Мостовое полотно на металлических мостах

Обновлено: 15.05.2024

Железнодорожный путь на временных и капитальных металлических мостах укладывается, как правило, на деревянных поперечинах - мостовых брусьях.

Стандартный мостовой брус имеет размеры:

а) при расстоянии между балками до двух метров - 20x24x320 и 20x24x420 см;

б) при расстоянии между балками от 2,1 до 2,2 метров - 22x24x320 и 22x26x420 см.

Допускается применение мостовых брусьев на основании расчета и других размеров, а также из бревен, опиленных на два канта и шпалах (рисунок 1, а, б).

Укладка поперечин производится перпендикулярно оси пути с устройством в них врубок 3-5 см. Укладка производится по эпюре, где в зависимости от применяемого пролетного строения (его строительной высоты)

указывается глубина врубин и расстояние между брусьями.

Не реже, чем через одну поперечину они прикрепляются к металлическим поясам ферм лапчатыми болтами диаметром 26 мм, а к деревянным прогонам - болтами диаметром 19 мм.

Для предотвращения угона мостового полотна на малых мостах укладывается противоугонный брус 15x20 см, а на мостах свыше 25 м противоугонный уголок. Их укладывают с обеих сторон на расстоянии 250-400 мм от наружной грани путевых рельсов; В местах пересечения их с

мостовыми поперечинами в брусьях делают врубки 2 см. .Такие противоугонные брусья скрепляются болтами диаметром не менее 12 мм или корабельными гвоздями с каждой второй поперечиной, а также с поперечинами в конце продольных балок и пролетных строений. Такое крепление применяется и при стыках бруса между собой при его удлинении, устраиваемом в полдерева над поперечиной (рисунок 1, в). Противоугонные уголки крепятся шурупами или костылями.

Болты, скрепляющие противоугонные брусья с поперечинами, должны быть ниже головки путевых рельсов не менее чем на 5 см, поэтому, при необходимости, под головки болтов в брусьях делают врубки.

При укладке мостового полотна на металлических балках или поясах ферм для препятствия смещению вдоль моста в целом применяют, противоугонные уголковые коротыши (рисунок 1, г).

На мостах длиной 25 м, кроме того, устанавливается контруголок, предназначенный для задержания подвижного состава при сходе на мосту, который прикрепляется к мостовому брусу костылями.

На больших и внеклассных мостах в тех же целях укладывается контррельс на один тип легче, чем путевые рельсы. Контруголки и контррельсы выводятся на заднюю грань устоя или закладной щит и сводятся челноком с устройством деревянного башмака.

На всех однопутных больших мостах, а также однопутных средних и мостах на станциях или вблизи их устраиваются боковые тротуары с одной или с двух сторон. Боковые тротуары ограничиваются деревянными или металлическими перилами. Настил состоит из 4 досок 5x80 мм. В целях противопожарной безопасности на мостах с деревянными пролетными строениями между контррельсами или специальными брусками укладывают металлический мост и засыпают песком или щебнем.

Мостовое полотно на деревянных поперечинах имеет ряд существенных недостатков:

- требуется большое количество леса;

- значительный расход рабочей силы и времени на прирубки, укладку поперечин и противоугонного бруса;

- увеличивается вес пролетного строения;

а - тротуар на консолях из досок на ребро; тротуар на металлической консоли; в - стык противоугонного бруса; г - прикрепление поперечины к проти­воугонному уголковому коротышу; 1 - доски настила; 2 - брус 120x120 мм или доска на ребро; 3 - продольный уголок 80x80x10 мм; 4 - поперечина; 5 - перильное заполнение; б - поручень; 7 - перильная стойка; 8 - противоугонный брус; 9 - стяжной болт.

12.Конструкция железобетонного ездового полотна балочного металлического моста.

Более долговечной и надежной является несущая конструкция ездового полотна, выполненная из железобетона. Железобетонная плита проезжей части при надлежащем эксплуатационном надзоре имеет срок службы, сопоставимый со сроком службы металлических конструкций. Какого-либо особого ремонта при эксплуатации моста железобетонная плита не требует. Ремонту подлежит только гидроизоляция.

Одежда ездового полотна на железобетонной плите проезжей части принимается многослойной, так же как и на железобетонных мостах. Таким образом, для транспортных средств при движении по мосту и на подходах к нему создаются одинаковые условия. Железобетонная плита в сравнении с деревянной конструкцией ездового полотна способна перекрыть гораздо большие расстояния между главными несущими элементами, что позволяет уменьшить их число.

Существенным недостатком железобетонной несущей конструкции ездового полотна является ее значительная масса (600-800 кг/м 2 ), что ограничивает применение ее на мостах с большими пролетами. Значительная масса железобетонной плиты требует дополнительного расхода металла для основных несущих конструкций. Этот недостаток частично устраняется включением железобетонной плиты проезжей части в совместную работу со стальными главными несущими конструкциями, что позволяет несколько снизить расход металла. Но следует отметить, что массивность пролетного строения с железобетонной плитой проезжей части делает его менее восприимчивым к динамическому воздействию движущегося транспорта.

Железобетонная плита проезжей части может быть монолитной или сборной. Сборные железобетонные блоки плиты проезжей части, изготовленные на заводах при строгом соблюдении технологических регламентов, имеют высокое качество. Однако большое число стыковых швов, даже в случае незначительных технологических отступлений при их устройстве приводит к нарушению цельности плиты проезжей части, что снижает ее потребительские качества. Очевидно, поэтому с каждым годом увеличивается число мостов, на которых железобетонная плита проезжей части выполняется монолитной. Этому способствует совершенствование технологии изготовления монолитных конструкций. Бетонирование железобетонной плиты осуществляют даже в зимнее время в специальных тепляках при достаточно низкой температуре окружающей среды.

Введение железобетонной плиты проезжей части в совместную работу со стальными балками порождает новый класс металлических пролетных строений – сталежелезобетонные пролетные строения.

13.Конструкция металлического ездового полотна балочного металлического моста.

Ездовое полотно - ортотропная плита.

Настил изготавливают на заводе в виде отдельных монтажных блоков длиной = длине монтажной балки и шириной удобной для транспортировки.

Блоки соединяют м/у собой с обеспечением поперечного уклона проезжей части.

Покрывающий лист крепится к верхним поясам балок с помощью сварки. Покрывающий лист усилен продольными ребрами жесткости – стрингерами, но они не обеспечивают жесткости пролетного строения, поэтому через каждые 4 - 6 метров к покрывающему листу привариваются поперечные ребра жесткости – поперечные балки.

Высота поперечных ребер 45 – 70 см, высота стрингеров 15-25 см. При устройстве покрытия ездового полотна на ортотропном настиле необходимо предусмотреть 2 обстоятельства:

1. Защита покрывающего листа от коррозии.

2. Обеспечение надежного сцепления покрытия с металлическим настилом:

- сетка или арматура

- современные методы – применение мастичных рулонных битумнополименрых покрытий.

Мостовое полотно на металлических мостах


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

УКАЗАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И КОНСТРУКЦИИ МОСТОВОГО ПОЛОТНА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТАХ

Указания разработаны Отделом инженерных сооружений Главного управления пути МПС (О.С.Шебякин) и Отделом эксплуатационных обследований Проектно-технологическо-конструкторского бюро ЦП МПС (Б.А.Новиков, М.И.Гришина). При составлении учтены предложения и замечания ВНИИЖТа и Гипротранспути.

УТВЕРЖДЕНЫ Главным управлением пути МПС 28.07.87 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах разработаны в дополнение к Инструкции по содержанию искусственных сооружений. Указаниями надлежит также руководствоваться при проектировании мостового полотна железнодорожных мостов в соответствии со СНиП 2.05.03-84.

1.2. Указания распространяются на железнодорожные линии с наибольшими установленными скоростями движения поездов: пассажирских - 140 км/ч, рефрижераторных - 120 км/ч, грузовых порожних - 100 км/ч, грузовых груженых - 90 км/ч.

Для участков обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч в Указаниях приведены дополнительные требования к устройству мостового полотна в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч (ЦТех/4298).

1.3. В Указаниях и приложениях к ним более подробно изложены требования Инструкции по содержанию искусственных сооружений, относящиеся к устройству мостового полотна, кроме того, даны чертежи отдельных элементов и деталей, а также приведены основные характеристики, технические требования и условия на их изготовление.

Для элементов, не выпускаемых промышленностью (подвесных мостиков, башмаков, челноков, стыков контруголков, охранных брусьев и др.), даются подробные чертежи, которые позволят изготовить эти конструкции на месте.

В приложениях для справок приведены чертежи и требования на изготовление стандартных конструкций мостового полотна (болты, шурупы, рельсовые подкладки и др.). Изготовление и поставка этих изделий должны производиться только по соответствующим ГОСТам.

В связи с широким строительством железных дорог в районах с суровым климатом Указания содержат дополнительные требования к мостовому полотну для северных условий*.

* К северным условиям относятся районы со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,98 ниже -40 °С по СНиП 2.01.01-82**.

** На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 23-01-99, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1.4. При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих металлических мостов должна предусматриваться укладка, как правило, мостового полотна с безбалластными железобетонными плитами. Применение мостового полотна на деревянных или металлических поперечинах может быть допущено при специальном технико-экономическом обосновании по согласованию с Главным управлением пути МПС.

1.5. При сплошной замене мостовых брусьев на эксплуатируемых мостах с пролетными строениями, рассчитанными под нагрузку Н8 или С14, необходимо, как правило, укладывать безбалластные железобетонные плиты. На остальных мостах укладка железобетонных плит производится по решению начальников дистанций пути с учетом местных условий.

1.6. Укладка мостового полотна на металлических мостах должна производиться по проектам (включая проекты производства работ), разрабатываемым на основании настоящих Указаний, проектов типовых конструкций пролетных строений, действующих правил и технологии производства работ, а также отдельных указаний Главного управления пути МПС. Для новых и реконструируемых мостов указанные проекты разрабатываются и утверждаются в составе проектов мостов. Для эксплуатируемых мостов проекты составляются силами дорожных организаций и утверждаются руководством дистанции пути.

2. МОСТОВОЕ ПОЛОТНО С ЕЗДОЙ НА БАЛЛАСТЕ

2.1. При проектировании и строительстве новых, а также переустройстве существующих мостов с ездой на балласте мостовое полотно устраивается с охранными приспособлениями в виде контруголков по рис.1 и 2* и табл.1.

* На всех рисунках здесь и далее размеры деревянных и железобетонных конструкций даны в сантиметрах, металлических - в миллиметрах.


Рис.1. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте и железобетонных шпалах при балластном корыте, предусматривающем пропуск щебнеочистительных машин:

слева - без охранных приспособлений (с обычными железобетонными шпалами); справа - с охранными приспособлениями (шпалы железобетонные для укладки на мостах)


Рис.2. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте и деревянных шпалах при балластном корыте, предусматривающем пропуск щебнеочистительных машин:

слева - при костыльном креплении рельсов; справа - при клеммно-шурупном креплении рельсов

Мостовое полотно


Мостовое полотно — комплекс элементов, находящихся на пролётном строении моста; предназначается для обеспечения безопасного движения транспортных средств, пешеходов и отвода воды с поверхности покрытия. Мостовое полотно включает (см. рис.); рельсы, шпалы и балласт; дерев. или металлической поперечины; охранные и противоугонные устройства; боковые тротуары, настил, перила; системы водоотвода, обогрева, освещения; деформац. швы. Путь на пролётных строениях мостов укладывается на щебёночном балласте (см. Балластное корыто) или на дерев, поперечинах, а на пролётных строениях особо крупных металлической мостов — также на металлической поперечинах.
Мост, подходы к нему в пределах речной поймы и регуляционные сооружения (струенаправляющие дамбы, траверсы, запруды, спрямления русла, береговые укрепления и т. п.). Назначение мостового полотна — обеспечить бесперебойную работу ж. д., проложенной по мосту, а также судоходство и лесосплав при условиях безопасного пропуска паводковых вод и льда. Место расположения и тип мостового полотна (см. рис.) определяются при изысканиях железных дорог или при спец. изысканиях М. п. Как правило, М. п. устраивается на основе моста высокого уровня, у которого низ пролётных строений в судоходных пролётах поднят на высоту, обеспечивающую беспрепятсгв. проход речных, а часто и морских судов. На таких М. п. иногда требуется обеспечить подмостовой габарит 50—60 м (например, вблизи устья судоходной реки, впадающей в море или океан). Если такое решение называется экономически и технически целесообразным, М. п. выполняется на основе моста низкого уровня (или относительно низкого), но с обязательным включением в состав такого М. п. разводного пролётного строения. На время прохода крупных судов пролётное строение разводится и ж.-д. движение прерывается.

Исходным параметром, определяющим длину моста в составе М. п., является отверстие моста, которое рассчитывается и назначается в процессе изысканий ж. д. или М. п. Отверстие моста — сумма расстояний между опорами и конусами насыпи или гранями устоев в свету, измеренных на уровне расчётного горизонта воды, характеризует водопропускную способность моста. Длина отд. пролётных строений назначается из технико-экономических соображений при условии обязательного обеспечения требований судоходства и лесосплава. Соответственно мост делится на судоходную и пойменные части. Сооружение мостового полотна сказывается на режиме работы водотока.

Мостовое полотно

Мостовое полотно: 1 — перила; 2 — деревянная поперечина; 3 — рельс; 4 — контруголок; 5 — настил; 6 — рельсовые скрепления; 7 — охранный уголок; 8 — боковой тротуар.

Допускается укладка пути с непосредств. креплением к ж.-б. плите. В железобетонных пролётных строениях с щебёночным балластом для предупреждения выщелачивания бетона устраивают гидроизоляцию и прокладывают водоотводные трубки. М. п. имеет деформац. швы, которые предназначаются для компенсации взаимного смещения сопрягаемых частей сооружения.

Мостовое полотно на металлических железнодорожных мостах.

На металлических железнодорожных мостах мостовое полотно может быть следующих видов:

• на балласте (Рис. 3.23)


Рис.3.23. Мостовое полотно с ездой на балласте

• на мостовых деревянных брусьях (поперечинах) (Рис. 3.24);


Рис. 3.24. Мостовое полотно с ездой на мостовых деревянных брусьях

• на стальной ребристой плите;

• на металлических поперечинах (Рис. 3.25);


Рис. 3.25. Мостовое полотно с ездой на металлических поперечинах

• на сплошном бетонном основании (железобетонная плита без бал­


Рис. 3.26. Мостовое полотно с ездой на сплошном бетонном основании (железобетонная плита без балласта)

Мостовое полотно с ездой на балласте состоит из путевых рельсов, контруголков, шпал, балласта и железобетонной плиты с бортиками (балластное корыто), тротуарами и металлическими перилами. Преимуществом мостового полотна с ездой на балласте является однородность пути на мосту и подходах, которая создает более благоприятные условия для движения поездов, упрощает содержание и ремонт пути.

Недостатком такой конструкции является значительный собственный вес, возможность увеличения толщины балластного слоя и смещения оси пути относительно оси пролетного строения, сложность устройства и ремонта гидроизоляции и водоотвода, возможность образования льда в балласте.

Путь на мостовых деревянных брусьях. Мостовые брусья изготавливают из сосны или лиственницы стандартных размеров, для удлинениясрока их службы они антисептируются. Сечения мостовых брусьев назначаются в зависимости от расстояния между осями балок (ферм):

• при расстоянии между осями до 2 м укладываются брусья сечением 20х24 см (с контррельсами или контруголками);

• при расстоянии между осями от 2 до 2,2 м — сечением 22*26 см (с контррельсами) и 20*24 (с контруголками);

• при расстоянии от 2,2 до 2,3 м — сечением 22*28 см (с контррельсами);

• при расстоянии от 2,3 до 2,5 м — сечением 24*30 (с контррельсами) и 22*28 см (с контруголками).

Брусья плотно прирубаются к поясам продольных балок (ферм). Каждый брус прикрепляется к поясам балок (ферм) лапчатыми болтами. Применяются брусья длиной 3,2 м. Мостовые брусья укладываются по эпюре строго по наугольнику с нормальным расстоянием в свету между брусьями не более 15 см и не менее 10 см. Во всех случаях расстояние между осями мостовых брусьев должно быть не более 55 см.

Контррельсы или контруголки располагаются внутри колеи параллельно путевым рельсам.

В качестве контруголков должны применяться уголки сечением 160х160х16 мм. На эксплуатируемых мостах до их реконструкции, капитального ремонта или сплошной замены мостового полотна допускаются контруголки меньшего сечения, но не менее150х100х14 мм или контррельсы. Контррельсы должны быть того же типа или не более, чем на один тип легче путевых рельсов. При этом, если на мосту применено раздельное клеммно-шурупное рельсовое крепление, контруголки должны иметь сечение 160х160х16 мм.

Противоугонные (охранные) брусья сечением 15х20 см укладываются на всех мостах (кроме деревянных длиной до 5 м) на расстоянии не менее 300 мм и не более 400 мм от наружной грани путевого рельса. Противоугонные (охранные) брусья и охранные уголки служат для предупреждения продольного угона и выкантовывания мостовых брусьев, а также для направления вдоль моста сошедшего с рельсов подвижного состава в случае повреждения контррельсов (контруголков). Мостовые брусья соединяются с противоугонными врубками глубиной 3 см. Противоугонный брус скрепляется с каждым мостовым брусом болтом. Охранные брусья стыкуются впритык между мостовыми брусьями. Противоугонные (охранные) уголки прикрепляются к каждому мостовому брусу шурупами.


Рис.3.27. Мостовое полотно на мостовых брусьях с костыльным креплениемрельсов: слева - охранный уголок прикреплен лапчатым болтом; справа - охранный уголок прикреплен костылями

На указанных рисунках «С» - расстояние в свету между наружной гранью головки рельса и вертикальной полкой противоугонного уголка. Величина «С» принимается по таблице № 3.1 в зависимости от типа рельса и его крепления.

Таблица № 3.1

3.2. Мостовые брусья должны соответствовать ГОСТ 28450 - 90 «Брусья мостовые деревянные». Сечения мостовых брусьев в зависимости от расстояния между осями продольных балок или ферм должны соответствовать размерам, приведенным в таблице № 3.2.

Таблица № 3.2

Расстояние между осями продольных балок или ферм, м


Рис.1.3. Мостовое полотно на мостовых брусьях с контррельсами и противоугонными (охранными) брусьями: слева - мостовые и противоугонные брусья прикреплены общим лапчатым болтом; справа - мостовые и противоугонные брусья имеют раздельное крепление.

Перед укладкой в путь мостовых брусьев должен быть выполнен следующий комплекс предохранительных мероприятий:

под путевые костыли и шурупы в мостовых брусьях должны быть просверлены отверстия диаметром 12,7-13,0 мм для брусьев из мягких пород, и диаметром 14 мм - из твердых пород дерева; забивать костыли и устанавливать шурупы без предварительной засверловки отверстий запрещается;

стенки отверстий, выполненных в брусьях после пропитки, обмазывают антисептиком не менее трех раз;

в отверстия не допускается установка изогнутых костылей, а также наклонная забивка костылей с последующим их отгибанием;

для предупреждения трещин брусья укрепляют деревянными винтами, металлическими болтами и проволокой диаметром 6-7 мм. В исключительных случаях допускается укреплять брусья П-образными скобами не менее 8 шт. на брус (по 4 шт. на верхнюю и нижнюю постель).

Мостовые брусья укладывают строго по наугольнику с расстоянием в свету не более 15 и не менее 10 см. У поперечных балок расстояние между осями мостовых брусьев не должно превышать 55 см. На старых мостах с разрешения начальников Служб пути может быть допущено увеличение этого расстояния, но не более 70 см. Если по условиям конструкции пролетных строений это требование не может быть выполнено, то мостовое полотно укладывают по индивидуальному проекту, утвержденному начальником Службы пути. На мостах с косыми пролетными строениями допускается веерное расположение части мостовых брусьев по эпюре, утвержденной начальником Службы пути.

Укладка мостовых брусьев на верхние пояса поперечных балок не допускается. Между мостовыми брусьями и поясами поперечных балок должен быть зазор не менее 15 мм.

Мостовые брусья плотно прирубают к поясам пролетных строений или продольных балок. Глубина врубок в мостовых брусьях должна быть не менее 0,5 и не более 3 см (для брусьев нормального сечения). Для заклепочных головок и высокопрочных болтов поперек бруса вырубают канавки. Мостовые брусья не должны опираться на связи (включая фасонки) между фермами или продольными балками. Если требуемый профиль пути на пролетном строении нельзя получить за счет нормальных врубок (0,5 - 3,0 см), разрешается применять брусья большей высоты или, в крайнем случае, подкладки из досок длиной не менее 1 м и толщиной не менее 4 см. Доски должны быть прикреплены к брусу гвоздями (рис. 3.6). Мостовые брусья крепят к поясам продольных балок или ферм лапчатыми болтами, в том числе с пружинной лапой, а к противоугонным уголковым коротышам - горизонтальными болтами (приложение 6).

Рис. 3.6. Увеличение высоты мостового бруса с помощью дополнительной доски

Мостовое полотно с контруголками и противоугонными (охранными) уголками допускается прикреплять к пролетным строениям (продольным балкам) с помощью обычных болтов через противоугонные (охранные) уголки (рис. 3.7)

Противоугонные уголковые коротыши ставят при отсутствии балочной клетки не менее двух на пролет и по одному на каждые 5 м длины, а при наличии балочной клетки - по одному у концов каждой продольной балки с горизонтальными полками, повернутыми в разные стороны.

Для уменьшения износа мостовых брусьев под рельсовыми подкладками рекомендуется укладывать упругие прокладки. При строительстве новых мостов и сплошной замене мостовых брусьев на эксплуатируемых мостах упругие прокладки укладывать обязательно.

Для предупреждения провала колес сошедшего с рельс подвижного состава над всеми поперечными балками устраивают переходные столики, а при контруголках и охранных уголках - подвесные мостики. Деревянные коротыши на эксплуатируемых мостах разрешается сохранять до очередной сплошной смены мостовых брусьев.


Рис. 3.7. Прикрепление мостового полотна к пролетным строениям (продольным балкам ) болтами через противоугонные ( охранные) уголки:

1 - болт диаметром 22 мм, длиной 300-350 мм; 2 - рабочая гайка;

3 - страховочная гайка; 4 - шайба пружинная; 5 - шайба плоская;

6 - прокладки (2 шт.) КБх10 ОП153-72.


Рис. 3.8. Устройство мостового полотна в кривых участках пути.

Для пропуска снегоочистителей с опущенными крыльями по малым мостам, на которых не требуется укладка контррельсов, разрешается применять противоугонные (охранные) брусья пониженной высоты или укладывать противоугонные уголки. При этом верх болта прикрепления противоугонных брусьев или верх противоугонного уголка должен быть ниже головки рельсов на 60 мм.

На мостах, расположенных в кривых участках пути, возвышение наружного рельса при езде на деревянных поперечинах достигается установкой пролетных строений с поперечным наклоном или, в крайнем случае, при помощи деревянных прокладок толщиной не менее 5 см, укладываемых под брусья (рис.3.8) по проекту, утвержденному начальником службы пути железной дороги.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: