Мозаика с металлическим контуром доклад

Обновлено: 18.05.2024

Основной инструмент мастера-мозаичника — небольшой косой нож, который готовят из отслужившего свой срок медицинского скальпеля, из строительного гвоздя-дюбеля или из полотна ножовки. Технология деревянной мозаики проста и доступна людям разных возрастов, работающим в домашних условиях.

Предлагаем еще один вид мозаики — деревянный набор с тонкими металлическими контурами. Искусство декорирования дерева металлом в разнообразных формах и видах известно давно. Такими накладками декорировалась мебель. Сверкающие инкрустации из металла покрывали деревянные детали парадного оружия, украшали всевозможные шкатулки, ларцы, табакерки.

Деревянный набор, контуры которого подчеркнуты изящной сверкающей металлической нитью, выглядит весьма выразительно. Технология таких работ делится на два этапа: прежде создается сам набор, а затем исполняются металлические вставки. Работа начинается с композиционного эскиза на бумаге, где наряду с мозаичным изображением прорисовывается и металлический контур.

Композицию на бумаге рекомендуем выполнять слегка подцвеченными белилами (гуашь, темпера). Согласно эскизу готовят подготовительный рисунок в натуральную величину будущего набора, затем из шпона вырезают детали изображения, скрепляют вместе и фанеруют — наклеивают на прочную деревянную основу готовую мозаичную композицию.

После фанеровки и шлифовки мозаичной поверхности, приступают к укладке металлических контуров. Для этого по границам изображения (а также на самом изображении для подчеркивания нужных деталей) прорезают канавки косым или торцевым ножом, особенно удобным для такой операции.

Последовательность заточки торцевого ножа (из дюбеля).

Торцевой нож делают из стальной пластинки длиной 70—85 мм и шириной 5—7 мм, которую, например, отрубают зубилом от полотна старой пилы и обтачивают до нужной ширины. Затем вырезают (а если есть возможность, то вытачивают) деревянную ручку. В ней сверлят гнездо глубиной примерно 30 мм, чтобы диаметр сверла был равен ширине пластинки, и вставляют в гнездо эту пластинку. Оставшуюся пустоту забивают деревянными колышками, которые потом промазывают клеем. Ручку покрывают лаком, а пластинку затачивают так, чтобы получилось обоюдоострое, тонкое, отполированное лезвие длиной около 20 миллиметров.

Лезвие торцевого ножа можно изготовить из строительного гвоздя — дюбеля, который сначала затачивают в виде лопатки (при этом следует чаще охлаждать гвоздь в воде, чтобы сохранить закалку). Затем концу лопатки придают форму овала и затачивают в виде обоюдоострого лезвия с обязательной полировкой на войлочном круге с пастой ГОИ. Если лезвие окажется шероховатым, то при выемке из прорези оно потянет за собой края шпона, и работа приобретет неопрятный вид.

Для ножа, сделанного из дюбеля, лучше всего подойдет ручка из твердой и плотной древесины (береза, дуб, клен, яблоня, вишня, груша). В ручке сверлят отверстие (на 0,5 мм короче, чем диаметр дюбеля, и на половину его длины). В это отверстие и забивают дюбель.

Рекомендуем изготовить несколько ножей с разной шириной лезвия (3—6 миллиметров), которыми делают углубленные прорези по намеченным контурам. Нож в плоскости резания должен находиться в вертикальном положении, иначе шпон сколется или же приподнимется, кроме того, может получиться косая прорезь, в которую с трудом войдет металлическая полоска.

В то же время нож при резании, сохраняя его вертикальное положение к плоскости, следует наклонять острием в сторону движения. Канавки под окружности и под дуги готовят вертикальными проколами вплотную друг к другу.

Металлическая полоса обычно под ножницами скручивается в спираль; это не беда: перед изготовлением контура выровняйте полоску деревянным молотком. Полоска из меди, алюминия или другого мягкого металла зачастую при вколачивании мнется и не входит в прорезь. Поэтому предварительно слегка постучите по ней молотком, после этого металл станет более жестким (нагартуется) и достаточно легко войдет в прорезь. Чтобы полоска равномерно, без изгибов, не заминая дерева, попала в канавку и прочно в ней сидела, советуем ширину прорези делать равной сечению полоски, а глубину — несколько большей, чем ширина этой полоски.

Косой нож.

Торцевой нож.

После того как приготовили прорези, конец заготовленной полоски металла с нажимом вставляют в канавку и легкими ударами молоточка постепенно загоняют полоску в канавку по всей ее длине, обходясь как можно меньшим количеством стыков. Удары повторяют по мере продвижения пластинки по контуру, с тем чтобы она последовательно заполнила канавку, при этом оставляют верхушку полоски под краем канавки. Эту верхушку шлифуют, чтобы получить равномерную поверхность металлического контура. В наборе могут быть использованы точечные металлические элементы (для декорирования деталей), которые выполняются так: шилом прокалывают в древесине вертикальные отверстия, в которые опускают до упора кусочки металлической проволоки. Верхнюю часть проволоки срезают кусачками — бокорезами, а выступающие (1,5 – 2 мм) концы вбивают в древесину так, чтобы после их шлифовки на поверхности набора остались сверкающие точки.

Вколачивание контурной полосы.

При зачистке металлических частей, расположенных на значительной плоскости, рекомендуем использовать плоский напильник с загнутым для удобства вверх хвостовиком (предварительно место сгиба следует отжечь) и с насаженной ручкой. Работа таким напильником напоминает строгание рубанком.

Положение торцевого ножа при выполнении различных операций.

После зачистки металлических элементов поверхность набора шлифуют навернутой на деревянный брусок мелкой наждачной бумагой и покрывают тонким защитным слоем пака, политуры или восковой мастики. Матовый лак, кстати, весьма выразительно подчеркивает металлические элементы.

Схема соединения металлических полосок на острый угол.

Еще о некоторых «секретах производства». Готовый набор советуем укладывать на щит из пиломатериалов или на многослойную фанеру, но не древесно-стру-жечную плиту. Желательно между частями мозаичного набора оставлять небольшие зазоры, по которым будет двигаться торцевой нож, не выкрашивая в этом случае соседние участки шпона. При использовании в мозаичном наборе мягких пород дерева — липы, осины, ольхи, сосны — глубина прокола под точечную вставку должна быть 8—10 миллиметров. Если же в деле твердые породы или многослойная фанера, глубину прокола можно ограничить 4—5 мм. Соответственно прорезь под полоску на мягкой древесине делают глубже, чем на твердом дереве.

Напильник с загнутой ручкой.

При заполнении канавки металлической полосой, острые углы прилегающих участков шпона иногда заминаются и втягиваются в бороздку вслед за металлом. Чтобы устранить этот дефект, достаточно нескольких капель воды, которая, высыхая, восстановит плоскость набора.

Тон для набора рекомендуем выбирать достаточно темный, чтобы на нем выделялись металлические контуры. Лучше всего сочетается с деревом золотистая латунь и бронза, медь немного темновата, холодный же серый алюминий вообще плохо гармонирует с теплыми оттенками дерева.

Деревянная мозаика с металлическим контуром — выразительный вид декоративных работ для шкатулок, коробочек, ларцов. Подойдет такая мозаика и для декоративных панно—пластин. Кулоны, броши, серьги, выполненные тонко и аккуратно с тщательной полировкой в этой технике, окажутся чрезвычайно выразительными.

§ 27. Мозаика с металлическим контуром

Ранее вы познакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели и обихода. Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань.

Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие.

Проволока может быть медной или латунной.

Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия (рис. 88).


Рис. 88. Закрепление накладной филиграни проволочными скобами: 1 — проволочный контур; 2 — скоба; 3 — основа После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путем врезания его в деревянную основу (рис. 89). Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации.


Рис. 89. «Грибы». Мозаика с металлическим контуром

Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого для подчеркивания отдельных деталей мозаики по контурам изображения внутри набора прорезают канавку, в которую вколачивают тонкую полоску металла. Такую полоску шириной 2. 3 мм отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вколачивают ее в древесину (рис. 90). Удары повторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не заполнит всю канавку. Полоску не вколачивают на всю глубину канавки — она должна немного выступать над поверхностью мозаичного набора.


Рис. 90. Вколачивание металлического контура

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зачищают мелкой шлифовальной шкуркой и покрывают слоем лака.

Следует помнить, что блестящие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунными или бронзовыми, так как медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.

§ 14. Технология изготовления мозаичных наборов

Для того чтобы в мозаичных наборах впоследствии не образовывались трещины, шпон должен быть очень сухим.

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри обычно является плоский нож-резак (рис. 46). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частей мозаики.


Рис. 46. Плоский нож-резак

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 47). Лезвие ножа изготовляют из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить перегрева и последующего снижения твердости лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.


Рис. 47. Виды ножей-резаков для резьбы по древесине с режущими кромками и ручками различной формы: 1 — округлая ручка; 2 — граненая ручка; 3 — плоская ручка; 4 — прямолинейная режущая кромка; 5 — округленная режущая кромка

Лезвие заточенного ножа тщательно правят и доводят на брусках и оселках, чтобы режущая кромка была острой, а боковая поверхность — гладкой.

На рисунке 48 изображены приемы выполнения резьбы. Их применяют для вырезания гнезд. Резьбу можно выполнять одной или двумя руками с движением лезвия как к себе, так и от себя.


Рис. 48. Приемы резьбы ножом-резаком: а — резьба одной рукой на себя с наклоном вправо; б — резьба одной рукой на себя с наклоном влево; в — резьба двумя руками на себя; г — резьба двумя руками от себя

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 50, д). Для распиливания шпона используют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. На фоновый шгюн наносят рисунок вставки (гнезда) (рис. 49, а) и вырезают контур резаком (рис. 49, б, в). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 49, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 49, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 49, е). Полученный набор наклеивают на основу.


Рис. 49. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через копировальную бумагу или кальку; 6 — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — разметка и вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки и фона клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 50, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.


Рис. 50. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б— остроугольных фигур; в — окружности; г — закруглений с надрезами; д — двойным ножом по шаблону

При резании шпона из твердых пород вначале по линейке делают неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, потом — с большим нажимом, таким образом перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Чтобы вершины острых углов не обламывались, вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 50, б). Закругления вставок вырезают с учетом направления распространения опережающих лезвие трещин (например, в направлении по стрелкам, изображенным на рисунке 50, в).

При вырезании гнезда, чтобы не растрескивался его контур, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают, врезая в поверхность носок ножа (рис. 50, г).

Если необходимо вырезать множество криволинейных контуров в виде завитков, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 50, 5).

Круги и кольца вырезают циркулем-резаком за несколько проходов круговыми движениями с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах прорезают сначала внутреннюю окружность, а затем наружную.

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис. 51).


Рис. 51. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 52) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают в лист, чередуя полоски разных цветов (рис. 52, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 52, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 52, в).


Рис. 52. Набор шахматной доски: а — склеивание полосок различной тональности; б — склеивание полосок со сдвигом; в — шахматная доска

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют для объемного изображения декоративных наборов паркетного типа (рис. 53). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в расположенных рядом листах шпона.


Рис. 53. Наборы с объемным изображением

Практическая работа № 14

Выполнение мозаичного набора

  1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
  2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
  3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображения.)
  4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

Новые слова и понятия

Нож-резак; мозаичный набор — с косым расположением полосок; шахматный — с объемным изображением.

Красота металла


Особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно и в разнообразных формах и видах.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань (скань).

Термин "филигрань" произошел от двух латинских слов: "филюм" - нить и "гранум" — зерно. Термин "скань" берет свое начало от древнеславянского глагола "съкати" — свивать Контуры из скрученной вдвое проволочки укладывай по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие.

Проволока может быть медной или латунной. Вполне пригодна проволока от перегоревших трансформаторе Лак, покрывающий проволоку, удаляют отжигом скрученной в моток проволоки в пламени паяльной лампы. Эту работу следует выполнять на улице, так как пары сгоревшего лака имеют сильный запах. После остывания проволоки ее зачищают до блеска шлифовальной шкуркой или отбеливают в 10. 15%-ном растворе серне кислоты. Иногда лак, покрывающий проволоку, не удаляют, так как он может придавать филиграни в сочетании с мозаичной поверхностью особую выразительность.

Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплен к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шило отверстия.

После закрепления контуров на деревянной основе изделие покрывают лаком (обычно матовым), которые окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложным видом контурного декорирования является закрепление металлического контура путем врезания его в деревянную основу. Такое украшение пред­мета является разновидностью инкрустации.

Декоративные работы такого вида выполняют следую­щим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, ка­кие контурные линии будут очер­чены металлическими полосками.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого по контурам изображения, а иногда и внутри набора для под­черкивания отдельных деталей, прорезается канавка, в которую вколачивается тонкая полоска металла. Такую полоску шири­ной 2. 3 мм отрезают слесарны­ми ножницами от металлическо­го листа.

В наборе могут быть применены точечные металлические элементы. Для этого в древесине шилом прокалывают отверстие, помещают в него кусочек проволоки таки образом, чтобы он возвышался над поверхностью на 1,5. 2 мм, и вколачивают его в древесину. Проволоку, так же как и полоску, вбивают в отверстие не до конца.

Следует помнить, что светлые, сверкающие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунным или бронзовыми. Медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.

Читайте также: