Металлический сосуд в котором на горящих углях воскуривается ладан

Обновлено: 17.05.2024

Жертвенник — четырех­угольный стол, находя­щийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды. Название свое получил от того, что на нем во время проско­мидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приго­тав­ли­ваются для после­ду­ющего Таинства Святые Дары. На жертвеннике хранятся до употреб­ления на Литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позво­ляется прика­саться только священ­но­слу­жи­телям. В различные моменты Литургии жертвенник симво­ли­зирует пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по воскресении.

  • Аналой
  • Чаша
  • Тетрапод
  • Дискос

Дискос — небольшое блюдо на особой подставке, на которое во время литургии полагаются Святой Агнец и частицы просфор, вынутые на проско­мидии. В духовном смысле знаменует и ясли, в которые положен был Иисус Христос при рождении, и пещерный гроб, в котором было положено Его тело после снятия со Креста.

  • Покровец
  • Плащаница
  • Антиминс
  • Катасарка

Антиминс — четырех­угольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совер­шается Литургия. На антиминсах изобра­жается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре еванге­листа. На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состо­ялось это освящение. Антиминс является неотъ­ем­лемой частю престола, без которой нельзя совершать Литургию.

  • Корец
  • Стручец
  • Кропило
  • Фитиль

Кропило — богослу­жебный предмет, представ­ляющий собою пучек из водостойкого эластичного растения или искуственных волокон, с рукоятью, исполь­зуемый священ­ником для кропления (т.е. кресто­об­разного обрыз­ги­вания) святой водой.

  • Кадило
  • Орарь
  • Дарохра­ни­тельница
  • Кропило

Кадило — метал­ли­ческий сосуд, в котором на горящих углях воску­ри­вается душистая смола восточных деревьев — ладан. Каждение совер­шается священ­но­слу­жи­телями в наиболее торже­ственных местах богослу­жения. Чаще всего кадило изготовлено из латуни или серебра.

  • Иконостас
  • Киот
  • Аналой
  • Кафедра

Киот (греч. «ящик») — рама или ковчег (ящик) со стеклом (обычно деревянный), в котором помещается икона. Разли­чаются напольные киоты (для больших храмовых икон) и навесные киоты (для небольших икон в храмах и домах). Прооб­разом киота является Ковчег Завета Иеруса­лим­ского храма.

  • Мощевик
  • Крест с украшениями
  • Напре­стольный крест
  • Наперстный крест

Крест напре­стольный — Крест с изобра­жением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием. Напре­стольный Крест имеет богослу­жебное употреб­ление: им в особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богояв­ление и при особо торже­ственных молебнах, в преду­смот­ренные Уставом случаи, к нему прикла­ды­ваются верующие. Напре­стольный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей неотъ­ем­лемой и обяза­тельной принад­леж­ностью святого престола.

  • Литийница
  • Мирница
  • Лампада
  • Елейница

Елейница — сосуд, в который наливается освященное масло, обыкно­венно оливковое с примесями благо­воний. Елейница изготовлена из драго­ценных металлов или металлов, не дающих окиси.

  • Кропило
  • Стручец
  • Корец
  • Лжица

Стручец — помазок, употреб­ляемый при Миропо­ма­зании, Елеосвя­щении и пр.

  • Пелена
  • Катасарка
  • Индития
  • Покровец

Пелена — покров, которым накрывают престол со всеми находя­щимися на нем священными предметами по окончании богослу­жения. Пелена симво­ли­зирует покрывало тайны, которое скрывает святыни от глаз непосвя­щенных. Декора­тивный элемент облачений, одежд храма.

  • Дикирий
  • Труба
  • Тетрапод
  • Подсвечник

Подсвечник — подставка для церковной свечи. Подсвечники бывают разных размеров и видов, обычно произ­во­дятся из латуни. Помимо практи­че­ского назна­чения подсвечники симво­ли­зируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры Христовой светит всему миру: свет Христов просвещает всех.

Вы правильно ответили на вопрос ов из

Выразить благо­дар­ность созда­телям сайта и этой викторины вы можете посред­ством публи­кации ссылки на неё в социальных сетях.
Спаси Бог!

Значение слова кадило

кад и ло, кадила, ср. (церк.). Металлический сосуд, употр. в православном и католическом богослужении для курения ладаном.

Католическая Энциклопедия

(греч. λιβανωτός, позднее λιβανωτήριον, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) — богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. Θυμιατήιον, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. — переносный.

Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. πρεϊον, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. Θυμιατήιον, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).

С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, — небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в. конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. кατζια или др. формы).

Лит-ра: Христиане на Востоке: Искусство мелькитов и инославных христиан. СПб., 1998, с. 167–167, 170; Никольский К., свящ. Учебный устав богослужения. М., 1999, т. 1, с. 127–144; DACL 5, 21–33; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 393–394; NCE 3, 390–391; Cramp R. Anglo-Saxon Connections. Durham, 1989, p. 30; Meyers C. // ABD 1, 882.

Фразеологический словарь русского языка

Раздувать (раздуть) кадило прост. -

1) успешно развернуть какую-либо деятельность

2) поднимать шум из-за чего-нибудь

Православие. Словарь-справочник

металлический сосуд, подвешенный на цепочках, за которые священнослужители его держат. В кадиле на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественные моменты богослужения. В древности кадило отличалось от современного. Оно представляло собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к X-XI вв. распространение получили кадильницы на цепочках. Кадильница без цепочек с рукоятью, кация, в древности употреблялась наряду с кадилом на цепочках, а на Афоне и в некоторых русских монастырях каждение совершали кациями в определенных случаях до недавнего времени. Современное кадило состоит из двух сферических половин. Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки. Нижняя половина имеет форму чаши, в нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина изображает собой кровлю храма с куполом, который венчает крест. На кресте имеется кольцо, к которому прикрепляется цепочка, поднимающая и опускающая верхнюю часть кадила. Под основанием нижней половины иногда укрепляются три шарика с металлическими ядрами, вложенными в них, – звонцы. Во время каждения они мелодично звенят. Звонцы часто подвешиваются и в других местах кадила, например на цепочках. Кадильницы делаются из золота, серебра, бронзы.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, ср.

Металлический сосуд на цепочках, употребляющийся в церквах для курения ладана.

* ► Телега стала. Раздалось моленье ликов громогласных. С кадил куренье поднялось. // Пушкин. Полтава // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

кад’ило ( Иез.8:11 ) — небольшая емкость, сосуд для сожигания фимиама пред Господом (в Иер.52:19 — фимиамник). При этом она держится в руках. В Евр.9:4 кадильницей, как полагают, назван жертвенник для курений ( см. ), но, поскольку он постоянно находится перед завесой, то есть вне Святого-святых ( Исх.30:6 ; 3Цар.6:22 ), здесь, видимо, имеется в виду однажды в год в день очищения вносимая кадильница.

Православный энциклопедический словарь

металлический сосуд на цепочках, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола, дающая при сгорании благовонный дым.

Словарь церковных терминов

металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.

Православная энциклопедия

подвешенный на цепочках металлический сосуд, в котором на углях плавится (воскуряется) ладан. Каждение обычно совершает дьякон в особо торжественных моментах богослужений.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG thurible)

(от лат. thus - ладан)

сосуд, часто называемый кадильницей и представляющий собой металлическую чашу на коротких цепях с горячими углями внутри. В нем курится ладан; во время богослужения священник слегка раскачивает кадило, чтобы появлялся ароматный дым.

Энциклопедический словарь

металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах.

Словарь Ожегова

КАДИЛО, а, ср. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Раздуть к. (также перен.: развернуть какуюн. деятельность, развернуться; прост.).

| прил. кадильный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ср.
Металлический сосуд, употребляемый в православном и католическом богослужении
для курения ладаном.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

или кадильница — сосуд для курения фимиамом, производимого при христианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой, открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такое К. носило название кации ) ; такое устройство имеет кадильница и доныне у русских старообрядцев. Теперь кадило имеет вид круглой чашечки, 1—1 1/2, врш. в диаметре, повышенной на трех или четырех цепочках, длиною около аршина, соединенных вместе в верхнем конце, за который держит К. священнослужитель, производящий каждение. В чашку К. полагаются горящие угли, а на них всыпается ладан (древесная ароматическая смола), иногда. вместо него, другие, более тонкие душистые растительные составы. В церковном уставе подробно указывается, когда и как должно быть при богослужениях совершаемо каждение.

Кадило

металлический сосуд, подвешенный на цепочках, за которые священнослужители его держат. В кадиле на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественные моменты богослужения. В древности кадило отличалось от современного. Оно представляло собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к X-XI вв. распространение получили кадильницы на цепочках. Кадильница без цепочек с рукоятью, кация, в древности употреблялась наряду с кадилом на цепочках, а на Афоне и в некоторых русских монастырях каждение совершали кациями в определенных случаях до недавнего времени. Современное кадило состоит из двух сферических половин. Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки. Нижняя половина имеет форму чаши, в нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина изображает собой кровлю храма с куполом, который венчает крест. На кресте имеется кольцо, к которому прикрепляется цепочка, поднимающая и опускающая верхнюю часть кадила. Под основанием нижней половины иногда укрепляются три шарика с металлическими ядрами, вложенными в них, – звонцы. Во время каждения они мелодично звенят. Звонцы часто подвешиваются и в других местах кадила, например на цепочках. Кадильницы делаются из золота, серебра, бронзы.

Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Смотреть что такое "Кадило" в других словарях:

Кадило — см. Угольница (кадильница, кадило) … Библейская энциклопедия Брокгауза

КАДИЛО — металл, чашка на цепочках, в которой при богослужении курится ладан на раскаленных угольях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАДИЛО металлич. чашка на цепочках, в которой курится фимиам во время… … Словарь иностранных слов русского языка

Кадило — или кадильница сосуд для курения фимиамом, производимого прихристианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой,открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такоеК. носило название кации); такое устройство… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КАДИЛО — (кадильница), металлическая чаша с раскаленным углем, ладаном и другими ароматическими составами, подвешенная на 3 4 цепочках. Используется во время богослужения в христианских храмах … Современная энциклопедия

КАДИЛО — металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах … Большой Энциклопедический словарь

КАДИЛО — КАДИЛО, кадила, ср. (церк.). Металлический сосуд, употр. в православном и католическом богослужении для курения ладаном. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАДИЛО — КАДИЛО, а, ср. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Раздуть к. (также перен.: развернуть какую н. деятельность, развернуться; прост.). | прил. кадильный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

кадило — сущ., кол во синонимов: 8 • богородское зелье (4) • кадильница (3) • пахлун (5) … Словарь синонимов

Кадило — (кадильница), металлическая чаша с раскаленным углем, ладаном и другими ароматическими составами, подвешенная на 3 4 цепочках. Используется во время богослужения в христианских храмах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кадило — У этого термина существуют и другие значения, см. Кадило (значения). Не следует путать с паникадилом … Википедия

КАДИЛО — [греч. θυμιατός, θυμιατήριον, λιβανωτός; лат. thymiamaterium, thuribulum], литургический сосуд для совершения каждения. В Иерусалимском храме для каждения наряду с кадильным алтарем использовались и переносные К.: евр. (греч. πυρεῖον),… … Православная энциклопедия

Стихи-загадки по литургике для детей

ХРАМ — зда­ние, пред­на­зна­чен­ное для совер­ше­ния в нем литур­гии и обще­ствен­ной молитвы, особо устро­ен­ное — име­ю­щее пре­стол и освя­щен­ное архиереем.

Службу слу­жит иерей
Пред­стоит от всех людей
Дух Свя­той сослу­жит там,
Дом Гос­по­день или

Вос­се­дает на Престоле
В славы жар­ком ореоле
Наш Отец и Государь.
Здесь Ему свя­щен­ник служит,
Здесь он про­сит все, что нужно.
И сей­час, совсем как встарь,
Божий дом — святой

АМВОН (вос­хо­дить) — часть солеи, выда­ю­ща­яся полу­кру­жием в центр храма напро­тив цар­ских врат. Слу­жит для про­из­не­се­ния про­по­ве­дей, екте­ний, чте­ния Еван­ге­лия и т.п.

Чтобы Чашу, где Христос,
Кто пока что не подрос,
Видеть мог со всех сторон,
Возвышается

ИКОНАМ (образ, изоб­ра­же­ние) ‑изоб­ра­же­ние Иисуса Хри­ста, Бого­ро­дицы, свя­того, еван­гель­ского или цер­ковно-исто­ри­че­ского события.

К этим я изображеньям
При­сту­паю с уваженьем.
При­ло­жусь благоговейно,
И от них свя­тым елеем
Я пома­за­ния жду.
Я молюсь, кладу поклоны
Обра­зам, святым

ИКОНОСТАС — пере­го­родка, раз­де­ля­ю­щая алтарь и сред­нюю часть храма. Состоит из икон, рас­по­ло­жен­ных яру­сами. Число яру­сов бывает от трех до пяти

Отде­лен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред кио­тами лампады
Зажи­га­ются как надо,
Перед служ­бою, как раз.
Это что?

ХОРУГВИ — укреп­лен­ное на длин­ном древке полот­нище с изоб­ра­же­нием Иисуса Хри­ста, Бого­ро­дицы или свя­тых. Во время крест­ного хода хоругви несут впе­реди шествия.

АНАЛОЙ — высо­кая под­ставка с пока­тым вер­хом, на кото­рую кла­дутся бого­слу­жеб­ные книги или иконы.

Чтобы мыс­лей череда
К Богу лишь вела всегда,
Чтоб сто­ять мне, как свеча,
Чтоб молитва горяча
Моя к Гос­поду была,
Я забуду все дела,
А молит­вен­ник я свой
Положу на

Посмотри, туман окутал
Паперть, храм
и даже

Со свя­щен­ни­ками вместе,
(Смысл поня­тен и известен),
Тоже Гос­пода хвалю я
Сло­вом этим:

АНТИФОН (греч. «зву­ча­щий в ответ») — пес­но­пе­ние, кото­рое попе­ре­менно постишно поется двумя хорами. В насто­я­щее время анти­фон­ное пение обычно не соблюдается.

Пра­вый кли­рос запевает,
А потом и так бывает,
Что поет, как слы­шит он,
Левый клирос

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — обще­ствен­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое вече­ром под празд­ники и вос­кре­се­ния. Состоит из соеди­не­ния вели­кой вечерни, празд­нич­ной утрени
и пер­вого часа.

В церкви дей­ство началось,
И по храму разлилось
Сла­дост­ное пение
Всенощное

Чтоб частицу благодати
От Хри­ста сей­час при­нять мне,
Под­хожу без лени я
Под

ЕКТЕНИЯ (греч. – «тянуть») – уси­лен­ное моле­ние, состо­я­щее из ряда про­ше­ний. Екте­ния про­из­но­сится дья­ко­ном или свя­щен­ни­ком. После каж­дого про­ше­ния хор поет “Гос­поди, поми­луй” или “Подай, Гос­поди”. Екте­ний раз­ли­ча­ются по содер­жа­нию и числу про­ше­ний: вели­кая или мир­ная екте­ния — наи­бо­лее пол­ная, малая — из одного про­ше­ния, сугу­бая, про­си­тель­ная и др.

Хор поет, и всем понятно,
Что уста гла­го­лют внятно.
Тайно сердца голос нежный
Обращу и я с надеждой.
Пусть летит сквозь все затворы
Просьба жар­кая моя!
Просьба к Богу —

Твой дым —
молитвы образ милый,
Благоуханное

КЛИРОС — место в храме, пред­на­зна­чен­ное для хора. Кли­росы рас­по­ла­га­ются на обоих кон­цах солеи.

Подо мною про­пасть, ад,
А вкруг Ангелы стоят.
Так свой голос, сла­бый очень,
Я сла­гаю среди прочих,
И от имени народа
Хор про­ше­ние выводит.
Сча­стье даже и не снилось:
Ведь хожу я петь на

Чтоб мело­дия простая
В пред­рас­свет­ной дымке тая,
Выво­дила к Церкви Божьей
И к молитве нас звала,—
Бьет зво­нарь в

Вос­ку­ря­ется кадило,
Чтоб молитва воспарила,
И для этого обряда
Нужен нам душистый

Станьте прямо, все отбросьте,
Говорят:
«Пре­муд­рость,

Дым кадиль­ный в Алтаре.
Под­скажи-ка мне, скорей,
Что курится дымом там?
Ладан, или

Пенье, словно бы в Раю,
Я стою, душой пою!
Что это? То была
Про­сто Господу

АМИНЬ — с древне-еврей­ского – воис­тину, верно, бес­спорно, так будет, да. Про­из­но­сится в конце молитв.

Я Твой вер­ный раб, Господь,
Чтоб неправду побороть,
Помоги мне, не покинь!
Истина, или

ОТПУСТ – бла­го­сло­ве­ние, кото­рое свя­щен­ник про­из­но­сит по окон­ча­нии службы на отпуск из храма.

Читайте также: