Металлы в бронзовом веке

Обновлено: 10.05.2024

Как известно, олово является компонентом бронзы. Существуют, правда, бронзы мышьяковистые, где вместо олова, легирующей добавкой, повышающей прочность меди, является мышьяк. Существуют бронзы, в которых для этих же целей вместо олова используется свинец. Однако, как в древности, так и в настоящее время, в основном, используются бронзы оловянистые, о которых и пойдет речь в последующем изложении.. Таким образом, чтобы выплавить бронзу, кроме меди, нужно олово.

Основным минералом для получения олова является оловянный камень - касситерит, который химически представляет собой двуокись олова. Олово из касситерита легко получить при помощи восстановления в печи при недостатке кислорода, что легко достигается добавлением в шихту древесного угля. Эта технология, несомненно, была доступна древним металлургам. Аналогичным способом получали и получают железо из широко распространенных в природе оксидов железа.

Основные месторождения касситерита в настоящее время находятся в Малайзии, Таиланде, Боливии, Индонезии, КНР, Нигерии, Якутии и Забайкалье. С точки зрения древних металлургов Малой Азии, Кавказа и Европы эти месторождения касситерита находятся у «черта на куличиках» и, конечно, были им недоступны. Правда существуют в настоящее время месторождения олова и в Европе — в Богемии и в Корнуолле. Однако, самым первым изобретателям бронзы они тоже, вряд ли, были доступны. В Богемии касситерит в настоящее время добывают из достаточно глубоко залегающих гранитов и древним рудокопам он был недоступен. Корнуолл находится на острове и тоже далеко от первых центров металлургии Бронзового века - Малой Азии, Кавказа, Центральной и Южной Европы. Возникает вопрос — а откуда же древние могли получать олово для выплавки бронзы, если в Старом Свете оно отсутствует или присутствует, но в недоступных для древних людей местах? Загадка!

Ниспровергатели истории дают такой ответ на эту загадку— Бронзового века не было. Это все выдумки официальной истории. По их мнению бронзу научились делать только в XVII веке, когда касситерит стали добывать, взрывая горную породу или доставлять морем из дальних стран. До того времени, когда порох начали применять в горном деле, или до развития мореплавания , когда касситерит стало возможно доставлять в Европу морем, ни о каком использовании в Европе касситерита-оловянного камня говорить не приходится. В общем дурит нашего брата официальная история. Не было никакого Древнего Мира (см. Новая Хронология) и никакого Бронзового века.

Попробую дать свой ответ на эту Загадку.

Таким образом, геологи нам говорят, что касситерит и в настоящее время добывается, в основном, из россыпей — из речных наносов, а не из коренных пород. Речные наносы и россыпи, так сложилось в геологии, называются аллювиальными. Они являются результатом выноса реками горных пород, которые были разрушены в результате эрозии. В аллювиальных россыпях находят многие ценные минералы и драгоценные металлы, в то числе золото. В том числе и оловянный камень - касситерит. Чем древнее горы, тем больше они подвержены эрозии и тем толще аллювиальные отложения. Древние горы — Урал, Карпаты, Татры, Рудные горы в Центральной Европе всегда были источником ценных минералов и драгоценных металлов — золота и серебра. И, если золота, серебра, оловянного камня там сейчас осталось мало, то это не означает, что их никогда там и не было. Они там были, но их не стало в результате интенсивной добычи. Во времена Бронзового века касситерит, медные руды и леса были стратегическими материалами, примерно такими же, как и в средние века алюмокалиевые квасцы, необходимые для получения пороха или сейчас, например, уран, необходимый для ядерного оружия.
Отсутствие касситерита в россыпях в тех местах, где процветали цивилизации Бронзового века означает лишь то, что его вымели там подчистую. И, если оловянный камень и сохранился на поверхности в настоящее время, это означает лишь то, что в древности эти места были захолустьем мировой цивилизации.
Ситуация с касситеритом в современности аналогична с ситуацией с лесами. В центрах цивилизаций Бронзового века, например, на Кипре и в Греции лесов в настоящее время нет. Леса там были уничтожены в результате использования в металлургии, поскольку для восстановления металлов из оксидов необходим древесный уголь.
В той же работе Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества" читаем:
«Важнейшим элементом производства металла было топливо, в частности, древесный уголь. Массовая дефорестация (уничтожение лесов) восточного Средиземноморья началась к 1200 году до н. э., по-видимому, сначала в сухих районах. Во всяком случае, уже законы Хаммурапи (1750 лет до н. э) налагали высокий штраф за вырубку лесов. По реконструкции современных археологов, производство рудниками Лавриона в Аттике трех с половиной тысяч тонн серебра и 1.4 миллиона тонн свинца на протяжении 300 лет сопровождалось уничтожением 2.5 миллиона акров леса. Разработка рудников Лавриона была приостановлена не из-за исчерпания запасов руды и не потому, что выработка опустилась ниже уровня подземных вод, а из-за того, что стоимость «горючего» для производствам металла - леса -делала рудники убыточными. По словам Платона, район вокруг Афин когда-то он был покрыт густым лесом. Ныне же это - кожа и кости прежней Аттики. Именно металлургия привела и к полному уничтожению растительности Кипра, также некогда покрытого густыми лесами. По свидетельству Эратосфена, до начала интенсивной разработки меди леса на Кипре были так густы, что их вырубка поощрялась. »

Таким образом, мне представляется, что очередной «открытие» ниспровергателей истории можно смело считать закрытым. Бронзовый век был и, именно, деятельность человека в это время и привела, как к уничтожению лесов в Восточном Средиземноморье, так и к полному исчезновению оловянного камня из россыпей в Южной и Центральной Европе и на Ближнем Востоке.

P.S. Интересно, что такую же судьбу имеют и месторождения малахита, который являлся одним из основных минералов для выплавки меди. В настоящее время малахит остался в Конго и в небольшом количестве на Урале. На Ближнем Востоке и в Южной Европе, где в свое время процветали цивилизации Бронзового века, малахита нет. Однако, так было не всегда. Археологи раскопали в древних неолитических слоях в поселениях Малой Азии (VI-VII тысячелетия до н.э.) куски малахита вместе с кусками меди и древесного угля, что говорит о существовании там металлургии меди.
см. Вяч.Вс. Иванов "История славянских и балканских названий металлов"

Правда, последующие исследования не подтвердили наличия металлургии меди в древнейших слоях 8500 лет до н.э. Медные минералы оказались в золе случайно, но тем не менее они там были в древности, а теперь их там нет.

Вероятнее всего, месторождения малахита в этих местах были также выработаны для получения меди еще в древности.

P.P.S. В работе Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества" про добычу олова на Ближнем Востоке на заре Бронзового века сказано следующее:
"Олово было редким металлом, как правило, его надо было завозить. Пожалуй, первыми оловянными бронзами были бронзы Анатолии, связанные с добычей олова из месторождений Киликии и Тавроса. . здесь разрабатывалось около 40 месторождений олова. При этом главным минералом - источником олова здесь был, скорее всего, сульфид меди, железа и олова - станнин (Сu2FeSnS4). Большое поселение Кёльтепе производило олово в период с 3290 до 1840 года до н. э. (2) Караваны ослов доставляли металл к потребителю. Около 2350 года до н. э. аккадский царь Саргон пишет о том, что один караван нес около 12 тонн олова. Этого было достаточно, чтобы выплавить 125 тонн бронзы и вооружить значительную армию изделиями из нее. После падения Аккада грузы доставлялись ассирийскими купцами из Ашшура, в нынешнем северном Ираке, в район медных месторождений Кёльтепе в сегодняшней Турции к располагавшимся там металлургическим центрам. Общий вес доставляемого за год олова был существенно выше тонны, а этого хватало для изготовления 10-15 тонн бронзы в год. Имперские государства, такие, как Ассирия и Минойская империя, делали все от них зависящее, чтобы охранять торговлю оловом.
Производство бронзы на душу населения было невелико и зависело от наличия добываемых или закупаемых сырьевых ресурсов. В Вавилонии оно достигло 300 граммов, а в Египте - 50 граммов в год на душу населения."

Некоторые мои мысли по Вашей статье:

"Во времена Бронзового века касситерит, медные руды и леса были стратегическими материалами" - на фоне приведенного выше сомнения с существования оного было бы неплохо предложение переформулировать с начало: "Если существование Бронзового века все-так предположить. "

"В центрах цивилизаций Бронзового века, например, на Кипре и в Греции . "
Идеальный вариант: "в центре ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ цивилизаций .."

"По реконструкции современных археологов, производство рудниками Лавриона в Аттике трех с половиной тысяч тонн серебра и 1.4 миллиона тонн свинца на протяжении 300 лет сопровождалось уничтожением 2.5 миллиона акров леса "
Акр - что за единица? Как он идет к м**2 ?

Эрлих: "Важнейшим элементом производства металла было топливо, в частности, древесный уголь. Массовая дефорестация (уничтожение лесов) восточного Средиземноморья началась к 1200 году до н. э., по-видимому, сначала в сухих районах. Во всяком случае, уже законы Хаммурапи (1750 лет до н. э) налагали высокий штраф за вырубку лесов".
Очень неловко, он на кого-то ссылается? Рубеж хронологической достоверности - XIV век, на всякий случай. См. мое творение "Как возникла глобальная хронология".

"Таким образом, мне представляется, что очередной «открытие» ниспровергателей истории можно смело считать закрытым. Бронзовый век был и, именно, деятельность человека в это время и привела, как к уничтожению лесов в Восточном Средиземноморье, так и к полному исчезновению оловянного камня из россыпей в Южной и Центральной Европе и на Ближнем Востоке".

На всякий случай: в предположении, если температуры восстановления меди из руд и олова из кассиорита были меньше температуры восстановления железа.

Выглядит убедительно. Заинтересовало Ваше замечание о том, что квасцы были стратегически важны для производства пороха. Не могли бы Вы пояснить, какую роль они играли в этом процессе? Я полагал, что квасцы были важны только при крашении тканей и выделке кож.
Спасибо.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Металлургия бронзового века (статья)

Древнейшие металлоносные культуры Евразии, заро­дившиеся в среде культур каменного века, расширяли свои территориальные границы в эпоху Бронзового века, который охватывает период III и II тысячелетий до н.э. За это время «металлическая цивилизация» распространи­лась на территорию свыше 40 млн км2. Последовавшие эпохи железа и средневековья почти не раздвинули её границ. Все основные события и революционные сдвиги в сферах технологии и социального развития совершались по преимуществу внутри этого обширного, но четко огра­ниченного пространства [1].

Ключевыми революционными техническими преоб­разованиями Бронзового века принято считать освоение ирригационного земледелия и полного металлургическо­го цикла производства металлов, включая добычу руды, выжиг древесного угля, подготовку материалов, выплав­ку и рафинирование чернового металла, литьё, ковку, волочение проволоки, другие виды металлообработки и рециклинг металлолома. В Бронзовом веке были освое­ны технологии выплавки и обработки металлов, получив­ших название «семь металлов Древности»: меди, золота, свинца, серебра, железа, ртути и олова 8.
Были изобретены новые технологии для добычи и обработки камня. В строительном деле началось широ­кое применение металлических инструментов и орудий труда: кирок, кайл, сверл, молотов, тесел, резцов.

Возникновение цивилизации Древнего мира потре­бовало развития транспорта. Для этих целей использова­лись естественные водные магистрали и многочисленные водные каналы, прокладывались дороги для колесных повозок.
Первое изображение колесного транспорта, отно­сящееся к III тысячелетию до н.э., обнаружено на терри­тории бывшего Шумера (рис. 1) 2. Появились легкие боевые колесницы - древнейший вид военной техники. Колесни­цы составляли главную силу всех армий Древнего мира вплоть до наступления позднего Железного века (т.е. до середины I тысячелетия до н. э). Для них требовалось легкое колесо, изготовить которое можно только с ис­пользованием специального металлического инструмен­та (рис. 2) [9].

Для производства меди повсеместно использовались как окисленные, так и сернистые руды. Месторождения медной руды обычно делятся на две зоны. Верхняя часть, находящаяся над уровнем грунтовых вод, представляет собой зону окисления, содержащую легковосстановимый оксид, а нижняя, основная, часть месторождения явля­ется зоной цементации, состоящей из сульфидных руд, в основном халькопирита (CuFeS,) или халькоцита (Cu9S) 12.
Содержание меди в сульфидных рудах намного ниже, чем в окисленных. После истощения верхних слоев начали использовать более бедные медью сульфиды. Это потре­бовало более высокого уровня горно-металлургических технологий, применения предварительного обжига, опе­раций по очистке различного рода штейнов и рафиниро­ванию «черновой» меди.

Металлургические печи, наиболее характерные для бронзового века, были обнаружены в Австрии (Миттеберг), в Азербайджане (Мингечаур), на Сардинии. Четы­рехугольные или цилиндрические печи имели толстые стенки, высоту до полуметра, были сложены из камня и изнутри обмазаны глиной (или целиком глинобитные). На поду печи имели небольшое углубление для сбора ме­талла. Передняя стена внизу была снабжена отверстием, через которое мехами осуществлялась подача дутья и вы­пускался из печи шлак.
Выплавленные из руды слитки меди содержали зна­чительное количество шлаковых включений. Их отде­ляли ударами молотов. Рафинирование черновой меди осуществляли в тиглях и небольших горнах. При этом на расплавленную черновую медь дутьевыми трубками подавали воздух, основная масса оставшихся в ней при­месей, кроме благородных металлов (золота и серебра), окислялась и формировала шлак [7, 8,15].
В бронзовую эпоху высокого уровня достигли техно­логии холодной ковки и литья.
Ковка - древнейший способ обработки металлов давлением. Освоение способа обработки самородного металла ковкой базировалось на накопленных навыках и опыте изготовления каменных орудий труда путем «обив­ки» камня каменным же молотом [15,16].

Самородная медь, которую первобытные люди вна­чале тоже считали разновидностью камня, при ударах ка­менного молота не давала характерных для камня сколов, а изменяла свою форму и размеры без нарушения сплош­ности материала. Это замечательное технологическое свойство «нового камня» явилось мощнейшим стимулом добычи самородного металла и использования его чело­веком. Кроме того, было замечено, что ковка повышает твердость и прочность металла.
В качестве молота вначале применяли обычные куски твердого камня. Первобытный умелец, зажимая камень в руке, наносил им удары по куску самородного или вы­плавленного из руды металла. Эволюция этого простей­шего способа ковки привела к созданию прообраза куз­нечного молота, снабженного рукояткой 5.

Вторым из древнейших способов обработки металлов стало литье [3-6, 10]. Расплавленный металл при затвер­девании мог принять форму любого предмета. Сначала отливку производили в открытых глиняных или песча­ных формах. Их сменили открытые формы, вырезанные из камня, и формы, у которых углубление для отливаемо­го предмета находилось в одной створке, а другая была просто плоской, прикрывающей.
Следующим шагом стало изобретение разъемных форм и закрытых форм для фигурного литья. В послед­нем случае сначала лепилась из воска точная модель бу­дущего изделия. Затем ее обмазывали глиной и обжигали в печи. Воск плавился, а глина принимала точный отпеча­ток модели и использовалась в качестве литейной фор­мы. Этот способ получил название литья по восковой модели. Мастера получили возможность отливать пусто­телые предметы очень сложной формы. Для образования полости практиковалась вставка в формы особых глиня­ных сердечников (литейных стержней). Несколько позд­нее были изобретены другие, более сложные технологии литья [10,11].
Древние литейные формы делались из камня, метал­ла и глины. Последние, как правило, изготовлялись путем оттиска в глине специально сделанных моделей (из дере­ва и других материалов) изделий. Могли употребляться и сами отлитые металлические изделия. Следует отметить, что формы, вырезанные из камня или же литые металли­ческие, вследствие их большей ценности не всегда служи­ли для получения литых изделий, а могли использоваться для изготовления в них легкоплавких моделей. Например, в некоторых районах Англии было зафиксировано изго­товление свинцовых моделей в бронзовых литейных формах.
Литые мечи и кинжалы раньше других бронзовых из­делий стали произведениями искусства. Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снаб­жены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней. Они изготовлялись как цельноли­тыми, так и биметаллическими, с использованием техно­логии налива. Это позволяло клинок меча или кинжа­ла отливать из твердых сортов бронзы и проковывать, а рукояти - из мягкой бронзы, с хорошими литейными свойствами и цветом. Биметаллические мечи, как прави­ло, отливали по восковым моделям.
Согласно современным представлениям, ранний бронзовый век - это эпоха безраздельного господства мышьяковой бронзы. Олово пришло на смену мышьяку только во II тысячелетии до н.э. Отметим, что качество изделий из оловянной и мышьяковой бронз примерно одинаково, при этом технология обработки оловянной бронзы заметно сложнее, так как зачастую требует го­рячей ковки (хотя и при низких температурах). Редко на поверхности земли встречаются минералы олова. Тем не менее, оловянная бронза практически повсеместно вы­теснила мышьяковую [8].
Главная причина заключалась в следующем. В древ­ности люди относились к металлическим предметам чрезвычайно бережно, ввиду их высокой стоимости. По­врежденные предметы отправлялись в ремонт или на пе­реплавку. Но отличительной особенностью мышьяка яв­ляется возгонка при температурах около 600 °С. Именно в таких условиях проводился смягчающий отжиг бронзо­вых изделий. Теряя часть мышьяка, металл изменял свои механические свойства в худшую сторону. Объяснить это явление древние металлурги не могли. Однако достовер­но известно, что вплоть до I тысячелетия до н.э., изделия из медного и бронзового лома стоили дешевле, чем из­делия из «первородного» металла [7].
Было и еще одно обстоятельство, способствовавшее вытеснению мышьяка из металлургического производ­ства. Постоянное воздействие ядовитых паров мышьяка на организм приводит к ломкости костей, заболеваниям суставов и дыхательных путей. Неудивительно, что древ­ние металлурги не производили впечатления крепких и здоровых людей. Хромота, сутулость, деформация суста­вов были профессиональными заболеваниями мастеров работавших с мышьяковой бронзой. Недаром в мифах и преданиях многих народов, в древнейших эпосах метал­лурги часто изображаются хромыми, горбатыми, ино­гда - карликами, со скверным, раздражительным харак­тером, косматыми волосами и отталкивающей внешно­стью. Даже у древних греков бог-металлург Гефест был хромым.
Олово стало последним из семи великих металлов древности, ставшим известным человеку. Оно не присут­ствует в природе в самородном виде, а его единственный минерал, имеющий практическое значение, касситерит является трудновосстановимым и малораспространен­ным 16. Тем не менее, этот минерал был известен человеку уже в глубокой древности. Дело в том, что кас­ситерит является спутником (хотя и редким) золота в его россыпных месторождениях. Благодаря высокой удель­ной массе золото и касситерит в результате промывки зо­лотоносной породы оставались на промывочных лотках древних старателей. И хотя факты использования касси­терита древними ремесленниками неизвестны, сам мине­рал был знаком человеку уже во времена неолита.
По-видимому, впервые оловянная бронза была произ­ведена из полиметаллической руды добытой из глубинных участков медных месторождений, в состав которой наряду с сульфидами меди входил и касситерит. Древние метал­лурги, уже располагавшие знаниями о положительном вли­янии на свойства металла реальгара и аурипигмента, до­статочно быстро обратили внимание на новый компонент шихты - «оловянный камень». Поэтому появление оловян­ной бронзы произошло, скорее всего, сразу в нескольких промышленных регионах Древнего мира [1, 7, 8].

Несмотря на выдающиеся достижения в металлур­гии меди, самым «технологичным» металлом Бронзового века было золото 4. В III тысячелетии до н.э. жильное золото добывалось на территории Европы и Азии прак­тически из всех известных его месторождений. В древ­неегипетских и шумерских текстах часто можно найти упоминания о разновидностях употреблявшегося в древ­ности золота. Усматривалось различие в его происхожде­нии: «речное», «горное», «скалистое», «золото в камне», а также по цвету. Цвет нерафинированного золота зави­сит от его природных примесей: меди, серебра, мышьяка, олова, железа и пр. Древние металлурги принимали все эти сплавы золота за разновидности самого золота. Ар­хеологами найдены древние золотые изделия, охватыва­ющие большую гамму цветов: от тускло-жёлтого и серого до различных оттенков красного цвета.
Технология очистки (рафинирования) золота от при­месей была известна шумерам уже в начале III тысячеле­тия до н.э. Её описание содержится в рукописях библио­теки ассирийского царя Ашшурбанипала. Согласно этой технологии золото плавили вместе со свинцом, солью и ячменными отрубями в специальных горшках, изготов­ленных из глины, смешанной с костной золой. Образую­щийся шлак впитывался пористыми стенками горшка, а на его дне оставался очищенный сплав золота с серебром. Таким образом, из золота удалялись все примеси, кроме серебра. На Ближнем Востоке и в Египте широко применялось листовое золото - фольга. Фольгой покрывали самые раз­личные предметы: как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея зо­лотая фольга прикреплялась к изделиям из бронзы, меди и серебра. При этом золотое покрытие спасало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревян­ную мебель, прикрепляя ее при помощи маленьких золо­тых заклепок. Более тонкие золотые листы приклеивались к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки [16].
В эпоху Древнего мира широкий размах получи­ло производство ювелирных изделий и шитых золотом одежд. Ювелирные ремесла потребляли огромное коли­чество благородных металлов и их сплавов, прежде всего в виде проволоки. Золотая и серебряная проволока ис­пользовалась также в качестве эквивалента стоимости в торговле.
В первой половине III тысячелетия до н.э. металло­обработка, особенно ювелирное дело, достигла высокого уровня в Месопотамии. Широкое развитие здесь получи­ла обработка золота, серебра и электрона. Особый инте­рес представляет известное погребение царицы Шубад (XXVI-XXVвв. до н.э.). Ее одежда была покрыта бога­тыми украшениями из золота, ляпис-лазури, сердолика. Массивный головной убор состоял из диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветков. В диадеме использована тонкая золотая проволока диаме­тром 0,25-0,30 мм, свитая в спираль диаметром около 2,38 мм. Считают, что проволока изготовлена волочением.
Наиболее древние образцы проволоки изготовлены либо ковкой, либо разрезкой кованого листового металла. В Абидосе (Египет) найден проволочный браслет, датиру­емый 3400 г. до н.э. Он состоит из двух групп бусинок, со­единенных прядью из свитых вместе золотых проволочек и толстого волоса. Искусно отделанная проволока имела такой же диаметр (0,33 мм), какой был у волоса.
Существовало два основных способа получения ко­ваной проволоки. При первом способе слиток или кусок металла расковывался молотком в пруток заданной тол­щины и профиля. При втором способе из слитка или ку­ска металла ковкой получали лист, а затем разрезали его на полоски, края которых округляли ударами молотка. При циркулярной резке получались длинные куски про­волоки - в этом заключалось её преимущество. Приме­ром практического применения циркулярной резки ме­талла могут служить полоски из золота длиной более 1,5 м, найденные в одной из гробниц Ура [17].
В Уре найдены также сканные (филигранные) из­делия, датированные III тысячелетием до н.э. Сущность сканного производства состоит в том, что из тонкой зо­лотой, серебряной или медной проволоки круглого или четырехугольного сечения выполняются ажурные или напаянные на металлическую основу узоры. Для боль­шей красоты проволока предварительно скручивается в две или три нити и сплющивается. Значительное распро­странение получили у древних народов шитые золотом одежды. Особенность этого вида искусства заключается в умении изготовлять тончайшие нити проволоки, кото­рые с основой материала образуют эластичную ткань.
Попытки производить более изящную и тонкую про­волоку привели к тому, что постепенно был выработан новый способ ее получения. Для сглаживания неровно­стей, калибрования и уплотнения проволоку стали про­талкивать через отверстия в твердых материалах. Образ­цы такой проволоки из золота, датируемые IV тысячеле­тием до н.э., найдены в Египте. Впоследствии эта опера­ция выравнивания поверхности проволоки развилась в волочение [16].
Считают, что в самом примитивном виде способ воло­чения начали применять в древнейший период (еще до по­явления металлических орудий) для отделки стержней дро­тиков и гарпунов. Стержни изготовляли из сырого дерева и затем калибровали протаскиванием (волочением) через костяные выпрямители. Раскопки погребений в Египте пе­риода Среднего царства (2800-2500 гг. до н.э.) подтверж­дают, что техника выпрямления деревянных прутков была широко распространена в древности. Обнаружена роспись, изображающая двух ремесленников, занятых выпрямлени­ем прутков из дерева.
Технология разделения металлов была освоена в свя­зи с развитием металлургии серебра. Древнейшие сере­бряные изделия обнаружены на территории Ирана и Ана­толии (современная Турция). В Иране их нашли в местечке Тепе-Сиалк: это пуговицы, датируемые началом V тысяче­летия до н.э. В Анатолии, в Бейджесултане, найдено сере­бряное кольцо, датируемое концом того же тысячелетия.
Металлургия серебра возникла в прямой связи с до­бычей свинца из соединений, содержащих свинец и серебро одновременно. Археологические находки из двух этих металлов, как правило, синхронны. Свинцовые руды, содержащие значительное количество серебра распро­странены во многих регионах мира. Известны их место­рождения в Испании, Греции, Иране, на Кавказе. Процесс отделения серебра от свинца, называемый купеляцией, был известен уже в IV тысячелетии до н.э. Для разделе­ния свинца и серебра применяли купеляцию: окисление свинца, отделение оксида (глета) от серебра и последую­щее «повторное» восстановление свинца из оксида 2.
В быту серебро почти повсюду появилось позднее меди и золота. Из него изготавливали, главным образом, посуду, украшения и ювелирные изделия. Быстро научились де­лать серебряную фольгу и фурнитуру, которыми украшали одежду и мебель. Уже в III тысячелетии до н.э. серебро ис­пользовали для пайки медных изделий.
Таким образом. Бронзовый век можно считать пе­риодом зарождения цветной металлургии. Основы из­вестных термических процессов извлечения цветных металлов из руд, механической обработки и литья были освоены к началу I тысячелетия до н.э.

Бронзовый век


О дним из важнейших достижений человечества считается открытие свойств металлов и начало их использования. Меаллические орудия в разы увеличили производительность труда и позволили занятся новыми ремеслами. Это качественное изменение характеризует переход от неолита (нового каменного века) к эпохе энеолита, и, наконец, к бронзовому веку. Первые металлические изделия изготавливали, как правило, из меди - не очень широко распространненого материала, но все же подходящего для механической холодной обработки. При этом подавляющее число орудий по-прежнему оставались каменными. Ряд регионов мира в принципе не знал энеолита, некоторые культуры совершенствовали обработку кремневых орудий. Это было обусловлено как отсутствием сырья, так и его непригодностью. Например на Кавказе медная руда имеет примеси мышьяка. Нехватка собственных источников способствовала формированию, иногда, грандиозных торговых путей. Датируется эпоха энеолита для различных территорий по-разному, в зависимости от того, когда в том или ином регионе появляются медные изделия. Впервые медные предметы появляются в VIII – VII тыс. до н.э. на Ближнем Востоке, откуда они распространяются на другие территории. В Европу медные орудия попадают на рубеже V – IV тыс. до н.э. На территории Крыма памятники, которые можно было бы с полной уверенностью отнести к эпохе энеолита, не обнаружены. Этот непростой вопрост до сих пор остается спорным среди историков.

Собственно бронзовый век начинается на рубеже IV – III тыс. до н.э., когда человек начинает осваивать сплав меди с другими металлами, чаще всего с оловом. Это позволило делать орудия значительно более производительнее, чем предметы из хрупкой и, зачастую недоступной, меди. Не смотря на начало применения человеком металла, каменные орудия не выходят из использования до начала раннего железного века. Месторождения меди, и тем более в сочетании с месторождениями олова, встречаются крайне редко. По этой причине центры производства бронзы существовали в немногих регионах. Бронза распространялась путем межплеменного обмена. Для налаживания торговых путей, по которым передвигались руды, слитки, изделия, а также технологии требовалось время. На ранних стадиях бронзового века во многих регионах, в том числе и в Крыму, бронзовые вещи чрезвычайно редки. С распространением бронзовых изделий зарождается новый тип ведения хозяйства – кочевое-скотоводство. Широкое распространение получает традиция насыпать над погребениями курганы, которая возникла еще в энеолите.

Обычно бронзовый век разделяют на три этапа:

  1. Ранний бронзовый век (конец IV – вторая треть III тыс. до н.э.)
  2. Средний бронзовый век (последняя треть III – первая половина II тыс. до н.э.)
  3. Поздний бронзовый век (вторая половина II – начало I тыс. до н.э.)

С наступлением раннего бронзового века на всей территории Евразии начинаются серьезны культурные изменения. Особенно ярко это проявилось в Юго-Восточной Европе. В это регионе исчезают все культуры эпохи энеолита, на их место приходят новые культуры эпохи бронзы. Связывается это с миграцией индоевропейских племен, переселение которых охватило обширную территорию вокруг Черного моря.

012.jpg

С каких территорий индоевропейские племена пришли в Юго-Восточную Европу в научной литературе нет единого мнения. Одни исследователи считают, что индоевропейцы сформировались в Карпато-Дунайской области, другие - в западной части степного региона Евразии (Прикаспийская область, Северное Причерноморье), третьи — в Передней и Малой Азии. Многие склоняются к тому, что первыми индоевропейцами можно считать носителей северопричерноморских курганных культур бронзового века. Особенно выделяют ямную культуры. Есть предположение, что представители этой культуры являлись носителями новых технологий обработки металла и новых типов орудий труда и оружие, не известных в неолите.

В раннем бронзовом веке формируется Циркумпонтийская металлургическая провинция (ЦМП) – обширной область производства бронзы, которая объединяла различные культуры, связанные общностью набора основных типов бронзовых орудий. ЦМП располагалась на значительной территории вокруг Черного моря. Она охватывала Балкано-Карпатьский регион, юг Восточной Европы до Приуралья, Кавказ, Месопотамию, юго-западный Иран, Анатолию, Эгею и Палестину.

018_0.jpg

В ЦМП выделяется две культурно-хозяйственных области:

  1. Северная зона – на территории которой преобладали культуры с подвижными формами скотоводства;
  2. Южная зона – в этой зоне больше были распространены земледельческие культуры, скотоводство носило вспомогательный характер. Для этого региона характерны более высокие темпы культурного и социально-экономического. Именно на этих землях в эпоху бронзы возникают первые государства и письменность (Месопотамия, юго-западный Иран).

В раннем бронзовом веке на территории ЦПМ существовало несколько локальных металлургических центров. Каждый из них имел свои особенности, и являлся источником поступления бронзы и бронзовых изделий для других регионов ЦПМ. Данные центры следующим археологическим культурам: Троя I (Малая Азия); культура Озеро (Северо-Восточные Балканы и бассейн Дуная); Куро-аракская культура (Закавказье, восточная Анатолия, северо-западный Иран, Дагестан, Чечня, Ингушетия и части Северной Осетии); Майкопская культура (Северный Кавказ); Ямная культура (степная полоса от Южного Приуралья и Прикаспия до Нижнего и Среднего течения Дуная).

051.jpg

В среднем бронзовом в Северном Причерноморье исчезает ямная культура, вместо нее появляется катакомбная культура. На Северном Кавказе майкопскую культуру сменяют памятники, оставленные населением северокавказской общности. В Карпатском регионе культуры ранней бронзы также сменяются новыми культурами средней бронзы. В южной зоне ЦПМ активными темпами шел процесс классообразования, о чем свидетельствует большое количество богатых памятников в Малой Азии, Закавказье и Эгейском бассейне. Среди них можно выделить: «царские» могилы Аладжа-Хейюк и Хороз-тепе (Анатолия); клады, зарытые в момент гибели Трои II-III, содержащие огромное количество украшений, золотых и серебряных сосудов; курганы типа Кировокана — Триалети (Закавказье), содержащие уникальные по богатству погребальные дары; гробницы, монументальные дворцовые и храмовые сооружения Крита. В это период на Крите появляется первая в Европе цивилизация бронзового века (минойская).

056_1.jpg

С наступлением позднего бронзового века в начале II тыс. до н.э. завершается распад Циркумпонтийской металлургической провинции. На ее основе формируются три новые металлургические провинции: Евразийская, Европейская и Кавказская. Эти процессы сопровождались исчезновением старых культур, активными миграциями крупных групп населения, формированием новых культур и общностей, что коренным образом изменило весь ход этнокультурной истории в северной зоне Евразии. В эту эпоху на большей части евразийской степи и лесостепи сформировался скотоводческий хозяйственно-культурный тип производящей экономики. Основным типом хозяйства этой зоны являлось пастушеское скотоводство. В Крыму в эпоху бронзы были распространены такие культуры как: ямная, кеми-обинская, катакомбная. Кроме того были зафексированы памятники с чертами погребального обряда и инвентарем срубной, сабатиновской и белозерской культур. При этом, разграничить три эти культуры на территории полуострова не представляеться возможным.

Период бронзы в Крыму долгое время не находил инетереса среди исследователей. Изначально, крымская археология была почти полностью "античной". Те памятники или погребения, которые соотнести с известными образцами античной культуры не удавалось, как правило, оставались без должного внимания. Вплоть до середины XIX века такие находки вовсе не учитывались и не находили отражения в отчетах. В целом изучение бронзового века можно начинать с 1870-х годов и разделить на несколько периодов.

4ZyyyyyyZ2017_1(6)_0.jpg

Первые шаги на пути рассмотрения вопроса были сделаны в работах Н. П. Кондакова и Д. Я. Самоквасова. Первые исследования, о которых имеется отрывочная информация, произведены в 1876 г. Н. П. Кондаковым у с. Эльтинген (совр. с. Героевское) на Керченском полуострове и с. Ак-Мечеть (пос. Черноморское) на Тарханкуте. Имеющиеся описания позволяют полагать, что в четырех насыпях были выявлены захоронения эпохи бронзы, включая комплексы ямной культуры. В одном из исследованных курганов у с. Кара-Меркит (1885 г.) была обнаружена «гробница» со скорченным скелетом и сосудом. Тогда же, в 1875 г. у подножия Чатыр-Дага Д. Я. Самоквасов раскопал курган и осмотрел ряд поселений вблизи селения Енисале. О своих изысканиях он написал уже много позже ― в составленном к концу жизни труде "Могилы Русской земли" (1908). В 1880 г. он исследовал курган эпохи бронзы на берегу Мойнакского озера вблизи Евпатории.

В 1889 г. в урочище Шалман вблизи озера Чокрак в Восточном Крыму в раскопанных насыпях обнаружены каменные ящики и склепы. Однако более подробные сведения об этих раскопках отсутствуют. В последнее десятилетие XIX в. в Крыму проводились масштабные даже по сегодняшним меркам раскопки курганов, в которых регулярно находили захоронения бронзового века. Каменные ящики, благодаря особенностям своей конструкции, чаще становились предметом внимания специалистов и любителей. Н. И. Веселовский в 1890–1895 гг., а Ю. А. Кулаковский в 1895–1898 гг. провели масшабные работы на территории современных Симферопольского, Нижнегорского и Бахчисарайского районов. За четыре года было раскопано 43 насыпи, в 26 из которых выявлены «могилы с окрашенными костяками». Из 23 исследованных Ю. А. Кулаковским насыпей к эпохе бронзы относились 15. На основе имеющихся данных можно полагать, что значительная часть выявленных захоронений относилась к ямной культуре. Они были совершены в грунтовых ямах и каменных ящиках. Раскопки проводились и непосредственно членами ТУАК. В те же годы Н. Ф. Романченко на правом берегу р. Западный Булганак у дер. Кояш (с. Вод- ное) исследовал курган, в котором обнаружил несколько погребений. Итоги этого периода изучения курганов «с окрашенными костяками» не только в Крыму, но и в других регионах, прежде всего, на всем степном юге, были подведены в обобщающей работе А. А. Спицына "Курганы с окрашенными костяками" (1899).

Ко второму периоду относят исследования, возобновившиеся после установления в Крыму советской власти. Период был непродолжительным, однако позволил по другому посмотреть на этот период в истории полуострова. В 1924 г. Н. Л. Эрнст исследовал один курган под Симферополем у с. Богатое (Бахчи-Эли) и два кургана с погребениями ямной культуры под Джанкоем. Отметим и первые находки в Крыму памятников среднего бронзового века. При раскопках в 1934 г. крупного (высотой до 6 м) кургана эпохи бронзы под Евпаторией у с. Прибрежное (Кара-Тобе) П. Н. Шульц обнаружил захоронение с костяной пряжкой. Это было первой документированной находкой такого рода на полуострове ― в данном случае речь идет о бабинской культуре среднего бронзового века. Отдельные находки бронзового века выявлены сборами на поселениях: Дианин Гай (урочище Александрида), Нижнее-Юхаркиной балке, вблизи бывшего хутора Иванова, Карантинная балка, Балка Бермана и Карань 1, южнее с. Флотское (Карань). Однако полученные материалы в те годы не были введены в научный оборот и долго оставались достоянием фондов.

Павел_Николаевич_Шульц.jpg

Третий период приходится на 1950-е гг., когда сотрудниками Крымского филиала АН СССР и Музея пещерных городов исследовано несколько насыпей в Бахчисарайском районе: на территории Помологического рассадника ВИРа, совхоза «Коминтерн». Огромная роль в организации и проведении масштабных экспедиционных работ на полуострове принадлежит П. Н. Шульцу. В связи со строительством Симферопольского водохранилища в зоне затопления в 1954 г. проводились охранные раскопки. Впервые при исследовании крымских курганов использо- валась техника. Всего было раскопано 15 курганов, из которых 14, содержавших около 45–50 погребений, были отнесены к эпохе бронзы. В те же годы на окраине Симферополя (Абдал) Л. Н. Соловьев исследовал два кургана, в одном из них имелись два погребения в деревянных ящиках, которые А. А. Щепинский также рассматривал как кеми-обинские. Первые исследования крупного кургана для своего времени на высоком научном уровне были проведены уже в 1957 г. А. А. Щепинским вблизи Белогорска у с. Дозорное. Этот курган, известный в специальной литературе как «Кеми-Оба» (длиной 72–75 м, шириной 42–45 м и высотой «в среднем 5 м»), был исследовал с помощью техники ― бульдозера и экскаватора с оставлением одной бровки. На основании находок Щепинским была впервые выделена самостоятельная Кеми-обинская культура. ронзы. Гипотезу о наличии в Крыму в раннем бронзовом веке самостоятельной культуры, названной «кеми-обинская», А. А. Щепинский оформил в обобщающей работе. Кеми-обинская культура была выделена по устойчивому сочетанию признаков, среди которых определяющими были погребальные конструкции: каменные, реже деревянные конструкции (в том числе ящики) с росписями на внутренних стенах.

С 1960-х гг. на Крымском полустрове начинают работать долговременные новостроечные экспедиции, охватившие широкомасштабными раскопками многие его части, особенно степную. Важное место в изучении разновременных памятников Крыма принадлежит созданным тогда новостроечным экспедициям, среди которых, в первую очередь, стоит назвать Северо-Крымскую экспедицию. Значительные по масштабам работы проводились в Восточном Крыму, на территории Керченского полуострова. Здесь отдельные комплексы и находки бронзового века неоднократно фиксировались при раскопках античных городов: Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Илурат. Первые годы XXI в. были отмечены резким сокращением объема полевых работ, чего нельзя сказать о публикации материалов эпохи энеолита — бронзы. В основу сравнительно многочисленных отдельных публикаций и монографий положены данные раскопок предшествующих лет. Краткая характеристика культур энеолита-бронзы, а также описание отдельных ярких памятников содержатся и в монументальном издании «Энциклопедия крымских древностей»

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 3)

В предыдущих материалах уже упоминалось о том, что в верхнем течении Волги и в области Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы обитали племена, переселившиеся туда с верховьев Днепра. На местах их расселения находятся так называемые фатьяновские могильники. Очевидно, что в лесные районы Верхней Волги с ними пришли более прогрессивные формы хозяйства, чем имевшиеся у местных жителей региона до этого. Но пришедшим сюда племенам пришлось, видимо, потратить немало сил для на защиты своих посевов и стад.

Керамика фатьяновской культуры.

Представители фатьяновской культуры занимались разведением мелкого и крупного рогатого скота, а также знали и земледелие. Свои каменные боевые топоры фатьяновцы умели полировать и просверливать. Однако топоры из бронзы они тоже умели отливать и отливали, используя в качестве моделей древневосточные образцы.

Здесь много интересного про фатьяновскую культуру.

Причем племена фатьяновской культуры были знакомы и с изделиями литейщиков тех племен, что жили к западу от их территории. Так, в Мытищах, в Ивановской области, в одном погребении с посудой фатьяновского типа археологи нашли бронзовый браслет, характерный по своей форме для унетицкой культуры, находившейся в Центральной Европе.

Керамический сосуд. Ташковская культура Нижнего Притоболья. Ранний бронзовый век.

В конце II тысячелетия до н. э. обитавшие в приволжских районах племена продолжили развитие технологий бронзолитейного дела. Так, в могильнике близь станции Сейма, у города Горького, были обнаружены замечательные образцы литейного дела той эпохи. Это были топоры-кельты, наконечники копий, имевшие распространение до Дуная, Енисея и Иссык-Куля, оригинальной формы кинжалы и столь же оригинальные боевые ножи. Можно предполагать, что сделавшие все это мастера были знакомы с работами литейщиков с территории нынешней Венгрии и вплоть до весьма удаленного Китая эпохи Шан-Инь.

Сейминско-турбинский медный идол. Ранний бронзовый век.

Кстати, территория современной Венгрии уже в период раннего бронзового века выделялась своими достижениями в области бронзового литья. Очевидно, что имели место связи с крито-микенской культурой, которые в середине II тысячелетия способствовали расцвету мастерства производства бронзовых изделий на землях по среднему течению Дуная. Отливались мечи, боевые топоры, инструменты и украшения, отличавшиеся тонким гравированным узором. Очевидно, что они расходились очень хорошо (и широко!).

Сельское хозяйство тоже развивалось, как земледелие, так и скотоводство. Раскопки показывают, что во второй половине II тысячелетия до н. э., здесь возникли поселения (так называемые террамары), из деревянных хижин, располагавшихся на помостах, стоявших на сваях. Такие посеки обнаружены в долинах реки Тиссы, а также Савы, Дравы и Дуная. В болотистых отложениях в долинах названных рек, там, где находились эти террамары, до нашего времени сохранилось множество самых различных предметов, позволивших пролить свет на многие стороны жизни тех, кто в них обитал. Археологи нашли множество бронзовых серпов и здесь же – литейные формы для их отливки. Ну, а конские удила лишь доказывают, что здесь на Дунае, так же, как и на территории Кавказа, лошадей уже начали применять для верховой езды. Значительное количество привозных предметов — янтарь из Прибалтики, бусы и ювелирные изделия из областей Восточного Средиземноморья — говорит о сравнительно оживленных для того периода меновых отношениях обитателей дунайских поселений.

Реконструкция домов культуры террамар.

В долине реки По в позднем бронзовом веке возникла схожая культура. Причем на скалах в Итальянских Альпах найдено изображение плуга, а раз так, то это означает, что древние земледельцы, обитавшие как в Северной Италии, так и на среднем течении Дуная, знали плуг и умели обрабатывать землю с его помощью. Считается, что североитальянские и дунайские племена принадлежали к одной группе индоевропейского населения Европы, получившей название иллирийской. Она занимала всю территорию между долиной реки По и верхним точением Дуная, а еще распространялась на западные земли Балканского полуострова.

Изделия раннего бронзового века, 2800 – 2300 гг. до н.э.

В центральной Европе в Силезии, Саксонии и Тюрингии, а также в Чехии и землях Нижней Австрии, и районах севернее Дуная в первой половине II тысячелетия до н. э. распространились племена унетицкой культуры. Они жили в поселках из четырехугольных домов, имевших стены на манер плетня, но обмазанные глиной. Обнаруженные в поселениях ямы для зерна говорят о распространенном среди них земледелии. В погребениях находят остатки костей, принадлежавших домашним животным, то есть существовал обычай вместе с усопшим класть в могилу еще и куски мяса — то есть скотоводство было у них также развитым. То есть с хозяйственной точки зрения унетицкая культура являлась типичной культурой Центральной Европы эпохи бронзы. Известно и где они брали сырье для своих бронзовых изделий. Это месторождения меди в Рудных горах, Судетах и Западных Бескид. Интересно, что среди их изделий имелись и такие, что позволяют говорить о влиянии на них культуры энеолитических племен, живших в южнорусских степях. А в глиняной посуде явным образом заметно влияние крито-микенских форм.

«Небесный диск из Небры» — диск диаметром 30 см из бронзы, покрыт патиной цвета аквамарина, с вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, включая созвездие Плеяд. Находка поистине уникальная. По косвенным признакам его принято относить к унетицкой культуре Центральной Европы (ок. XVII века до н. э.)

Музей «Диска из Небры».

«Мечи из Небры». Типичные образцы оружия эпохи поздней бронзы.

Интересно, что племена унетицкой культуры постепенно занимали все новые территории, однако она при этом тоже изменялась. Например, почему-то ее представители перешли к трупосожжению, а останки сгоревших трупов стали помещать в глиняный сосуд. Сначала их ставили в глубокие земляные могилы и выкладывали вокруг них круги из камней – магические знаки Солнца. Но затем погребальный обряд «унетиццев» почему-то изменился, так что новая форма погребения даже получила особое название – «поля погребальных урн». И вот так постепенно во второй половине II тысячелетия до и. э. здесь же сложилась новая культура, получившая название лужицкой. Большинство исследователей относят ее к протославянской, т. е. создали ее племена, которые уже говорили на языке, к которому относились древние языки славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Археологические памятники лужицкой культуры находят на обширной площади от Шпрее и до Дуная, от Словацких гор и до Заале и Вислы. На северо-западных территориях Украины в середине II тысячелетия до н. э. расселились комаровские племена, близкие по культуре к лужицким. И вот в них-то исследователи и видят предков восточных славян. К характерным памятникам лужицкой и всех родственных ей культур относятся поселки из домов, стены которых были сделаны из вертикально поставленных столбов с плетнем, обмазанным глиной, или обшитых тесаными досками. Так как внутри погребальных урн находят множество бронзовых серпов, а также зернотерки и остатки зерен разных злаков, очевидно, что земледелие играло в жизни лужицких племен очень важную роль. В торфяных болотах нынешней Польши были найдены два плуга, принадлежавшие этой культуре, то есть плужное земледелие они уже знали!

Бронзовый серп, 1300-1150 до н.э. лужицкой культуры. (Городской музей Будишина, Сербия)

Что до социальных отношений, то они, как и раньше, были здесь первобытнообщинными. Но теперь с переходом на плужное земледелие роль мужчины – кормильца семьи, идущего во время пахоты за упряжкой быков, стало заметно возрастать. И это позволяет говорить, что здесь уже имел место переход от древнего матриархата к патриархату, и что лужицкая и комаровская культуры находились уже на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Бронзовый топорик-чекан Комаровской культуры.

А вот исследования курганных погребений, расположенных на западе Центральной Европы – в Верхней Австрии, в Западной Германии и в Голландии показывают, что здешние племена были более скотоводами, нежели земледельцами, на что указывает их погребальный инвентарь.

Очевидно, что эта преимущественно скотоводческая культура была оставлена племенами, которые относились к непосредственным предшественникам племен, относившихся к германской ветви индоевропейской языковой семьи. Интересно, что археологические данные говорят нам о том, что уровень развития племен в Скандинавии в бронзовом веке был более высоким, чем уровень племен, населявших территорию Германии.

Все занятия людей, живших в Бохуслене в эпоху бронзы, проходят здесь перед нами. Кто-то пашет сохой на упряжке из двух быков, кто-то охотится, кто-то пасет бычье стадо…

Их бронзовый погребальный инвентарь намного разнообразнее, а среди наскальных изображений в Южной Швеции (например, в Бохуслене, где основная часть петроглифов относится к эпохе поздней бронзы 1800 – 500 г. до н.э.) встречаются даже рисунки многовесельных ладей, морских сражениях и воинов с длинными бронзовыми мечами в руках и с круглыми щитами. Среди них есть и рисунок, изображающий пахоту сохой.

А вот то, что мы видим на этом рисунке, скорее всего, носило ритуальный характер!

На борту верхнего корабля находятся семь человек, один из которых трубит в витиевато изогнутый бронзовый лур. Здесь же стоит человек с топором в руке, который он поднял к небу в знак приветствия, а другие поднимают к небу весла. Возможно, что эти наскальные рисунки связаны с обрядом похорон – люди бронзового века считали, что путь в царство смерти представляет собой плавание на корабле.

Отправляемся еще дальше на Запад и видим, что во Франции в бронзовом веке обитали две различные по культуре группы племен – одна материковая и северная приморская. Последние прославили себя тем, что продолжили заниматься тем, чем занимались еще в эпоху энеолита – строили гигантские кромлехи – круглые в плане святилища, посвященные Солнцу, длинные аллеи менгиров (вкопанных в землю каменных столбов), и возводили дольмены — огромные ящики из каменных плит, сохранившиеся в до наших дней в Нормандии и Бретани, а на территории России – у нас в Причерноморье Кавказа. Аналогичные памятники характерны и для юга Англии. Данные археологии показывают, что строили все это земледельческие племена, разводившие также крупный рогатый скот, нужный для пахоты. Обитали они в небольших поселках, а те в свою очередь группировались вокруг укрепленных городищ, куда население из окрестностей сходилось в случае опасности. В курганах вокруг этих поселений хоронили рядовых общинников. Старейшин, жрецов и племенных вождей хоронили в дольменах, или особых гробницах, сложенных из камня и врытых в землю. Эту культуру назвали мегалитической (буквально – «большекаменной»), и примечательна она тем, что ее характерные черты примерно везде одинаковы.

Надпись рядом с почти каждым таким объектом сообщает, что он находится в собственности французского государства.

Каменная аллея Ле-Менек – один из самых известных мегалитических памятников в Карнаке, Франция.

Создатели материковых культур оставили на территории Франции поистине огромное количество курганов, служивших им для погребения своих усопших. В разных частях Франции они различаются по конструкции погребальных камер: нередко это самые настоящие подземные дольмены с ведущей к ним галереей, но есть и погребения в ямах, со стенами, сложенными из массивных бревен или камней. Племена, оставившие нам эти курганные могильники, имеют характерные черты во многом близкие культуре племен мегалитической культуры. Эти племена можно считать предками племен, которые говорили на языках кельтской ветви индоевропейской семьи, которые стали жить здесь впоследствии. Отметим, что обитавшие во Франции бронзового века племена были прекрасными металлургами, а их изделия отличались исключительным разнообразием.

Люди той эпохи любили себя украшать. «Сокровище Блано» из археологического музея в Дижоне, Франция.

Бронзовая посуда из археологического музея в Дижоне, Франция.

Могилы показывают наличие серьезного имущественного неравенства. В одних – скромный погребальный инвентарь. Рядом – пышные могилы военных вождей, где инвентарь очень богат: несколько мечей, наконечники копий, шлемы и щиты, а вот у рядовых общинников в могилах из оружия лежат только топоры. Особенностью богатых погребений бронзового века Франции являются находки прекрасных образцов бронзовой посуды. И вся эта высокая для своей эпохи культура в начале I тысячелетия легла в основу эпохи освоения техники обработки железа (так называемая культура Гальштатта).

Антенный кинжал культуры Гальштатта из археологического музея в Дижоне, Франция.

На юге Пиренейского полуострова сложилась своеобразная эль-аргарская культура, памятники которой встречаются на всем восточном побережье полуострова и затем в южных районах Испании и Португалии. Эль-Аргар был центром производство бронзы и псевдо-бронзы (сплав, содержавший мышьяк вместо олова) в раннем и среднем бронзовом веке. Основными продуктами металлургии эль-аргарцев были ножи, алебарды, мечи, копья и наконечники стрел, а также большие топоры, часто встречающиеся не только в памятниках Эль-Аргара, но и по всей территории Иберии. Занимались они также добычей серебра, тогда как золото, часто использовавшееся в период халколита, употреблялось ими значительно реже.

Фуэнте Аламо – одно из поселений бронзового века в Испании.

По-видимому, основным занятием эль-аргарцев было горное дело, то есть добыча меди и ее последующая переработка мастерами-бронзолитейщиками. У племен культуры Эль-Аргар существовали тесные связи с другими окрестными племенами, жившими на Пиренейском полуострове, но, кроме того, даже и с теми, что обитали на далеких Британских островах.

Брин-Келли-Ди. «Коридорная гробница», Британия.

Брин-Келли-Ди. Так она выглядит изнутри.

Торговля с «британцами» имела особо важное значение, поскольку оттуда шло олово, необходимое для выплавки бронзы. Доказательством высокого уровня развития металлургии являются находки в домах эль-аргарских поселений бронзолитейных мастерских. Изделия эль-аргарцев в большом количестве находят в Южной и особенно на территории юго-западной Франции и вплоть до Северной Италии. Причем там были найдены не только изделия из бронзы, но и черные лощеные керамические сосуды, которые как, например, в эпоху энеолита колоколовидные кубки, завозились сюда вместе с бронзовым оружием. Знакомы они были и с крито-микенской культурой, то есть море соединяло, а не разделало эти две культуры.

То есть существовала развития междуплеменная торговля. Целые караваны, нагруженные изделиями из бронзы и даже керамикой (!), передвигалась от одного поселения к другому, совершались взаимовыгодные торговые сделки, при этом люди, говорившие скорее всего на разных языках или диалектах одного языка, успешно общались, не зная письменности, вели учет и контроль, без которых торговля немыслима, и активно заимствовали технологические приемы и достижения культуры друг у друга. Поистине, это была первая глобальная цивилизация народов, еще не достигших уровня государственности (на Западе и Севере), тогда как на юге древние государства уже существовали.

Со временем вот такие медные шкуры стали цениться буквально «на вес золота»…

А вот судьба тех же эль-агарцев печальна. Они вырубали леса на уголь, и это около 1550 г. до н.э. привело к экологической катастрофе и экономическому коллапсу. Их культура исчезла. По своему характеру этот коллапс напоминает «темные века» древней Греции, когда население вроде осталось прежним, но сразу на несколько веков его культура была отброшена назад…

Читайте также: