Назовите материал используемый в песочной терапии металл камень стекло

Обновлено: 27.03.2024

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

· люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

· наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

· летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

· обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

· жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

· домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

· деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

· объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

· транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

· объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

· объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

· аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

· естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

· фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

· злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить.

Примеры некоторых упражнений.

· «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

· Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

· Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

· Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

· Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

· «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

· Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

· Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

· Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

· Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

· Выложить фишками геометрическую фигуру.

· Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

· Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

· Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

· Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

· Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

· Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

· При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

· Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

· Игра "Мой город" . Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

· «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

· Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

· «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

· «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

· Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

· Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

· Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

· Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

· Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

· Игра «Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

· Игра «Эхо» . Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па
- па-ка-та
- ка-на-па
- га-ба-да
- па-ба-па
- по-бо-по
- пу-бу-пу
- пы-бы-пы
- та-да-та
- да-та-да
- ла-га-ка
- га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

· Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

· Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

· Упражнение "Необыкновенные следы" .
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

· Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

· Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

· Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Консультация «Песочная терапия»

Песочная терапия – одна из разновидностей артерапии, который стоится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Картина на песке может быть понятна как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния.

Несознательная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внешнего мира во внешний и делает зримым» Дора Кальф.

Корни пескотерапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу.

Воспитывая своих сыновей он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов. Чтобы выразить свои чувства.

Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек - словарь не достающих в языке слов. По следам детских игр – вышла его книга «Игры на полу». Идею подхватил педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своём кабинете.

Техника,создания, по сути перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинете юнгианских аналитиков.

Песочная терапия продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить не выразимое.

Песочная терапия в России.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно не давно.

Её применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии. Пробудили собственные креактивные силы русских психологов и педагогов Прежде всего песочная терапия в России использовалась, как дополнительный инструмент, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм.

Основная цель песочной терапии :

Достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.

Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественного нового взаимодействия Эго с глубинным источникам- психологической жизни целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека самодетерминации и саморазвития.

Пескотерапия используется в следующих способах

Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребёнка посредством глубокой возрастной регрессии;

Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного,его включение в сознание;

Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных слоёв психики;

Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики,выведение их из глубины бессознательного и интеграция сознание.

Формы песочной терапии

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного случая специфическими задачами и её продолжительностью и могут применяться:

С целью диагностики;

С целью оказания первичной психологической помощи;

В процессе краткосрочной психотерапии;

В процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия

Возможности пескотерапии заключается в гармонизации и упоряточнение внутреннего состояния клиента посредством включения нескольких механизмов.

Проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне.

Проживание негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.

Изменение к самому себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к значимым событиям.

Укрепление (пробуждение) доверие к миру, развитие новых открытых продуктивных отношений.

С помощью игры и песка люди проникают в глубину своего сознания.

Песочная терапия успешно используется в: Трудности в общении; Взаимоотношение детей и родителей;Кризисные ситуации (развод, переезд);Психологические травмы;Расстройства настроения;Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;Проблема поведения (агрессия)

Противопоказания к использования пескотерапии :Аллергия на пыль;Нарушение кожных покровов рук. -негативная установка по отношение к песку.

Оснащение кабинета песочной терапии.

Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером(49,5x72,5x7см, часто используются другие пропорции 50 x70x8см или 49x70x10см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные её фрагменты. Один из подносов используется для сухого, а другой для мокрого песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашена в голубой цвет символизирующий воду и бессознательное,снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Но цвета бортов можно иногда изменять добавляя технику цветотерапии.

А так же для песка используются круглые ёмкости. Песок занимает примерно одну треть объёма ящика, он должен быть чистым просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и,желательно достаточно свтлым. Важно чтобы он был приятен на ощупь. В закрытых домашних условиях песок нужно раз в месяц просеивать и прогревать.

2 Технические устройства

Фотоаппарат и набор фотоплёнок

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа. персонажи сказок легенд мифов, боги и богини разных народов, колдуны ведьмы и прочие.

Животные (наземные, летающие, водные обитатели,как дикие так и домашние, а так же вымершие доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и пегас)

Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота,здания имеющие специальное предназначения (вокзалы, больницы, школы,храмы различных религий.

Продукты питания, домашняя утварь,орудия труда.

Деревья, цветы, кусты и другие растения.

Природные материалы камешки,мох, кора деревьев,ракушки, пёрышки, сухие ветки,засушенные цветы.

Небесные объекты (солнце, луна,звёзды,радуга и прочие).

Транспортные средства (воздушные,наземные, подводные)

Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

Монеты,пуговицы,ювелирные изделия,нитки, кусочки кожи и меха.

Миниатюрные музыкальные инструменты

Миниатюрные часы, весы, маятник.

«Мультяшные» персанажи

Материалы песочной терапии

Используются две группы материалов.

К 1 группе относится песок и вода. Ко 2 группе материалов относится различные предметы, используемые в песочной терапии все они обладают определённым содержанием, делятся на разные группы и вызывают у клиента различные реакции

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии : металл, камень, стекло и кристаллы,минералы,дерево,раковины,кости,перья,пласмасса.

Основные принципы игр на песке:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно.

Интерактивный театр

Ключевая идея интерактивного театра-активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А так же гармонизация психоэмоционального состояния зрителя. Для этого используется техника пескотерапии.

Зрители имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры,используя миниатюрные фигурки и природные материалы.

Таким образом интерактивный театр даёт возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их, что-то изменяя в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса,гармонизируя внутренние переживания.

Личность терапевта

На песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента, поэтому необходимо «присоединившись» к клиенту следовать за ним, доверяя собственной личности и профессиональной интуиции.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Конспект занятия психолога «Путешествие в Казахстан» (песочная терапия) «День толерантности" Путешествие в Казахстан. Знакомство с другими национальностями и их традициями. Цель: - Воспитание толерантного отношения.

Песочная терапия

Песочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Фотоотчет «Песочная терапия»

Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Занятие в средней группе. Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Тема: Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Коррекционно – развивающее занятие – игры с песком с детьми с несформированной коммуникативной.

Что значит выбор того или иного предмета в песочной терапии.

Содержание и характер предмета являются для клиента "психическим материалом". В качестве такого "психического материала" предметы делятся на разные группы, в зависимости от их внешних признаков. Кроме того, при выборе предметов клиент руководствуется материалами, из которых те изготовлены. Ниже перечислены предметы, которые необходимо иметь при проведении песочной терапии. Обычно их набор включает различные исторические и современные фигуры и объекты, отражающие обыденную реальность, религиозные представления и мир фантазии. Естественные природные объекты составляют особую группу. Набор предметов, используемых в песочной терапии, был бы "безжизненным", если бы в него не входили такие предметы, как камни, кости, раковины, ископаемые фрагменты, минералы, дерево, солома, семена, сухие цветы и листья, обработанное водой стекло, перья и т. д. Изготовленные человеком предметы могут быть сделаны из пластмассы, резины, металла, обожженной глины, стекла и других материалов путем литья или штамповки, а также вырезаны вручную из дерева или камня.
Существует качественная разница между предметами, созданными самой природой, без участия человека, и теми, которые являются продуктом его деятельности. Естественные предметы и материалы появились в результате природных процессов, протекавших, возможно, многие миллионы лет, или - такие, как растения - выросли из упавшего в землю зерна, и поэтому символизируют человеческие свойства, которые проявлялись в силу естественных процессов и при наличии соответствующих условий. Возможно, клиент обратился за психотерапевтической помощью в связи с тем, что ему не удалось реализовать свой природный потенциал. Ему хочется добиться этого и достичь гармонии и определенных изменений в своей жизни, используя заложенные в его психике возможности саморегуляции (Jung, 1916/1958, CW, par. 159).
Выбирая песочницу, а не рисунок или живопись, клиент тем самым стремится установить контакт с заложенным в нем природным началом, и напротив, выбирая рисунок или живопись, он хочет сохранить более тесную связь с человеческой культурой. В первом случае человек будет работать преимущественно на внутреннем, первичном уровне, а во втором случае - на внешнем, культурном.
Естественные природные объекты и материалы используются в ходе различных ритуалов, медитации и иных практиках во многих частях света. В культуре североамериканских индейцев найденные в природе камни и деревья, напоминающие фигуры животных (иногда их специально вырезают из этих материалов), используют в качестве талисманов, при медитации, с целью лечения - для помощи отдельным лицам или племени в целом (Bennett, 1993). Наблюдения за жизнью животных послужили основой для многочисленных легенд о качествах различных животных и присущем им знании законов жизни. "Призывая в качестве своего помощника то или иное животное, человек пытается установить гармоничные отношения с теми качествами, носителями которых это животное является" (Sams and Carson, 1988, р. 13). Разнообразные тотемные столбы на северо-западе Америки, символизирующие предков, обеспечивают племенам защиту и покровительство и требуют уважительного отношения. "Личный тотемный столб" - психотерапевтический метод, разработанный трансперсональным психологом Галлегос (Gallegos, 1990). Он связан с изучением образов семи животных "тотемного столба", находящихся "внутри нас". Эти животные ассоциируются с семью чакрами, или энергетическими центрами, расположенными вдоль вертикальной оси человеческого организма (Ousley, 1949). Данный метод в определенной степени связан с методом активного воображения Юнга. Найденные археологами в разных частях мира куклы и фигурки животных отражают потребность людей древности использовать эти предметы в качестве посредников при общении с миром природы и определенными аспектами своего внутреннего мира. Эти предметы использовались для игры или в различных ритуалах, "становясь тем самым транзитными объектами между людьми и богами или между людьми и их чувствами" (Steinhardt, 1994, р. 205). Таким образом, становятся понятны привлекательность, которой обладают в наших глазах различные предметы, и то, почему выбираемые клиентом в ходе песочной терапии предметы или фигуры животных обозначают его определенные личные качества. Их выбор также отражает потребность в самовыражении и исцелении, достигаемых благодаря установлению человеком внутренней связи с качествами соответствующего предмета или животного.

Саенко Евгения Вячеславовна писал(а):
Выбирая песочницу, а не рисунок или живопись, клиент тем самым стремится установить контакт с заложенным в нем природным началом, и напротив, выбирая рисунок или живопись, он хочет сохранить более тесную связь с человеческой культурой.

То есть вы предлагаете клиенту на выбор работу с тем или иным объектов во время сессии?
А потом, когда песочный мир уже выстроен, вы анализируете с клиентом полученный результат только по выбору отдельных фигур или полностью сюжет песочной картины. Мы в этой работе пользуемся Юнгианским подходом, а вы?



№3 | Светлана Павловна Ханова писал(а):
Созончук Александр Михайлович, а какой ещё есть подход? Я только про юнгианский знаю

Их столько, сколько психологов используют песочную терапию, кто как. Кто-то вообще не анализирует полученную картину, кто-то в круглом тазу песочницу размещает, кто-то не придаёт значение размерам и цвету песочницы, кто-то анализирует только значение фигур без их взаимосвязи и места в песочнице , не деля её на зоны (как это делается по Юнгу).

Хороший отрывок и разбор текста Винникота про "истинное" и "ложное" Я. Все имеет две стороны медали. Так и "ложное Я" является защитником "истинного Я". О чем это .

Успех измеряют разными способами. Для некоторых людей он связан с такими внешними вещами, как достижение карьерных целей, например, высокая должность в компании или успешная защита диссертации. Для .

"Никто меня больше не будет так любить", - говорит девушка (или парень), воспринимающая свою жизнь через комплекс неполноценности. Удастся ли ей раскрыться в отношениях с любимым человеком? Или .

Самость Согласно Юнгу, индивидуальный Эго-комплекс существует не только в связи с другими комплексами психического, он обретает свою устойчивость, непрерывный рост и постоянство из большего, более законченного .

Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть II.

Коллекция фигурок для песочной терапии представляет разные стороны существования человека в их целостности – реальный и вымышленный мир людей, объекты живой и неживой природы, телесной и духовной жизни человека (Зелинский С., Трошихина Е., 2013).

Л. Штейнхард (2001) выделяет следующие обязательные категории фигурок, которые должны присутствовать в коллекции песочного терапевта:

  • Люди (разного пола и возраста; несколько вариантов различных членов семьи (младенцы, дети, матери, отцы, дедушки, бабушки); представители различных профессий и видов спорта; представители первобытных и племенных структур (по возможности семьями); фантастические персонажи легенд и сказок (ведьмы, колдуны, боги и богини, ангелы)).

По мнению Н.А. Сакович (Сакович, 2008) фигурки этой категории используются как символы реальных индивидуумов, присутствующих в жизни клиента, или как символы значимых лиц, имеющих на него влияние. Фигурки людей также символизируют аспекты индивидуальности клиента.

Хорошо, если в коллекции будут представлены безликие, аморфные и гермафродитные (бисексуальные) фигуры. Великолепно, если фигуры будут представлять весь диапазон человеческих эмоций: кричащие, хмурящиеся, улыбающиеся, смеющиеся и т.п.

В эту же категорию Сакович включает и символы власти (корона, держава и т.д.), фигуры людей из различных исторических периодов (глубокая древность, средневековье), героев современных кино- и мультипликационных фильмов (такие герои как Спайдермен, Бэтмен, Гарри Поттер могут быть символами внутриличностного конфликта (внутреннее сражение Добра и Зла)).

Что интересно, Сакович говорит о том, что взрослые клиенты часто используют копии известных скульптур или статуй (статуя Свободы, Венера Милосская).

Важной частью коллекции автор считает также фигурки сломанных людей, для клиентов, чувствующих себя «сломанными» или поврежденными.

  • Наземные животные (дикие животные (млекопитающие грызуны, земноводные, пресмыкающиеся, черви, обитатели джунглей, равнин, пустынь, горных животных, в т.ч. домашние животные различных видов); доисторические животные – динозавры, животные из мультфильмов).
  • Летающие животные (птицы (обитающие на воде и на суше; дикие и домашние птицы; птицы – персонажи мультфильмов, доисторические птицы (птеродактиль, археоптерикс)), а также насекомые (муравьи, мухи, москиты, жуки, кузнечики, пауки, бабочки)).
  • Водные обитатели (всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулы, рыба-меч, дельфины, киты, моржи, морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки).

Н.А. Сакович интерпретирует символы живых существ как символ интуитивной жизни и инстинктов, а также различные аспекты характера человека.

По фактуре фигурке должны варьироваться от мягких и пушистых до твердых и гладких. Также важны позы животных – хорошо, если они будут представлены в агрессивных и мирных вариантах.

Особо важно наличие фигурок насекомых, вызывающих отвращение, которые любят использовать подростки в своих картинах. Возможно, это связано с экзистенциальными переживаниями и обращением к своим теневым аспектам.

При помощи сетей, капканов и силков клиент может показать ситуацию охоты и загнанности.

  • Жилища и дома с мебелью (характерные для разных народов разнообразные дома, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещеры, палатки и шатры, здания больниц и тюрьмы; мебель для кухонь, спален, ванных, гостиных, а также садовая и больничная мебель).
  • Объекты среды обитания человека (заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т.д.).

Объединяя эти две категории, Сакович Н.А. (Сакович, 2008) говорит, что для клиентов здания часто имеют большое значение. Например, дом может быть символом защиты, убежища или уединения. В расширенном масштабе дом может быть символом Самости.

Важно иметь поврежденные или разрушенные дома и здания. Это может быть символом пережитых бедствий или чувств саморазрушения. Заборы (в большом количестве) являются символами защиты, отгороженности, изоляции.

  • Домашняя утварь и продукты (горшки, сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также различные продукты в достаточном количестве).

Объекты, связанные с питанием, символизируют ресурс, любовь и подпитку. В некоторых источниках рекомендуется иметь настоящие конфеты или леденцы на палочках и в процессе работы над созданием мира в подносе позволять клиенту съесть их. «Ощущение реального вкуса может усилить терапевтический эффект» [цит. по Сакович, 2008, с. 37].

Осинцева Т.Ф. (Осинцева, 2014) упоминает, что в данной категории обязательно должен присутствовать унитаз, желательно в нескольких вариантах (в т.ч. и золотой унитаз), для возможности отреагирования гнева

  • Деревья и другие растения (разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т.д.).

Символ цикличности жизни, силы жизни, смерти и восстановления. Сезоны (времена года) напоминают об изменяющихся качествах физического мира. Объекты должны отразить все аспекты цикла жизни растения от семени до умирания.

  • Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния).
  • Транспортные средства (различные виды наземного транспорта (велосипеды, автомобили, грузовики, танки); водного (лодки, парусные суда, корабли); воздушного (самолеты, ракеты, парашюты)).

Согласно Н.А. Сакович транспорт может являться метафорой психофизиологического состояния клиента. Транспортные средства могут символизировать движение и изменение. Они могут означать контроль (самоуправление), свободу, спасение и власть в жизни клиента.

В данной категории также важно иметь фигурки поврежденного транспорта.

  • Объекты особого рода (маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие).
  • Аксессуары (ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели).
  • Естественные природные объекты (кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда).

Кристаллы символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам клиента и психотерапевта затем предстают их результаты. Кристаллы символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт (Купер Дж., 1995).

Минералы символизируют скрытые ценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красоты и богатый потенциал природного начала.

Во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом (Купер Дж., 1995).

Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей (Купер Дж., 1995). В отдельной емкости можно расположить собрание небольших обработанных минералов, относящихся к знакам зодиака. Многие клиенты находят в таких минералах ресурс, защиту и поддержку (Сакович, 2008).

Драгоценные камни могут символизировать стабильность, постоянство, основательность и защиту. Для некоторых клиентов ограненные подобно драгоценному камню минералы символизируют защиту. В процессе постоянной работы над собой человек, по аналогии с не имеющим формы грубым камнем, может превратиться в сокровище, драгоценный камень (Сакович, 2008).

Во многих культурах металл рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. «Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро — с Луной; свинец — с Сатурном, железо — с Марсом, медь и бронза — с Венерой, ртуть — с Меркурием» [цит. по Дж. Купер, 1995, с. 203].

Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса [цит. по Дж. Купер, 1995, с. 70]. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных (Купер Дж., 1995). Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.

Несколько раскрывая символическое значение других объектов песочной терапии, Н.А. Сакович (2008) вводит категорию «разное», в которую относит те предметы, которые трудно отнести к какой-либо категории:

Освещающие объекты (свечи, подсвечники, фонарики, маленькие масляные лампы). Свет символизирует проявления божественного, способного рассеять зло и силы тьмы. Свет передает правду, славу, блеск и радость.

Ароматические объекты (старые флаконы о остатками духов, набор ароматических масел, ароматическая лампа, веточки душистых трав и сухие лепестки цветов, лаванды, мяты. Запах, так же как и визуальный образ или звук, является важным компонентом для полноты описания жизненных ситуаций клиента).

Символы зависимостей и привычек – сигареты и пустые сигаретные пачки, маленькие пустые бутылки из-под алкогольных напитков, шприцы и иглы, пластиковые имитации пилюль и таблеток. Зависимости и привычки – часто центральные элементы в подносе клиента. Клиенты имеют право ввести в песочную картину любые специфические предметы, отражающие их актуальное состояние.

Символы коммуникации – маленькие книги, блокноты, ручки, карандаши, телефоны, телевизоры, фото- и видеокамеры, компьютеры и др. Данные символы могут стать носителями информации, которую клиент будет постепенно раскрывать.

Различные емкости и контейнеры обеспечат специальное место для хранения тайн и сокровищ либо ограничат что-либо, помещенное в них.

Песочная терапия как вид нетрадиционной лечебной методики

Сущность и история развития песочной терапии, ее главные принципы, основные компоненты и типы предметов-миниатюр. Анализ материалов, используемых в песочной терапии: металл, камень, стекло, кристаллы, дерево, перья, минералы, кости, раковины, пластмасса.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.09.2009
Размер файла 19,7 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта, возможности песочной терапии для их коррекции. Основные этапы и принципы разработки, а также анализ эффективности специальной коррекционной программы.

дипломная работа [559,5 K], добавлен 23.06.2016

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной "самотерапии": от миниатюры реального мира до осознания существа переживаний и творческого начала. Игры с песком в контексте арт-терапии. Правила поведения специалиста терапевта.

реферат [30,8 K], добавлен 08.02.2010

Цели, задачи и методики арт-терапии как вида коррекции психического и эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. Комплексное применение арт-терапии в детском саду. Разработка и апробация программы и техник арт-терапевтических занятий.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 22.12.2014

Проблемы современной арт-педагогики. Зарубежный и отечественный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования. Практические примеры арт-терапевтических технологий. Особенности использования технологий арт-терапии в коррекционной педагогике.

реферат [41,2 K], добавлен 12.03.2012

Психолого-педагогическая характеристика и учебная мотивация младшего школьника. Сравнительная характеристика методик рисуночной терапии. Разработка рекомендаций для коррекции школьной мотивации у младших школьников средствами рисуночной терапии.

дипломная работа [571,8 K], добавлен 12.11.2012

Реабилитация как одна из ведущих технологий социально-педагогической деятельности с людьми с ограниченными возможностями. Использование социальным педагогом арт-терапии как важного метода реабилитации инвалидов. Содержание программы реабилитации.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 02.03.2017

Тренинг развития креативности и творческих способностей. Роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации. Тренинг по арт-терапии "Коллаж обновленной реальности или мечты".

Читайте также: