Нормативно правовое регулирование операций с драгоценными металлами

Обновлено: 20.05.2024

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 1992 года N 431 "О порядке сбора, приёмки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней".

2. Инструкция Минфина России от 4 августа 1992 года N 67 "О порядке получения, расходования, учёта и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 года N 35 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 548 "О Федеральной целевой программе промышленной утилизации вооружения и военной техники на период до 2000 года".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года N 756 "Об утверждении Положения о совершенствовании сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации".

6. Временная инструкция "О порядке привлечения предприятий и организаций различных форм собственности для сбора и первичной переработки лома и отходов драгоценных металлов, находящихся в распоряжении Минобороны России, а также порядке учёта и контроля за их деятельностью".

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 года N 69-р.

8. Информационное письмо Роскомдрагмета и Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 718/195 "О порядке транспортировки драгоценных металлов и драгоценных камней".

9. Приказ от 5 июля 1995 года N 161 "Об утверждении Порядка оформления в Роскомдрагмете согласования на вывоз лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, для переработки на зарубежных предприятиях".

10. Постановление Госкомстата Российской Федерации от 21 июня 1995 года N 67 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней".

11. Информационное письмо Минфина России от 29 сентября 1995 года N 107 "О порядке переоценки драгоценных металлов и драгоценных камней".

12. Приказ Роскомдрагмета и Госстандарта России N 40/48 от 14 февраля 1996 года "О введении в действие "Порядка выдачи сертификатов химического состава на партии электронного лома и отходов, содержащих драгоценные (благородные) металлы" и "Временной методики опробования электронного лома и отходов, содержащих драгоценные (благородные) металлы".

13. Информационное письмо Госкомстата России от 12 мая 1996 года N 24-1-21/966 "Об утверждении Роскомдрагметом инструкций по заполнению форм N 1-ДМ N 5-ДМ".

14. Инструкция Роскомдрагмета от 4 июля 1996 года N 15-051-181/15 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за остатками, поступлением и расходом драгоценных металлов и изделий из них (форма N 2-ДМ).

15. Инструкция Роскомдрагмета от 4 июля 1996 года N 15-151-181/14 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за остатками, поступлением и сдачей в Госфонд драгоценных металлов в виде лома и отходов (Приложение к форме N 2-ДМ).

16. Инструкция Роскомдрагмета от 4 июля 1996 года N 15-051-181/17 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за остатками, поступлением и расходом драгоценных металлов и их солей, полученных для выполнения давальческих заказов и централизованных поставок (форма N 2-ДМ давальческого сырья).

17. Инструкция Роскомдрагмета от 4 июля 1996 года N 15-051-181/13 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за остатками, поступлением и расходом драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий (форма N 4-ДМ).

18. Инструкция Роскомдрагмета от 4 июля 1996 года N 15-051-181/16 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за поступлением драгоценных металлов в Госфонд в виде лома и отходов (форма N 5-ДМ).

19. Федеральный Закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

21. О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 372.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нормативно правовое регулирование операций с драгоценными металлами

Об операциях кредитных организаций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, проводимых независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами / драгоценными камнями, см. Официальное разъяснение ЦБ РФ от 29.01.2002 N 23-ОР.

II. Операции с драгоценными металлами,

совершаемые банками Российской Федерации

7. Виды операций и сделок с драгоценными металлами

Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:

7.1. Покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).

7.2. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц.

7.3. Размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах.

7.4. Предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов.

7.5. Оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

О порядке совершения Банком России сделок купли - продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации см. Указание Банка России от 07.10.1998 N 376-У.

8. Сделки купли - продажи драгоценных металлов

8.1. Сделки купли - продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам.

8.2. Сделки купли - продажи драгоценных металлов могут осуществляться на следующих условиях:

8.2.1. Сделки купли - продажи с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки.

Расчеты по поставке металла и денежных средств могут проводиться разными датами валютирования, что должно быть специально оговорено между сторонами в момент заключения сделки.

8.2.2. Срочные сделки купли - продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки.

8.3. Банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и др.) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международной банковской практикой.

8.4. Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами Российской Федерации, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.

9. Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами

9.1. Банки РФ проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки.

9.2. Для хранения драгоценных металлов банки открывают металлические счета ответственного хранения.

Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет.

9.3. Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета.

Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет - количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.

9.4. В договоре обезличенного металлического счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдачи со счета в физической форме и отклонением массы метала, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме.

9.5. Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.

9.6. Для осуществления операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с банками.

9.7. Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком.

Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли - продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.

9.8. Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценных металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока.

Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме физической поставки драгоценных металлов или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика.

9.9. Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в валюте Российской Федерации. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в соглашении между банком и владельцем счета.

Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами

Законодательной базой для осуществления банковских операций и сделок с драгоценными металлами и камнями на территории РФ, являются следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года (с изменения от 03.09.2018), статья 5;
  • Федеральный Закон РФ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 года, с изменения от 01.06.2018 года;
  • Федеральный Закон РФ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.
  • Приказ ЦБ РФ № 02-400 от 1 ноября 1996 года с последующими изменениями и дополнениями – «О введении в действие Положения Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами»».

Данная нормативная база устанавливает следующие понятия, используемые при совершении операций и сделок с драгоценными металлами:

«…К драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.

Слитки драгоценных металловстандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.

Банковские операции с драгоценными металламиоперации по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.

Металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.

Металлические счета ответственного хранениясчета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.).

Обезличенные металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению…».

В соответствии с действующим законодательством РФ, Правительство РФ устанавливает общий порядок совершения операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ. В свою очередь ЦБ РФ устанавливает порядок совершения кредитными организациями (банками) всех видов операций с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов.

Для осуществления операций и сделок с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов, у банка должна быть одна из двух нижеперечисленных видов лицензий:

«… – универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов».

В соответствии с международной практикой и законодательством РФ, операции и сделки с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы золота (металла).

Приведем также определение слитков: «Слитки драгоценных металлов» – это слитки (мерные и стандартные) драгоценных металлов, аффинированные на заводах до наивысших проб, и соответствующие государственным стандартам.

033_01.jpg

Рис. 1 Мерные золотые слитки

Мерные золотые слитки – слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии со стандартами производствами и ГОСТами РФ. Как видно на рисунке 2.1, вес мерных слитков может составлять 1, 5, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм. Нормируется только вес слитков, толщина их может быть любой. Процент чистого металла в слитках должен быть не менее 99,9%. На каждом слитке должно быть указано – его масса, проба, знак завода на котором изготовлен данный слиток и серийный номер (шифр) слитка. На слитке должны отсутствовать сколы, вмятины, царапины и иные повреждения.

Коммерческие банки осуществляют операции только с мерными золотыми слитками, вес которых не превышает 1000 грамм.

033_02.jpg

Рис. 2. Стандартные золотые слитки

Стандартные золотые слитки – их вес регламентирован ГОСТом РФ в пределах от 11 000 до 13 300 грамм. Проба стандартных золотых слитков не может быть менее 99,95%. Стандартные золотые слитки используются ЦБ РФ для формирования своих золотовалютных резервов.

Российский стандарт качества золотых слитков полностью соответствует международным стандартам качества. На мерные и стандартные слитки из платины и серебра распространяются примерно такие же ГОСТы РФ как и на золото. Единственное, что ГОСТы РФ на мерные слитки из палладия не предусмотрены, соответственно они не выпускаются российскими заводами.

Вес стандартного слитка золота, серебра, платины и палладия, а также минимальная проба металла

Таблица 1.

Проба не менее, %

В соответствии с российскими и международными правилами обращения драгоценных металлов, каждый мерный и стандартный слиток должен иметь сертификат завода изготовителя, в котором указываются следующие данные:

  1. номер ГОСТа РФ слитка;
  2. серийный номер (шифр) слитка;
  3. масса слитка;
  4. короткая информация о слитке (его обозначение);
  5. дата выпуска слитка;
  6. подпись представителя отдела контроля технического качества;
  7. подпись представителя Российской государственной пробирной инспекции.
  8. уникальную маркировку завода-изготовителя слитков.

Банки имеют право осуществлять нижеследующие операции и сделки с драгоценными металлами.

1. Покупать и продавать драгоценные металлы в физической форме, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).

В России на данный момент (2018 год) порядка 150 коммерческих банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Но фактически, только не более двух десятков банков осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов в мерных слитках и можно говорить, что банки совершают очень незначительный объем данных операций. Обусловлено это, прежде всего, отсутствием спроса со стороны граждан (физических ли) на приобретение драгоценных металлов в слитках. Дело в том, что при продаже слитка, банку необходимо в его стоимость включить сумму НДС – 18%, поэтому окончательная стоимость слитка для покупателя будет достаточно значительной, то есть клиенту слишком дорого обойдется грамм драгоценного металла, приобретенного в слитках. Конечно, в данных операциях НДС является значительным препятствием для расширения объема сделок с драгоценными металлами. Банки могут предложить для продажи слитки только отечественных заводов-изготовителей. На слитки зарубежных заводов-изготовителей установлены высокие заградительные пошлины, и они не поступают на российский рынок драгоценных металлов.

2. Покупать и продавать монеты населению (физическим лицам) из драгоценных металлов.

Такие монеты, из драгоценных металлов, принято называть – инвестиционными. Коллекционные монеты имеют хождение среди нумизматов и иных любителей монет. Эмитентом инвестиционных монет, в том числе памятных, в России является ЦБ РФ. В Советском Союзе Госбанк СССР стал выпускать инвестиционные монеты из драгоценных металлов только в 70-х годах прошлого века. Но они не продавались на внутреннем рынке в СССР, а могли распространяться только за рубежом. Внутри СССР они могли продаваться только иностранцам, в специализированным магазинах за свободно конвертируемую валюту.

033_03.jpg

Рис. 3. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из серебра

033_04.jpg

Рис. 4. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из золота

Таким образом, до 1991 года советские отраслевые банки, в том числе и Сбербанк СССР, никаких операций с монетами из драгоценных металлов, внутри страны не осуществляли. Только с 1991 года, когда общественно-экономическая формация в России полностью сменилась с социалистической на капиталистическую, коммерческие банки стали осуществлять различные операции с драгоценными металлами и монетой из них. В соответствии с новым законодательством РФ коммерческие банки получили право продавать и покупать монеты из драгоценных металлов.

В связи с этим, ЦБ РФ также увеличил объемы эмиссии памятных и инвестиционных монет. Основной объем выпуска инвестиционных монет начался с 1996 года и такие монеты ЦБ РФ выпускает как из драгоценных металлов, так и юбилейные, памятные и из недрагоценных металлов. В основном это монеты спортивных и долгосрочных исторических серий – «Памятники архитектуры России», «Выдающиеся исторические личности», «Олимпиада в Сочи 2014 года» и т.п. Отметим, что ЦБ РФ не чеканит монет из платины и палладия.

Монеты из драгоценных металлов, коммерческие банки, имеющие право осуществлять с ними операции, приобретают в ЦБ РФ. Также они имеют право приобретать и зарубежные монеты из драгоценных металлов, но фактически такие операции осуществляются редко на российском банковском рынке.

Операции коммерческого банка с драгоценными металлами проводятся для достижения следующих целей:

  • получения дополнительных комиссионных доходов;
  • расширения инструментов инвестирования денежных средств для клиентов банка;
  • расширения в целом линейки совершаемых операций и предлагаемых услуг, с целью повышения универсализации банка;
  • привлечения нового сегмента клиентов из числа населения, а именно коллекционеров и нумизматов.

Необходимо также отметить, что следует разделять инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Коллекционные (памятные) монеты, как правило, представляют собой историческую и культурную ценность, поэтому их стоимость зависит именно от этого, а не от золотого и серебряного содержания. Стоимость инвестиционных монет зависит исключительно от содержания золота или серебра, либо платины и палладия, но это в редких случаях. При этом на практике, часто очень сложно определить, какая монета инвестиционная, а какая – коллекционная. В связи с этим ЦБ РФ установил для этого четкие критерии:

  • монеты, выпущенные тиражом менее 12 000 штук, являются коллекционными;
  • монеты, выпущенные тиражом более 12 000 штук, являются инвестиционными.

Но даже и в этом деле бывают исключения, поэтому необходимо в каждом банке уточнять, к какой категории относится данные моменты. Также необходимо понимать, что стоимость инвестиционных монет, конечно прямо зависит от стоимости драгоценного металла на биржевом рынке, из которого она изготовлена. Конечно для сохранения денежных средств инвесторами, как правило, физическими лицами, обычно в банках приобретаются инвестиционные монеты.

3. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; юридическим лицам счета в драгоценных металлах открываются только при наличии у них соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять операции с драгоценными металлами.

Одни из самых распространенных операций банка – операции с драгоценными металлами. Они удобны тем, что при осуществлении этих операций нет привязки к какому-то конкретному драгоценному металлу в физической форме. Клиенту отрывается отдельный лицевой счет на балансовом счете 20309 «Счета клиентов (кроме банков) в драгоценных металлах» (счет пассивный) в каком-то из драгоценных металлов, например в золоте. На этом счете банк учитывает золото в граммах, количество которых покупает клиент за рубли. При этом в физическом виде клиенту золото не выдается и он приобретает граммы по текущему рыночному курсу. Через определенное время клиент может продать свои граммы золота по текущей учетной стоимости золота в данном банке. По своей сути данную операцию правомерно рассматривать как депозитную, поскольку банк таким способом привлекает денежные средства клиентов для пополнения своей ресурсной базы и обеспечивает сохранность этих средств. Никаких процентов на остаток по таким счетам банк, конечно же, не начисляет. Доход, по такого рода вкладам клиент получает за счет разницы между ценой фактического приобретения металла и ценой его фактической продажи через определенное время. На обезличенном металлическом счете клиента, граммы драгоценных металлов указываются без указания индивидуальных признаков металла – завод-изготовитель, вес, проба и т.п., то есть счет клиента не привязан к какому-то конкретному слитку металла.

Рассмотрим примеры банковских операций с драгоценными металлами.

Пример 1. 25.05.2014 года физическому лицу в Сбербанке был открыт обезличенный металлический счет в золоте. Курс продажи* – 1355,00 рублей за один грамм золота. Им приобретено 80 грамм золота, денежные средства в размере: 1355,00 рублей × 80,00 грамм = 108400,00 рублей внесены в кассу банка.

25.05.2017 года этим физическим лицом 80 грамм золота, со своего счета были проданы банку по курсу* 2 165,00 рублей за один грамм золота. Физическим лицом получены из кассы банка денежные средства в размере: 2 165,00 рублей × 80,00 грамм = 173000,00 рублей.

Как видно из этого примера, доход клиента (физического лица) в данном случае составляет разница между ценой фактического приобретения золота и ценой его продажи в последующем, то есть равен: 173000,00 рублей – 108400,00 рублей = 64600,00 рублей.

Отметим, что при открытии подобных счетов банк, как правило, не взимает никакой платы и никаких комиссий. Так же данные операции не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что значительно повышает их привлекательность для клиентов банка. Но необходимо помнить, что банк продает металл клиенту по цене продажи, а покупает обратно по цене покупки, между которыми существует значительная разница.

Пример 2. На 25.09.2018 у ПАО Сбербанк стоимость покупки и продажи драгоценных металлов (в рублях) представлена таблицей:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Принят Государственной Думой 9 июня 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 31, ст. 4011; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30, ст. 4596; 2015, N 18, ст. 2614; 2017, N 30, ст. 4456; 2018, N 22, ст. 3045; 2019, N 18, ст. 2204; N 23, ст. 2907; N 30, ст. 4151; N 31, ст. 4441; N 49, ст. 6973; Российская газета, 2020, 28 апреля) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.";

2) пункт 2 статьи 10 дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них путем использования ГИИС ДМДК.";

3) подпункт 4 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:

"по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к средствам идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, способам их формирования и нанесения;

требования к составу информации, представляемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК;

требования к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых (подключенных) к ГИИС ДМДК;

порядок подключения субъектов, указанных в пункте 4 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, в том числе их информационных систем, к ГИИС ДМДК;

порядок функционирования ГИИС ДМДК;";

4) в абзаце первом пункта 2 статьи 12.1 слова "массой до трех граммов включительно" исключить;

5) дополнить статьей 12.2 следующего содержания:

"Статья 12.2. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота

1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:

1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;

2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.

4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;

2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;

4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.";

6) пункт 2 статьи 13 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.";

7) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

8) абзац второй пункта 4 статьи 22 дополнить словами "и включенным в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденный Правительством Российской Федерации";

9) статью 26 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется в том числе с применением ГИИС ДМДК.";

10) в статье 26.1:

а) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которая содержится в ГИИС ДМДК, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым, отклонение от которых являются индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

б) в пункте 6 слова "подпункте 2" заменить словами "подпунктах 2 и 4";

в) подпункт 4 пункта 7 дополнить словами "в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти";

11) пункт 1 статьи 30 дополнить абзацем следующего содержания:

"Субъекты, указанные в пункте 4 статьи 12.2 настоящего Федерального закона (их должностные лица), нарушившие установленный порядок представления информации в ГИИС ДМДК, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Срок ввода государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота в эксплуатацию определяется Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

23 июня 2020 года

Обзор документа

Скорректирован Закон о драгоценных металлах и камнях.

Будет создана государственная интегрированная информсистема в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, камней и изделий из них (ГИИС). Она предназначена для получения, обработки, хранения и предоставления информации об их происхождении и обращении. Порядок функционирования ГИИС и сроки ее внедрения установит Правительство. Нарушения, выявленные через ГИИС, будут являться основанием для проведения внеплановой проверки.

Добровольное опробование и клеймение государственным пробирным клеймом теперь распрастраняются на все отечественные изделия из серебра (ранее это касалось только изделий массой до трех граммов включительно).

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: