На воздухе щелочные металлы быстро окисляются поэтому их хранят

Обновлено: 20.09.2024

Цель игры: проконтролировать знания учащихся по теме "Металлы"; формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии.

Оборудование: на доске написан вертикальный ряд цифр от 100 до 1000000 руб., соответствующих стоимости вопроса; два экземпляра вопросов (один у ведущего, а другой получает игрок) ; символы игры: "Пятьдесят на пятьдесят"; "Звонок другу", "Помощь зала".

Правила игры: Игра построена в стиле телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?" В игре 15 вопросов. У игрока в запасе – 3 подсказки: помощь друга, пятьдесят на пятьдесят и помощь зала.

Ход игры

Первый тур "Отбор команд"

Отбор участников в играющих классах проводится предварительно. Оптимальный вариант проведения игры – между тремя классами. Задаются вопросы по теме "Металлы" – всего 25 вопросов. Каждый вопрос оценивается 10 баллами. От каждого класса формируется команда из шести учеников, набравших наибольшее количество баллов.

Вопросы по теме "Металлы"

Алхимики утверждали:
"Семь металлов создал свет
По числу семи планет. . . "
Назовите эту "великолепную семёрку". (Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть.)

Какой из металлов в глубокой древности называли "небесной медью" и почему? (Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т. е. "небесного происхождения, обрабатывали его так же, как и медь.)

В каких географических названиях встречается медь? (Медногорск (город на южном урале) , остров Медный (один из Командорских островов) , Кипр (его название от латинского названия меди "купрум") .

Если бы существовал приз "за активность", то атомам какого из металлов вы бы его присудили? (Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.)

Валентность натрия в соединениях. (Одновалентен)

Металл, который плавится в руке. (Цезий)

Бытовое название хлорида натрия. (Поваренная соль)

Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)

Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (Негашеная известь)

Какое молоко не пьют? (Известковое)

Самый тяжёлый металл. (Осмий)

Самый лёгкий металл. (Литий)

Техническое название карбоната натрия. (Сода)

Сплав меди и цинка. (Латунь)

Этот кристаллогидрат необходим и в строительстве и в медицине. (Гипс)

Они – "близнецы-братья", но один обладает мягким характером, а в остальном – сплошная серость. Другой имеет незапятнанно – белую "репутацию". Кто они? (Серый и белый чугун)

Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превращалось в медь? (Нет, произошла химическая реакция:

Процесс отдачи электронов атомам. (Окисление)

Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

Свойство металлов, которое лежит в основе их деления на лёгкие и тяжёлые. (Плотность)

Металл, который в средние века алхимики изображали в виде воина. (Железо)

Наука о способах получения и переработки металлов. (Металлургия)

Минерал, образующийся из остатков раковин древних животных. (Мел)

Самый активный восстановитель. (Франций)

Жидкость, которую используют для хранения натрия и калия. (Керосин)

Второй тур "Отбор игроков"

Отбор среди игроков всех команд проводится письменно. Последующая проверка выявляет пять победителей для отборочного этапа – участников третьего тура.

Примерные вопросы

Металлические свойства элементов главных подгрупп с ростом порядкового номера:
а) в начале усиливаются; затем ослабевают;
б) не изменяются;
в) усиливаются;
г) ослабевают.

На воздухе щелочные металлы быстро окисляются, поэтому их хранят:
а) под слоем вазелинового масла;
б) под слоем растительного масла;
в) под слоем этилового спирта;
г) в атмосфере аргона.

Для щелочных металлов характерные
1) высокая плотность;
2) пластичность;
3) металический блеск;
4) электропроводность;
5) жёлто-красный цвет;
6) все они легко режутся ножом.
Какие из перечисленных свойств соответствует действительности?
а) 2, 4, 5;
б) 3, 4, 5, 6;
в) 1, 3, 4, 5;
г) 2, 3, 4, 6.

Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в цвет:
а) розовый и малиновый;
б) фиолетовый и голубой;
в) жёлтый и фиолетовый;
г) жёлтый и синий.

Щелочные и щёлочно-земельные металлы активно реагируют с :
1) водой;
2) галогенами;
3) оксидом кремния;
4) кислотами;
5) спиртами;
6) растворёнными в воде солями;
7) легко режутся ножом;
8) в чистом виде имеют голубую окраску.
Какие свойства указаны ошибочно?
а) 2, 4, 6, 7, 8;
б) 3, 6, 7, 8;
в) 1, 2, 4, 8;
г) 2, 5, 6.

Найдите соответствие между химическими и техническими названиями соединений кальция:

Щелочные и щёлочно-земельные металлы взаимодействуют с:
a) Cl2, Ar, CuSО4, NaOH;
б) H24, CuCl2, CCl4, Br2;
в) галогенами, водой, водородом, кислотами, кислородом;
г) щелочами, солями, оксидами, металлами.

Гидриды щелочных и щёлочно-земельных металлов взаимодействуют с водой с образованием:
а) соли и воды;
б) щёлочи и водорода;
в) щёлочи и кислорода;
г) соли.

Щелочные и щёлочно-земельные металлы в свободном виде в природе не встречаются, потому что:
а) их в природе крайне мало;
б) эти металлы химически активны;
в) эти вещества особенно гигроскопичны;
г) эти металлы получают электролизом.

Первое место среди металлов по распространённости в природе принадлежит:
а) железо;
б) алюминий;
в) кремний;
г) кальций.

В промышленности алюминий получают:
а) в доменных печах;
б) методами гидрометаллургии;
в) пирометаллургическими методами;
г) электролизом расплавов бокситов.

Алюминий при определённых условиях реагирует с:
1) галогенами;
2) водородом;
3) водой;
4) серой;
5) азотом;
6) углем;
7) кислотами;
8) растворами щелочей;
9) оксидом железа;
10) песком.
Какие из перечисленных реакций невозможны?
а) все реакции возможны;
б) 2, 3, 10;
в) 2, 8, 10;
г) 10.

Первый ученик сказал, что корунд синего цвета, второй – красного цвета. Кто из них прав?
а) второй прав, первый не прав;
б) первый прав, второй не прав;
в) оба правы;
г) оба не правы.

Железо при определённых условиях реагирует с:
1) водой;
2) водородом;
3) кислородом;
4) галогенами;
5) цинком;
6) кислотами;
7) солями.
Какие из перечисленных реакций возможны?
а) 2, 3, 4, 5, 6, 7;
б) 3, 4, 5, 6, 7;
в) 2, 3, 4, 6, 7;
г) 1, 3, 4, 6, 7.

Железо нельзя получить:
а) восстановлением из оксидов;
б) восстановлением из амальгамы;
в) алюминотермией;
г) электролизом.

Ответы: 1 – в; 2 – а, 3 – г; 4 – в; 5 – 6; 6 – (1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – в); 7 – в; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – г; 12 – а; 13 – в; 14 – г; 15 – б.

Третий тур "Игра"

Несгораемые суммы: 1000 и 32000. Набравшие 32000 баллов получают оценки "5" по теме "Металлы". Набравший максимальное число баллов – 1млн. – объявляется лучшим химиком первой четверти и получает оценку "5" за первую четверть.

В случае затруднений предусмотрены три подсказки:

  • "50 на 50" – убрать 2 неверных ответа;
  • "Помощь друга" – помощь игрока из своей команды;
  • "Помощь зала" – все учащиеся голосуют за варианты ответа поднятием рук.

Ниже приведены вопросы, соответствующие различным очкам.

100 очков.

Какой металл находится в жидком агрегатном состоянии?
а) Медь; б) свинец; в) ртуть; г) серебро.

Какой металл входит в состав гемоглобина?
а) Магний; б) железо; в) медь; г) калий.

Какой металл входит в состав хлорофилла?
а) Литий; б) медь; в) магний; г) кальций.

Какой металл обладает бактерицидными свойствами?
а) Серебро; б) свинец; в) олово; г) цинк.

Какой металл может "болеть чумой"?
а) Алюминий; б) свинец; в) серебро; г) олово.

200 очков.

В какой цвет окрашивают пламя ионы натрия?
а) Жёлтый; б) синий; в) красный; зелёный.

В какой цвет окрашивают пламя ионы калия?
а) Синий; б) жёлтый; в) фиолетовый; г) красный.

З. В какой цвет окрашивают пламя ионы лития?
а) Фиолетовый; б) малиновый; в) синий; жёлтый.

В какой цвет окрашивают пламя ионы кальция?
а) 3елёный; б) жёлтый; в) синий; г) красный.

В какой цвет окрашивают пламя ионы бария?
а) Красный; б) малиновый; в) жёлтый; зелёный.

300 очков.

Электронное строение атома натрия:
a) 1s 2 2s 2 3p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;
б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
в) 1s 2 2s 2 2p 3 ;
г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 .

Электронное строение атома кальция:
а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;
б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
в) 1s 2 2s 2 2p 3 ;
г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 .

Электронное строения атома алюминия:
а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;
б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
в) 1s 2 2s 2 2p 3 ;
г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 .

Электронное строение атома калия:
а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;
б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 .
г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 .

Электронное строение атома железа:
а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 6 4s 2 ;
б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;
в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 .
г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 .

500 очков

Тип кристаллической решётки алюминия:
а) молекулярная;
б) ионная;
в) атомная;
г) металлическая.

Тип кристаллической решётки натрия:
а) молекулярная;
б) ионная;
в) атомная;
г) металлическая.

Какой из перечисленных элементов проявляет наиболее ярко выраженные металические свойства:
а) натрий;
б) литий;
в) магний;
г) алюминий.

Какой из перечисленных элементов проявляет наименее ярко выраженные металические свойства:
а) кальций;
б) литий;
в) алюминий;
г) калий.

Распределение электронов по слоям в ионе магния:
а) 2е, 8е;
б) 2е, 8е, 2е;
в) 2е, 8е, 8е, 4е;
г) 2е, 8е, 4е.

1000 очков

"Гашёная известь" – так называют гидроксид:
а) меди; б) цинка; в) кальция; г) калия.

"Негашеная известь" – так называют оксид:
а) калия; б) магния; в) бария; г) кальция.

"Известковое молоко"- так называют гидроксид:
а) калия; б) кальция; в) алюминия; г) магния.

"Жжёная магнезия"- так называют оксид:
а) бария; б) магния; в) кальция; г) алюминия.

"Известковая вода"- так называют раствор гидроксида:
а) кальция; б) калия; в) натрия; г) лития.

2000 очков

Назовите элемент-металл, который входит в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы:
а) алюминий; б) калий; в) кальций; г) натрий.

Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает: "Известь":
а) барий; б) кальций; в) магний; г) калий.

На некоторых древних языках этот металл именуется "небесным камнем":
а) медь; б) магний; в) железо; г) серебро.

Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся ещё в третьем тысячелетии до нашей эры:
а) цинк; б) свинец; в) серебро; г) олово.

Некоторые учёные полагают, что название этого металла произошло от санскритского "джальда". Он занимает по распространённости второе место после алюминия, но в самородном виде встречается редко:
а) магний; б) железо; в) серебро; г) медь.

4000 очков

Какова формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 3е:
a) RO2; б) RO; в) R2O5; г) R2O3.

Выберите формулу амфотерного оксида:
а) СаО; б) Аl2O3; в) МgО; г) К2O.

Какова формула высшего оксида элемента имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 2е:
a) RО2; б) RO; в) R2О5; г) RО3.

Какова формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 1е:
a) RО2; б) RO; в) RО3; г) R2О.

Корунд – это вещество, формула которого:
а) СаО; б) СаСO3; в) Аl2O3; г) FeS2.

8000 очков

При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются:
а) гидриды и кислород;
б) щёлочи и водород;
в) пероксиды и водород;
г) оксиды и вода.

При пропускании углекислого газа через водный раствор гашёной извести образуется:
а) гидроксид кальция;
б) угольная кислота;
в) осадок карбоната кальция;
г) осадок оксида кальция.

Какую пару веществ можно взять для получения гидроксида алюминия при обычных условиях:
а) алюминий и вода;
б) оксид алюминия и вода;
в) хлорид алюминия и гидроксид калия;
г) оксид алюминия и гидроксид натрия.

С каким веществом железо не реагирует:
а) сера;
б) кислород;
в) нитрат ртути(II) ;
г) хлорид калия.

Между какими веществами реакция невозможна:
а) железо и нитрат цинка;
б) железо и нитрат меди (II) ;
в) железо и нитрат ртути (II) ;
г) железо и нитрат свинца (II) .

16000 очков

Катион железа (III) можно обнаружить раствором:
а) щёлочи;
б) нашатыря;
в) серной кислоты;
г) медного купороса.

Гидроксид железа (III) имеет цвет:
а) зелёный;
б) коричневый;
в) синий;
г) белый.

Катион железа (II) можно распознать раствором:
а) кислоты;
б) щёлочи;
в) медного купороса;
г) нашатыря.

Гидроксид железа (II) имеет цвет:
а) белый;
б) синий;
в) зелёный;
г) коричневый.

При взаимодействии роданида калия с хлоридом железа (III) , раствор приобретает цвет:
а) кроваво-красный;
б) тёмно-синий;
в) жёлто-зелёный.
г) кирпично-красный.

32000 очков

Определите формулу вещества X в схемах превращений:

64000 очков

    Купоросы этих двух металлов широко применяются в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями:
    А) медь и железо;
    Б) медь и кальций;
    В) алюминий и натрий;
    Г) магний и железо.

Он примечателен как всесторонне «нечётный» металл: атомный номер 19, атомная масса 39, во внешнем электронном слое один электрон.
Что это за металл?
А) натрий;
Б) калий;
В) рубидий;
Г) литий.

З. Ионы какого металла придают морской воде горький вкус:
А) ионы магния;
Б) ионы кальция;
В) ионы бария;
Г) ионы железа.

Сплав этого металла с медью (латунь) известен с древних времён. В чистом виде, впервые был получен в 12 веке.
А) олово;
Б) серебро;
В) цинк;
Г) свинец.

Каким металлом можно покрыть изделие из железа с целью защиты его от коррозии:
А) натрием, как самым активным металлом;
Б) кальцием, который хорошо реагирует с водой и кислородом;
В) серебром, как одним из самых неактивных металлов;
Г) цинком, который способен образовывать защитную плёнку на поверхности.

125000 очков

Какое свойство алюминия позволяет использовать его как покрытие стальных изделий?
А) теплопроводность;
Б) твёрдость;
В) коррозионная стойкость;
Г) ковкость.

Какие металлы, кроме алюминия, используют в металлотермии при восстановлении металлов из их соединений?
А) кальций и магний;
Б) кальций и барий;
В) кальций и натрий;
Г) кальций и железо.

Рафинирование меди или никеля электролизом относится к способу получения металла:
А) металлотермией;
Б) электрометаллургией;
В) алюмотермией;
Г) водородотермией.

Какой металл нельзя получить в чистом виде из его оксида восстановлением водородом:
А) вольфрам;
Б) железо;
В) кальций;
Г) медь.

250000 очков

Гуси спасли Рим, а какой металл, по мнению токсикологов, погубил Рим?
А) олово;
Б) золото;
В) свинец;
Г) серебро.

Какую ёмкость нельзя брать для приготовления и хранения раствора медного купороса:
А) эмалированный таз;
Б) железное ведро;
В) стеклянную бутыль;
Г) бочонок из древесины.

Какой из металлов электронные формулы строения атомов которых приведены, более других подвержен коррозии:
A) ls 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
B) ls 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 6 ;
B) ls 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 ;
Г) ls 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 .

Для производства алюминия в промышленности используют восстановитель:
А) углерод;
Б) оксид углерода (II);
В) электрический ток;
Г) водород.

500000 очков

Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?
А) олово;
Б) серебро;
В) медь;
Г) алюминий.

Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?
А) из алюминия;
Б) из олова;
В) из цинка;
Г) из свинца.

Д. И. Менделееву подарили весы, одна чашка которых была из алюминия. Из какого металла была другая чашка?
А) из серебра;
Б) из цинка;
В) из золота;
Г) из олова.

В 1854 году стоимость одного кг этого металла составляла 1200 рублей, т. е. в 270 раз дороже серебра, а в 1899 году – 1 рубль. Что это за металл?
А) золото;
Б) цинк;
В) медь;
Г) алюминий.

Этому русскому учёному подарили набор столовой посуды из драгоценного металла -алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже золота.) Кому торжественно вручили набор?
А) А.М. Бутлерову;
Б) А.П. Бородину;
В) Д.И. Менделееву;
Г) В.В. Марковникову.

1000000 очков

Какой датский учёный впервые получил алюминий?
А) Х. Эрстед;
Б) Г. Дэви;
В) Р. Бойль;
Г) Дж. Пристли.

Какой английский учёный впервые получил магний?
А) Р. Бойль;
Б) Г. Дэви;
В) А.Л. Лавуазье;
Г) Дж. Пристли.

Какой английский учёный впервые получил кальций?
А) Дж. Дальтон;
Б) Р. Бойль;
В) Г. Дэви;
Г) А.Л. Лавуазье.

Какое английский учёный впервые получил натрий и калий?
А) А.Л. Лавуазье;
Б) Дж. Дальтон;
В) Р. Бойль;
Г) Г. Дэви.

Какой шведский учёный впервые открыл литий?
А) И. Арфведсон;
Б) Г. Дэви;
В) Й. Берцелиус;
Г) С. Аррениус.

Щелочные металлы. Химия. 9 класс. Разработка урока

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедийной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся.

Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.

Цели урока

Образовательные:

  • на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
  • проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
  • раскрыть значение и роль щелочных металлов в жизни человека.

Развивающие:

  • способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;
  • продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

План урока и распределение времени урока

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).

II. Вводное слово

Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На прошлых уроках мы рассмотрели общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

III. Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:

  • На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
  • Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (слайд №1)
  • Каковы особенности строения атомов металлов?
  • Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
  • Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
  • Оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №2)
  • Знакомство с планом урока (слайд №3):
  • Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
  • История открытия щелочных металлов
  • Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
  • Физические свойства щелочных металлов
  • Химические свойства щелочных металлов
  • Биологическое значение щелочных металлов
  • Подведение итогов: тестирование
  • Домашнее задание

V. Работа по плану объясняемой темы

1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам: (слайд №4)

  • Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
  • Перечислите щелочные металлы.
  • Почему данные металлы назвали щелочными?

2. История открытия щелочных металлов

Заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы (слайд №5):

  • 1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий
  • 1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий
  • 1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий
  • 1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны - Франции

3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы

(Слайд №6): учащиеся заполняют таблицу: «Общая характеристика химических элементов I группы главной подгруппы» и делают выводы по заполненной таблице.

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Выводы:

1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону (слайд №7)

2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства

3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1

Упражнение (слайд №8): сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или = вместо *

I вариант

Б) число электронных слоев

В) число электронов на внешнем уровне

Д) восстановительные свойства

II вариант

4. Физические свойства щелочных металлов (слайд №9–12)

Щелочные металлы – это простые вещества, для которых также, как и для всех металлов, характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Металлическая связь возникает за счет отдачи одного электрона атомом металла и образованием иона металла с положительным зарядом: М 0 – 1е → М +1 . Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие, их плотность меньше 5 г/см 3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.

5. Химические свойства щелочных металлов (слайды №13)

Щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает. Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой. Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит. Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).

Упражнение (слайды №14): составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение) (работа у доски)

I вариант:

II вариант:

Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

Упражнение (слайд №15): дать характеристику реакции Б) по плану (приложение) (самостоятельно)

План:

  • По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (р.с., р.р., р.з., р.о.
  • По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР)
  • По направлению (обратимые и необратимые)
  • По тепловому эффекту (экзотермические и эндотермические)
  • По агрегатному состоянию (гомогенные и гетерогенные)
  • По использованию катализатора (каталитические и некаталитические)

6. Биологическое значение щелочных металлов (видео)

VI. Подведение итогов: тестирование по вариантам

I вариант

1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:

2) Тип химической связи в простом веществе литии:

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

4) Наименее энергично взаимодействует с водой:

5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

II вариант

1) Вид химической связи в простом веществе натрии:

2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

Интеллектуальная игра по химии "Кто хочет стать лучшим химиком?" 9-й класс

Урок в 9-м классе "Щелочные металлы"

Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочных металлах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”

Оборудование: коллекция щелочных металлов, коллекция применения щелочных металлов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово.

Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

3. Актуализация знаний.

- На какие две большие группы происходит деление химических элементов?

- На металлы и неметаллы

- Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева.

- В периодической системе элементы – металлы расположены в начале всех периодов, а также в четных рядах больших периодов побочных подгруппах. Условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ, отведенная от бора к астату. Металлы оказываются левее и ниже этой прямой, неметаллы – правее и выше, а элементы, находящиеся вблизи прямой, имеют двойственную природу, их называют амфотерными.

- Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем?

– Мы знаем особые группы отдельных металлов: щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, редкоземельные металлы (иттрий, лантан и лантаноиды).

– Благородные металлы (серебро, золото и шесть платиновых металлов) . Платиновые металлы (платиноиды, рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) металлы подгруппы алюминия.

– Каковы особенности строения атомов металлов?

- Атомы металлов имеют сравнительно большие атомные радиусы, поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо сними связаны. И вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов – это наличие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электронов.

- Как особенности строения атома влияют на физические свойства?

- Характерные физические свойства металлов металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность, Связана с особенностью строения кристаллических решеток атомов металлов. В узлах располагаются атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу, эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами и тем самым связывают их, обеспечивая устойчивость металлической решетки.

- Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?

- Самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е. способность атомов легко отдавать свои внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. Металлы не могут быть окислителями, т. е. атомы металлов не могут присоединять к себе электроны.

Учитель: Тема нашего урока “Щелочные металлы”

Задачи нашего урока: Дать общую характеристику щелочным металлам.

Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.

Узнать о важнейших соединениях металлов.

Определить области применения этих соединений.

- Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока?

- Мы будем изучать положение щелочных металлов в периодической системе; строение атома щелочных металлов, физические и химические свойства и применение щелочных металлов.

  1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
  2. Строение атома щелочных металлов.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Применение щелочных металлов.

Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева .

1. .Перечислите щелочные металлы

- Это литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.

2. Почему данные металлы назвали щелочными?

- При взаимодействии с водой они образуют растворимые в воде основания – щелочи.

3. Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева ?

- Щелочные металлы – это элементы главной подгруппы первой группы Периодической системы Д.И. Менделеева.

4.Почему данные металлы Д.И. Менделеев объединил в одну группу?

- На внешнем энергетическом уровне атомы элементов содержат по одному электрону, находящемся на сравнительно большом удалении от ядра.

5.Почему данные металлы Д.И. Менделеев объединил в одну группу?

- Они легко отдают электроны, поэтому являются очень сильными восстановителями. Во всех соединениях проявляют степень окисления +1.

- Просматриваем кадры виртуальной лаборатории, вы внимательно смотрите и готовите ответы на вопросы.

(Кадры о положение в периодической системе и строение атома)

- Какую степень окисления проявляют щелочные металлы в соединениях?

- Щелочные металлы проявляют степень окисления + 1

- Как изменяются восстановительные свойства щелочных металлов от лития к цезию?

Ученик: От лития к цезию восстановительные свойства усиливаются, активный металл цезий. Это наиболее типичные представители металлов: металлические свойства выражены у них особенно ярко.

- Сделаем вывод о строении атома щелочных металлов.

- Вывод: У щелочных металлов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.

Учитель: Записать строение атомов щелочных металлов в тетрадь.

Итак, мы рассмотрели положение щелочных металлов в периодической системе, рассмотрели строение атомов щелочных металлов.

- Обратим внимание на коллекцию щелочных металлов, их хранят в керосине, легко режутся ножом и быстро окисляются на воздухе. Исходя из строения атома, познакомимся с физическими свойствами щелочных металлов. Для металлов характерна низкая твердость, вернее мягкость, труднее всего резать литий, тогда как натрий и калий легко поддаются скальпелю. На основании таблицы, сделаем вывод о физических свойствах щелочных металлов.

Некоторые физические свойства щелочных металлов

металлы цвет Радиус,нм t пл.,С t кип., C плотность г/см3 твердость
литий Серебристо- белый 155 179 137 0,53 0,6
натрий тот - же 189 97,8 883 0,97 0,4
калий 236 63,7 766 0,86 0,5
рубидий 248 38,7 713 1,52 0,3
цезий золотисто - белый 267 28,5 690 1,87 0,2
франций В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств.

- Каков внешний вид и твердость щелочных металлов?

- Щелочные металлы серебристо-белые вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности.

- С возрастанием радиуса атома, от лития к цезию, наблюдается закономерность в их физических свойствах. Обратите внимание на таблицу. Как изменяется плотность щелочных металлов в группе?

- Все они легкие и легкоплавкие плотность их меньше 5 г/см 3 ,

- Сравните щелочные металлы по твердости.

- Самый твердый из щелочных металлов литий, самый легкий цезий.

- Сделаем вывод исходя из физических свойств щелочных металлов.

- По мере увеличения характера изменения физических свойств, возрастает плотность металлов, а твердость, температура плавления и кипения уменьшаются.

Затем учащиеся сравнивают физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Делают вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.

Проблема: В каком виде щелочные металлы встречаются в природе?

Почему в природе щелочные металлы в основном существуют в виде соединений?

Ответ: В природе щелочные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие одного неспаренного электрона на внешнем энергетическом уровне)

- Какие места по распространенности в земной коре занимают элементы натрий и калий?

Натрий шестое, а калий седьмое.

Физкультминутка – отдых глазам.

- Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

- Щелочные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.

- А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочных металлов.

Лабораторная работа по виртуальной лаборатории

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.

  • работать в вытяжном шкафу
  • на подносе
  • сухими руками
  • брать в малых количествах

Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.

Опыт № 1.Взаимодействие натрия с водой.

Опыт № 2. Взаимодействие лития, натрия, калия с водой.

Опыт № 3. Горение лития.

Опыт № 4. Горение натрия.

Опыт № 5. Горение калия.

Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.

- Проверим правильность написания уравнений на доске.

Учитель: Пользуясь учебником, подготовьте рассказ о применении щелочных металлов.

Читайте также: