Монтаж металлических железобетонных конструкций высотных зданий и сооружений

Обновлено: 04.07.2024

Схема возведения каркаса высотного здания ниже уровня земли принципиально не отличается от принятых схем, обычно применяемых при строительстве многоэтажных гражданских зданий, возводимых на свайных фундаментах или жесткой фундаментной плите.
При проектировании работ по возведению нулевого цикла следует учитывать, что из-за больших нагрузок на грунт необходимо проводить дополнительную проверку устойчивости подпорных стен подвальных этажей, надежного восприятия нагрузок при возможном перемещении кранов по конструкциям стилобатной части здания, устраивать мощные бетонные фундаменты под стационарные приставные краны и усиленную балластировку крановых путей при использовании передвижных приставных кранов.
Выбор метода возведения каркаса зависит от его объемно-планировочного решения и условий строительства.
В возведении надземных конструкций высотного здания участвует большое число подрядных организаций, работа которых должна быть скоординирована генподрядчиком.
Наиболее распространенной формой организации работ является поточная, а ведущим потоком — монтаж каркаса. Поэтому ритм выполнения всех других потоков увязывается во времени и пространстве с монтажом. И только после окончания монтажа каркаса условия взаимосвязи и ритм других выполняемых на захватках работ могут быть изменены.
Захватки по высоте могут быть поэтажными и поярусными, в плане здание может разбиваться на захватки. Поэтажные захватки применяются при использовании железобетонных колонн высотой на один этаж.



Рис. 1.Схемы монтажа конструкций высотного здания. а — каркаса; б — импостов;1, 4 — краны соответственно самоподъемный и самоходный; 2 — связи; 3 — опорные балки; 5 — разметочные уголки; 6 — подмости, 7— струны, 8— консольные балки; 9 — импосты; 10— плита перекрытия, 11 — стоянки кранов.

При металлических и комбинированных колоннах назначаются захватки высотой на 2. 4 этажа.
Обычно здания возводятся смежными вертикальными потоками по двухзаватной системе: на смежных захватках осуществляется монтаж каркаса и бетонные работы по устройству ядра жесткости, заделке стыков, швов, бетонированию монолитных участков и др.
Работы могут быть организованы и по однозахватной системе с отставанием одного потока от другого по вертикали на один-два яруса. При возведении монолитного ядра жесткости рекомендуется отставание монтажа каркаса от бетонирования ядра жесткости в связи с необходимостью набора бетоном ядра требуемой по проекту прочности. Возведение каркаса может даже начинаться после полного завершения работ по бетонированию ядра жесткости.
Окончание работ по возведению ядра жесткости и монтажу несущего каркаса открывает фронт работ для отделочных, специальных санитарно-технических, электромонтажных и других строительных организаций.
Значительно повышает производительность труда проверенное на строительстве Олимпийского гостиничного комплекса в Измайлове (Москва) внедрение оперативного диспетчерского комплекса связи (ОДКС), включающего в себяпортативные радиостанции, автоматическую телефонную станцию и диспетчерский пункт управления. Комплекс позволяет устанавливать оперативную связь между крановщиками, линейным персоналом, генподрядчиком, складами и монтажным управлением.
Основной схемой возведения каркаса высотных зданий является поярусное вертикально-восходящее наращивание из отдельных элементов, конструкций или укрупненных блоков.
Устойчивость металлических конструкций в период монтажа создается установкой монтажных болтов и сварочных соединений. Однако для обеспечения жесткости и устойчивости смонтированной части каркаса после монтажа первых же замкнутых ячеек необходимо сразу ставить постоянные проектные связи, а затем сваривать и замоноличивать стыки и узлы дисков междуэтажных перекрытий, стыки между элементами сборных ядер жесткости, между монолитным ядром жесткости и балками каркаса и др. Для этого в стенках монолитного ядра жесткости могут оставляться проемы с оголенными стержнями арматуры.
При ширине здания, превышающей максимальный вылет стрелы крана, могут устанавливаться два крана с противоположных сторон. Для ускорения работы и при большой протяженности здания на один подкрановый путь могут быть установлены два крана.
Монолитный бетон: технология
Требования к бетону как конструкционному материалу для данного вида строительства становятся особенно жесткими. И без современных технологий модификации монолитного бетона, обеспечивающих необходимую морозо-, огне-, ударостойкость и долговечность при агрессивных воздействиях, в высотном строительстве не обойтись.
Важным требованием является непрерывное производство бетона в больших количествах и подача его на большие расстояния как по горизонтали, так и по вертикали без изменения реологических свойств. Все технологические переделы, начиная от приготовления бетонной смеси и до ее укладки, подлежат самому тщательному контролю. Применяют чаще всего две технологические схемы доставки бетонной смеси:
-с автоматизированного бетонного узла, обеспечивающего приготовление модифицированных смесей прямо на объекте;
-в автобетоносмесителях от централизованного бетонного узла;
Первый вариант предпочтительней, так как позволяет оперативно управлять процессом корректировки состава бетонной смеси и сводит к минимуму изменение ее реологических свойств по времени – от начала производства до укладки в опалубку.
Строительство современных высотных зданий связано с применением мощных бетононасосных установок (автобетононасосов и стационарных бетононасосов).Автобетононасосы с распределительной стрелой в основном подают бетонную смесь при возведении подземной части и первых этажей сооружений. Стационарный бетононасос с переналаживаемым бетоноводом обеспечивает ее бесперебойное поступление на всю высоту здания. Распределение и подачу смеси в конструкции выполняют гидравлической распределительной стрелой, которая монтируется на технологической захватке на ранее возведенных монолитных конструкциях. Башенным кранам отводится роль вспомогательного средства для доставки бетонной смеси в бадьях на высоту здания.
Режим твердения бетона назначают в зависимости от конкретных условий производства работ, особенностей возводимых конструкций, требуемой распалубочной прочности, темпов возведения и т.д. Повышенные требования предъявляют и к арматурным работам. Как правило, сварка арматуры для высотных зданий недопустима. Для стыка арматуры рекомендуется применять соединительные муфты или технологию ее вязки в построечных условиях, например с использованием специального ручного пистолета.

Cистемы опалубки
Опалубочные системы и опалубочные технологии в основном определяют темпы строительства и трудоемкость операций на бетонных работах. Следует учитывать, что на высоте более 100 м из-за ветров и туманов краны не всегда могут полноценно работать и использовать их можно максимум 4–5 дней в неделю, а строить за это время нужно не менее 1 этажа [7]. В этих условиях наиболее целесообразны самоподъемные на гидравлическом приводе опалубочные системы. Для строительства зданий высотой от 20 до 30 этажей разработаны опалубочные технологии возведения монолитного каркаса с применением традиционных опалубочных систем. Они, однако, не могут обеспечивать темпов строительства, превышающих 3–4 этажа в месяц, и потребуют разработки специальных технологий по опалубочным работам и обеспечению безопасных условий труда. Использование традиционных опалубочных технологий возведения монолитного каркаса практикуют в Украине. При строительстве наружных стен зданий выше 30 этажей необходимо применять переставные самоподъемные опалубки с гидравлическим приводом, которые представляют собой совокупность модуля опалубки, состоящего из наружной и внутренней опалубочной панели, несущих рабочих подмостей и анкеров для крепления опалубки к зданию.Эффективность переставной опалубки, конструкция которой дает возможность безопасно перемещать весь блок краном, заключается и в снижении трудоемкости опалубочных работ, увеличении темпов и качества строительства. Самоподъемные опалубки в комплексе решают вопросы опалубливания и механической распалубки конструкций, механического перемещения опалубки по высоте, обеспечения безопасных условий производства работ и максимальной защиты от ветра. Опалубка носит индивидуальный характер, проектируется и изготавливается под конкретный объект. Для особо сложных высотных зданий разрабатывают специальные проекты с увязкой перемещения по высоте опалубки, гидравлической распределительной стрелы и индивидуальных кранов, размещаемых на строящемся каркасе.

Подъемно-транспортное и вспомогательное оборудование для монтажа монолитных сооружений Традиционные башенные краны целесообразны при возведении зданий не выше 70–80 м. При большей высоте соотношение основных параметров крана (грузоподъемность, масса поднимаемого груза, безопасность и стоимость работ) становится неоптимальным. Для ведения работ на высоте до 130–140 м следует использовать приставные башенные краны, которые прикрепляются к возведенным конструкциям строящегося здания. При этом рекомендуется следующая технологическая схема: конструкции на высоте 60 м и менее возводятся с помощью традиционного башенного крана, на высоте 130 м и менее – приставного, оптимальность использования которого на данной отметке и исчерпывается. Для строительства сооружений большей высоты необходимы самоподъемные краны, не имеющие ограничений по высоте подъема груза. Монтажные краны подобного типа крепятся к ядру жесткости здания и обеспечивают производство работ на ярусе высотой от 30 до 40 м.
После окончания работ самоподъемные краны, как правило, демонтируют и по частям опускают вниз с помощью лебедок. Однако за рубежом их нередко консервируют и оставляют на кровле с целью последующего использования, например при текущем или капитальном ремонте здания. При высотном строительстве к традиционной проблеме подъема мелких грузов на стадии отделочных работ добавляется вопрос безопасного подъема рабочих. Для этих целей используют специальные грузопассажирские подъемники грузоподъемностью до 3 т и вместимостью до 20 человек. Рекомендуемая средняя рабочая высота подъема зависит от конструктивных особенностей строящегося здания. Количество и тип подъемников определяют исходя из конфигурации здания и требований по организации работ на объекте. Подъемники устанавливают после возведения 7-10 этажей надземной части. Очень важен вопрос темпов строительства высоток – не ниже 4–5 этажей в месяц, что, образно говоря, уже дело техники и технологии. При этом максимально задействуют совмещенные технологии возведения каркаса и фасадных систем, применяют высокопроизводительное оборудование и современные опалубочные системы. Разрыв между устройством каркаса здания и навешиванием его фасада может достигать 5–7 этажей.

Технология и организация возведения высотных зданий

Монтаж металлических конструкций высотных инженерных сооружений

Отличительными особенностями высотных металлических кон­струкций инженерных сооружений являются относительно неболь­шие площади опирания, значительные масса и высота. К таким конструкциям относят опоры линий электропередачи (ЛЭП), ра­дио- и телевизионные антенны, различные вертикальные техно­логические аппараты и др.

В зависимости от типа, массы и размеров высотной конструк­ции применяют следующие основные методы монтажа: подъем цельнособранной конструкции в проектное положение методом поворота вокруг опорного шарнира; возведение конструкции ме­тодом наращивания с использованием самоподъемного крана или монтажной мачты; методом подращивания.







Рис. 11.43. Монтаж высотных металлических сооружений наращиванием

(о) и подращиванием <б):

1 — сооружение; 2 — кран; 3 ~- устанавливаемый элемент; 4 — оттяжки; 5 ~-лебедки; 6 — склад; 7 — портал для выдвижения; 8 — подъемный полиспаст

Метод поворота вокруг опорного шарнира приме­няют при монтаже конструкций высотой не более 100 м. Собран­ную на земле из отдельных элементов конструкцию закрепляют одной частью опоры в специальном шарнире, установленном на фундаменте опоры.

Конструкции поднимают с помощью мачты («падающей» стре­лы, шевра) или вспомогательной стрелы.

Метод наращивания (рис. 11.43, а) применяют при мон­таже конструкций высотой более 100 м — радиомачт, высотных этажерок и др.

При их монтаже соблюдают такую последовательность работ: с помощью стрелового крана устанавливают две нижние секции мачты, которые раскрепляют временными расчалками, затем на второй секции закрепляют обойму самоподъемного крана, С по­мощью полиспаста поднимают очередную секцию. После ее уста­новки по стволу крана поднимают его обойму и закрепляют на новой стоянке, затем выдвигают ствол крана, вновь крепят к мачте, и монтажный цикл повторяют.

Метод подращивания (рис. 11.43, б) заключается в том, что в специальном опорном устройстве монтируют верхнюю тасть башни и затем гидравлическими подъемниками выжимают вверх, закрепляют, «подращивают* очередной секцией, цикл повторя­ют. Этот метод был специально разработан для монтажа высоких телевизионных башен (300 м и более).

Методы поворота и наращивания можно применять с исполь­зованием вертолетов.

11.15. Особенности монтажа конструкцийв зимних условиях

Наиболее ответственной работой монтажного процесса зимой является заделка стыков, особенно воспринимающих расчетные усилия.

При производстве работ в зимнее время стыки железобетон­ных конструкций можно классифицировать следующим образом: стыки, воспринимающие расчетные усилия и обеспечивающие устойчивость и жесткость здания; то же, не воспринимающие рас­четных усилий; то же, но имеющие открытые стальные элементы (закладные летали, выпуски арматуры). Категорию стыка указы­вает проектная организация.

В зимнее время применяют безобогревный, обогревный и ком­бинированный способы заделки стыков.

Безвбвгревныц способ основан на. применении бетона с прога-воморозными добавками.

Основными недостатками этого способа являются значитель­ная продолжительность нарастания прочности, ограниченность его

применения в стыках, имеющих открытые металлические детали, в условиях повышенной влажности и агрессивных средах, зонах блуждающих токов и переменных магнитных полей. Не допускает­ся замораживание бетона до приобретения им 50% проектной прочности.

Заделка стыков с тепловой обработкой применяется для стыков первых двух групп. Расчетные стыки прогревают до 70 % проект­ной прочности. Для стыков, загружаемых полной нагрузкой до оттаивания, требуется 100% прочность бетона.

Тепловую обработку бетона выполняют электродным, инфра­красным, индукционным нагреванием, а также нагреванием с помощью греющих кассет (рис. 11.44).

До бетонирования стыки должны быть прогреты до положи­тельной температуры.






Рис. 11.44. Прогрев стыков сборных конструкций:

а, 6 — инфракрасным излучением: в, г — кондуктивным методом; \ — инфра­красный излучатель; 2 ~ отражатель; 3 — металлическая опалубка; 4 — греющая кассета; 5 — уголок; 6 -~ изолированные провода

Комбинированный способ основан на применении прогревания бетонов с добавлением нитрита натрия. Этот способ позволяет отказаться от обогревания стыкуемых элементов.

При монтаже металлических конструкций в зимнее время дол­жны применятся все меры снижения опасности производства ра­бот. При температуре окружающей среды ниже —25 °С нельзя при­менять ударные воздействия. Гибку и правку металла следует вы­полнять с предварительным его подогреванием.

Возведение высотных зданий

Высотные здания имеют, как правило, небольшие в плане размеры. Конструктивная особенность таких зданий – в наличии центрального монолитного ядра жесткости, роль которого выполняет лестничная клетка с лифтовой шахтой.

В зависимости от последовательности выполнения отдельных работ высотные здания возводят следующими методами: раздельным, комплексным, раздельно-комплексным.

При раздельном методе все этапы работ выполняют последовательно: сначала бетонируют ядро жесткости, монтируют на всю высоту каркас, стеновые панели, а затем выполняют отделочные работы. Раздельный метод позволяет концентрировать материальные и трудовые ресурсы на отдельных видах работ: бетонных, монтажных или общестроительных. Это обеспечивает сокращение продолжительности отдельных этапов, но их последовательное выполнение, без совмещения работ, может обернуться удлинением общего срока возведения здания.

Комплексный метод – это совмещение выполнения на разных уровнях всего комплекса монтажных, строительных и отделочных работ, что сокращает срок строительства вследствие параллельного производства работ по монтажу каркаса, бетонированию ядра жесткости, омоноличиванию конструкций колонн, бетонированию монолитных участков перекрытий, монтажу стеновых панелей, отделочных и других работ. Возведение монолитного ядра жесткости при комплексном методе происходит отдельным потоком в совмещении с монтажом каркаса и, как правило, с опережением от примыкающих к нему горизонтальных конструкций каркаса.

При раздельно-комплексном методе одни этапы работ могут выполняться раздельно, другие – в совмещении: бетонирование ядра жесткости до промежуточной отметки; монтаж конструкций каркаса, стеновых панелей, отделочные работы; завершение работ по бетонированию ядра жесткости; окончание монтажа конструкций каркаса и совмещаемых этапов работ.

Выбор метода возведения высотного здания зависит от размеров и конфигурации его в плане, эксплуатационных параметров и расположения монтажных кранов, условий безопасности и возможного совмещения работ, продолжительности возведения здания и стоимости работ, особенностей монтажной площадки.

Монтажные краны для производства работ. Высотные здания возводятся с помощью передвижных, приставных или самоподъемных башенных кранов. Наиболее удобны передвижные или приставные башенные краны. С помощью передвижных башенных кранов можно монтировать здания высотой до 100 м.

Современные приставные башенные краны, башня которых подращивается (или наращивается) по ходу монтажа и крепится специальными распорками к каркасу здания или к ядру жесткости, применяют для возведения зданий высотой до 200 м (рис. 1, а). Отдельные модификации приставных кранов могут работать как передвижные – до определенной высоты подъема, что расширяет возможную зону их использования.

Схема монтажа высотного здания

Рис. 1. Схема монтажа высотного здания: а – приставным башенным краном; б – самоподъемным краном; 1 – ядро жесткости (лестничная клетка, лифтовая шахта); 2 – приставной башенный кран; 3 – связи-распорки; 4 – бетонный фундамент приставного крана; 5 – монтируемый каркас здания; 6 – самоподъемный кран; 7 – опорные балки крана

Самоподъемные краны применяют при строительстве зданий любой высоты. В месте установки самоподъемного крана необходимо устраивать стальную шахту на всю высоту здания либо передавать нагрузку от крана на несущие конструкции здания. Необходимо также, чтобы бетон монолитного перекрытия в уровне опоры самоподъемного крана к моменту его установки достиг не менее 70%-й проектной прочности на сжатие.

Преимущество самоподъемных кранов – в возможности монтажа зданий, располагаемых на стесненных площадках. Самоподъемные башенные краны, опирающиеся на каркас здания (рис. 17, б) или на специальную стальную шахту, закрепляемую по высоте к каркасу или ядру жесткости, перемещаются только по вертикали, поэтому их размещение в плане обусловлено конфигурацией здания и радиусом действия кранов.

Обычно применяют один или два самоподъемных крана, которые охватывают все здание рабочими зонами. Каждый кран с одной стоянки монтирует конструкции в пределах одного яруса (двух, трех или четырех этажей), после чего поднимается вверх на новую стоянку.

Возведение монолитного ствола ядра жесткости и монтаж конструкций каркаса проводятся с помощью приставных кранов, установленных внутри ствола жесткости. Высотные здания возводят также с помощью кранов, работающих вначале как приставные или свободно установленные на земле, а с увеличением высоты – опираемых на разных уровнях на две шпренгельные балки и закрепляемых по высоте к стенке монолитного ствола жесткости.

Технологическая последовательность выполнения работ при возведении высотных зданий. При возведении каркаса высотного здания необходимо строго соблюдать условия технологических и конструктивных взаимосвязей выполняемых работ: каждый последующий ярус возводимого каркаса может выполняться только после закрепления в проектном положении смонтированных конструкций нижнего яруса.

Монтаж стеновых панелей или совмещают с монтажом конструкций каркаса, или выполняют после окончания монтажа каркаса на всю высоту здания.

В зависимости от принятого метода монтаж панелей производят основным краном или крышевым краном, установленным на здании.

Установка и эксплуатация крышевых кранов, применяемых для монтажа стеновых панелей и других элементов ограждения, возможны лишь после полного окончания сборки каркаса, обетонирования колонн и возведения ядра жесткости до уровня, от которого до опорных балок крышевого крана будет не более шести этажей. Опережение монтажа каркаса и установки крышевых кранов от уровней омоноличенных колонн и бетонного ядра жесткости определяют расчетами с учетом особенностей конструктивных решений.

С помощью крышевых кранов выполняют также бетонирование верхних ярусов ядра жесткости на высоту до шести этажей, подают на высотные приемные площадки бетон, раствор, мелкоштучные и сыпучие материалы, санитарно-техническое оборудование, столярные изделия и пр.

Отделочные работы при возведении высотных зданий могут совмещаться с монтажом конструкций каркаса и общестроительными работами; выполняться после окончания на всю высоту здания монтажных и общестроительных работ.

В случае совмещения отделочных работ с другими их начинают после окончания монтажа каркаса, омоноличивания конструкций и выполнения общестроительных работ на высоту 6–10 этажей. Работы выполняют на одной захватке первого яруса в то время, когда на второй захватке монтируют 6–10-й этажи. Затем монтажники и отделочники меняются захватками до тех пор, пока не будут закончен монтаж каркаса и выполнены общестроительные работы, что позволяет начать производство отделочных работ на обеих захватках. При таком совмещении процессов отделочные работы выполняют по направлению от нижних этажей вверх.

В законченных частях каркаса по высоте могут быть выделены зоны отделочных работ, над которыми по перекрытию устраивают гидроизоляцию и в нижележащих этажах производят окончательную отделку помещений. Отделочные работы в отдельных зонах, каждая из которых принимается высотой 8–10 этажей, ведут в направлении сверху вниз. После полного окончания работ по возведению каркаса здания отделочные работы начинают с верхних этажей. В этом случае увеличивается продолжительность возведения здания, но улучшаются условия работы отделочников.

Монтаж лифтов выполняют параллельно с возведением конструкций этажей и эксплуатируют их до сдачи всего объекта. В лифтах, используемых в процессе строительства, облицовка кабин выполняется после окончания отделочных работ.

Виды и способы монтажа стальных и железобетонных конструкций в строительстве зданий и сооружений

колонны железобетонные

Основное предназначение железобетонных конструкций – служить опорным каркасом здания. От того, насколько правильно и качественно они поставлены, зависит долголетие и надёжность сооружения.

Малейшие ошибки в сборке и установке этого элемента здания чреваты самыми тяжёлыми последствиями. Поэтому заниматься такими работами должны профессиональные и опытные специалисты, вооруженные необходимой техникой. Виды и способы монтажа стальных и железобетонных конструкций различны, но конечная цель одна – придать сооружению максимальную устойчивость.

Классификация железобетонных конструкций

Монтаж металлических и железобетонных конструкций зависит от предназначения и их конструктивных особенностей.

По критерию предназначения конструкции подразделяются на:

Первые служат опорой для всего здания, остальные – как перекрытия и несущие конструкции, для поддержки элементов каркаса и передачи усилия с одних конструкций на другие.

По особенностям изготовления конструкции подразделяются на:

Монолитные конструкции самые прочные и надежные. Их применяют в случаях, когда предполагается большая нагрузка на несущий элемент. Сборные конструкции не столь прочны, слишком зависят от погодных условий и могут использоваться там, где не требуется особой надежности.

Зато они просты в монтаже и удобны для транспортировки. Сборно-монолитные конструкции обладают достаточно высокой прочностью и по этому показателю мало уступают монолитным. Поэтому их часто применяют при строительстве мостов, в перекрытиях многоэтажных домов.

Виды работ при монтаже конструкций

Монтаж металлических и железобетонных конструкций подразделяется на следующие виды работ:

- монтаж стен подвальной части строения;

- монтаж конструктивных элементов каркаса здания;

- монтаж вентиляционных элементов и блоков;

- монтаж внутренних элементов здания.

Каждая из этих разновидностей работ требует соблюдения особой технологии и использования тех стальных и железобетонных конструкций, которые соответствуют поставленным задачам.

Начальный этап строительства

Прежде чем производить монтаж, следует провести подготовительные работы. Поскольку эти конструкции имеют немалый вес, нужно продумать подъезд к месту стройки автотранспорта и специальной техники (например, подъёмных кранов).

Далее проводятся геодезические работы, позволяющие привязать оси строения к местности. Также определяется, какие конструкции и в каком количестве должны быть использованы. Съемка местности и предварительные расчёты позволяют избежать перерасхода средств и потери времени на переделку неправильно смонтированных конструкций.

После транспортировки к месту сборки конструкции раскладываются в нужном порядке. Это очень важная и ответственная часть работы, ибо ферма, балка или плита – не спичка, вытащить её из-под других конструкций очень непросто. Основное правило раскладки: если конструкции уложены друг на друга, сверху должны лежать элементы, устанавливаемые в первую очередь, нижний ряд или особо тяжелые конструкции укладываются на деревянные подложки, следует предусмотреть свободный доступ техники к каждой конструкции и возможность захвата детали стрелой крана, а также удобство стропления.

Укладка и монтаж железобетонных конструкций в котлован осуществляется по заранее составленной схеме, в которой точно отмечено расположение и порядок сборки всех составляющих. В котлован первоначально укладываются маячные блоки. Так называются железобетонные конструкции, которые располагаются по углам фундамента и на пересечениях осей сооружения.

колонны железобетонные

Затем укладываются блоки-подушки, между которыми оставляют технологические зазоры (например, для пропуска кабелей или трубопроводов). Блоки ленточных фундаментов должны располагаться на песчаной подсыпке.

Далее устанавливаются стены фундамента и подвальные перекрытия. Панели перекрытий приваривают к закладным деталям в блоках-подушках, а стыки между панелями заполняют раствором цемента. Монтаж железобетонных конструкций фундамента требует постоянной выверки нивелиром положения стен, как по вертикали, так и по горизонтали.

По завершении укладки устанавливается монтажный горизонт – цементный слой по верхней части стен для выхода на проектную отметку и выравнивания верхнего обреза. После этого выстраивается цоколь, а подвал закрывается плитами, формирующими его потолок и одновременно пол нижнего этажа.

Сборные железобетонные фундаменты устанавливаются в несколько ином порядке. Сначала на дно котлована укладывается плита, куда привариваются блок-стакан. Его ставят на своеобразную «постель», состоящую из раствора цемента. Блочные фундаменты устанавливаются краном, причем постановка их в правильное положение проводится на весу.

Перед установкой на колонны по четырём граням сверху и снизу наносятся риски, обозначающие оси. Колонны железобетонные раскладываются перед местом установки с таким расчётом, чтобы кран делал минимум перемещений, а рабочим было удобно осматривать и закреплять конструкции. Колонна устанавливается в стакан, укрепленный на фундаменте.

Далее последовательность установки колонн следующая:

- Колонна крепится к крюку крана с таким расчетом, чтобы при подъеме она встала вертикально;

- Кран ставит колонну в вертикальное положение. В зависимости от веса колонны используют разные способы подъема – поворотный, поворот со скольжением. Для стропления колонн используют фрикционные или штыревые захваты;

- Опускание на фундамент и выверка положения. Нельзя снимать колонну с крана, пока не будет однозначно определено ее правильное положение с помощью нивелира и теодолита.

Колонна должна стоять строго вертикально без малейшего наклона. Временное закрепление колонны для ее корректировки осуществляется с помощью клиновых вкладышей.

Следующий этап — закрепление колонны в стакане фундамента. Оно производится нагнетанием в стыки колонны бетонного раствора (обычно пневмонагнетателем). После достижения 50%-ной проектной прочности бетона, клиновые вкладыши можно удалить. Дальнейшие работы, связанные с нагрузкой на колонну, а также укладка балок проводятся только после полного затвердения смеси.

Установка балок и ферм покрытия

колонны железобетонные

Балки и фермы покрытия устанавливаются либо одновременно с плитами покрытия, либо раздельно. Монтаж металлических и железобетонных конструкций основной части здания осуществляется в зависимости от проектных требований.

Перед установкой ферм выверяются и очищаются все опорные площадки и наносятся риски осей. После этого конструкции подаются к месту установки, производится строповка и подъем. При установке на опору ферма или балка временно закрепляется распорками из металлических труб, которые крепятся до начала подъема.

После этого производится подгонка фермы и проверка ее на устойчивость и правильность установки согласно нанесенным рискам. Ферма или балка должна стоять так, чтобы не нарушать геометрию здания и не смещаться относительно осей каркаса.

Лишь после полной проверки производится окончательное закрепление элемента. Закладные детали привариваются к опорной плите или оголовку колонны, а также к ранее установленным фермам. Следует также заварить шайбы анкерных болтов. Только после полной установки балок и ферм можно проводить их расстроповку.

После возведения каркаса устанавливают горизонтальный пояс жёсткости, который представляет собой монолитную железобетонную балку, проходящую по верхним торцам несущих стен. Его задача – обеспечить горизонтальную жесткость строения.

Как и любая установка железобетонных конструкций, монтаж плит требует предварительной подготовки. На фермах пролетов нужно установить подмостки или ограждения. Есть два основных способа монтажа плит – продольный и поперечный. В первом случае кран перемещается вдоль пролета, во втором – поперек пролета. Плиты покрытия укладываются штабелями между колонн для подачи к месту покрытия.

колонны железобетонные

Первая плита укладывается в место, заранее отмеченное на ферме, остальные – впритык к ней. Если здание каркасное, плиты перекрытия кладут после установки ригелей, прогонов и распорных плит, а если бескаркасное – после постройки стен. При укладывании плиты на поверхность устраивается из раствора «постель». Излишек раствора выдавливается самой плитой. Первая плита должна быть приварена к ферме в четырех узлах, последующие – в трех. Межстыковые швы заделываются раствором цемента и песка.

Монтаж стеновых панелей

Стеновые панели ставят после возведения каркаса здания и укладки перекрытий. Перед подъёмом панели группируют в кассеты. При таком способе складирования монтаж металлических и железобетонных конструкций, предназначенных для возведения стен, наиболее рационален. Кассеты могут располагаться между стеной и краном, за краном, а также перед ним.

Панели устанавливаются монтажниками только с внутренней части строения. Стеновые панели ставят по всей высоте строения участком между двумя колоннами. Поэтому в одной кассете должно быть такое количество панелей, чтобы закрыть весь участок по всей его высоте.

Прием панели монтажниками осуществляется в месте соединения этой конструкции с колонной. Для этого нужно заранее обеспечить доступ рабочих к этим точкам. Если поперечное перекрытие отсутствует, придется устанавливать люльки, подмостки или подъемник.

Особое значение имеет установка первого ряда панелей, поэтому их положение и соответствие нанесенным рискам проверяется особенно тщательно. Внешние панели исполняют не только опорные и защитные, но и эстетические функции. Потому швы между панелями должны быть заделаны не просто тщательно, но очень аккуратно и не превышать установленных норм.

Внутренние стеновые панели ставят до установки перекрытий верхнего этажа. К колоннам панели крепят струбцинами, к плитам перекрытия – подкосами. Окончательное закрепление стеновых панелей производится их сваркой с элементами каркаса здания.

Особенности металлических конструкций

Отличительной особенностью металлических строительных конструкций является их склонность к деформации, значительный вес и особая точность в изготовлении. Поэтому транспортировка, укладка, подъём и установка требуют особой тщательности и осторожности.

В целом, монтаж металлических и железобетонных конструкций принципиально не различается, но металлические изделия нередко бывают сборными, что позволяет их собирать не только на земле, но и непосредственно на установочной площадке.

Читайте также: