Металлический звук при торможении

Обновлено: 17.05.2024


«Скрип тормозов» – одна из самых распространенных жалоб водителей на тормоза автомобиля. Тормозные шумы могут раздражать, но не говорить о какой-либо неисправности, но могут и предупреждать нас о возможной опасности. Лучше быть осторожным и установить причину шума в тормозной системе, показав машину механику.

Мы расскажем о трех видах наиболее распространенных тормозных шумов, с которыми тысячи автомобилистов сталкиваются каждый день, и прольем свет на причину их появления, а также дадим советы, как от них избавиться. Некоторые методы устранения шума неординарны, и вы никогда не найдете их в руководстве по обслуживанию автомобиля и даже, возможно, в книжках по его ремонту.

Давайте рассмотрим три наиболее распространенные проблемы, которые вызывают шум тормозов.

Общие тормозные шумы и их причины

Возможная причина

1. Появление шума при нажатии на педаль тормоза – «звонок», на который стоит обратить внимание


Слышать скрежет тормозов при нажатии на педаль тормоза – все равно что ехать на большой скорости по шоссе с горящим индикатором низкого давления в шинах; если вы слышите это, вам нужно как можно быстрее прекратить движение.

Шум при торможении, напоминающий звук шлифования, обычно вызывается отсутствием тормозного материала на тормозных колодках: колодки и тормозные диски трутся друг об друга (металл-металл). Когда тормозные колодки не изношены, они покрыты специальным слоем фрикционного материала, который и взаимодействует при торможении с тормозным диском.

Естественно, покрытие колодок со временем изнашивается, и тогда металлическая основа колодок начинает шлифовать тормозные диски, что может их повредить. Так что тормозные колодки – это как куски мыла, которые по мере использования становятся меньше. К сожалению, в отличие от мыла, если мы не заменим колодки вовремя, мы рискуем оставить свой автомобиль без тормозов. Вот почему так важно вовремя заменить тормозные колодки.

Если вы этого не сделаете и тормозные колодки дойдут до предела, вы должны помнить, что каждый раз, нажимая педаль тормоза, вы убиваете тормозные диски. Ужасный шум от изношенных колодок – это голос вашего автомобиля, который говорит вам: «Ты меня убиваешь!». И чем быстрее вы поменяете колодки, тем меньше вреда нанесете тормозной системе. Знаете, у автомехаников и у владельцев автосервисов есть любимая аббревиатура, состоящая из трех букв СКД: суппорты, колодки и диски.


Почему любимая? А все дело в том, что, когда вы получите счет за работы, связанные с этой аббревиатурой, вам потребуется СЛР (сердечно-легочная реанимация).

Так что если не хотите испытать шок от стоимости замены основных компонентов тормозной системы в связи с тем, что старые тормозные колодки убили тормозные диски и стали причиной неисправности суппортов, позаботьтесь о своевременной замене тормозных колодок.

Здесь главное правило такое: износились тормозные колодки – ехать нельзя. В этом случае вызовите эвакуатор. Да, дорого. Но поверьте, в долгосрочной перспективе ваши траты окупятся. А лучше, конечно, не доводите до полного износа колодок. Меняйте их заранее.

Что происходит, когда вы позволяете этому шуму продолжаться слишком долго?

Вы должны заменить колодки, чтобы они не притирали тормозные диски. Если вы заменяете колодки вовремя, вы, как правило, сохраняете тормозные диски, что позволяет вам менять их не с каждой заменой тормозных колодок.

2. Громкий шум сзади при торможении

Это проблема с тормозом, которая также часто раздражает водителей и выносит мозг автомехаников. Иногда, чтобы установить причину стука при торможении в задних колесах, даже у опытных автомехаников может уйти много времени.

Порой бывает так, что, после того как вы разберете всю заднюю тормозную систему, не обнаружив ничего плохого и смазав каждый компонент, проверив все зазоры каждой детали тормозной системы задних колес, шум остается. Особенно это касается тех автомобилей, где сзади используются тормозные барабаны, которые и являются, как правило, источником стука при торможении.

Со временем на тормозных барабанах может появляться невидимая канавка (паз). Если канавки небольшие, то их можно отшлифовать на специальном станке. Если выработка тормозных барабанов глубокая, то в этом случае необходимо заменить барабаны на новые. Бывает так, что борозда канавки на барабане прерывистая. В итоге, когда вы нажимаете педаль тормоза, колодки, прижимаясь к поверхности барабана, скользят по его поверхности. Но как только борозда прерывается, колодки возвращаются назад, ударяясь об опорную пластину.

В итоге мы можем слышать громкие удары в задних колесах при торможении. Иногда звук может быть настолько сильным, что некоторые водители могут подумать, что их автомобиль разваливается. При таких звуках начинает казаться, что на автомобиле ездить небезопасно.


Как мы уже сказали, есть несколько способов избавиться от этого ужасного шума. Первый – это заменить барабаны. Второй менее радикальный: снять барабаны и отдать на шлифовку на токарном станке. Если выработка небольшая, в некоторых случаях поверхность барабанов можно отшлифовать с помощью грубой наждачной бумаги.

Третий способ, о котором нам рассказали автомеханики, был найден ими путем проб и ошибок. Оказывается, эту проблему можно решить с помощью ручника.

Об этом способе вы не прочитаете ни в одной книжке по ремонту и обслуживанию автомобиля. Но помните, что это может быть опасно, если вы не будете выполнять все правильно. Поэтому, пожалуйста, будьте осторожны. Как это работает?

С помощью включения ручного тормоза для торможения вместо использования педали тормоза вы на 100% задействуете тормозные колодки в течение нескольких секунд, что позволит вам отполировать канавки на тормозных барабанах, если, конечно, они не глубокие. Из соображений безопасности не делайте это на большой скорости и слишком резко. Для этого поднимайте рычаг ручного тормоза постепенно.

Выберите пустую улицу или пустую парковку возле крупного ТЦ. Разгоните автомобиль до 60 км (например, рано утром на дороге рядом с большим ТЦ). Далее слегка потяните ручку ручного тормоза, удерживая кнопку разблокировки ручника (удерживая кнопку, вы будете контролировать ручник и в случае необходимости сможете быстро вернуть рычаг вверх, деактивировав ручной тормоз).


Удерживайте ручник в течение 3 секунд, не более – так как вы можете перегреть тормозные барабаны. Повторите этот процесс три-пять раз, каждый раз разгоняясь на пустой дороге до 60 км/ч. После полировки поверхности барабанов шум должен исчезнуть или, по крайней мере, уйти на 90%. Затем разгоните автомобиль до 80 км/ч и используйте тормоза как обычно.

Если шум не ушел и вы по-прежнему слышите стук, откажитесь от этого метода! В этом случае обратитесь лучше в специализированный технический центр, где вы уверены, что вас не разведут на деньги. То есть не туда, где любят гадать на кофейной гуще, ища причину неисправности методом тыка, меняя запчасти по очереди.

Когда автомобиль издает грохочущий шум и дрожит во время вождения

3. «Скрип/свист тормозов»


Скрип тормозов может быть очень раздражающим и, кроме того, может что-то значить. Это может быть признаком какой-либо неисправности и, соответственно, опасности или просто быть признаком дешевых тормозных колодок.

Самый распространенный свист/скрип тормозов вызван колодками низкого качества. Дешевые тормозные колодки часто выдают при торможении неприятный свист или даже скрип. Причем часто подобные дешевые колодки скрипят не сразу после их установки, а начинают издавать неприятные звуки спустя несколько тысяч километров пробега автомобиля.

Дешевые колодки, как правило, во фрикционном покрытии имеют слишком большие чешуйки тормозного материала. Когда же вы слегка нажимаете на педаль тормоза, эти крупные чешуйки трутся о поверхность тормозного диска, издавая скрип или свист. Стоит отметить, что скрип может то появляться, то пропадать. Например, скрип может исчезнуть, когда конкретные чешуйки на поверхности колодки изнашиваются. Но обычно за ними идут другие крупные фракционные элементы материала покрытия тормозных колодок. Поэтому лучший способ избежать свиста тормозов в машине – это приобрести дорогие оригинальные тормозные колодки.


Если тормоза машины скрипят, свистят или визжат во время движения по дороге, но шум исчезает, когда вы нажимаете на педаль тормоза, вероятнее всего, причина в том, что индикатор одной тормозной колодки (или нескольких) прикасается к тормозному диску, что и вызывает шум. Индикатор износа представляет собой небольшой металлический выступ, прикрепленный к тормозной колодке.


Когда тормозные колодки изношены и требуют замены, эта металлическая лапка начинает скользить вдоль тормозного диска, предупреждая водителя о потенциальной проблеме в тормозах. Не игнорируйте подобный шум слишком долго: тормозные колодки очень тонкие, и с момента появления первого шума, предупреждающего об износе колодок до скрежета колодок при задевании о диск, может пройти мало времени. Поэтому не откладывайте замену колодок в долгий ящик, если не хотите убить тормозные диски, барабаны и суппорты.

Стук или визг, вызванный ржавчиной тормозных дисков, которая может появиться всего за одну ночь


Вы удивитесь, но ржавчина на тормозных дисках может появиться очень быстро. Особенно если на улице большая влага. Так что не удивляйтесь, если заметите на тормозных дисках своей машины, которая простояла всего одну ночь, налет ржавчины. Имейте в виду, что из-за ржавчины при торможении может появляться визг, свист и даже стук.

Особенно с утра, когда вы только отъезжаете с парковки у дома. Но спустя короткое время этот звук должен уйти, так как тормозные колодки, прижимаемые суппортами, быстро отполируют поверхность тормозных дисков, сделав их снова блестящими и гладкими.

Шумы, вызванные ржавчиной на тормозных дисках

Шум при торможении, который не связан с тормозами

Есть еще один шум, который может возникать при торможении. Примечательно, что он не связан напрямую с какой-либо неисправностью. Технически этот шум имеет отношение к тормозным дискам. А раз так, мы должны упомянуть об этом шуме в нашей статье. Кстати, многие водители, услышав шум, связанный с этой проблемой, думают, что в тормозной системе машины есть неисправность. Так что это за шум?

Если ваш автомобиль издает царапающий звук во время движения или поворота, который похож на что-то наподобие громыхания жестяной банки, возможно, вы поймали камень на дороге, который попал в тормозную систему. Чаще всего камни попадают в пространство между тормозным диском и опорной пластиной, в результате чего издается ужасный звук. Для того чтобы от него избавиться, просто удалите камень. Иногда причиной звука может быть опорная пластина тормозного диска, которая, погнувшись, прикасается к диску, царапая его.

Другой способ удалить камень, застрявший за тормозным диском: немного согните опорную пластину, как показано на видео ниже:

Мы надеемся, что вся информация, представленная здесь, поможет вам диагностировать шум, который, как вы считаете, исходит от тормозов вашей машины. Да, некоторые методы, представленные в нашей статье, немного нестандартные, но это нормальное явление, когда дело касается ремонта автомобиля. Помните, что не существует универсальной методики ремонта автомобиля.

Всегда есть лучший способ найти причину неисправности и устранить ее. И не бойтесь экспериментировать и пробовать новые методы устранения проблем в машине. Как сказал один мудрец, «Если вы делаете одни и те же вещи снова и снова, ожидая разных результатов, вы должны быть сумасшедшими».

Какие шумы в автомобиле возникают из-за тормозов: часто задаваемые вопросы


Как мне убрать скрип тормозов?

Самый распространенный способ убрать скрип тормозов – это снять все тормозные колодки, разобрать суппорты и смазать все движущиеся детали суппорта высокотемпературной смазкой, а все точки контакта суппорта с колодками – смазкой для тормозных колодок.

Существуют и другие методы, такие как шлифование поверхности тормозных колодок или спил переднего края тормозных колодок, но вышеприведенный ремонт дает наилучшие результаты.

Почему новые тормозные колодки визжат?

Наиболее вероятной причиной появления скрипов или визга новых тормозных колодок является отсутствие смазки в точках контакта суппорта с колодками. Скорее всего, тормозные колодки устанавливал неопытный механик.

Некоторые тормозные колодки имеют высокое содержание «биметаллического» материала, который также может вызвать скрип новых тормозов.

Что может вызвать шумы в тормозной системе?

Шум шлифовки слышен в тормозной системе, когда срок службы колодки подходит к концу, то есть когда колодки изношены.

Другой причиной шума в тормозной системе является ржавчина, образовавшаяся на поверхности тормозных дисков после ночной стоянки автомобиля на улице. Но она обычно исчезает после нескольких нажатий на тормоз.

Другой распространенный скрежет от тормозов происходит, когда мелкие камешки пойманы между тормозным диском и опорной пластиной. Или опорная пластина соприкасается с диском.

Сколько стоит найти и устранить шум тормозов?

Стоимость устранения проблем с тормозной системой может варьироваться от тысячи до десятка тысяч рублей. Все зависит от того, что является причиной шума и какие компоненты тормозной системы необходимо заменить. Если вашему транспортному средству необходимо заменить тормозные диски и колодки, это означает, что работа по замене тормозных компонентов не будет дешевой.

Если вы услышите от автомеханика, что тормозные диски необходимо заменить, спросите его, можно ли расточить диски, чтобы не покупать новые. Если это возможно, то вы сэкономите немаленькие деньги.

Сколько стоит убрать скрип тормозов?

Стоимость исправления скрипучих тормозов может варьироваться в зависимости от автосервиса и от того, что механик должен сделать, чтобы убрать скрип. Разборка тормозных суппортов и смазка всех движущихся частей и колодок потребует около одного часа на колесную ось. Далее считайте сами.

Почему тормоза автомобиля скрипят в основном по утрам?

Основная причина, по которой тормоза скрипят утром или после того, как машина простояла во влажной зоне, – это влага, которая осела на тормозные диски. Обычно этот тип скрипа тормозов исчезает после нескольких нажатий на педаль тормоза.

Какая причина визга тормозов, не связанная с износом колодок или тормозных дисков?

Тормоза могут скрипеть или визжать не только в связи с износом колодок, дисков или из-за неисправных суппортов. Иногда шум тормозов возникает в результате того, что индикатор износа тормозных колодок касается тормозного диска. Если индикатор износа касается диска, то шум, как правило, должен исчезать при нажатии на педаль тормоза и возвращаться, когда ваша нога отпускает педаль тормоза.

Если вы слышите шум такого типа, когда не используете тормоза, попросите механика осмотреть тормоза. Индикатор износа также может предупредить вас о том, что тормозные колодки изношены и что они должны быть скоро заменены на новые.

Скрип/скрежет, свист от колес во время движения без использования тормоза: что это?

Если вы слышите скрипучий звук во время вождения и не используете тормоза, возможно, тормозные колодки изношены, в результате чего колодки трутся об тормозные диски. Состояние колодок должно быть проверено как можно быстрее! Вы рискуете, что машина останется без тормозов.

Как можно проверить тормозные диски?

Тормозные диски проверяются визуально и с помощью измерительных инструментов, таких как микрометр или штангенциркуль. Визуальный осмотр помогает проверить наличие отслаивающейся ржавчины на их поверхности, отметок, сколов, трещин и т. п. на тормозной поверхности.

Измерение толщины дисков важно при проверке тормозов. Если диск слишком тонкий, он может растрескиваться или разваливаться при торможении в тяжелых условиях. Еще одна причина для измерения толщины дисков состоит в том, чтобы убедиться, что толщины дисков хватит для его восстановления путем расточки.

Как долго служат тормозные колодки в автомобиле?

Все зависит от ваших привычек и условий вождения. Если вы постоянно ездите по шоссе, тормоза вашей машины могут прослужить более 100 тыс. км. Но если вы используете свой автомобиль, например, для доставки тяжелых грузов преимущественно в городе, вы можете менять тормозные колодки каждые 20000-30000 км.

Сколько времени нужно, чтобы заменить тормозные колодки и тормозные диски?

Обычно работа по замене тормозных колодок и дисков занимает около двух часов. Если при этом необходима расточка тормозных дисков, это займет немного больше времени.

Топ-5 причин, из-за чего появляется скрип/визг автомобильных тормозов

По ком скрипят тормоза? Когда ехать к мастеру, если скрипят тормоза?


Причин для скрипа тормозных колодок о диски после нажатия на педаль тормоза может быть достаточно много, и они могут быть разнообразными. Но не всегда скрипящие тормоза – это симптом случившейся поломки. Давайте попробуем разобраться в вопросе, почему скрипят тормоза и когда стоит обратиться в мастерскую.

Почему скрипят тормоза? Объяснение простыми словами

Чтобы остановить транспортное средство, неподвижная часть тормоза, тормозной суппорт, также называемый на зарубежный манер тормозным калипером (чаще всего так обозначают тормозной механизм на мотоциклах и велосипедах):


с установленными внутри него тормозными колодками при помощи поршней прижимает последние к вращающейся части тормозного механизма, соединенного с колесом – тормозным диском или барабаном:


Во время торможения элементы тормозной системы начинают значительно разогреваться, неравномерно расширяясь по отношению друг к другу. Несмотря на то что изменение геометрии технических составляющих носит минимальный характер (сотые или даже тысячные доли миллиметра), из-за высокой скорости вращения и неравномерного износа пары тормозной диск/колодка даже этого достаточно для возникновения нежелательной вибрации, которая воспринимается человеческим ухом как скрип/писк.

Этот неприятный для слуха высокий звук всегда слышен, когда трение и скольжение поверхностей происходит неравномерно, например, когда тормозная колодка «прилипает» к тормозному диску (в диапазоне миллисекунд!) и отходит от него.

Каковы причины визга тормозов?


Есть несколько наиболее распространенных причин, почему тормоза начинают визжать. Например, на спортивно ориентированных тормозах скрип иногда даже считается некой платой за особо плотное прилегание колодок. Правда, обычно производители пытаются найти компромисс между эффективностью торможения и комфортом (то есть с отсутствием скрипов) еще во время разработки.

Если тормоза издают скрипящие звуки, в любом случае это может быть потому, что:

Тормозная пыль или грязь прилипли к тормозам

Если тормозные колодки загрязнены тормозной пылью (высокодисперсным материалом – продуктом стирания подошвы колодок) или дорожной пылью, они могут начать скрипеть при замедлении.


Это также относится и к ржавчине на тормозах – эта проблема часто случается, когда машина простояла долгое время без движения. Впрочем, достаточно одного дня при стоянке в условиях повышенной влажности. Как правило, в последнем случае скрип исчезает сам по себе после десятка-другого торможений. Ржавчина достаточно легко стирается с тормозных дисков теми же колодками. Правда, важно помнить, что пока диски не очистятся от ржавчины, особенно если ее много, эффективность торможения может быть снижена.

При установке элементов тормозной системы были допущены ошибки

Особенно часто такое можно наблюдать в том случае, если меняются только колодки, а не в паре с дисками. С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы заменить колодки. Как известно, диски стираются значительно, значительно медленнее, чем колодки, так они спроектированы.

Тем не менее, поставив новые колодки, можно на пару сотен километров пробега столкнуться с этим неприятным звуком скрипа. Со временем колодки притрутся и звук должен уйти.


Также скрипеть тормоза (очень кратковременный писк, еле уловимый) могут из-за недостатка смазки на направляющих тормозных колодок. Эта смазка также помогает исключить коррозию в местах прилегания деталей.

Использование неоригинальных/некачественных деталей

Любой автовладелец, который использует неоригинальные детали при обслуживании тормозов по соображениям экономии и покупает их у стороннего поставщика, иногда сталкивается с проблемой того, что детали не подходят друг к другу на сто процентов. Остается небольшой зазор, или, наоборот, те же колодки приходится чуть ли не вбивать в посадочные места. Все это дает дополнительное расхождение между деталями.


Плюс некачественные колодки (чаще), диски (реже) могут быть сделаны из дешевых материалов с вкраплениями твердых частиц, которые непременно начнут пищать при первом удобном случае. Поэтому тормоза автомобиля – это не то место, где можно экономить.

Итого: если писк не исчезает через короткое время, вероятно, это связано с качеством деталей, которые не подходят друг другу идеально.

Слишком сильно затормозил

Если тормозная система была перегрета из-за чрезмерного торможения (экстренная ситуация) или слишком длительного торможения (спуск с горы, по серпантину), возможно, что тормозные диски (диск) деформировались или деформации подверглись и диски, и колодки. Также не стоит забывать, что чрезмерное тепловыделение в буквальном смысле закаляет поверхность металла, снижая трение колодок о диск. В этом случае гораздо хуже скрипа то, что мощность торможения резко уменьшится.

Дайте новым тормозам притереться друг к другу

Новые тормозные колодки и диски не должны перегружаться в течение первых нескольких сотен километров. Таким образом, обе части тормозной системы могут адаптироваться друг к другу.

Если сходу переходить на интенсивный режим эксплуатации (высокие скорости, сильные торможения), этот стиль может привести к различному износу фрикционных поверхностей и постоянному визгу. Тем не менее, конечно, лучше даже с новыми тормозами в критической ситуации давить на педаль тормоза по максимуму. Уж лучше пусть скрипят тормоза, чем провоцировать аварию.

Когда нужно ехать в мастерскую из-за писка?


Писк при торможении может иметь разные причины. Как правило, от него нет опасности. Это не признак серьезной неисправности тормозов. Он, конечно, неприятен, но не принесет вреда ни вашему здоровью, ни жизни и здоровью окружающих.

Но есть одно «но»! Если скрип сопровождается потерей мощности торможения, это означает: немедленно в мастерскую! Возможно, даже на эвакуаторе.

Если причиной такого поведения автомобиля стала грязь или ржавчина на тормозах, этот недуг обычно можно устранить путем осторожного торможения – скрип прекратится, торможение улучшится. Однако если во время установки были допущены ошибки или использовались некачественные детали, скрип останется. Если тормоза были перегреты – скрип также никуда не уйдет. В таком случае поможет опытный мастер и замена компонентов. Опять же, ваша дорога лежит в мастерскую.

Всё, что нужно знать о шуме при торможении


Первая претензия покупателя к производителю колодок — шум при торможении. С ним связано большинство негатива в отзывах. Эта статья обязательна к прочтению всем, кто когда-либо слышал шум при торможении и тем более писал негативные отзывы с жалобами на глухой гул, скрип или визг.

Теория возникновения шума в тормозной системе

Шум появляется из-за вибрации различной интенсивности. На слух они могут восприниматься как глухой гул, скрип или визг.

Вершины неровностей тормозного диска и колодки цепляются друг за друга и создают трение. Так появляются микровибрации, которые передаются на подвеску и кузов автомобиля. Когда частота колебания колодки совпадает с частотой колебания подвески и кузова, возникает резонанс, который провоцирует шум. Динамиком для его распространения могут быть элементы подвески, кузова автомобиля или тормозной диск. Чем больше усилие, с которым тормозной поршень давит на колодку, тем выше трение колодки о тормозной диск и больше вероятность возникновения шума.

Низкочастотный шум (до 50 Гц) — гул. Чаще всего возникает на низких скоростях из-за микровибраций тормозного диска или барабана. Причины: неправильная посадка ступицы, неравномерная толщина, повышенная шероховатость или повреждения тормозного диска.

Среднечастотный шум (300-5000 Гц) — скрип. Чаще всего это макровибрации поршня или скобы суппорта. Ошибки в сборке суппорта или установке тормозных колодок.

Высокочастотный шум (больше 5000 Гц). — визг. Возникает из-за молекулярных колебаний фрикционного материала.

Шум по вине производителя колодки

Неправильно подобранные компоненты фрикционной смеси. Использование при производстве колодок фрикционных смесей низкого качества с экономией на тестах может приводить к возникновению шума при торможении. Колодка может быть прочной, ресурсной, но шуметь при торможении. Эта продукция прошла минимально возможный набор тестов на соответствие стандарту ECE R90, без которого комплект колодок не может появиться на Европейском рынке.
— Проверка на прочность крепления фрикционного материала к несущей пластине колодки.
— Тест на сжимаемость фрикционного материала.
— Проверка величины и стабильности коэффициента трения при серии циклических торможений.

Тесты, на которых экономят:
— Проверка на шум и вибрацию при торможении.
— Тест на теплопроводность и теплоустойчивость.
— Тест на низкую степень износа (колодок и дисков).
— Проверка на изменение эффективности торможения в условиях высокой влажности.
— Тест на динамику изменения коэффициента трения при слабом и сильном перегреве.

Ferodo не экономит на тестах. Совершенно не важно, для конвейера колодка или для вторичного рынка — колодки испытывают одни и те же люди на одних и тех же стендах. Ошибки в формулах фрикционных смесей исключены.


Некачественная деталь. Неизвестные производители могут вовсе не тестировать продукцию. В итоге получается не только шумное, но и опасное для жизни нечто.
Все колодки Ferodo проходят скорчинг — обжиг рабочей поверхности. Так из фрикционного материала выжигают органические смолы. Если этого не сделать — они сгорают во время торможения и выделяют газы. Между тормозной колодкой и диском при интенсивном торможении появляется газовая подушка, которая снижает коэффициент трения при торможении. Также смолы могут переноситься на поверхность диска и гореть при торможении, приводя к перегреву диска и возникновению скрипа.

Шум по вине мастерской

Неочищенный от консервирующего покрытия тормозной диск. Некоторые производители по-прежнему наносят на тормозные диски консервационную смазку. Перед установкой её необходимо смывать, но этого почти никто не делает — иногда просто потому, что в мастерской есть только умывальник и банка моющей пасты для рук. При торможении будет шумно — масло горит на поверхности диска или въедается в структуру колодки.

Износ демпфирующих пластин. Иногда слесарь ставит новые колодки, но оставляет старые пластины. Важно понимать, что их ресурс сопоставим с ресурсом колодки. Они нагреваются и остывают вместе с колодками, подвергаются коррозии и со временем теряют упругость. Новая колодка со старыми пластинами скорее всего будет скрипеть.

Попадание на фрикционный материал технических жидкостей. Моторное или трансмиссионное масло, охлаждающая или тормозная жидкость, дизельное топливо — всё это меняет характеристики торможения. Фрикционный материал колодки имеет пористую структуру и впитывает жидкости. Коэффициент трения при торможении снижается, приходится сильнее давить на педаль тормоза. В результате колодка с большей силой прижимается к диску, перегревается и провоцирует шум.


Пренебрежение обслуживанием суппорта. У тех, кто просто меняет колодки, но не следит за состоянием поршня и направляющих суппорта, появляются проблемы. Шум при торможении — в том числе.

Нарушение геометрии скоб и направляющих. При замене деформированного тормозного диска в сервисах забывают проверить параллельность плоскости прижатия тормозной колодки и ответной части диска. От удара, который стал причиной деформации суппорта, изогнутая скоба может некорректно прижимать к ответной поверхности диска одну из колодок. Результат — неравномерный износ колодки, перегрев, изменение частоты вибраций, резонанс и скрип.


Повышенный момент затяжки колеса и демпферов на суппортах. Достаточно перетянуть болты или гайки крепления колеса, чтобы превратить две подвижно соединённые детали в монолит, который будет лучше передавать вибрации.

Шум по причине несвоевременного обслуживания и неправильного подбора запчастей

Несвоевременная замена неисправных компонентов шасси, подвески и тормозных дисков. Характерный пример потребительского отношения к автомобилю. Любые соединения элементов подвески и рулевой системы отвечают за чёткую передачу движений. Возникновение новой степени свободы в любом из этих соединений становится источником новых вибраций, а значит, может привести к появлению шума при торможении. Речь идёт о разбитых шаровых опорах, рычагах, рулевых тягах, ступичных подшипников и поврежденных сайлентблоках. С тормозным диском всё понятно — совсем недавно писали об этом. Нельзя допускать использования тормозных дисков, которые стали тоньше минимально допустимой заводом-производителем толщины. К тому же выработка на старых дисках может быть причиной неполного соприкосновения поверхности новой колодки с его поверхностью, что тоже приводит к появлению шума.

Состояние и эффективность тормозов задней оси, дисбаланс в их работе. Случается, что владелец автомобиля экономит и сознательно ничего не делает с неисправными тормозами на задней оси. Такой автомобиль тормозит передней осью, хотя на заднюю ось в норме приходится от 20 до 30% тормозного усилия. Перегрузка передних тормозов приводит к перегреву, возникновению вибраций и шума.

Несовместимость комплектующих. Случай, когда автолюбитель самостоятельно подбирает новые комплектующие, но ошибается — покупает тормозные диски и колодки разных производителей. Ещё один вариант ошибки — комбинация обычной колодки и спортивной серии тормозного диска, пусть даже одного производителя.
Важно совмещать обычные диски с обычными колодками, спортивные диски со спортивными колодками и всё это одного производителя. Только так он может гарантировать полную совместимость компонентов тормозной системы.

Кристаллизация фрикционного материала. Происходит по причине неправильной первичной притирки или не активного, но продолжительного торможения без возможности остывания колодок. Их поверхность становится чрезмерно гладкой и жёсткой, а характер вибрации — непредсказуемым. Появляется шум и ряд других проблем.


Природа, погодные условия и элементарная химическая реакция

Ржавчина на тормозных дисках. После долгого простоя машины тормозные диски покрываются ржавчиной. Ржавчина очистится колодками, но большая её часть насыщает колодку и соприкасается с диском после первого же торможения. Из-за этого колодка разогревается до 200-230 oC. Может появиться вибрация и скрежет при торможении.

Особенность почв. Влажные песчаные почвы с повышенным содержанием солей насыщают фрикционный материал силикатами и селитрой. В результате появляется скрип.

Низкая температура и высокая влажность. Инженеры Ferodo провели два теста, каждый из которых включал 200 торможений в разных погодных условиях. Первый тест — при низкой температуре и высокой влажности, второй — в сухую и тёплую погоду. Первый тест показал амплитуды колебаний от 9 до 12 кГц. Эти значения сильно превышают порог слышимости и показывают, что причиной скрипа исправной тормозной системы может стать низкая температура и высокая влажность.

Надеемся, что материал был полезен. Расскажите в комментариях, как часто вы сталкивались с шумом при торможении и что вы делали, чтобы от него избавиться.

Итоги конкурса на лучший рассказ про имя машины

Сначала представим тех, кто выиграл футболку.

1. Pavel58i
Для моей всё просто. Уже очень давно фотографировал ночью автомобиль сзади у стены с граффити и понял что фонари очень похожи на главного героя игры разработанной японской компанией Namco и вышедшей в 1980 году — Pac-Man. Отсюда и название) И как по сценарию игры — задача игрока — управляя Пакманом, гоняем по точкам Московских лабиринтов, избегая встречи с привидениями в световозвращающих жилетах зеленого цвета)

2. shtirlitz74
Никогда ничего не выигрывал, поэтому пробуем ещё раз!))
Seat Leon Highway Star 6,9 до 100.
Когда сидел в салоне Фаворит моторс и ждал выдачи авто, по радио играла песня Highway star группы Deep Purple с альбома 72 года. Звезда Хайвея — как раз имя для авто. А время 6,9 до 100 подписал, так как это лучшее время по замерам, хотя по паспорту 7,5. Всем удачи!)

3. Krus13
Бывшую машину звали Маруся, погибла, купил другую. Жена села в нее и говорит мужиком пахнет и в память о Марусе назвала его Марик. Все просто у женщин)

4. sb11
Купил машину и увидел под стеклом где указан вин код, сухого овода, машина синяя поэтому чтоб звучало назвал «синий бзык» ))). Как то так)) фото добавить не получилось, первая запись в южной все скажет вам)))

5. Lever
Название машины было "Неужели скоро пенсия", но с новой пенсионной реформой пришлось переименовать в "Пенсия еще НЕ скоро!"

6. monstervlad
Дело было давненько, лет двадцать прошло !
Когда тайком от родителей начал брать машину, водительского удостоверения у меня не было. Вечерами с друзьями катались по городу, весело было. И меня останавливают ГАИшники… Один из них знал меня, т.к. я уже ездил на мотоциклах и не раз останавливался сотрудниками ГАИ. Прозвучала фраза : Оооооо, ты пересел на "чапчик" ! Пойдем составлять протокол.
И с тех пор все стали называть его ЧАПА !
Так и прижилось.

7. BOBKA69rus
Здравствуйте вам ) впервые на подобном мероприятии решил поучаствовать, т.к. на работе "мертвый штиль" и тупо скучно ) Машинку свою купил по весне и сразу же принялся штудировать интернет, изучая статьи и мануалы, чтобы подробнее узнать все повадки "зверя", который оказался.

А теперь представляем рассказ драйвовчанина Kito-dtm . Он заслужил первое место, комплект колодок Ferodo на переднюю ось и нашу фирменную футболку.

— Желаемый размер футболки.
— Домашний адрес, включая город, почтовый индекс и телефон для связи.

Что за скрежет в барабанных тормозах?


Часто едет ко мне народ с жалобой на скрежет (шум, звуки трения, "шоркание", "шубуршание", "шкрябание" и т.д.)) в задних барабанных тормозных механизмах. Особенно конечно часто едут с этим Лады.
Причём, этот симптом заметно чаще проявляется весной и осенью, когда на дорогах вода (слякоть). Шумы эти часто меняются от погоды. Обычно эти шумы происходят при торможении, а иногда и просто при езде.
Народ конечно просит поменять задние тормозные колодки (ожидая увидеть там полный кошмар и "трение по железу")). Но я сразу предупреждаю народ, что колодки там могут быть, как новые (по толщине накладки). Если ручник эффективно держит на уклоне, то колодки там наверняка не изношены.
Потому что сто раз уже наблюдал эту картину: вскрываешь такой шумный механизм, а там под барабаном, всё в полном поряде и только колодочной пыли там скопилось много. Так вот, чаще всего, именно скопившаяся там колодочная пыль, налипает на рабочую поверхность колодочных накладок и механизм страшно шумит при трении.
Это можно объяснить тем, что пыль меняет свойства поверхностей трения (коэффициент трения или что то там ещё). Это и видно обычно — колодочная пыль налипает на накладку и образует блестящие вкрапления на поверхности трения.
Чинится это очень просто — механизм просто омывается водой (смывается колодочная пыль). Есть конечно специальные жидкости для этого (для очистки тормозных механизмов), но вода тоже прекрасно справляется с этой задачей. Саму рабочую поверхность колодок не помешает ещё потереть слегка металлической щёткой.
Особенно активно "шумит" колодочная пыль, когда подтекает рабочий тормозной цилиндрик в этом механизме (тогда пыль, смоченная тормозухой, особенно активно прилипает на рабочую поверхность колодок).


----------------------------
А ещё у Лады бывает проблема расслоения биметаллическиз барабанов. Алюминий с железом (и их сплавы) образуют там электрохимическую коррозию. Из за этой коррозии, начинают отслаиваться узкие алюминиевые буртики в пазике барабана, в который входит край тормозного щита.


Образовавшиеся алюминиевые "чешуйки" (вращающиеся вместе с барабаном) входят в контакт с тормозным щитом и начинают издавать скрежет "металл по металлу".
Обнаружить это. на снятом барабане, легко. Устранить проблему тоже легко — нужно отковырять отслоившиеся алюминиевые чешуйки отвёрткой и удалить их из пазика.


------------------------------
Ну и вот попался, на днях, прикольный барабан на 2110. Он, каким то образом, конкретно треснул и покоробился. Хорошо видно, как алюминиевая оболочка отделилась от чугунной вставки


Но на этом примере хорошо видно, как увидеть "овальность" тормозного барабана по виду поверхности трения. Обычно поверхность трения барабана имеет одинаковый блеск по всей окружности. А кривой (овальный, поведённый) барабан имеет серые или чёрные (не блестящие) пятна на рабочей поверхности.


Такой барабан обычно приводит к вибрации при торможении. Вибрирует обычно не тормозная педаль (как при биении дисков) а трясётся, при торможении, вся машина и торможение становится отрывистым "пунктирным".

Читайте также: