Металлическое орудие в виде копья

Обновлено: 30.06.2024

Копье

Образ настоящего воина в художественных произведениях, посвященных античному времени, каноничен и легко узнаваем. В руках у воина всегда красуется большой меч или боевой топор. Между тем настоящее рабочее оружие, которое прошло тысячи сражений остается в тени. Боевое копье является главным оружием с эпохи камня, не потерявшее свою актуальность до двадцатого века.

Копье считается самым распространенным оружием во все времена, даже когда появилось огнестрельное. Копья не претерпели принципиальных изменений за время службы, поэтому короткие копья древнеегипетских воинов мало чем отличаются от оружия средневекового копейщика.

История создания

Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Настоящее копье

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Копье было универсальным оружием.

Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как метательное оружие. Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.

С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Основной боевой единицей становится группа воинов, ощетинившихся копьями.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Внешний вид

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.

Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.

Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

  • древко, или ратовище, деревянный стрежень;
  • сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
  • наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.

Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.

Виды копий

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Основные виды копий

Несмотря на огромную древность копья и столь же колоссальную распространенность (вся планета, кроме Антарктиды, и то потому, что пингвинам оно без надобности), видов копий существует сравнительно немного. По типу наконечника копья можно классифицировать всего по 4 основным признакам:

  1. Типовое копье. Наконечник длиной в пару ладоней, шириной в два-три пальца, листовидной или ланцетовидной формы. Ориентирован на укол. Оставляет глубокую и достаточно широкую рану. Классические представители — римский гастум или ланцея, франкская фрамея и т. п. Длина древка — 2-2,5 м. Толщина зависит от породы используемого дерева: где росло дерево попрочнее, там старались делать древки тоньше и легче, где с материалом было хуже — вынужденно делали древки толстыми. Это самый распространенный тип копий на планете.
  2. Пика. Так можно назвать практически любое копье с маленьким, узким, граненым наконечником. Пика впервые появляется в Месопотамии около четырех тысяч лет назад, как ответ на впервые же появляющиеся доспехи. Собственно говоря, тогда и начинается соревнование снаряда и брони, которое длится до сих пор. Пика — это определитель сугубо типа наконечника, «пера», но не оружия в целом. Длина древка пики может быть различной — от пятиметровой сариссы фалангита до двухметрового копья для ближнего боя.
  3. Рогатина. Или, если угодно, протазан. Или — пальма. Одним словом, это древковое оружие, рассчитанное в первую очередь не на укол, а скорее на размашистый удар. Хотя могут быть варианты: русская рогатина вполне себе колола, но и отмахиваться ею, угодив в окружение, можно было немногим хуже, чем двуручным мечом). Основной признак этого копья — длинный, широкий мечевидный наконечник. В полтора-два раза больше, чем у показанного здесь первым «классического» копья. Иногда — однолезвийный и слегка изогнутый, как у сибирской пальмы и нагинаты, но главное — либо ориентированный изначально на рубящий удар, либо вполне допускающий эффективность такового.
  4. Дротик. По-славянски — сулица. Особый род слегка уменьшенного копья, с древком длиной 1-1,5 м в среднем. Появился также около 4 тысяч лет назад. Наконечник, как правило, небольшой, пикейного или сильно зауженного листовидного типа, часто двузубый, с зубьями, обращенными назад — чтоб его очень трудно было вытащить из раны. Дротики были оружием как пеших воинов, так и колесничных бойцов, а впоследствии — и всадников.

Форма копья

Все остальное — протазаны, эспантоны, сариссы, рогатины, рунки — это уже их потомки. Их вариации. Их дальнейшее развитие, либо какие-то основные переходные формы между ними.

Особенности конструкции

Древко стандартного оружия этого типа колеблется между 1,5-2,5 метров. Однако встречались и исключения из этих правил. Например, древнегреческая сарисса могла достигать длины в 7,5 метров.

Наконечники тоже могли быть разной длины. Встречались наконечники от 10 до 50 см. Копьями с длинными наконечниками можно было легко рубить, тогда как более короткие и узкие наконечники предназначались для пробивания брони. В зависимости от предназначения, наконечники могли быть различной формы:

  • Листовидной;
  • Граненой;
  • Шиловидной и так далее.

Холодное оружие

На Руси копья были одним из основных видов вооружения, наряду с боевым топором.

Распространение копий

Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.

Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.

Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.

Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.

Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.

Старинное оружие

Пехота так же не могла обойтись без копий. Важную роль в развитии этого вида оружия играет римская армия. Легионеры впервые получают в качестве основного оружия мечи гладиусы, но копья у них все равно остаются. Они трансформируются в пилумы, тяжелые метательные орудия, используемые перед атакой.

Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.

Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.

Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.

Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.

Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остается на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.

Расцвет боевого применения

Копья и пики использовали практически безостановочно во все времена, но наибольшую эффективность они показывали в древности и в эпоху рождения огнестрельного оружия. Огнестрел решил главную проблему копья, невысокую дальность стрельбы или невозможность достать противника на расстоянии.

С XVI века начинают формироваться объединенные построения, где вооруженные аркебузами и мушкетами воины прикрываются пикинерами. Вершиной такой тактики можно назвать терции, испанские полки объединенной копейной пехоты с мушкетерами и вооруженными клинковым оружием воинами.

Наконечник

Кавалерия так же активно использует данный вид оружия. Можно выделить легкие образцы и длинное рыцарское копье. Последние на несколько метров превышали по длине первые и служили для прорыва сквозь вражеский пехотный строй.

Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.

Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.

Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.

Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:

  • алебарда, пика с небольшим топориком и крюком для стаскивания всадника с лошади;
  • длинное копье рыцаря – турнирная пика;
  • протазан, копье с широким лезвием и крестовиной для удержания тела на острие;
  • рогатина, с более коротким наконечником, нежели у протазана, предназначенная для охоты;
  • трезубец и боевые вилы, копье с тремя или двумя наконечниками для возможности обезоружить противника.

Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закрепленные на длинном древке ножи.

Пики

Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.

Закат эпохи копий

С усовершенствованием огнестрельного оружия пики и копья сходят на нет. Изобретение сначала багинетов, а затем и штыков делает нецелесообразным вооружение значительной части бойцов пиками и копьями.

К началу XIX века это оружие остается у считанных родов войск европейских армий, улан и казаков.

У сержантов и офицеров кое-где продолжают оставаться алебарды или протазаны, признаваемые всеми анахронизмы, скорее декоративные детали, нежели боевое оружие.

Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.

В руках

Согласно источникам, польская кавалерия атаковала немецкие танки с пиками наперевес. Однако это не подтверждается, за исключением пары случаев, когда кавалеристы совали копья в смотровые щели рвущихся к Варшаве, танков вермахта. После этого данное оружие можно увидеть в руках реконструкторов и людей из киноиндустрии.

Копье в истории и культуре

Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.

Современные исторические фильмы все больше отдают дань важности этого вида оружия.

Множество кинокартин написаны на основе историко-художественной литературы, описывают как тактику, так и особенности использования копий и пик боях. Истории, связанные со спартанцами и македонцами, испанскими терциями и казачьими частями раскрывают важность этого оружия, его роль на полях битв минувших столетий.

История создания и применения боевого кистеня

Кистень

В Средние века часто на поле боя выходили люди, которые не имели дворянского звания, рыцарских доспехов и денег на их приобретение. Но каждому воину необходимо было вооружиться, чтобы иметь возможность решить исход любого поединка в свою пользу.

Очевидно, что оружие обычного ратника не могло стоить очень дорого, поэтому его создавали из подручных средств, которые есть в любой деревне. Так появился боевой кистень, доступный любому крестьянину, не требующий особого умения в изготовлении и применении. Сам боевой кистень представлял собой палку и пристегнутый к ней ремнями или цепью металлический, или каменный груз, масса его не превышала двух килограмм.

История возникновения

Четко отследить время появления кистеня невозможно. Еще Геродот в своих трудах указывал, что в VI—IV веках до нашей эры скифы (они проживали на юге Восточной Европы и в Азии вплоть до Монголии) использовали как оружие в бою кнуты. Таким образом, до появления кистеня оставалось присоединить к концу кнута костяной или каменный груз.

Доподлинно установлено историками и археологами, что восточноевропейские варианты кистеня произошли от различных его хазарских вариантов. У этих кочевых племен, живших в нижнем и среднем течении Волги, применение боевых кистеней отмечено в IV—IX веках нашей эры.

Основные виды

Это оружие весьма подходило легкой кавалерии кочевников и вполне могло использоваться наряду с саблей в качестве оружия первого удара.

Поскольку кочевники постоянно нападали на сопредельные государства то не удивительно, что кистень распространился в X веке в Древней Руси, постоянно подвергавшимся набегам с юга.

Жители Руси по достоинству оценили это оружие первого удара, и вскоре оно стало использоваться как вспомогательное оружие у всадников и у пеших ратников. Разумеется, техника работы с кистенем была изменена в соответствии с особенностями боевых действий наших древних предков.

Появление этого холодного оружия в Центральной Европе связано не только с набегами кочевников, хотя хватало и их, но и с миграцией народов во времена Средневековья вообще. Здесь следует вспомнить переселение волжских булгар на территорию современной Болгарии, и венгров с Урала на территорию современной Венгрии.

Эти народы были знакомы с техникой боя кистенем, и на новом месте жительства остались верны прежним традициям. Учитывая небольшие европейские расстояния, это оружие быстро распространилось сначала по сопредельным странам, а затем и по всей Европе.

Здесь следует вспомнить, что европейские армии X—XV веков основной своей ударной силой имели закованных в броню и малоуязвимых рыцарей.

Понятное дело, что ни костяным, ни каменным кистенем особого повреждения даже шлему рыцаря не нанесешь, поэтому ударная часть стала металлической.

Вершиной эволюции этого оружия в Европе стало появление моргенштерна (утренней звезды), в котором бьющая часть представляла собой небольшой шар с шипами.

Боевой кистень

Не следует думать, что подобное оружие было распространено только в Европе — так как идея прикрепить к ручке на ремне или цепочке ударную часть очень простая, то различные варианты этого оружия появились практически везде, где жили люди.

Стоит отметить разницу между оружием, созданным на основе орудий производства, таких как цеп. Боевые цепы (нунчаки), в отличие от кистеня имели укороченную гибкую сцепку и более длинную рукоять и ударную часть, что в корне изменяло технику боя.

Материалы изготовления и устройство

Кистень представляет собой ударно-дробящее оружие состоящее из ударной части, подвешенной на гибком ремне к рукояти или без таковой.

Для изготовления служили разнообразные материалы, это крайне демократичное оружие в плане материала, для ударной части необязательно использовать качественную сталь, вполне можно использовать и подручные камни или кость.

Некоторое разнообразие внешнего вида имеют лишь моргенштерны – это оружие зачастую использовалось как дополнительное рыцарской конницей и поэтому отличалось в лучшую сторону от оружия простолюдинов.

Внешний вид

Так как устройство кистеня очень простое, то сведем его в один список:

  • темляк или гасило — дополнительное устройство для удобства хвата, в который продевалась рука. Материалом изготовления служила кожа животных;
  • рукоять (кистенище) — устройство для хвата, наиболее распространенным был вариант изготовления для хвата одной рукой, но встречались и позволявшие работать как одной, так и двумя руками. Наиболее популярным материалом было дерево, встречались и металлические. Зачастую для удобства переноски изготовляли кистени без рукоятки, в этом случае ее заменяло гасило – петля, в которую продевали руку;
  • соединительное звено (ремень) — гибкая часть, предназначенная для соединения ручки с ударной частью. Вариантов по материалам не так уж и много: веревка, кожаный ремень, металлическая цепь;
  • кистень (груз) — бьющая часть оружия, изготавливалась из кости, камня, различных металлов, изредка применялось дерево.
    Зачастую груз имел выпуклые шипы или ребра для увеличения травматического действия. Кроме того, используемые дворянами моргенштерны, зачастую украшались родовыми гербами и гравировкой.

Тактико-технические характеристики кистеня

В обычном боевом варианте общая длина оружия составляла 45-55 см. Кистень состоял из ударной части – била, которая могла быть разного исполнения. Палка или рукоять обычно изготавливалась из дерева. Для знатных воинов было принято украшать рукоять различными металлическими деталями, придавая оружию особую ценность. Рукоять могла быть обтянута кожей для удобного хвата. На конце имелась кожаная петля, посредством которой кистень фиксировалась на запястье.

В средневековой Европе, где имелись лучшие технические условия для изготовления металлического холодного оружия, появляются разнообразные модели кистеня. Рыцари предпочитали иметь моргенштерн, у которого имелось металлическое било со стальными шипами. Удар таким предметом по стальным доспехам мог стать фатальным для противника. Шипы легко пробивали латы и шлемы. Среди воинов, владевших этим оружием, придерживались следующего принципа — один удар — одна смерть.

Холодное оружие

Немецкий моргенштерн или кистень, который стал появляться на вооружении частных феодальных армий, был изготовлен достаточно примитивно и грубо. Только с началом крестовых походов, когда между благородными рыцарями возникло негласное состязание в качестве боевой экипировки, появляются более благородные образцы этого оружия. Рукоятка сначала отсутствовала. Цепь с гирькой просто одевалась при необходимости на деревянную палку. В некоторых вариантах на конце цепи имелся специальный крюк – скоба, на которой можно было зафиксировать какой-то груз в качестве била.

Дворянская конница, предпочитающая щеголять друг перед другом, привнесла в боевое оснащение свои новшества. Оружие становится более изысканным. Особый акцент делается на внешний вид оружия. Рукояти кистеня принимают более удобную для хвата форму, квадратного или овального сечения. Для воина, находящегося в гуще рукопашной схватки, важно было в ответственный момент не выпустить оружие из рук. Для более эффективного применения холодного оружия в бою, при изготовлении начинают учитываться стандарты веса ударной части.

К примеру: Свинцовое било размером с грецкий орех и весом 200-300 г при ударе на замах давало усилие в 16 кг на один см2. Можно только представлять, что ощущал воин, получая такой удар.

Делать гирю большего размера не целесообразно. Больший вес влечет за собой большее усилие. Создаваемая во время замаха инерция тяжелого била может только навредить самому воину. К тому же кистень с большой гирей в бою был неудобен. Времени на полный замах могло и не быть. Наибольший эффект давали короткие и хлесткие, кистевые удары.

Различные типы оружия и принцип действия

В боевой обстановке воин всегда должен адекватно оценивать силу и мощь своего оружия. Используя холодное оружие не по назначению, можно получить фатальные последствия, поэтому если противник обладает превосходящим оружием, копьем или двуручным мечом, кистень будет бесполезен. Всадникам было удобно использовать подобное оружие только во время равноценной схватки или при атаке слабейшего противника.

Ударно-раздробляющее оружие

Существует определенная типология, которая различает данное холодное оружие на следующие типы:

  • первый тип – кистень, оснащенный костяной гирей удлиненной, яйцевидной формы. Этот тип можно отнести к раннему периоду, когда появляются первые факты боевого применения оружия (X-XII века);
  • второй тип – ударно-раздробляющее оружие, оснащенное уже медными или железными гирями шаровидной формы. Имеют место как гладкое, так и граненое било. В таком виде кистень появляется на вооружении воинов в конце XII, в начале XIII века;
  • третий тип – кистень или моргенштерн, имеющий четкие размеры била и рукоятки. На свинцовой или железной гире появляются шипы или выступы, усиливающие поражающее действие. Это оружие уже прочно входит в арсенал воинов, начиная с XIII века.

Следует отметить, что с появлением на поле боя воинов, закованных в доспехи, костяное било утрачивает свое боевое значение. На оснащение всадников поступает холодное оружие, изготовленное из металлических частей. За счет металлического била увеличивается сила и концентрация удара.

Совершенствуется и техника боя с использованием оружия этого типа. Отрабатываются приемы, при которых кистень может нанести максимальный вред противнику. Первый удар — самый важный. Последующая оборона таким видом оружия практически невозможна. Даже наличие рукояти не позволяет воину успешно парировать ответные удары. Болтающаяся цепь с тяжелым грузом становится препятствием для устойчивого положения оружия в руке. Основным вариантом боевого применения этого оружия является его комбинация с мечом. Конник, хорошо владеющий и мечом и кистенем, может просто подавить свое противника напором. Для атаки используется кистень, который позволяет наносить удары по голове и даже по спине противника. Меч предназначен для эффектной обороны от ответных ударов.

Металлический шар

Однако такая тактика скорее подходит для рыцарских турниров. В реальной схватке копье или боевой топор куда эффективнее, не говоря уже о мечах. Кистень использовался крайне редко, к тому же необходимо было уметь пользоваться таким оружием.

Применение боевых кистеней

В военной истории не часто упоминались кистени как основное оружие в сражениях. Их широкому распространению послужила современная трактовка истории в средневековой Европе. Особенно в кинолентах всадники для зрелищности изображались закованными в рыцарские доспехи и размахивающие болтающимися на цепях шипованными металлическими гирями. В действительности такая картина была большой редкостью.

Российская история знает о массовом боевом применении кистеней. Это было во времена, когда северо-западные княжества противоборствовали Тевтонскому ордену. Русские ополченцы, в составе которых были простолюдины и бедные дворяне, предпочитали иметь у себя на вооружении рогатины, пики и кистени. В прямых столкновениях с германскими рыцарями русские всадники, как правило, использовали копья и секиры. Европейцы активно использовали кистени во времена крестовых походов против гуситов. Именно гуситы были вооружены всем, что попадалось под руки, в том числе и кистенями. В их руках они выглядели как стальные тяжелые цепы, способные не только выбивать всадников из седел, но и сминать первые шеренги наступающих врагов.

Составной кистень

Как только произошли первые боевые столкновения с ополченцами, чешской знати пришлось воспользоваться кистенями как вспомогательным оружием. Ударные части утяжелялись и оснащались с помощью дополнительных шипов, а чтобы улучшить гибкость, начали уменьшать звенья цепей. Делалось все, чтобы кистени были удобными в боевом использовании.

Самым легендарным кистенем было приспособление именуемое «утренней звездой». Он выглядел как оружие с большим ядром на цепи, которое все было в длинных шипах. Были и другие разновидности кистеней с тремя билами на цепях, но их изготавливали главным образом для психологического эффекта. Пользоваться подобным оружием в реальном бою не представлялось возможным. Такие образцы в основном делались для устрашения неприятеля.

Боевое использование кистеней, не идет ни в какое сравнение с боевыми топорами, копьями и мечами. Однако как культурная ценность они заслужили свои место в историческом наследии. Неспроста мастера–оружейники придавали своим созданиям особенные формы. Пригодились бы кистени в бою или нет — неизвестно, но однозначно украсили бы своим присутствием экипировку воинов.

Как относится закон к кистеню

В прошлом веке стали появляться кистени в упрощенном варианте, не имевшие ручки и представляющие собой гирьку на цепочке, или кусок поливочного шланга с большой гайкой на конце. Особенно широкое применение подобные варианты приобрели в криминальных разборках, начавшихся после распада Советского Союза.

В наше время ФЗ «Об оружии» классифицирует кистень как холодное оружие.

В руках

Его изготовление, хранение и применение является незаконным. Но определить признаки оружия может только криминалистическая экспертиза, поэтому сертифицированные как сувенирное оружие – моргенштерны, таковым не являются.

Но в случае если экспертиза считает, что представленный кистень является холодным оружием, за его изготовление и хранение грозит наказание по ст. 223 УК РФ.

Какие следы от кистеня остались в литературе и истории

Успехи использования кистеня гуситами и немецкими крестьянами во время германских войн нашли свое отражение в трактате Тальхоффера «Старое Вооружение и Искусство Борьбы», изданного в 1459 году.

В нем, наряду с вошедшим в обиход моргенштерном, рекомендовалось применение его улучшенного варианта с тремя маленькими шарами вместо одного.

Еще одно упоминание можно встретить в трактате Сигизмунда Герберштейна, где описывались нравы и обычаи средневековой Московии.

Как один из видов вооружения конницы упоминались и кистени, причем они были обязательны для охраны даже при выезде Великого Князя Василия III на охоту.

Стоит отметить «Кистень» — тактический нож, создателем которого является А. М. Кистень, мастер ножевого боя современности. Но это уже к нашей теме не относится.

Заключение

Если боевое применение кистеня нельзя сравнивать с частотой использования боевых топоров, мечей и копей, то с точки зрения культурной ценности оружие заслуживает определенное место в историческом арсенале. Форма оружия, его конструкция вызывает уважение. Недаром давние мастера – оружейники старались придать своим творениям особенный и привлекательный вид. Было неизвестно, пригодиться такое оружие в бою или нет, однако в любом случае кистень украсит собой экипировку воина.

Старинное оружие

Как в случае с мечами, рапирами и шпагами, кистень становится публичным оружием. Мастера работают над его внешним видом постоянно. Конструкция могла меняться в зависимости от технической оснащенности оружейной мастерской. На рукоятках, на гирях становится модным ставить родовой герб, наносятся изображения эпических животных. Кистень, как и булава, становится в ряде стран символом высшей военной власти.

Копье


Копьё — колющее или метательное длиннодревковое холодное оружие.

Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

Содержание

История копья

Прототип копья недавно был обнаружен при наблюдении за современными обезьянами. Самки шимпанзе в некоторых стаях при охоте на мелких животных систематически использовали острые палки для того, чтобы убить животное в норе.

Простейшее копье первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось.

image:Pilum Nordisk familjebok.jpg

Hasta

Pila (one pilum, several pila) were spears used by Roman armies

Острога (на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на нее надо было наваливаться всем весом.

Подобного устройства копья употреблялись всеми народами до эпохи меди включительно. Да и позже, в период средневековья, за неимением лучшего, колья (или бамбуковые палки с косым срезом) могли выступать в качестве оружия крестьян.

Довольно поздно, всего 12-17 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости и разделились на метательные и рукопашные.

Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ими ведь можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.


В случае, если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин, обычно, носил два копья, — чтобы метнув одно не остаться безоружным. Либо же ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.

Однако, при переходе к тактике боя в строю, стало ясно, что для метания требуется одно копье, а для ближнего боя, — другое. Дело было не в длине или весе, а в балансе. Метательное копье имело центр тяжести смещенный к наконечнику, а оружие удобнее всего держать вблизи центра тяжести, так что двухметровое копье приспособленное для метания при использовании в строю почти не выдавалось бы за линию щитов, зато цепляло бы по ногам три ряда сзади.

Довольно поздно, — всего несколько тысяч лет назад, — уже при переходе к оседлости, кроме метательных и рукопашных, появились копья и еще одного вида, — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но очень толстый (как раз, чтобы охватить рукой) и длинный (до 200 см). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.

Разновидности копий



Копья пехоты

Против пехоты

Особенностью тактики македонской, а затем эллинистической фаланги было дифференцирование оружия по рядам. Первые два ее ряда состояли из тяжеловооруженных щитоносцев с одноручными копьями (причем, копья гоплитов второго ряда, были длиннее копий гоплитов первого ряда). Начиная же с третьего ряда воины несли сариссы, — необычайно длинные копья с массивным противовесом. Сариссы удлинялись с каждым рядом и доходили до 670 см, а вес их при этом (несмотря на крошечный наконечник) мог превышать 6 кг.

Ударов своим оружием сариссофор не наносил. Даже если бы управление сариссой и было осуществимо физически, то он, в любом случае, не мог видеть врага. Противника сариссофор обнаруживал осязательно, — тыкал копьем, пока оно не упиралась во что-то твердое, после чего начинал напирать, передавая таким образом давление на вражеские щиты не путем подталкивания вперед своих товарищей из передних рядов, а — непосредственно. Такой метод борьбы не только позволял напирать на врага наиболее эффективным и экономичным путем, но и давал возможность бойцам двух первых рядов не толкаться щитами, а наносить прицельные удары копьями.

Против конницы

Копья, используемые против конницы, произошли от рогатин, используемых на охоте. Рогатина могла также быть применена для удара (хотя, неудобное для удержания древко и отсутствие противовеса препятствовали такому использованию), и даже для метания, — но только на несколько метров. При том, пробивная сила такого копья оказывалась хороша, ибо его вес превышал 2 кг. Однако, универсальность рогатины не искупала малой ее эффективности в случае применения по прямому назначению. Ведь, в сравнении с лошадью, медведь — мелкий хищник. Для защиты от лошадей требовалось подобное по принципу действия оружие длиной 300—500 см.

Наибольшую актуальность вопрос защиты пехоты от кавалерии приобрел в Европе средних веков. Пехота снова стала строиться плотной фалангой, но вооружалась уже не щитами и сариссами, полезными только от людей, а гигантскими рогатинами на боевых коней — пиками, — оружием, впрочем, почти столь же длинным, но еще более неуклюжим, нежели сариссы. Пики, упоминающиеся в Европе, как минимум, с XII века, в отличие от сарисс, не имели противовесов, ибо при отражении атаки кавалерии их тупой конец упирался в землю.


За счет применения наконечника минимального размера и изготовления древка из сравнительно легкого дерева, вес пик удерживался на уровне 4.5 кг, однако, точка приложения этой силы имела рычаг порядка двух метров, что делало пику крайне неудобной для удержания. В бою с пехотой пикой не наносили ударов, — ее просто направляли на врага и наступали. Конец пики при этом зажимался под мышкой, — только так ее можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинёры располагали кирасами, что стало обычным с конца XV века, тупой конец пики упирался в специальных держатель — «ток», приваренный к кирасе. Такой мерой удавалось достичь более жесткой фиксации пики (что было важно при продавливании ею вражеских доспехов) и несколько увеличить ее эффективную длину.


В XVII веке, после появления подвижной артиллерии, с целью увеличения мобильности войск тяжелая пика стала заменяться легкой — длиной всего 300 см, пригодной в том числе и для нанесения ударов. Легкая пика весила меньше тяжелой — порядка 2.5 кг, — но имела значительно большего размера наконечник — с парой дополнительных лезвий (выполняющих функцию перекладины) — и противовес, — что делало ее удержание более удобным. Однако, и такая пика оставалась слишком длинной для использования в индивидуальном бою. Пикинер по-прежнему носил шпагу или кортик.

Распространялось это новое оружие по Европе не быстро, — в Швеции легкие пики были приняты в начале XVII века, а в России — только в конце XVII века.

Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала, — предпосылки для ее принятия возникали, лишь когда основную тяжесть борьбы с кавалерией начинали брать на себя мушкетеры. С конца же XVII века легкие пики уже стали стремительно вытесняться штыками. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции, но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение, — в виду нехватки ружей.


За пределами Европы пики длиной 400 см для борьбы с колесницами использовались в Китае.

Пики успешно останавливали конницу, но вот как нападающее оружие годились слабо. Поэтому для атаки на остановившуюся конницу использовались алебарды, бердыши и подобные им орудия.

Кавалерийские копья

Самые древние конные варвары — скифы — имели только дротики, которые, впрочем, могли использоваться и в рукопашном бою, — но, как исключение. Однако, с появлением тяжелой кавалерии в Греции и Македонии, появились и копья, удобные для всадника. За основу бралось обычное одноручное копье, центр тяжести которого смещался назад с помощью массивного противовеса. Таким способом увеличивалась досягаемость оружия. Характерно, что первые кавалерийские копья удерживались не в опущенной, а в поднятой руке, удар наносился сверху вниз, в этом случае отдача от удара направлялась большей частью вверх, и всадник оставался в седле. Однако, такое копье оказывалось слишком коротким, — у греков и македонцев до 180 см, у римлян — до 250 см при весе 1 кг.

Скоро македонцы придумали, как использовать в кавалерийском бою и сариссы. Удерживать сариссу длиной 420 см можно было только взяв наперевес, и, в этом случае, отдача от удара приходилась в горизонтальной плоскости. Не имея стремян, всадник был обречен на падение, но этого не происходило, так как сарисса привязывалась кожаными ремнями к седлу, — ремни поглощали отдачу.

Но и здесь сразу обозначилась проблема. Наконечник сариссы мог врезаться в дерево или в землю, — тут, при таком креплении оружия, всадник уже точно должен был упасть, причем, вместе со своим конем. Во избежание подобных неприятностей, кавалерийским копьям было придано свойство резко отграничившее их от копий пехотных, а именно, — ломкость. Древко делалось из самого хрупкого дерева. Привязные сариссы были на вооружении парфянских и эллинистических катафрактов. Однако, таким копьем можно было бить только по курсу движения, а сила удара была прямо пропорциональна скорости движения лошади, — всадник теперь только направлял его. Возможно, по этой причине римляне до конца остались верны копьям для верхнего удара.

С изобретением стремян кавалерийские копья или пики стали употребляться повсеместно. Обычно, они не имели никаких оригинальных особенностей конструкции, — вес около 2,3—3,3 кг, ломкое древко 280—340 см, маленький четырехгранный или плоский наконечник, противовес. Таким они и сохранилось у легкой и средней кавалерии вплоть до XX века.


У восточной кавалерии копье конкурировало с луком и саблей, но в средневековой Европе оно было основным оружием всадника. В бою на копьях преимущество получал тот, кто доставал дальше, потому рыцарские копья постоянно увеличивались, достигнув в итоге 440 см длины при весе в 4 кг и больше. Если легкая кавалерийская пика доставала всего на метр впереди головы коня, то европейское копье — на 2-3 метра.

С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше, и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.

Кавалерийское копье рассчитывалось только на один удар. Ведь, в бою всадник двигался мимо цели со скоростью 10, а с учетом сложения скоростей при встречной атаке, и все 20 метров в секунду. С одной стороны это приводило к огромному усилению удара, а с другой, — нанеся колющий удар копьем или мечом, — особенно если этот удар достигал цели, — всадник не только не имел шансов выдернуть свое оружие, но и сам оказывался в плохом положении. Вонзившаяся в землю или во врага, — без разницы, — оружие приобретало относительно своего владельца опасно быстрое движение. Перелом древка представлялся предпочтительнее перелома руки, а то и шеи.

Всадники так привыкли к тому, что после удара копьем у них в руках остается палица, что, когда в XVI веке пики стали заменяться пистолетами, этот принцип был сохранен, — пистолеты XVI—XVII веков имели на рукоятке увесистое «яблоко» и после выстрела превращались в дубинку.

Сражаясь в пешем строю рыцари часто использовали свои кавалерийские копья, как одноручные. Собственно, такое копье и должно было удерживаться одной рукой. Но, из-за чрезмерной длины кавалерийское копье оказывалось не очень удобным оружием для пехотинца. Из-за ломкости и функции пики оно выполнять не могло.

На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато, наконечник увеличился, став широким, плоским и, нередко, изогнутым. Будучи сделан из дамаска, он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и, теперь, не обламывался в ране, а выворачивался из нее. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.

Кавалерийские протазаны позже (в XV веке) стали оружием русской тяжелой кавалерии. Проникли они и в Европу. Длина их при весе 1.5 кг уже не превышала 250 см, но ими можно было наносить разнообразные удары во все стороны.

Копьё


Запрос «Копья» перенаправляется сюда; о картине Диего Веласкеса, известной в том числе под этим названием, см. Сдача Бреды.

Копьё — колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя. В Римской армии, копья использовали тяжелые конные легионы (появившиеся только в V веке, так как они были скопированы у «варваров», например «немецкая кавалерия»). Также копья использовали фаланги (копьеносцы).

Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.(но не более 50 см.)


Hasta

Пилумы (pila, ед. ч. pilum) — метательные орудия, применявшиеся древнеримскими воинами.

Острога (на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.

Сравнительно поздно, всего 12-17 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости и разделились на метательные и рукопашные.

Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.

A lancer of Tigre colour.jpg


В случае, если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.

Довольно поздно, — всего несколько тысяч лет назад, — уже при переходе к оседлости, кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида, — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз чтобы охватить рукой) и длинный (до 200 см). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.



Особенностью тактики македонской, а затем эллинистической фаланги было дифференцирование оружия по рядам. Первые два её ряда состояли из тяжеловооруженных щитоносцев с одноручными копьями (причем до архелогических находок ошибочно считалось, что копья гоплитов второго ряда были длиннее копий гоплитов первого ряда). Начиная же с третьего ряда воины несли сариссы — необычайно длинные копья с массивным противовесом; соответственно таких воинов называли сариссофоры. Сариссы удлинялись с каждым рядом и доходили до 670 см, а вес их при этом (несмотря на крошечный наконечник) мог превышать 6 кг.

Ударов своим оружием сариссофор не наносил. Даже если бы управление сариссой и было осуществимо физически, то он в любом случае не мог видеть врага. Сариссофор обнаруживал противника осязательно, — тыкал копьем, пока оно не упиралась во что-то твердое, после чего начинал напирать, передавая таким образом давление на вражеские щиты не путем подталкивания вперед своих товарищей из передних рядов, а — непосредственно. Такой метод борьбы не только позволял напирать на врага наиболее эффективным и экономным путем, но и давал возможность бойцам двух первых рядов не толкаться щитами, а наносить прицельные удары копьями.

Копья, используемые против конницы, произошли от рогатин, используемых на охоте. Рогатина могла также быть применена для удара (хотя неудобное для удержания древко и отсутствие противовеса препятствовали такому использованию), и даже для метания, — но только на несколько метров. При том, пробивная сила такого копья оказывалась хороша, ибо его вес превышал 2 кг. Однако, универсальность рогатины не искупала малой её эффективности в случае применения по прямому назначению. Ведь, в сравнении с лошадью, медведь существенно меньше. Для защиты от лошадей требовалось подобное по принципу действия оружие длиной 300—500 см.

Наибольшую актуальность вопрос защиты пехоты от кавалерии приобрел в Европе средних веков. Пехота снова стала строиться плотной фалангой, но вооружалась уже не щитами и сариссами, полезными только от людей, а гигантскими рогатинами на боевых коней — пиками, — оружием, впрочем, почти столь же длинным, но ещё более неуклюжим, нежели сариссы. Пики, упоминающиеся в Европе, как минимум, с XII века, в отличие от сарисс, не имели противовесов, ибо при отражении атаки кавалерии их тупой конец упирался в землю.


За счет применения наконечника минимального размера и изготовления древка из сравнительно легкого дерева, вес пик удерживался на уровне 4,5 кг, однако, точка приложения этой силы имела рычаг порядка двух метров, что делало пику крайне неудобной для удержания.

В бою с пехотой пикой не наносили ударов, — её просто направляли на врага и наступали. Конец пики при этом зажимался под мышкой, — только так её можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинёры располагали кирасами (что стало обычным с конца XV века) тупой конец пики упирался в специальных держатель — «ток», приваренный к кирасе. Такой мерой удавалось достичь более жесткой фиксации пики (что было важно при продавливании ею вражеских доспехов) и несколько увеличить её эффективную длину.


В XVII веке, после появления подвижной артиллерии, с целью увеличения мобильности войск тяжелая пика стала заменяться легкой — длиной всего 300 см, пригодной в том числе и для нанесения ударов. Легкая пика весила меньше тяжелой — порядка 2,5 кг, — но имела значительно большего размера наконечник — с парой дополнительных лезвий (выполняющих функцию перекладины) — и противовес, — что делало её удержание более удобным. Однако, и такая пика оставалась слишком длинной для использования в индивидуальном бою. Пикинер по-прежнему носил шпагу или кортик.

Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала, — предпосылки для её принятия возникали, лишь когда основную тяжесть борьбы с кавалерией начинали брать на себя мушкетеры. С конца же XVII века легкие пики уже стали стремительно вытесняться штыками. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции, но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение, — в виду нехватки ружей.


Самые древние конные варвары — скифы — имели только дротики, которые, впрочем, могли использоваться и в рукопашном бою, — но как исключение. Однако, с появлением тяжелой кавалерии в Греции и Македонии, появились и копья, удобные для всадника. За основу бралось обычное одноручное копье, центр тяжести которого смещался назад с помощью массивного противовеса. Таким способом увеличивалась досягаемость оружия. Характерно, что первые кавалерийские копья удерживались не в опущенной, а в поднятой руке, удар наносился сверху вниз, в этом случае отдача от удара направлялась большей частью вверх, и всадник оставался в седле. Однако, такое копье оказывалось слишком коротким, — у греков и македонцев до 180 см, у римлян — до 250 см при весе 1 кг.

С изобретением стремян кавалерийские копья или пики стали употребляться повсеместно. Обычно они не имели никаких оригинальных особенностей конструкции — вес около 2,3—3,3 кг, ломкое древко 280—340 см, маленький четырёхгранный или плоский наконечник, противовес. Таким они и сохранилось у легкой и средней кавалерии вплоть до XX века.


Кавалерийское копье рассчитывалось только на один удар. Ведь в бою всадник двигался мимо цели со скоростью 10, а с учетом сложения скоростей при встречной атаке, и все 20 метров в секунду. С одной стороны это приводило к огромному усилению удара, а с другой — нанеся колющий удар копьем или мечом, — особенно если этот удар достигал цели, — всадник не только не имел шансов выдернуть свое оружие, но и сам оказывался в плохом положении. Вонзившееся в землю или во врага — без разницы — оружие приобретало относительно своего владельца опасно быстрое движение. Перелом древка представлялся предпочтительнее перелома руки, а то и шеи.

Сражаясь в пешем строю рыцари часто использовали свои кавалерийские копья, как одноручные. Собственно, такое копье и должно было удерживаться одной рукой. Но из-за чрезмерной длины кавалерийское копье оказывалось не очень удобным оружием для пехотинца. Из-за ломкости оно не могло выполнять и функции пики.

На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато наконечник увеличился, став широким, плоским и, нередко, изогнутым. Будучи сделан из дамаска, он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и теперь не обламывался в ране, а выворачивался из неё. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.

На Руси с 15 века рогатины стали оружием русской тяжелой кавалерии (поместная конница). Затем проникли в Европу, где стали протазанами. Длина их при весе в 1,5 кг уже не превышала 250 см, но ими можно было наносить разнообразные удары во все стороны.

В культуре

«Копья» (исп. Las lanzas) — второе название знаменитой картины испанского живописца Диего Веласкеса «Сдача Бреды» (исп. La rendición de Breda), посвященной одному из эпизодов Восьмидесятилетней войны (Нидерландской революции).

Символизм копья

Копьё — символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копьё в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ. Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьём или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьём. Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьём, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Эмблемой победы служит копьё Индры — индуистского бога войны. В Китае копьё является атрибутом многих второстепенных богов.

Копьё — один из символов мировой оси.

В христианстве копьё — один из символов страстей Христовых, а также несправедливого суда и распятия, атрибут воина Лонгина [1] .

Читайте также: