На каком металле образуется патина

Обновлено: 15.05.2024

Медь имеет очень необычный, красивый золотистый цвет, напоминающий отблески огня или яркую осеннюю листву, со всеми своими природными оттеками.

Но, к сожалению, медь это металл, который способен окисляться и темнеть на воздухе. Именно поэтому, чисто медные украшения подвержены быстрой потери своего изначального яркого цвета и блеска. Они покрываются естественной патиной - это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности украшений или его элементов в естественных условиях, под воздействием окружающей среды.

Естественную патину считают более благородной.

Медные патинированные украшения:

Искусственная патина - это налёт, образующийся на поверхности металла и его элементов после нанесения на их поверхность специальных химических растворов.

Оксидирование - создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.

Методов оксидирования существует достаточно много. Каждый мастер выбирает для себя сам более удобный и подходящий.

Я обычно использую химический метод оксидирования меди с помощью водного раствора аммиака.

Я испробовала многое, но все равно возвращаюсь к старому) Старый друг лучше новых двух))

Результат от каждого процесса получается свой особенный. Меня больше устраивает процесс патинирования аммиаком - от получения оттенков патины на изделии, процессе его контролирования до полученного стойкого результата.

Что такое Патина?, фото № 1

Что такое Патина?, фото № 2

Последним, из моих опробованных средств был раствор для чернения медных меди и медных сплавов (баночка на фото)

Заметка для мастеров:

Плюсы-результат мгновенный, не надо долго ждать. За несколько секунд цвет меняется до черных оттенков (в пример- кольцо на фото)

Минусы-очень сильно пачкает, очень много "грязи" которая легко смазывается, стирается.

Я пробовала всего один раз. Результат мне не понравился-сильный матовый налет, который остается на пальцах при соприкосновении.

В результате, я дальше экспериментировать не стала, дабы не испортить работу, все смыла, счистила, отшлифовала и доделала привычным способом)

Но я попробую обязательно еще раз, только на простой пластине. Возможно я чего то не до поняла. Слышала о нем хорошие отзывы. А может так и должно быть, просто надо сразу покрыть лаком, тогда черный цвет можно сохранить!?
Ну по мне как то не этично и не практично)

Вообщем, если кто пробовал сие чудо, напишите мне ваш результат;)

Медные украшения, покрытые лаком:

Многие мастера покрывают специальными лаками по металлу изделия из меди. Лак продлевает защиту внешнего вида украшения, сохраняя цветопередачу патины или чистого цвета меди, а так же защищая медь от окисления.

Я использую лаковое покрытие для внутренних частей украшений - колец, подвесок и медных швенз на серьгах - это способствует возможности ношения таких украшений людьми, подверженных аллергическим реакциям.

Но, не думайте, что лак сохранит Ваше украшение навечно в изначальном виде) Даже под слоем лака оттенок меди может меняться;)

Но от этого оно не станет хуже, а наоборот, даже лучше, патина придает благородный оттенок старины, который сейчас очень ценится и полюбился многим модницам.

Что такое Патина?, фото № 3

В большинстве своих украшений я использую старые медные пластины, которые покрыты настоящей старинной патиной, которая образовывалась несколькими десятилетиями. Первый лист я нашла у своего дедушки в ящике с инструментами, он был весь покрыт необычными оттенками патины, которая образовалась временем естественным путем. Раньше из них вырезали детали для хозяйственных нужд и мелкого ремонта техники, когда практически ничего купить было нельзя. Такие оттенки практически невозможно добиться химическими растворами. Потом я начала искать по знакомым, в деревнях, скупать на аукционах и блошках старые изделия в виде медной посуды, подносов, панно и прочее. С виду они не чем не примечательны и не предоставляют особой ценности наряду с другими винтажными вещами, но патина! Ее не заменить не чем)

У медных украшений особая магия – древняя, глубокая, мистическая! Носить такие украшения это особенное удовольствие!

Они дарят ощущение обладания магическим украшением, которое переходило из века век и вот оно оказалось в ваших рукам, в полном владении!

Это настоящая магия металла;)

Что такое Патина?, фото № 4

Что такое Патина?, фото № 5

Что такое Патина?, фото № 6

Что такое Патина?, фото № 7

Что такое Патина?, фото № 8

Что такое Патина?, фото № 9

Что такое Патина?, фото № 10

Что такое Патина?, фото № 11

Что такое Патина?, фото № 12

Что такое Патина?, фото № 13

Что такое Патина?, фото № 14

Что такое Патина?, фото № 15

Что такое Патина?, фото № 16

Надеюсь вам было интересно и возможно вы нашли что-то новенькое для себя;)
Мои готовые работы, которые можно приобрести сейчас, можно найти здесь

Что такое патина?

Что такое патина? Вопрос не риторический, а требующий обсуждения и уточнения в связи с появлением "патин в баночках" терминов "цветная патина" и так далее.

Начнем с определения термина "патина" в справочниках и энциклопедиях.

"Па́тина или пати́на — плёнка или налёт на меди и её сплавах. Является многослойной, но в быту за неё принимают только поверхностный зеленоватый слой карбоната меди.

Различают два вида патины: искусственную и естественную.

Естественная патина — оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных (от памятников до монет) или технических изделий (разъёмы, контакты) под воздействием окружающей среды.

Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители)." — это определение даётся Википедией.

"Патина (итал. pátina) — плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Патина второго типа создаётся для предохранения произведений искусства от разрушения, а также используется в декоративных целях (декоративная ценность Патины как «налёта старины» была впервые осознана художниками Древнего Рима). Патинированием называют также окраску «под бронзу» изделий не из медных сплавов (например, гипсовой скульптуры)."
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Что следует из этого? Изначально термин патина применялся к изделиям из меди и ее сплавов. Позже его стали применять к другим металлическим изделиям, а, в настоящее время, к изделиям из других материалов на которых по самому определению не могут образовываться оксидно-солевые пленки.

Настоящая патина — это сложная оксидно-солевая пленка на изделиях из металла.

Что такое патина?, фото № 1

Популярные ныне "патины в баночках" по сути своей являются красками и к настоящим патинам не имеют ни какого отношения.

С "цветными патинами" сложнее.

Что такое патина?, фото № 2

Эти цветовые переходы получаются при формировании на металле оксидных пленок различной толщины, что и дает цветовой эффект из-за преломления света. Цвет зависит от толщины окисной пленки. Толщина ее измеряется микронами и для ее сохранения используются прозрачные лаки. С одной стороны мы имеем оксидную составляющую настоящих патин, с другой — отсутствует солевая состовляющая и пленка не обеспечивает защиты изделия от дальнейших внешних воздействий. Я считаю, что будет правильным указывать, что это не патина, а именно оксидная пленка.

Рецептуры различных растворов для получения искусственных патин широко представлены в интернете. В частности, есть хорошая публикация на Ярмарке Мастеров по ссылке >>

Резюме из изложенного: давайте называть патину патиной, а "патину из баночек" краской и не вводить в заблуждение мастеров и покупателей.

P.S.: Почему я поднял этот вопрос? Я патинировал ограду вокруг Александровской колонны и перепатинировал скульптурные группы на площади Победы в Санкт-Петербурге, и уверен, что терминология должна быть уместной, а полученные эффекты называться своими именами.

Покрытая патиной монета – достоинство или недостаток?

Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета. Эту естественную краску бронзе дарит патина – налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет. Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.

патина на крышах

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina – это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом «патина» чаще всего подразумевают лишь верхний из них.

патина на бронзе

Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина – естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.

Виды патины

Для коллекционеров современной юбилейки патина – чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:

  • Естественная – слой окислов на поверхности монеты;
  • «Кабинетная» – ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики);
  • Радужная – разноцветная патина;
  • Пулевая – подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту;
  • Переливчатая – подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора;
  • Песчаная - ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты;
  • Искусственная – наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.

Образование патины

Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке. И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием «кабинетный износ». Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.

Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.

Патина на монетах из меди

патина на меди

Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра. Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок – это оксид меди, затронувший её глубинные слои. Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.

благородная патина на меди

Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся «кабинетная» или «благородная». Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.

монета в слабе

Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: «BN» (Brown), «RD» (Red) и «RB» (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.

Патина на монетах из медных сплавов

патина на бронзе

Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету. А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле. Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).

патина на медно-никеле

Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми. Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее. Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.

патина на латуни

Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.

патина на сплаве томпак

С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом «томпак» (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.

Патина на монетах из серебра

патина на серебре

Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди. Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском. В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.

пулевая патина на серебре

Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.

малахитовая патина на серебре

Царские и ранние советские билонные монеты – это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу – медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра – патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.

Патина на монетах из золота

патина на золоте

Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости. Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь. При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).

золотая монета

Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид. В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже. И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.

Патина на монетах из алюминия

патина на алюминии

Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой. Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт. И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.

Патина на монетах из цинка

патина на цинке

Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн. В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи. Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.

Нужно ли удалять патину?

Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз. А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться. Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс. Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.

патина на монете Proof

Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины. Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона. Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.

Патинирование монет

Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию. Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек. Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос. Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским. Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.

стадии патинирования монеты

Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.

Все, что нужно знать о патине для металла

То, что металл темнеет – вполне естественный процесс. Потому антикварные, старинные вещи не могут сами по себе блестеть как новые. Потемнение считается благородным признаком, верным знаком, действительно, ценной вещи. Но и современное изделие можно искусственно состарить. Делают это в декоративных целях, и используют для этого патину.




Что это такое?

Изначально патиной считали только темный налет на металле, а точнее, на медных изделиях. Пленка окислов делала металл, можно сказать, постаревшим. Но потом слово «патина» распространилось и на другие материалы: дерево, бронзу, гипс. Искусственно начали состаривать мебель с помощью патинирования. И все же на металле патина смотрится максимально естественно. Интересно, что окисление железа – это ржавчина, ассоциируется она далеко не с декоративными особенностями. Патиной называют окисление других металлов. И если со ржавчиной борются, то патина становится желанным эффектом. Ее считают благородным «жизненным опытом» металлических изделий.

Конечно, недобросовестные люди используют патинирование в мошеннических целях, с его помощью стараются выдать обычную металлическую вещь за старинную. Но в основном патину применяют исключительно в декоративных целях. В интерьере иметь вещь, которая напоминает антиквариат, хотят многие. Держать дома подлинный антиквариат могут единицы. Но ведь внешнего эффекта вполне может быть достаточно, и патина позволяет его достичь. Ненатуральную патину создают с помощью кислот и окислителей в составах специальных смесей. Удается добиться разных оттенков патины: она может быть зеленой, рыжей, черной.

Естественная патина образует свой цвет сообразно условиям, в которых она формировалась. Цвет искусственной зависит от компонентов состава.




Разновидности

Самые распространенные виды патинирования – золочение, чернение, серебрение. Чаще патинирование проводят на контрасте: например, темная основа – светлая патина, и наоборот. Если основой будет темно-матовый графит, его лучше патинировать золотом либо бронзой – даст эффект старой бронзы. Если изделие имеет окрас темного или светлого графита, патинировать его лучше серебром, можно добиться эффекта черненого серебра, черного железа. А вот медная краска с разными оттенками коричневого придаст поверхности кованого изделия медный вид.

Если на медную краску нанести бронзовую или золотую патину, получится изделие под бронзу либо латунь. Если изделие предназначено для светлого интерьера, лучше использовать те, что покрыты белой краской с эффектом потертости, патинированные золотом. Можно ориентироваться на такие моменты: серебро считается холодным оттенком, в интерьере, где необходимы свежесть и строгость, это работает. Золото придает изысканности, то есть ей еще нужно соответствовать, весь интерьерный ансамбль должен петь в унисон. Бронза символизирует благородство, а медь делает отсылку к Средневековью.




Если же возвращаться к натуральным истокам, самый распространенный вид патины – оксид меди. Поверхность, которая будет окрашена оксидом меди, имеет зеленоватый оттенок. А вот если оксид меди появится на стали, цвет будет желтый либо охровый. Если на латуни и бронзе – коричневый, а если на серебре – темновато-серый.

Для металла традиционно используют порошковую (кузнечную) патину, в то время как для дерева потребуется акриловая. Первым видом порошковой патины считается серебрянка, то есть порошок, который до использования смешивают с олифой. Кузнечные краски обычно матовые, но патина придает металлу больше благородного блеска.

Кстати, порошковую патину можно купить и уже готовой. А чтобы удобнее ею было пользоваться, при окрашивании можно смешать ее с сольвентом либо ксилолом.

Особенности патины для дерева

В последнее время все большую популярность набирает так называемый эффект старины, который является незаменимой частью многих мебельных конструкций. Сделать подобное оформление можно собственноручно — для этого необходимо ознакомиться с приложенной инструкцией и внимательно следовать рекомендациям.



Для начала следует понять, что естественная патина представляет собой биологическую пленку, которая образуется вследствие длительного окислительного процесса меди и появляется на внешней поверхности деревянной конструкции. Наглядным примером являются старые памятники из дерева, на которых часто можно заметить характерный голубоватый или зеленый налет. Что касается искусственной патины для дерева, в этом случае на деревянную конструкцию наносится специальная кислотная среда, которая позволяет быстро и эффективно добиться так называемого эффекта старины. Данная техника называется патинированием — способ активно используется для декорирования различных предметов интерьера.

Применение искусственной патины позволяет придать изделию изысканный внешний вид, благородную старину, а также значительно повысить устойчивость к различным повреждениям. При помощи техники патинирования можно намного быстрее добиться необходимого эффекта. Как показывает практика, искусственная пленка получается значительно прочнее и пористее, чем натуральная.



Процессу патинирования подлежат абсолютно все деревянные изделия: фурнитура, модульные конструкции меблировки, небольшие шкатулки, встраиваемые декоративные элементы и многая другая продукция. Данная техника может также использоваться для дверных конструкций и оконных проемов.

Не менее важная технологическая особенность патинирования — это возможность создавать уникальные структуры и рельефы, которые часто наблюдаются на внешних поверхностях старинных конструкций.

За счет данной особенности любые потертости, царапины и сколы не будут видны на дереве.



Раньше процесс искусственного патинирования деревянного покрытия отличался некоторыми сложностями — мебель или декорируемые элементы всегда устанавливались в большие помещения с высоким показателем влажности. Далее мастерами вручную создавался декоративный износ: царапины, потертости, сколы и многое другое.

В современном мире любому человеку доступно широкое разнообразие специальных составов, которые условно классифицируются на следующие разновидности.

  • Густая. Восковая паста, применяющаяся для начального или финишного патинирования. Использование данного варианта позволяет быстро достичь эффекта позолоты и небольшой изношенности.
  • Жидкая. Эффективное вещество, произведенное на основе лака. Обычно применяется на последнем этапе патинирования. Дает возможность придать деревянному изделию характерный желтый цвет.
  • Красители. Узкая разновидность составов, отличительной чертой которых является большое разнообразие оттенков. Чаще всего применяются для изменения или поправки цвета мебели.




В свою очередь, вышеперечисленная группа красителей делится на подвиды: морилка, битум, акриловая краска и воскоподобное вещество. Чтобы лучше понять технологический процесс патинирования, следует разобрать каждый из этих видов.

Следует начать с морилки — наиболее популярного и простого вещества, при помощи которого эффективно создается эффект старины на любой деревянной конструкции. Особенностью состава является его глубинное проникновение во внутренние слои дерева, что позволяет защитить поверхность от вредителей, влаги или пагубного влияния ультрафиолетовых лучей.



Исходя из структурных особенностей, морилка делится на следующие типы.

  • Водная. Поскольку особенность данного вида — это приподнимание внутренних волокон древесины, он обычно применяется для лишнего подчеркивания структуры и рельефности конструкции. А также позволяет придать дереву благородный оттенок бронзы.


  • Спиртовая. Дает возможность не только улучшить визуальные характеристики деревянного изделия, но и продлить его эксплуатацию за счет значительного снижения риска образования грибковых заболеваний. Отличительной чертой вещества является наличие этанола, потому с ним необходимо работать очень быстро — в противном случае нанесенная смесь высохнет.

Специалисты рекомендуют использовать специальные баллончики или пульверизаторы.


  • Маслянистая. Главные достоинства этой разновидности, произведенной на основе масла, – максимально удобное использование и возможность наносить равномерный слой патины. Данный вид не выталкивает внутреннюю кору.

Несмотря на другое предназначение морилки, она активно используется для создания патины. Следует помнить о том, что данный состав нельзя использовать на ДСП или МДФ-панелях.


Следующей разновидностью является воск — достаточно удобный и многофункциональный материал, который обычно применяется в конце патинирования. В отличие от аналогичных веществ состав хорошо подходит для работы с текстурированными или рельефными деревянными поверхностями. Паста для патинирования образуется путем смешивания воскового вещества и любого выбранного пигмента. Подобная смесь отличается хорошей стойкостью и сцепкой даже с ламинированными деревянными панелями и пластиковыми вставками в МДФ. Материал позволяет добиться натурального оттенка серебра.

В магазинах также можно найти специализированные бесцветные составы на основе воска. Подобные вещества применяются для придания деревянной конструкции золотого и белого оттенков. Отличительная черта материала — хорошая стойкость. Помимо вышеперечисленных видов, особой популярностью пользуются акриловые составы — вещества, которые позволяют произвести патинирование на любых поверхностях: дерево, пластмасса, металл, панели и т.д.

Главные достоинства акрила — это высокая вариативность цветов и такое же простое нанесение, как и при использовании обычной краски.



Следует отметить то, что акриловым веществом можно эффективно работать как на больших деревянных изделиях, так и на выступающих декорированных элементах или рельефных вставках. Акрил — это единственный состав, отлично совмещаемый с механическим патинированием, при котором наждачной бумагой наносятся царапины, потертости и другие изменения на деревянную конструкцию.

Наиболее популярными вариантами акрилового вещества являются такие оттенки: черный, белый, серебряный, серый, голубоватый и золотистый. Выбирая цвет акрила, рекомендуется ориентироваться на общую гамму интерьера комнаты или деревянных элементов.

Не все пользователи знают, однако на практике можно найти еще одну интересную разновидность патины, которая называется битумной. Данный материал используется для устранения лишнего блеска и глянцевой структуры, которая способна помешать созданию старинного и благородного вида.




Какие инструменты необходимы для нанесения?

Помимо вышеописанных материалов, могут понадобиться грунтовка, валик и обычный лак по дереву. Дополнительно рекомендуется подготовить несколько ватных дисков или небольших кусочков поролона.



Как правильно наносить?

Патинирование деревянных конструкций — это довольно легкий процесс, который может выполнить в домашних условиях любой человек. При этом нанесенная самостоятельно патина обычно не хуже профессиональной работы мастера по декорированию.

Перед тем как патинировать дерево, следует определить точные пропорции состава, которые указываются производителем. А также нелишним будет обучиться тому, как правильно работать кистью. В противном случае покраска получится некачественной. Чтобы покрыть дерево специальными составами, необходимо ознакомиться с пошаговыми руководствами.



Подготовка

Первое, что необходимо сделать перед нанесением патины, — это подготовить деревянное основание. Обычно достаточно ошкурить необходимую сторону при помощи шлифовальной машинки или наждачной бумаги, однако если требуется более старинный внешний вид, следует воспользоваться металлическими щетками. Вне зависимости от того, какой используется метод, всегда следует предварительно наносить грунт — не менее 2-3-х слоев. Данный материал позволит увеличить эксплуатационные характеристики покрытия, исключить нежелательное отслаивание и улучшить стойкость используемого вещества.

Для грунтовки специалисты рекомендуют взять полиуретановый грунт бесцветного типа — его особенности и характеристики отлично подходят для любого технологического метода патинирования.

А также профильные мастера советуют первый слой грунтовочного материала слегка обработать шлифовальной бумагой, что позволит увеличить эффект старины за счет образования мелких царапин.



Патинирование морилкой

Довольно эффективный метод, используя который можно добиться естественного растрескивания и изношенности деревянного изделия. Первое, что необходимо сделать, — это нанести небольшой слой морилки на дерево, предварительно разбавив ее водой.

Далее, не дожидаясь высыхания, следует стереть определенный объем нанесенного состава до желаемого эффекта старины. Для этого лучше использовать мягкую губку или художественную кисть. В заключение нужно подождать определенное время до полного высыхания и покрыть поверхность лаком на щелочной основе.



Классический способ

Наиболее простой метод получить старинный дизайн деревянного изделия. На уже подготовленную поверхность следует нанести небольшой слой патины. Далее необходимо выждать от 40 минут и более для полного высыхания слоя и произвести тщательную шлифовку при помощи металлической щетки или шкурки.

Особенностью классического метода является не только простое выполнение, но и отсутствие специализированного оборудования. При использовании этого способа специалисты рекомендуют наносить патину чуть темнее натурального оттенка деревянной конструкции.



Кракелюр

Кракелюром называется специальный химический состав, который способствует проявлению натуральных трещин и небольших царапин на фасадной или внутренней части. Наиболее эффективный, при этом самый сложный метод патинирования деревянной поверхности. Обычно данный способ используется для дорогих элитных предметов меблировки.

Пошаговая инструкция по использованию кракелюра.

  • Нанести акриловую краску на деревянное изделие. Оттенок красящего вещества подбирается в соответствии с тем, какой цвет необходимо получить в итоге — металлический, серебряный, бронзовый, золотой или любые другие палитры. Если планируется показать натуральный оттенок дерева, краску можно не использовать.
  • После высыхания краски нанести равномерным слоем кракелюр. Далее оставить деревянную поверхность в сухом месте без сквозняков до полного высыхания нового слоя.
  • Постепенно, аккуратными действиями втирать краску другого цвета. Для этого рекомендуется использовать густые составы в виде пасты. Движение кисти напрямую влияет на направление и структуру трещин.

Заключительным этапом является покрытие обработанной деревянной поверхности лаком. Для более быстрого высыхания мастера рекомендуют использовать тепловой фен.

Читайте также: