Методика изучения металлов в курсе химии средней школы

Обновлено: 18.05.2024

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов занятий с учащимися 10-го класса, проявляющих интерес к изучению металлов, основ электрохимии, роли металлов в природной среде.

ВложениеРазмер
elektivnyy_kurs_10_klass_khimiya_metallov.docx 23.93 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по теме «Химия металлов»

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов занятий с учащимися 10-го класса, проявляющих интерес к изучению металлов, основ электрохимии, роли металлов в природной среде. Несмотря на некоторое повышение теоретического уровня базового курса химии в последние годы, в нем не нашли достаточного отражения некоторые фундаментальные разделы науки. Так, например, тема «Металлы» изучается в минимальном объеме и поэтому часто школьный курс представляется ученикам случайным набором фактов с некоторой попыткой их обобщения. В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов в окружающей среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении химии 9-го класса, а содержание его включает дополнительную информацию, которая позволяет сделать курс школьной химии системным и научным, в большей степени ориентированным на постоянное развитие учеников. Выполнение программы позволит учащимся более точно оценить свои возможности и потребности в изучении химии как той области научного знания ,которая определяет круг их будущих профессиональных интересов.

Цель: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • Формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний в химии;
  • Углубить знания учащихся об электрохимических процессах, о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия металлов или их соединений на биологические системы;
  • Обеспечить практическую направленность курса.
  • Сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;
  • Развить познавательный интерес учащихся к химии;
  • Развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;
  • Развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
  • Совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.
  • Сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;
  • Способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду;
  • Подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в ВУЗ;
  • Подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути;
  • Развивать учебно-коммуникативные умения.

Требования ууровню усвоению материала

В результате изучения программы элективного курса «Химия металлов» учащиеся получают возможность

  • Специфические свойства металлов и их двойственную роль в природной среде;
  • Типы окислительно-восстановительных реакций;
  • Законы электролиза;
  • Последствия техногенного воздействия металлов и их соединений на биологические системы.
  • Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • Писать схемы электролиза растворов и расплавов солей;
  • Проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности при работе с веществами;
  • Объяснять состав и химические свойства веществ, используя химическую символику – разного вида формулы и химические уравнения.

Элементы обязательного содержания

Организация учебной деятельности

Положения металлов в ПСХЭ, особенности строения атомов металлов, химические свойства металлов

Характеристика положения элементов – металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая связь. Характеристика общих свойств металлов.

Металлы главных подгрупп

Строения атомов металлов главных подгрупп, изменение металлических свойств в главных подгруппах, химические свойства

Работа со справочной литературой, анализ полученных данных

Отчет о самостоятельной работе

Металлы побочных подгрупп

Строение атомов металлов побочных подгрупп, изменение металлических свойств в побочных подгруппах, химические свойства

Электрохимический ряд напряжений металлов

Электродный потенциал: возникновение, величина, водородный электрод

Беседа с постановкой проблемных вопросов, эксперимент

Электролиз растворов и расплавов

Электролиз как электрохимический процесс. Практическое применение электролиза.

Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций электролиза

Коррозия как ОРВ, виды коррозии, меры борьбы с коррозией.

Сплавы, получение, типы и виды, практическое значение.

Природные соединения металлов, самородные металлы, минералы, руды. Металлургия и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия.

Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами, демонстрация коллекций

Щелочные и щелочно-земельные металлы

Электронное строение, физические и химические свойства, гидриды и пероксиды, распространенность в природе.

Лекция с проблемными заданиями. Демонстрационный эксперимент, работа со справочной литературой.

ОРВ. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Работа с постановкой проблемных вопросов.

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций.

Амфотерность, гидратация ионов. Стадии производства, особенности технологического процесса.

Лабораторная работа. Изучение амфотерности алюминия.

Гидроксиды железа (II) и (III), получение и изучение свойств, качественная реакция на ионы железа.

Хром и марганец

Оксиды и гидроксиды хрома и марганца. Кислоты.

Решение теоретических задач по теме «Металлы»

Решение задач различных типов.

Работа с различными источниками.

Алгоритмы решения задач на различные типы. Отчет о самостоятельном решении задач.

Проблемный эксперимент, обсуждение полученных данных. Формулировка выводов по работе.

Отчет о самостоятельной работе.

Обобщение полученных знаний.

Проект или презентация.

Темы проектов или презентаций

  1. Металлы как микроэлементы. Многофункциональные ионы (Со² + , Са² + , Mg² + , Zn² + , Na + , K + ), их роль в организме.
  2. Заболевание человека, вызванные воздействием металлов на организм.
  3. Металлы в живых организмах.
  4. Металлы – строители.
  5. Металлы и искусство.
  6. Царь металлов.
  7. Истории открытий отдельных металлов.
  8. Его величество железо.
  9. О металлах и ферментах.
  10. Свинец и окружающая среда.
  11. Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.
  12. Сплавы в современной технике.
  13. « Металлические» болезни.
  14. Металлы на войне.
  15. Металлы особой ценности.
  16. Жесткость воды и способы ее устранения.
  17. Друг или враг?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н.

Элективный курс по химии для учащихся 11-го класса "Металлы и их соединения" (34ч)

В программу курса заложен большой демонстрационный эксперимент а также самостоятельная исследовательская деятельность учащихся лабораторные опыты и практические работы. Поэтому учащиеся смогут примени.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом .


Элективный курс "Металлы побочных подгрупп".

Элективный курс "Металлы побочных подгрупп" предназначен для учащихся 9-го класса. Курс является предметно-ориентированным. Содержание курса направлено, в первую очередь, на углубление зна.


Элективный курс «Человек и металлы побочных подгрупп»

Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элемент.


рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов".

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я.

ПРОЕКТ по теме: «Реализация требований ФГОС при изучении темы: «Металлы»»

Данная проектная работа посвящена изучению темы: «Реализация требований ФГОС при изучении темы «Металлы»».

Цель: на основе составления проектной работы по теме: «Реализация требований ФГОС при изучении темы «Металлы»»как одной из творческих работ учителя:

- ознакомиться с функциями, структурой и назначениями ФГОС ООО;

- разработать тематическое планирование выбранной темы по новым образовательным стандартам;

- составить план-конспекты двух уроков с элементами ФГОСи итоговую контрольную работу;

- предложить рекомендации учителям-коллегам по изучению выбранной темы.

Задачи проектной работы:

- ознакомиться с модернизацией Российского образования, структурой и назначениями ФГОС ООО;

- выявить ключевые особенности ФГОС общего образования, отражающие их инновационность и преемственность;

- изучить концептуальные основы образовательного стандарта по химии.

Изучение темы «Металлы» вносит существенный вклад в развитие и воспитание учащихся, а также служит базой для рассмотрения ведущих теоретических концепций школьного курса. Последовательность и методика изучения темы представляет собой сложную, недостаточно решенную задачу на сегодняшний день. В связи с этим изучение темы «Металлы» в соответствии с требованиями ФГОСостается актуальной задачей методики обучения химии в средней школе.

Структура работы. Проектная работа состоит из аннотации, введения, основной части, рекомендаций, заключения, и списка использованной литературы. Работа изложена на 37 страницах.

II . ВВЕДЕНИЕ

Модернизация Российского образования. ФГОС, его назначение по химии.

Переход России к рыночной экономике повлек за собой необходимость модернизации в области образования. Связана эта необходимость с тем, что все изменения, происходящие в обществе, затрагивают и школу как часть общества. Слабая образовательная система - это угроза конкурентоспособности страны.В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Основные задачи модернизации российского образования это не только обновление содержания образования, но и повышение его доступности, эффективности икачества. Впервые на всех стадиях обучения выделены общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и его практическому освоению. Учащиеся должны быть вовлечены в творческие занятия, исследовательские проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного, психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Новый стандарт впервые построен на основе фундаментальных наук о ребенке и в основу ставит идею его развития, иными словами принципиальным отличием стандартов II поколения является то, что основная цель образования - не предметный, а личностный и метапредметный результат.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС представляет собой совокупность требований, к реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

- к структуре основных образовательных программ;

- к результату освоения основной образовательной программы ООО;

-к условиям реализации стандарта.

Стандарты II поколения ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и позволяющие ставить и решать важнейшие реальные жизненные и профессиональные задачи, встречающиеся в самых различных областях человеческой деятельности. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой универсальных и специфических учебных действий по всем предметам.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием.

Формирование УУД на уроках химии. Предметные компетенции.

В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся (УУД). Программа развития УУД на этапе среднего (полного) общего образования должна быть направлена на:

а) реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы (ООП);

б) повышение эффективности освоения обучающимися ООП, а также усвоения знаний и учебных действий;

в) формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

г) формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Согласно ФГОС общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:

1) овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;

2) систематизация основных химических законов и теорий в пределах ООП среднего (полного) общего образования;

3) овладение химической терминологией и символикой;

4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций;

5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов; 6) способность пользоваться ПСХЭ Д.И.Менделеева;

7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;

8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;

9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;

10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровье человека. Кроме того, на уроках химии следует уделять внимание формированию ценностных отношений к труду, наукам, образованию, культуре, технике, природе, обществу.

III . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Значение темы «Металлы» для развития мировоззрения учащихся.

В настоящее время школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за интеллектуальные ресурсы общества. И от того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но и будущие условия жизни людей. Содержание темы «Металлы» и положение ее в общей структуре курса неорганической химии предоставляет учителю возможность широкого использования дедуктивного подхода в обучении и активизации познавательной деятельности учащихся посредством создания проблемных ситуаций, развития у учащихся умения выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать их.

Изучение металлов позволяет развивать у учащихся материалистические представления о познаваемости строения и свойств веществ, о возможности научного предвидения, обусловленности свойств веществ строением составляющих их атомов, кристаллов. Велико значение темы и в воспитательном отношении: изучение истории отечественной металлургии, успехов современной металлургической промышленности формирует у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну, способствует развитию интереса к предмету, профориентации учащихся.В плане профориентации, подготовки учащихся к труду в народном хозяйстве большое значение имеет тема «Сплавы».

Цель темы: формировать у учащихся представление о зависимости физических свойств металлов от типа их кристаллической решетки и особенностей строения атомов; создать условия учащимся дляформирования представлений об электрохимическом ряде напряжений металлов, знаниях об общих химических свойствах металлов; развивать умения составлять уравнения химических реакций; представлений о металлургии,способах получения металлов разной степени активности из минералов, горных пород и руд, ознакомить учащихся с природными соединениями металлов; о коррозии как окислительно-восстановительном процессе, о способах защиты металлов от коррозии; отрабатывать умения характеризовать химические элементы по их положению в ПС, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов; актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов, щелочей, солей, познакомить учащихся с применением соединений щелочных и щелочно-земельных металлов в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; формировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя; о качественных реакциях на ионы железа.

Задачи темы : создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению темы, умений самостоятельно приобретать и применять на практике знания о металлах, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности; ознакомить с особенностями свойств изучаемых металлов, свойств, обуславливающих применение данных металлов в той или иной области; показать, что полученные знания можно и нужно применять в повседневной жизни;содействовать формированию у школьников умений сравнивать свойства металлов и сплавов; развивать у ребят умение выдвигать гипотезы, делать выводы о практической значимости металлов.

3.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ» - 18 ЧАСОВ

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение химии в 9 классе отводится – 70 ч, 2 часа в неделю. Из них на изучение темы «Металлы» отводят 18 часов.

Презентация на тему "Методика изучения темы (по учебнику П.А.Оржековского, химия, 9 кл.) «Металлы»"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УН.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
ИНСТИТУТ ХИМИИ
КАФЕДРА ХИМИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Методика изучения темы
(по учебнику П.А.Оржековского, химия, 9 кл.) «Металлы»

Выполнила:
студентка 2 курса,
Института химии
Ситмухамбетова Светлана Сергеевна
Научный руководитель:
профессор кафедры
Штремплер Г.И

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИЦель настоящей работы: дать методические рекомендации по изучени.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель настоящей работы: дать методические рекомендации по изучению темы «Металлы» в 9 классе общеобразовательной школы по учебнику Оржековского П.А., Мещеряковой Л.М., Шалашовой М.М., Химия. 9 класс.
Задачи работы: составить тематический план, словарь основных понятий, привести примеры расчетных задачи, разработать конспект урока и внеклассного мероприятия, а также предоставить задания для контроля учебных достижений учащихся и примеры дидактических игр.

МЕСТО ДАННОЙ ТЕМЫ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Оржековский П.А. в своем учебни.

МЕСТО ДАННОЙ ТЕМЫ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Оржековский П.А. в своем учебнике предлагает изучить тему «Общие свойства металлов. Металлическая связь» в течение одного часа .
Тема «Металлы» дает большую основу, так как впоследствии будут изучаться частные случаи металлов, нужна база, с помощью которой будут характеризоваться те или иные металлы.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫДля формирования знаний и умений учащихся по химии: Изучение ме.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ
Для формирования знаний и умений учащихся по химии:
Изучение металлов позволяет учащимся понять связь теории с практикой. В процессе изучения темы, учащиеся получают новую для них информацию, тем самым формируются новые понятия темы, такие как металлы, металлическая связь, электронный газ и т.д.
На практических занятиях у учащихся формируются практические умения и навыки, развиваются практические навыки обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, появляется практический интерес к наблюдаемым явлениям.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫДля воспитания учащихся: Материал данной темы позволяет рассмотр.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ
Для воспитания учащихся:
Материал данной темы позволяет рассмотреть проблему охраны окружающей среды, помогает формировать бережное отношение к природе.
При изучении данной темы осуществляется трудовое воспитание учащихся. На практических занятиях ученики будут воспитывать ответственность, внимательность и аккуратность при выполнении лабораторных опытов.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫДля развития учащихся: Химический эксперимент дает возможность в.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ
Для развития учащихся:
Химический эксперимент дает возможность визуально наблюдать химические явления, признаки химических реакций.
Появляется возможность задуматься над свойствами тех или иных веществ.
Объяснение химических экспериментов способствует развитию речи, более грамотному изложению понятий.
При выполнении лабораторных опытов ученики будут развивать навыки работы в химической лаборатории.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫМеталлы — группа элементов, в виде простых веществ, обла.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Металлы — группа элементов, в виде простых веществ, обладающих характерными металлическими свойствами, такими, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивлени, высокая пластичность и металлический блеск.
Металлическая связь - химическая связь, которая обусловлена взаимодействием положительных ионов металлов, составляющих кристаллическую решётку, с электронным газом из валентных электронов.
Электронный газ - свободные в данный момент электроны в атомно - ионной (металлической) кристаллической решетке. Эти электроны, принадлежат всему объему металла. Именно наличием электронного газа объясняются явления тепло- и электропроводности.

ЭКСПЕРИМЕНТОпыт №1. Физические свойства меди. Опыт №2. Химические свойства ме.

ЭКСПЕРИМЕНТ
Опыт №1. Физические свойства меди.
Опыт №2. Химические свойства меди.
Опыт №3. Физические свойства серебра.
Опыт №4. Физические свойства цинка.
Опыт №5. Химические свойства цинка.
Опыт №6. Физические свойства железа.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕДИМеталлическая медь реагирует с азотной кислотой, с ко.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕДИ
Металлическая медь реагирует с азотной кислотой, с концентрированной серной кислотой при нагревании, с солями аммония и железа (III):
Cu + 4HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2;
3Cu + 8HNO3(разб.) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO;
Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + 2H2O + SO2;
Cu + 2NH4NO3 = Cu(NO3)2 + 2NH3 + H2;
Cu + Fe2(SO4)3 = CuSO4 + 2FeSO4.

РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИКакое из следующих соединений содержит больше железа: FeO, Fe.

РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Какое из следующих соединений содержит больше железа: FeO, Fe2O3, Fe3O4.
Сколько железа содержится в 5 моль оксида железа (III).
Цинк растворили в соляной кислоте, и объём выделившегося газа составил 2,24 л (н.у.). Какая масса цинка была растворена?
Сколько кислорода потребуется для сжигания 3 г лития?
Вычислите, достаточно ли 6,4 г кислорода для полного обжига 9,6 г сульфида цинка.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «МЕТАЛЛЫ»1. Организационный урок (1 – 2 мин) 2. Опрос-пов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «МЕТАЛЛЫ»
1. Организационный урок (1 – 2 мин)
2. Опрос-повторение (5 – 7 мин)
3. Изучение нового материала (25 – 30 мин):
История открытия щелочных металлов
Положение в ПСХЭ
Физические свойства
Нахождение в природе
Химические свойства
Свойства у оксидов, гидроксидов и солей щелочных металлов
4. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (3 – 5 мин)
5. Домашнее задание, выставление оценок (1 – 2 мин)

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛИЦ-ОПРОС»Цель: закрепить и обобщить.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛИЦ-ОПРОС»
Цель: закрепить и обобщить знания учеников о металлах.
Задачи:
- образовательные: повторить физические и химические свойства металлов и их соединений.
- воспитательные: воспитывать умение работать в команде.
- развивающие: развивать внимание, быстроту реакции, мышление.
Ход викторины:
Класс делится на 4 команды. Ведущий задает вопросы. Капитан команды подает звуковой сигнал колокольчиком. И команда дает ответ. Если ответ неверный – право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Викторина проводится перед дидактической игрой. Поэтому победитель определяется по итогам двух мероприятий.

ТЕСТ «МЕТАЛЛЫ»1. Химический элемент кальций расположен в Периодической систем.

ТЕСТ «МЕТАЛЛЫ»
1. Химический элемент кальций расположен в Периодической системе химических элементов в:
а) в 5 периоде VI - A группы;
б) в 4 периоде II - А группы;
в) в 4 периоде V - A группы;
г) в 3 периоде V - A группы.
2. Строение атома магния выражает последовательность чисел: заряд ядра, расположение электронов по энергетическим уровням:
а) +15; 2,8,5;
б) +5; 2,3;
в) +12; 2,8,2;
г) +6; 2,4.
3. Атомы натрия и калия имеют одинаковое число:
а) протонов в ядре;
б) электронов во внешнем электронном слое;
в) электронных слоев;
г) электронов.
4. В порядке усиления восстановительных свойств элементы расположены в ряду:
а) Pb - Sn - Ge - Si;
б) Ba - Sr - Ca - Mg;
в) Si - Al - Mg - Na;
г) Te - Se - S - O.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема «Металлы» обширна и при ее изучении возможно решение множ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема «Металлы» обширна и при ее изучении возможно решение множества педагогических задач. В школьном курсе химии следует больше внимания уделять решению экспериментальных задач, т.к. образовательная, развивающая и воспитательная роль их очень велика. Также стоит чередовать индивидуальную работу учеников с работами в паре. Решение экспериментальных задач необходимо чередовать с решением расчетных задач. Задачи можно использовать на любом этапе изучения темы – объяснение, повторение, закрепление. Демонстрационные опыты может проводить учитель или ученик. Высокая избирательность опытов позволяет проводить их быстро и качественно. Результат на практике практически всегда совпадает с ожидаемым. Все это возможно чередовать в процессе изучения данной темы.

ЛИТЕРАТУРААхметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. – 4-е и.

ЛИТЕРАТУРА
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., Изд. центр «Академия», 2001. C. 185.
Гринвуд Н. Химия элементов: в 2 томах. / Н. Гринвуд, А. Эрншо; пер с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. С. 421
Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Аст-Астрель. – 2007.
Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 191с. С. 44-71.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник / О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 319, [1].
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Презентация по химии на тему "Формирование компетенций учащихся при изучении темы Металлы" (9 класс)

Формирование ключевых и предметных компетенций учащихся при изучении темы ".

1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи темы
3. Значение темы и её место в курсе химии
4. Ожидаемые результаты освоения темы
5. Психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса
6. Формирование ключевых и предметных компетенций учащихся на уроках химии
7. Реализация метода проблемного обучения при изучении темы "Металлы"
8. Система знаний
9. Система деятельности
10. Поурочное планирование темы
11. Разработка урока "Коррозия металла"
12.Анализ результатов диагностики
13. Выводы
Содержание работы:

Пояснительная запискаХимия способствует формированию мировоззрения учащихся и.

Пояснительная записка
Химия способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем. Для проявления интереса к предмету и повышению качества результативности в своей работе применяют:
1)Технологию проблемного обучения
2) Игровую
3) Метод проектов
4) Опорных схем и сигналов
Ведущую роль отвожу технологии проблемного обучения, которая способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
Применение этой технологии я хочу рассмотреть на примере изучения темы "Металлы"

Цели и задачи темы “Металлы”Изучение раздела “Металлы” в 9 классе направлено.

Цели и задачи темы “Металлы”
Изучение раздела “Металлы” в 9 классе направлено на достижение следующих целей
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Сформировать представление о свойствах металлов и их соединений на основе строения их атомов и положении в периодической системе. Рассмотреть вопросы нахождения их в природе и области применения. Сформировать понятие коррозия металлов.
Развивать исследовательские, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции; анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, находить нужные решения проблемных ситуаций, обосновывать своё решение, делать выводы.
Воспитывать интерес к предмету, культуру учебного труда, уважение к творцам науки, разумного использования достижений науки и технологий для развития человеческого общества, отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры.

Значение темы и её место в курсе 9 классаК изучению темы "Металлы" учащиеся.

Значение темы и её место в
курсе 9 класса
К изучению темы "Металлы" учащиеся приходят с определённым запасом знаний о строении атомов, физических свойствах металлов, механизме проводимости электрического тока в металлах и электролитах, понятии окислитель и восстановитель. Они имеют также некоторые практические навыки в выполнении эксперимента и решения задач. Все эти знания и умения служат основой для более глубокого изучения вопросов этой темы. Изучение металлов, уже на новом, более высоком уровне требований, позволяет развивать у учащихся материалистические представления о познаваемости строения и свойств веществ, о возможности научного предвидения, обусловленности свойств веществ, строения составляющих их атомов.

Ожидаемые результаты освоения темыЗнать строение, свойства, применение металл.

Ожидаемые результаты освоения темы
Знать строение, свойства, применение металлов, нахождение их в природе.
Уметь проводить эксперименты и делать выводы
Применять на практике знания и умения
Усвоить идеи единства законов природы и неисчерпаемости познания
Развивать ключевые и предметные компетенции

Психолого-педагогические способности учащихся 9 классаВнимание ученикаПознава.

Психолого-педагогические способности учащихся 9 класса
Внимание ученика
Познавательный интерес к предмету
Содержание урока
Использование разнообразных методов проведения урока с учётом потребности данного возраста в общении
Демонстрация, лабораторная работа, развивающий эксперимент, уроки исследовании
Уроки проблемного изложения материала
Нестандартные формы уроков
Эвристическая беседа

Формирование ключевых и предметных компетенций учащихся на уроках химииФормир.

Формирование ключевых и предметных компетенций учащихся на уроках химии
Формирование компетенций
Компетентностный подход
Коммуникативная
Ценностоно-смысловые
Информационная
Социально-трудовая
Общекультурные
Учебно-познавательная
Предметная
Личностного самосовершенствования
Деятельность учащихся
Интерес к деятельности
у учащихся
Проблемная ситуация
Неожиданности
Предположения
Конфликта
Опровержения

Проблемное обучение - обучение через "открытие"Проблемное изложениеСамостояте.

Проблемное обучение - обучение через "открытие"
Проблемное изложение
Самостоятельная исследовательская деятельность
Этапы проблемного обучения:
1.Подготовка к восприятию проблемы
2.Создание проблемной ситуации
3.Формулирование проблемы
4.Процесс решения проблемы
5.Доказательство правильности
избранного решения
Частично-поисковая деятельность
Проблемная ситуация

Способы полученияНахождение в природеПрименениеСистема знанийСвойства металло.

Способы получения
Нахождение в природе
Применение
Система знаний
Свойства металлов
Строение атомов металлов

Система деятельностиЭвристическая беседаПроблемное изложение нового материала.

Система деятельности
Эвристическая беседа
Проблемное изложение нового материала
Урок-исследование
Изложение материала с использованием опорных схем и сигналов
Лабораторные и практические работы
Уроки решения задач
Проблемный семинар
Нестандартные уроки
Контрольная работа
Тестирование
Урок-конференция
Защита творческих работ, презентаций, проектов
Виды учебной деятельности на различных
этапах освоения знаний
Изучение нового материала
Закрепление и развитие ЗУН
Контрольный

Поурочное планирование темы

Поурочное планирование темы

Разработка урока "Коррозия металлов"Тема урока : Коррозия металлов, её виды.

Разработка урока "Коррозия металлов"
Тема урока : Коррозия металлов, её виды. Способы защиты металлов и сплавов от коррозии
Уровень учащихся: 9 класс
Место урока: в разделе “Металлы” – 4 урок
Тип урока: урок изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Средства обучения: таблицы, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, компьютер, мультимедийное сопровождение, дидактические материалы.
Методы и приёмы обучения: метод проблемного изложения, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабораторного проблемного эксперимента

Цели урокаОбразовательные: Сформировать понятие о коррозии металлов как окис.

Цели урока
Образовательные:
Сформировать понятие о коррозии металлов как окислительно-восстановительном процессе, изучить её виды, механизм, значение, способы защиты, изучить влияние различных факторов на скорость коррозии, рассмотреть бытовые и экологические проблемы, вызываемые процессами коррозии.

Развивающие:
Формировать исследовательские, информационные, учебно-познавательные компетенции, уметь строить логические цепочки, делать выводы из наблюдений, прогнозировать решение проблем.

Воспитательные:
Совершенствовать коммуникативные компетенции, формировать положительную мотивацию к изучению предмета, максимально приближая изучаемый материал к жизненным ситуациям, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное и грамотное использование материалов.

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Что является причиной этих разрушений ?Коррозия металлов. От латинского "раз.

Что является причиной этих разрушений ?
Коррозия металлов.
От латинского "разъедать"
Что это?
Почему?
Как?
Какая?
От чего?
Для чего?

Опорный конспектКоррозия- это самопроизвольный процесс разрушения металлов и.

Опорный конспект
Коррозия- это самопроизвольный процесс разрушения металлов и сплавов под воздействием окружающей среды. Коррозия металлов наносит большой экономический вред. Различают коррозию по характеру разрушения (сплошная, язвенная, точечная) и по механизму протекания(химическая, электрохимическая). Существуют различные способы защиты от коррозии (защита более активным металлом, отделение металла от агрессивной среды, пассивация металла, изготовление сплавов стойких к коррозии, введение ингибиторов).

Демонстрационный опытЭлектрохимическаяХимическаяКОРРОЗИЯК(медь) 2H++ 2eH.

Демонстрационный опыт
Электрохимическая
Химическая
КОРРОЗИЯ
К(медь) 2H++ 2eHº2
А (железо) Feº- 2eFe² +
_____________________
Feº+2H + Fe²+ +Hº2
1. Очищаем железную пластину наждачной бумагой и прокаливаем в пламени спиртовки.
2. В пробирку помещаем гвоздь, раствор соляной кислоты и медную проволоку.
1
2
3Fe+2O2  FeO· Fe2O3
t
Железная окалина

Презентация исследовательских работЭтапы исследовательской работы. 1.Изучение.

Презентация исследовательских работ
Этапы исследовательской работы.
1.Изучение теоретического материала
2.Формулирование гипотезы.
3.Выполнение лабораторных опытов.
4.Фиксирование результатов проблемного эксперимента и их анализ.
5.Формулирование выводов.
Катализаторы и ингибиторы коррозии
Факторы, влияющие на интенсивность коррозии
Способы защиты от коррозии
Коррозия
железа
Электро-химическая коррозия

Этап проверки новых знаний. РефлексияС помощью теста проверяются и закрепляю.

Этап проверки новых знаний.
Рефлексия
С помощью теста проверяются и закрепляются новые знания, полученные на уроке.
Ученики самостоятельно выполняют задания теста. Затем учитель показывает правильные ответы.
Ученики исправляют найденные ошибки и оценивают свой результат.

Домашнее задание.
Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.

Анализ результатов диагностикиБыл проведён контроль качества усвоения темы "М.

Анализ результатов диагностики
Был проведён контроль качества усвоения темы "Металлы" в 2008/09 учебном году (до применения технологии проблемного обучения) и в 2010/11 году (после применения технологии) учащимися 9 классов. На диаграмме №2 представлен анализ результатов итогового тестирования по теме "Металлы".
Анализ тестирования показал, что учащимися 9 классов, изучающих вышеназванную тему с использованием технологии проблемного обучения, лучше усвоен программный материал. Об этом свидетельствует увеличение уровня и качества обученности.

ВыводыИспользование методов проблемного обучения в моей педагогической деятел.

Выводы
Использование методов проблемного обучения в моей педагогической деятельности:
а)Стимулирует рост моей профессиональной подготовки.
б)Способствует усвоению ЗУН учащихся.
в)Повышает прочность химических знаний учащихся.
г)Способствует формированию ключевых компетенций, особенно: коммуникативной, исследовательской, учебно-познавательной, информационной.
д)Способствует проявлению учениками высокой самостоятельной активности.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Читайте также: