Московская роспись по металлу

Обновлено: 20.05.2024

История становления стиля "московского письма". Творческий путь одного из ведущих художников кафедры "Художественная роспись по металлу и папье-маше". Поиски технологических приёмов росписи и окончательное становление стиля "московского письма".

Рубрика Культура и искусство
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.02.2019
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

История возрождения «московского письма»

Подносы, вазы, подносы-панно, очечники, коробочки, ларцы, комплекты изделий, предметы интерьера с прекрасной росписью в стиле «московского письма» завораживают своей красотой. Роспись изумительна по технике исполнения и колориту, реалистично выполнена. Сейчас это уникальные авторские работы с уже сложившимися стилистическими особенностями, своей технологией выполнения и историей. Но совсем недавно изделия московского производства из металла и папье-маше, известные с XVIII века и пользовавшиеся большой популярностью, потеряли спрос и со временем стали забыты. Возрождать уникальный вид художественного ремесла поручили предприятию «Художественная гравюра», а готовить кадры, владеющие московским письмом, доверили Школе художественных ремёсел. Свою образовательную деятельность Московская школа художественных ремёсел (МШХР) осуществляет с 1938 года, а с 1975 года начала свою работу кафедра «Художественной росписи по металлу», где преподавали художники-мастера, закончившие художественно - промышленное училище им. Строганова, художественно-промышленное училище им. Калинина. Мастера с производственного объединения «Художественная гравюра» расписывали подносы по тёмным фонам в манере декоративной жостовской росписи. Процесс возрождения был долгим и трудным. Художники декоративно прикладного искусства, в своё время, посещали музеи России - Жостово, Нижний Тагил, Екатеринбург, Санкт-Петербург, принимали участие в семинарах и конференциях. Следует отметить, что на кафедре сменилось много преподавателей, но именно Цветков Григорий Викторович на протяжении долгих лет возрождал «московское письмо», который работает в настоящее время на кафедре живописи. Разработав авторские программы по композиции, мастерству и технологии художественной росписи, Григорий Викторович обучил и воспитал много поколений замечательных талантливых художников, высококвалифицированных востребованных специалистов, работающих в сфере декоративно-прикладного искусства. В своей статье хотелось бы рассказать об этом замечательном художнике.

Цветков Григорий Викторович поступил в МШХР (ул. Семёновская, дом 17) в 1980 году после десятого класса. В то время он мало что знал о народных художественных промыслах, а о «московском письме» и тем более. Любил копировать портреты Рембранта, писал иконы. В московскую школу художественных ремёсел его привела мама, в то время она работала в библиотеке, где были большие металлические подставки для книг. Из одной подставки Григорий Викторович вырезал форму для небольшого подноса, молоточком выбил борта и расписал, копируя жостовский поднос. Поступать на кафедру художественной росписи по металлу посоветовал Разумов В.В., преподающий там. Окончательный же выбор в пользу этой кафедры был сделан только из-за выполнения портрета по программе. Стать студентом оказалось несложно. Живопись в то время преподавал Заболоцкий Н.Н., а мастерство - Соловьёва О.В., которые отметили высокий уровень подготовки абитуриента. После поступления Григорию Викторовичу предложили перейти сразу на второй курс, но студент отказался, чтобы пройти все этапы обучения.

С 1981 года по 1983 он проходил службу в армии, а в 1985 году закончил МШХР с красным дипломом и характеристикой, дававшей право на свободное распределение. Из училища Григорий Викторович был третьим выпускником, кто получил пятый - самый высокий разряд и данного рода привилегию. Григорий Викторович решил стать сотрудником предприятия «Художественная гравюра», где работал его друг и сокурсник Калакатов Олег. Остальные сотрудники не очень дружелюбно встретили нового коллегу, так как именно Григорию Викторовичу доверили работу с дорогой продукцией, за которую выплачивали хороший заработок. Чтобы развеять все сомнения коллег, подносы он выполнял на самом высшем уровне, продемонстрировав всем, что количество не должно сказываться на качестве продаваемой продукции. Некоторые сотрудники стали советоваться с ним и интересоваться его мнением по написанию подносов. Директор предприятия Ханук Е.Ф. хотел возродить «московское письмо» ещё в то время, писать в стиле старинных подносов и искал человека, который возьмётся за столь непростое дело. Но проработал на этом предприятии Григорий Викторович совсем недолго - всего год, а затем Максимович Валентина Фёдоровна пригласила художника преподавать в МШХР.

Так в 1985 году Григорий Викторович стал преподавателем. Тогда МШХР находилось в Измайлово. Первая его группа состояла из двадцати двух человек. «Помню, ставили первую постановку для абитуриентов с Еленой Борисовной Григоревской, она в один год со мной пришла преподавать», - вспоминает Григорий Викторович. В 1987 году он поступил в Строгановское училище на кафедру «Интерьер и оборудование», где на вечернем отделении на отлично проучился два года.

В 1992 году друг предложил вернуться на предприятие «Художественная гравюра», где Григорий Викторович пытался возрождать «московское письмо». Но предприятие ориентировалось на выпуск большого количества продукции, при этом страдало качество изготавливаемых изделий. Тогда он окончательно понял, что такая работа совсем не для него. И в 1992 году вернулся в МШХР окончательно, где преподаёт и в настоящее время. московский письмо художественный роспись

На кафедре «Художественная роспись по металлу» в то время преподавал мастерство Разумов В.В., но роспись велась в традициях жостовского подноса. Григорий Викторович стал ведущим специалистом по возрождению «московского письма». Было ясно, что необходимо занять свою нишу среди подносных промыслов, известных с давних времён, растить свои кадры. Путь к возрождению вёлся долго и непросто. И со временем стали вырабатываться свои стилистические особенности. В основном студенты писали цветы средней полосы России и садовые, и полевые, разнообразные травинки. Также цветы стилистики модерна: длинностебельковые тюльпаны, ирисы, нарциссы, нежные цветы пиона. Рисовали сложные силуэты цветов в разнообразных ракурсах. Под руководством Григория Викторовича студенты разрабатывали новые композиции, придумывали новые сорта цветов, «скрещивая» несколько видов в один, такие цветы в дальнейшем появились у селекционеров, а теперь уже и на городских клумбах. Растительный мир в композициях работ студентов стал включать большое разнообразие насекомых: стрекоз, шмелей, бабочек, ос, гусениц, пауков, кузнечиков. На кафедре появились первые коллекции насекомых, собранные Григорием Викторовичем. Знакомство с растениями, их тонкие зарисовки, подробные эскизы, все подготовительные операции перед росписью были заимствованы у старой школы жостовских мастеров. Оказали большое влияние на становление «московского письма» такие художники, как Хруцкиий И.Т., Толстой Ф.П.. Шли по пути прозрачности и нежности, любовно изображая каждый цветок или насекомое. Сейчас на изделиях, выполненных в стиле «московского письма» часто изображают: рокалевидные мотивы, ленты, букетики, корзины, перышки, банты, капельки, бусины, кружево, вуаль, всевозможные орнаменты.

Городские подносы прошлых веков были небольшие по форме: для писем, бокалов. Григорий Викторович решил отталкиваться от бытовавших ранее форм. Пластичность формы, цельность, мягкость и плавность переходов от зеркала подноса к борту, фигурность края. А порой и простые классические формы: круглые, экран, большой или малый овал, прямоугольные, овальные с фестончатыми краями, стреловидные, крылатые, и это не весь ассортимент современных форм московских поносов. Форму диктует задумка самого автора. Уже по форме подноса, зачастую, можно определить название, тему работы. «Белые ночи» - такова тема дипломной работы Григория Викторовича, завершающая обучение в институте. Автор настолько проникся темой, что создал, на мой взгляд, прекрасные поэтические строки:

Особенности Московского письма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

В статье дается описание ключевых особенностей московской росписи, ее истории и процесса создания изделий от проекта до выполнения в материале. Особое влияние уделяется отличиям московского письма от жостовской росписи.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Солопова А.А.

Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства

Текст научной работы на тему «Особенности Московского письма»

Солопова А.А., студентка Московского филиала Высшей школы народных искусств (институт). Научный руководитель: Федотова О.В. (ректор ВШНИ, кандидат педагогических наук, доцент); научный консультант: Цветков Г.В. (доцент кафедры «Художественная роспись »)

ОСОБЕННОСТИ МОСКОВСКОГО ПИСЬМА

Аннотация: В статье дается описание ключевых особенностей московской росписи, ее истории и процесса создания изделий от проекта до выполнения в материале. Особое влияние уделяется отличиям московского письма от жостовской росписи.

Ключевые слова: Московское письмо, декоративно-прикладное искусство, традиции, МФ ВШНИ, жостовская роспись.

Solopova A.A., student of High School of Folk Arts (institution) Moscow branch. Scientific director Fedotova O.V., (candidate of pedagogical science, associate professor); Scientific adviser Tsvetkov G.V. (associate professor of the chair department of Art Painting)

SPECIAL FEATURES OF MOSCOW PAINTING

Abstract: This article describes the key features of Moscow painting, its history and the process of creating a product from a project to realization in material. Special attention is paid to the distinctive features of Moscow painting from Zhostovo painting.

Русские художественные лаки - один из самых уникальных видов

декоративно-прикладного искусства России. Существует много разновидностей

росписи лаковых изделий. Палех, Федоскино, Нижний Тагил, Холуй, Жостово,

Москва - это традиционные центры производства подносов и шкатулок с

декоративной росписью. Каждый из этих центров имеет свои характерные

особенности, отличающие их друг от друга. Особое место среди лаковых

производств занимает Москва (Московское письмо). Сегодня Московское письмо от Жостовского могут отличить только профессионалы, работающие в этой области. Хотя разница в художественно-стилистических особенностях между этими видами декоративного письма существенная.

Для того, что бы понять исключительность Московского письма, нужно изучить его историю, стилистические характеристики. А также нужно знать историю и особенности Жостовского промысла.

Рядом с деревней Жостово специализированная артель «Металлоподнос» появилась в 1928 г., сложилась она из небольших групп мастеров, занимавшихся выпуском железных подносов. В 60-х годах открылась Жостовская фабрика декоративной росписи. «Золотым веком Жостово» называют 1970-80-е годы. В этот период на производстве работали лучшие художники своего времени.

В XXI веке Жостовская фабрика переживает небольшой кризис. Происходит спад производства, уменьшается спрос на товар, из-за обилия более дешёвых китайских подделок. Жостово, как промысел, лишается поддержки государства. Но, не смотря на всё это, фабрика не прекращает своё существование.

Официальное объедение мастеров, занимающихся декоративной росписью в Москве, сформовалось немного позже, чем артель в Жостово. В 1946 открылось предприятие «Художественная гравюра» (первоначально «Металлодеталь»). Создано оно было для возрождения декоративной росписи по металлу, исторически известной на территории города Москвы.

С целью подготовки художников, для работы на этом предприятии, в Московской школе художественных ремесел (образованной в 1975г) было открыто отделение «Художественная роспись по металлу». Одним из выпускников этого отделения стал Г. В. Цветков, который в дальнейшем работал мастером производственного обучения и был основателем развития московской декоративной росписи в МШХР.

По сегодняшний день Григорий Викторович является преподавателем

Вышей школы народных искусств (института) и передает свои знания студентам

кафедры «Художественная роспись по металлу и папье-маше». Сегодня данная

кафедра продолжает активно заниматься сохранением и развитием Московского письма. Слова Г.В. Цветкова - «Поднос - он как райский сад, как картина, как произведение искусства!», дают вдохновение для творческой деятельности каждому студенту, обучающемуся у этого мастера.

Московское письмо при становлении в профессиональном образовании пережило большой прорыв в своём развитии. От первоначального копирования известных мотивов, в числе которых было и Жостово, до самодостаточного оригинального стиля. Была проделана большая работа по изучению исторических особенностей Московского письма, разработаны авторские программы обучения студентов.

Сравнительная таблица «Московское письмо» и « Жостовская роспись».

(На примере Московского Филиала Высшей школы народных искусств (института))

(На примере фабрики Жостово)

Общие исторические истоки

Технологии изготовления изделий и художественные техники

Используемые в проектах сюжеты (миниатюра в Московском письме)

На сегодняшний день художники, занимающиеся Московской и Жостовской росписью, используют в своей работе одинаковые материалы. Роспись ведется

кистями из натуральной белки масляными красками. В качестве разбавителя принято брать льняное масло. Мастера в Жостово с той же целью иногда используют скипидар.

Для различных эффектов в росписи применяются металлизированные порошки, алюминиевая и бронзовая пасты, сусальное золото. Для исполнения фонов в под «мрамор» применяется уайт-спирит.

Довольно редко, но все же встречается инкрустация перламутром. Маленькое количество изделий, выполненных с использованием этого материала, объясняется очень сложным процессом их изготовление.

Отличительных особенностей между Московским письмом и Жостовским гораздо больше, чем общих черт. Большие различия имеют техника изготовления изделий и процесс росписи.

На Жостовской фабрике подносы изготавливаются в несколько этапов. Стоит учитывать, что Жостовская фабрика занимается массовым производством изделий. Поэтому, сейчас для выполнения всех этапов работы существует отдельный человек. Подготовку подноса к росписи, декоративную роспись, нанесение орнамента и отделку выполняют разные люди. Конечно, на фабрике работает группа художников, которые занимаются частными заказами единолично и выполняют их от начала до конца, но в основной массе, изделия с Жостовской росписью - это не работа одного мастера, а скорее коллективный труд.

Художников Московского письма с момента поступления в колледж или институт Высшей школы народных искусств, обучают всему процессу изготовления изделий.

Студенты, а позже художники, начинают свою работу с создания проекта будущего произведения. Выполняются проекты на бумаге, натянутой на планшет,

акварельными или гуашевыми красками.

Далее студенты занимаются подготовкой изделий к росписи. Сами формы изделий заказываются у частных мастеров (шкатулки у мастеров-заготовщиков из Мстеры или покупаются у мастеров на Измайловском рынке, подносы у частных мастеров из Жостово, мебель у частных резчиков по дереву или ковщиков).

Следующий этап - это художественная роспись. Существует несколько техник росписи в стиле «Московского письма».

1.«Ала-прима» - это роспись, выполняемая в один слой.

Роспись, в которой на поверхность первым слоем наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои

(т.к. пропись ведется лессировочными красками), металлизированные подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.

Последующие слои - это уточнение форм, добавление оттенков, блики, «чертежка». В этой технике используется больше трех, а иногда и шести слоев, каждый из которых покрывается лаком.

Изделия, выполненные в технике Московского письма, можно отличить по использованному колориту. Для них характерно применение живописных многотональных фонов (сочетание светлых и темных, контрастных, ярких или наоборот пастельных оттенков).

Тогда, как для Жостово, традиционно используется более лаконичное решение фонов подносов. Их колорит отличается простотой и ясностью. Популярны гладкокрашеные подносы в черный, оранжевый, зеленый или синей тон. Кроме этого часто можно встретить фон, выполненный в два - три цвета, со светлой центральной частью и более темными краями. Такая игра светлых и темным тонов позволяет художникам Жостово добиться ощущения «света» исходящего из центра подноса.

Кроме традиционного колорита в Жостово существует несколько сложившихся типов композиций. Самым распространенным является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Также есть цветочные композиции такие как: «венок» - цветы с листьями расположены по ободу подноса, а в середине остается пространство; «Ветка с угла» - цветы с листьями написаны по направлению от одного из углов к центру.

В московском письме более свободная манера изображения растительных мотивов в композиции. Выбор всегда принадлежит автору, его творческой натуре. Особенность Московского письма заключается в ассиметричном композиционно-структурном построении. Натуралистическая манера письма позволяет художнику использовать в своей композиции такие элементы, как: капли росы, паутинки, рокалины, бантики, драпировки, перья, бусины, изображение различных насекомых и даже птиц. На композицию подносов заметное влияние оказывают исторические стили рококо и модерн.

Еще одна отличительная особенность Московской росписи - сочетание миниатюрного и мазкого письма. Означает это, что кроме цветов и орнаментов, художники изображают тематический сюжет в композиции изделия. Каждая работа имеет свою тематику, например: «городская», «деревенская», «русская», «восточная», «сказочная» и др. Часто используется пейзаж или натюрморт в сочетании с цветочно-орнаментальной композицией.

Ассортимент изделий с декоративной росписью в стиле Московского письма очень разнообразен. Выполняется роспись на всевозможных предметах интерьера: столах, стульях, скамейках, комодах, сундуках, рам для зеркал и др. При этом расписываются традиционные формы подносов, шкатулок, ларцов и т. д.

Жостово же сейчас позиционирует себя как предприятие, выпускающее подносы различных форм и размеров, а также броши, заколки и даже не традиционные для этого промысла - стеклянные наборы стаканов и графинов, расписанные масляными и акриловыми красками.

Имея общие корни, Московская и Жостовская роспись прошли совершенно разный исторический путь. От первоначального копирования известных мотивов московские художники перешли к самодостаточному оригинальному стилю. Можно сказать, что традиционная московская роспись несет огромный и не заменимый вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, и занимает особое место среди лаковых производств России.

1. Федотова О.В. «Московское письмо» - Мск.:МФ ВШНИ, 2014.

2. Федотова О.В. «Особенности профессионального образования в лаковой миниатюрной живописи» - Мск.:ИТПИ, 2010

3. Архангельская И. Ю. «Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше» - СПб.:издательство СПбГУ,2006

4. Трясцина «Расширение возможностей обучения художника-мастера росписи по металлу» - ТПИ и образование Спб, 2008

История возрождения "московского письма"

Московская роспись

Награды студентов декоративной росписи

В этом альбоме размещены сканы грамот, дипломов и благодарностей, полученных студентами ИТПИ по профилю декоративная роспись.

Отзывы с выставок ВШНИ (лето 2022 года)

Анна Солопова

Московская роспись

Московская роспись запись закреплена

Мастер-класс по декоративной росписи а стиле Московское письмо прошёл вчера в Доме культуры «Гайдаровец». Провели МК студенты Института традиционного прикладного искусства Воеводкина Ирина и Рыжова Варвара. Пришедшие гости попробовали себя в росписи масляными красками. Темой мастер-класса было изображение цветка мака на специальной бумаге, имитирующей прогрунтованную и залаченную металлическую поверхность подноса.
Завершением вчерашнего вечера, стало дефиле выпускных квалификационных работ студентов ИТПИ. Платья и костюмы демонстрировали наши студентки: Дралова Диана, Грачёва Арина, Барановская Екатерина, Харламова Елизавета, Сорокина Елизавета, Андура Мэри.

Это красота, стиль и эксклюзив ручной работы!

Маркет необычных вещей, которые могут стать эксклюзивным украшением вашего дома.

Выставка "Арттехнологии в современном традиционном прикладном искусстве" от Высшей школы народных искусств. Невероятное великолепие красоты и яркости. Выставка продлится до 30 сентября. зал №25

Дом культуры «Гайдаровец»
Выставка "Арттехнологии в современном традиционном прикладном искусстве" от Высшей школы народных искусств

зал №25

Сегодня в доме культуры "Гайдаровец" (м. Курская) пройдет мастер-класс по декоративной росписи в стиле Московское письмо. Ведущие МК — студенты ИТПИ по профилю декоративная роспись. Участие бесплатное, обязательна регистрация. Начало в 16.30

Показать полностью.

Зал № 20 Маркет неОбычных вещей

Зал № 25 Выставка "Арттехнологии в современном традиционном прикладном искусстве"

Зал № 25 Мастер-класс "Декоративная роспись по металлу"

Зал № 20 Мастер-класс "Чайные пиалы ручной лепки"

Зал № 20 Мастер-класс по изготовлению керамических кулонов для детей и их родителей

Зал № 25 Мастер-класс "Художественая вышивка" для гостей от 7 лет

Зал № 20 Мастер-класс "Тарелочки с оттисками"

Холл 2 этажа Мастер-класс по изготовлению украшения своими руками из эпоксидной смолы

Читайте также: