Обработка металла на уроках технологии

Обновлено: 28.09.2024

Научить учащихся приемам разметки , резания ручными слесарными ножницами, пилению столярной ножовкой и гибке тонколистового металла, сборке изделия .

Оборудование:

1. Сл есарный верстак.

2. Слесарные ножницы.

3. Заготовки тонколистового металла.

9.Заготовка из древесины

10.Гвозди на 25мм

ОБЪЕКТ ТРУДА :

Ребята, сегодня тема нашего урока : «Разметка, гибка

тонколистового металла. Резание». Вы научитесь приемам резания ручными слесарными ножницами и гибке тонколистового металла , пилению столярной ножовкой, в итоге вы изготовите хозяйственный совок. Эти знания пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Купить можно всё ,но изделия сделанные своими руками ценятся куда лучше ,чем купленные. При выполнении работы необходимо уделять особое внимание на экономию материала и на точность разметки , от которой в большей мере зависит правильность выполнения вашей работы. Чем точнее проведена разметка, тем качественнее получается изготовление изделия.

При выполнении слесарной работы особое внимание необходимо обратить на правильную хватку инструмента, на правильное выполнение разметки чертилкой( чертилкой проводят линии на себя, но не от себя). Чертилкой линии проводятся при нанесении размеров только один раз.

Работать будем по следующему плану.

2.Повторение пройденного материала:

Ребята сейчас мы с вами повторим принципы разметки древесины и металла.

Сейчас вы получите карточки, в которых необходимо ответить на поставленные вопросы.

Обратите внимание, что карточки разного цвета. Та карточка, которая окрашена в синий цвет содержит более сложные вопросы которые оцениваются высшим баллом.

Передайте карточки: (работаем 5-7минут)

Беседа по вопросам :

а) Какой линией обозначают линию сгиба?

б) Что такое развёртка?

в) Для какой цели используется шаблон?

г) В чём заключается отличие разметки металлических заготовок от

разметки заготовок из древесины?

д) Для какой цели составляют технологическую карту?

3. Переходим к следующему пункту плана урока:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Разметкой называется нанесение контуров будущего изделия на заготовку.

Основные разметочные инструменты :

4) Столярный угольник

5) Слесарный угольник

Объясняю учащимся назначение каждого разметочного инструмента.

Показ учащимся приёмов работы с инструментами для разметки.

Любую разметку выполняют по чертежу.

Разметку по чертежу начинают с проведения базовой линии. Нанесение линий чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует ( потому что линии нанесённые чертилкой на металле расширяются и точность разметки снижается.)

При работе с разметочным инструментом следует придерживаться следующих правил.

1.Каждый инструмент используют только по своему назначению.

2. Чертилку и циркуль нельзя класть в карман халата.

3.При передаче инструментов необходимо держать их ручкой от себя, острым краем к себе.

Переходим к следующему пункту плана урока, выполнение практической работы.

Практическая работа №1.

1. Ознакомление с чертежом.

2. Нанесение разметки на тонколистовой металл.

3. Отрезаем лишний металл ножницами по металлу

4. Разрезать тонкий листовой металл можно двумя способами. В первом случае ножницы держат в правой руке. Разжимают (раскрывают) ножницы мизинцем и безымянным пальцем. Левой рукой в перчатке удерживают лист металла и подают его между лезвиями ножниц, направляя лезвие точно по риске. Сжимают ручки пальцами правой руки и разрезают заготовку. Затем операцию повторяют.

При работе ножницы следует раскрывать не полностью, а лишь настолько, чтобы они захватывали листовой металл. Если раскрыть ножницы слишком широко, то они будут не резать, а выталкивать лист. К концу движения разрезания лезвия ножниц не закрывают полностью, чтобы не получалось неровностей.

5. При резании вторым способом одну ручку ножниц зажимают в тисках, а другая ручка остается свободной. Последовательность работы та же, что и при первом способе, но рукой берут лишь одну ручку инструмента. Такая установка ножниц позволяет разрезать более толстый металл и куски большего размера с небольшими затратами усилий. Если металл ножницы не режут, а мнут, значит следует обратить внимание на небольшую особенность технологии резки слесарными ножницами. Движение руки с ручкой слесарных ножниц должно быть “вниз и на себя”. Это делается с целью уменьшения зазора между режущими элементами ножниц .

Ручные слесарные ножницы

Резание ножницами: а) на столе верстака

б) с закреплением ножниц в тисках

Приспособление для резки тонколистового металла.

Практическая работа №2

6. По нанесённым размерам производим пробивание пяти отверстий кернером.

7. Лист жести кладут на торец деревянного бруска, кернер устанавливают в пересечении осевых линий и ударами слесарного молотка по бойку пробивают отверстие. Рваные края полученного отверстия с нижней стороны листа не выравнивают ударами киянки или слесарного молотка , они служат для лучшего крепления с древесиной.

Выполняя пробивание отверстий необходимо соблюдать следующую технику безопасности:

1. Ставить центр кернера строго по центру намеченных линий.

2.При ударах молотком по кернеру следить чтобы удары были направлены по центру бойка молотка и кернера.

3.Удерживать рукой кернер строго под прямым углом к пробиваемой

Практическая работа №3

Гибка металла- это слесарная операция, с помощью которой заготовке придается необходимая форма.

1. Придание заготовке нужной формы.

2.Помещаем заготовку в губки тисков так, чтобы линия сгиба была на уровне губок тисков.

3.Сгибание заготовки под прямым углом

4. Проверка правильности выполнения работы.

Гибка металла может осуществляться :

-с помощью деревянного бруска ,если листовой металл толщиной до 0,2мм, тонкую фольгу расправляют ватным тампоном.

- с помощью киянки

- с помощью слесарного молотка и деревянного бруска.

- в промышленности листовой металл правят , пропуская его между вращающимися валками листоправильного стана.

1. Выполняя гибку металла ,необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

- работать только исправным инструментом.

-надёжно закреплять заготовку в тисках.

- не класть оправки и инструмент на край верстака.

-не держать левую руку близко к месту сгиба.

Практическая работа №4

1.Откладываем необходимые размеры на заготовке из древесины.

2. Отпиливаем просверленную заготовку диаметром сверла 20мм по размерам:140мм длина 25мм толщина , 40 мм высота.

Выполняя отпиливание необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

1. Перед отпиливанием надёжно закрепить заготовку .

2. Необходимо пользоваться стуслом или упором.

3. Пилить только исправной ,остро заточенной пилой.

4.Не держать левую руку близко к полотну пилы.

5.Класть пилу на верстак зубьями от себя.

6. Не сдувать опилки и не сметать их рукой.

Практическая работа№ 5 Сборка изделия.

1. Отрезанную и просверленную по середине деталь из древесины вставляем в согнутый по размеру лист жести, кладём на крышку столярного верстака и в пробитые кернером отверстия ставим гвозди на 25мм и ударами молотка забиваем их в древесину, таким образом скрепляя жесть с древесиной. После забиваем гвозди по бокам.

2. Берём гвозди на 25мм и забиваем их с одной стороны от просверленного отверстия и с другой, для того ,чтобы усилить древесину от растрескивания и при соединении с ручкой ,древесина не лопнула.

3. Вставляем ручку в просверленное отверстие и закрепляем её гвоздями к древесине.

Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.

Хорошее изделие получилось у обучающихся______________

Они получают оценку: 5

сделали немножко неправильно получают оценку :4

Остальные обучающиеся получают оценку:3

1. Установка на следующий урок.

2. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения резки металла.

2. Домашнее задание:

1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.

2) Прочитать страницы учебника 92-97.

3).Определите потребность нуждающихся людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.

Урок 13. Технологии ручной обработки металлов и пластмасс

Гибка – это способ обработки металла давлением, при котором заготовке или её части придаётся изогнутая форма.

Зенкование – процесс обработки с помощью зенковки отверстия в детали для образования гнёзд под потайные головки крепёжных элементов (заклёпок, болтов, винтов).

Зенкерование – (от нем. Senken – проходить, углублять (шахту)) – вид механической обработки резанием, в котором с помощью специальных инструментов (зенкеров) производится обработка цилиндрических и конических отверстий в деталях с целью увеличения их диаметра, повышения качества поверхности и точности.

Опиливанием – называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

Правка – слесарная операция, при которой деформированным, покоробленным металлическим заготовкам или деталям придают правильную плоскую форму.

Развёртка – это режущий точный инструмент, используемый для чистовой обработки различных форм отверстий, придания им требуемой точности и шероховатости.

Рубкой – называется слесарная операция, при которой с помощью режущего (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного (слесарного молотка) инструмента с поверхности заготовки (детали) удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Поделки своими руками для детей и взрослых. «Симпатичные самоделки из природных материалов». Елена Артамонова. – Эксмо, 2006.
  3. Очерки истории науки и техники гг. – М.: Просвещение. 1988.
  4. Техническое творчество школьников. – М.: Просвещение, 1981.
  5. От идеи до модели. – М.: Просвещение. 1988. – М.: Просвещение. 1970.
  6. Занятия по техническому труду. Пособие для учителя труда 5 – 6 классов. Под ред./- М.: Просвещение. 1985.
  7. Обучение конструированию на уроках труда. – М.: Просвещение. 1982.
  8. Основы технического творчества. – М.: Народное образование. 1996.
  9. Дидактический материал по трудовому обучению / пособие для 1 кл /. – М.: Просвещение. 1989.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы рассмотрим основные операции по обработке металлов. Эти операции обычно дополняют станочную механическую обработку или завершают изготовление металлических изделий соединением деталей, сборкой машин и механизмов, а также их регулированием. Слесарные работы выполняются с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента либо на станках.

До начала работы необходимо: надев спецодежду, проверить, чтобы у неё не было свисающих концов; рукава надо застегнуть или закатать выше локтя; подготовить рабочее место; освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещённость; заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления, материалы и т. п.; проверить исправность инструмента, правильность его заточки и доводки; проверить исправность рабочего оборудования и его ограждения;

Во время работы необходимо: прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установки или снятия её соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму; опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щёткой; не пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями; не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом

Правка слесарная операция, при которой деформированным, покоробленным металлическим заготовкам или деталям придают правильную плоскую форму. Правку применяют перед разметкой, после резки ножницами, рубки зубилом и др. операциями. Инструменты: киянка, молоток, чугунная правильная плита.

Разметка представляет собой процесс нанесения на обрабатываемую заготовку рисунка, определяющего контур детали и места обработки. Разметочные инструменты: измерительные линейки, угольники, чертилки, циркули, кернеры, молотки, центроискатели, штангенциркули, рейсмусы.

Перед разметкой следует провести подготовительные работы: изучить чертёж изделия, продумать наметить план разметки; измерить и заготовку и убедиться в её соответствии размерам изделия по чертежу; установить пригодность заготовки, очистить и выровнять; окрасить заготовку чтобы разметочные линии были хорошо видны.

Резание, распространённая слесарная операция, широко применяемая при разделении металла на части, при вырезании углов, фигур, пазов. Ручные ножницы изготавливают и стали У 7 и У 8, состоят из двух пластин, шарнирно соединённых между собой.

Прямолинейные ножницы служат для резания тонколистового металла по прямым и кривым линиям внешнего контура без резких поворотов. Криволинейные ножницы, режущая часть которых выполнена в форме кривой, применяются для вырезки внутренних контуров заготовки. В заготовке вырубают отверстие для прохода ножниц, затем прорезают внутренний контур.

Для резки листового металла сечением больше 3 – 5 мм, а также сортового проката применяются ножовки. Операция называется пиление. Сортовой прокат более крупного сечения режут на приводных ножовках, дисковых пилах и специальных станках. Ручная ножовка состоит из рамки и полотна. Натяжение выполняется натяжным винтом. Ножовочное полотно представляет собой тонкую и узкую стальную пластину с двумя отверстиями и с зубьями на одном или обеих рёбрах. Полотна изготавливают из сталей У 10 А и Х 6 ВФ,

Ножовочное полотно устанавливают в прорези головки так, чтобы зубья были направлены от рукоятки, а не к ней. При этом сначала вставляют конец полотна в неподвижную головку и фиксируют его штифтом, затем вставляют второй конец полотна в прорезь подвижного штыря и также закрепляют штифтом. При этом из-за опасения разрыва полотна ножовку держат в удалении от лица. Степень натяжения полотна проверяют, легко нажимая на него пальцем сбоку; если полотно не прогибается, натяжение достаточно.

Положение корпуса работающего. При резке ручной ножовкой становятся перед тисками прямо, свободно и устойчиво, в пол оборота по отношению к губкам тисков или оси обрабатываемой заготовки. Ступни ног ставят так, чтобы образовали угол 60… 70 градусов при определённом расстоянии между пятками. Положение рук (хватка). Рукоятку обхватывают четырьмя пальцами правой руки так, чтобы она упиралась в ладонь; большой палец накладывают сверху вдоль рукоятки. Пальцы правой руки обхватывают гайку и подвижную головку ножовки.

В процессе резки осуществляется два хода – рабочий, когда ножовка перемещается вперёд от работающего, и холостой, когда к работающему. При холостом ходе на ножовку не нажимают, в результате чего зубья только скользят, а при рабочем ходе обеими руками создают лёгкий нажим так, чтобы ножовка двигалась прямолинейно.

Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного (слесарного молотка) инструмента с поверхности заготовки (детали) удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

В зависимости от назначения обрабатываемой детали рубка может быть чистовой и черновой. При рубке осуществляется резание – процесс удаления режущим инструментом с обрабатываемой заготовки (детали) лишнего слоя металла в виде стружки. Режущая часть (лезвие) представляет собой клин (зубило, резец).

Зубило – это простейший режущий инструмент, в котором форма клина выражена особенно чётко. Чем острее клин, т. е. чем меньше угол, образованный его сторонами, тем меньше усилие потребуется для его углубления в материал.

Крейцмейсель отличается от зубила более узкой режущей кромкой и предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов и т. п. Для вырубания профильных канавок – полукруглых, двугранных и других – применяют специальные крейцмейсели, называемые канавочниками. Канавочники изготовляют из стали У 8 А длиной 80, 100, 120, 150, 200, 300 и 350 мм с радиусом закругления 1; 1, 5; 2; 2, 5 и 3 мм.

При ручной рубке металлов следует выполнять следующие правила безопасности: Рукоятка ручного слесарного молотка должна быть хорошо закреплена и не иметь трещин; При рубке зубилом и крейцмейселем необходимо пользоваться защитными очками; При рубке твёрдого и хрупкого металла следует обязательно использовать ограждение: сетку, щиток.

Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия любой формы, поверхности, расположенные под разными углами, и т. п. Припуски на опиливании оставляются небольшими – от 0, 5 до 0, 25 мм. Точность обработки опиливанием составляет 0, 2… 0, 05 мм (в отдельных случаях – до 0, 001 мм).

Напильник представляет собой стальной брусок определённого профиля и длины, на поверхности которого имеются насечки (нарезки), образующие впадины и острозаточенные зубцы (зубья), имеющие в сечении форму клина. Напильники изготавливают из стали У 10 А, У 13 А, ШХ 15, 13 Х, после насекания подвергают термической обработке. Напильники подразделяют по размеру насечки, её форме, по длине и форме бруска.

Слесарная гибка выполняется молотками (лучше с мягкими бойками) в тисках, на плите или с помощью специальных приспособлений.

Тонкий листовой металл гнут киянками, изделия из проволоки диаметром до 3 мм – плоскогубцами или круглогубцами. Гибки подвергают только пластичный материал.

Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла. Сверление применяют для получения отверстий не высокой степени точности, и для получения отверстий под нарезание резьбы, зенкерование и развёртывания.

Зенкерование (от нем. Senken – проходить, углублять (шахту)) – вид механической обработки резанием, в котором с помощью специальных инструментов (зенкеров) производится обработка цилиндрических и конических отверстий в деталях с целью увеличения их диаметра, повышения качества поверхности и точности. Зенкерование является получистовой обработкой резанием.

Зенкование – процесс обработки с помощью зенковки отверстия в детали для образования гнёзд под потайные головки крепёжных элементов (заклёпок, болтов, винтов). Как большинство слесарных терминов в русском языке, слово заимствовано из немецкого языка от Senkung – спуск; склон, погружение, опускание.

Развертка – это режущий точный инструмент, используемый для чистовой обработки различных форм отверстий, придания им требуемой точности и шероховатости.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Из приведённых ниже вариантов выберите разметочные инструменты:

  1. Плашка
  2. Чертилка
  3. Кернер
  4. Угольник
  5. Отборник
  6. Зубило
  7. Штагенциркуль

Правильный ответ: 2;3;4;7.

Задание 2. Продолжите предложение, выбрав из перечисленных ниже вариантов правильный. Подчеркните правильный ответ. Перед разметкой необходимо?

Урок 17. Технологии обработки материалов

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

2. Библиотечка пионера. Знай и умей. Леонтьев Д. «Сделай сам» Детская литература, 1978 год.

3. Домашним умельцам, мастерам и домохозяйкам. Составители: Дячук О., Мельник В. «400 практических советов» Український обрій, 1992 год.

4. Юному технику. Гармаш И. И. «Занимательная автоматика» Рад. школа, 1982 год,

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Оглянитесь вокруг себя, посмотрите внимательно. Нас окружают полезные вещи. Приведите пожалуйста примеры.

Давайте подумаем вместе и зададим себе вопрос: откуда эти вещи появились?

Правильно, ваших ответах есть главное слово, это слово «изготовлены».

Это слово «изготовлены» связано с другим очень важным словом. Подумайте – с каким?

Правильно, это слово «технология».

Пожалуйста вспомните материал прошлых уроков и дайте определение.

На этом уроке мы рассмотрим технологии обработки материалов.

Что такое обработка? Дайте пожалуйста определение,

За всю историю своего существования люди придумали (и продолжают изобретать) большое количество технологий для обработки материалов.

Технологии механической обработки материалов делятся на три группы: обработка без удаления части материла (например, стружки); обработка с удалением части материала; обработка с измельчением всей массы материала.

Виды обработки без удаления части материала: прокатка, прессование, ковка, штамповка, гибка, волочение.

При прокатке материал пропускают между валиками и придают ему нужную форму.

В процессе прессования нагретый или холодный материал сильно сжимают с помощью пресса – производят давление на заготовку.

При ковке по материалу наносят удары, придавая ему нужную форму.

Волочение – обработка металлов давлением, при которой изделия (заготовки) круглого или фасонного профиля (поперечного сечения) протягиваются через круглое или фасонное отверстие, сечение которого меньше сечения заготовки.

В процессе гибки происходит сгибание материала под заданную форму.

Виды обработки материала с удалением его части: резание и пиление, вырубка, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование и полирование, рубка, лущение.

Резание и пиление, процессы разделения заготовки на части, удаление излишков материала, вырезание отверстий.

Вырубка, процесс вырезания с помощью специального штампа, форма которого соответствует форме заготовки.

Строгание, процесс обработки резанием различных материалов со снятием стружки и образованием плоскостей и фасонных поверхностей (пазов, канавок, углублений)

Долбление, процесс резания конструкционных материалов для получения канавок, гнёзд и проушин, нужных для выполнения соединений.

Сверление, процесс образования сквозных или глухих цилиндрических отверстий сверлом. Сверло, углубляясь в материал срезает его своими острыми кромками.

Точение, процесс срезания тонкого слоя материала с заготовки, установленной на токарном станке. Заготовка совершает вращательное движение. Резец прямолинейно перемещается относительно изделия.

Фрезерование, процесс резания при вращательном движении инструмента (фрезы) и поступательном движении заготовки.

Шлифование и полирование, процесс снятия с заготовки тонкого слоя материала острыми гранями шлифовальных зёрен, абразивного инструмента. Абразивным инструментом с очень мелкими зёрнами полируют изделие, иногда добиваясь зеркальной поверхности.

Рубка, процесс удаления с заготовки слоя материала с помощью рубящего инструмента (например, зубила или топора) или разрубание заготовки на части.

Лущение, процесс срезания с заготовки тонкого слоя, шпона, с поверхности древесины.

Обработка металла. Резание. На уроках технологии 5 классах

Выпускная работа по технологииТема: Обработка металла. Резание. На уроках тех.

Введение
Дидактический материал - необходимый компонент любого правильного построения урока. Он включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.

Цель урока.Цель: Научить учащихся приемам разметки , резания ручными слесарны.

Цель урока.
Цель:
Научить учащихся приемам разметки , резания ручными слесарными ножницами, пилению столярной ножовкой и гибке тонколистового металла, сборке изделия.

Актуализация знаний.1. Беседа о видах металла, об умение с ним ра.

Актуализация знаний.
1. Беседа о видах металла, об умение с ним работать
2. Какое место занимают металлы в повседневной жизни мальчиков.
3. Вспоминаем различные виды металлов.

Оборудование используемое на уроке.1.Слесарный верстак. 2. Слесарные ножницы.

Оборудование используемое на уроке.
1.Слесарный верстак.
2. Слесарные ножницы.
3. Заготовки тонколистового металла.
4.Чертилка.
5.Киянка.
6.Кернер.
7.Слесаный молоток
8.Киянка
9.Заготовка из древесины
10.Гвозди на 25мм
11.Столярная ножовка
12.Угольник столярный
13.Напильник

ОБЪЕКТ ТРУДА: Совок хозяйственный Ход урока.

ОБЪЕКТ ТРУДА:
Совок хозяйственный

1. Организационный момент Ребята, сегодня тема нашего урока : «Разметка, гиб.

1. Организационный момент

Ребята, сегодня тема нашего урока : «Разметка, гибка
тонколистового металла. Резание». Вы научитесь приемам резания ручными слесарными ножницами и гибке тонколистового металла , пилению столярной ножовкой, в итоге вы изготовите хозяйственный совок. Эти знания пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Купить можно всё ,но изделия сделанные своими руками ценятся куда лучше ,чем купленные. При выполнении работы необходимо уделять особое внимание на экономию материала и на точность разметки , от которой в большей мере зависит правильность выполнения вашей работы. Чем точнее проведена разметка, тем качественнее получается изготовление изделия.
При выполнении слесарной работы особое внимание необходимо обратить на правильную хватку инструмента, на правильное выполнение разметки чертилкой( чертилкой проводят линии на себя, но не от себя). Чертилкой линии проводятся при нанесении размеров только один раз.
Работать будем по следующему плану.

2. Повторение пройденного материала:Ребята сейчас мы с вами повторим принципы.

2. Повторение пройденного материала:
Ребята сейчас мы с вами повторим принципы разметки древесины и металла.
Сейчас вы получите карточки, в которых необходимо ответить на поставленные вопросы.
Передайте карточки: (работаем 5-7минут)
Беседа по вопросам :
а) Какой линией обозначают линию сгиба?
б) Что такое развёртка?
в) Для какой цели используется шаблон?
г) В чём заключается отличие разметки металлических заготовок от разметки заготовок из древесины?
д) Для какой цели составляют технологическую карту?

3. Переходим к следующему пункту плана урока: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Новый материал Рассказ учителя: Разметкой называется нанесение контуров будущ.

Новый материал
Рассказ учителя:
Разметкой называется нанесение контуров будущего изделия на заготовку.
Основные разметочные инструменты :
Линейка
Чертилка
Кернер
Столярный угольник
Слесарный угольник
Карандаш
Объясняю учащимся назначение каждого разметочного инструмента.
Показ учащимся приёмов работы с инструментами для разметки.

Изучение материала ОБЪЯСНЕНИЕ: Любую разметку выполняют по чертежу. Разметку.

Изучение материала
ОБЪЯСНЕНИЕ:
Любую разметку выполняют по чертежу.
Разметку по чертежу начинают с проведения базовой линии. Нанесение линий чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует ( потому что линии нанесённые чертилкой на металле расширяются и точность разметки снижается.)

При работе с разметочным инструментом следует придерживаться следующих правил.

При работе с разметочным инструментом следует придерживаться следующих правил.

Техника безопасности:1.Каждый инструмент используют только по своему назначен.

Техника безопасности:
1.Каждый инструмент используют только по своему назначению.
2. Чертилку и циркуль нельзя класть в карман халата.
3.При передаче инструментов необходимо держать их ручкой от себя, острым краем к себе.

Переходим к следующему пункту плана урока, выполнение практической работы. П.

По плану урока их будет 5

Практическая работа №1.Ознакомление с чертежом. Нанесение разметки на тонколи.

Практическая работа №1.
Ознакомление с чертежом.
Нанесение разметки на тонколистовой металл.
Отрезаем лишний металл ножницами по металлу
Разрезать тонкий листовой металл можно двумя способами. В первом случае ножницы держат в правой руке. Разжимают (раскрывают) ножницы мизинцем и безымянным пальцем. Левой рукой в перчатке удерживают лист металла и подают его между лезвиями ножниц, направляя лезвие точно по риске. Сжимают ручки пальцами правой руки и разрезают заготовку. Затем операцию повторяют.
При работе ножницы следует раскрывать не полностью, а лишь настолько, чтобы они захватывали листовой металл. Если раскрыть ножницы слишком широко, то они будут не резать, а выталкивать лист. К концу движения разрезания лезвия ножниц не закрывают полностью, чтобы не получалось неровностей.
При резании вторым способом одну ручку ножниц зажимают в тисках, а другая ручка остается свободной. Последовательность работы та же, что и при первом способе, но рукой берут лишь одну ручку инструмента. Такая установка ножниц позволяет разрезать более толстый металл и куски большего размера с небольшими затратами усилий. Если металл ножницы не режут, а мнут, значит следует обратить внимание на небольшую особенность технологии резки слесарными ножницами. Движение руки с ручкой слесарных ножниц должно быть “вниз и на себя”. Это делается с целью уменьшения зазора между режущими элементами ножниц .


Практическая работа №2По нанесённым размерам производим пробивание пяти отвер.

Практическая работа №2
По нанесённым размерам производим пробивание пяти отверстий кернером.
Лист жести кладут на торец деревянного бруска, кернер устанавливают в пересечении осевых линий и ударами слесарного молотка по бойку пробивают отверстие. Рваные края полученного отверстия с нижней стороны листа не выравнивают ударами киянки или слесарного молотка , они служат для лучшего крепления с древесиной.

Выполняя пробивание отверстий необходимо соблюдать следующую технику безопасности:
1. Ставить центр кернера строго по центру намеченных линий.
2.При ударах молотком по кернеру следить чтобы удары были направлены по центру бойка молотка и кернера.
3.Удерживать рукой кернер строго под прямым углом к пробиваемой
заготовке.


Практическая работа №3Гибка металла- это слесарная операция, с помощью которо.

Практическая работа №3
Гибка металла- это слесарная операция, с помощью которой заготовке придается необходимая форма.
1. Придание заготовке нужной формы.
2.Помещаем заготовку в губки тисков так, чтобы линия сгиба была на уровне губок тисков.
3.Сгибание заготовки под прямым углом
4. Проверка правильности выполнения работы.
Гибка металла может осуществляться :
-с помощью деревянного бруска ,если листовой металл толщиной до 0,2мм, тонкую фольгу расправляют ватным тампоном.
- с помощью киянки
- с помощью слесарного молотка и деревянного бруска.
- в промышленности листовой металл правят , пропуская его между вращающимися валками листоправильного стана.
Выполняя гибку металла ,необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- работать только исправным инструментом.
-надёжно закреплять заготовку в тисках.
- не класть оправки и инструмент на край верстака.
-не держать левую руку близко к месту сгиба.


Практическая работа №41.Откладываем необходимые размеры на заготовке из древе.

Практическая работа №4
1.Откладываем необходимые размеры на заготовке из древесины.
2. Отпиливаем просверленную заготовку диаметром сверла 20мм по размерам:140мм длина 25мм толщина , 40 мм высота.

Выполняя отпиливание необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
1. Перед отпиливанием надёжно закрепить заготовку .
2. Необходимо пользоваться стуслом или упором.
3. Пилить только исправной ,остро заточенной пилой.
4.Не держать левую руку близко к полотну пилы.
5.Класть пилу на верстак зубьями от себя.
6. Не сдувать опилки и не сметать их рукой.

Практическая работа№ 5 Сборка изделия.Отрезанную и просверленную по середине.

Практическая работа№ 5 Сборка изделия.
Отрезанную и просверленную по середине деталь из древесины вставляем в согнутый по размеру лист жести, кладём на крышку столярного верстака и в пробитые кернером отверстия ставим гвозди на 25мм и ударами молотка забиваем их в древесину, таким образом скрепляя жесть с древесиной. После забиваем гвозди по бокам.
Берём гвозди на 25мм и забиваем их с одной стороны от просверленного отверстия и с другой, для того ,чтобы усилить древесину от растрескивания и при соединении с ручкой ,древесина не лопнула.
Вставляем ручку в просверленное отверстие и закрепляем её гвоздями к древесине.


ИТОГ УРОКА:Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших ра.

ИТОГ УРОКА:
Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.
Хорошее изделие получилось у обучающихся

ОценкаПравильное изделие – 5 Изделие с маленькими недочётами – 4 Изделие вы.

Оценка
Правильное изделие – 5

Изделие с маленькими недочётами – 4

Изделие выполненное с грубыми ошибками - 3

Установка на следующий урок.На следующем уроке продолжится знакомство с техно.

Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения резки металла.

Домашнее задание:
1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.
2) Прочитать страницы учебника 92-97.
3).Определите потребность нуждающихся людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.
4).Уборка рабочих мест.


Краткое описание документа:

Презентация по технологии для мальчиков 5 класса на тему "Ручная обработка металла резанием"

Урок проводится на базе метода проблемного обучения и развивает познавательные универсальные учебные действия.

Урок построен согласно требованиям ФГОС и ориентирован на учебник авторов Синица Н.В. Симоненко В.Д.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: