Музыкальный инструмент из металла

Обновлено: 22.04.2024

Сможете назвать все существующие музыкальные инструменты? Хотя бы современные и широко распространенные. Если же вспомнить единичные экземпляры, уникальные инструменты или давно забытые, то вряд ли можно сосчитать их в принципе. Человечество всегда тянуло к музыке, к созданию особых звуков, для чего использовались любые подручные материалы. С развитием технологий всё больше инструментов становятся электронными и цифровыми, приобретая новые возможности, но теряя при этом свою уникальность и неповторимость каждого экземпляра. Существует ряд музыкальных инструментов, которые малоизвестны широкому кругу слушателей. Некоторые из них могут до сих пор применяться для создания музыки, другие хранятся лишь в музеях, а от третьих остались только рисунки и словесные описания. Тем не менее, они заслуживают внимания, как исторические, уникальные инструменты, являющиеся ступенью развития не только музыкального искусства, но и человечества в целом.

Сигарбокс-3.jpg

Сигарбокс гитары (Cigar Box Guitar, CBG)

Как видно из названия, это гитары, изгоотовленные из сигарных коробок, история которых началась в США более 160 лет назад. Дело в том, что в 19 веке в США были очень популярны сигары, перевозившиеся в деревянных ящичках, выполненных из довольно хорошей древесины. Когда ящик становился пустым, его выбрасывали. Этим пользовались чернокожие рабы, которые стали использовать ящики от сигар в качестве корпуса для гитары. Сигарбоксы быстро приобрели популярность среди простых американцев и стали национальным музыкальным инструментом в США. Сигарбоксы использовали в своем творчестве такие легендарные музыканты, как B.B.King, Chuck Berry, Paul McCartney и другие. Ежегодно в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании проходят фестивали сигарбокс гитар, которые посещают тысячи людей, что позволяет говорить о том, что данный инструмент жив и до сих пор вызывает интерес и собирает своих поклонников.

2.jpg

Органистр (колесная лира)

Струнный инструмент, появление которого в Европе относят к XII веку. Гудящий и протяженный звук органистра возникает за счет трения струн о специальное колесо. Музыкант располагает инструмент на коленях. Основная часть струн звучат одновременно, вибрируя от трения о колесо, вращаемое правой рукой, создавая гудящий звук, называемый бурдон. Отдельные струны, длина которых изменяется при помощи управления стержнями левой рукой, воспроизводят мелодию. Колесная лира имеет мощный, грустный, монотонный и немного гнусавый звук.

Органистр.jpg

Стеклянная гармоника

Инструмент, который был популярен в XVII веке, но к настоящему времени практически забытый. Гармоника представляет собой стеклянные полусферы разного размера, размещенные на горизонтальной, вращающейся оси. Полусферы окунаются в водный раствор уксуса, находящийся в ящике-резонаторе, чтобы края полусфер были постоянно влажными. Во времена популярности стеклянной лиры для нее писали свои произведения Штраус, Моцарт и Бетховен.

Стеклянная гармоника.jpg

9.jpg

Арфа-гитара

Инструмент является интересным симбиозом двух музыкальных инструментов: гитары и арфы. Наличие дополнительных струн позволяет существенно расширить звуковой диапазон инструмента. Внешний вид арфы-гитары, а также особенности конструкции зависят от фантазии мастера и его инженерных умений.

Арфа-гитара.jpeg

арфа-гитара-2.jpeg

Колесная арфа (Wheelharp)

Инструмент, который по конструкции напоминает колесную лиру, так как звук появляется в результате трения барабана о струны. Нажимая клавишу, вы заставляете струну перемещаться навстречу барабану, покрытому канифолью. Звуковой эффект возникает как при игре смычком.
Также в конструкции арфы предусмотрена две педали, одна из которых управляет скоростью вращения барабана, другая глушит струны.

3.jpg

Придумана подобная арфа была еще Леонардо да Винчи, но не воплощена им в жизнь. Wheelharp – это новаторский клавишный музыкальный инструмент, который, способный заменить небольшой струнный оркестр. В современных моделях (а они есть) над струнами располагается электромагнитный звукосниматель, а пьезоэлектрический звукосниматель крепится к деке. Такая комбинация позволяет исполнителю полностью контролировать тембр инструмента.

Колесная арфа-3.jpg

Глюкофон (tank drum)

Глюкофон является молодым и современным инструментом, относящимся к лепестковым барабанам. Прототипом инструмента в 2007 году стала половинка газового баллон. Глюкофон состоит из двух чаш, на одной из которых присутствуют своеобразные лепестки разного размера, а на второй (нижней) - резонирующее отверстие, через которое выходит звук. Звучание глюкофона просто космическое, поклонники этого инструмента утверждают, что он помогает развить слух и чувство ритма, стоит просто положиться на свою интуицию и ощущения от игры. Играть на глюкофоне очень просто: нужно просто к нему прикасаться (руками или палочками). Чем меньше и тоньше глюкофон, тем выше он звучит. Тот же принцип работает и с размером лепестков.

4.jpg

Металлический перкуссионный инструмент, похожий на глюкофон, но отличающийся тем, что на верхней полусфере (DING) расположены тональные области (7-8 штук), окружающие купол и создающие тональный круг. На резонаторном отверстии, расположенном на нижней полусфере (GU), также можно играть или же использовать его для модуляции звука при игре на верхних областях. Извлекать звук из ханга можно при помощи пальцев и кистей рук, при этом сам инструмент расположен на коленях исполнителя. Тоже довольно молодой инструмент, который был создан в 2000-м году в Швейцарии, приобрел большое количество поклонников.

Ханг.jpg

Варган

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но тот, кто слышал, точно не остался равнодушным к этим завораживающим, а иногда пугающим и мистическим звукам. Не зря варган ассоциируется с северными шаманами и погружением в особое состояние сознания, ведь многие замечают, что игра на варгане помогает расслабиться, отключиться от суеты и войти состояние легкого транса. Варган, как никакой другой инструмент, отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки. При игре варган прижимают к зубам и удерживают рукой таким образом, чтобы язычок свободно колебался. Именно язычок является источником звука, который усиливается за счет ротовой полости, служащей резонатором. Регулировка высоты и тембра звука происходит за счет артикуляции, дыхания и особых приемов.

Диджериду (австралийская труба)

Это традиционный музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Термиты выедают сердцевину длинных стволов эвкалипта, образуя внутри полость. Аборигены находят такие стволы, очищают от трухи внутри и оснащают трубу мундштуком из пчелиного воска. Затем инструмент, длина которого может достигать трех метров, украшают рисунками. В основе игры на диджериду лежит техника непрерывного дыхания — одновременный выдох через рот при вдохе через нос. Традиционно инструмент использовался как аккомпанемент во время ритуалов, чтобы помочь шаманам входить в транс. С диджериду экспериментируют современные исполнители эмбиент, электронных, этнических и других жанров.

6.jpg

Эолова арфа

Инструмент, воспроизводящий «музыку ветра», был сконструирован еще в античные времена, когда древние греки поместили натянутые струны внутрь ящика-резонатора. Уникальность инструмента заключается в том, что для звукоизвлечения не требуется человек. Натянутые струны под воздействие ветра создавали уникальный звук. Инструмент оказался забыт на долгие века, получив второе рождение только в XVII веке. Современные музыканты также экспериментируют с эоловой арфой, устраивая «концерты ветра», используя принцип ее действия для конструирования монументальных устройств, таких как «Морской орган» Николы Башича. Данная конструкция представляет собой своеобразную лестницу к морю. Попадая в вертикальные отверстия плит, ветер проходит в резонаторные полости, в результате чего получается приятная мелодия.

7.jpg

Эолова арфа1.jpg

Тромбот

Судя по названию, этот инструмент является результатом соединения тромбона и фагота: в основной части тромбона обычный мундштук заменен на бокал – отводную трубку с языком, позаимствованную у фагота. Конструкция была изобретена американским композитором Питером Шинкеле. Вы можете представить совместное звучание фагота и тромбона? По словам создателя инструмента, звук получается как у пьяного носорога, то есть тромбот был сконструирован под определенную цель и не стоит рассматривать его как настоящий музыкальный инструмент.

Тромбот.jpg

Сакулейта

Сакулейта — это этнический музыкальный инструмент, являющийся гибридом японской бамбуковой дуды сакухати и европейской серебряной флейты. Инструмент был изготовлен в 2002 году мастером по изготовлению сакухати Монти Левенсоном: он в раструб европейской оркестровой флейты поместил верхний конец с клином от японской бамбуковой флейты.

Сакулейта.jpg

Серпент

Это внушительных размеров (около 2,5 метров) духовой деревянный инструмент, покрытый кожей и оснащенный глубоким костяным мундштуком-чашечкой и шестью отверстиями в корпусе. Изначально инструмент использовали в храмах для аккомпанемента хоровому пению. В XVII веке серпент использовался в военных и придворных оркестрах. В современном музыкальном мире к серпенту обращаются при исполнении старинной музыки и в качестве музыкальных экспериментов в творчестве современных композиторов.

Серпент2.jpg

Серпент1.jpg

Лазерная арфа

Не совсем полноценный музыкальный инструмент, а скорее устройство, которое управляет звуками других инструментов, например, синтезаторов. Получить звук с помощью лазерной арфы очень просто: нужно перекрыть лазерный луч рукой. Лазерную арфу изобрел в 1976 году Джефри Роуз, теперь же ее можно встретить и в концертном исполнении, и в кабинетном. Наиболее популярным исполнителем на лазерной арфе можно считать Жан-Мишель Жарра, который использует ее в своем лазерном шоу.

Лазерная арфа.jpg

Сталактитовый орган

Инструмент, созданный природой и Лиландом Спринклом, расположен в пещере Люрей в штате Вирджиния. Оценив особую акустику пещеры, Спринкл долгое время изучал звучание каждого уголка пещеры. В результате проделанных акустических экспериментов он приложил к отдельным элементам пещеры маленькие молоточки, которыми управляет электронная клавиатура.

Сталактитовый орган1.jpg

Музыкальная колючая проволока

Такой необычной музыкальной изгородью может похвастать скрипач и художник Джон Роуз. Музыкальная колючая проволока расположена в необжитой местности Австралии и уникальность ее заключается в том, что на ней можно играть смычком от скрипки, как на гигантских струнах.

12.jpg

Поющее дерево в Барнли

Дерево это, расположенное на вершине Ланкашира, в Англии, совсем не природного происхождения. Его автором являются архитектор Майк Тонкин и Анна Лю. Дерево представляет собой музыкальную скульптуру, выполненную из железных труб разного диаметра и длины, сложенных спиралеобразно. Звук извлекается, благодаря ветру, и слышен на большие расстояния.

Эолова арфа1.jpg

Магическая труба

Изобретатель данного инструмента - Майк Сильвермен. Сам он назвал свое творение «грудой металлолома», которая умеет издавать странные звуки. Извлечение звуков происходит при помощи смычка, пощипывания струны и постукиваниями пальцами.

Майк Сильвермен.jpg

Диддли-бо

Эта однострунная цитра, являющаяся неотъемлемым атрибутом музыкальной жизни чернокожих рабов Америки. Инструмент получил широкое распространение, благодаря простоте изготовления и вполне приличному звуку. Кстати, благодаря диддли-бо появилась слайд-гитара и в целом техника игры слайдом. Традиционный диддли-бо имеет только одну струну, но с развитием инструмента стали появляться модели с двумя и тремя струнами больших размеров и звукоснимателями. Этот инструмент можно легко соорудить из подручных материалов, для этого вам понадобятся только доска, гвозди, жестяная банка и металлическая проволока. А для игры вам обязательно нужен слайд, который также можно изготовить самостоятельно. Играть на диддли-бо очень просто: струна защипывается пальцами или по ней бьют металлической палочкой. Высоту звука регулируют, прижимая слайд к струне. Изначально на диддли-бо играли вдвоем: один ударял по струне, второй скользил по ней палкой.

8.jpg

Что привело к созданию столь необычных и иногда совершенно бредовых музыкальных инструментов? Поиски нового и уникального звука, а также эксперименты со всем, что способно издавать звук. Творческие люди, среди которых и музыканты, и архитекторы, и даже инженеры, находятся в вечном поиске новых идей и их воплощений. Способов выразить себя, свои эмоции через звуки великое множество. Поэтому мы еще услышим о новых музыкальных инструментах, которые удивят нас! А пока экспериментируйте и ищите. Успехов в творчестве!

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

В последние годы глюкофон обрел большую популярность – людей, играющих на этом перкуссионном инструменте, можно встретить в любом городе. Чарующие и успокаивающие звуки, который воспроизводит глюкофон, моментально притягивают к себе внимание, и музыкант тотчас же обретает слушателей. На этом лепестковом барабане может играть каждый, даже не знакомый с музыкальной грамотой человек, ведь глюкофон настроен таким образом, что на нем невозможно сфальшифить.

Сегодня существует много подобных инструментов, имеющих разные названия. Ханг, глюкофон, фимба – в чем разница между ними и с какого из них лучше начать? В этой статье мы постараемся осветить особенности каждого названного инструмента.

Отличия глюкофона и ханга

глюкофон и ханг отличия

Глюкофон появился не так давно, и, разумеется, он не был абсолютным новшеством. Металлические перкуссионные инструменты производились с древности – колокола, индийские чаши, гонги, - все они дальние родственники глюкофона. В начале 20 века появился на свет популярный инструмент – металлический барабан, а в начале 21 века он был усовершенствован одной швейцарской компанией. Теперь рабочие плоскости инструмента стали более изящными и монолитными, а тембр звучания – чище.

На основе этого металлического барабана появился еще один ударный инструмент – ханг, история создания которого началась примерно в это же время. Думается, что именно он стал ближним родственником глюкофона, ведь он имеет похожий внешний вид, строй и способ игры.

Ханг, в отличие от глюкофона, более изящный

Производство ханга довольно затратно, поэтому умельцы по всему миру стали экспериментировать с формами этого инструмента, чтобы снизить затраты. Именно так и появился глюкофон, первые модели которого вырезали из газовых баллонов.

Что такое глюкофон

Музыкальный инструмент глюкофон – это стальной барабан, звуки которого обладают успокаивающим эффектом. Играют на глюкофоне с помощью пальцев и палочек.

Ханг похож на перевернутую тарелку, а глюкофон более округлый – будто две тарелки скрепили между собой. На верхней чаше глюкофона прорезаны лепестки, имеющие различную тональность. Нижняя часть имеет отверстие для выхода звука. В отличии от глюкофона, ханг не имеет выраженных прорезей корпуса, и выглядит более монолитным, а его звучание ощущается более звонким.

Разница в звуке ханга и глюкофона довольно заметная. Ханг имеет более звонкое звучание, больше всего похожее на тембр металлических барабанов. Глюкофон звучит менее ярко, зато его тембр можно назвать более медитативным, обволакивающим и округлым. Техника игры при этом примерно одинаковая, и в вопросе, с какого барабана начать, нужно ориентироваться на свои предпочтения в звуке и бюджет.

Разумеется, эти инструменты серьезно отличаются по цене – ханг стоит гораздо дороже.

Hang Drum (Ханг Драм) - музыкальный инструмент, разработанный в Швейцарии 2000 году Феликсом Ронером (компания PANArt). Название переводится как ручной барабан.

Фимбо и глюкофон – в чем разница

Фимбо - брендированный глюкофон

Фимбо и глюкофон имеют минимальные отличия. По сути, это один и тот же инструмент, но производитель Фимбо заявляет, что им удалось добиться такого качества производства, что их продукцию можно выделить под отдельным названием. Таким образом, фимбо - это брендирование инструмента глюкофона.

Фимбо и глюкофон не отличаются принципом работы и требуют одинаковой техники игры. Что ж, мы можем порекомендовать послушать оба инструмента перед покупкой и решить, какой из них вам ближе.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг ⁠ ⁠

Ханг – это музыкальный инструмент, который состоит из соединенных между собой двух металлических полусфер, одна из сторон которых называется Ding, а вторая Gu. Его вы можете лицезреть на фотографиях.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

История ханга началась в 2000 году. Именно в начале тысячелетия Феликсом Ронером и Сабиной Шерер в городе Берне, что в Швейцарии, был создан первый прототип ханга. Они долгое время изучали различные перкуссионные инструменты, в частности тринидатский стилпан (стальной барабан с острова Тринидат). Изначально ханг должен был стать неким лечебным инструментов, можно даже сказать, исцеляющей панацеей. Но после того, как создатели начали размещать видео с игрой на ханге в Интернете, общество откликнулось немного иначе, посчитав инструмент именно музыкальным.

Вот как выглядела первая модель ханга 2000 года

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Но создатели не остановились на достигнутом и решили его модернизировать, сделав более пригодным и удобным для игры на нем. Со временем ханг значительно уменьшился в размерах и стал намного лучше звучать. В том же 2000-м году Феликс и Сабина изготовили еще несколько прототипов, в результате чего и появился знакомый всему миру облик ханга, с которым он и ассоциируется у большинства.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Что такое PANArt?

PANArt – это компания, которая была основана все той же парочкой, которая создала ханг. Сначала они занимались изготовлением и продажей стилпанов и величали себя PANArt Steelpan-Manufaktur AG. Уже к 2003 году они полностью сосредоточились на изготовлении хангов и переименовались в PANArt Hangbau AG. Интересный факт: AG значит – акционерное общество, из-за чего бытует мнение, что PANArt – это огромная музыкальная компания. Но на деле все обстоит иначе: компания – это 2 создателя ханга, которые и являются всем персоналом фирмы.

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Главные вехи в хангостроении

Стоит так же добавить, что PANArt в 2001 году запускает сеть магазинов, которая к 2005 году распространилась по всей Европе, и даже был открыт один магазин в США. Собственно, создание сети привело к тому, что ребята перестали справляться со спросом на ханги и вынуждены были прекратить в 2006 году продажу по всему миру. С того года ханг можно приобрести только в Берне, непосредственно на самом производстве. В том же году компания перестала распространять инструмент через Интернет, прикрыв свой сайт.

2 поколение ханга

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Весной 2006 года было заявлено о выпуске второго поколения инструментов. В течение года, чтобы купить инструмент, нужно было договариваться о встрече в Хангбаухаусе. С февраля 2008 года, после того как в продажу поступили интегральные ханги, доставка снова стала доступной, но все равно нужно писать официальное письмо в компанию, которое после рассмотрение встанет в очередь. Слыхал я, что эта очередь уже исчисляется в 10-ки тысяч. В следующей записи я расскажу, как заказать ханг и его аналоги, а пока расскажу еще немного интересного об этом инструменте =).

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Что такое Хангхаус (hanghaus)?

Космос у тебя на коленях: происхождение музыкального инструмента ханг Музыка, Ханг, Hang, Барабаны, История, Видео, Длиннопост

Это дом, который располагается у реки Ааре в Берне. Именно этот скромный домик был первой мастерской Феликса и Сабины, именно здесь творилась история. Сегодня этот домик уже не является мастерской, а стал неким местом паломничества, где происходит вручение уже готовых хангов. В период с 2006 по 2007 год ханг можно было получить только в Хангхаусе, который создатели еще называют Хангбаухаусом. Здесь была комната для гостей и стеллажи с уже готовыми инструментами.

Что значит слово «Ханг»?

HangDrum от BellArt – производит BellArt, всего один человек, который проживает в Испании. Не могу не похвастаться, его я тоже слышал в живую на концерте Сварупа, где присутствовали другие ребята с аналогами ханга. Как заказать этот инструмент я расскажу тоже, но по секрету: до 2013 года заявки не принимаются.

HangDrum от Pantheon Steel –это американцы =). Свой аналог они назвали Halo и о завидуйте, его я тоже слышал =) У американцев не все как у людей – они продают Хало как в лотерее, но об этом я расскажу потом.

У итальянцев свой HangDrum – DiscoArmonico, его я к сожалению не слышал. Есть у них еще мастер Jose Greenbeach.

В Германии ханг делают под именем Caisa. Есть еще мастер, ник в Сети которого 131marti131, но это в следующий раз =). Немцы вообще полюбили сей инструмент, у них еще производиться Innersound, аналог от компании E.C.S.-Steeldrums.

Во Франции – Spacedrum.

Еще скажу по секрету, что под Харьковом появился дядя, который возможно запустит в производство аналог ханга. Давиде Сваруп и его украинский менеджер Антон были у него в гостях 17 октября, перед концертом в «Джазтере». У этого дяди уже готовы формы, которые он заказал на авиационном заводе, но звука у него пока нет. Там не понятная ситуация, но будем надеяться. Если что, украинский аналог ханга будет стоить около 4000 грн. Вообще, инструмент сий не из самых дешевых, ориентироваться нужно на от 650 до 2000 евро. Оригинальный PANArt стоит около 1500 евро, но там столько нюансов, которые заслуживают отдельную статью.

Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре

Ударные инструменты стали частью симфонических оркестров с середины 19 века. Ранее они использовались эпизодически, при исполнении определенных произведений. Например, в свои произведения любили включать партии ударных инструментов такие композиторы как Берлиоз, Глинка. Особая роль в популяризации ударных оркестровых инструментов принадлежит композиторам русской школы.

14876544_1659526741006060_3661758815688149583_o.jpg

Рассмотрим инструменты, которые чаще всего можно встретить в симфоническом оркестре.

Треугольник

Маленький и компактный, треугольник выполнен из металлического прута, согнутого в форме треугольника со стороной около 20 см. Треугольник подвешивают на струне так, чтобы он свободно висел, не соприкасаясь ни с чем. Удары производят металлической палочкой, извлекая чистый и звонкий звук.

Треугольник PEARL PET-80.jpg

Треугольник – это инструмент высокого звучания, на котором можно исполнять простые и сложные ритмические рисунки. Звучание треугольника яркое и звонкое, отлично сочетающееся со смычковыми, деревянными и медными духовыми инструментами.

treugolnik-orkestr.jpg

Звучание треугольника часто можно встретить в произведениях танцевального характера, так как он придает им особую веселость и живость. Роль треугольника в других произведениях сводится, обычно, к приданию им красочности, звучности, некой искристости и одновременно изящества.

Кастаньеты

О кастаньетах слышали многие, сразу представляя себе испанку, танцующую фламенко, держа в руках чашечки кастаньет и щелкая ими в такт своим движениям. Действительно, кастаньеты являются национальным испанским инструментом. Две деревянные чашки, напоминающие раковины, скрепленные шнурком, надеваемым на большие пальцы рук. Обычно кастаньеты изготавливают из самшита или чёрного дерева. При игре используют обе руки, но кастаньеты, которые располагаются в левой руке крупнее, они имеют более низкий тон и призваны отбивать основной ритмический рисунок. Стоит отметить, что кастаньеты используют сами танцовщицы, в процессе исполнения танца. Но это мы говорим о национальной испанской музыке и традиционных кастаньетах.

КАСТАНЬЕТЫ STAGG CAS-W.jpg

6eb5bcb75c47237a59d91d6a53a4d2c0.jpg

Кастаньеты можно услышать в симфоническом оркестре при исполнении живых и мелких ритмов, которые так характерны для испанских и неаполитанских народных танцев. Кастаньеты позволяют усиливать и ослаблять звук, отлично сочетаясь в звучании с деревянными духовыми инструментами, с мелкими ударными, такими как треугольник, бубен и малый барабан, подчеркивая штрихи смычковых инструментов, их всегда прекрасно слышно в оркестре.

КАстаньеты.jpg

Бубен и тамбурин

Эти два ударных инструмента очень похожи, поэтому часто взаимозаменяемы в оркестре.

Тамбурин - это инструмент в виде обруча 25 - 35 см в диаметре, чаще всего затянутого с одной стороны кожей, обруч имеет отверстия, в которые вставлены небольшие металлические пластинки, которые при потряхивании ударяются друг о друга и издают дребезжащий звук. У бубна дополнительно имеются три проволочки с бубенчиками, натянутые внутри обруча.

ТАМБУРИН STAGG STA-1208.jpg

При исполнении партий, данные инструменты располагают в любой руке. Извлекать звук можно различными приемами, например, можно свободной рукой (пальцами или всей ладонью) наносить удары по кожаной мембране и самому обручу, трясти инструмент так, чтобы металлические пластинки звенели, производить удары о бедро и т.д. Можно даже с помощью специального ремня подвесить тамбурин на шею, чтобы освободить обе руки для исполнения сложных ритмических рисунков, либо расположить тамбурин на подставке и наносить удары барабанными палочками.

opisanie-tamburina-i-osobennosti-igry-na-nem.jpeg

Тембр тамбурина довольно специфичен, что связано с сочетанием ударных звуков кожаной мембраны со звенящими звуками металлических частей (пластинок, бубенчиков). Тамбурин отлично звучит в сочетании с группой смычковых инструментов в оркестре а также с духовыми инструментами. Партии для тамбурина или бубна можно встретить в произведениях танцевального жанра, испанской музыке или для создания образов Востока.

Малый барабан

Малый барабан выполнен в форме цилиндра высотой 12—15 см и диаметром 35 - 40 см. В верхней и нижней частях барабан затянут в кожу, также на нижней стороне натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), придающие звуку малого барабана характерную «трескучесть».

Малый барабан PEARL MUS1455M.jpg

Звукоизвлечение происходит при помощи палочек различной конфигурации (деревянные палочки с наконечниками, металлические метелки и т.д.), которыми ударяют по верхней мембране. Удары производят обеими руками, редко используется одновременный удар двумя палочками. Чтобы получить приглушенный звук, барабан накрывают материей или ослабляют струны.

Малый барабан позволяет исполнять самые мелкие ритмы в любом темпе, этим он и отличается от других ударных в оркестре, он подвижен и дает простор для творчества и экспериментов в технике исполнения. Звук малого барабана богат: от чуть слышного шороха, то грохота.

Малый барабан хорошо звучит совместно с духовыми инструментами, но может использоваться и в одиночном соло как, например, в «Болеро» М. Равеля, где он непрерывно звучит в течение всего произведения именно как солирующий инструмент.

В оркестре, как правило, присутствует только один малый барабан, который используется в маршевых музыкальных фрагментах для придания звучанию оркестра большей четкости и динамичности.

Тарелки

Тарелки обычно используются в паре и представляют собой два диска (диаметром 30-60 см) с выпуклостями и отверстием для ремешка, за который их держат во время игры.

638.970.jpg

Извлечение звука происходит путем удара тарелок друг о друга, удар происходит косыми скользящими движениями, также можно использовать трение одной тарелки о другую. Звук тарелок довольно продолжительный, заглушить который можно, прикоснувшись к краю тарелки. Также можно использовать удары палочками по подвешенной тарелке, изменяя силу и темп ударов.

thumbnail430_tarelki.jpg

На тарелках исполняют, как правило, простой и крупный ритм, так как мелкие ритмические рисунки на тарелках хоть и возможны, но из-за протяжности звука, сливаются и теряют свою четкость. Звук тарелок может быть как ярким, резким и звенящим, так и легким, шелестящим.

В оркестре звук тарелок сочетается с медными духовыми инструментами, а также с большим барабаном, когда требуется большая сила звука и звон. Тарелки используют в оркестре в моменты, когда нужно подчеркнуть кульминацию, придать звучанию яркость и для создания особых звуковых эффектов.

Большой барабан

Большой барабан, используемый в симфоническом оркестре, имеет большой диаметр (около 70 см) и может быть двух видов: более широкий затянутый кожей с обеих сторон или менее узкий обруч, затянутый кожей только с одной стороны. Во втором случае обруч крепится на стойке так, что может вращаться и располагаться под наклоном, чтобы музыканту было удобно наносить удары специальной колотушкой.

small_shop_items_catalog_image45407.jpg

На большом барабане отбивают простой и крупный ритм. При этом звук получается низким и глухим, сочетающийся с контрабасом, литаврами и тарелками.

Bass_drum_and_mallets.jpg

Большой барабан в оркестре может добавить динамики, особых изобразительных эффектов и поддержать басовые голосовые партии.

Там-там

Там-там — это большой (диаметром около 110 см) диск, выполненный из бронзы или меди, подвешенный на специальной стойке.

unnamed (1).jpg

Удары производят колотушкой для большого барабана, также используют палочки для литавр или треугольника. Интересный нарастающий звук с задержкой можно получить, если произвести скользящий удар мягкой колотушкой.

32173.jpg

Звук у там-тама вибрирующий, похожий на звук колокола, длительность которого можно регулировать. Используют там-там в крупных ритмических рисунках. В оркестре звучание там-тама сочетается с крупными инструментами, например, контрабасом, арфой, медными духовыми инструментами и используется для достижения специальных эффектов или в кульминации.

Интересен тот факт, что в древние времена в африканских племенах изготавливали там-там из шкуры буйвола, который в процессе эволюции превратился в металлический гонг, а концертный гонг так и называется «там-там». Вот такие эволюционные метаморфозы

Литавры

Литавры – это ударные инструменты в виде полушарий диаметром 60-80 см, затянутым кожаной перепонкой. Высота тона литавров зависит от размера котла и от натяжения перепонки: самый низкий звук имеет самый крупный котел со слабым натяжением мембраны. Изменять степень натяжения кожи можно с помощью механизмов, которые бывают трех видов: винтовой (на ободе котла), рычажный и педальный (с ножной педалью). Последний является более современными и функциональным, так как позволяет настраивать литавры быстро, например, во время паузы в партии.

unnamed (2).jpg

Удары производят особыми палочками, имеющими шарообразную головку, обтянутую мягким фильцем. Получаемый звук зависит от размера палочек: так для получения сочного и сильного звука используют палочки с крупными головками, со средними – для более подвижных фигур, с маленькими – для легкого и подвижного звука. Для исполнения четких ритмических рисунков используют палочки с жесткими войлочными наконечниками.

timpani_1200x480_b648a18b8160e5b7965c4aa7f0093692.jpg

Литавры дают творческий и динамический простор музыкантам, так как позволяют исполнять самые затейливые ритмы (включая tremolo) с различными оттенками и скоростью, прекрасно сочетаясь практически со всеми инструментами в оркестре.

scale_1200.jpg

В оркестре обычно используют литавры трех размеров, каждый из которых имеет свой диапазон настройки. При использовании всех размеров диапазон литавр довольно внушительный: от ми-фа большой октавы до фа-соль малой.

Колокола

Колокола часто используют в оперных спектаклях для имитации звука церковных колоколов. Они представляют собой стальные трубы (оногда пластинки), подвешенные к специальной раме, по которым ударяют молотком с резиновой головкой.

9.jpg

Колокольчики или металлофон

Это набор металлических пластинок различной длины, которые расположены в хроматическом порядке подобно клавиатуре фортепиано. Звукоизвлечение происходит при ударе по пластинкам специальными молоточками руками или при помощи клавишного механизма.

КОЛОКОЛЬЧИКИ STAGG PCH125.jpg

Glockenspiel-malletech.jpg

Колокольчики с ручными молоточками звучат высоко, их звук ярок, звонок и продолжителен, клавишных – более сухой и короткий. Колокольчики позволяют исполнять мелкие ритмические рисунки, особенно это касается клавишного механизма, но делают это нечасто, ибо из-за длительности звуки сливаются, превращаясь в шум.

depositphotos_319518390-stock-photo-selective-focus-on-bar-chimes.jpg

Звучание колокольчиков сочетается с арфой, флейтой, скрипичной группой инструментов и используется для декоративных моментов в партиях.

ksilofon.jpg

Ксилофон

Ксилофон похож по своему устройству на колокольчики, но его пластины выполнены из дерева и расположены иногда в другом порядке. Звучность ксилофона помогают улучшить резонаторы. Если же их нет, то звук получается сухим, резким и непродолжительным.

Ксилофон STAGG XYLO-SET 37 SYN.jpg

Звукоизвлечение происходит также при помощи деревянных палочек и позволяет получить диапазон от «до» первой октавы до «до» четвертой. Ксилофон позволяет исполнять различные пассажи практически с любой скоростью, удачно соединяясь в звучании с деревянными духовыми и смычковыми инструментами.

a183.jpg

Ксилофон в оркестре добавляет звуку ритмическую четкость и дополнительную изобразительность.

Использование ударных инструментов в составе симфонического оркестра призвано добавить ритма и четкости другим оркестровым инструментам, а также расставить акценты и спецэффекты. Инструменты же других групп поддерживают и уточняют высоту тона ударных.

Ханг –инструмент с космическим звучанием

Возможно, кто-то впервые слышит о таком инструменте, как ханг, а кто-то не только слышал, но и видел, и даже пробовал играть на нем. Ханг – перкуссионный ударный инструмент, на котором играют руками, извлекая завораживающе-космическую музыку. Недаром «hang» в переводе с бернского диалекта означает «рука».

9.jpg

История создания

Ханг - довольно молодой инструмент, история которого насчитывает всего 20 с небольшим лет, но которой всё больше и больше набирает популярность. Если быть точнее, то появился он в 2000 году благодаря Сабине Шерер и Феликсу Ронеру. Именно они изобрели ханг, который по их задумке должен был заменить целый оркестр, но при этом быть простым в изготовлении и освоении.

Ханг изготавливался только вручную и задумывался как инструмент не для широкого круга людей. Изначально ханг использовали только в определенных кругах, занимавшихся различными духовными практиками, но он значительно расширил круг своих почитателей, в который входили профессиональные музыканты и инструменталисты.

Столкнувшись с таким бешеным спросом на инструмент, его создатели организовали в 2003 году швейцарскую компанию PANArt Hangbau AG и прекратили массовое производство ханга. С этого момента нельзя было просто купить ханг в магазине, нужно было написать письмо компании-производителю, в котором требовалось подробно рассказать о себе и обосновать, для чего вам нужен этот инструмент, нужно было убедить мастеров изготовить для вас ханг. Писем было много, и также много оставались без ответа или получали отказ.

Что это было? Маркетинговый ход и искусственный ажиотаж? Нет. Производители инструмента аргументировали данное решение тем, что создали ханг в первую очередь для духовных практик, самопознания, самоисцеления, а не для массового использования как обычного ударного инструмента. Таким образом, ханг был инструментом дорогим и дефицитным, который на протяжении почти десяти лет изготавливался только компанией PANArt Hangbau AG в составе двух человек. В 2012 году компания заявила о прекращении производства ханга и более заказы не принимала. Однако, в 2013 году она же презентовала новый музыкальный инструмент – Gubal, который внешне напоминал ханг, но имел совершенно другое звучание, а также возможность самостоятельной настройки в диапазоне 40-10 000 Гц.

В России о ханге услышали и увидели его в сети Интернет, а услышали в живую лишь в 2008 году на выступлении израильского музыканта Тимура Хакимы. И уже с 2010 года в России периодически проводятся музыкальные фестивали, такие как «Moscow Hang Out’s» и «Hung drum UFO», где можно послушать исполнителей, играющих на ханге.

16.jpg

В настоящее время слово hang является запатентованным товарным знаком. Но по всему миру можно найти мастеров, изготавливающих так называемые хэндпаны (HandPan), что можно перевести как «ручная кастрюля». Это аналоги ханга, которые нельзя так называть. Ну, вы поняли. В России такие мастера тоже есть. Сегодня существуют более 20 прототипов ханга, которые могут называться Spacedrum, Caisa, Instrumento ARTesanal, SunPan и т.д. Внешне они очень похожи, но звучание каждого инструмента уникально.

13.jpg

Устройство и звучание

Внешне ханг очень напоминает летающую тарелку в том виде, в котором нам ее преподносит кинематограф. На самом же деле инструмент состоит их двух полых металлических полушарий из азотированной стали, скрепленных между собой. Верхняя часть ханга называется Динг (ding), нижняя – Гу (gu). На верхней полусфере находится тональный круг – Дум (dum), состоящий из семи или восьми круговых углублений с круглым углублением в центре (dempl). От места прикосновения к инструменту зависит нота извлекаемого звука.

Тональный круг формируется специальными молоточками по особой технологии, которая похожа на технологию настройки стилпанов. После настройки ханг может сохранять свое звучание и не требует дальнейшей подстройки. Второе поколение ханга и интегральный ханг еще дольше сохраняют настройку, чем модели первого поколения. Но учтите, что при повреждении инструмента через сильный удар или падение, тональный круг может потерять настройку. Самостоятельно восстановить настройку очень сложно, но возможно, если повреждения не слишком велики. Для этого наносят удары маленьким молоточком по внешней поверхности и через отверстие Гу по внутренней стороне корпуса. Нельзя разбирать ханг на две части ни в коем случае.

3.jpg

Нижняя полусфера имеет резонаторное отверстие диаметром 10-12 см, с помощью которого также можно извлекать звуки, как это делается на африканском инструменте уду.

2.jpg

При создании ханга его поверхность азотируют, создавая тончайшее покрытие, которое предотвращает окисление стали, а значит защищает от ржавчины. На завершающем этапе ханг покрывают тонким слоем олифы. Ханги второго поколения и интегральный имеют еще и латунное покрытие, которое наносится латунной щёткой и «вживляется» во внешнюю поверхность ханга методом прокаливания в печи.

Существуют вариации ханга, отличающиеся тональностями и конструктивными особенностями. Например, ханг второго поколения имеет кольцо в месте стыка полусфер, покрытие из латуни, а звук более низкий и глухой. Гуду ханг (gudu hang) имеет два резонаторных отверстия и заглушку для одного из них. Integral hang имеет более жесткую и прочную поверхность, а его нижняя сфера имеет немного сдавленную форму.

12.png

Представьте себе звучание гонгов, тибетских чаш, колокольчиков, других каких-то этнических инструментов. Сливаясь, они будут напоминать звучание ханга. Когда звучит ханг, кажется невероятным, что звук исходит только от одного инструмента, сочетая в себе различные тона и полутона, музыкальные акценты. Звучание ханга отлично подходит для медитации, релаксации. В его чарующих звуках каждый может найти что-то для себя: поможет настроиться, взбодриться, расслабиться, отвлечься от чего-то и т.д.

15.jpg

Ханг часто используют на сеансах звукотерапии, призванных исцелить разум, душу и тело. Его звучание помогает снять напряжение, избавиться от тревожного состояния, обрести гармонию, прийти к самопознанию и даже снять болевые ощущения в мышцах, голове и т.д.

Техника игры

Для игры на этом инструменте не нужно ничего, кроме рук. Звуки извлекаются за счет прикосновений, скольжений и постукиваний подушечками пальцев, ладонями, запястьями, кулаками, ногтями, в целом кистями рук, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.

14.jpg

Расположение ханга зависит от его разновидности: горизонтально на коленях или какой-то поверхности перед музыкантом, вертикально и т.д.

7.jpg

Чтобы начать играть на ханге, не нужно иметь музыкально образования или каких-то особых умений, владеть нотной грамотной и быть «просветленным» человеком. Тут на первый план выходят ощущения, умения раствориться в звуках, довериться инструменту, почувствовать его.

Как выбрать

Перед покупкой ханг обязательно нужно протестировать. Мы понимаем, что покупать вы его будете скорее всего в интернете, но проверка нужна обязательно. Звучание ханга должно обязательно откликнуться вам, иначе зачем он вам? Если только для интерьера. И всё же,как найти свой ханг?

Ответьте себе на вопрос: зачем он вам?

Поиграйте на чужом инструменте, чтобы понять, нужен ли вам свой ханг.

Оцените внешний вид инструмента: отсутствие царапин, вмятин, коррозии, щелей.

Поиграйте. Звук должен вас устраивать на 100%.

Не экономьте: дешевый инструмент будет звучать дешево, это не тот случай, когда стоит сэкономить.

Считается, что настроенный при изготовлении ханг в дальнейшей подстройке не нуждается. Однако, оседающие пыль, грязь и возможные повреждения инструмента сказываются на его звучании, поэтому рекомендуется его хотя бы раз в год чистить и бережно обращаться.

17.jpeg

Основная идея создания ханга – важнее чувствовать музыку, чем уметь технично владеть инструментом. Поэтому экспериментируйте и наслаждайтесь звуком!

Читайте также: