Накатка рисунка на металл

Обновлено: 19.05.2024

Накатывание рифлений (оснастка, накатные ролики, технические рекомендации по накатке, обзор производителей).

В данной статье рассматривается инструмент (оснастка) для накатывания различного типа рифлений в основном на токарных станках и автоматах, хотя возможна накатка и на радиально сверлильных, фрезерных станках (как универсальных, так и с ЧПУ) в зависимости от типа поверхности, применяемой оснастки и т.д.

Стоит сразу внести некоторое различие в виды накаток .

Деформирующая накатка – это процесс без образования стружки, при котором происходит сжатие поверхности. Деформирующая накатка – это процесс холодной деформации, техника подходит только для материалов, пригодных для холодного пластического деформирования. В результате такой накатки внешний диаметр увеличивается. Основное преимущество данной техники лежит в ее области применения. При деформирующей накатке можно воспроизвести любой накатной профиль, она также пригодна для торцевой, внутренней или конической накатки. Более того, она подходит при накатке до буртика.

* Представляет собой процесс холодной пластической деформации
* Подходит для всех видов накатных профилей и маркировки
* Подходит для торцевой и внутренней накатки
* Накатка до буртика
* Начинать процесс накатки можно в любой части заготовки

Режущая накатка является альтернативой деформирующей накатки. При подаче инструмента происходит снятие материала. Эта техника особенно подходит для обработки тонкостенных заготовок, мягкого материала
(в т.ч. пластика) или сложнообрабатываемых материалов. Режущая накатка отличается высокой точностью и отличным качеством получаемой поверхности, именно поэтому она рекомендуется для производства
высококачественного профиля. В противоположность деформирующей накатке, сжатие поверхности и перемещение материала минимально. Нагрузка на станок тоже сравнительно мала. Одно небольшое ограничение техники режущей накатки - немного меньшая область применения. Режущая накатка подходит только для накатки профилей rAA и rGE. Более того, из-за минимального сжатия поверхности прочность
накатного профиля уменьшается.

* Высокая точность и качество поверхности, поэтому подходит для обработки визуально высококлассного профиля

* Ограниченная область применения: Накатные профили rAA и rGE можно произвести инструментом любой серии.

Профиль и шаг накатываемых рифлений разнообразен (плюс возможно нанесение маркировки, клеймения данным методом)


С помощью оптимальной финишной обработки, которая выбирается в зависимости от обрабатываемого материала, возможно значительно увеличить срок службы инструмента. Финишная обработка инструмента зависит от многих факторов (применяемой технологии накатки, обрабатываемого материала, размера накатного ролика, подачи, скорости и т.д.).












Говоря про современные инструменты (оснастку) для накатывания рифлений на различных поверхностях, хочется отметить большой выбор различных конструкций оправок, приспособлений, накатных роликов и т.д.
Ниже приведены фото различных конструкций импортного производства.
Высокое качество роликов и самой оснастки позволяет вести производительную накатку с получением высокого качества рифлений на различных материалах.

Особенности обработки металла методом накатывания на токарном станке

Накатывание представляет собой обработку металла методом пластической деформации.

При этом целостность материала не нарушается. В процессе работы не образуется стружка.

nakatka-4

Цели и назначение

Накатывание — холодный способ обработки изделий. Под воздействием инструмента на поверхности получается различный узор — сеточка, рифление, риски, насечки. Особых требований к подготовке поверхности нет. Деталь обтачивают до нужного диаметра, после накатывают рифление.

  1. Повышение эксплуатационных свойств.
  2. Удаление трещин и других дефектов.
  3. Повышение устойчивости к коррозии.
  4. Усовершенствование рабочих характеристик изделий.

Для некоторых деталей накатка необходима из-за их эксплуатационных особенностей. Рифление делают на головках винтов, рукоятках. Для удобства пользования накатывание делают ручке на станках и других механизмах.

nakatka

Виды накатывания

В металлообработке применяется два вида накатки. Но смысл процесса не меняется.

Формообразующая

Применяется для формирования зубьев и резьбы на цилиндрических деталях, а также для нанесения шкалы при производстве измерительных приборов. На некоторых производствах данный способ называют зубонакаткой.

Упрочняющая

Применяется для повышения износостойкости и прочности изделия. При накатывании на поверхности детали образуется наклеп, благодаря которому повышаются эксплуатационные качества. Используется при изготовлении втулок, валов, шестеренок и других деталей.

Какие инструменты необходимы?

Приспособления изготовлены преимущественно из инструментальной стали. Инструмент состоит из держави, к которой крепятся ролики. В зависимости от размера зубцов на ролике получается мелкий, средний и крупный узор.

Накатные ролики

Применяются для получения рифленой поверхности на детали. Ролик крепится к державке, которая вставляется в резцедержатель. Ролики бывают односторонними и двусторонними. Для получения прямого узора используется один ролик. Если нужно сетчатое рифление, применяется двусторонний инструмент с противоположным направлением узора.

nakatka-3

Зубчатые

Используются для формирования зубьев на цилиндрических деталях. инструмент в большинстве случаев обеспечивает нужные параметры поверхности за один проход.

Универсальные

Применяются для формирования рифлений на ручках, винтах, а также образования рисок и насечек на цилиндрических изделиях.

Стандартные шарики

Изготовлены преимущественно из твердых сплавов, либо из закаленной стали. Шариковые накатки дополнительно оснащены пружиной, которая обеспечивает равномерный нажим на деталь. Отрегулировать силу давления шарика на поверхность можно при помощи специального винта. Применяются шарики для обработки не жестких деталей.

nakatka-2

Накатывание резьбы

Производится путем выдавливания металла из заготовки. В качестве инструмента используются специальные накатные ролики. Их профиль и шаг соответствует будущей резьбе. Ролики закрепляют в пиноль задней бабки, либо держат за рукоятки вручную, как при работе с плашками.

Как происходит сам процесс?

Выполнять накатывание можно на любом токарном станке с мощным резцедержателем. Данный вид оборудования обеспечивает быстрый и максимально точный перенос нужного узора на деталь.

nakatka-5

Подготовительные работы

Подготовка начинается непосредственно с установки накатки в резцедержатель. Сам процесс аналогичен креплению резца — державка полностью фиксируется болтами, вылет рабочей части минимальный. Перед началом работы ролики чистят специальной щеткой. Это необходимо для удаления металлической пыли.

Под накатку не нужно оставлять припуск. Размер и форма детали после рифления не меняется.

Непосредственно накатка

Деталь крепится в трехкулачковый патрон. Ролик располагается параллельно обрабатываемой поверхности. Оптимальная частота вращения шпинделя — от 40 до 100 об/мин.

На ручной поперечной подаче инструмент подводится к заготовке, слегка ее касаясь. Далее, накатка вдавливается в поверхность детали на 0,5-0,8 мм (отмечать нужно на лимбе поперечной подачи). После выполняется продольная подача инструмента на скорости 1-2 мм/об. Подавать ролик можно автоматически или вручную.

Когда инструмент пройдет заданную длину, необходимо снова углубиться на 0,5-0,8 мм, и включить продольную подачу в обратном направлении. Предварительно нужно убедиться, что зубчики инструмента попадают в уже сделанные насечки.

Количество подходов зависит от обрабатываемого материала. В большинстве случаев необходимо прогнать ролик 4-7 раз. Иногда нужный узор получается с первого или второго раза.

Справка! После каждого прохода заготовку смазывают веретенным или машинным маслом, это обеспечивает лучшее качество поверхности.

Заключительные доработки и проверка

Проверить правильность и качество накатки можно только на глаз. Если рифление получилось равномерное, без дефектов — деталь можно снимать.

Техника безопасности

Во избежание травматизма необходимо прочно закреплять накатку в резцедержателе. При сильном надавливании инструмента не жесткие детали могут отжиматься. Для таких изделий лучше применять больше проходов. По краям изделия должны быть фаски достаточного размера, чтобы не оставались заусенцы.

Накатывание применяется для формирования рифленой поверхности на детали. Операция выполняется на токарном станке с минимальными затратами времени, поэтому данный метод целесообразно применять в серийном производстве. Шаг накатки выбирается в зависимости от материала, размера, и назначения изделий.

Художественная обработка металла

Художественная обработка металла

Художественная обработка металла свою историю ведет с древних времен, когда человечество освоило кузнечное мастерство. Людям захотелось создавать не только практичные, но и красивые изделия. Постепенно видов художественной обработки металла становилось все больше.

В настоящее время художественная обработка металлов – это настоящее искусство. Мастера работают не только с мягкими, «удобными» материалами, но и научились плести кружево из более жестких и тугоплавких металлов. Подробнее о видах художественной обработки металлов читайте в нашем материале.

Виды и свойства металлов для художественной обработки

Качественная работа по металлу возможна, только когда специалист принимает во внимание свойства и характеристики каждого металла. Во время подготовки мастера также обращают внимание на наличие примесей.

Материалы, используемые в производстве, делят на две подгруппы:

  • Черные металлы (железо и сплавы железа);
  • Цветные (металлы, не имеющие в составе железа).

Художественная обработка металла подразумевает использование следующих видов материалов:

  • Углеродистая сталь – это гибкий, ковкий, упругий металл. Легко режется. Выпускается сортами. Для изготовления художественно-декоративных изделий применяют сорта У8 и У10.
  • Медь – простой в обработке, вязкий металл красноватого оттенка. Обладает свойствами тепло- и электропроводности. Также часто используется в художественной ковке.
  • Бронза – сплав меди и олова. На протяжении многих веков литье из сплава использовалось для создания украшений и предметов труда, а также для инкрустации.
  • Латунь – металл прочный и не так легко поддающийся ковке, как медь. Представляет собой соединение меди и цинка. Его используют для тауширования (инкрустации) и чеканки.
  • Цинк – материал белого цвета с синеватым отливом. Неудобен для ковки, но прост в обработке и пайке. Из цинка отливают различные изделия, его используют в гравировке.
  • Олово – металл серебристо-белого цвета, пластичный, легкоплавкий. Применяют в техниках тауширования и лужения.
  • Алюминий – легкий, крепкий и простой в производстве металл.
  • Свинец – в декоративном искусстве применяется для литья. Сам по себе мягкий. Плохо окисляется, оксид свинца крайне вреден.
  • Серебро. Очень мягкий материал. В изделиях обычно используют соединение металла с медью. Инкрустация серебром, как техника художественной обработки металла, популярна у мастеров.

Художественная ковка металла

В Древней Руси кузнецы создавали изящные изделия, орудуя молотом по металлу. Удар инструмента деформировал материал, который со временем приобретал нужную мастеру форму. Такой процесс называли ковкой.

Соответственно, свойство металла, характеризующее возможность его деформации без повреждений, называется ковкостью. Понятие часто связывают с драгоценными металлами, которые наиболее пластичны и податливы.

VT-metall предлагает услуги:

Лазерная резка металла Гибка металла Порошковая покраска металла Сварочные работы

Метод холодной ковки – один из старейших способов художественной обработки металла – был популярен и в Древней Руси. Его применяли для создания предметов быта, преимущественно из золота.

Искусство художественной обработки металлов для кузнеца состояло в том, что, во-первых, будущую заготовку надо было уплотнить с помощью молота. Во-вторых, после окончания обработки изделие следовало термически обработать, отшлифовать и т. д. Сейчас этот метод применяют только ювелиры.

Один из приемов ковки холодным способом подразумевает дифовку. Для этого используют тонкий (до 2 мм) лист металла. Вспомните прекрасные золотые доспехи античных богов, созданные непревзойденным скульптором Фидием. Это и есть дифовка. Еще ее называют выколоткой.

Художественная чеканка по металлу

Чеканка – вид декоративно-прикладного искусства, при котором создается объемное изображение на тонком листе металла. Для этого применяют особый стержень и молоток. Мастер ударяет молотом по стержню, с каждым ударом на материале проступает более четкое очертание.

Художественная обработка металла

В зависимости от конечной цели удары могут осуществляться с разной частотой. Когда заготовка создана, картина на металле совершенствуется до идеала, подчеркиваются все детали и наносятся украшения.

Декоративный орнамент выбивают с помощью набора инструментов разного профиля.

Рассматривая способы художественной обработки металла древности, остановимся на методе чеканки по твердой модели. Мастера использовали серебро или золото для создания металлической фигуры. Драгметаллы растягивали по модели из железа, а затем снимали полученное изображение.

Декоративная чеканка различается по виду работы и разделяется на два способа:

  • чеканка из листа;
  • чеканка оброна (литья).

В первом варианте будущее изделие создается с нуля с применением чеканов и молотков.

Во втором берут уже отлитое в форме или вырезанное изделие и детализируют его элементы. Это необходимо для того, чтобы изображение стало более четким.

Для подготовительного этапа часто используют земляные формы, изготовленные из песка и глины. Это древнейший способ, который применяют и сегодня.

Технология металлопластики

Металлопастика – технология художественной обработки металлов, похожая на чеканку, но имеющая некоторые нюансы.

Ее особенности:

  • применяют тончайшие листы металла (до половины миллиметра толщиной) или фольгу;
  • в качестве инструментов используют декоративное долото (стеки);
  • сам процесс напоминает больше лепку, с ее похожими легкими, мягкими и плавными движениями.

Порядок работы:

  • Сначала готовый продукт нагревают, а затем дают ему остыть.
  • После этого заранее подготовленное на прозрачной бумаге изображение кладут на лист и обводят до тех пор, пока на металле не проявятся очертания рисунка.
  • Все действия повторяют до необходимого результата.

Гравировка по металлу

Гравировка – техника художественной обработки металла, которая заключается в нанесении изображения или рельефа на болванку. Для работы применяется штихель или гравировальный резец.

Эта техника бывает двух видов:

  • плоскостная;
  • трехмерная, или обронная.

Художественная обработка металла

Плоскостная подразумевает нанесение рисунка на заключительном этапе украшения изделия. Таким методом наносят узоры, штрихи, буквы, контур или тона.

Второй вариант – это создание объемного трехмерного изображения или фигуры.

Филигрань – металлическое кружево

Филигрань – популярное у ювелиров искусство художественной обработки металлов. Это сложная техника, которая выполняется только вручную и подразумевает использование специального набора инструментов.

Художественная обработка металла

Способы филигранного искусства различны и подразделяются на:

  • напайную;
  • объемную;
  • ажурную;
  • рельефную;
  • перегородчатую (напайную с эмалью).

Возможно изготовление копий готового продукта с помощью отливки и гальванопластики. Но штампы можно использовать только для фоновой скани.

Художественное эмалирование

Мы разобрали основные виды художественной обработки металла и подобрались к еще одному, не менее интересному – к эмалированию. Это тонкое покрытие металла легкоплавким стеклом. Объект творчества при этом приобретает цвет и блеск, а также защиту от коррозии.

Декоративная обработка эмалью – простой и бюджетный способ производства. С его помощью создаются цветные изделия, например, вазы, украшения, картины. Из материалов используют медь или драгметаллы.

На металлический объект наносится тонкий слой вещества, по физическим свойствам идентичного стеклу. По сути, эмаль для ювелирных работ – это масса, получаемая в результате нагревания и размягчения легкоплавких стекол.

Эмали для декоративного творчества бывают:

  • прозрачные;
  • непрозрачные;
  • фондон;
  • опаловые.

Производство эмали распространено повсеместно. Она выпускается в виде порошка или плиток, а также разделяется по цветам. Важно учитывать, что финальный цвет лакокрасочного материала зависит от качества металла, его реакции на покрытие во время работы и самого характера термической обработки.

Художественная обработка металла складывается из следующих этапов: сначала наносят шпателем изображение на подогретую эмаль. Затем наступает этап сушки, а после процедура обжига.

Вся последовательность действий необходима для придания поверхности изделия износостойкости, гладкости и сияния:

Выемчатая эмаль – древняя техника декоративно-прикладного искусства. В процессе изготовления изделия в металле предварительно вырезаются различные выемки и углубления. Порошок эмали при помощи воды доводят до состояния густой массы, затем полученной субстанцией заполняют полученные ниши.

Далее изделие обжигают в печи, а когда эмаль становится твердой, с помощью шлифовки избавляются от лишних наростов красящего вещества. Работы получаются невероятной красоты, они соединяют блеск металла и изящество эмалированных узоров.

Художественная обработка металла

    Филигрань, или эмаль по скани, подразумевает наложение переплетенных тонких нитей из золота, серебра или меди на основную поверхность изделия. После спайки скрученного узора с цельным материалом образуются секции, которые позже заполняются цветом. Финальный продукт обжигают и получают необычное соединение гладкой эмали и орнамента из металлической проволоки.

Перегородчатая эмаль. Для выполнения техники используют пластину из металла, на которой сверху располагают барьеры из металлической проволоки, образующие контур рисунка. Части рисунка заливают разными цветами красящей субстанции. Работу помещают в печь и обжигают, после остывания шлифуют, для того чтобы и цвет, и металлическая поверхность остались на одном уровне.

Получается некое изображение с контуром из перегородок. В древности мастера для создания обводки рисунка использовали золото, поэтому изделия выглядели дорого и роскошно.

Витражная эмаль, также известная как ажурная или оконная. Это технология художественной обработки металлов, при которой с помощью лобзика из листа металла вырезают тонкие детали. Элементы выравниваются и сглаживаются шабером, а затем шаг за шагом собираются в одно изделие.

Промежутки между перегородками заливают светлой, почти прозрачной эмалью. Если есть гравировки и рисунки на металле, они также покрываются тонким бесцветным покрытием. После температурной обработки пленка застывает, что придает поверхности работы красивую прозрачную дымку.

Роспись по эмали – метод, при котором на плотное непрозрачное эмалированное покрытие наносят рисунок. Этим способом пишут сюжетные картины, портреты, орнаменты. Используют особую художественную эмаль или красители для керамики.

В краски добавляют скипидар или масло лаванды. После неоднократного обжига рисунок росписи становится прочнее, слой грунтовки смешивается с красками и создается красивое разноцветное изображение.

Декоративная отделка металла

Декоративная отделка – заключительный этап работы с изделием. Он может подразумевать следующие действия:

    • Матирование. Технология декорирования изделий на финальной стадии работ, прямо противоположная полировке.
    • Чернение. Чернь, или сплав из серы, свинца, меди и серебра, наносят на болванку с заранее подготовленным вырезанным изображением. Как и другие виды художественной обработки металла, чернение имеет свои особенности. Так, во время обработки часть металла, которую не планируют чернить, должна быть тщательно очищена и не иметь изъянов.

    Художественная обработка металла

    Оксидирование. Способ нанесения на изделия тончайшей пленки во время химической или электрохимической реакции. Преимущественно применяется для предметов из серебра или покрытых им изделий. Пленка может быть цветной или бесцветной.

    В качестве необходимого реагента, помогающего создать прозрачную основу, используют двухромовокислый калий. Финальный этап процесса – аккуратная полировка мягкой щеточкой для придания блеска.

    Инкрустация (тауширование, насечка) – технология декорирования работы мастера рисунками или узорами из благородных (золото, серебро) или цветных (олово, медь, бронза) металлов.

    Орнамент наносится на такую же металлическую поверхность либо древесину, янтарь, кость, перламутр и т. д. С помощью специального инструмента создаются выемки в исходном материале, в которые впоследствии вставляются заранее подготовленные инкрустированные элементы.

    Скань – технология художественной обработки металлов, подразумевающая создание тонких, сплетенных между собой ниточек. Эти плетеные заготовки соединяют воедино, припаивая их к обрабатываемому изделию. Если скань набирается на металлическую основу, такой метод называют филигранью.

    Нити для этого способа могут представлять собой как тонкую скрученную веревочку, так и оставаться в виде гладкой проволоки, которой можно в процессе работы придать плоскую форму. Серебро и медь для создания проволоки используют чаще, золото из-за своей дороговизны – реже.

    Художественная обработка металла

    • Штамповка – это пластическая деформация металлического изделия с применением специальной штамповочной формы. Используя этот метод, создают тонкую листовую основу для последующих работ, сгибают или вытягивают большие по объему детали. При помощи тиснения создают рельефные рисунки.
    • Давильные работы – выполняют на простом вращающемся станке для изготовления осесимметричных полых изделий. Шаблон будущей формы (цельный или разъемный) помещают в специальный разъем токарного станка, а болванку из металла – между торцом шаблона и задним узлом (бабкой) устройства.

    В то время как мотор постоянно вращается, специалист берет стальной стержень с овальным наконечником и прижимает болванку к шаблону. Так исходный материал приобретает желаемый облик.

    Иногда для того, чтобы украсить продукт работы мастера, на него наносят оттеночное покрытие.

    Рекомендуем статьи

    Виды художественной обработки металла, которые мы рассмотрели в статье, позволяют изделиям из металла стать истинными произведениями искусства, будь это предмет интерьера или нательное украшение.

    Хотя многие способы известны с древности, современное производство позволяет некоторые из них упростить и ускорить. Благодаря этому каждый из нас может стать обладателем изящного и красивого изделия.

    Почему следует обращаться именно к нам

    Мы с уважением относимся ко всем клиентам и одинаково скрупулезно выполняем задания любого объема.

    Наши производственные мощности позволяют обрабатывать различные материалы:

    • цветные металлы;
    • чугун;
    • нержавеющую сталь.

    При выполнении заказа наши специалисты применяют все известные способы механической обработки металла. Современное оборудование последнего поколения дает возможность добиваться максимального соответствия изначальным чертежам.

    Для того чтобы приблизить заготовку к предъявленному заказчиком эскизу, наши специалисты используют универсальное оборудование, предназначенное для ювелирной заточки инструмента для особо сложных операций. В наших производственных цехах металл становится пластичным материалом, из которого можно выполнить любую заготовку.

    Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ими ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.

    Благодаря опыту наших мастеров на выходе получается образцовое изделие, отвечающее самым взыскательным требованиям. При этом мы отталкиваемся от мощной материальной базы и ориентируемся на инновационные технологические наработки.

    Мы работаем с заказчиками со всех регионов России. Если вы хотите сделать заказ на металлообработку, наши менеджеры готовы выслушать все условия. В случае необходимости клиенту предоставляется бесплатная профильная консультация.




    Устройство и параметры накатных роликов

    Ролики накатные – диски цилиндрической формы, изготовленные из легированных марок сталей, на поверхности которых имеется определенного вида резьба или витки кольцевого типа. Размеры ролика накатного типа зависят от следующих факторов:

    • вида накатываемой резьбы (одно- или многозаходная);
    • способа накатывания (тангенциальный, осевой, радиальный);
    • применяемого резьбонакатного оборудования (полуавтомат, автомат, головка).

    Тангенциальный способ накатывания является высокопроизводительным и выполняется подачей роликов в количестве двух штук, при этом каждый из них имеет свою окружную скорость, с одинаковой скоростью или в специальных центрах. Различают ролики накатные цилиндрического и затылованного типа. У последних, помимо элементов заборного и калибрующего типа, имеется еще и сбрасывающий элемент, что ускоряет процесс нарезания и делает возможным обработку одновременно 2 заготовок или нанесения ее с двух сторон. Осевой способ накатки применяют при необходимости накатать резьбу на заготовку большой длины. Самым распространенным способом накатки является радиальный. При этом ролики цилиндрической формы используются для накатки наружной и внутренней резьбы. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ 9539-72. Чаще всего используются изделия с посадочными отверстиями 45, 54, 63 или 80 мм.

    Материалом для изготовления накатного инструмента служат стали, в составе которых хром, ванадий, молибден и другие тугоплавкие элементы: Х12М, Х6ВФ, Х12Ф1, 6Х6В3МФС, Р18, Р6М5, Р18. При этом твердость поверхности должна быть в пределах 58÷61 HRC. Ролик накатный выдерживает давление до 1400 МПа, при этом точность изготовления составляет 0,1 мм.

    Основные параметры изделия следующие:

    • диаметр внешнего профиля резьбы, указываемый в мм;
    • диаметр внутренний по впадинам;
    • угол профиля в градусах;
    • ширина;
    • размеры паза – ширина и глубина;
    • шаг и длина резьбы.

    Накатка рифления



    накатка рифленой детали: 1- державка, 2, 3 — ролики для накатки

    Чтобы создать на поверхности детали рифленый рисунок используют специальные ролики из инструментальной стали. Для простого рифления достаточно одного ролика, для перекрестного — двух.

    Державка крепится в резцедержатель токарного станка. Во время работы ролики необходимо прижать к крутящейся болванке, они вдавливаются в металл и создают сетчатый узор.

    В процессе накатки нужно заранее проверить, будут ли совпадать зубцы роликов с уже сделанными канавками при дальнейшем вращении детали. До начала накатки поверхность роликов чистят металлической щеткой, в процессе обработки периодически смазывают техническим маслом. Скорости обработки деталей из различных материалов указаны в таблице.

    Скорость, м\минМатериал заготовки
    Стали мягкиеСтали твердыеБронзаЛатуньАлюминий
    10 — 1520 — 2525 — 4040 — 5080 — 100
    Подача инструмента продольная, мм\об1 — 1,51 — 1,51,5 — 22, 252 — 2,5

    Таблица 1. Скорость детали и подача инструмента продольная при обработке различных материалов

    Ширину и диаметр ролика выбирают исходя из размера детали.



    Станки и инструменты



    виды рифления

    Станки. Для выполнения накатки необходим токарный или другой станок с мощным держателем резца, потому что во время работы инструмент поперечно подается и прижимается к детали с повышенным усилием. Возможна автоматическая или ручная подача. На станке выставляются обороты не более 100 в минуту. Самые мощные и специализированные станки выполняют процедуру в один проход, иногда необходимо пройти несколько раз.

    Ролики. Существует множество видов роликов, выполняющих различные формы рифления на поверхности детали. Ролик вставляется в державку, которая может быть:

    • с плавающей головкой;
    • V-образная;
    • U-образная;
    • двухсторонняя;
    • односторонняя.

    Универсальные накатки позволяют работать одновременно парой роликов, создавая крестовой узор. У некоторых моделей есть возможность изменения глубины канавок. Универсальные модели устанавливаются практически на любой станок. Ролики идут в комплект, их можно приобрести дополнительно.

    Демонстрация токарной накатки в видеоролике:


    Устанавливать инструмент нужно строго по центру.

    Отгрузка от любой суммы заказа во все регионы РФ, работаем с физическими и юридическими лицами

    все цены указаны с учетом НДС

    НаименованиеЦена
    Ролик для накатки прямого рифления, 15х4х4 мм, шаг 0,4 мм.645 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 15х4х4 мм, шаг 0,5 мм.645 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 15х4х4 мм, шаг 0,6 мм.645 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 15х4х4 мм, шаг 0,8 мм.645 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 15х4х4 мм, шаг 1,0 мм.645 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х6х6 мм, шаг 0,5 мм.655 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х6х6 мм, шаг 0,6 мм727 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х6х6 мм, шаг 0,8 мм727 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х6х6 мм, шаг 1,0 мм727 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х6х6 мм, шаг 1,2 мм727 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х6х6 мм, шаг 1,6 мм727 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 0,5 мм.777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 0,6 мм777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 0,8 мм777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 1,0 мм.777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 1,2 мм.777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 1,5 мм.777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х8х6 мм, шаг 2,0 мм.777 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,5 мм.399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,5 мм х 60°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,5 мм х 70°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,5 мм х 90°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,6 мм399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,6 мм х 60°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,6 мм х 70°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,6 мм х 90°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,8 мм399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,8 мм х 60°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,8 мм х 70°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 0,8 мм х 90°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,0 мм.399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,0 мм х 60°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,0 мм х 70°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,0 мм х 90°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,2 мм399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,2 мм х 60°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,2 мм х 70°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,2 мм х 90°399 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,6 мм677 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,6 мм х 60°677 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,6 мм х 70°677 руб.
    Ролик для накатки прямого рифления, 20х9х8 мм, шаг 1,6 мм х 90°677 руб.


    Рифление на деталях наносится с помощью ролика. Ролик для накатки прямого рифления имеет следующие характеристики: размеры, шаг и угол захода зуба. Данные о размерах ролика включают диаметр, ширину и посадочное отверстие. Шаг рифления зависит от диаметра детали, подлежащей обработке, и составляет от 0,5 до 1,6 мм. Угол профиля колеблется от 60° — 90°. Выбор этого показателя зависит от особенностей металла, из которого изготовлена деталь. Так, для накатки прямых рифлений на стали предпочтителен угол 70°. Ролик применяется для накатывания как плоских, так и цилиндрических поверхностей. В последнем случае задействуется специальный инструмент — державка. Она имеет соответствующую конструкцию, которая позволяет легко установить ролик на оси и избежать появления заусенцев на торцах детали. Для изготовления роликов используют инструментальную сталь. Готовые изделия подлежат закаливанию до твердости HRC63 -65.

    Длинные детали фиксируются задним центром. Вылет пиноли должен быть минимальный.



    ГОСТ 21474-75Рифления прямые и сетчатые. Форма и основные размеры

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    РИФЛЕНИЯ ПРЯМЫЕ И СЕТЧАТЫЕ

    ФОРМА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

    ГОСТ 21474-75

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

    РАЗРАБОТАН, ВНЕСЕН И ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИНМАШ)

    И. о. директора Герасимов Н.Н.

    Руководитель темы и исполнитель Пивень В.П.

    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 ноября 1975 г. № 3571

    Форма и основные размеры

    Straight and diamond knurl. Form and basic dimensions

    Взамен ОСТ 26016 и ОСТ 26017

    Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 ноября 1975 г. № 3571 срок действия установлен

    Несоблюдение стандарта преследуется по закону

    1. Форма и основные размеры рифления должны соответствовать указанным на чертеже.

    3. Шаги рифлений Р

    , мм, следует выбирать из рядов:

    прямых — 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6;

    сетчатых — 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0.

    Пример условного обозначения прямого рифления с шагом Р

    Рифление прямое 1,0 ГОСТ 21474-75

    То же, для сетчатого рифления с шагом Р

    Рифление сетчатое 1,0 ГОСТ 21474-75

    4. Высота h

    и зависимость шага рифлений от диаметра
    D
    и ширины
    В
    накатываемой поверхности приведены в рекомендуемом приложении.

    Рекомендуемое

    ВЫСОТА h

    , УГОЛ
    aИ ЗАВИСИМОСТЬ ШАГА РИФЛЕНИЙРОТ ДИАМЕТРАDИ ШИРИНЫВНАКАТЫВАЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ
    1. Высота рифления h

    для стали 0,25¸0,7 Р

    для цветных металлов и сплавов 0,25¸0,5 Р

    2. a = 70° для рифлений по стали, a = 90° для цветных металлов и сплавов.

    3. Зависимость шага Р

    от диаметра и ширины накатываемой поверхности указана в табл. 1 и 2.

    Другие значения этого слова:

    • Контрольная бороздка, линия на поверхности для точной установки соединяемых частей
    • Линия контроля на детали
    • Линия на шкале
    • Линия на шкале прибора
    • Метка на болванке
    • Метка на заготовке
    • Метка на поверхности металла.
    • Насечка на болванке
    • Насечка на заготовке
    • Насечка на металле
    • Отметка на стенке сосуда
    • Разметка на заготовке
    • След от чертилки на металле
    • Тонкая чёрточка-насечка на метал..
    • Черта на болванке
    • Черта на заготовке



    Что такое напильник и для чего предназначен

    Напильник – это универсальный слесарный инструмент. Позволяет решить целый спектр задач.

    • Зачистка деталей от ржавчины.
    • Снятие грязи и краски с поверхности деталей.
    • Доведение заготовки до необходимого размера.
    • Заточка инструмента.
    • Зачистка силовых контактов электрооборудования от нагара.
    • Шлифовка поверхностей.

    Что собой представляет такой инструмент? Это небольшой брусок металла с насечками. На одном конце выполнен хвостовик для ручки из дерева или пластмассы.

    При изготовлении напильников ориентируются на ГОСТ 1465–59. Он регламентирует использование в производстве этих изделий определённого вида металла:

    • легированной хромистой стали (марки ШХ 15 или 13Х);
    • улучшенной нелегированной стали (марки У10А или У13А).

    Для качественной обработки металлических деталей существуют напильники по металлу. Виды насечек позволяют решить широкий спектр задач. Это обработка не только высокопрочных сплавов, но и работа с керамикой, пластмассой, деревом, резиной или кожей. Различны и требования к точности и чистоте обработки.

    Какую насечку выбрать

    1. Простая (одинарная). Подойдёт для обработки мягких металлов или пластмасс. Такой материал легко снимается и может быстро забить пространство между насечками. Но только не в этом случае.
    2. Напильник с перекрёстной или двойной насечкой. Служит для работы с деталями из твёрдых сплавов. Например, чугун, бронза.
    3. Рашпильная, точечная насечка. По виду зуба такой инструмент называется рашпиль или драчевый напильник. Он всегда большого размера (250–350 мм). Имеет крупную насечку. По форме различают полукруглый, круглый или плоский. Хорош для работы с резиной, кожей, деревом. Для точной обработки и шлифовки не подойдёт.
    4. Есть дуговой вид насечек напильников. Применяется для обработки деревянных деталей.

    ГОСТ 1465–59 регламентирует шесть номеров насечек:

    • Крупная. Это № 0 и 1. Используют для грубой обработки поверхности. Такой инструмент, его ещё называют драчевый напильник, за один проход снимает слой толщиной 0.05–0.1 мм. Для точной обработки не подходит.
    • Насечка № 2 и 3 позволяет работать точнее. Снимает слой 0.02–0.06 мм. Точность обработки будет соответствовать этому параметру.
    • Чистовая подгонка размера возможна насечками № 4 и 5. Здесь возможна точность 0.01–0.005 мм. Именно столько материала снимается с заготовки за один проход инструмента.

    Теперь видно, что этим инструментом можно делать довольно много работы. Он неприхотлив и универсален. Незаменим там, где «бессилен» электроинструмент и всегда готов выручить мастера в сложной ситуации.

    Как сделать ручку напильника

    Ручка инструмента должна быть удобна. Сделать своими руками из дерева просто. Последовательность такая:

    • Выстругать или выточить на токарном станке ручку. Размер и форму каждый мастер подбирает индивидуально. Она должна хорошо лежать в руке слесаря. Дерево берётся высохшее, средней плотности, нехрупкое. Оптимальный вариант – сосна.
    • Наконец, куда будет вставляться хвостовик напильника, надеть металлическое кольцо. Его можно сделать, отрезав 1 см от трубки подходящего диаметра. Без него, при насаживании ручки на хвостовик, ручка расколется.
    • Просверлить отверстие по оси ручки со стороны кольца на глубину равную ¾ длины хвостовика напильника. Сверло должно быть диаметром ½ средней толщины хвостовика.
    • Насаживая ручку, следить за совпадением осей двух деталей.

    Зачастую приходится обрабатывать фигурные поверхности, с изгибами и острыми внутренними углами. Для выполнения каждой из таких работ выбирают соответствующий инструмент, выпускаемый согласно ГОСТу.


    Накатка при помощи приводного цилиндрического инструмента

    Такой метод накатки технически значительно превосходит предыдущий так как здесь применяют ролики. Накатка выполняется на специальных резьбонакатных станках. Главное отличие этого метода в том, что инструмент на обрабатываемую заготовку может подаваться: тангенциально, радиально, продольно и комбинированно.

    Способы накатки с тангенциальной подачей инструмента на заготовку

    Может выполняться следующим образом:

    1. Накатывание при помощи вращающегося резьбового ролика и резьбовых сегментов (подвижных или неподвижных роликов) – это планетарный процесс накатывания. Такой вид накатки выполняется на станках планетарного типа. Данный метод характеризуется тем, что должно выдерживаться соответствие между профилем резьбы и внешней поверхностью ролика, а также внутренней поверхности сегмента. При накатке заготовка должна располагаться между рабочей поверхностью ролика и сегментов. Причем при увеличении сегмента снижается накатной путь и увеличивается производительность процесса, которая напрямую зависит от номинального диаметра резьбы при накатке и от состояния пластичности материала из которого выполнена заготовка. Этот метод не очень широко применяется ввиду своей высокой себестоимости из-за высокой цены инструмента и оборудования. Применим он только в крупносерийном и массовом производстве для изготовления болтов, шпилек, винтов, гаек, имеющих резьбу 2-го и 3-го класса точности.
    2. Накатывание специальными затылованными роликами. У такого вида роликов на рабочей поверхности одного или обоих роликов имеются следующие части: выемка, заборная, калибрующая и сбрасывающая части. Выемка предназначена для введения заготовки в зону накатывания так и вывода ее по окончанию процесса накатывания. Сбрасывающая и калибрующая части имеют полный профиль резьбы. У заборной части из-за затыловки по высоте профиль неполный. При таком способе накатки нет необходимости в сближении роликов, а это значительно упрощает кинематическая схема резьбонакатного станка. В тех случаях, когда применяются две пары затылованных роликов, процесс накатывания значительно ускоряется. Резьбу можно наносить одновременно на два конца изделия или же обрабатывать сразу две детали. Применяют такой способ накатывания при производстве: винтов, пустотелых резьбовых деталей, болтов, метчиков, резьбовых калибров и прочих изделий, имеющих коническую и цилиндрическую резьбу треугольного, трапецеидального и круглого профиля.
    3. Накатывание роликами с различным диаметром, но равным числом оборотов. Этот способ используют для накатки мелких шлицев, рифлений, зубьев, разверток, концевые фрезы и др., а также для калибровки вращающихся тел, для полирования, правки валиков и других схожих деталей, а также для того, чтобы создать кольцевые выступы и канавки. Также накатывание роликами с различным диаметром применяют при накатке разного рода профилей: ромбической, прямой и угловой формы.
    4. Накатывание роликами с одинаковым диаметром, но с различным числом оборотов. Данный метод, также, как и метод накатывания при помощи роликов с различными диаметрами окружности, используется для накатывания мелких шлицев, рифлений, зубьев, различных режущих инструментов (развертки, концевые фрезы и др.), а также используют для калибрования вращающихся тел, для полирования, правки валиков и других схожих деталей, а также для того, чтобы создать кольцевые выступы и канавки. Накатывание роликами с различными диаметрами используют для накатывания различных резьбовых профилей: ромбической, прямой и угловой формы.

    Способ накатки с радиальной подачей инструмента на заготовку

    Может осуществляться следующим образом:

    1. Накатка одним роликом с винтовой нарезкой. Такой метод используют при накатке головки болта, участка позади буртика и прочих деталей с относительно не длинным стержнем, выполненных из цветных металлов и сплавов.
    2. Накатка двумя многозаходными роликами с винтовой нарезкой. Данный метод используется для накатывания резьбы на следующие детали: болты, винты, шпильки и иные детали. Также данный способ используют для создания метчиков, микрометрических и ходовых винтов, а также для резьбовых калибров.
    3. Накатывание тремя роликами с винтовой нарезкой. Данный метод используют для накатки резьбы не на резьбонакатных станках.

    Способ накатки резьбы с продольной (осевой) подачей заготовки одним, двумя или тремя роликами с кольцевой нарезкой

    Этот способ, по аналогии с радиальной подачей имеет те же самые способы накатки. При обработке заготовки этим методом перемещение происходит вращением роликов за счет ввинчивания или вывинчивания самой заготовки. Накатывания осуществляется двумя или тремя роликами с кольцевой нарезкой, путем движения заготовки вдоль собственной оси, однако расстояние между осями роликов при этом остается неизменным. Преимуществом данного метода является то, что накатывать можно накатывать резьбу на заготовку любой длины, данный процесс является независимым от ширины роликов.

    Способ накатки резьбы с радиально-осевой подачей заготовки

    Этот метод отличается тем, что угол подъема нарезки ролика равен нулю. При этом применяются ролики с кольцевой нарезкой. Конструктивно это выглядит так: оси роликов наклонены в сторону оси заготовки под углом подъема резьбы. Применяют данный метод только при изготовлении длинных видов резьбы.

    Отгадайте загадку:

    Мои новые подружки И блестящи и легки, И на льду со мной резвятся, И мороза не боятся. Показать ответ>>

    Мой белый брат во льдах живёт И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную. Показать ответ>>

    Мой первый слог проворней всех слывёт по праву — Он очень быстр на руку, ногу и расправу; Второй мой слог есть плод окружности решений — Её с диаметром законных отношений. Мой третий слог — абстрактно названный мужчина, Ни цвета кожи, ни фамилии, ни чина. Сложив их вместе, существо ты образуешь, Какое ты скорей умрёшь, чем поцелуешь. Показать ответ>>

    Читайте также: