На территории казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов

Обновлено: 19.09.2024

Ответ:

1.Сары Арқа (желтый хребет), называемая еще Казахским мелкосопочником - степь в центральном Казахстане с небольшими сопками. На территории Сарыарка есть Коргалжынский и Наурзумский заповедники, которые являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. . Сарыарка занимает большую часть территории Центрального Казахстана.

2.По утверждению древнегреческого историка Геродота соседями савроматов были

В раннем железном веке на северо-западе Сарыарки жили

В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположены курганы

Только в Зайсанском района Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов эпохи раннего железа, 50 из них носят название

«Царские курганы» расположены на территории

Тасмолинская культура на территории Центрального Казахстана относится к сакским племенам

На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в эпоху

Памятники раннего железного века Сарыарки отнесены учеными к культуре

Памятники раннего железа на территории Центрального Казахстана относятся к культуре

Памятник раннего железа - Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в

Тасмолинская культура эпохи раннего железа характерна для

В курганах тасмолинской культу­ры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане -

Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы

Курганные могильники, которые названы курганы с «усами» характерны для Центрального Казахстана периода

По мнению некоторых ученых курганы с «усами» периода раннего железа на территории Центрального Казахстана

По мнению ученых курганы с «усами» периода раннего железа на территории Центрального Казахстана, в степи

Курганы с «усами» периода раннего железа на территории Центрального Казахстана построены под определенным углом и определяли

Особенностью структуры стада, племен периода раннего железа в Северном Казахстане, было большое количество

Жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни в

Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к

Царское погребение из Шиликтинского кургана №1, воспринятое как третий «золотой человек», относится к

На территории Восточного Казахстана в 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган эпохи раннего железа

Шиликтинский «Золотой курган» датируется

На территории Восточного Казахстана имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления

Шиликтинские курганы обнаружены в

Открытие царского погребения VIII в. до н.э из Шиликтинского кургана №1 является археологической сенсацией и воспринято как

Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе, они датируются

Культура племен Северного Казахстана в 1 тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой

Археологические находки доказывают, что Северный Казахстан в период раннего железа стал связующе-перевалочным регионом между металлургическими центрами Казахстана и

На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала

Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют культуру

Железные доспехи, найденные в городище Чирик-Рабат, принадлежат племени

На городище Чирик-рабат археологами были найдены железные доспехи

Железные доспехи сакского воина были найдены археологами на городище

В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией о чем свидетельствуют изделия, найденные в

Антропологический тип саков был

В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать черты

Находимые в Северном Казахстане предметы искусства раннего железного века относятся к

Предметы искусства жителей 1 тысячелетия до н. э. относятся к

В искусстве сарматов сложился «звериный стиль» в

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане развивается полихромный стиль с

В III-V вв. н.э. у степных племен развивается стиль искусства

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII в. до н.э., развивается

Полихромный стиль достиг расцвета в

Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает наука

Реконструкцию обликов древних жителей Жетысу по их останкам сделал ученый-антрополог

Казахстан в эпоху бронзы

Эпоха бронзы занимает особое место в историческом развитии человека и общества. Внедрение металла в производство резко повысило производительность труда, дало толчок развитию новых видов хозяйственной деятельности. Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает 2-е тысячелетие до н. э. - VIII век до н. э.

Со временем изменились сознание человека, его восприятие и постижение мира, обогатился жизненный опыт. Из поколения в поколения передавались опыт и знания. Медь стала первым металлом, внедренным в производительное хозяйство. Вначале люди использовали самородную медь. Постепенно древние люди научились выплавлять из самородной меди мелкие предметы: иглы, наконечники стрел, медные пластинки. В эпоху бронзы они стали выплавлять медь из смешанной руды.

Бронза не встречается в природе в чистом виде. Это сплав меди и олова. Смешанные руды этих металлов в древности в изобилии встречались возле современного Зыряновска, Жезказгана, в горах Каркаралы, Акшатау. По подсчетам известного казахстанского ученого К.И. Сатпаева, в древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1 миллион тонн руды, из которой было получено более 100 тысяч тонн меди. На Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана было добыто почти 1100 тонн олова.

Поселения древних металлургов располагались вблизи рудников. Для выплавки руды строились сложные по конструкции котлы. К ним пристраивали приспособления для подачи воздуха. Такие котлы в большом количестве найдены в местах древних рудных выработок.

Древние металлурги и рудокопы добывали руду только с богатым содержанием меди и олова. Руду добывали методом «огневой проходки» и «кайлованием», в зависимости от плотности породы. Метод «огневой проходки» использовали при разработке твердых пород руды: рудную массу разогревали костром, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, раскалывалась. «Кайлованием» пользовались, когда добывали руду из рыхлых пород и работали каменными отбойниками и молотками. После чего руду измельчали каменными топорами и затем уже плавили в специальной печи. Готовый сплав размещали в формы из камня или глины и получали необходимый предмет. В зависимости от того, для каких целей использовался получаемый предмет, делали различный количественный состав сплава меди и олова. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения.

Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.

Ученые исследовали более 80 поселений Северного и Западного Казахстана. Некоторые из них можно назвать предшественниками древних городов. Так, например, на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России проводятся раскопки города Аркаима. Он относится к эпохе бронзы и, по мнению многих ученых, является древнейшим городом.

Найденные в Южном Казахстане, в урочище Тамгалы в Жетысу (Семиречье) и на склонах Каратау (Жамбылская обл.) рисунки на камнях свидетельствуют о повсеместном расселении людей эпохи бронзы.

По своему физическому типу андроновцы были европеоидами. Для них характерны невысокий рост, крепкое телосложение, широкое лицо, низкие глазные впадины и сильно развитые надбровные дуги. Вот что пишет об их внешнем виде академик В.П. Алексеев:

«Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида».

Исследования археологов показали, что для андроновцев главными занятиями были пастушеское скотоводство, мотыжное земледелие и рыбная ловля. О занятии земледелием говорят орудия труда - зернотерки для растирания зерна в муку, каменные мотыги для обработки земли, медные и бронзовые серпы. Земледелие играло вспомогательную роль. Основным занятием было скотоводство, растительная пища дополняла мясо-молочную.

Важной особенностью андроновской культуры было использование глины для изготовления посуды. У андроновских племен были высоко развиты рудное дело и металлургия.

Ученые реконструировали жилища андроновцев. Они имели вид полуземлянок. Ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.

В эпоху бронзы религиозные верования были очень простые. Умерших хоронили по определенному обряду - головой на запад или юго-запад, в скорченном виде. Ученые предполагают, что скорченная поза - это поза младенца в утробе матери-земли. Наряду с захоронениями андроновцы использовали и кремацию - сожжение трупа, что связано с культом огня. Они верили, что человек продолжает свою земную жизнь и после смерти, верили в существование загробного мира. Поэтому вместе с умершим хоронили вещи, которые якобы понадобятся покойным. Это были одежда, оружие, посуда, пища. Андроновцы поклонялись солнцу, огню. Вместе с тем, у них сохранялись традиции, связанные с тотемизмом, фетишизмом, анимизмом. Эпоха бронзы стала временем формирования религии с особыми служителями культа - жрецами. Жрецы были хранителями древних традиций и знаний.

На смену андроновской культуре с ее земледельческо-скотоводческим характером хозяйства пришла кочевая бегазы-дандыбаевская культура. Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай, что в Центральном Казахстане. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.

Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.

Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались различным орнаментом. Часто встречаются игольчатые и волнистые узоры.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А.Х.Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние поселения и стоянки - памятники эпохи бронзы.

В период бронзы на территории Казахстана орудия труда из металла вытеснили орудия из камня. Хотя племена эпохи бронзы, населявшие казахстанские просторы, жили в условиях родоплеменных отношений, у них появилась частная собственность на скот. Из-за изменения климата люди эпохи бронзы больше уделили внимание развитию скотоводства.

Энеолит и Бронзовый век на территории Казахстана

Энеолит и Бронзовый век на территории Казахстана - e-history.kz

Энеолит («медный камень») - эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.

Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Поэтому авторы термина Энеолит назвали эту эпоху не Медный век, а Энеолит, так как на протяжении этой эпохи «одновременно применялись каменные и медные орудия труда». Но сам переход на медь позволил в следующем этапе усилить качество металлов.

Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. В регионах, где медь была распространена, она быстро заменила камень. В других регионах, из-за нехватки меди, Энеолита фактически не было.

В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил Жезказган.

Стоит отметить, что в Центральной Азии произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. Одомашнивание лошади произошло на территории Северного Казахстана.


В эпохе энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Она также была близка Терсекской культуре, которая была расположена географически рядом. Ботайская культура свое наименование получила по названию разъезда Ботай, возле которого было откопано первое характерное поселение Ботайской культуры, которое датировалось 3-2 тысячелетиями до н.э.


Автор открытия В.В. Зайберт. Было открыто более 20 поселений, относящихся к данной культуре. Поселение Ботай располагало богатым материалом и информацией. Оно просуществовало до XIV-XII вв. до н.э. Сохранились жилища позднего типа, но жилищ старого типа почти не осталось. На данный момент считается, что Ботай – это «археологическая культура энеолита, которая существовала в 3700-3100 годах до н. э. на северо-западе Казахстана (Акмолинская область, возле города Кокшетау)». Археологи и эксперты по одомашниванию лошади считают, что Ботай стал той точкой где началось одомашнивание лошади. По их оценкам это произошло около 5,5 тысяч лет назад. Причем, изначально лошадь одомашнивалась как мясное животное, которое можно было только употреблять в пищу. Позже лошадь стали использовать как вьючное животное и «под седло».

Несмотря на энеолит, основными материалами в Ботае была не медь, а камень, кость и глина. Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство. Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую. При раскопках Ботая находили костяные элементы узды, застежки для пут, каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротики, копья, гарпуны, топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели, инструменты для обработки и шлифовки шкур, иглы, проколы и т.д.

Антропологически население Казахстана эпохи Неолита и Энеолита было протоевропиоидным. В Ботае доминировали кремнивые орудия труда, по большей части отщепы.

Бронзовый век назван таким образом в силу того, что произошел качественно новый поворот в технологическом укладе народов Евразии. Если эпоха меди и камня (Энеолит) характеризировалась параллельным функционированием меди и камня, причем в случае если меди было мало, то камень продолжал доминировать, то бронзовый век фактически положил конец эпохе камня.

Бронза представляет собой сплав меди и олова, причем гораздо более крепкий, чем сама медь. Улучшение обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, привело к тотальному исчезновению камня как материала для орудий труда и военного оружия. Как писал известный классик: «Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33-13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются».

Бронзовая эпоха на территории Казахстана в основном представлена Андроновской культурой, которая датируется XVIII-XII вв. до н.э. Памятники Андроновской культуры были найдены в степях Южного Урала, Казахстана и Южной Сибири. На этой территории сложился единый для всех андроновцев «хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев». Андроновцы жили вдоль рек оседло в полуземлянках и в наземных бревенчатых хижинах. Их поселки всегда располагались в долинах рек, для более успешного ведения земледелия и скотоводства. В стаде андроновцев доминировали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Считается, что если Ботайцы первые одомашнили лошадь как мясное животное, то Андроновцы продолжили одомашнивание и сделали из лошади средство передвижения и андроновцы стали первыми наездниками лошадей. Земледелие и скот у андроновцев были разделены. Скот пасся отдельно большую часть года. А зимой находился в загонах. Злаковые же культуры выращивались на приречных пойменных землях. Земледельческие инструменты были в основном из бронзы, но встречались и каменные. Охота, рыболовство и собирательство перестали играть большую роль в хозяйстве андроновцев.

Андроновцы также были также производили металлы. Их металлурги изготавливали как орудия труда (серпы, топоры, мотыги и т.д.), так и военное оружие (кинжалы, наконечники, копья). Причем данные продукты в рамках торговли поставлялись за пределы андроновской культуры. Помимо «оседлания лошади» андроновцы первыми изобрели колесницы. На сегодняшний момент самые ранние колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культурой (захоронение Кривое озеро, 2026 г. до н.э.). Данные колесницы – это легкие повозки с двумя спицевыми колесами, которые запрягались конями и управляли при помощи кольцевых удил, для быстрой езды.

Также стоит отметить, что одним из вариантов Андроновской культуры была Синташтинская культура. На данный момент найдено более 20 укрепленных поселения Синташтинской культуры (Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.). Большинство поселений Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. Площадь синташтинских крепостей-поселений как правило до 2 га в среднем. Стены таких поселений-крепостей были толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м.

Наследниками андроновцев стали саки (скифы), жившие уже в железном веке.

Жаксылык САБИТОВ,

доктор PhD

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». 8 (7172) 57 14 08 (вн - 1163)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ по теме

1. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в _____________.

2. Памятники уйсунской культуры относятся к периоду _______________.

3. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами ____________.

4. В III в. до н.э. государство Кангюй занимало территорию бассейна ___________ и предгорья ______________.

5. Название «уйсун» встречается в китайских письменных источниках, начиная с периода _____________.

6. Столица государства усуней город ________ находилась на берегу ____________.

7. Через территорию государства Кангюй проходил _________________________.

8. Источники свидетельствуют, что государство Кангюй возглавлял _________________.

9. Уйсунам был характерен антропологический тип _______________.

10. В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племён ____________.

11. В I в. до н.э. гунны двинулись на запад и пришли на территорию Казахстана во главе с шаньюем ___________.

12. В 437 году совершили поход в глубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство _________.

13. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов _____________________.

14. Ювелиры племён усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к ______________ стилю.

15. Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с _______________.

16. В хозяйстве сарматских племён, живших в междуречье Волги и Жайыка, важное место занимало _______________.

17. Освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя способствовали походы _________.

18. Начало второй волны массового передвижения гуннских племён на территорию Казахстана относится к _______________.

19. По мнению учёных, курганы с «усами» периода раннего железа на территории Центрального Казахстана играли роль ________.

20. Антропологический тип людей, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы ________________.

21. Антропологический тип саков ________________.

22. Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к ________________.

23. В эпоху железа у племён, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать черты ________________.

24. Только в Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов эпохи раннего железа, 50 из них носят название ________.

25. В 445 году разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии объединил ___________.

26. В III в. до н.э. Китайское государство начало строить Великую китайскую стену для защиты от __________.

27. Массовое передвижение гуннских племён с востока на запад растянулось до _____ в.н.э.

28. В I веке до н.э. во главе с шаньюем Чжи-Чжи двинулись на запад ______________.

29. Гунны покорили многие европейские страны во главе с ___________.

30. Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне __________.

31. Источники свидетельствуют, что уйсунские племена ______________________.

32. Во время правления Аттилы у гуннов формируется _________________________.

33. Гуннские родовые союзы распались в середине V века после смерти __________.

34. Походы гуннов способствовали распаду в Европе ____________________.

35. Походы гуннов во главе с Аттила способствовали освобождению Европы от _______________.

36. В конце IV в. совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Римской империи ________.

37. По Геродоту, сарматы говорили на языке, схожем с языком ___________.

38. Резкое уменьшение численности сарматов вынудило их присоединиться к _________.

39. Резкое уменьшение численности сарматов учёные объясняют усилением ____________________.

40. В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались ______________________.

41. Племена эпохи железа, у которых общественная роль женщины была выше, чем в других кочевых племенах, населявших Казахстан ______________.

42. Период с VIII в. до н.э. по III в. до н.э. вошёл в историю как век ______________.

43. Период с III в. до н.э. по VI в н.э. вошли в историю как век ________________.

44. Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы ___________________.

45. Тасмолинская культура на территории Центрального Казахстана относится к сакским племенам _______________.

46. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в _______________ области.

47. В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане – ____________.

48. Особенностью структуры стада племён периода раннего железа в Северном Казахстане было наличие _________________.

49. По утверждению древнегреческого историка Геродота, соседями савроматов были ______________.

50. Культура племён Северного Казахстана в I тысячелетии до н.э. имела много общего с культурой ______________________.

51. Только в Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов эпохи раннего железа, 50 из которых носят название _____________.

52. На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в эпоху __________________.

53. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе датируются _______________.

54. Открытие царского погребения VIII в. до н.э. из Шиликтинского кургана № 1 является археологической сенсацией и воспринята как ___________________.

55. Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII-V в до н.э. развивается __________________.

56. Железные доспехи сакского воина были найдены археологами на городище _______________.

57. В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, о чём свидетельствуют изделия, найденные в ________________________.

РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.

Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.

САКИ.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы). Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и головные уборы. Тех земледельцев, кто пахал землю плугом с помощью запряженных двух быков называли «восьминогие». Жрецы носили одежду белого цвета, воины – красного, скотоводы и земледельцы – желтого или синего цветов.

Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в 6 веке до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. О подвиге Ширака рассказал древнегреческий историк Полиэн. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины. В 490 году до н.э. саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. Борьбу портив греко - македонских войск возглавил сак Спитамен.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане знаменитым археологом К. Акишевым. Сакскому воину было 17-18 лет. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. Высота головного убора – 70 см.

С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный стиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «Звериный стиль» является отражением традиции анимизма. Бесшатырские погребения (5-4 вв. до н.э.) – на правом берегу реки Или. Менгиры – одиночные камни вокруг кургана. Дромос – специальный лаз под курганом от подножья кургана до саркофага.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война. В центре города – цитадель (крепость). Еще один город саков – Бабиш-Молда.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней – Наурыз. Куйме – юрта на повозке. Городище Чирик-Рабат на территории Кзыл-Ординской области – центр земледелия.

УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э. Антропологический облик – европеоидный.

Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Вожди племен носили титул беков. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовали в домашнем хозяйстве.У уйсунов существовала частная собственность на скот, землю, воду.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье.

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. Основным местом расселения кангюев была средняя часть реки Сырдарьи. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э. По китайским источникам слово «гунны» происходин от названия реки Орхон в Монголии.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые племена гуннов в III в. до н. э. При Моде в, 2-1 веках до н.э., держава гуннов достигла наибольшего усиления.

По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники («туменбасы»), которые были из числа его близких родственников, они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу.

В 395 году гунны подходили к Константинополю, совершили походы в Закавказье, Месопатамию.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство.

В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны. Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй.

В 451 году на территории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «Битвой народов». Против Атиллы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. Войско Атиллы потерпело поражение.

В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму. В 453 году Атилла умер. После чего гуннский союз распался.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю». Движение гуннов с востока на запад началось во 2 веке до н.э. и растянулось до 4 века н.э.

САРМАТЫ.

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э. С 8 века до н.э. их называли савроматами.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

Во 2 веке до н.э савроматы дошли до Северного Причерноморья.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. арало-каспийский регион был также населен племенами даев.

РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами», построены они под определенным углом и определяют стороны света; по мнению ученых, в степи они играли роль маяка.

Памятник раннего железа Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Павлодарской области, он относится к сакским племенам исседонам. В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.

Особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество крупного рогатого скота.

Предметы искусства жителей Северного Казахстана I тысячелетия до н. э. относятся к «звериному стилю».

По утверждению древнегреческого историка Геродота I соседями сарматов были аргиппеи. Культура племен Северного Казахстана в 1 тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала Тасмолинская культура.

Искусство плавки и обработки цветных металлов на территории Казахстана получило развитие еще в эпоху раннего железа. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III - I вв. до н.э.

На территории Восточного Казахстана имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления - Шиликтинская долина. Только в Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят название «царские».

На территории Восточного Казахстана в 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган эпохи раннего железа - «Золотой курган». Изучив археологические находки из Шиликтинского «Золотого кургана» ученые установили, что курган возведен в VIII-VII вв. до н.э.; таким образом, самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э.

Открытие царского погребения VIII в. до н.э из Шиликтинского кургана №1 является археологической сенсацией и воспринят как третий «золотой человек». Интересная находка из этого кургана - сделанная из золота и лазурита пятиугольная звезда, которая в древности считалась символом власти. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель были не только местами захоронения царей и вождей, но и священными местами, где проводились массовые ритуальные обряды.

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане начиная с VII -V в. до н.э. развивается «полихромный стиль».

Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает наука антропология. Антропологический тип людей, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы, был европеоидный. Реконструкцию облика древних жителей Жетысу по их останкам произвел ученый-антрополог Герасимов М.М.

В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали постепенно проявляться монголоидные черты.

Для Центрального Казахстана эпохи раннего железа характерны «курганы с усами», они играли роль маяков в степи.

Читайте также: