Музыкальный инструмент металлические пластины

Обновлено: 15.05.2024

Ударные инструменты, названия и описания которых представлены в этой статье, возникли раньше других музыкальных инструментов. Их использовали в глубокой древности народы Ближнего Востока и Африканского континента для сопровождения воинственных и религиозных плясок и танцев. Ударные инструменты, названия которых многочисленны, как и их виды, в наши дни весьма распространены, без них не обходится ни один ансамбль. К их числу относятся те, у которых звук извлекается с помощью удара.

Классификация

По своим музыкальным качествам, то есть по возможности извлечения звуков той или иной высоты, можно разделить на 2 группы все виды ударных инструментов, названия которых представлены в этой статье: с неопределенной высотой звука (тарелки, барабаны и др.) и с определенной высотой (ксилофон, литавры). Они также делятся в зависимости от вида вибратора (звучащего тела) на самозвучащие (кастаньеты, треугольники, тарелки и др.), пластинчатые (колокольчики, виброфоны, ксилофоны и др.) и перепончатые (бубен, барабаны, литавры и др.).

Теперь вы знаете, какие существуют виды ударных инструментов. Скажем пару слов и о том, чем определяется тембр и громкость их звучания.

От чего зависит громкость и тембр звучания

Громкость звучания их определяется амплитудой колебаний звучащего тела, то есть силой удара, а также размерами звучащего тела. Усиление звучания в некоторых инструментах достигается путем добавления резонаторов. Тембр, который имеют те или иные виды ударных инструментов, зависит от множества факторов. Основные из них - способ удара, материал, из которого изготовлен инструмент, и форма звучащего тела.

Перепончатые ударные инструменты

Звучащим телом в них является мембрана или натянутая перепонка. К их числу относятся ударные инструменты, названия которых: бубен, барабаны, литавры и др.

Литавры

Литавры - это инструмент, обладающий определенной высотой звучания, который имеет металлический корпус в форме котла. Мембрана, сделанная из выделанной кожи, натянута в верхней части этого котла. В качестве мембраны в настоящее время используют сделанную из полимерных материалов специальную перепонку. Она закрепляется на корпусе с помощью натяжных винтов и обруча. Расположенными по окружности винтами отпускают или натягивают ее. Ударный инструмент литавры настраивается следующим образом: если натягивать мембрану, строй становится выше, а если ее опускать, то он будет ниже. Для того чтобы не мешать мембране свободно вибрировать, снизу есть отверстие для движения воздуха. Корпус этого инструмента изготовлен из латуни, меди или алюминия. Литавры устанавливают на треножнике - особой подставке.

с помощью каких ударных инструментов

Этот инструмент используют в оркестре в наборе из 2, 3, 4 и более котлов разной величины. От 550 до 700 мм составляет диаметр современных литавр. Различают следующие их виды: педальные, механические и винтовые. Педальные являются самыми распространенными, поскольку перестроить инструмент на необходимую тональность можно, не прерывая игры, нажатием на педаль. У литавр звуковой объем примерно равен квинте. Ниже всех остальных настраивается большая литавра.

Тулумбас

Тулумбас - старинный ударный инструмент (род литавр). Он служил в XVII-XVIII веке в армии, где использовался для подачи сигналов тревоги. По форме это горшокообразный резонатор. Этот старинный ударный инструмент (род литавр) может быть выполнен из металла, глины или дерева. Сверху он обтягивается кожей. По этой конструкции бьют деревянными битами. Извлекается глухой звук, напоминающий чем-то выстрел пушек.

Барабаны

Продолжаем описывать ударные инструменты, названия которых были перечислены в начале статьи. Барабаны обладают неопределенной высотой звучания. К ним относятся различные ударные инструменты. Названия, список которых представлен ниже, все обозначают барабаны (различные их разновидности). Выделяют большой и малый оркестровые барабаны, большой и малый эстрадные, а также бонги, том-бас и том-тенор.

Большой оркестровый барабан имеет корпус цилиндрической формы, с двух сторон обтянутый пластиком или кожей. Он характеризуется глухим, низким, мощным звуком, извлекающимся деревянной колотушкой с наконечником в виде шара из фильца или войлока. Для мембран барабанов сегодня начали применять полимерную пленку вместо пергаментной кожи. Она имеет лучшие музыкально-акустические свойства и более высокую прочность. У барабанов мембраны закрепляются натяжными винтами и двумя ободами. Корпус этого инструмента изготавливается из клееной фанеры или листовой стали и облицовывается художественным целлулоидом. Он имеет размеры 680х365 мм. Большой эстрадный барабан имеет конструкцию и форму, аналогичную оркестровому. Его размеры составляют 580х350 мм.

Малый оркестровый барабан представляет собой невысокий цилиндр, с двух сторон обтянутый пластиком или кожей. Перепонки (мембраны) к корпусу крепятся с помощью стяжных винтов и двух ободов. Для придания инструменту специфического звука специальные струны или подструнник (спирали) натягиваются над нижней мембраной. Они приводятся в действие сбрасывающим механизмом. Использование в барабанах синтетических мембран позволило существенно улучшить надежность эксплуатации, музыкально-акустические характеристики, товарный вид и длительность службы. Малый оркестровый барабан имеет размеры 340х170 мм. Он включен в состав симфонических и военных духовых оркестров. Малый эстрадный барабан имеет устройство, подобное оркестровому. Его размеры 356х118 мм.

Барабаны том-том-бас и том-том-тенор по устройству не отличаются. Они используются в ударных эстрадных установках. Том-тенор крепится к большому барабану с помощью кронштейна. Том-том-бас устанавливают на специальной подставке на полу.

Бонги - это барабаны, имеющие небольшие размеры, с одной стороны которых натянут пластик или кожа. Они включены в состав ударной эстрадной установки. Бонги соединяются между собой переходниками.

Как вы видите, к барабанам относятся многие ударные инструменты. Названия, список которых был представлен выше, можно дополнить, включив некоторые менее популярные разновидности.

Бубен

Бубен - это обечайка (обруч), с одной стороны которого натянут пластик или кожа. Специальные прорези сделаны в корпусе обруча. В них укреплены латунные пластинки, по виду это маленькие оркестровые тарелочки. Внутри обруча иногда на спирали или на натянутые бечевки нанизываются маленькие колечки, бубенчики. Все это позвякивает от малейшего прикосновения к бубну, создавая особенное звучание. По мембране удары производят ладонью правой руки (ее основанием) или кончиками пальцев.

Бубны применяются для сопровождения песни, пляски. На Востоке виртуозного мастерства достигло искусство игры на этом инструменте. Здесь распространена также сольная игра на бубне. Дяф, деф или гавал - это азербайджанский бубен, хавал или даф - армянский, дайра - грузинский, дойра - таджикский и узбекский.

Пластинчатые ударные инструменты

Продолжим описывать ударные музыкальные инструменты. Фото и названия пластинчатых ударных представлены ниже. К таким инструментам, обладающим определенной высотой звучания, можно отнести ксилофон, маримбу (маримбафон), металлофон, колокола, колокольчики, виброфон.

Ксилофон

Ксилофон - это набор деревянных брусочков различных размеров, которые соответствуют звукам, разным по высоте. Брусочки делают из палисандра, ели, ореха, клена. Их помещают параллельно в 4 ряда, следуя порядку хроматической гаммы. Эти брусочки крепятся на прочных шнурках, а также разделяются пружинками. Сквозь отверстия, сделанные в брусочках, проходит шнур. Ксилофон для игры раскладывают на столике на резиновых долевых прокладках, которые располагаются вдоль шнуров этого инструмента. На нем играют двумя деревянными палочками, имеющими утолщение на конце. Этот инструмент используют для игры в оркестре или для сольной игры.

Металлофон и маримба

Металлофон и маримба - это также ударные музыкальные инструменты. Фото и названия их о чем-нибудь вам говорят? Предлагаем поближе познакомиться с ними.

Металлофон - музыкальный инструмент, схожий с ксилофоном, однако звуковые пластины его выполнены из металла (бронзы или латуни). Фото его представлено ниже.

ударные инструменты названия

Маримба (маримбафон) - инструмент, у которого звучащими элементами являются деревянные пластины. На нем установлены также металлические трубчатые резонаторы для усиления звучания.

Маримба обладает сочным, мягким тембром. Диапазон ее звучания - 4 октавы. Игровые пластины этого инструмента изготовлены из палисандра. Это обеспечивает хорошие музыкально-акустические характеристики данного инструмента. В 2 ряда на раме расположены пластины. В первом ряду - пластины основных тонов, а во втором - полутонов. Резонаторы, установленные в 2 ряда на раме, настраиваются на частоту звучания соответствующих им пластин. Фото этого инструмента представлено ниже.

ударные инструменты названия список

На опорной тележке закрепляются основные узлы маримбы. Каркас этой тележки изготовлен из алюминия. Это обеспечивает достаточную прочность и минимальную массу. Маримбу используют как для учебных целей, так и для профессиональной игры.

Вибрафон

Этот инструмент - набор алюминиевых пластин, хроматически настроенных, которые расположены в 2 ряда по аналогии с клавиатурой фортепиано. На высоком столе (станине) устанавливаются пластины и крепятся на шнурках. В центре под каждой из них расположены цилиндрические резонаторы определенной величины. Через них проходят в верхней части оси, на которых закреплены вентиляторные веерочки (крыльчатки). Так достигается вибрация. Демпферное устройство имеет этот инструмент. Оно соединено под станиной с педалью для того, чтобы можно было приглушать звук ногой. На вибрафоне играют с помощью 2, 3, 4, а иногда и большим количеством длинных палочек, имеющих на концах резиновые шарики. Этот инструмент применяется в симфоническом оркестре, однако чаще - в эстрадном либо в качестве сольного инструмента. Фото его представлено ниже.

ударные музыкальные инструменты фото и названия

Колокола

С помощью каких ударных инструментов можно воспроизвести в оркестре колокольный звон? Правильный ответ - колокола. Это набор ударных инструментов, применяющихся в симфоническом и оперном оркестрах для этой цели. Колокола состоят из набора (от 12 до 18 штук) цилиндрических труб, которые настроены хроматически. Обычно трубы стальные хроминованные или латунные никелированные. Диаметр их составляет от 25 до 38 мм. Их подвешивают на специальной раме-стойке, высота которой составляет около 2 м. Ударом по трубам деревянного молота извлекают звук. Колокола снабжены особым устройством (педально-демпферным) для глушения звука.

Колокольчики

Это ударный инструмент, состоящий из 23-25 металлических пластинок, настроенных хроматически. Они размещаются ступенями в 2 ряда на плоском ящике. Черным клавишам фортепиано соответствует верхний ряд, а белым - нижний.

Самозвучащие ударные инструменты

Рассказывая о том, какие бывают ударные инструменты (названия и виды), нельзя не упомянуть о самозвучащих ударных. К этому виду относятся следующие инструменты: тарелки, там-тамы, треугольники, погремушки, маракасы, кастаньеты и др.

Тарелки

Тарелки - это металлические диски, выполненные из нейзильбера или латуни. Несколько сферическая форма придана дискам тарелок. Кожаные ремешки прикреплены к центру. Продолжительный звенящий звук издается при ударе их друг о друга. Иногда используют одну тарелку. Тогда звук извлекают ударом металлической щетки или палочки. Выпускаются оркестровые тарелки, тарелки "гонг" и "чарльстон". Они звучат звеняще, резко.

Расскажем о том, какие еще бывают ударные инструменты. Фото с названиями и описанием помогут вам познакомиться с ними поближе.

Треугольник оркестровый

Треугольник оркестровый (фото его представлено ниже) - это стальной прут незамкнутой треугольной формы. Этот инструмент при игре подвешивают свободно и затем по нему ударяют металлической палочкой, выполняя при этом различные ритмические рисунки. Звенящий, яркий звук имеет треугольник. Его используют в различных ансамблях и оркестрах. Треугольники выпускаются с двумя палочками, выполненными из стали.

старинный ударный инструмент род литавр

Гонг или там-там - это бронзовый диск, имеющий загнутые края. Колотушкой, имеющей войлочный наконечник, ударяют по его центру. Получается мрачный, густой и глубокий звук, полной силы достигающий постепенно, не сразу после удара.

Кастаньеты и маракасы

Кастаньеты (фото их представлено ниже) - это народный инструмент Испании. По форме этот старинный ударный инструмент представляет собой раковины, связанные шнуром. Одна из них обращена сферической (вогнутой) стороной к другой. Их изготавливают из пластмассы или дерева твердых пород. Кастаньеты выпускают одинарные или двойные.

виды ударных инструментов

Маракасы - это шары из пластмассы или древесины, наполненные дробью (небольшим количеством кусочков металла) и оформленные красочно снаружи. Они снабжены ручкой для того, чтобы во время игры их было удобно держать. Различные ритмические рисунки можно воспроизводить, встряхивая маракасы. Их применяют в основном в эстрадных ансамблях, но иногда и в оркестрах.

Погремушки - это наборы укрепленных на пластине из дерева маленьких тарелочек.

Это основные названия ударных музыкальных инструментов. Конечно, их существует намного больше. Мы рассказали о самых известных и популярных.

Ударная установка, которую имеет эстрадный ансамбль

Для того, чтобы иметь полное представление об этой группе инструментов, необходимо также знать состав ударных комплектов (установок). Самым распространенным является следующий состав: большой и малый барабан, большая и малая одинарная тарелка, спаренная тарелка хей-хет ("чарльстон"), бонги, том-том альт, том-том тенор и том-том-бас.

На полу перед исполнителем устанавливается большой барабан, для устойчивости имеющий упорные ножки. На барабане сверху могут быть закреплены с помощью кронштейнов барабаны том-том альт и том-том тенор. На нем также предусмотрена дополнительно подставка, на которой закрепляется оркестровая тарелка. Закрепляющие на большом барабане том-том альт и том-том тенор кронштейны регулируют их высоту.

Механическая педаль - неотъемлемая часть большого барабана. Исполнитель с помощью нее извлекает звук из этого музыкального инструмента. Обязательно включается в состав ударной установки малый эстрадный барабан. Он крепится тремя прихватами на специальной подставке: одним выдвижным и двумя откидными. Устанавливается подставка на полу. Это стойка, которая снабжена для фиксации в определенном положении, а также изменения наклона малого барабана стопорным устройством.

У малого барабана есть глушитель и сбрасывающее устройство, которые применяются для регулировки тембра. Также в комплект ударной установки иногда входят несколько том-том теноров, том-том альтов и том-том барабанов, разных по размерам.

Также ударная установка (фото ее представлено ниже) включает в свой состав оркестровые тарелки с подставкой, стул и механическую подставку для "чарльстона". Маракасы, треугольники, кастаньеты и другие шумовые инструменты являются сопутствующими инструментами этой установки.

ударно клавишные инструменты

Запасные части и принадлежности

К запасным принадлежностям и частям ударных инструментов можно отнести: подставки для оркестровых тарелок, для малого барабана, для тарелок "чарльстон", литавровые палочки, механическую колотушку для барабана (большого), палочки к барабану малому, эстрадные барабанные палочки, оркестровые щеточки, колотушки и кожу для большого барабана, ремни, футляры.

Ударно-клавишные инструменты

Следует различать ударно-клавишные и ударные инструменты. К ударно-клавишным относится пианино и рояль. Струны рояля расположены горизонтально, по ним ударяет молоточек снизу вверх. Пианино отличается тем, что молоточек ударяет в направлении от музыканта по струнам вперед. Струны при этом натянуты в вертикальной плоскости. Рояль и пианино благодаря богатству звуков по силе звучания и высоте, а также большим возможностям этих инструментов получили общее название. И тот и другой инструмент можно назвать одним словом - "фортепиано". Фортепиано - это струнный ударный инструмент по способу извлечения звука.

Клавишный механизм, который использован в нем, представляет собой систему рычагов, связанных между собой, которая служит для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Он состоит из механики и клавиатуры. Клавиатура - это набор клавиш, число которых может быть разным в зависимости от диапазона звучания того или иного инструмента. Клавиши облицовывают обычно пластмассовыми накладками. Затем их при помощи штифтов монтируют на клавиатурной раме. Каждая из клавиш имеет свинцовые пломбы, пилот, капсюль и накладку. Она передает как рычаг первого рода усилие пианиста на фигуру механики. Механика - это молоточковые механизмы, преобразующие в удар по струнам молоточков усилие музыканта при нажатии на клавишу. Молоточки изготавливаются из граба или клена, войлоком обтягивают их головку.

Что такое металлофон и как его выбрать?

Что такое металлофон и как его выбрать?

Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.

Что это такое?

Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.

Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.

Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.



Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.

Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.

В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.



Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания



Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.

Чем отличается от ксилофона?

Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.

А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.



Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.

У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.

Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.



Какими бывают?

Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.

Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.


Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.

По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.


Советы по выбору

При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.


Как научиться играть?

Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.

Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.


Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.

При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.

Как держать палочки?

С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.


Извлечение звуков

На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.

Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.


Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.

Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.

Музыкальный инструмент металлические пластины

Тарелки (англ. cymbals) — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.


Тарелки

Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции.

Основные приемы игры: удары различными палочками и колотушками, удары тарелок друг о друга (парные тарелки), игра смычком.

Виды тарелок


Тарелки

Парные тарелки (Clash cymbals)

Подвесные тарелки (Suspended cymbal)

Райд (Ride cymbal)
Крэш (Crash cymbal)
Хай-хэт (Hi-hat cymbal)
Сплэш (Splash cymbal)
Чайна (China cymbal)
Сиззл (Sizzle cymbal)

Пальцевые тарелочки (Finger cymbals)

Известные производители тарелок


Zildjian
Sabian
Paiste
Wuhan
Alesis
Meinl
Istanbul
Bosphorus
UFIP

Названия

В нотах тарелки могут обозначаться на разных языках:

Английский: Cymbals
Французский: Cymbales
Немецкий: Becken (Tellern для парных тарелок)
Итальянский: Piatti, cineli
Испанский: Platos

Сплавы для тарелок

Тарелки (ударный музыкальный инструмент) производят из 4 основных сплавов, в основе каждого из них лежит медь, — колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

В прошлом, сплавы, которыми пользовались некоторые мастера были тщательно охраняемыми секретами. Современный химический анализ сделал такой подход невозможным, но, тем не менее, некоторые источники до сих пор делают подобные заявления. Изготовление тарелок содержит множество секретов, но состав сплава к ним не относится.

Колокольная бронза (Bell bronze), B20

Также известна как колокольный металл, это сплав, традиционно используемый для создания тарелок высокого качества, гонгов, и, как можно понять из названия, колоколов.

Как правило указывается, что состоит сплав из одной части олова к четырем частям меди, то есть 20% составляющая олова, и это является самой распространенной формулой. Но всегда существовали отклонения. Колокола разных размеров отливаются с добавлением различных количеств олова, а некоторые производители колоколов, гонгов и тарелок используют небольшие, но значительно меняющие характер сплава, элементы, а именно — серебро, золото и фосфор.

Этот сплав относится к так называемым двухфазным — имеется в виду, что определенная часть олова не растворилась в «зернах» меди, а разместилась между ними. Таким образом металл приобретает твердость, но становится более хрупким, чем однофазные сплавы, это также влияет на то, как металл реагирует на ковку (hammering) и точение (lathing) металла. Таким образом применение механизированных методов производства очень ограниченно.

Выдается из общего ряда в этой группе Фирменный сплав Пайсти (Paiste Signature Alloy), известный раньше как Звуковой сплав (Sound Alloy) и запатентованный во многих странах. Патент США особенно интересен, так как в нем обсуждаются сравнительные преимущества колокольной и ковкой бронзы (см. ниже), и даются указания на то, что Paiste владеет секретной технологией, которая позволяет делать тарелки из листового металла. В больших оркестрах, как правило, используются тарелки из колокольной бронзы, которые обладают большим динамическим диапазоном, чем любые другие.

Примеры: Anatolian, Bosphorous, Istanbul, Masterwork, Meinl Byzance, Paiste Signature и Traditionals, Paiste 602 и некоторые Exotic Percussion, Paiste Sound Creation и Sound Formula, Sabian HH и HHX, Sabian AA и AAX, большая часть Sabian Signature, Saluda Mist, Saluda Voodoo и Saluda Voodoo EX, Spizzichino, Ufip, Wuhan, Zildjian A и A Custom, Zildjian K и K Custom, Zildjian Z Custom.

Ковкая бронза (malleable bronze), B8

Это сплав олова и меди, содержащий не более 8% олова. Это однофазный сплав и ему может быть методом холодной прокатки придана листовая форма, что невозможно в случае колокольной бронзы. Этот сплав доступен в готовой форме как листовой металл различных категорий и уровней толщины.

Большинство тарелок учебных серий делаются из ковкой бронзы, которая является подходящим для этого материалом. Тарелки из ковкой бронзы хорошего качества могут быть запущены в широкое производство, являются выгодным приобретением и, так как их чувствительность ниже, чем у колокольной бронзы, более подходят для начинающих музыкантов.

Начиная с середины 20 века, делались попытки создать тарелки высшего качества из ковкой бронзы, изначально в целях экономии. Как говорится в уже упомянутом патенте Paiste:

«Менее, чем три десятилетия назад, в целях экономии проводились эксперименты с обычными бронзовыми листами или пластинами, которые содержат 8 весовых частей олова. В результате было подтверждено и признано правильным «правило старой бронзы». Необходимо понять, что путем тщательной обработки тарелки можно добиться значительных результатов в качественном отношении, используя бронзовый лист или пластину, которая содержит 8 весовых частей олова, но эти результаты не могут даже близко подойти к тому, чего добивались с традиционно изготовленными тарелками, которые содержат 20 весовых частей олова.»

Не все согласятся с этим неутешительным заявлением, написанным по прошествии значительного времени после создания очень успешной серии Paiste 2002. В частности, тарелки высшего качества из ковкой бронзы оказались особенно подходящими для громкой музыки. Лучшие из них в данный момент приближаются, а некоторые заявляют, что достигли результатов, равных по качеству лучшим тарелкам из колокольной бронзы.

Примеры: Harpy H, Meinl One of a Kind, Meinl Custom и Amun, Meinl Lightning и Raker, Meinl Classics и отдельные Generation X, Meinl Trooper и Cadet, Meinl Meteor и Marathon B18, Orion Solo Pro и Solo Pro Master, Orion Viziuss, Paiste 2002 и Giant Beat, Paiste 802 и Alpha, Paiste 502 и отдельные Exotic Percussion, Pearl Pro, Sabian B8 и B8 Pro, Sabian Pro Sonix, Saluda Glory, Zildjian ZXT и ZBT.

Латунь (Brass)

Некоторые из лучших традиционных гонгов и тарелок типа china изготавливаются из латуни, но в основном этот сплав используется для изготовления тарелок для начинающих и игрушек, а также для «демонстрационных» тарелок, которые некоторые производители ударных установок предоставляют для демонстрации в витринах магазинов.

Обычная латунь для тарелок — это около 38% цинка в меди, сплав, легко поддающийся обработке, легкодоступный на рынке в виде листов и самое дешёвое сырье для тарелок, которое обычно используется. Тембр звучания — тёплый, но тусклый, по сравнению с любой бронзой и очень немногие барабанщики пользуются такими тарелками.

Примеры: Harpy B, Meinl Marathon M38, Orion Twister, Paiste 302 и некоторые Exotic Percussion, Pearl, Royal.

Нейзильбер (Nickel silver)

Это сплав меди и никеля (обычно без серебра), и для некоторых типов ученических тарелок используется около 12% никеля. Очень немногие специализированные тарелки высшего уровня также изготавливаются из этого сплава, также как и гонги, которые приобретают более современное и экзотическое звучание.

Нейзильбер поддается ковке и доступен в виде листов, обладает ярким звучанием, но без мерцания и чувствительности бронзовых сплавов с оловом. В первой половине 20 века тарелки из никелевых сплавов производились и использовались в гораздо больших масштабах, нежели сейчас, и большинство старых записей были сделаны, скорее всего, с использованием тарелок, которые содержали значительное количество никеля.

Примеры: Некоторые модели Foremost, Meinl Streamer и Marathon N12, Paiste 402 и некоторые Exotic Percussion, Sabian Signature Glennies Garbage, Saluda SSX, некоторые Zilco.

Прочие металлы

Также тарелки делают из бронзы с добавлением кремния и алюминия, но эти сплавы не получили большого распространения.

Meinl FX9 — это сплав меди, марганца, олова и алюминия, который применяется в производстве новой серии Meinl Generation X, вышедшей в 2003 году. Предыдущие модели этой серии изготавливались из ковкой бронзы. Компания-производитель описывает FX9 не как бронза, что должно означать, что в основе лежит не медь. Вместе с этим, существует мнение, что слово «бронза» должно быть использовано в отношении двухфазных сплавов, которые используются в данных ситуациях.

Сплавы Saluda GH это серия из четырех различных сплавов, каждый основан на меди и состоит в общем из одиннадцати элементов. Все они уже сняты с производства. Saluda описывает их как «гибкая бронза» (flex bronze).

В отличие от тарелок, некоторые гонги изготавливают из нескольких металлов, сплавленных вместе. Используется множество различных металлов. Части некоторых традиционных гонгов, как то лучшие из «сосковых» гонгов, делаются из сплавов, основанных на железе.

Видео: Тарелки на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Все о музыкальном инструменте глюкофон

Все о музыкальном инструменте глюкофон

Сегодня музыкальный инструмент глюкофон стал очень популярным. Его звуки завораживают и успокаивают, позволяют погрузиться в свои мысли. Он часто используется уличными музыкантами, которые играют медитативные композиции. Но большинство людей даже не знает, что он собой представляет, и как на нем играть.


А между тем этот лепестковый барабан может стать отличным приобретением для дома. Если вам нравится все необычное, вы любите создавать в доме особую атмосферу для себя и своих гостей, то эта диковинка придется вам по душе. Узнайте больше об особенностях этого инструмента в нашей статье.


Особенности

Глюкофон – это музыкальный инструмент, состоящий из двух чаш. На одной расположены лепестки (или язычки), а на другой – резонирующее отверстие. Он настраивается так, чтобы ноты звучали чисто и насыщенно. Вооружившись болгаркой, лобзиком и баллоном, вы можете создать такой замечательный инструмент сами. С ним любой человек может развить слух и чувство ритма своими силами. Нужно просто играть в свое удовольствия, не задумываясь о правилах.


Глюкофон причисляют к лепестковым барабанам, но это можно сделать лишь условно. Ведь никакого натяжения или сжатия для извлечения звуков тут не требуется, поэтому к классу барабанов его можно отнести с натяжкой. Правильнее будет назвать его идиофоном, что дословно переводится как «свой звук», так как источником звука служит корпус инструмента. Инструменты класса идиофонов являются одними из самых древних и присутствуют во многих национальных культурах.


Немного истории

Может показаться, что глюкофон – это этнический инструмент, который использовали какие-нибудь древние племена с незапамятных времен. На самом деле индийские чаши, гонги, барабаны и прочие древние инструменты не имеют к нему прямого отношения. Считается, что прототипом глюкофона стал самодельный инструмент тамбрио, придуманный музыкантом из Доминиканы Фелле Вега. Для его создания он использовал фреоновый баллон. С его помощью он попытался создать некое подобие поющих чаш с Тибета, которые отлично аккумулируют звук.


Изобретатель вырезал на нем лепестки-резонаторы, как у древних щелевых барабанов, на которых играли в Африке, Азии. Только те были деревянными, а тамбрио из металла. Ему удалось воплотить свою задумку – получившийся инструмент звучал чище этнических ударных, а выглядел более аккуратно.

Почему он решил взять за основу баллон? Вероятно, потому что на соседнем с Доминиканой острове Тринидад было весьма распространенным явлением делать музыкальные инструменты из стальных контейнеров, нефтяных бочек и прочих емкостей. Такие железные барабаны там делали еще в начале XX века.


Затем в 2007 году этот металлический инструмент был доработан американцем Деннисом Хавлена, изобретателем новых музыкальных инструментов. За основу он взял баллон большего размера – пропановый. Деннис постарался модернизировать лепестки из металла так, чтоб они звучали четко по нотам, и ему это удалось. Авторство создания глюкофона приписывают именно ему. Одна из чаш получившегося инструмента была с отходящими от нее лепестками разного размера, а другая имела отверстие, чтобы звуки выходили наружу. У глюкофона есть и другие имена. Например, некоторые предпочитают называть его англоязычными словами хэппи-драм или тэнк-драм.


Отличия от других инструментов

Металлический барабан стал прародителем не только глюкофона, но и другого инструмента – ханга. Его строй и вид мало отличаются от того, что у глюкофона, однако есть между ними разница.


Например, внешне ханг смотрится более изящно, он похож на перевернутую тарелку, в то время как глюкофон состоит из двух тарелок. А также у ханга нет заметных прорезей на корпусе, и смотрится он более монолитно. При этом звучит он звонче. Нотки металла в звуке делают ханг более резким в отличие от медитативного обволакивающего глюкофона. Стоит этот инструмент дороже.


Фимбо, по сути, тот же глюкофон. Просто производитель данного инструмента заверил, что продукция его фирмы намного качественнее другой, поэтому ей присвоили отдельное название. Насколько его утверждение верно, судить сложно, сравнить записи звучания этих двух инструментов можно, посмотрев ролики в интернете.


Звучание

У глюкофона есть разные варианты звучания, из которых можно выбрать тот, что соответствует вашему настроению – лёгкое, позитивное, бодрое, меланхоличное, мечтательное, мистическое, нейтральное. Его могут дополнять этнические мотивы: индийские, русские, арабские и любые другие.


Каждый может найти в звучании глюкофона любимое настроение и научиться играть на нем собственную музыку. Еще один плюс этого инструмента в том, что для игры на нем не требуется специального образования.


Этот инструмент, и правда, выглядит немного волшебно. Ведь достаточно прикоснуться к его язычкам руками или палочками, как из него буквально льется приятная музыка. Это происходит от того, что язычки резонируют во время ударов и распространяют вибрации вокруг себя. Каждый лепесток глюкофона настроен на свою ноту, и вы можете сочетать их по своему вкусу или сиюминутному пожеланию.


Добавим, что на звучание этого инструмента влияет его размер. Так, маленькие экземпляры размером 22 см обладают более высоким и звонким «голосом», а крупные выдают более гулкий объемный звук и густой бас.



Как выбрать?

При выборе глюкофона нужно учитывать несколько моментов. Для начала обратите внимание на его вес. Если вы планируете переносить его по улице, брать в гости или путешествия, то этот параметр будет играть не последнюю роль. Так, популярные модели диаметром 22 см весят всего около полутора килограммов, 30-сантиметровые глюкофоны имеют вес порядка 4 кг, а глюкофоны 35 см тянут на 6 кг. Пожалуй, самый большой диаметр будет уместно приобрести для домашних медитаций.


Дизайн этого музыкального инструмента может различаться. Гравировка позволяет сделать его уникальным произведением искусства. Если вам изготавливают инструмент на заказ, то он может содержать именные символы.



В интернете можно найти не только глюкофоны, но и удобные сумки для них. С таким чехлом вы можете легко переносить его по улице или просто хранить дома, не боясь, что на его поверхности появятся следы от механических повреждений.


Как сделать своими руками?

Сделать глюкофон вполне можно самостоятельно. Главное, раздобыть пустые баллоны от газа, и тогда вы сможете своими руками создать музыкальный инструмент, который завораживает минорными, интегральными или мажорными ладами.


Чтобы создать глюкофон своими руками, вам понадобятся:

ножовка по металлу;

защитная сварочная маска.


Баллоны требуют осторожного обращения. Даже если он стоял пустой и открытый несколько лет, он может быть опасным для человека.

Откройте вентиль и убедитесь, что газа внутри больше нет. Делать это нужно не в помещении.

При отсутствии характерного выпускающегося запаха намыльте отверстие клапана. Это поможет понять, что никаких остатков газа в емкости нет.

Положите баллон на бок и отпилите латунный вентиль. Наполните баллон водой, затем слейте ее.

Отступите пару сантиметров от швов сверху и снизу, сделайте отметку и отпилите. Пилите как можно ровнее, чтобы потом не возникло трудностей при сварке.

После сварки 2-х частей необходимо зачистить швы и снять краску – сначала шлифовальным диском, а потом пройдитесь лепестковым.

На одной из сторон сделайте разметку. Определите центр и проведите от него линию, затем под углом 72 градуса вторую и так далее. Затем нарисуйте сами лепестки, чтобы они находились друг от друга на расстоянии. Чередуйте большой с маленьким, как на чертеже.

Выпиливайте лепестки, но делайте это не до конца – по внешнему краю они должны примыкать к тарелке.

Скачайте тюнер на телефон. Проверяйте каждую ноту: если она выше искомой, углубляйте пропил, пока не получите нужную.

Покрасьте готовый глюкофон в понравившийся вам цвет. Для начала поверхность необходимо обработать обезжиривателем, затем желательно мягко протереть липкой салфеткой, чтобы удалить все пылинки. Нанесите автогрунт в 2 слоя с интервалом в 20 минут, затем краску также в 2 слоя и лак.

Все о музыкальном инструменте вибрафон

Все о музыкальном инструменте вибрафон

Вибрафон – один из молодых видов музыкальных инструментов, созданных в начале прошлого века. Большинство людей не знает, как выглядит и как звучит вибрафон. Между тем, он активно используется в джазовой и современной академической музыке, его широкий диапазон звучания сделал вибрафон востребованным в современном кинематографе и в театре.


Это – музыкальный инструмент, входящий в группу ударных. Его звучание напоминает ксилофон или маримбу. Конструкционно он представляет собой раму, установленную на колёсики для удобства перемещения по сцене. Это довольно массивный музыкальный инструмент, вес которого составляет 60 кг.


Хотя вибрафон относят к ударным разновидностям, он мало похож на традиционные барабаны, литавры, бубны и тарелки. Это весьма громоздкий музыкальный инструмент со сложной конструкцией, позволяющей получать различные звуки.


На его верхней части установлены металлические пластины по типу клавиш фортепиано. Играют на вибрафоне при помощи молоточков, которыми легонько бьют по этим пластинам. У молоточков головка может отличаться формой и материалом, из которого она сделана, благодаря чему удаётся получать разное звучание инструмента.

Обычно музыканты играют на вибрафоне четырьмя молоточками, держа в каждой руке по 2 штуки.


Для каждой пластины в нижней части конструкции устанавливают резонатор, усиливающий её звучание. Для создания характерного вибрирующего звука на вибрафон ставят электромоторчик, который закрывает и открывает отверстия резонаторов. Именно такому звучанию музыкальный инструмент данного типа обязан своим названием.


У вибрафона ещё есть педаль, как у фортепиано. Опуская и поднимая её, музыканты заглушают звук инструмента или продляют его на определённый период времени.


Вибрафон обладает диапазоном звучания в три октавы и чаще всего используется в джазовых оркестрах, так как лучше всего подходит под джазовое и эстрадное исполнение. Именно благодаря джазу и эстраде вибрафон приобрёл особенно большую популярность в середине XX века.


В академическом исполнении он используется современными оркестрами, исполняющими сочинения композиторов XX столетия:

  • Стравинского;
  • Шостаковича;
  • Б. Бриттена.

Эти композиторы-новаторы написали немало музыкальных произведений, в которых вибрафон является солирующим инструментом в оркестровых композициях.

Кроме этого, такой инструмент часто используют для озвучки фильмов благодаря его широкому звуковому диапазону и характерному звучанию.


История

Родиной вибрафона являются США. Его изобрёл в период с 1916 по 1921 годы американский мастер Герман Винтерхоф, проживавший в штате Индианаполис. Он много экспериментировал с музыкальным инструментом маримба, присоединяя к нему электромоторчики для получения нового звучания. В результате был придуман новый ударный инструмент, в конструкции которого присутствует электрический мотор. Это единственный ударник, работающий с использованием такого технического приспособления.


Популяризацией нового музыкального инструмента в США занимался известный в 20-е годы музыкант Луи Франк, которому настолько понравилось звучание этого инструмента, что он специально написал для него две музыкальные композиции «Джипси Лав Сонг» и «Алоха Ое». Они очень быстро стали хитами, а вместе с ними прославился и вибрафон.


В 30-е годы его начинает использовать в своём оркестре знаменитый джазовый музыкант Луи Армстронг, который и сделал первую аудиозапись звучания этого инструмента.


Позже вибрафон попадает в другой, не менее известный в США музыкальный коллектив – в джазовый квартет Гудмана, после чего этот музыкальный инструмент стали использовать все джазовые музыканты.


В 60-е годы музыкант Гарри Бёртон придумывает способ игры 4 ударными молоточками, что позволяет раскрыть новые возможности звучания вибрафона. В тот же период начинается вторая волна популярности инструмента во всём мире. Сегодня есть исполнители, которые могут использовать при игре на вибрафоне 5 и даже 6 ударных молоточков.


Новый ударный инструмент стали после этого выпускать сразу несколько фабрик, специализирующихся на ударниках. В XXI веке производство вибрафона поставлено на широкую ногу. Его делают в разных странах мира известные производители музыкальных инструментов. Без этого аппарата не обходится ни одно выступление джазовых оркестров. Музыканты исполняют сольные произведения известных современных композиторов, написанные именно для вибрафона.


Как звучит?

Стандартный вибрафон имеет широкий диапазон звучания, составляющий 3 октавы. Благодаря оригинальной конструкции, усиленной резонаторами, он может взять высоту тона F3 до F6. Есть также большие вибрафоны, которые могут издавать 3,5 или 4 октавы.


Этот инструмент может звучать по-разному благодаря наличию всё тех же резонаторов. Также большую роль играет стиль игры музыканта, который может использовать от 2-3 до 5-6 молоточков для исполнения композиции. В целом этот ударный инструмент отличает характерный тембр и широкий диапазон музыкальных возможностей, применяемых в эстрадном исполнительском жанре, а также в академической музыке.

Оригинальное и разнообразное звучание позволили использовать его в кинематографии, создавая оригинальные фоновые звуки и музыкальные темы.


Гэри Бёртон, который ввёл классическую игру четырьмя молоточками одновременно в 60-е годы прошлого века, мог использовать на этом инструменте мелодические и гармонические лады в ритмичных и быстрых мелодиях.

В целом вибрафон позволяет исполнять медленные и ритмичные мелодии в оригинальных звучаниях в низких и высоких регистрах.


Роль в музыке

Вибрафон сыграл большую роль в музыкальной культуре XX века. Среди известных вибрафонистов можно назвать:

  • Лайонела Хэмптона;
  • Гэри Бёртона;
  • Джо Лока.




Для вибрафона многие известные композиторы писали сольные партии благодаря его характерному звучанию. Берг написал оперу «Лулу» и «Весеннюю симфонию», в которой звучит этот ударник. Бриттен написал музыку к балету «Принц пагод» и оперу «Сон в летнюю ночь», в которых также есть партии вибрафона. Для него писали сольные музыкальные пьесы Дариюс Мийо и Зигфрид Финк.


Уже в 1938 году вибрафон дебютировал как сольный инструмент в США, когда в концертном зале Карнеги-холла выступил джазовый оркестр Бенни Гудмена. Окончательное признание этого музыкального инструмента по всему миру произошло после Второй мировой войны вместе с распространением американского джаза. В это время многие знаменитые вибрафонисты начинают гастролировать по миру вместе с джазовыми оркестрами в качестве солирующих музыкальных инструментов, имеющих оригинальное звучание. Среди них можно назвать Тэрри Гиббса, Милта Джексона, Майка Манньери.


Одновременно с джазовыми оркестрами в США вибрафон стали использовать и академические композиторы, включая его звучание в партитуры опер и балетов. Композиторов привлекало многозвучие этого инструмента, которое может исполняться как в группе ударных, так и в сольном варианте, полностью заполняя акустическое пространство.

Читайте также: