Обобщение и систематизация знаний по теме металлы 9 класс

Обновлено: 20.09.2024

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать коммуникабельность, повысить сплоченность в коллективе.

Развивающие задачи : развивать логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор; развивать познавательный интерес к предмету; учить выделять главное, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти.

Оборудование: кристаллические решетки, Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO4, HCl, Al, Zn, железо, 3 стакана с шариками и подписью:

«Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!»

«Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»

«С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему»

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический

Используемые технологии : Личностно - ориентированное развивающее обучение, технология групповой деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии? Обучение в сотрудничестве.

I. Формулировка темы и задач урока

Если вы внимательно осмотритесь вокруг себя, то где бы вы ни были: дома или в школе, на улице, в метро, на промышленных объектах или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. «Профессий» у металлов много. Почему они так важны? Наверное, благодаря своим особенным свойствам. Сегодня на уроке повторим и обобщим все ваши знания о металлах.

На уроке вы будете работать индивидуально и в группах. Для индивидуальной работы на уроке я раздам каждому из вас «Рабочий лист». В нем вы будете работать практически на всех этапах урока. По окончании каждого этапа вы будете обмениваться «Рабочими листами» и оценивать работу друг друга. А в конце урока вы подведете итог всей своей работы, оценив ее по пятибалльной шкале.

II. Домашнее задание : подготовиться к контрольной работе.

III. Актуализация знаний ( Альтернативный тест - 3 мин.)

I вариант выбирает правильные ответы для натрия,

II вариант - для алюминия:

1.Активный щелочной металл.

3.Мягкий металл, режется ножом.

4.На внешнем электронном уровне этого металла 3 электрона.

5. Проявляет степень окисления +1.

6. Активно реагирует с водой при комнатной температуре.

7. Вступает в реакции при комнатной температуре после снятия защитной пленки.

8. При взаимодействии с кислородом образует пероксид.

9. Этот металл используют для восстановления металлов из их оксидов.

10. При взаимодействии с кислородом образует оксид.

11. Получают из бокситов и нефелинов.

12. Этот металл получают электролизом расплава его солей.

- обменяйтесь с соседом по парте «Рабочим листом», проверьте ответы друг друга и поставьте оценки (без ошибок «5»;1-2 ошибки «4» ; больше 3- «3»)

IV. Положение химических элементов металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

По положению химического элемента в ПСХЭ можно сделать вывод о принадлежности элемента к металлам или неметаллам.

- Вспомните: как расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

V. Строение атомов металлов

Составьте схемы строения электронных оболочек следующих атомов:

а) натрия -1 вариант

б) алюминий – 2 вариант

- Чем они отличаются? В чем особенности их строения? В чем сходство?

VI. Изменение свойств металлов в ПСХЭ

VII. Физические свойства металлов

Каковы общие физические свойства металлов? Поясните эти свойства, основываясь на представлениях о металлической связи.

Демонстрация кристаллических решеток:

Гексагональная –магний, цинк

Кубическая объемноцентрированная – натрий, калий, хром

Кубическая гранецентрировнная – медь, железо, золото, серебро

VIII. Металлы в природе . Способы получения.

IX. Химические свойства металлов и их соединений

Объясните химические превращения, упоминаемые А. Ахматовой: «На рукомойнике моем позеленела медь, но так играет луч на нем, что весело смотреть».

Ребята, сейчас я предлагаю вам в течение 2-3 минут выполнить небольшой тест в вашем «Рабочем листе».

Тест «Химические с войства металлов»

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а)Fe; б) Al; в)Zn; г) Сu

4. С водным раствором хлорида меди (II) взаимодействует:

а) серебро б) золото

1. При горении натрия на воздухе образуется:

2.С водным раствором сульфата железа (II) не взаимодействует :

а)Mg; б)Cu; в)Al; г) Zn

3. С соляной кислотой энергичнее всех будет взаимодействовать:

а) алюминий б)свинец

в) магний г) железо

4. С водным раствором гидроксида натрия взаимодействует:

а) Cu; б) Ca; в) Mg; г)Al.

- обменяйтесь с соседом по парте своими «Рабочими листами», проверьте ответы друг друга и поставьте оценки (без ошибок «5»;1 ошибка- «4»; 2 ошибки - «3»).

X. Активный отдых

Найдите правую часть уравнения на листочках, которые спрятаны в разных местах класса (по рядам)

Левая часть

Правая часть

XI. Эксперименты

Натрий с водой, скрепка с медным купоросом, азотная кислота с медью.

XII. Это интересно

1) Самый дорогой металл – это калифорний. Открыт в 1950 году группой американских учёных и назван по американскому штату Калифорния, в научно-исследовательском центре которого он был открыт. Используется как источник нейтронов. 1грамм этого металла стоит 10 000 $.

2) Металл, имеющий наибольшее число изотопов – это цезий. Число его изотопов составляет 36. Чрезвычайно точны «атомные цезиевые часы», резонансная частота энергетического перехода между подуровнями основного состояния Cs 133 положена в основу современного определения секунды.

3) Самый труднодобываемый металл – это радий.

Поэзия — та же добыча радия .

В грамм добыча , в годы труды .

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Для добычи одного грамма радия требуется переработать почти 300 тонн руды. Соли радия используются в медицине как источник радона для приготовления радоновых ванн.

4) Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Необразованные люди в медицине были поражены. Даже предложили чеканить монеты из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти.

5) В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Как вы думаете, ему это удалось? Он умер от малокровия. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови человека 3-4 грамма, чего хватило разве что на два сапожных гвоздика»

XIII. Проблемные ситуации:

1) Отгадайте, о чем идет речь:

ü Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

ü Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

ü Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

ü Сырьём для получения этого металла служит боксит.

ü Его называют « крылатым металлом»

2) «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих поделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем! Только сам старый сатана умеет это делать!". Что за вещество упомянуто в рассказе? Напишите химическую реакцию данного процесса» Ответ: калий

3) Рассказ учителя химии послевоенных лет В.С. Полосина своим ученикам: «Работая в московской школе учителем химии, во время зимних каникул мне пришлось поехать в Рязань. Было тяжелое послевоенное время, разруха. Нелегко было достать мыло, и кое-кто стал варить его в домашних условиях, для чего требовался каустик (едкий натр). Случай в вагоне: вдруг почувствовалось какое-то напряжение, послышались разговоры, крики. И вдруг я заметил, как по полу что-то потекло. Люди ходили по этой луже в валенках, залезали на полки. Куда на сапогах заносили подозрительную жидкость, пачкали ею одежду. Через некоторое время у одного мужчины развалились валенки, у другого пришли в негодность подошвы. Я сразу догадался, в чем тут дело, когда обратил внимание на губительное действие раствора на шерсть. Рядом сидела женщина и очень волновалась, т.к из ее большого бидона вытекала жидкость» Из чего был сделан бидон? Что произошло?

XIV. Загадки:

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь «самолетный металл»
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой.
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

5. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

6. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

7. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В «царской водке» целиком.
(Золото)

8. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
(Медь)

Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок. Рефлексия.

Продолжите любую фразу (на выбор):

1) Сегодня мне захотелось .

2) Самым интересным на уроке было.

3) Сегодня на уроке я почувствовал…

4) Сегодня я понял.

5) Теперь я могу .

6) Сегодня я задумался.

9) Я выполнял задания …

Оцените сами себя - каков ваш уровень усвоения темы:

1) Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!

2) Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы.

3) С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему.

- И в своем «Рабочем листе» отметьте галочкой напротив утверждений - легко справился, испытывал затруднения, нужно повторить - уровень усвоения темы, а в квадрате (в самом нижнем правом углу) поставьте себе оценку за работу на уроке.

v А чтобы и мне было понятно, как вы усвоили тему, насколько эффективно мы поработали с вами сегодня, пожалуйста, возьмите каждый с моего стола пластмассовый шарик и бросьте в одну из трех колб (на каждой колбе соответствующая вашему настроению надпись):

· «Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!»,

· «Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»,

· «С большей частью заданий не справился. (Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему»)

XV. «Вопрос – ответ»

1) В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для сладкоежек? (алюминий)

2) На долю этого металла приходится более 1,5% от массы тела человека. 98% его содержится в костях скелета. Однако, он не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. Здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. Что это за металл? (кальций)

3) Горькая или английская соль, в состав которой входит этот металл, используется в медицине в качестве слабительного, содержится в морской воде и придает ей горький вкус? (магний)

4) Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины. (Карбонат кальция)

5) Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «… на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, и автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер» Что это за металл? (Железо). Без железа не может происходить образование гемоглобина и миоглобина – красных кровяных телец и мышечного пигмента

6) Этот металл входит в состав гипса, который используется в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок и в зубоврачебной технике для получения слепков полости рта. О каком металле идет речь? (кальций)

7) Я не менее красивый металл, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тысяч лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147 метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальный металл, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (медь)

8) При недостатке этого металла нарушается обмен веществ у растений и животных, снижается интенсивность фотосинтеза растений, а это ведет к понижению содержания крахмала и сахара в зерне и корнеплодах. Поэтому его соли широко используются в сельском хозяйстве в качестве удобрений. Что это за металл? (Ответ: калий)

9) Этот металл входит в состав физиологического раствора и питьевой соды, которые широко используются в медицине. (Ответ: натрий)

10) Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие на процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

11) Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

12) Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

13) Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах, изготовленных из этого металла, или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

14) Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

15) Без хлорофилла не было бы жизни, а без этого металла – хлорофилла, ведь в нем содержится 2% этого элемента. Общее количество этого металла в хлорофилле всех растений Земли составляет 100 млрд.т. Что это за металл? (Магний)

Обобщающий урок в 9 классе по теме "Металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Металлы»

Учитель: Филимонова Ирина Вячеславовна.

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO 4 , HCl, Al, Na, Zn,

железный гвоздь, вода.

Класс делиться на две команды.

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний.

-словесные (беседа, рассказ);

-наглядные (таблицы, картинки).

Орг. начало и постановка целей урока. Слайд 2.

Учитель. Девиз алхимиков XVIII в. совпадает с девизом нашего урока:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет.

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец.

Помни! Сера им отец.

И спеши мой друг узнать-

Всем им ртуть родная мать!

1 Конкурс “Разминка” (На сколько вопросов ответит команда 1 минуту. Каждый вопрос – 1балл)

Ответьте на предложенные вопросы.

1. Пули для ружей и пистолетов изготавливаются из этого металла (свинец)

2. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (цезий)

3. Самый распространённый металл в земной коре (алюминий)

4. От соединений какого металла зависит красный цвет крови? (железо)

5. Химический элемент, названный в честь нашей планеты (теллур)

6. Этот металл называют крылатым (алюминий)

7. Свойство атома химического элемента образовывать несколько простых веществ (аллотропия)

8. Металл "консервной банки" (олово)

9. Этилированный бензин содержит органическое соединение этого металла (свинец)

10. Металл, входящий в состав нержавеющих и жаропрочных сталей (хром)

11. Какой металл принесён в жертву "рыжему дьяволу"? (железо)

12. Без какого металла невозможна фотография? (серебро)

13. Какие металлы можно зажечь холодной водой? (щелочные)

14. Металл, входящий в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы (алюминий)

15. Название металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает "известь" (кальций)

16. Название металла в переводе с шумерского языка означает "капнувший с неба" (железо)

17. Ядро атома металла содержит 80 протонов (ртуть)

18. От соединений какого металла зависит зелёная окраска растений? (магний)

19. Атом какого металла содержит 12 электронов? (магний)

20. Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

21. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

22. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

23. Самый легкий металл? (Литий)

24. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

25.Самый твердый металл. (Хром)

26.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

27. Самый тяжелый металл (Осмий)

28.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

29.Металл- жидкость. ( Ртуть)

30. Самый используемый металл в мире. (Железо)

31. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

32. Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

33. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

34. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

35.Самый пластичный металл. (Золото).

36. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

Ну что-ж, разминка закончена – приступаем к игре!

2. Достаточно внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева». Слайд 3

  1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (фронтальный опрос)
  2. Что такое металлы?
  3. Какие группы металлов мы изучили?
  4. Что общего у всех металлов в строении атома?
  5. Металлы какой группы ( I или II ) сильные восстановители и почему?

6.Перечислите физические свойства металлов.

- температура плавления (-39 0 ртуть, 3410 0 вольфрам) В зависимости от температуры плавления какие виды металлов выделяют;

-плотность (?) Легкий-0,50-5 г/см 3 , тяжелые 5-22,5 г/см 3 ) Литий и осмий (иридий-22,6 оба)

Как зависит положение металла в ПСХЭ и плотность?

- пластичность (золото, медь, серебро) Из золота можно изготовить фольгу толщиной 0.003 мм, которую используют для золочения изделий. Однако не все металлы пластичны. Проволока из цинка или олова хрустит при сгибании; марганец и висмут при деформации вообще почти не сгибаются, а сразу ломаются. Пластичность зависит и от чистоты металла; так, очень чистый хром весьма пластичен, но, загрязнённый даже незначительными примесями, становится хрупким и более твёрдым.

- электропроводность - обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля. Серебро, медь и алюминий имеют наибольшую электропроводность;

- теплопроводность металлов также зависит от подвижности свободных электронов. Поэтому ряд теплопроводностей похож на ряд электропроводностей;

- металлический блеск - однако в порошкообразном состоянии большинство металлов теряют свой блеск; алюминий и магний, тем не менее, сохраняют свой блеск и в порошке. Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и палладий.

6. Почему металлы хорошо проводят тепло и ток?

7. Какой тип кристаллической решетки у металлов?

Подвести итог вышесказанному мы можем с помощью этой схемы Слайд 7

Конкурс 3. Выполнение тестов. Каждому игроку выдается свой тест (6 вариантов). За правильный ответ 1 балл.

  1. Ну а теперь давайте повторим химические свойства металлов

Какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?(

Ожидаемые ответы: А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является. Б). Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений металлов стоят после него (правее)

Учитель: Итак, как вы считаете, связаны ли с активностью металлов нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии) или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод (Металлы, завершающие электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде. Более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода встречаются в природе только в виде соединений с другими элементами.)

Конкурс 5. Допишите уравнения реакций. Слайд 12.

(команды дописывают уравнения, групповая работа)

Конкурс 6. Экспериментальный.

От каждой команды вызывается по одному ученику. Используя предложенные реактивы нужно провести химическую реакцию. (пока ученик выполняет опыт, команда пишет уравнение реакции)

Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники безопасности .

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. При выполнении практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

3. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

4. запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

5. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

1 команда: 3 CuSO 4 + 2 Fe → 3 Cu + Fe 2 (SO 4 ) 3 (пробирка, сульфат меди, железный гвоздь)

2 команда: Zn+ 2 HCI → ZnCI 2 + H 2 ↑ (стакан, соляная кислота, цинк гранулы)

Вещества : р-р сульфата меди(CuSO 4 ), гидроксид натрия (р-р)(NaOH), железный гвоздь (Fe), р-р серной кислоты(H 2 SO 4 ), медная проволока (Cu)

Вещества: медная проволока (Cu), цинк(Zn), р-р соляной кислоты (HCl), р-р сульфата меди ( CuSO4), р-р хлорида железа (FeCl 3 )

Конкурс 7. Разгадай ребус. В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.

1) Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124. (Олово.)

2) Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с. (Астат.)

3) Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты. (Ванадий.)

4) Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)

5) Щелочной металл. (Натрий.)

6) Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения. (Титан.)

7. Конкурс 8. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) в) Феррумный характер.(Железный характер.)

в) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

г) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования – задание на дом:

Если останется время: загадки

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Открытый урок по химии

в 9 классе по теме:

« Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Металлы и их соединения».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения. ________________________________________________

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа. _________

3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме». _____________________________________

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. __________

Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач. _____

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Сундук с загадками», три мини лаборатории, три пронумерованные пробирки, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария. ____________________________________

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

III. Конкурс «Домашнее задание»

1.Каждая команда в течение одной, двух минут сообщит интересную информацию о любом металле используя литературный жанр.

IV. Игра «Брейн-ринг»

Сегодня мы будем зарабатывать баллы которые потом переведем на оценки

Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).
  2. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).
  3. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).
  4. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
  5. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
  6. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).
  7. Назовите фамилию химика впервые получивший натрий , калий? (Английский химик Деви).
  8. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий )
  9. Самый используемый металл в мире? (Железо)
  10. Самый легкий металл? (Литий)
  11. Какой самый тяжелый металл? (Осмий)
  12. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
  13. Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах ? (можно)
  14. Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль , желтая кровяная соль, роданид калия и аммония).
  15. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
  16. Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет)

2 тур. Решить цепочку превращений . Максимально команда может заработать 5 баллов(за каждое уравнение по 1 баллу).

1)Сu → CuO → CuCl 2 → Cu(OH) 2 → CuO → Cu

Для 1 указать переход электронов

Для 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.

2) Ca → CaO → Ca(OH) 2 → CaCO 3 → CaO → CaCl 2

Для 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов. ( 3 балла).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

1) Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe 2 O 3 ) = 16,84*0,95 = 16 кг

Fe 2 O 3 + 2Al = Al 2 O 3 + 2Fe

160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

2)Какая масса железа образуется в процессе алюмотермии из 8,42 кг руды содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe 2 O 3 ) =8,42*0,95= 8 кг

160кг 2*56 х=8*2*56/160=5,6кг

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные баллы в свою копилку.

« Сундук с загадками »

  1. Я – металл серебристый и легкий
    Я зовусь “ самолетный металл”
    И покрыт я оксидною пленкой,
    Чтоб меня кислород не достал.
    ( Алюминий )
  2. Среди металлов самый славный,
    Важнейший древний элемент,
    В тяжелой индустрии главный,
    Знаком с ним школьник и студент.
    Родился в огненной стихии,
    А сплав его течет рекой
    Важнее нет его в металлургии,
    Он нужен всей стране родной.
    ( Железо)
  3. Живет обычно в керосине
    И бегает он по воде,
    В природе, в комнате – отныне
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть его возможно:
    Желтеет пламя от него.
    И получить из соли можно,
    Как Дэви получил его.
    (Натрий)
  4. Если его соединения
    В воде бывают иногда,
    Не вызывает то сомненья,
    Что это жесткая вода.
    В Финляндии и на Урале
    Цветные карбонаты есть
    И белоснежные в кристалле.
    Таким в дворцах почет и честь.
    (Кальций)
  5. Прославлен всеми письменами
    Металл, испытанный огнем.
    Манил к себе людей веками.
    Алхимик жил мечтой о нём.
    Но как кумир отвергнут нами,
    И блеск его нас не манит.
    Ведь хорошо мы знаем с вами:
    Не все то ценно, что блестит.
    (Золото)
  6. Металл в солях – опора многих,
    А нас без него не носили бы ноги.
    (Кальций)
  7. Ослепительным пламенем ярким,
    Как звездочка, вспыхнув, горит.
    Металл тот и белый, и легкий
    В двенадцатой клетке стоит.
    (Магний
  1. Давно известно человеку:
    Она тягуча и красна,
    Ещё по бронзовому веку
    Знакома в сплавах всем она
    С горячей серной кислотой
    Дает нам синий купорос.
    (Медь)

Проверка решений задачи на доске капитанов.

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде. (в №1 – хлорид бария, в №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия ).

Обобщающий урок по теме " Металлы" в 9 классе

Образовательная: выяснить уровень усвоения знаний, умений и навыков на примере уравнений характеризующих свойства металлов и их соединений, решения задач; уровень понимания основных понятий, умение применять их на практике.

Развивающая; :развивать логическое мышление учащихся, применяя приемы анализа, синтеза и обобщения. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы с учебником, другой научной литературой при подготовке к контрольной работе.

Воспитывающая; :воспитывать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

Формы работы: работа в группах, самостоятельная работа, фронтальная работа

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости, ряд активности металлов, карточки с заданиями

1 .Орг момент. Проверка домашнего задания.

2 .Мотиваця деятельности учащихся.

Оглашение темы урока. Предложить учащимся самим сформулировать цели и задачи урока.

3. Активизация знаний учащихся (фронтальный опрос).

  • Показать, где в Периодической системе размещены элементы металлов в главных и побочных подгруппах
  • Какова особенность строения атомов металлов?
  • Привести примеры р-элементов, которые проявляют металлические свойства.
  • От чего зависит легкость отдачи электронов атомами металлов?
  • В чем смысл металлической связи?
  • Какие физические свойства металлов можно объяснить типом кристаллической решетки?
  • Укажите факторы, которые влияют на возникновение и ускорение коррозии.
  • Перечислите способы защиты металлов от коррозии

· Какие химические элементы составляют группу щелочноземельных металлов?

  • Могут ли металлы 1 и 2 групп главных подгрупп находиться на Земле в виде самородков? Почему?
  • В составе, каких соединений распространены в природе щелочноземельные металлы?
  • Какие свойства проявляют оксиды калия, кальция, алюминия и железа?
  • Как изменяются металлические свойства элементов от натрия к алюминию?

4 . Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Выполнение тестовых заданий (Работа в парах)

1.К щелочным металлам относят:

а) элементы главной подгруппы 1 группы периодической системы

б) элементы главной подгруппы 2 группы периодической системы

в) элементы главной подгруппы 3 группы периодической системы

2. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.

3.По химическим свойствам принадлежат к числу наиболее активных металлов

а) щелочноземельные металлы б) щелочные металлы в) переходные металлы

4 .Наиболее ярко выражены металлические свойства у :

а) натрия б) лития в) рубидия г) магния

5. С каким из металлов реакция с водой произойдёт с наибольшей скоростью при комнатной температуре:

а) медью б) железом в) алюминием г) калием

6 С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б) Zn ; в) Pb ; г) Ag .

7 .В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б) ковкость; в) пластичность; г) электропроводность.

8 . С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) С u ; б) Fe ; в) Al ; г) Zn .

9. При горении натрия на воздухе образуется:

10. Оксид алюминия:

а) основной оксид; б) амфотерный; в)кислотный.

З А Д А Н И Е (самостоятельная работа учащихся).

Электронная формула внешнего уровня ….3 S 2 . Написать для данного элемента формулы оксида и гидроксида и указать их характер.

з а д а н и е. ( самостоятельная работа учащихся).

Дайте полную характеристику рубидию.

Решение.

1группа, главная подгруппа, 5 период, 6 ряд.

+37 Rb )2)8)18)8)1 1 S 2 2 S 2 2 p 6 3 S 2 3 p 6 3 d 10 4 S 2 4 p 6 5 S 1

S -элемент, валентность –1, степень окисления :0, +1

Е=37, р=37, n =85-37=48, высший оксид – Rb 2 O

З А Д А Н И Е. (работаем по цепочке)

С какими из перечисленных веществ реагирует оксид натрия: MgSO 4 , Fe , CO 2 , KOH , AL 2 O 3 , I 2 , P 2 O 5 , AL ( OH )3, Zn , K 2 O .

Решение .

3 Na 2 O + P 2 O 5 à 2 Na 3 PO 4

Уравнение №3 записать в ионно-молекулярном виде

Уравнение №4 Расставить коэффициенты методом электронного баланса

З А Д А Ч А (решение с комментариями и записью на доске)

На 40 г известняка подействовали хлоридной кислотой, при этом выделилось 8,064л газа ( н.у.) Определите содержание карбоната кальция в известняке.

2 HCL + Ca CO 3 à CaCL 2 + H 2 O + CO 2

1) v(СО2)= 8,064/22,4= 0,36(моль)

2) v(СаСО3) = 0,36(моль)

3) m (СаСО3) = 0,36∙ 100=36( г)

4) W (СаСО3) = 36∙100/40=90%

З А Д А Ч А (самостоятельная работа учащихся )

Какая масса негашёной извести, содержащей 15% примесей, нужна для получения 10 кг гашеной извести.

CaO + H 2 O à Ca ( OH )2

1) v( Са(ОН)2 )= 10/74=0,135( моль)

2) v( СаО) )= 0,135( моль)

3) m (СаО) =0,135∙56=7,56 (г)

4) m (СаО)с примесями=7,56∙100/85=8,894 (г)

6 Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе по теме « Металлы и их соединения»

Читайте также: