Металлы побочных подгрупп контрольная работа

Обновлено: 02.05.2024

На выполнения контрольной работы по химии дается 40 минут. Работа состоит из 20 заданий. К заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. На 2 , 5, 18, 19 и 20 задание необходимо дать самостоятельный ответ. Для определения легких и тяжелых металлов необходимо использовать справочник.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполнения задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Контрольная работа по теме «Металлы» Вариант1

1. Самым распространенным металлом в земной коре является:

а) натрий; б) алюминий; в) золото; г) кальций.

2.Из приведенного перечня металлов: Na, Cd ,Ca ,Co, Mn, L,i, Au ,Zn, Mg, Cu, Os

к легким относятся:

к тяжелым относятся:

3. Получение металлов из руд при высоких температурах называется:

а) электрометаллургия б) пирометаллургия в) гидрометаллургия г) карботермия

4. В электротехнике для производства ламп накаливания используют металлическую нить:

а) Al б) Ca в) Mo г) W

5. При сгорания натрия в кислороде образуется вещество состава … , а при сгорании железа в кислороде образуется …

6. Сколько молей оксида алюминия образуется из одного моля алюминия по реакции:

а) 0.5 б) 2 в) 3 г) 4

7. Сплав никеля и хрома , обладающий большой жаропрочностью называется:

а) латунь б) дюралюминий в) бронза г) нихром

8. Верны ли следующие суждения о металлах: А) В периоде с увеличением заряда ядра металлические свойства ослабевают; Б) Все металлы при комнатной температуре являются твердыми.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения не верны.

9) Медну пластинку внесли в нагретую до температуры красного каления печь. Какой из графиков отражает изменение массы пластинки при окисления меди до оксида меди

10. Какой из перечисленных металлов способен вытеснять водород из воды при комнатной температуре:

а) медь б) железо в) натрий в) серебро

11. При растворения натрия в воде образуется раствор:

а) пероксид натрия б) оксида натрия в) гидроксида натрия г) гидрида натрия

12. Тип связи, существующий в кристаллах металлов:

1) Ионная 2) Ковалентная полярная 3) Ковалентная неполярная 4) Металлическая

13. Соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Cu б) Fe в) Al г) Zn

14. С водой не взаимодействует:

а) Сa б) Ni в) Fe г) Na

15. Между какими из попарно взятых веществ, формулы которых даны ниже (электролит берется в виде водного раствора), произойдет химическая реакция:

а) Au и AgNO3 б) Zn и MgCl2 в) Pb и ZnSO4 г) Fe и CuCl2

16. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции меди с концентрированной серной кислотой равна:

а) 7; б) 6; в) 5; г) 4

17. Качественным реактивом на катион кальция Ca2+ является:

а) нитрат-ион б) карбонат-ион в) сульфат-ион г) хлорид-ион

Задания с открытым ответом

18. Осуществите превращения:Na→Na2O2 →Na2O→NaOH→Na3PO4→NaNO3.. Укажите типы реакции.

5 реакцию напишите в сокращенно-ионном виде.

19. Вычислите массу хлорида алюминия, образующегося при взаимодействии 5.4 г алюминия с соляной кислотой, если выход продукта реакции от теоретически возможного составляет 80%?

20. Щелочной металл массой 1,56г помещен в избыток газообразного хлора. Полученное твердое вещество растворили в воде и добавили раствор нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 5.74г. Какой металл был взят для реакции?

Химия 10 класс 15.03.16

Контрольная работа по химии на тему: «Металлы»

Инструкция по выполнению работы

На выполнения контрольной работы по химии дается 40 минут. Работа состоит из 20 заданий. К заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. На второе и пятое задание необходимо дать самостоятельный ответ. Для определения легких и тяжелых металлов необходимо использовать справочник.

Контрольная работа по теме «Металлы» Вариант 2

1. Самый активный металл первой группы главной подгруппы :

а) цезий б) рубидий в) калий г) натрий

2. Назовите металлы:

а) самый тяжелый… г) самый легкий…

б) самый твердый … д) самый легкоплавкий…

в) самый тугоплавкий… е) самый мягкий…

3. Каким методом в металлургии получают щелочные металлы:

а) пирометаллургией; в) электрометаллургией;

б) гидрометаллургией; г) микробиологическим

4. В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность б) ковкость в) пластичность г) электропроводность

5. При окисления лития в атмосфере воздуха преимущественно образуется вещество состава … , а при сгорании натрия в кислороде образуется …

6. Сколько молей оксида железа (III) образуется из одного моля железа по реакции

7. Какие металлы входят в состав бронзы:

а) медь и свинец; б) медь и олово в) медь и железо; г) медь и ртуть.

8. Верны ли следующие суждения о железе:

А) Простое вещество железо, является только восстановителем; Б) В своих соединениях железо проявляет постоянную степень окисления +2.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения не верны

9. Кусочек кальция внесли в стакан с водой. Какой из графиков отражает изменение массы полученного раствора при взаимодействии кальция с водой :

10. Какой металл не вытесняет водород из разбавленной кислоты:

a) магний б) алюминий в) натрий г) ртуть

11. При взаимодействии калия с разбавленной соляной кислотой преимущественно образуется

а) хлорид калия б) гидроксид калия в) пероксид калия г) оксид калия

12. Металлическая связь имеется в соединении

а) FеО б) FеС13 в) Fе г) Fе(ОН)3

13. С азотной концентрированной кислотой не взаимодействует:

а) медь б) цинк в) кальций г) алюминий.

14. При взаимодействии какого металла с водой образуется щелочь:

а) магний б) алюминий в) медь г) литий

а) Ag и KNO3 б) Zn и CuCl2 в) Pb и FeSO4 г) Fe и MgCl2

16. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции меди с концентрированной азотной кислотой равна:

а) 7 б) 8 в) 9 г) 10

17. Качественным реактивом на катион бария Ba2+ является:

18. Осуществите превращения:Fe→FeSO4→Fe(OH)2→FeO→Fe→FeCl3

Укажите типы реакции, 6 реакцию рассмотрите с точки зрения ОВР

19. При взаимодействии 5,4 г Al с соляной кислотой было получено 6,4 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

20. Щелочноземельный металл массой 8г поместили в избыток газообразного хлора. Полученное твердое вещество растворили в воде и добавили раствор нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 57.4г. Какой металл был взят для реакции?

Инструкция по проверке и оценке контрольной работы по химии

За правильный ответ на каждое задание части ставится 1 балл.

Легкие:Al. Mg. Na. Ca. Li, остальные-тяжелые

Os Cr W Li Hg Cs

27 – 32 балла, оценка «5»

18 – 26 баллов, оценка «4»

9 – 17 баллов, оценка «3»

0 – 8 баллов, оценка «2»

За каждое правильное задание №№1-17 – по 1 баллу.

18 задание – 8 баллов – по 1 за каждое молекулярное уравнение и 1 балл за полное и сокращенное ионные уравнения и ОВР, 1 б за определение типов реакции

19 задание-3 балла-

1 балл за составленное уравнение реакции или схему превращения с учетом молей участвующих веществ

1 балл – за расчет массы и количества вещества чистого вещества

1 балл – за расчет по химическому уравнению

20 задание – 4 балла –

2 балла за составленные уравнения реакции с указанием коэффициентов

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Контрольная работа по химии на тему: "МЕталлы побочных подгрупп" 10 класс

Желаю успеха!

8. Верны ли следующие суждения о металлах : А) В периоде с увеличением заряда ядра металлические свойства ослабевают; Б) Все металлы при комнатной температуре являются твердыми.

а) Au и AgNO 3 б) Zn и MgCl 2 в) Pb и ZnSO 4 г) Fe и CuCl 2

17. Качественным реактивом на катион кальция Ca 2+ является:

Задания с открытым ответом

18. Осуществите превращения:Na→Na 2 O 2 →Na 2 O→NaOH→Na 3 PO 4 →NaNO 3.. Укажите типы реакции.

Химия 10 класс 15.03.16

Контрольная работа по химии на тему: «Металлы»

Инструкция по выполнению работы

а) FеО б) FеС1 3 в) Fе г) Fе(ОН) 3

а) Ag и KNO 3 б) Zn и CuCl 2 в) Pb и FeSO 4 г) Fe и MgCl 2

17. Качественным реактивом на катион бария Ba 2+ является:

18. Осуществите превращения:Fe→FeSO 4 →Fe(OH) 2 →FeO→Fe→FeCl 3

Учебно-методическое пособие

Знать: особенности строения атомов металлов побочных подгрупп; химические свойства железа, хрома, цинка и их соединений; влияние степеней окисления элементов на кислотно-основные свойства их соединений.
Уметь: давать общую характеристику металлов побочных подгрупп по положению элементов в периодической системе и строению атомов; подтверждать уравнениями реакций восстановительные свойства металлов; описывать состав, характер и свойства их оксидов и гидроксидов в свете учения об ионных реакциях и окислительно-восстановительных процессах; раскрывать значение железа и его сплавов в жизни человека.
Основные понятия: природные соединения железа, цинка, меди, серебра; сильные и слабые окислители; коррозионная стойкость Fe, Zn, Cu, Ag, Au; амфотерность гидроксидов железа(III) и цинка; качественные реакции на ионы металлов Fe 2+ , Fe 3+ , Cu 2+ , Zn 2+ , Ag + .

Контрольные вопросы

1. Каково строение атома железа? Каковы степени окисления железа в соединениях? Приведите примеры.
2. Назовите формулы природных соединений железа.
3. Каковы физические свойства железа?
4. Какова активность железа в химических реакциях?
5. Как можно окислить железо?
6. Какова степень окисления железа в железной окалине Fe3O4?
7. Как горячая вода разрушает железо? Напишите уравнение реакции.
8. В чем различие реакций железа с хлором и с соляной кислотой? Составьте уравнения реакций.
9. В чем различие действия на железо сильных и слабых окислителей? Приведите уравнения реакций.
10. Как реагирует железо с серной и азотной кислотами?
11. Какие металлы могут быть вытеснены железом из растворов их солей?
12. Каково биологическое значение железа?
13. От чего зависит коррозионная стойкость железа?
14. Какие оксиды железа известны? Чему равны степени окисления элемента в них?
15. Как можно получить FеО? Как доказать его основный характер?
16. Как можно получить Fe2О3? Как доказать его амфотерность?
17. Какие гидроксиды образует железо? Каков их химический характер?
18. Почему гидроксид железа(II) буреет на воздухе? Напишите уравнение реакции.
19. Как можно получить гидроксиды железа в лаборатории? Напишите уравнения реакций.
20. Как ведут себя гидроксиды железа при нагревании? Составьте уравнения реакций.
21. Какой из гидроксидов железа амфотерен? Как он взаимодействует с щелочами?
22. Как окрашены растворы солей железа и от чего зависит их окраска?
23. Как распознать соли двухвалентного железа? Приведите уравнения реакций.
24. Как распознать соли трехвалентного железа? Приведите уравнения реакций.
25. Какое применение находит железо?
26. Опишите строение атома цинка, укажите его возможные степени окисления в соединениях.
27. Как можно получить цинк из его сульфида и карбоната? Приведите уравнения реакций.
28. Опишите физические свойства цинка.
29. Приведите уравнения реакций, описывающие химические свойства цинка.
30. Как цинк взаимодействует с щелочами и их растворами? Приведите уравнения реакций.
31. Приведите уравнения реакций, описывающие химические свойства оксида цинка.
32. Приведите уравнения реакций, описывающие химические свойства гидроксида цинка.
33. Каково применение цинка и его соединений?
34. Каково строение атома меди? Укажите возможные степени окисления меди в соединениях.
35. Опишите важнейшие природные соединения меди.
36. Как можно получить медь из ее оксида, сульфида, карбоната? Составьте уравнения соответствующих реакций.
37. Опишите физические свойства меди.
38. Как медь взаимодействует с неметаллами? Приведите уравнения реакций.
39. Приведите уравнение реакции меди с концентрированной серной кислотой.
40. Как медь реагирует с азотной кислотой? Приведите уравнения реакций.
41. Какие оксиды образует медь? Каков их внешний вид?
42. Какие гидроксиды образует медь? Как они выглядят при получении?
43. Что происходит с гидроксидами меди при нагревании? Приведите уравнения реакций.
44. Каков химический характер гидроксида меди(II)? Подтвердите свое предположение уравнением реакции.
45. Как распознать растворы солей меди?
46. Каково применение меди и ее соединений?
47. Какова формула медного купороса? Как он ведет себя при нагревании?
48. Каково положение меди в ряду напряжений металлов? Как это проявляется в ее химических свойствах?
49. Каково строение атома серебра? Укажите его возможные степени окисления.
50. В каком виде серебро встречается в природе?
51. Каковы физические свойства серебра?
52. Каково положение серебра в ряду активности металлов? Как это проявляется в его химических свойствах?
53. Как серебро реагирует с серной и азотной кислотами? Приведите соответствующие уравнения реакций.
54. Что вы знаете об оксиде и гидроксиде серебра?
55. Где применяется серебро и его соединения?
56. В каком виде в природе встречается золото и почему?
57. Каковы физические свойства золота?
58. Каковы химические свойства золота?
59. Какие кислоты способны растворять золото, взаимодействуя с ним?
60. Где применяется золото и на каких свойствах основано его применение?

9.1. Свойства некоторых соединений металлов
побочных подгрупп

Хром устойчив к воздуху и воде, при нагревании растворяется в разбавленных кислотах:

Цвет раствора соли двухвалентного хрома – голубой. Соединения двухвалентного хрома очень неустойчивы:

Соли хрома(III) окрашены в зеленовато-фиолетовый цвет.
Оксид хрома(III) Сr2О3 – твердое вещество зеленого цвета, тугоплавкий.
Соединения хрома(III) по многим свойствам напоминают соединения алюминия.
Гидроксид хрома(III) образуется в виде студенистого остатка серо-синего цвета:

При растворении Сr(ОН)3 в щелочах образуются хромиты, имеющие зеленую окраску:

Оксид хрома(VI) СrО3 – твердое кристаллическое вещество темно-красного цвета, неустойчив и ядовит, сильный окислитель:

Кислоты Н2СrO4 и Н2Сr2O7 существуют только в растворе, где устанавливается равновесие между ними:

Соединения шестивалентного хрома – окислители, особенно в кислой среде. Протекание окислительно-восстановительных реакций с участием солей хромовых кислот хорошо наблюдается по изменению окраски растворов от оранжевой до зеленовато-фиолетовой:

9.2. Решение задач по теме
«Металлы побочных подгрупп»

Задача 1. Для определения содержания серебра в сплаве его в количестве 0,5 г растворили в азотной кислоте. Раствор обработали соляной кислотой. Выпавший осадок промыли, высушили и взвесили. Масса его оказалась равной 0,398 г. Найти содержание серебра в сплаве.

Решение

При действии азотной кислоты серебро переходит в раствор в виде ионов Аg + , а после обработки полученного раствора соляной кислотой выпадает осадок AgCl, его масса 0,398 г.
Воспользуемся значениями молярных масс хлорида серебра и металлического серебра:

чтобы составить запись:

Рассчитаем массовую долю серебра в сплаве:

(Ag) = m(Ag)/m(сплава), (Ag) = 0,299/0,5 = 0,6, или 60%.

Задача 2. Сколько металлической меди растворилось в 500 мл 92,1%-й серной кислоты (плотность равна 1,83 г/мл), если конечная концентрация кислоты 91,6% (выделившуюся в реакции воду не учитывать).

Находим массу кислоты, содержащейся в растворе:

Находим массу воды в растворе:

m2O) = 500•1,83 – 842,7 = 915 – 842,7 = 72,3 г.

Массовая доля воды в растворе после реакции составляет 8,4% (т. к. 91,6% – Н2SO4).
Находим содержание Н2SO4 в растворе после реакции:

Значит, в реакцию вступило 842,7 – 788,4 = 54,3 г серной кислоты.
Составим уравнение реакции:

Найдем массу растворившейся меди:

m(Cu) = 64•54,3/196 = 17,7 г.

Задания для самоконтроля

1. Запишите уравнения реакций, соответствующих следующим превращениям:

2. Как можно распознать в растворе:

а) сульфаты железа(III), меди(II) и цинка;
б) хлориды железа(II) и железа(III)?

3. Определите коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

4. Определите минимальный объем раствора с массовой долей азотной кислоты 80% и плотностью 1,45 г/мл, который потребуется для растворения серебра, полученного при взаимодействии 11,2 г железа с раствором, содержащим 51 г нитрата серебра.

5. Достаточно ли 29 мл раствора соляной кислоты, содержащего 0,146 массовых частей HCl (плотность 1,07 г/см 3 ), для растворения стальной детали массой 3,36 г?

6. Какой объем раствора соляной кислоты (концентрация 0,25 моль/л) потребуется для растворения 7,2 г смеси порошков железа и оксида железа(III), если массовая доля оксида железа равна 22,2%?

7. Образец оксида железа массой 32 г восстановили до металла оксидом углерода(II). Определите формулу оксида железа, если объем СО, вступившего в реакцию, составил при нормальных условиях 13,44 л.

10. Металлургия

Знать: основные способы получения металлов; сущность доменного производства чугуна; химизм производства стали; особенности промышленного получения алюминия; научные принципы металлургических производств.
Уметь: составлять уравнения реакций, отражающих различные способы промышленного получения металлов; сравнивать различные способы производства стали; раскрывать проблемы безотходных производств и охраны окружающей среды.
Основные понятия: металлургия, руда, пустая порода, пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия, металлотермия, алюмотермия, флюсы, раскислители, передельный чугун, доменная печь, кислородный конвертор, легированные стали, закалка и отпуск стали.

1. Известно, что металлы нашли широкое применение в электротехнике. Какое свойство металлов используется в этом случае?
2. Приведите примеры применения металлов в быту и на производстве.
3. Железо является основным конструкционным металлом. Как вы это понимаете? Как железо используют в качестве конструкционного материала?
4. Что такое металлургия?
5. В чем отличие черной металлургии от цветной?
6. Какие руды вам известны?
7. Как улучшают состав и свойства руды? Что называют дроблением, размолом, флотацией, брикетированием, агломерацией, пустой породой?
8. Какие металлы в цветной металлургии относят к легким, тяжелым, благородным?
9. Какие вещества используют в металлургии в роли восстановителей?
10. Что называют пирометаллургией, металлотермией, гидрометаллургией, электрометаллургией, алюмотермией?
11. Дайте определение понятиям «рафинирование», «закалка».
12. Какие виды механической обработки металлов вам известны? Что называют прокаткой, прессованием, ковкой, волочением, штамповкой?
13. Что такое чугун и передельный чугун? Какие примеси содержатся в чугуне?
14. Назовите основные руды, используемые в производстве чугуна. Какие формулы им соответствуют?
15. Что называют флюсом, коксом, раскислителем, шихтой?
16. Как устроена доменная печь? Сделайте рисунок доменной печи.
17. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе производства чугуна.
18. Назовите основные области применения чугуна.
19. Почему нельзя загружать в доменную печь сильно измельченные плавильные материалы?
20. Какова роль шлака в доменном процессе? Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций.
21. Почему доменная печь должна работать в непрерывном режиме?
22. Опишите основные отличия стали от чугуна (состав и свойства).
23. Как чугун превращают в сталь? Какие способы получения стали вам известны?
24. Что такое легирование и отпуск стали?
25. Что называют квасцами? Приведите формулу алюмокалиевых квасцов.
26. Назовите алюмосодержащие руды.
27. Опишите превращение боксита в глинозем. Приведите соответствующее уравнение химической реакции.
28. Опишите промышленный процесс превращения глинозема в алюминий.
29. Какие сплавы алюминия вам известны?
30. Назовите основные области применения алюминия.

10.1. Решение задач по теме
«Металлургия»

Задача 1. Для легирования стали требуется внести в расплав титан с массовой долей 0,12%. Какую массу сплава ферротитана надо добавить к расплаву стали массой 500 кг, если массовые доли металлов в ферротитане составляют: титана – 30%, железа – 70%?

Пусть m(ферротитана) – х кг, тогда

Находим массу стали после добавления ферротитана в сплав:

Массовая доля титана в полученном сплаве составит:

Задача 2. Барий получают алюмотермическим восстановлением оксида бария. Какая масса бария будет получена при взаимодействии оксидного концентрата массой 600 г (массовая доля BaO 91,8%) с техническим алюминием массой 100 г (массовая доля алюминия 98,55%)?

Запишем уравнение реакции:

Найдем массу и количество вещества оксида бария, взятого для реакции:

m(ВаО) = 600•0,918 = 550,8 г, (ВаО) = 550,8/153 = 3,6 моль.

Найдем массу и количество вещества алюминия, взятого для реакции:

m(Аl) = 100•0,9855 = 98,55 г, (Аl) = 98,55/27 = 3,65 моль.

По уравнению реакции определяем, какое из веществ взято в избытке:

Расчет ведем по BаО:

(Ва) = (ВаО) = 3,6 моль, m(Ва) = 3,6•137 = 493,2 г.

1. Составьте уравнения реакций промышленных способов получения металлов:

а) цинка из сульфида цинка;
б) калия из хлорида калия;
в) железа из оксида железа(III);
г) никеля из сульфата никеля.

2. Действием оксида углерода(II) восстановили 9,95 г оксида металла(II) и получили 7,82 г чистого металла. Какой оксид металла был взят? Какой объем оксида углерода(II) (н. у.) прореагировал в этой реакции?

Ответ. NiO; 2,97 л СО.

3. Определите массу технического алюминия (массовая доля алюминия 98,4%), который потребуется для алюминотермического получения ванадия массой 15,3 кг из оксида ванадия(V).

4. Образец сплава железа с углеродом массой 7,27 г растворили в серной кислоте, при этом выделился водород объемом 2,8 л (н. у.). Определите массовую долю углерода в сплаве. Какой сплав железа был взят?

5. Определите массу свинца, который можно получить из каждого килограмма руды, содержащей 0,717 массовой доли PbS, если в процессе получения теряется 1% металла.

Контрольно-измерительные материалы для темы "Металлы главных и побочных подгрупп". 9-й класс

Евгений Николаевич Ильин, автор оригинальной концепции преподавания на основе педагогического общения, утверждал, что «учитель должен знать, чему научил, учащийся – чему научился». Несомненно, контроль знаний и умений школьников, его успешная организация – необходимый элемент учебного процесса.

Чтобы вовремя выявить и ликвидировать пробелы в обучении, побудить ученика работать систематически, а не время от времени, правильно скорректировать содержание и методы обучения, необходимо организовать проверку знаний на всех этапах овладения новыми знаниями.

На мой взгляд, хорошие результаты дают такие формы работы с учащимися, которые предполагают использование элементов проблемно-поискового подхода. Для изложения нового материала предлагается использовать стратегию «продвинутой лекции» - изучение материала с остановками. Для этого содержание темы разбивается на смысловые части, каждая часть обсуждается по разработанному плану. По ходу изучения материала учащиеся продолжают отрабатывать навыки работы с опорными конспектами, технологическими картами, использовать опорные слова, отличать в содержании главное от второстепенного, анализировать и критически осмысливать новый материал.

  1. Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп.
  2. Щелочные металлы и их соединения.
  3. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды.
  4. Алюминий.
  5. Металлы, принадлежащие к d-элементам. Железо. Важнейшие соединения железа.
  6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Практическая работа №6
  7. Повторение и обобщение материала по теме «Металлы»
  8. Решение задач. Семинар.
  9. Контрольная работа 3

Общие свойства металлов. Металлы главных и побочных подгрупп.

Вашему вниманию предлагаются контрольно-измерительные материалы для организации контроля при изучении металлов главных подгрупп.

Урок 1. Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп.

Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.

Задачей первого урока является актуализация опорных знаний и активизация познавательной активности учащихся. В начале изучения темы предлагаю школьникам работу по опорному конспекту, цель которой – общей характеристики металлов главных подгрупп.

Работа с опорным конспектом «Характеристика химического элемента» (Приложение 1). Контроль знаний и умений учащихся можно осуществить в форме кратковременной самостоятельной работы с последующим ее обсуждением. При проведении такой самостоятельной работы детям задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать краткие ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы, проблемные вопросы или тестовые задания. Итогом последующего обсуждения заданий должно быть составление Опорной схемы по теме «Металлы» (Приложение 2).

Примерное задание для самостоятельной работы: см Приложение 4.

Вопросы для обсуждения:

Когда-то человечество пережило каменный век. Потом наступил век бронзовый, а затем – железный, вернее, металлический. Люди уже несколько тысяч лет живут в металлической цивилизации.

  1. А что такое металлы?
  2. Каковы главные черты строения и свойств металлов?
  3. Много лет назад алхимики считали, что лишь золото – полноценный металл, остальные металлы – ошибка природы. Так ли это?

(Работа с опорным конспектом (Приложение 1).

Ответы на вопросы для обсуждения:

Металлы – это химические элементы, атомы которых имеют 1-2 электронов на внешнем энергетическом уровне, большой радиус, малую электроотрицательность.

Урок 3. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды.

Старайся дать уму как можно больше пищи.
(Л.Толстой)

Основная цель данного урока – знакомство с обширной группой химических соединений кальция и магния, их свойствами. Особое внимание стоит уделить применению соединений щелочноземельных металлов и их значению в жизни человека. Достижению этих целей в наибольшей мере способствует применение творческих заданий. Творческие задания могут быть разными по сложности и выполняют разные функции. Так, например, творческие задания, используемые на этом уроке, позволяют ученикам повысить эрудицию, активизировать познавательную активность. Учащиеся работают с технологической картой (Приложение 3).

  1. О соединениях какого металла пойдет сегодня речь?

Чуть больше 200 лет назад во втором кругосветном путешествии Джеймса Кука сопровождал немецкий естествоиспытатель Иоганн Рейнгольд Форстер, воображение которого поразила изумительная картина коралловых островов Тихого океана. Но дело было не только в красоте рифов и лагун. Форстер первым осмыслил и оценил ту грандиозную созидательную деятельность живых организмов, благодаря которой возникают известковые массивы.

В течение невообразимо долгих геологических эпох происходило накопление скелетов, панцирей и раковин отмирающих организмов.

И вот – целые горы! Такие, как, скажем в Англии. Древнее название этой страны – Альбион происходит от латинского «альба» - белый. Когда римские завоеватели, под предводительством Цезаря, подплывали к британским берегам, первое, что они увидели, были меловые скалы Дувра…

В древнем Египте плотные известняки служили материалом для постройки жилищ и храмов. Известная пирамида Хеопса, весящая около 5 млн. т, сложена из 2 млн. брусков известняка. Из него строили Великую китайскую стену.

По какой причине появились эти географические названия: «Москва белокаменная», «Белгород», «Белогорье»?

Из известняка построены многие здания Крыма, Кавказа, в Центральном и в Центрально-Черноземном регионах. Не кажется ли вам знакомым пейзаж на слайде? Это меловые горы вблизи Белгорода. Такие горы мы можем видеть повсюду на Белгородчине.

История Белгородчины уходит истоками в седую древность. Многим известно, что в XVII веке по территории области простиралась знаменитая Белгородская черта, защищавшая южные рубежи страны от нападений татар.

Соединения какого химического элемента так поразили людей прошлых столетий, что были увековечены в географических названиях? (Кальций).

  1. Давно ли люди знакомы с кальцием? (Кальций – активный металл, получают его электролизом расплавов солей, поэтому открыт был сравнительно поздно, в 19 веке).
  2. А с его соединениями? Какие соединения кальция вам известны? (Мел, мрамор, жемчуг, известняк, гипс и др.)
  3. В Англии очень популярны самоподогревающиеся консервы. Как вы думаете, на чем основан принцип их работы? (При прокалывании банки оксид кальция соединяется с водой и выделяется достаточно тепла, чтобы разогреть банку консервов).
  4. «Тогдашняя весна застала меня в Красноводске… Пахнущий нефтью и гашеной известью город встретил меня не так радушно, как мне хотелось бы…» (Максимов В. Карантин: Роман, М.: 1991).Вопрос. Приведите формулу гашеной извести. Имеет ли она запах? Какой «известью» могло пахнуть в городе, в котором был введен противохолерный карантин? (Са(ОН)2, запаха это вещество не имеет. В городе могло пахнуть хлорной известью).
  5. В организме человека массой 70кг содержится 1кг 700г кальция. У человека кальций участвует в процессах свертывания крови, входит в состав зубов, костей, тканей и органов. Зачем Наталья Гончарова всю жизнь пила раствор толченой скорлупы яиц? (В 19 веке таким способом боролись с проблемой хрупкости костей, связанной с недостатком кальция в организме).
  6. Что происходит с зубами под действием органических кислот. (Под действием любых кислот происходит разрушение эмали зубов).
  7. Почему в настоящее время не используют для чистки зубов природный мел? (Мел – абразивное средство, с его помощью невозможно чистить зубы бережно, он царапает эмаль).
  8. Почему наши бабушки для стирки использовали воду, пропущенную через золу? (Тогда не было мыла, а зола, содержащая карбонат калия, при гидролизе создает сильно щелочную среду).

Тестовая проверка может осуществляться практически на каждом уроке химии. В учебном процессе такая проверка выполняет разные функции. С ее помощью учитель узнает, насколько хорошо усвоен материал данного урока или темы, готовит детей к работе над новым материалом, углубляет полученные знания. Тестовая тематическая проверка на данном уроке проводится после работы над материалом темы по технологической карте и после выполнения лабораторной работы.

Проверочные тесты к уроку: «Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы её устранения»

1. На внешнем энергетическом уровне в атоме кальция число электронов:

2. Степень окисления кальция в соединениях равна:

3. Жженая известь – это:

4. Химические свойства какого вещества использовали при изготовлении саморазогревающихся консервов?

5. Наличие каких ионов обуславливают карбонатную жесткость воды?

Ответы:

1 2 3 4 5
б б а а б

Урок 7. Повторение и обобщение материала по теме «Металлы главных подгрупп»

Задания для письменной самостоятельной работы к уроку см. Приложение 5.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Положение в ПСХЭ. Электронное строение атомов

Находясь только в больших периодах (IV, V, VI), d-элементы образуют «вставные декады» (по 10 элементов) между s- и р- элементами, поэтому имеют общее название - переходные элементы.

Кроме этих 30 d-элементов, имеющих стабильные изотопы, искусственно синтезированы несколько радиоактивных d- элементов, занимающих свои места внезавершенном VII периоде.

В атомах d-элементов содержится от 1 до 10 электронов на d-подуровне предвнешнего электронного слоя и 2 (или 1 в случае проскока е-) электрона на s-подуровне внешнего электронного слоя. Общая формула электронной конфигурации валентных подуровней в атомах d -элементов.


Сравнение d -металлов с щел. Me и щел.-зем. Me

В каждом большом периоде d-элементы располагаются после двух s-элементов, которые являются щелочным и щелочноземельным металлами:

Радиусы атомов уменьшаются

Заряды ядер атомов увеличиваются

Поэтому d-металлы являются менее активными, чем щелочные и щелочноземельные металлы.

Возможные валентности и степени окисления

Вотличие от щелочных и щелочноземельных Me, большинство d-металлов имеют переменную валентность и переменную степень окисления. Это объясняется тем, что валентными в атомах d-элементовявляются не только s-электроны внешнего слоя, но и все или некоторые d -электроны предвнешнего слоя.

Положение в ПСЭ. Электронное строение атомов

Для d-металлов III - VII групп высшая Ви высшая С.О. равны номеру группы, т. е. суммарному числу е - на (n -1)d и ns-подуровнях; например у d -элементов четвертого периода:

Высшая степень окисления

Для d-металлов VIII группы высшая В и высшая с о., как правило, меньше суммарного числа е - на (n - 1)d и ns -подуровнях;

d-Металлы II группы, атомы которых имеют завершенную структуру d-подуровня (n -1)d10, проявляют в своих соединениях постоянную В = II и постоянную с.о. = +2.

Наиболее характерными валентностями и степенями окисления для d-металлов I группы являются: Сu - II и +2; Ag - I и +1; Au - III и +3.

Способность к комплексообразованию

Важной особенностью атомов d-металлов является наличие свободных орбиталей (на (n - 1)d -, ns - образованию и nр-подуровнях), что позволяет им образовывать донорно-акцепторные (координационные) связи с различными донорами неподеленных электронных пар (молекулы NH3, Н2O, ионы ОН - , CN - и др.).

Вследствие этого d-металлы образуют многочисленные и разнообразные комплексные соединения; например:

В свободном состоянии d -металлы (как и вообще все металлы) являются восстановителями. Восстановительная активность различных d - металлов изменяется в широких пределах: среди них есть металлы средней активности, находящиеся в ряду напряжений до водорода (Fe, Cr , Zn , Mn и др.); малоактивные металлы (Сu, Нg и др.) и благородные металлы (Au , Pt и др.), располагающиеся в ряду напряжений после водорода.

Окислительно-восстановительные свойства d-металлов и их соединений

Соединения d-элементов могут выполнять как восстановительные, так и окислительные функции. Соединения с невысокими степенями окисления являются восстановителями, а соединения с высокими степенями окисления - окислителями;

Кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов d-металлов

При увеличении степени окисления металла основной характер оксидов и гидроксидов ослабляется, а кислотный характер усиливается:

Читайте также: