Металлический завод имени сталина

Обновлено: 05.10.2024

Экономика России середины XIX века остро нуждалась в быстром развитии машино- и приборостроения. История Петербурга неразрывно связана с новаторскими изобретениями конструкторов и проектировщиков Санкт-Петербургского Металлического завода. По их проектам созданы опоры Эрмитажа и Эрмитажного театра, большинство питерских мостов, купола храма Спас на Крови и цирка Чинизелли на Фонтанке — «металлисты» два века назад придали Петербургу его уникальный незабываемый облик.

Внешний вид завода. 1880 год

Эра промышленного бума

XX век начался в России промышленным бумом: с 1905 по 1915 год суммарная мощность российских электростанций выросла более чем в пять раз. В результате интенсивного внедрения механических станков и паровых машин резко выросла производительность труда, стремительно развивалась железнодорожная отрасль, в этот период Металлический завод превратился в одно из ведущих предприятий Империи.

Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия главного калибра

Эпоха ГОЭЛРО

После прихода советской власти завод создал первые гидравлические (в 1924 году) и газовые (в 1957 году) турбины, обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО. В период сталинской индустриализации развивается машиностроение, причем с 1934 года советская энергетика не нуждалась в импортном оборудовании — советские конструкторы и производители турбин освоили собственное производство.

Дневник выпуска турбины 50 МВт. Ленинградский Металлический завод. 1931 год

Великая Отечественная война

С Ленинградского Металлического завода в первые дни войны на фронт ушли три с лишним тысячи человек, многие добровольцами. Еще 1300 работников ЛМЗ и около 400 воспитанников ремесленного училища были заняты на строительстве оборонительных сооружений. Каждый из этих людей внес свой неоценимый вклад в общее дело. В июне 1941 года вся отечественная промышленность начала работать на Победу.

Фронтовой заказ выполняют передовые кузнецы завода. 1944 год. Слева направо: Д.Ф. Николаев, А.Р. Тимофеев и А.Н. Рябов

Послевоенное восстановление

ЛМЗ к 1947 году должен был довести годовой выпуск паровых и гидравлических турбин до нескольких сотен тысяч киловатт. Работы велись в жестких условиях послевоенного времени: не хватало оборудования, кадров, топлива, металла. Уже в 1944 году планировалось отремонтировать и укомплектовать турбинами Новомосковскую, Рыбинскую, Днепродзержинскую и другие электростанции.

Первая советская газовая турбина ГТ-12-3. Работает на подземном газе. Мощность 12 МВт. 1955 год

«Золотой век» конструкторской мысли

1960-е годы никак нельзя назвать застойными для советской энергетики: регулярно вводились новые мощности, строились турбины. В 1970-е годы одновременно с расширением производства развивается и научно-исследовательская база машиностроительной отрасли.

Ровенская АЭС. 1981 год

Реформы и новейшее время

Развитие завода в 1990-е годы связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в состав группы компаний «Силовые машины».

Металлический завод: рождение гиганта

Внешний вид завода. 1880 год

Завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Первая продукция Санкт-Петербургского Металлического завода состояла из простейших изделий из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. По мере развития предприятия заказы усложнялись, круг клиентов неизменно рос.

Постепенно предприятие превратилось в монополиста области и сделалось поставщиком Двора Его Императорского Величества. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов, принимал заказы на изготовление орудий для Российской армии и флота.

Утвержден Устав компании

20 декабря 1857 года

Гравюра «Санкт-Петербургский Металлический завод», конец XIX века

Императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода (именным Указом императора Александра II «Об учреждении Акционерной Компании Санкт-Петербургского Металлического завода»). По уставу предполагалось изготовление «всяких металлических изделий, могущих быть выгодными для завода…». «Капитал Компании определяется в один миллион рублей серебром, разделенный на десять тысяч акций, каждая по сту рублей».


Растеряев Сергей Нефедьевич


Устав Санкт-Петербургского Металлического завода

Компания на Петербургской бирже

15 февраля 1858 года

Состоялся первый выпуск 3000 акций компании, которые были раскуплены за один день. В мае 1858 года акции компании стали котироваться на Петербургской бирже.

От изготовителя к монополисту

Заводская марка. 1857–1917 годы

Завод участвует в 9-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Петербурге и награждается правом клеймить свои изделия Государственным гербом России. Это первый успех Металлического завода. Изделия с заводской маркой — крылатый жезл Меркурия — получили высокую оценку.

Первый казенный заказ

29 марта 1865 года

Началось изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам

Изготовлены пять чугунных печей для Владимирского собора в Санкт-Петербурге. На заводе освоено новое производство — изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Постепенно предприятие стало монополистом в этой столь востребованной обществом отрасли производства. Производство это просуществовало более пятидесяти лет.

Металлический завод — главный поставщик приборов для отопления и вентиляции

Поначалу все руководящие посты на заводе занимали немецкие специалисты. В 1867 году завод возглавил Отто Крель; под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъемных кранов, плавучих док-мостов.

Завод получил заказ на устройство вентиляции и парового отопления в манеже царских берейтовских конюшен. Через три года Металлический завод устанавливает новое современное отечественное оборудование в Зимнем дворце, Александровском дворце в Царском Селе, Аничковом и Михайловском дворцах в Санкт-Петербурге, Большом и Малом Кремлевских дворцах в Москве.

Завод попадает в престижное число «поставщиков Двора Его Императорского Величества». За Придворным ведомством потянулись и другие заказчики. Оборудование с заводской маркой было установлено в театрах: Мариинском, Михайловском, Александринском, в фешенебельном магазине Елисеева на Невском, Главпочтамте, буддийском дацане и еще во многих самых разнообразных учреждениях и предприятиях Петербурга.


Крель Отто Егорович


Лесенко Николай Данилович

Начато производство подъемных механизмов

Подъемный кран. 1915 год

На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Выпущены первые два подъемных крана для Петербургского казенного Арсенала. За три с лишним десятилетия было изготовлено по собственным проектам более 300 машин для подъема людей и грузов и около 200 подъемных кранов различной грузоподъемности и назначения. В этой области предприятие также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Металлический завод осваивает новейшие технологии в мостостроении

Организовано новое важное направление производства — мостостроение. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.

В 1870 году Металлический завод перестроил старый деревянный мост через Сампсониевский канал в Нижне-Петергофском парке. А уже через 4 года был заключен договор на постройку самого большого в России четырехпролетного моста через Оку: каждый из его пролетов имел длину более 82 метров.

За 30 лет до начала ХХ века было изготовлено 1350 мостов разного назначения.

Возникает новое производство — изготовление крупных металлических конструкций

Световые перекрытия пассажей верхних торговых рядов ГУМа. Москва. 1891 год

Сборка на заводе купола для храма Воскресения Христова в Петербурге. 1895 год

Закончена сборка железного телескопического газгольдера в Санкт-Петербурге.

Благодаря мастерству своих конструкторов и рабочих, вскоре завод завоевал непререкаемый авторитет в области производства сложных железных конструкций.

Следует назвать отдельные знаменитые и высококлассные работы: это многотонные каркасы куполов, главки и шпили Спаса на Крови, своды зрительного зала Мариинского театра, центрального зала Главпочтамта, перекрытия главных залов (в том числе Гербового, Концертного, Белого и Николаевского) Зимнего дворца, световые фонари музея Суворова, стропила залов Консерватории, ажурные сплетения световых перекрытий Русского музея, железные перекрытия Мариинского дворца, купол цирка Чинизелли на Фонтанке, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии Художеств.

Легкие, словно невесомые воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды, созданы для высоких галерей ГУМа и ЦУМа в Москве. Расчет, изготовление и сборка стального каркаса огромного здания является технической победой Металлического завода. Более 400 высококлассных работ предприятия стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.

Организовано новое производство — котлостроение

Котельное отделение Металлического завода. 1913 год

Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Как отмечали современники, «компанией Металлического завода приготовляются котлы даже весьма сложных, но зато более экономичных по расходу топлива систем, каковые прежде выписывались из-за границы». Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.

На Всероссийской промышленной выставке в Москве Металлическим заводом был представлен разъемный лафет для горных пушек

Изготовленный впервые в мире, он был принят на вооружение русской армии. Лафет вошел в историю развития отечественной артиллерии под названием «горный станок системы Металлического завода». Сначала были построены восемнадцать лафетов для 6-дюймовых дальнобойных орудий, затем для крупных 9-дюймовых. Эти пушки предназначались для установки на кораблях и канонерских лодках Военно-Морского флота. В 1886 году завод создал первый русский гидравлический компрессор к лафету, предназначенный для ограничения отката орудия. До 1917 года завод построил для сухопутной и морской артиллерии 1400 станков и лафетов.

Металлический завод становится поставщиком вооружения для русской армии и флота

Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры и первый минный аппарат.

До 1917 года было произведено 110 надводных и подводных минных аппаратов.

СПб металлический завод
Завод им. Сталина
Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ) -
ОАО "Силовые машины" . Филиал

фото

С.-Петербургский
металлический завод.
Краткий очерк
деятельности в
1882-1896 гг.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Журнал "Зодчий"
1881 N4
(добавил Эак )

фото

Акция Компании
СПб металлического
завода

фото

фото

Зодчий 1903
№ 40 VII

фото

Ежегодник Общества
архитекторов-художников.
Выпуск 1. C.-Пб. 1906. C.III
(добавил miraru1)

фото

Список
фабрично-заводских
промышленных
заведений 1909 г.

фото

Турбинная мастерская Акционерного
общества «Компания Петроградского
металлического завода».
Начало ХХ в. ЦГИА
* см. ниже

фото

Турбинная мастерская
АО «Компания Петроградского
металлического завода».
Начало ХХ в. ЦГИА
* см. ниже
(добавил О.Лабзина).

фото

фото

фото

1920-е гг. Руководители
Ленинградского
металлического завода

фото

1920-е гг.
Рабочий день в цехе ЛМЗ

фото

Путеводитель по
Ленинграду 1933 г.
т. 1 С. 274

фото

Путеводитель по
Ленинграду 1933 г.
т. II С. 257

фото

Путеводитель по
Ленинграду 1933 г.
т. II С. 256, 258

фото

Подача на балансировку
ротора турбины в
гидротурбинном цехе
Фото - 1940 А. Михайлов

фото

Начало 1950-х гг.
Ленинградский Металлический
завод им. И.В. Сталина.
(добавил Ладада )

фото

фото

Праздничное оформление
здания заводоуправления
Ленинградского металлического
завода им.XXII съезда
КПСС. 1967 г.

фото

фото

фото

* Сборник докладов конференции «Фотография в музее» Неизвестный фотограф. Турбинная мастерская Акционерного общества

«Компания Петроградского металлического завода». Начало ХХ в. ЦГИА

** Источники: МАММ / МДФ. Из аннотации: Создан на базе Санкт-Петербургского металлического завода, основанного в 1857 году купцом

Сергеем Нефедьевичем Растеряевым.

С именем С. Н. Растеряева связано основание Металлического завода на берегу Невы. В начале 1850-х Растеряев приобрел кожевенную фабрику (у купца Авдеева?) в Полюстрове, на окраине города. Через некоторое время по соседству он основал небольшой металлический завод, выпускавший продукцию в небольшом ассортименте и не сложную по технологии изготовления. 1 января 1857 г. Александр II утвердил устав «Компании Санкт-Петербургского металлического завода». Первыми его акционерами были граф Николай Мусин-Пушкин, отставной полковник Теодольф Жирард, купцы Сергей Растеряев, Гуго Классон и Эрнст Кольбе. На новом заводе, расположенном н уже освоенном Растеряевым месте, первоначально выпускали нужную, но технологически не сложную продукцию – гвозди, проволоку, сковороды, затем освоили производство механизмов для отопления и вентиляции помещений, насосов, подъемных кранов, производство металлических строительных конструкций. Предприятие стало получать заказы от Военного ведомства. Работа по казенным подрядам давала стабильный и серьезный доход. За соблюдение принятых на себя обязательств Растеряев, как полагалось по закону, отвечал своим имуществом. Так, по заключенному в 1857 г. контракту с кораблестроительным департаментом Морского министерства на поставку материалов на сумму около 30 тыс. руб. С. Н. Растеряев представил в залог свой собственный каменный дом , находившийся в Московской части СПб.

На фасаде основного старого здания Металлического завода, выходящего на набережную Невы, до наших дней сохраняется большая вывеска с его названием и датой открытия завода – 1857 г.

15 февраля 1858 г. были выпущены первые 3000 акций компании "Санкт-Петербургский металлический завод". 8 марта состоялось первое собрание акционеров, на котором было избрано правление: директором правления и первым руководителем компании был утвержден С. Н. Растеряев. На заводе к этому времени были введены в строй винторезная мастерская. мастерская по изготовлению осей и рессор для экипажей. Были построены контора, дом для иностаннных мастеров и барак для рабочих. 26 июля завод приобрел мельхиоровую мастерскую на заводе герцога Лейхтенбергского и начал выпускать мельхиоровые изделия. В декабре были пущены в строй кузнечная , слесарная и железовальцовочная мастерская.

В 1859 г. директором правления взамен основателя завода С. Растеряева был избран Э. Мейер. В 1861 г. была разработана первая торговая марка заода. Компания приняла участие 9-й Всероссийской мануфактурной выставке в СПб и первый раз получила право ставить на изделия клеймо Государственного герба.

29 марта 1865 г. завод получил первый государственный заказ от Телеграфного управления Министерства внутренних дел на поставку большой партии телеграфной проволоки. которая ранее закупаласть в Англии. В том же году было создано новое производство по изготовлению нагревательных приборов и вентиляциооных устройств.

В апреле 1866 г. начато строительство большой механической мастерской. В сентябре 1867 г. организовано новое производство по выпуску подъемных кранов. Первые пять кранов грузоподъемностью от 200 до 800 пудов (1пуд= 16 кг) были изготовлены для СПб Арсенала.

В 1869 г. появилось новое производство по изготовлению пневматических и воздухо-нагнетательных приборов. Начато производство металлоконструкций для пролетов мостов. 20 ктября того же года получен первый крупный заказ от Главного артиллерийского управления на изготовление гидравлических домкратов для 9-ти и 11-ти дюймовых орудий.К 1871 г. было освоено производство по изготовлению крупных металлических конструкций и перекрытий зданий. в том числе по собственным техническим проектам. 1 октября 1871 г. закончена сборка металлического телескопического газгольдера для "Общества освещения газом". В 1874 г. налажен серийный выпуск лаыетов для 6-ти дюймовых мортир по собственным техническим проектам.В октябре завершен монтаж изготовленных заводом четырех пролетов железнодорожного моста через Оку Длина каждоро пролета была самой большой в России для того времени - более 80 м. В 1875 г. организовано производство труб из оцинкованного гофрированного железа для водостоков под железнодорожными насыпями.

В 1877 г. построен одноэтажный лицевой корпус завода, входящий на наб. Невы (арх. Р. Р. фон Генриксен)

В 1879 г. был изготовлен первый плавучий паровой подъемный кран грузоподъемностью 98 тонн для артиллерийского полигона в СПб.

В 1880 г. организовано произовдство паровых котлов. Тогда на заводе был установлен гидравлический пресс для штамповки котельных днищ, валиков на жаровых трубах, лазовых крышек и бугелей и других принажлежностей котлов, а также утроены приспособления для гидравлической и паровой клепки.

На Всероссийской выставке в москве в 1882 г. главнейшую часть выставленных СПб Металлическим заводом предметов составляли изделия металлическо-строительные: стропила и мосты (вмоделях и фотографиях), теплые и несгораемые перекрытия. различные предметы, штампованные из железа, меди и цинка, водосточные трубы, гофрированное железо и пр. Далее следовли части паровых котлов и котлы различных систем, изготовленные посредством только что установленных на заводе клепальных маштн, пресов и др. усовершенствованных механизмов. Приборы, применяемые при центральном отоплении и вентиляции зданий. изготовлением которых завод начал заниматься еще в 1860-х гг., различные артиллерийские снаряды, горные лафеты для небольших пушек, повозки для военных целей и другие подобные изделия также выставленные в1882 г. составляли почти все что изготовлялось заводом путем более или менее значительной механической обработки в его необширных в то время механических мастерских. Все перечисленное дополнялось образцами листов,лент и кружков из красной меди, латуни, желтой меди образцами, телеграфных принадлежностей проволоки и проволочных кантов из различных металлов. Медно-прокатное и проволочное производства составляли в то время главнейшие отделы завода, годовые обороты которых достигали половины годового оборота завода.

В начале 1880-х гг. медно-прокатное и проволочное производство были совершенно прекращены и место, прежде занятое мастерскими этих производств было использовано для расширения механического отдела завода.

В 1883 г. были изготовлены конструкции для павильонов Сенного рынка. В октябре на заводе впервые освоено производство поворотных кругов для оснщения ими паровозных депо. Был выпущен первый поворотный круг. В 1884 г. для Общества столичного освещения был построен большой телескопически газгольдер на Васильевском острове. К постройке паровых воздушных насосов завд приступил в 1884 г., когда стал заниматься изготовлением минных выбрасывающих аппаратов и установкой этих аппаратов со всеми принадлежностями на судах. В 1882-1885 гг. все деревянные стропила в цехех заменены на железные и все потолки переделаны на несгораемые на железных балкахВ феврале 1886 г. в цехах и конторе завода газовое освещение было заменено на электрическое.

В 1886 г. завод получил заказ от Морсого Ведомства на устройство всех необходимых гидравлических механизмов и приспособлений к 6-ти 12-ти дюймовым орудиям строившегося в то время в Севастополе броненосц "Чесма".

В 1886 г. было выстроено новое двухэтажное каменное здание для технического бюро и для аппаратов светокопирования чертежей. Помещение технического бюро, рассчитанное на 30 чертежных столов, отличалось обилием света, было снабжено водяным отоплением и вентиляцией. В том же году механический парк завода был усилен приобретением новых больших станков, среди которых патронно-токарный станок диаметром 33 фута. собственного изготовления.

До 1888 г. котельное отделение завода помещалось в деревянном здании, которое к тому времени пришло в ветхое состояние. Котельное производство постепенно расширялось, также возрастало количество мостовых и стропильных работ, поэтому решено было перестроить котельную и мостостроительную мастерскую, заменить деревянное строение железным и каменным. В 1889 г. пожар уничтожил большое деревянное здание, в котором помещалась модельная мастерская, занимающяся изготовлением разных предметов из тонких листов меди, железа, цинка и мелких сортов железа посредством холодной штамповки или слесарно-механической обработки. В том же году выстроено было новое каменное здание для этих мастерских. Были приобретены станки для модельной и кровельной мастерской. В том же 1889 г. была увеличина производительность кузнечной мастерской устройством второго гидравлического пресса. В сборочной мастерской механического отдела была устроена глубокая шахта с железным кессоном для возможности сборки на заводе в полном составе башенных установок для орудий больших калибров, утанавливаемых на броненосцах.

В 1890 г. построен плавучий док-мост для Севастопольского порта. В 1891 г. изготовлены металлоконструкции для Андреевского рынка .

До 1892 г. в течении 25 лет директором завода был почетный инженер-технолог Оттон Егорович Крель (удостоенный этого звания в 1889 г.). С 1892 г. директором стал инженер-механик Франц Иванович Венцелидес, до этого в течение 10 лет исполняыший обязанности помощника директора.

В 1893 г. вследствие получения заказа на несколько башенных установок для 12-ти дюймовых орудий, который необходимо было исполнить в короткий срок, вновь пришлость увеличить размеры механического отделения устройством новой сборочной мастерской в бывшем помещении меднолитейной. которую с этой целью перенесли во вновь выстроенное для нее здание. Механическая лаборатория завода перенесена в новое более просторное помещение, увеличено ее техническое оснащение. Расширена и улучшена инструментальная мастерская завода.

В виду накопления больших заказов на изготовление верхних строений железнодорожных мостов значительно расширено котельно-мостостроительное отделение. С этою целью приобретен соседний с заводом участок земли и на нем построено деревянное здание новой мастерской предназначенной специально для изготовления мостов и оборудованной соответственными станками.

В 1893 г. изготовлены и смонтированы металлические конструкции главного зрительного зала СПб Консерватории .

Для правильного храпения накопившихся с течением времени многочисленных деревянных моделей разных механизмов выстроено новое деревянное специально приспособленное здание. Все модели строго классифицированы и занесены в книгу так, чтобы отыскание их в складе не представляло никаких и затруднений и не требовало много времени.

В отчете Генерального комиссара русского отдела Всемирной Колумбовой Выставки в Чикаго в 1893 г. указывалось: "Второе место в отделе как по количеству так и по значению выставленных вещей занимал С-Петербургский Металлический Завод. Завод этот выставивший до ста различных предметов положительно поражал иностранцев чистотой и прочностью своих изделий много было предметов впервые виденных иностранцами. В настоящем очерке нет возможности перечислить все отдельные экспонаты выставленные этим заводом тут можно было увидеть, начиная с образцов разного рода железа (гофрированное, балочное) и стали, служащих для тех или других целей машинного производства, отдельных частей разных механизмов, аппаратов и машин, целой коллекции артиллерийских снарядов и кончая разного рода паровыми котлами и трубами, а также двигателями, причем и следует заметить что были предметы вызывавшие, положительно, удивление американцев, например, огневая заварная труба днища паровых котлов, модели стропиль над пассажем Верхних Торговых Рядов в Москве. Вся выставка оригинальных вещей дополнялась множеством моделей (модель стропил Сельско -Хозяйственного Музея в С-Петербурге), чертежей, планов и фотографий разных машин механизмов, аппаратов всякого рода двигателей и сооружений исполненных заводом".

В 1894 г. спроектированы и изготовлены металлоконструкции куполов храма Воскресения на Крови . По заказу Александровской больницы изготовлены и смотированы дезинфекционные камеры системы Металлического завода.

В 1895 г. построена новая токарная мастерская и приоретены новые токарные и другие станки малого и среднего размера. В кузнице построен третий гидравлический пресс. Изготовлена и смотрирована система центрального отопления и вентиляции в Зимнем дворце .

В 1904 г. завод приорел лицензию у французской компании "Сеттер, Гарле и К°" на производство и реализацию паровых турбин системы "Рато" мощностью 100, 300, 340 и 400 л.с. Одновременно была приобретена лицензия на производство генераторов и ряда приспособлений. Для освоения нового производства паровых турбин из состава Артиллерийского конструкторского бюро была выделена турбинная группа.

В 1905 г. изготовлены и смотрированы металлические конструкции для Михайловского дворца .

В 1906 г. завод получил заказ Морского Ведомства на постройку подводной лодки по проекту инж. С. К. Джевецкого. В начале 1906 г. лодка была заложена и получила название "Почтовый", в ноябре 1906 г. она прошл испытания. Впервые для подводного и надводного плавания в этой лодке использовался единый бензиновый двигатель внутреннего сгорания.

В 1907 г. изготовлеа первая российская паровая турбина системы "Рато" 200 л.с. Выполнены металлические конструкции для зала заседаний Государственного Совета в Мариинском дворце .

В 1911 г. организовано новое производство по изготовлению торпедных аппаратов. Выпущенны первые торпедные аппараты для линкора "Андрей Первозванный". 12 октября 1911 г. компания "Санкт-Петербургсого металлического завода приобрела земельный участок в деревне Усть-Ижора для постройки собственной судостроительной верфи. В этом же году изготовлено два пролета для Троицкого моста .

29 октября 1912 г. Морское Министерство заключило с заводом крупный контракт на постройку восьми эскадренных миноносцев для балтийского флота: "Орфей", "Гром", "Забияка", "Победитель", "Летун", "Десна", "Самсон" и "Азард" и двух эсминцев "Пылкий" и "Быстрый" для Черноморского флота. В качестве подрядчик для выполнения контракта Металлический завод привлек Путиловский завод (изготовление корпусов судов), верфь "Вадона" в Херсоне (общая сборка и достройка эсминцев для Черноморского флота) и а также компанию "Вулкан" из Штеттина.

В 1913 г. заводом в Усть-Ижоре построена школа для обучения детей рабочих.

В 1914 г. завод изготовил мощные артиллерийские береговые башенные установки для фортов Николаевского ("Инно") и Алексеевского ("Красная горка"). В 1915 г. эсминцы "Забияка" и "Победитель" прошли полномасштабные ходовые испытания. В 1916 г. в состав Балтийского флота вошли последние шесть эсминцев "Орфей", "Гром", "Летун", "Десна", "Самсон" и "Азард".

5 декабря 1917 г. принято Постановление СНХ РСФСР о временном закрытии завода. 31 декабря работа завода была прекращена.

Читайте также: