Металлы и неметаллы химические элементы и простые вещества урок

Обновлено: 02.07.2024

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

Урок Металлы и неметаллы

Приложение 1

Задания для 1 группы Металлы

Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Б) кальция ____________________________________ ;

Перечислите особенности строения атомов элементов-металлов:

Приложение 2

Задание 2 .План изучения физических свойств.

2. Температура плавления и кипения.

Электро- и теплопроводность.

Ковкость, пластичность, прочность.

Металлический блеск, непрозрачность.

Приложение 3

Задание 3. Заполните таблицу.

Физические свойства простых веществ

Тепло- и электропроводность

Приложение 4

1. Расположение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева…..

2. У металлов на внешнем энергетическом уровне …электрона

3.У всех металлов имеется ……..блеск

4. Все металлы по агрегатному состоянию …. за исключением …

5. Все металлы …цвета, за исключением …

6. Все металлы проводят ….и….

7. Из металлов можно вытянуть проволоку. Металлы можно прокатать в тонкий лист, так как они …..

8 Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них ……….связи

9. По электронной формуле определите металлический элемент:

А )1s 2 2s 2 2p 4

Б ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1

В ) 1s 2 2s 2 2p 5

Г) 1 s 2 2 s 2 2 p 4 3 s 2 3 p 6 4 s 2

Приложение 5

Название вещества – свойство – область применения.

а) Ртуть – низкая температура кипения – используется в градусниках;

б) серебро – блеск – получение зеркальных поверхностей;

в) алюминий – электропроводность – изготовление проводов ;

г) алюминий – пластичность – получение фольги;

д) золото – пластичность – золочение куполов .

Приложение 6

1.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болелижелудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

2.Какой металл придает нашей крови красный цвет?

3.Он в течение многих лет, был причиной многих бед


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Смешанное обучение


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения.docx

Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения

Урок. Металлы и неметаллы

Приложение 1. Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Сравнение физических свойств простых веществ

Тест за каждый правильный ответ 1 балл

Максимальная сумма баллов - 9 баллов

Приложение 6 - 3 балла

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

От 15 до 20 баллов ------------------ оценка «3»

От 21 до 25 баллов-------------------оценка «4»

От 26 до 29 баллов-------------------оценка «5»

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Предмет ХИМИЯ

Класс 8

Автор УМК О.С. Габриелян

Учитель: Курышева Елена Ивановна, филиал МБОУ СОШ с Наровчат в с. Виляйки, Наровчатского района, Пензенской области

Тема урока: Металлы и неметаллы

деятельностная – научить детей отличать металлы и неметаллы по внешнему виду и их свойствам, сформировать представление о металлах и неметаллах;

предметно-дидактическая – рассмотреть коллекции металлов и неметаллов, найти черты сходства и различия

Планируемые результаты

Обучающийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам своей работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; описывать положение элементов металлов и неметаллов в периодической системе; классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы; характеризовать физические свойства металлов и неметаллов; оформлять отчет; составлять на основе текстовых материалов таблицы; будет знать правила т/б при выполнении лабораторных работ, определения понятий: металлы и неметаллы, пластичность, теплопроводность и электропроводность

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником и другими источниками информации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться : ставить учебную задачу; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации и систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на разнообразные способы решения учебной задачи: применять приемы работы с информацией, систематизацией ее.

Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : принимать другое мнение, строить понятные для партнера высказывания; получит возможность применить : умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Урок решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа и диалог); наглядные ( работа с коллекцией, схемами); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения

Образцы неметаллов (серы, графита, йода, брома, газов водорода и кислорода), коллекции «Металлы» и « Неметаллы», презентация, учебник

Организационная структура урока

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. ( Личностные УУД : смыслообразование)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались…. Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и весёлыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать ещё…

Вопрос. Кто были жители этой страны?

Ответ. Металлы и неметаллы

Учитель организует работу в группах

Работают в группах. ( Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД . Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

Этап актуализации и пробного учебного действия

Работа с пер таблицей, записи в приложении и рабочей тетради

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Задает вопросы. (приложение 2 )

А чтобы объяснить, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера, мы с вами поделимся на две команды, и будем исследовать металлы и неметаллы

( приложение1 )

Задание для команды «Металлы» –

Задание для команды «Неметаллы»

У доски работают представители двух команд.

Перечислите особенности строения атомов элементов металлов и неметаллов

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры. Поэтому электроны их внешнего слоя (а на внешнем уровне у них от 1 до 3 электронов) значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. Отсюда самое характерное свойство металлов – способность легко отдавать электроны, превращаясь в положительные ионы.

Атомам неметаллов, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8 (у бора 3). Для завершения внешнего электронного уровня неметаллам часто оказывается проще присоединить недостающие до заветной восьмерки электроны, чем отдать их.

Мы подошли непосредственно к теме нашего урока

Отвечают на вопросы.

( Коммуникативное УУД .Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простые вещества металлы и неметаллы»

Цель урока: выяснить физические свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе их строения.

  • исследовать свойства металлов и неметаллов путём эксперимента (лабораторная работа);
  • сравнить свойства металлов и неметаллов и объяснить причины различий в свойствах этих веществ;
  • сформировать представление о том, что свойства веществ обусловлены строением.
  • развитие познавательных умений (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выполнять эксперимент, объяснять результаты опытов, работать по маршрутному листу, находить информацию в интернете);

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня наша работа будет выполнятся на рабочем листе.

2. Ориентировачно-мотивационный этап.

А сейчас обратите внимание на столах находятся формулы каких-то веществ. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить эти вещества на две группы, используя какой-то общий признак.

Работаем в группе.

Вопрос: На какие группы вы разделили вещества? Какой признак вы использовали?

Ответ: 1—группа простые вещества

2—группа сложные вещества

признак—количество атомов в молекуле

Почему вы отнесли данные вещества к сложным веществам/ к простым веществам (Определения)

Простые вещества разделите на две группы.

Вопрос: Какие это вещества по составу?

Ответ : металлы и неметаллы.

Тема урока. « Простые вещества металлы и неметаллы »

В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного Полюса. Много трудных месяцев передвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и канистры из олова с керосином – запасы на обратную дорогу. Однако главная беда поджидала Р. Скотта на обратном пути. На складах, которые они оставили, не осталось керосина, он весь вытек. В начале 1912 г. экспедиция полярного исследователя Роберта Скотта к Южному Полюсу погибла.

В чём же крылась причина исчезновения керосина? Почему тщательно подготовленная экспедиция закончилась трагически? Мы можем с вами ответить на данный вопрос?

Ответить на данный вопрос мы сумеем в конце нашего урока. Объясняя данную трагедию с точки зрения химии. Но для этого мы должны изучить ………. (цели урока)

Цель урока: изучить свойства металлов и неметаллов

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про металлы. Мы можем перечислить множество предметов, в состав которых они входят. Но что мы с вами знаем о металлах. На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Ионы некоторых металлов могут убивать бактерии и другие микроорганизмы.

Дверные ручки, сделанные из латуни, сплава меди и цинка могут самоочищаться.

На торжественных обедах императору и его почетным гостям по приказу Наполеона III подавалась посуда, изготовленная из алюминия.

Давайте посмотрим видео о металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ .

  • Изменились ли ваши убеждения?
  • Кто хочет поделиться? (спросить несколько человек)

На сегодняшний день ученые исследовали более 90 видов металлов. Но в древности их было известно только 7, и каждому из них соответствовала своя планета:

  1. Золото Au – Солнце;
  2. Серебро Ag – Луна;
  3. Медь Cu – Венера;
  4. Железо Fe – Марс;
  5. Олово Sn – Юпитер;
  6. Свинец Pl – Сатурн;
  7. Ртуть Hg – Меркурий.

Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

Но ведь чтобы начать изучение простых веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов.

Золото Au – 1 стол;

Серебро Ag – 2 стол;

Медь Cu – 3 стол;

Железо Fe – 4 стол;

Олово Sn – 5 стол;

Свинец Pl – 6 стол;

Ртуть Hg – 7 стол.

Выступление групп с места

Свойства вещества зависят от его строения. Вспомним вид химической связи и схемы образования данной связи.

Определите тип химической связи и запишите схему образования данной связи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА р.п. РОВНОЕ РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

Подготовила и провела

  1. Класс: 8
  2. Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллы
  3. Базовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.
  4. Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению состава и строения простых веществ металлов и неметаллов, изучению их физических и химических свойств с последующим закреплением полученных знаний в виде выполнения упражнений.
  5. Предполагаемые результаты обучения:

-личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-метапредметные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации(составление таблицы), использование различных источников для получения химической информации.

-предметные: определять простые вещества металлы и неметаллы;перечислять отличительные физические свойства металлов и неметаллов; составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов и неметаллов.

  1. УУД, формируемые (базовые) на уроке : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах, исследуя свойства металлов и неметаллов, описывать простые вещества с помощью химических формул и химических уравнений, составлять опорный конспект.
  2. Тип урока: изучение нового материала
  3. Формы работы учащихся: работа с учебником, работа в парах, работа с Интернет-ресурсом
  4. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное) :

Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, Интернет-ресурс

Структура и ход урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ ( название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность преподавателя ( функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д. )

Должны знать; должны уметь

Актуализация знаний учащихся

2. Моделирование. Химические формулы простых веществ

3.Образцы некоторых металлов и неметаллов

Беседа. Какие вещества называются простыми?

На какие группы делятся все простые вещества?

Как по внешнему виду отличить металл от неметалла? ( Демонстрация металлов и неметаллов). Какие физические свойства металлов вам известны?

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Основа опорного конспекта на слайде

Знакомит со строением и физическими свойствами металлов и неметаллов.

Демонстрация кристаллических решеток металлов и неметаллов

Вводит понятия веществ молекулярного и немолекулярного строения

Демонстрирует видеофрагменты о физических свойствах металлов и неметаллов

Химические свойства простых веществ. К какому типу относятся данные реакции?

Сравнивают физические свойства

металлов и неметаллов.

Составляют таблицу, используя полученные сведения из видеофрагментов и слайдов презентации.

Дополняют опорный конспект

Выполняют задание стр.81 в.2,3

Первичное закрепление материала

Дает задания разной уровни сложности из учебника. Дифференцированный подход. Индивидуальная помощь при составлении химических уравнений.

Работа в парах. Выполнение заданий стр.81, в. 4, 5 , 6

Объявляет критерии оценивания работы на уроке

Ученик работает на доске с выполненным заданием в.6 стр.81.

Остальные проверяют и подсчитывают число заработанных баллов

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Образцы некоторых металлов и неметаллов

Моделирование. Химические формулы простых веществ

  • Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
  • Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «металлы» и «неметаллы» посредством нестандартных заданий для самостоятельной работы.
  • Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету, «химического» стиля мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.
  • Воспитательные : способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
  • Метапредметные : обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
  • Предметные : создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.

Методы урока: частично-поисковый,частично-исследовательский, иллюстративный,эвристический; работа в паре и в группах,тестирование, работа с коллекциями,самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная,групповая,фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование : ПСХЭ,коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация урока, подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат MicrosoftPower Point-2007.

Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий – программы MicrosoftPowerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Урок позволяет создать ситуацию успеха,психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым.Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

1. Организационный момент.Вступительное слово учителя.
2. Актуализация темы.
3. Формулировка темы урока.
4. Целеполагание.
5. Изучение нового материала.
6. Заполнение таблицы
7. Первичная проверка понятия материала.
8. Физкультминутка.
9. Литературная разминка
10. Рефлексия.
11. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
12. Домашнее задание.

Основное содержание
Деятельность учителя

Приветствие учащихся ( Презентация , слайд 1)

2. Актуализация темы

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов.
1. Что такое вещество? На какие две группы делятся все вещества?

2. Какие виды химической связи наблюдаются в веществах

( Презентация , слайд 2)
3. Дайте характеристику металла как простого вещества, опираясь на знания из курса физики ( Презентация , слайд 3 – схема)

3. Формулировка темы урока

Знания о простых и сложных веществах подводит нас к формулировке темы урока. Но прежде чем записать ее в тетрадь прошу вас отгадать загадку. В одной удивительной и загадочной стране жили два народа. Жители большого народа обладали твердым, но пластичным характером, они были теплы в общении и носили блестящие одежды. А жители малого народа носили разные одежды, были холодные и хрупкие. Что это за два народа? Какова же тема урока? ( Презентация , слайд 4)

Формулируют тему урока: «Простые вещества – металлы и неметаллы».
Записывают тему урока в тетради.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока, будут следующие слова:
«Сами, трудясь. Вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте еще» Д.И.Менделеев( Презентация , слайд 5)
Я не случайно взяла эти слова. Сегодня вы многое будете делать самостоятельно, сами будете добывать знания. Предлагаю вам сформировать цели урока исходя из темы.
Цель урока: Познакомиться с понятием металлы и неметаллы, их физическими свойствами. Выявить отличие металлов от неметаллов ( Презентация , слайд 6)

Формулируют цель урока, исходя из темы: научиться отличать металлы от неметаллов.

5. Изучение новой темы

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, которому в этом году исполнилось 300 лет, определял металл как «твердое, непрозрачное, светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» ( Презентация , слайд 7)
Эти свойства относятся к металлам. А какие еще физические свойства характерны для металлов?
А что мы можем сказать о неметаллах? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Н.А.Морозова( Презентация , слайд 8).

Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть — родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Вам было дано опережающее задание, найти металлы, известные еще в древности и соответствующие им планеты. Назовите их? ( Презентация , слайд 9)

Какое вещество не относят к металлам? Почему?.

Опытным путем вы убедились, что свойства металлов отличаются от свойств остальных веществ. Все металлы обладают рядом общих физических свойств. Назовите их? ( Презентация , слайд 11).

Ребята коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов.

Учащиеся отвечают с места.

Работа в паре по карточкам – заполнение таблицы.
Я даю консультацию, если это необходимо.

Записывают общие свойства металлов в тетрадь

6. Первичное закрепление понятия материала

Сейчас вам предстоит решить первую контекстную задачу, а именно по описанию угадать, что это за вещество и является ли это вещество металлом или неметаллом ( Презентация , слайды 12, 13, 14, Приложение 3 )

Предлагаю вам разделиться на три группы и поработать с текстом. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать выданные картинки, а также привлекать ваш жизненный опыт. Для этого учащиеся первого ряда соберутся у первой парты, учащиеся второго ряда соберутся у второй парты, учащиеся третьего ряда соберутся у третьей парты. На обсуждение дается 2 мин., после чего каждая группа отчитается о проделанной работе.

Работа в группах с информационными текстами по описанию вещества

После обсуждения и коллективной работы, отчет каждой группы.

«Гимнастика дляглаз» Вращение глазами по часовой стрелке и обратно.

Делают упражнения для глаз.

8. Литературные ребусы

1. Корабли меня обходят.
Знает лоцман наизусть.
Если л на д заменят,
То металлом окажусь.

( Мель – медь . Презентация , слайд 15)

2. С «ка» – активный я металл,
С «ге» – я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в таблицу еще раз.

( Калий – галлий . Презентация , слайд 16)

3. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.

( Уран – буран . Презентация , слайд 17)

Учащиеся все вместе отгадывают ребусы.

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально. ( Приложение 2 )
После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания. ( Презентация , слайд 18) Поставьте оценку, согласно критерию: одно задание – два; два задания – три; три задания – четыре; четыре задания – пять. ( Презентация , слайд 19)

Индивидуальная работа по выполнению тестового задание.
Самопроверка и взаимопроверка теста.

10. Подведение итогов урока

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным. Почему одни химические элементы образуют простые вещества металлы, а другие не образуют?
Для этого нам надо знать еще и химические свойства металлов. А их мы изучим на следующих уроках.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового мы узнали о металлах?
  • Решили ли мы проблему отличия металлов от неметаллов?
  • К каким выводам пришли?

Ученик задает вопрос.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

11. Оценки за работу на уроке

Оценки выставляю за работу на уроке и за выполнение теста.

12. Домашнее задание

Параграф учебника , подготовить презентации о металлах на выбор: (железо, алюминий, медь, серебро, золото, свинец, олово, натрий, магний, ртуть) ( Презентация , слайд 20)

План - конспект урока для 8 класса "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Найдите выигрышный путь (где его составляет либо название металлов, или название неметаллов). Объясните, почему ваш путь выигрышный.

Сколько всего элементов в периодической системе Д.И. Менделеева?(109)

Сколько из них металлов, а сколько неметаллов?

Этап совершенствования знаний и умений

По каким свойствам можно разделить химические элементы? (по физическим свойствам)

Характеристика металлов и неметаллов

1. твердые вещества( кроме ртути)

1. твердые вещества (сера, фосфор - белый, красный, иод, алмаз, графит)

газообразные (кислород, озон, азот, водород, хлор, фтор, благородные газы)

2. имеют металлический блеск

2.Не имеют металлического блеска (кроме иода и графита)

3. Электро- и теплопроводны

3. Большинство не проводят электрический ток

( кроме кремния и графита)

4. ковкие, пластичные. тугоплавкие

4. в твердом состоянии - хрупкие

Обратите внимание на графу неметаллы и найдите в Периодической системе названия всех вышеперечисленных неметаллов. Что вы заметили? (что некоторых названий нет в периодической системе.)

На доске написаны новые понятия: Аллотропия, аллотропные модификации.

Аллотропия - это явление

Аллотропные модификации это способность химического элемента образовывать несколько простых веществ.

Укажите причины, по которым можно определить аллотропию.

различное число атомов в молекуле (О23)

Образование различных кристаллических форм (алмаз и графит)

В.Закрепление, тренировка, отработка умений.

1. Приведите примеры аллотропных модификаций, о которых не говорилось на уроке.

(олово, белое и серое, альфа и бета олово)

можно ли провести четкую границу между металлами и неметаллами? (нет). Что нам доказывает образование аллотропных модификаций.

IV. Закрепление

С. 54 учебника химии 8 класс О.С.Габриелян

Вопрос №2 Почему химические не верно поэтическое выражение: « В воздухе пахло грозой»?

(В воздухе пахло озоном)

Запишите схемы образования молекул: натрия, брома, кислорода, азота.

Какие типы химических связей характерны для металлов и неметаллов? (металлическая и ковалентная неполярная связь)

Какими свойствами руководствовались при таком делении? (физическими)

Аллотропные модификации -способность химических элементов образовывать несколько простых веществ

Какие типы химических связей характерны для простых веществ- металлическая, ковалентная неполярная связь

Домашнее задание

Творческое задание по желанию: составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов

Технологическая карта урока химии на тему "Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы" (8 класс)

ВЕЩЕСТВАУчитель химии МБОУ «СОЩ №1» г. Красноперекопска Салидинова Замира А.

хлор
Этот газ с резким специфическим запахом, тяжелее воздуха,
при испарении стелется над землей в виде тумана, может проникать в нижние этажи и подвалы зданий.
Пары сильно раздражают органы дыхания,
глаза, кожу.
При вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход

Поваренная сольОна жизненно необходима для жизнедеятельности человека, равно.

Поваренная соль
Она жизненно необходима для жизнедеятельности человека, равно как всех прочих живых существ

материалы

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОСКак не запутаться в многообразии веществ?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как не запутаться
в многообразии веществ?

Классификация веществВеществаПростые состоят из атомов одного химического эле.

Классификация веществ
Вещества
Простые
состоят из атомов одного химического элемента
Сложные
состоят из атомов разных химических элементов

Металлы 1. Немолекулярное строение , 2. Твердые вещества (искл. Hg), 3. Цвет.

1. Немолекулярное строение ,
2. Твердые вещества (искл. Hg),
3. Цвет – от серебристо-белого до темно-серого,
4. Непрозрачны,
5. Характерен металлический блеск,
6. Пластичны , наиболее - Au, Ag, Cu, Al,
7. Твердость различна: мягкие – натрий, золото, твердые – хром, титан,
8. Температуры плавления изменяются в широком интервале.

1. Молекулярное и немолекулярное строение,
2. Агрегатное состояние различно,
3. Цвет разнообразный. Сера – желтая, бром – красно-коричневый,
4. Прозрачные и непрозрачные,
5. Металлический блеск нехарактерен,
6. Диэлектрики (искл. – графит, кремний),
7. Хрупкие,
8. Температуры плавления изменяются в широком интервале.

Вопросы для закрепления: На какие группы делятся вещества по составу? Каки.

Вопросы для закрепления:

На какие группы делятся вещества по
составу?
Какие вещества называются простыми?
Какие вещества называются сложными?
На какие группы делятся простые вещества?
Какими физическими свойствами обладают металлы?
Какие свойства характерны для неметаллов?
Чем отличаются химические соединения от смесей?

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» О.М.


«Можно не любить химию,
но прожить без неё сегодня и завтра нельзя»

О.М. Нефёдов
(российский химик, академик РАН)

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.doc

Технологическая карта урока

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы

сформировать понятие о простых и сложных веществах; познакомить с делением простых веществ на металлы и неметаллы, научить определять металлы и неметаллы по расположению в Периодической системе; научить различать понятия: «простое вещество» и «химический элемент», «сложное вещество» и «смесь»;

проверить знания символов и названий химических элементов; научить записывать формулы простых и сложных веществ; способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание интереса к обучению, формирование межличностных отношений.

Образовательные: раскрыть понятия «простое вещество» и «сложное вещество»; сформировать представление о простых веществах – металлах и неметаллах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать умение работать в парах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные УУД: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов .

Познавательные УУД: умение находить и использовать в тексте нужную информацию, умение преобразовывать информацию, строить логичное рассуждение, анализировать и обобщать изученную информацию.

Знать: химические понятия «простое вещество», «сложное вещество», «металлы», «неметаллы», «смеси», «химические соединения».

Уметь: классифицировать вещества по составу (простые и сложные).

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

простое вещество, сложное вещество, металл, неметалл.

биология, ОБЖ, информатика, литература

Вещества: цинк в гранулах, алюминий в гранулах, сера, поваренная соль, сахар, аммиачная селитра.

Ф- фронтальная, И – индивидуальная, П – парная

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организаци-онный

Личностные УУД: самооценка и готовность к уроку.

Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Читайте также: