баба простой дощечкой или резным трепалом, которое все равно ведь быстро сработается, сотрется о жесткую льняную соломку либо сломается. Ан нет, мужик сидел над ним с ножом, покрывая розетками, чтобы бабе веселее было работать.

Еще есть интересная разновидность этого инструмента – грабилка. Она служит для сбора ягод с низких кустов, например, черники и брусники. Выглядит она, как ковш с ручкой с длинными зубцами.

Из древесных наплывов мастера вырезали ложки, совки, ковши, братины и солоницы, из лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое.

Связанные понятия (продолжение)

Кру́жка — посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный стеклянный или керамический (глиняный) стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому.

Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой).

Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или.

Ча́йник — небольшой закрытый сосуд с носиком, крышкой (как правило, хотя бывают и исключения — см. фото) и ручкой для подогревания и кипячения воды. Обычно чайники изготавливаются из металла.

Кадка (кадь; от др.-греч. κάδιον, κάδος «кувшин, ведро», от др.-евр. kad) — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Также являлась мерой зерна.

Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Кроме того, подстаканники служат для отвода тепла, чтобы стаканы при наливании в них кипятка не лопались.

Ведро́ — сосуд для хранения жидких и сыпучих материалов и транспортировки их на небольшие расстояния, а также использование в деревни как ночной горшок .

Пиа́ла́ (от перс. پیاله‎ ; др.-греч. πύελος — корыто, лохань) — небольшой сосуд, расширяющаяся кверху чашка без ручек, полусферической или усечённо-конической формы, используемых во многих культурах для сервировки пищи или напитков или для хранения продуктов. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Ранние пиалы сделаны из обычной гончарной глины.

Луже́ние — нанесение тонкого слоя расплавленного олова на поверхность металлических (прежде всего стальных и железных) изделий. Лужение производится для защиты металла от коррозии или для подготовки к пайке (лужёная поверхность лучше смачивается припоем).

Коры́то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В XIX веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах.

Котёл — металлический сосуд для приготовления пищи методом варки на открытом огне. Используется до настоящего времени в туристических походах. Как технический термин слово «котёл» применяется для обозначения закрытого сосуда, предназначенного для нагревания воды или превращения её в пар.

Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Кастрю́ля — ёмкость для варки на открытом огне или в духовом шкафу. Как правило, в отличие от горшка, обладает ручками и крышкой.

Ска́лка — предмет кухонной утвари, предназначенный в основном для раскатки теста. Бывает цилиндрической или веретенообразной формы.

Ви́лка — предмет из столового прибора, состоящий из рукояти и нескольких узких зубцов (обычно от двух до четырёх) на одном конце. При сервировке стола вилку обычно кладут слева вогнутой стороной кверху. При приеме пищи вилку обычно держат левой рукой, а нож — правой, поскольку правшам, коих большинство, ножом легче пользоваться в правой руке. После окончания использования вилку, как и другие столовые приборы, следует класть в тарелку.

Си́то — инструмент для разделения сыпучих масс (зёрен, круп, песка и т. п.) по величине их частиц. Небольшие ручные сита используют в быту и лабораториях.

Кри́нка (крынка, малый горлач, твер. пск. балакирь, южн. глок, глечик) — расширяющийся книзу удлинённый глиняный (есть и стеклянные) горшок для молока. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху.

Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.

Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Коромы́сло (коромысл) — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Коромысло популярно в странах Дальнего Востока.

Вертел — приспособление для жарки мяса над огнём в камине или на костре (реже в духовке), представляющее собой длинный твёрдый стержень, вращаемый поваром, благодаря чему собственный сок мяса распределяется по нему равномерно. На вертеле, как правило, жарятся большие куски мяса или туши небольших животных целиком.

Манга́л (от араб. مَنْقَل‎ , азерб. manqal, груз. მაყალი , перс. منقل‎ , арм. մանղալ, тур. mangal) — жаровня у народов Ближнего Востока, медная чаша на ножках с широкими горизонтальными полями, двумя ручками для переноски и полусферической крышкой.

Варёная кожа (кюрболи, бойлинг, фр. cuir bouilli, англ. boiled leather) — кожа растительного дубления, отличающаяся при особой прочности и жёсткости достаточной лёгкостью. Другие названия — «литая кожа» и «закалённая кожа» (англ. moulded leather, hardened leather). Применялась в Древнем мире и Средневековье для изготовления пластинчатых и чешуйчатых доспехов (в том числе и для животных) и щитов как в Европе, так и в странах Востока. Она шла также на чемоданы, футляры, ножны и т. д.

Стака́н — обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.

Сто́пка — небольшой стакан (серебряный), кружка, чарка, бокал; большей частью без ручки, без пережабины, прямая либо с развальцем или рюмка.

Серви́з — набор чайной, столовой, кофейной посуды из подходящих друг к другу по стилю предметов. Сервиз рассчитывается на определенное количество персон, обычно от 6 до 16.

Фля́га (от нем. Flacher или нем. Flachmann) — плоская или овальная бутыль, как правило металлическая с навинчивающейся пробкой. В ряде случаев пробка снабжается ниппелем, позволяющим пить из неё, не открывая пробки. Так, например, пробка из комплекта противогаза ГП-7 позволяет пить из стандартной армейской фляги через трубочку, не снимая противогаза.

Штоф (нем. Stof — большой бокал, чаша) — единица измерения объёма жидкости, применявшаяся на территории Российской империи до введения метрической системы мер. Использовалась, как правило, при измерении количества вино-водочных напитков.

Чайная посуда — посуда для питья, заваривания и хранения чая. Набор чайной посуды, выдержанной в едином стиле, именуется сервизом.

Расчёска — индивидуальный предмет быта для расчёсывания волос, массажа головы и нанесения воды на волосы. Также есть расчёски для шерсти животных. Существует два основных типа расчёски — гребень и щётка для волос (массажная щётка). Гребень также может служить украшением, например, как часть испанского национального костюма.

Ухва́т, или рога́ч, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.

Подсве́чник — подставка для установки свечи. Декоративные многорожковые подсвечники называются канделябрами.

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий.

Обеденный стол — стол, предназначенный для сервировки и приёма пищи, обычно рассчитанный на совместную трапезу для нескольких едоков.

Бо́чка — это тара цилиндрической или другой формы, который можно перекатывать (в отличие от кадки) с одного места на другое и ставить на торцы без дополнительных опор, предназначенный для транспортировки и хранения жидких и других веществ. Бочки бывают различной формы, но обычно основание, верх и разрез центральной части бочки имеют форму окружности, при этом диаметр центральной части может быть немного больше диаметров основания и верха.

Утварь (от глагола творить, то есть делать, производить, создавать) — в русском языке самое общее обозначение искусственно созданных и движимых предметов интерьера («все движимое в доме») или предметов обихода, которые не относятся к орудиям труда.

Па́сха (творожная пасха, паска) — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Столо́вый прибо́р — инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом, изготавливается из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или столового серебра. Приборы из столового серебра и мельхиора применяют при сервировке столов на приёмах, банкетах и торжественных вечерах.

Ларь — большой деревянный ящик с откидной крышкой, предназначенный для хранения предметов хозяйственного обихода.

Калеба́с, калебаса (исп. calabaza — ты­к­ва) — традиционный сосуд для приготовления и питья мате, тонизирующего напитка народов Южной Америки. Сосуды выделывались индейцами из древесной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria). Познакомившиеся с напитком испанцы начали производить калебасы также из других материалов, таких как древесина палисандра, дуба, кебрачо, а также фарфора, керамики, серебра и некоторых других.

Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна (отсюда и название посуды), позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо.

Коробка, или ящик, — ёмкость (вместилище) в форме многогранника, чаще всего — прямоугольного параллелепипеда.

Корча́га — большой глиняный, в XIX веке также чугунный горшок или большая кринка с широким горлом с двумя вертикальными ручками. Использовалась для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока и т. п.). Например, корчага была пивная, бражная. Уменьшительное — корчажка.

Ендова́ (также яндова́) — вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.

Упоминания в литературе (продолжение)

Необходимы также ковшики: большой для подливы, маленький для соуса, и, если суп разливается из супницы, нужно иметь один или два ковша для супа. Полезно иметь также специальные вилки для приправ и сервисные ложки для желе, однако можно воспользоваться и десертной ложкой или ложкой близкого к ней размера.

Для этого лучше использовать специальный ковшик с дырочками вроде дуршлага. Ручка ковша должна быть достаточно длинной, чтобы паром не обожгло руку (а лучше всего подстраховаться, надев рукавицу).

Когда дрова в каменке прогорали, топка становилась алой и обдавала жаром, ход в нее закрывали большим камнем или заслонкой. Поддавали один ковш воды, для пара на камни, обязательно при открытой двери для выхода угарного газа. Только после этого можно закрывать дверь.

Вот рецепт кислых щей из книги «Российской хозяйственной винокур, пивовар, медовар, водочной мастер, квасник, уксусник и погребщик» (как вам название, а?), изданной в 1792 году: «Всыпать в кадку 2 гарнца или 10 фунтов пшеничного солоду, 2 гарнца ячменного, муки пшеничной 2-го сорта 10 фунтов и гречневой муки 10 фунтов. Все это заварить кипятком, дать солодеть часов пять, потом наливать кипятком, по два ведра за раз и размешивать хорошенько, пока жидкость сделается такой густоты, как квас, чтобы с весла, которым мешают, капал каплями; потом дать отстояться на льду. Этим же суслом развести два стакана дрожжей и квасной гущи один ковш и, когда все остынет, перелить в бочку, внести в теплое место и дать закиснуть; тогда разлить в шампанские бутылки, закупорить хорошенько и поставить в погреб. Из этой порции должно выйти 70 бутылок. Кипятку приходиться налить 6 ведер или больше».

В печи еще и парились. Русская печь свободно вмещала двоих взрослых. Под печи прикрывали снопом ржаной соломы, чтобы не прожигало. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками.

Ковш (посуда)

  • Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.

Связанные понятия

Бра́тина — русский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья алкогольных напитков (пива, мёда, вина). Использовался в XVI—XIX веках на братчинных пирах и поминках (для питья на всю братию).

Ча́рка, Чара — сосуд для питья крепких напитков, маленькая чара (чарочка), иногда имеющая поддон или шаровидную ножку.

Ча́шка (устар. — чаша; польск. czaszka — череп) — сосуд небольшого объёма (прибл. 200 мл), имеющий форму полусферы (с возможными вариациями), к которой опционально присоединена кольцевидная «ручка» для держания. Сосуд используется для непосредственного питья горячих напитков. В некоторых культурах из чашек принято также есть, во многих странах Азии распространена чашка без ручки — пиала.

Миска — глубокая посуда в виде маленького таза. Может быть металлической, эмалированной, деревянной или глиняной.

Таре́лка (от ср.-в.-нем. talier «тарелка», что от итал. tagliare и лат. taliāre «резать») — вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служит для подачи пищи на стол. Тарелки появились значительно раньше ложек и ножей. Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Их лепили из глины и обжигали.

Упоминания в литературе

Объем ковша был достаточно велик, и те, кто пил ковшами, слыли, конечно, пьяницами. Крепкие напитки пили из маленьких ковшиков, называвшихся корчиками. В том же музейном собрании имеется серебряный экземпляр, украшенный изображениями рыб, рака и двухвостой сирены.

Это ножи с изогнутым лезвием (рис. 3.9, а), с давних времен использовавшиеся для вырезания емкостей ложек, ковшей, чаш (братин). Удобны при работе с мягкими породами дерева.

Вообще, это удивительное явление – украшение предметов крестьянского обихода. Казалось бы, тяжелая жизнь не оставляла ни времени, ни чувств для красоты. И вот, поди ж ты: буквально все, что могло быть украшено, – украшалось резьбой или росписью. Глиняные муравленые горшки покрывались зеленой, иногда коричневой поливой, а из-под нее выглядывал простенький орнамент. Иной раз горшки ярко расписывались цветными глинами – ангобами. Разрисовывались чашки, ложки, ковши, братины, ендовы, туеса, коромысла, затейливой мелкой резьбой были покрыты трепала для льна, конские дуги, вальки и рубели, украшались резьбой или росписью прялки и донца, расписывался иногда даже интерьер избы: дверки голбца и шкафов и даже потолки. Мало того, резные вологодские прялки были с гремками: в отверстия в лопаске на проволочке вставлялись обточенные цветные камешки, и, когда прялка при работе подрагивала, они издавали легкое погромыхиванье. Кстати, в России выработалось множество местных школ резьбы и росписи по дереву и их типов. По-видимому, суровая и тяжелая жизнь требовала хотя бы какой-то радости, душевной компенсации. Ну, казалось бы, не все ли равно, треплет лен баба простой дощечкой или резным трепалом, которое все равно ведь быстро сработается, сотрется о жесткую льняную соломку либо сломается. Ан нет, мужик сидел над ним с ножом, покрывая розетками, чтобы бабе веселее было работать.

Еще есть интересная разновидность этого инструмента – грабилка. Она служит для сбора ягод с низких кустов, например, черники и брусники. Выглядит она, как ковш с ручкой с длинными зубцами.

Из древесных наплывов мастера вырезали ложки, совки, ковши, братины и солоницы, из лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое.

Связанные понятия (продолжение)

Кру́жка — посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный стеклянный или керамический (глиняный) стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому.

Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой).

Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или.

Ча́йник — небольшой закрытый сосуд с носиком, крышкой (как правило, хотя бывают и исключения — см. фото) и ручкой для подогревания и кипячения воды. Обычно чайники изготавливаются из металла.

Кадка (кадь; от др.-греч. κάδιον, κάδος «кувшин, ведро», от др.-евр. kad) — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Также являлась мерой зерна.

Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Кроме того, подстаканники служат для отвода тепла, чтобы стаканы при наливании в них кипятка не лопались.

Ведро́ — сосуд для хранения жидких и сыпучих материалов и транспортировки их на небольшие расстояния, а также использование в деревни как ночной горшок .

Пиа́ла́ (от перс. پیاله‎ ; др.-греч. πύελος — корыто, лохань) — небольшой сосуд, расширяющаяся кверху чашка без ручек, полусферической или усечённо-конической формы, используемых во многих культурах для сервировки пищи или напитков или для хранения продуктов. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Ранние пиалы сделаны из обычной гончарной глины.

Луже́ние — нанесение тонкого слоя расплавленного олова на поверхность металлических (прежде всего стальных и железных) изделий. Лужение производится для защиты металла от коррозии или для подготовки к пайке (лужёная поверхность лучше смачивается припоем).

Коры́то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В XIX веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах.

Котёл — металлический сосуд для приготовления пищи методом варки на открытом огне. Используется до настоящего времени в туристических походах. Как технический термин слово «котёл» применяется для обозначения закрытого сосуда, предназначенного для нагревания воды или превращения её в пар.

Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Кастрю́ля — ёмкость для варки на открытом огне или в духовом шкафу. Как правило, в отличие от горшка, обладает ручками и крышкой.

Ска́лка — предмет кухонной утвари, предназначенный в основном для раскатки теста. Бывает цилиндрической или веретенообразной формы.

Ви́лка — предмет из столового прибора, состоящий из рукояти и нескольких узких зубцов (обычно от двух до четырёх) на одном конце. При сервировке стола вилку обычно кладут слева вогнутой стороной кверху. При приеме пищи вилку обычно держат левой рукой, а нож — правой, поскольку правшам, коих большинство, ножом легче пользоваться в правой руке. После окончания использования вилку, как и другие столовые приборы, следует класть в тарелку.

Си́то — инструмент для разделения сыпучих масс (зёрен, круп, песка и т. п.) по величине их частиц. Небольшие ручные сита используют в быту и лабораториях.

Кри́нка (крынка, малый горлач, твер. пск. балакирь, южн. глок, глечик) — расширяющийся книзу удлинённый глиняный (есть и стеклянные) горшок для молока. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху.

Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.

Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Коромы́сло (коромысл) — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Коромысло популярно в странах Дальнего Востока.

Вертел — приспособление для жарки мяса над огнём в камине или на костре (реже в духовке), представляющее собой длинный твёрдый стержень, вращаемый поваром, благодаря чему собственный сок мяса распределяется по нему равномерно. На вертеле, как правило, жарятся большие куски мяса или туши небольших животных целиком.

Манга́л (от араб. مَنْقَل‎ , азерб. manqal, груз. მაყალი , перс. منقل‎ , арм. մանղալ, тур. mangal) — жаровня у народов Ближнего Востока, медная чаша на ножках с широкими горизонтальными полями, двумя ручками для переноски и полусферической крышкой.

Варёная кожа (кюрболи, бойлинг, фр. cuir bouilli, англ. boiled leather) — кожа растительного дубления, отличающаяся при особой прочности и жёсткости достаточной лёгкостью. Другие названия — «литая кожа» и «закалённая кожа» (англ. moulded leather, hardened leather). Применялась в Древнем мире и Средневековье для изготовления пластинчатых и чешуйчатых доспехов (в том числе и для животных) и щитов как в Европе, так и в странах Востока. Она шла также на чемоданы, футляры, ножны и т. д.

Стака́н — обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.

Сто́пка — небольшой стакан (серебряный), кружка, чарка, бокал; большей частью без ручки, без пережабины, прямая либо с развальцем или рюмка.

Серви́з — набор чайной, столовой, кофейной посуды из подходящих друг к другу по стилю предметов. Сервиз рассчитывается на определенное количество персон, обычно от 6 до 16.

Фля́га (от нем. Flacher или нем. Flachmann) — плоская или овальная бутыль, как правило металлическая с навинчивающейся пробкой. В ряде случаев пробка снабжается ниппелем, позволяющим пить из неё, не открывая пробки. Так, например, пробка из комплекта противогаза ГП-7 позволяет пить из стандартной армейской фляги через трубочку, не снимая противогаза.

Штоф (нем. Stof — большой бокал, чаша) — единица измерения объёма жидкости, применявшаяся на территории Российской империи до введения метрической системы мер. Использовалась, как правило, при измерении количества вино-водочных напитков.

Чайная посуда — посуда для питья, заваривания и хранения чая. Набор чайной посуды, выдержанной в едином стиле, именуется сервизом.

Расчёска — индивидуальный предмет быта для расчёсывания волос, массажа головы и нанесения воды на волосы. Также есть расчёски для шерсти животных. Существует два основных типа расчёски — гребень и щётка для волос (массажная щётка). Гребень также может служить украшением, например, как часть испанского национального костюма.

Ухва́т, или рога́ч, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.

Подсве́чник — подставка для установки свечи. Декоративные многорожковые подсвечники называются канделябрами.

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий.

Обеденный стол — стол, предназначенный для сервировки и приёма пищи, обычно рассчитанный на совместную трапезу для нескольких едоков.

Бо́чка — это тара цилиндрической или другой формы, который можно перекатывать (в отличие от кадки) с одного места на другое и ставить на торцы без дополнительных опор, предназначенный для транспортировки и хранения жидких и других веществ. Бочки бывают различной формы, но обычно основание, верх и разрез центральной части бочки имеют форму окружности, при этом диаметр центральной части может быть немного больше диаметров основания и верха.

Утварь (от глагола творить, то есть делать, производить, создавать) — в русском языке самое общее обозначение искусственно созданных и движимых предметов интерьера («все движимое в доме») или предметов обихода, которые не относятся к орудиям труда.

Па́сха (творожная пасха, паска) — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Столо́вый прибо́р — инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом, изготавливается из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или столового серебра. Приборы из столового серебра и мельхиора применяют при сервировке столов на приёмах, банкетах и торжественных вечерах.

Ларь — большой деревянный ящик с откидной крышкой, предназначенный для хранения предметов хозяйственного обихода.

Калеба́с, калебаса (исп. calabaza — ты­к­ва) — традиционный сосуд для приготовления и питья мате, тонизирующего напитка народов Южной Америки. Сосуды выделывались индейцами из древесной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria). Познакомившиеся с напитком испанцы начали производить калебасы также из других материалов, таких как древесина палисандра, дуба, кебрачо, а также фарфора, керамики, серебра и некоторых других.

Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна (отсюда и название посуды), позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо.

Коробка, или ящик, — ёмкость (вместилище) в форме многогранника, чаще всего — прямоугольного параллелепипеда.

Корча́га — большой глиняный, в XIX веке также чугунный горшок или большая кринка с широким горлом с двумя вертикальными ручками. Использовалась для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока и т. п.). Например, корчага была пивная, бражная. Уменьшительное — корчажка.

Ендова́ (также яндова́) — вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.

Упоминания в литературе (продолжение)

Необходимы также ковшики: большой для подливы, маленький для соуса, и, если суп разливается из супницы, нужно иметь один или два ковша для супа. Полезно иметь также специальные вилки для приправ и сервисные ложки для желе, однако можно воспользоваться и десертной ложкой или ложкой близкого к ней размера.

Для этого лучше использовать специальный ковшик с дырочками вроде дуршлага. Ручка ковша должна быть достаточно длинной, чтобы паром не обожгло руку (а лучше всего подстраховаться, надев рукавицу).

Когда дрова в каменке прогорали, топка становилась алой и обдавала жаром, ход в нее закрывали большим камнем или заслонкой. Поддавали один ковш воды, для пара на камни, обязательно при открытой двери для выхода угарного газа. Только после этого можно закрывать дверь.

Вот рецепт кислых щей из книги «Российской хозяйственной винокур, пивовар, медовар, водочной мастер, квасник, уксусник и погребщик» (как вам название, а?), изданной в 1792 году: «Всыпать в кадку 2 гарнца или 10 фунтов пшеничного солоду, 2 гарнца ячменного, муки пшеничной 2-го сорта 10 фунтов и гречневой муки 10 фунтов. Все это заварить кипятком, дать солодеть часов пять, потом наливать кипятком, по два ведра за раз и размешивать хорошенько, пока жидкость сделается такой густоты, как квас, чтобы с весла, которым мешают, капал каплями; потом дать отстояться на льду. Этим же суслом развести два стакана дрожжей и квасной гущи один ковш и, когда все остынет, перелить в бочку, внести в теплое место и дать закиснуть; тогда разлить в шампанские бутылки, закупорить хорошенько и поставить в погреб. Из этой порции должно выйти 70 бутылок. Кипятку приходиться налить 6 ведер или больше».

В печи еще и парились. Русская печь свободно вмещала двоих взрослых. Под печи прикрывали снопом ржаной соломы, чтобы не прожигало. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками.

Самовар - история происхождения

Самовар тесно связан с традициями чаепития. Многие уверены, что настоящий душистый чай можно пить только из самовара. Историю появления самоваров традиционно связывают с Тулой, но их история начинается на Урале – центре добычи меди. Со временем самовар стал важным атрибутом многих семей, а также прочно вошел в русский фольклор. Чайная церемония стала одним из символов России, национальным обычаем. Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» посвятил самовару отдельную большую статью.

Что такое самовар?

Самовар – это металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Внутри тулова находилась труба - первые самовары топились древесными углями, щепками или шишками. Чуть позднее появились керосиновые и спиртовые модели. Современные самовары по форме и виду напоминают своих предшественников, но вода закипает уже за счет электричества. В 40-е годы XVIII века в письменных источниках впервые встречается слово, касающееся чудесной водогрейной машины. Кто-то полагает, что название происходит от идеи – «сам варит», а другие считают, что в основу названия легло татарское слов «снабар» - чайник.

Появление первых устройств для кипячения воды на Востоке и Западе

Археологические источники доказывают, что первый прообраз устройства для нагревания воды с сосудом и трубкой появился в Древнем Китае. Первые китайские водонагреватели, которые назывались «хо-го» были найдены во время раскопок и относились к IV веку нашей эры. Позднее хо-го распространились на территорию Японии и Ирана.

Другим предшественником самовара был античный аналог под названием «аутепса» (в переводе – «самоварящий»). Аутепса представляла собой кувшинообразный сосуд и имела отделения для жидкости и для углей. Второе отделение было универсальным и в жаркое время года использовалось для охлаждения жидкости – его заполняли льдом.

Когда появился первый самовар в России

По легенде самовары завез в Россию главный любитель европейских диковинок – царь Петр I. На самом деле дата появления самоваров в России более поздняя. По некоторым историческим данным, первые медные устройства для нагрева воды появились там, где была развита металлодобыча - на Урале, - так как основным материалом для изготовления самоваров были медь и латунь. Первопроходцами в самоварном деле стал тульские промышленники Демидов, основавший в 1725 году Суксунский медеплавильный завод на юго-востоке Пермского края. Это событие ознаменовало начало истории уральских «чайных машин», а также было налажено изготовление медной посуды.

Многие ошибочно считают Тулу местом рождения самовара. Официально же первый тульский самовар был выпущен только в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. Уже к середине XIX века в Туле работало около 80 самоварных предприятий, а сам город получил звание «самоварной столицы». Продукция известных тульских мастеров путешествовала по всей России.

Самовар считался посудой для аристократов, так как его цена была достаточно высока. Высокий спрос накладывал обязательства на фабрикантов - им было необходимо следить не только за функциональными, но и за внешними параметрами. Самовары дополняли интерьеры состоятельных граждан и должны были вписываться в стиль обстановки. В Туле изготавливались более ста видов разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы.

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем». 1918 г.

Над дизайном работали знаменитые художники – они продумывали формы и роспись «чайных машин». Производители экспериментировали с материалами в попытке перещеголять конкурентов. Появлялись изделия из фарфора, стекла, дерева. В мастерских Карла Фаберже для высшей знати создавались модели из чистого серебра и золота. Такие самовары поставляли к царскому двору, где традиции чаепития отводили очень значительную роль. Сегодня примеры необычных самоваров можно увидеть в Тульском музее самовара, которые открылся в 1990 году.

Со временем промышленники стали производить самовары для масс, и этот чудо-прибор занял почетное место в каждом доме. Блестящий самовар считался центром стола, его бережно хранили и регулярно чистили.

Массовое производство в России

Самоварное дело оказалось весьма доходным. Кустари превращались в фабрикантов, а мастерские — в целые фабрики. Самыми знаменитыми самоварными промышленниками стали Капырзины, Тейле, Баташевы, Воронцовы. Со временем изготовителей стало очень много, и им потребовались собственные знаки отличия – торговые марки, которые в обязательном порядке утверждались правительством. Торговый знак содержал имя фабриканта с географической привязкой, а также индивидуально разработанное клеймо. Самоварные магнаты соревновались друг с другом, принимали участия в специальных выставках, на которых лучшие изделия получали медали. Образцы этих медалей украшали тулово, тем самым говоря о качестве и репутации марки. Эти отметки сегодня помогают при оценке старинных предметов.


Фабрика Капырзина

Тульский купец Фёдорович Капырзин основал свою фабрику по выпуску самоваров в 1885 году в возрасте 36 лет. К этому времени уже были очень популярны производства Баташевых и Воронцовых, прославивших тульское самоварное дело. Иван Капырзин не испугался такой конкуренции и смог создать уникальные товары, которые позднее были удостоены наград и медалей. Начало XX века стало очень сложным временем для ведения собственного бизнеса – в стране постоянно проходили забастовки рабочих. Но Капырзин сумел и из этой ситуации выйти победителем - 1909г. его приняли в Городскую думу. Он продолжал развивать своё дело, и к 1912 году на фабрике трудились около ста человек, и ежегодно выпускалось от 50 до 70 тысяч изделий. Самовары Капырзина славились изящным и утонченным растительным декором. Металлы для изготовления жаровых самоваров использовали разнообразные, но обязательно практичные: серебро, тампак, мельхиор, латунь. Часто золотили ручки самовара. Фабрика выпускала самовары самых разных размеров, в том числе, ставший популярным дорожный самовар. На фабрике Капырзина также выпускали спиртовые модели. Горелка была устроена по типу спиртовки и наглухо соединена с туловом.

Иван Капырзин был успешным маркетологом и не жалел денег на рекламу своих товаров. Он публиковал яркие рекламные объявления в газетах и журналах, делая упор на широкий ассортимент и высокое качество своей продукции. Иногда в объявлениях рассказывались интересные факты об устройстве фабрики. На каждом изделии фабрики Капырзина ставился знак «К». Это клеймо служило гарантом качества продукции и подтверждало подлинность изделия.

Фабрика Тейле

К тульским промышленникам в 1870 году присоединился бывший подданный Пруссии Рейндгольд Эрдман Тейле. Первое время он занимался изготовлением самоварных деталей. Позднее, изучив все тонкости самоварного дела, он оснастил свою фабрику самыми новыми технологиями, в том числе, паровыми машинами.

Основным отличием продукции фабрики Тейле было использование керосиновой горелки. Керосин позволял почти мгновенно закипятить воду, и керосиновые изобретения быстро вошли в моду. Их могли себе позволить только состоятельные люди, так как цена на керосин была высока. Помимо керосиновых самоваров на фабрике производили и обычные жаровые, а также подарочные наборы, кофейники и посуду.

Самыми популярными сегодня являются жаровые самовары. Они делятся по форме на несколько видов: «Рюмка», «Банка» и «Дуля». Большой интерес среди коллекционеров и любителей вызывают редкие формы — граненая «Дуля» с резной крышкой, высокой конфоркой и изящным краном. Многие мечтают стать владельцами большого трактирного самовара из латуни, который делали на самоварных фабриках Тейле.

После революции

В начале 20 века активно развивающееся самоварное производство было поставлено на паузу. В этот период самоварное дело выживало за счёт кустарей и многочисленных тульских артелей. В 1918 г. самоварные фабрики, как и остальные производства в стране, были национализированы - образовались государственные предприятия. Из многих фабрик продолжило работу предприятие В. С. Баташева - оно было передано Тульскому патронному заводу и выпускало самовары в период с 1920 до 1940 г. Фабрика братьев Шемариных была переименована в фабрику им. В. И. Ленина. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских изделиях стали ставить клеймо государственных заводов. На первых парах самоваров производили очень мало, а спрос на них был невелик. С одной стороны это объяснялось тем, что у людей просто не было денег даже на самое основное, а с другой стороны этот атрибут многие считали буржуазным пережитком. Тем не менее, самоварное производство не было забыто и продолжало существовать, пусть и не в былых масштабах.

Самовар форма

Позднесоветская эпоха

Массовая кампания по газификации и электрификации жилых домов привела к тому, что самовары начали постепенно выходить из употребления, а на замену им пришел обычный чайник. После окончания Великой Отечественной войны советская фабрика «Штамп» (бывший патронный завод) была единственным производством в Туле, выпускавшим самовары. Также в эпоху СССР самовары выпускал завод металлоизделий в Суксуне. Изделия пользовались высоким спросом, а помимо самоваров здесь делали чайники, сахарницы, подносы, которые отличались качеством, а также были покрыты красивой росписью. В 1956 г. на «Штампе» начали выпускать электрические модели, которые заменили своих жаровых (угольных) предшественников. Многие считают, что электричество загубило самобытность и народный дух жаровых самоваров и превратило их в обычные кипятильники. В конце двадцатого столетия самовары, как и всё наследие Советского Союза, начали понемногу забываться, но полностью производство самоваров прекращено не было.

Современность

В последние десятилетия интерес к самоварам возрос. Они перестали восприниматься исключительно как сувениры для туристов, и в домах все чаще начали появляться самовары, хоть они все еще проигрывают в популярности электрическому чайнику. Современное производство самоваров по-прежнему сосредоточено в Туле – с 2005 года там было возрождено самоварное дело. Кто-то предпочитает покупать классический самовар, сделанные по традициям тульских мастеров, кто-то находит винтажный на блошиных рынках и в антикварных магазинах, а кто-то делает ставку на современную модель.

Классификация самоваров

Существует несколько основных видов самоваров, которые различаются по своему внутреннему устройству, а также по предназначению:

  • Жаровые или угольные - это классический тип самовара, появившийся еще в XIX веке. Внутри самовара проходит жаровая труба, в которую кидают топливо – дрова, угли, шишки. За счет создаваемого жара и закипает вода;
  • Керосиновые и спиртовые – тульской самоварной промышленностью, наряду с самоварами, которые разжигали твердым топливом (например, древесным углем), выпускались и те, которые работали на жидком топливе. Ярким примером являются керосиновые и спиртовые самовары с резервуаром для топлива. Из-за высокой цены на керосин они больше были распространены на Кавказе, где он стоил гораздо дешевле;
  • Электрические появились в Советском Союзе. Форма электрического самовара сохранила привычные элементы старинных самоваров, но нагревались они от электросети;
  • Комбинированные – любопытный вид самовара, который имел две опции: его можно было кипятить электричеством, либо растапливать классическим образом при помощи угля или щепок.

Электрический самовар

Распространенные формы

Несмотря на то, что производители самоваров соревновались в мастерстве и придумывали самые фантастические очертания, привычными стали несколько основных форм медных изделий для кипячения воды:

Существуют также менее распространенные формы, которые сегодня представляют особый интерес для коллекционеров. Например, «Дуля», «Желудь», «Петух»,«Кабачок». Такие самовары встречаются реже, так как производители в основном делали ставки на более распространенные и популярные в народе модели.

Общее устройство

Самовары имеют разные формы, но при этом все они устроены примерно одинаково. Он всегда имеет емкость для воды, которая называется «тулово» или реже «стенка». Форма по большей части зависит от формы тулова. Существуют самовары в форме рюмки, шара, банки. Независимо от формы тулова, внизу к нему крепится поддон с устойчивыми ножками.

Поддон и тулово соединяются между собой шейкой, в которой располагаются отверстия для воздуха – поддувала. Для горения нужен воздух, и сквозь эти отверстия он попадает внутрь.

Внутри тулова находится главный нагревательный элемент – труба, также известная как жаровня или кувшин. В нее загружают топливо – древесный уголь, щепки, шишки. Через жаровую трубу поднимается и выходит наружу горячий воздух, который нагревает воду. Кувшин обычно имеет большой диаметр и расширяется к низу. Чем больше его поверхность, тем быстрее закипает вода.

В верхней части трубы находится конфорка – она ставится на крышку. Зачастую на конфорку сверху ставят заварочный чайничек. Также у каждого самовара есть ручки по бокам и кран, который чаще располагается в нижней части тулова, чтобы осадок не попадал в чашки.

Клейма и медали

Клейма или медали – это знак качества, который присваивался исключительно изделиям известных производителей. Вместе со знаком отличия промышленник получал право ставить на самовары собственное клеймо. Эта традиция чтится до сих пор, и современные мастера все так же получают право ставить именной оттиск на настоящем тульском самоваре.

Исторически знаки отличия имели право ставить только промышленники, получившие высокие оценки на выставке. Оценивали изделия по нескольким критериям: внешний вид, удобство, качество металла. За победу на выставке вручали медаль – золотую, серебряную или бронзовую. Также были медали «За качество», «За внешний вид» и многие другие. Высшим знаком качества считался Герб - право ставить его было непросто заслужить. На оттиске медали можно увидеть, где и когда она была присуждена. Самыми ценными считаются медали, полученные на общероссийских или зарубежных выставках.

Высшая награда - Государственный Герб

Антикварный клуб «Раритетус» занимается оценкой и выкупом старинных самоваров. Мы будем рады помочь вам разобраться с клеймами и другими отметками, а, если вдруг вы решите продать самовар, наши эксперты проведут оценку стоимости по фото онлайн.

Читайте также: