Момент затяжки гбц ямз 236 с металлической прокладкой

Обновлено: 17.05.2024

Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.

Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.

Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.

Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.

Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 1), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 3).

Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня , при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего:

- ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
- при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;
- не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
- проверить натяжение ремня.



Рис. 1 - Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236



Рис. 2 - Снятие регулировочных прокладок

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 2).

Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 регулировать натяжным устройством.

Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.



Рис. 3 - Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236



Рис. 4 - Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236

Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.

После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

Подтяжка крепления головки блока цилиндров дизелей ЯМЗ-236

Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в порядке возрастания номеров.



Рис. 5 - Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236

После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.

Регулировка зазоров в клапанов двигателя ЯМЗ-236

Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.

При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.

Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:

- на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;
- на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

- Выключить подачу топлива.
- Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
- Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).
- Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 6), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).
- Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.



Рис. 6 - Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236

- Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.



Рис. 7 - Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236

- Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм.

- Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.

Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.

После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236


Порядок затяжки гбц ямз 236 и усилие производится с помощью динамометрического ключа. Помимо прижатия прокладок. Необходимо учитывать просадку гильз. При неравномерной затяжке. Большая вероятность того что на гильзы будет оказываться неравномерная нагрузка. Одна гильза прижмется сильнее. Другая слабее. В результате одна из гильз просядет.

Cнятие головки ямз 236

Cнятие головки начинается с откручивания водяного коллектора. Впускного коллектора. Топливные трубки. При их снятии необходимо фиксировать удлинители топливных форсунок. Они откручиваются от форсунок. И теряют герметичность. При последующей установке. Возможно просачивание топлива в картер двигателя. Осторожно необходимо откручивать трубку обратки топлива.

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236

Возможна утечка как из под гайки трубки . Так и из под штуцера. Который вворачивается в блок. Особенно необходимо быть острожным при откручивании трубки обратки с форсунок. Трубка лопается в основании штуцера. Если резко провернуть ключ. После того как удалены все трубки. Откручиваются и вынимаются форсунки. Кронштейны коромысел прикручены болтами.

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236

Снятие штанг толкателей может привести к неприятному моменту. Если неосторожно вытаскивать штангу . И она выскочит из рук. То провалиться в картер двигателя . Достать её будет очень тяжело. Многие оставляют штангу там. Она особенно не помешает работе двигателя. Если займет нейтральное положение. Поэтому выниматься штанга должна аккуратно.

Гайки крепления головки желательно откручивать с одним усилием. При помощи динамометрического ключа. Головка массивная. Ослабление одних гаек приведет к увеличению нагрузки на другие. Это может вызвать как просадку гильз. Так коробление самой головки. Лучше открутить её в два приема. Установив на ключе нагрузку в 140 Н*м.

Проверка посадки гильз и плоскости головки

Головка снята. Её необходимо отчистить от нагара. Промыть. Тоже самое необходимо сделать с плоскостью гильз и блока. Важно отчистить поверхности тщательно. Что бы произвести проверку плоскости головки на возможный изгиб. И проверить блок на просадку гильз. Для двигателей ЯМЗ это очень актуальная тема. Гильзы проседают в свои посадочных местах. И проседают на только друг относительно друга. Они садятся на один бок . это практически не видно на глаз.

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236

Линейка хорошо позволяет увидеть, как сидят гильзы. Лечат эту проблему по разному. Все зависит от того на сколько сильно произошла просадка. Иногда помогает установка дополнительного кольца по верхнюю кромку гильзы. Которая упирается в блок двигателя. У кого то получается выровнять гильзу у кого то нет. Лучше это сделать на ремзаводе при помощи расточного станка. Есть специальные приспособления по выравниванию посадочных мест не снимая и не разбирая двигатель до конца.

Посадка гильз в первую очередь влияет на прорыв газов из камеры сгорания. Газы попадают в водяную рубашку. И через расширительный бачок наружу. Или скапливаются в верхней точке водяного коллектора. Образуют воздушную пробку. Первое что происходит. Перестаёт нагреваться радиатор печки. Так пробки газов не позволяют циркулировать жидкости. При э том мотор хорошо работает и не выбрасывает охлаждающую жидкость из расширительного бачка. Это как бы первый звонок. снова придётся снимать головку блока цилиндров. Поэтому лучше сразу проверить перепады и наклон гильз. Для этого можно воспользоваться специальной линейкой. Что бы потом не делать двойную работу.

Установка прокладки

Если с плоскостями всё нормально головки после ремонта можно ставить на место. Предварительно устанавливается прокладка головки блока. На турбированных двигателях помимо основной прокладки предусмотрены фторопластовые кольца. Но их можно установить и на обычные двигателя. Эти кольца помогают выровнять возможные небольшие неровности при посадке гильз. И неровности головки блока. Кольца эти ставятся внутри прокладки . Для этого в кольцах предусмотрен паз по наружной стороне. Его необходимо расширить. Сделать это можно с помощью отвертки. Кольцо вставляется в прокладку.


И затем прокладка со всеми кольцами устанавливается на блок двигателя. При установке прокладки необходимо проверить правильность её установки. Если головка стоит правильно. Отверстия под масляные каналы совпадают с каналами. Луче лишний раз в этом убедиться.

Затяжка головки

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236 предусматривает схема затяжки. То есть затяжка происходит по порядку предусмотренной в схеме. Согласно номерам

Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236

Этапы протягивания ГБЦ

Первый раз болты необходимо затягивать от руки. Чтобы головка равномерно выровнялась по плоскости. Усилие прилагать практически не надо. Главное чтобы гайки до крутились до плоскости головки и прижались к ней. При каждом этапе необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЯМЗ 236.

Следующий этап необходимо производить уже с динамометрическим ключом. На необходимо выставить незначительное усилие. Скажем в 50 Н*м. Это позволит максимально выровнять плоскость головки. Относительно гильз и блока. Это усилие как бы подстраховывает. В том что головка стоит ровно. И её уже можно начинать притягивать уже с большим усилием.

140 Н*м это промежуточное усилие с которым необходимо протянуть гайки головки блока. Оно даст предварительную просадку гильз. Обтянется прокладка головки блока

240-260 Н*м окончательное усилие протяжки. Очень важно не делать резких усилии на ключ. А плавно проворачивать его до характерного щелчка. Лучше воспользоваться динамометрическим ключом с большим диапазоном усилий. Ключ имеет больший рычаг и им проще работать. Это усилие окончательное. Можно дать головке отстояться некоторое время и ещё раз. Проверить усилие 240-260 Н*м на гайках. До характерного щелчка. Бывает что неровно садиться шайба. Потому что на них появляются проточки от гаек.

Предосторожность при сборке

Головка протянута. Теперь можно устанавливать все на свои места. Как при снятии штанг толкателей. Так и при установке. Необходимо быть очень осторожным. Обязательно нащупать штангой её посадочное место. Оно представляет собой чашку. И в неё очень легко промахнуться. Штанга сама если её вставлять, не придерживая. в чашку не попадет. А провалится в картер двигателя. После того штанги встали на свои места. Прикручиваются кронштейны коромысел вместе с коромыслами. Форсунки крепятся кронштейнами.

Топливные трубки на слив обратки. Необходимо прикручивать аккуратно. Желательно поставить новые уплотнительные шайбы. С новыми шайбами трубки не будут прокручивать при затяжке штуцера. Даже небольшой проворот на форсунке грозит тому что трубка лопнет. При затягивание штуцера трубки в саму головку необходимо убедиться, что затянут штуцер. И при затягивании гайки трубки. Его необходимо придерживать. Чтобы не повредить резьбу. Это соединение очень часто приносит проблему. С подтеканием топлива. Которое попадет в поддон. После чего увеличивается уровень масла в двигателе.После установки всех коллекторов необходимо провести регулировку клапанов.

Проверка герметичности топливных трубок

Перед тем как закрыть клапанную крышку. Следует завести двигатель. Для того чтобы проверить утечку топлива. Смотреть необходимо на все места соединения трубки обратного топлива. Так же смотреть необходимо на все места соединения трубки обратного топлива. Так же необходимо проверить соединения между форсункой и удлинителем. При не правильной затяжке трубок высокого давлении. Проворачивается удлинитель в корпусе форсунки. В результате корпус лопается. Трещина очень мелкая её трудно увидеть. Но топливо через неё будет просачиваться. Это заметить можно.

При работающем двигателе полость головки быстро наполняется маслом. Если не хватило времени все внимательно осмотреть двигатель лучше заглушить . Дождаться пока масло стечет. И снова завести мотор. Процедура не очень приятная. Но после сборки может поднимать уровень масла. Это от того что в него попадает топливо. И попадает оно туда как раз из этих мест. Поэтому лучше сразу лишний раз убедиться.

Если все нормально можно закрывать крышку. При затяжке крышки усилие большое прилагать ненужно. Так как можно выдавить прокладку. Перед установкой обязательно нужно убедиться что прокладки сидит в пазах правильно. Чтобы избежать лишних проблем с подтеканием масла. Установка ГБЦ ЯМЗ на этом закончена . Осталось завести мотор и проверить возможные подтекания . Охлаждающей жидкости. Масла из под прокладки крышки. Порядок затяжки ГБЦ ЯМЗ 236 и усилие с которой она протягивается влияют на дальнейшую работу двигателя. Поэтому важно сделать всё правильно.

Последовательность затяжки клапана головки блока цилиндров ЯМЗ 236

Процедура затяжки головки блока цилиндров ЯМЗ 236 и момент затяжки должны выполняться динамометрическим ключом. В дополнение к затяжке прокладок. Необходимо учитывать провисание вкладышей. При неравномерном затягивании. Более вероятно, что вкладыши будут подвергаться неравномерной нагрузке. Один вкладыш будет затянут сильнее. Другой слабее. В результате один из вкладышей даст усадку.

Разборка головки начинается с откручивания водяного коллектора. Впускной коллектор. Топливопроводы. При их снятии необходимо зафиксировать удлинители топливных форсунок. Они откручиваются от форсунок. И потерять свою печать. Во время последующей установки. Топливо может попасть в картер двигателя. При откручивании возвратного топливопровода необходимо соблюдать осторожность.

Процедура затяжки ДКК для ЯМЗ 236

Утечка возможна как со стороны гайки трубы, так и со стороны трубы. Также возможна утечка под фитингом. Который вкручивается в блок. При откручивании обратного трубопровода от форсунок необходимо соблюдать особую осторожность. Трубка ломается у основания коннектора. При резком повороте гаечного ключа. После удаления всех трубок. Насадки откручиваются и снимаются. Кронштейны толкателей закреплены болтами.

Процедура затяжки ДКК для ЯМЗ 236

Снятие толкателя может привести к неприятным моментам. Если толкатель вытащен небрежно. Если он выскользнет из ваших рук. Он упадет в картер двигателя. Вытащить его будет очень сложно. Многие люди оставляют там удочку. Он не мешает работе двигателя. До тех пор, пока он находится в нейтральном положении. Поэтому извлекать стержень следует осторожно.

Головные гайки следует откручивать с тем же усилием. Используйте динамометрический ключ. Голова массивная. Ослабление одних гаек приведет к увеличению нагрузки на другие. Это может привести к провисанию обоих вкладышей. Аналогичным образом может деформироваться и сама головка. Лучше всего откручивать его в два этапа. Установите нагрузку на гаечный ключ на 140 Н*м.

Снимается головка блока цилиндров. Очистите его от нагара. Вымойте его. Проделайте то же самое с плоскостью накладок и блока. Важно тщательно очистить поверхности. Чтобы проверить поверхность головки цилиндра на наличие изгибов. И проверьте блок на предмет утечки футеровки. Для двигателей JAMZ это очень актуальная тема. Вкладыши сжимаются на своих местах. И расселение происходит только относительно друг друга. Они сидят на одной стороне — это почти незаметно для глаза.

236 процедура затяжки ДКК для ЯМЗ

Линейка — хороший способ проверить, как сидят гильзы. Эта проблема лечится разными способами. Все зависит от степени провисания. Иногда помогает установка дополнительного кольца по верхнему краю лайнера. Который опирается на блок двигателя. Некоторые люди могут выровнять лайнер, а некоторые нет. Это лучше сделать производителю с помощью расточного станка. Существуют специальные приспособления для выравнивания посадочных мест без разборки и демонтажа двигателя.

Посадка вкладышей в первую очередь влияет на удаление газов из камеры сгорания. Газы попадают в водяную рубашку. И через расширительный бак наружу. Или они скапливаются в верхней части распределителя воды. Он образует воздушный шлюз. Первое, что происходит. Нагревательный элемент водонагревателя перестает нагреваться. Таким образом, газовые пробки не позволяют жидкости циркулировать. Но двигатель работает нормально и не сливает охлаждающую жидкость из расширительного бачка. Это похоже на первый звонок. Вам снова придется снять головку блока цилиндров. Поэтому лучше сразу проверить наклон и уклон вкладышей. Для этого можно использовать специальную линейку. Чтобы потом не пришлось делать двойную работу.

Если с плоскими поверхностями все в порядке, то после ремонта можно установить головку блока цилиндров на место. Сначала необходимо установить прокладку головки. В двигателях с турбонаддувом фторопластовые кольца поставляются в дополнение к прокладке головки. Но их можно устанавливать и на обычные двигатели. Эти кольца помогают компенсировать незначительные неровности, которые могут возникнуть при посадке вкладыша. И неровности на головке блока. Эти кольца вставляются в прокладку. Для этого в кольцах с внешней стороны имеется канавка. Это должно быть увеличено. Это можно сделать с помощью отвертки. Кольцо вставляется в прокладку.

236 процедура затяжки ДКК для ЯМЗ

Затем прокладка со всеми кольцами устанавливается на блок двигателя. При установке прокладки убедитесь, что она расположена правильно. Если головка расположена правильно. Масляные отверстия находятся на одной линии с масляными каналами. Лучше убедиться в этом.

В процедуре затяжки головки блока цилиндров ЯМЗ 236 приведена схема затяжки. Это означает, что затяжка производится в порядке, предусмотренном схемой. Согласно цифрам.

236 процедура затяжки ДКК для ЯМЗ

В первый раз болты должны быть затянуты вручную. Для обеспечения равномерного выравнивания головки по плоскости. Для этого не требуется почти никакой силы. Самое главное, чтобы гайки были повернуты к плоскости головки цилиндра и прижаты к ней. Соблюдайте последовательность затяжки головки ЯМЗ 236 на каждом этапе.

Следующая операция должна выполняться уже с помощью динамометрического ключа. Необходимо выставить небольшой отряд. Допустим, 50 Н*м. Это позволяет максимально выровнять плоскость головки цилиндра. Что касается вкладышей и блока. Этот крутящий момент является своего рода средством безопасности. Является ли голова ровной. И вы можете начать затягивать его с большей силой.

140 Н*м — это промежуточное усилие, с которым следует затягивать гайки головки. Это обеспечит первоначальную усадку вкладышей. Прокладка головки блока цилиндров будет затянута.

240-260 Н*м — окончательное натяжение. Очень важно не делать резких движений гаечным ключом. И медленно поворачивайте его, пока не услышите щелчок. Лучше использовать динамометрический ключ с большим диапазоном крутящего момента. Гаечный ключ имеет больший рычаг и более удобен в использовании. Этот момент является конечным моментом. Вы можете отложить динамометрический ключ в сторону на некоторое время и повторить процесс. Убедитесь, что момент затяжки гаек составляет 240-260 Н*м. Пока не услышите характерный щелчок. Возможно, шайба установлена неравномерно. Потому что на них есть канавки от гаек.

Головка затянута. Теперь все можно собрать обратно. Оба при снятии толкателей. А также во время сборки. Необходимо соблюдать осторожность. Обязательно прощупайте посадочное место стержнем. Это чашка. И это очень легко упустить из виду. Сам стержень не войдет в чашку, если вы вставите его, не придерживая. Он упадет в картер двигателя. Затем штанга устанавливается на место. Рычаги управления крепятся болтами вместе с коромыслами. Насадки крепятся с помощью кронштейнов.

Топливопроводы для обратного потока. При их завинчивании необходимо соблюдать осторожность. Рекомендуется установить новые уплотнительные шайбы. С новыми шайбами трубы не будут перекручиваться при затягивании фитинга. Даже незначительное скручивание насадки может привести к разрыву трубы. При затягивании трубного фитинга на самой головке убедитесь, что фитинг затянут. И при затягивании гайки трубки. Она должна удерживаться на месте. Чтобы не повредить резьбу. Это соединение очень часто вызывает проблему. С протекающим топливом. Который попадает в масляный поддон. После этого уровень масла в двигателе повышается. После установки всех коллекторов отрегулируйте клапаны.

Перед закрытием клапанной крышки. Двигатель должен быть запущен. Для проверки утечки топлива. Просмотрите все соединения трубок возврата топлива. Необходимо осмотреть все соединения трубок возврата топлива. Также проверьте соединения между инжектором и удлинительной трубкой. Если линии высокого давления затянуты неправильно. Удлинительная трубка вращается в корпусе форсунки. В результате в организме происходит разрыв. Трещина очень маленькая и ее трудно заметить. Но топливо будет просачиваться через него. Это можно заметить.

При работающем двигателе полость головки быстро заполняется маслом. Если у вас нет времени на внимательный осмотр, лучше выключить двигатель. Подождите, пока масло стечет. Затем снова запустите двигатель. Процедура не очень приятная. Но после сборки он может повысить уровень масла. Это происходит потому, что в него попадает топливо. И именно из этих мест она попадает туда. Поэтому лучше убедиться в этом.

Если все в порядке, можно закрыть крышку. При затягивании гайки не нужно прилагать больших усилий. Может случиться так, что прокладка сжалась. Перед установкой убедитесь, что прокладка правильно установлена в пазах. Чтобы избежать ненужных проблем с утечкой масла. Установка головки блока цилиндров ЯМЗ завершена. Остается запустить двигатель и проверить, нет ли утечек. Охлаждающая жидкость. Масло из-под прокладки крышки. Последовательность затяжки головки блока цилиндров ЯМЗ 236 и усилие, с которым она затягивается, влияют на последующую работу двигателя. Поэтому важно сделать это правильно.

Блок цилиндров и головка блока дизеля ЯМЗ-236

Блок цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 отлит из серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V - образный с углом развала 90º.

Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра ЯМЗ-236НЕ2, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.

В развале блока цилиндров ЯМЗ-236 имеется четыре опорные площадки с крепежными отверстиями для установки топливного насоса высокого давления. На переднем торце блока находится гнездо для подшипников привода топливного насоса.

В приливах (бобышках) на стенках блока цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 имеется сложная система масляных каналов, для подвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, а так же к масляному фильтру и жидкостно-масляному теплообменнику.

Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс вокруг каждого цилиндрового гнезда и вместе с дополнительными ребрами связывают верхнюю и нижнюю плиты цилиндровой части блока, обеспечивая конструкции необходимую жесткость.

В картерных поперечных стенках блока двс ЯМЗ-236 НЕ2 расположено четыре гнезда с вкладышами под коренные шейки коленчатого вала и четыре расточки с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Крышки коренных опор крепятся к блоку ЯМЗ-236 двумя вертикальными и двумя горизонтальными болтами. Благодаря чему достигается высокая жесткость блока в зоне коленчатого вала.

Обработка гнезд под коленчатый вал производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не взаимозаменяемы.

Гильзы блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236

Гильзы блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна.

Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров.

Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров:

ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ2 — 1,6−0.065 мм.

ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ — 0,1−0.035 мм.

На двигатели ЯМЗ-236 могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:

Гильза 236-1002021-А5

Поверхности гильзы фосфатированные. Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.

Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно серого до черного) цвет наружной поверхности.

Верхний торец бурта гильзы выполнен с выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка). В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

Гильза 236-1002021-А

Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, только отсутствует фосфатированное покрытие.

Гильза 7511.1002021-01

Фосфатированная гильза. Высота бурта по сравнению с предыдущими уменьшена до 9,6 мм. Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка). На верхней посадочной поверхности

Выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца. Канавки под уплотнительные кольца в нижней части гильзы блока двс ЯМЗ-236 выполнены аналогично предыдущим.

По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:

Маркировка Наименьший внутренний диаметр, мм
А 130,00-130,02
Б 130,02-130,04
Ж 130,04-130,06

Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.

Головка блока цилиндра дизельного двигателя ЯМЗ-236

Головка блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 представляет собой цельную отливку из серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны.

Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет водяную рубашку, сообщающуюся с рубашкой блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности имеются отверстия под штуцера.

В головке цилиндров двс ЯМЗ-236 размещены клапаны с пружинами и деталями их крепления, коромысла, оси коромысел и форсунки. Седла клапанов вставные.

Седла впускных клапанов изготовлены из специального чугуна, а седла выпускных – из специального жаропрочного сплава. Седла запрессованы в гнезда с натягом. Седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в головку.

На двигатели ЯМЗ-236 устанавливаются блочные головки цилиндров.

Головки блока цилиндров на двигателях ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ2 блочные на три цилиндра каждая. Привалочная поверхность шлифована и в зоне уплотнения гильз цилиндров выполнены кольцевые проточки.

Стык головки цилиндров, блока и гильзы уплотняется прокладкой состоящей из металлической единой на три цилиндра прокладки, уплотняющей газовый стык, и резиновых уплотнительных элементов, уплотняющих масляные, водяные и штанговые полости. Уплотнительные элементы пяти видов в количестве 14 шт. на прокладку (рис. 1).



Рис.1. - Схема установки уплотнителей в металлическую прокладку

1 – металлическая прокладка; 2 – уплотнитель штанговой полости; 3 – уплотнитель слива масла; 4 – уплотнитель подвода воды; 5 – уплотнитель шпильки; 6 – уплотнитель

Головки цилиндров на двигателях ЯМЗ-236Н,Б,НЕ,БЕ блочные на три цилиндра каждая. Конструктивно выполнена в основном аналогично предыдущей блочной головке, но в зоне уплотнения гильз цилиндров нет кольцевых проточек.

Стык головки цилиндров, блока и гильзы (рис. 2) уплотняется прокладкой из материала типа «сэндвич» с окантовками цилиндровых отверстий и отверстий для прохода охлаждающей жидкости.

В окантовки цилиндровых отверстий вставлены разрезные уплотнительные фторопластовые кольца. Крепление к блоку осуществляется 16-ю шпильками с шайбами и гайками.



Рис.2. Схема расположения деталей двигателя ЯМЗ-236 БЕ в месте уплотнения газового стыка

Снятие и установка головки блока цилиндра двигателей ЯМЗ-236

Головку цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 снимать только для устранения неисправностей деталей цилиндропоршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или для замены самой головки.

Снимать головку цилиндров ЯМЗ-236 в следующем порядке:

Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.

Отсоединить от головки все трубопроводы, защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи.

Снять крышку головки цилиндров.

Отвернуть гайки скоб крепления форсунок, снять форсунки, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий.

Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять оси коромысел в сборе с коромыслами и извлечь штанги.

Отвернуть гайки крепления головки цилиндров мотора ЯМЗ-236 БЕ, соблюдая последовательность, обратную затяжке.

Отворачивать гайки крепления индивидуальных головок цилиндров не менее чем за три приема:

I - до 147…118 Нм (15…12 кг/см)

II - до 49…39 Нм (5…4 кг/см)

III - вывернуть гайки.

Снять головку цилиндров с двигателя ЯМЗ-236 БЕ и осмотреть ее состояние. Если необходимо, осторожно снять прокладку головки цилиндров.

Проверить состояние гильз цилиндров и закрыть цилиндровые отверстия, чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.

Установку головки цилиндров ЯМЗ-236 на двигатель автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 производить в обратном порядке. Перед установкой протереть чистой ветошью привалочные плоскости блока цилиндров, бурта гильзы цилиндров и головку цилиндров.

Повторное использование прокладки головки цилиндров допускается с той же головкой двс ЯМЗ-236 только при неизменном положении гильз в блоке цилиндров и при отсутствии следов прорыва газов и разрушения окантовок газового стыка.

Обратить внимание на правильность установки прокладки головки цилиндров на штифты и окантовок прокладок – на бурты гильз цилиндров.

Гайки крепления головок цилиндров ЯМЗ-236НЕ2 затягивать в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 60, моментом 240 – 260 Нм (24 – 26 кг/см).

После первой затяжки повторной операцией проверить требуемый крутящий момент на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность. Нельзя затягивать гайки моментом большим, чем указано, так как это неизбежно приведет к разрушению деталей газового стыка.

Притирка клапанов дизельного двигателя ЯМЗ-236

Перед разборкой головок блока цилиндров мотора ЯМЗ-236 очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на их тарелках для того, чтобы при сборке установить их на свои места.

Для рассухаривания клапанов ЯМЗ-236 необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.

Рассухаривание клапанов двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 выполнять с помощью приспособления, изображенного на рисунке.

Для этой цели ввернуть упорный болт 1 приспособления в отверстие под шпильку крепления оси коромысла, нажимную тарелку 2 приспособления установить на тарелку пружин соответствующего клапана и, нажимая на рукоятку 3 рычага приспособления, отжать пружины клапана, вынуть сухари и снять все детали клапанного узла.

Таким же путем последовательно рассухарить все остальные клапаны и снять пружины клапанов и сопряженные с ними детали.



Рис.3 - Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения двигателя ЯМЗ-236

1 – упорный болт; 2 – нажимная тарелка; 3 – рукоятка

Повернуть головку цилиндров и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла двс ЯМЗ-236 тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта.

Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае; если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.

При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей новыми. Для притирки клапанов мотора ЯМЗ-236 использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива.

Перед использованием притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.

Установить головку блока цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху.

Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров.

Допускается наносить пасту на фаску седла. Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом.

Нажимая на клапан с усилием 20…30 Н (2…3 кгс), повернуть его на 1/3 оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении. Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.

Периодически поднимая клапан двигателя ЯМЗ-236 и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной «А» не менее 1,5 мм (рис. 4).

Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается. При правильной притирке матовый поясок «А» на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса, как показано на рисунке 4.



Рис.4 - Расположение матового пояска на фаске клапана ЯМЗ-236

а – правильное;. в – неправильное; 1–головка цилиндров; 2–седло; 3–клапан

После окончания притирки клапаны и головку цилиндров ЯМЗ-236 тщательно промыть керосином или специальным моющим раствором и высушить. Клапаны, пружины и детали их крепления установить на головку цилиндров и засухарить клапаны, используя приспособление.

Качество притирки проверить на герметичность сопряжений клапан–седло путем заливки керосина или дизельного топлива, заливая его поочередно во впускные и выпускные окна. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать керосин или дизельное топливо в течение одной минуты.

Читайте также: