Обработка металла ортофосфорной кислотой перед покраской эмалью

Обновлено: 14.06.2024


Существует масса способов удалить ржавчину, в основном на сайтах встречаются отчеты об использовании:
— ортофосфорной кислоты и ее производных (т.н. преобразователи ржавчины типа цинкаря, кока-кола);
— различных бытовых и околобытовых кислот типа уксусной, лимонной в специальной ванне, методом окунания;
— пескоструйных насадок к компрессору / мойке высокого давления;
— электрохимическим методом в ванне с щелочью (едкий натр).

Я использовал все вышеперечисленные способы удаления ржавчины и сразу могу сказать, что ортофосфорная кислота может использоваться только по отношению к легкому налету ржавчины, глубокую ржавчину она не осилит. Окунание в кислоте эффективно для удаления ржавчины, но кузов автомобиля в бытовых условиях невозможно запихнуть в ванну. Пескоструй эффективен, но этот процесс энергозатратный и ресурсоемкий (нужен мощный и дорогой компрессор или же мойка высокого давления), кроме того песок является расходником, его нужно сушить или покупать сухим, при обработке песок летит во все стороны, поэтому нельзя просто так отпесочить низ двери для удаления ржавчины без демонтажа двери иначе весь салон будет в песке.
Электрохимический метод катодной очистки металла от ржавчины в электролите из гидроксида натрия (едкий натр) или кальцинированной соды требует много времени.

В итоге я пришел к относительно новому методу, основанному на подручных химических реактивах и который детальным образом на просторах интернета не описывался.
Сразу к результатам:





В целях увеличения скорости обработки я повышал количество кислоты до 1 к 1 к воде, а ингибитор (уротропин) не использовал вообще.
Обработку произвожу в перчатках КЩС свинцовым электродом, в качестве которого выступает пластинка груза легкосплавной шины


В пластине просверлено отверстие и на болтах пластина подключается к кабельному наконечнику квт 16-6-6, в который запрессован кабель. Наконечник обжимается пресс-клещами (~1000 руб)


Далее это все подключается к сварочному разъему, например, СКР 35:


и подлючаем к сварочному MMA аппарату, ток на минимум (20 А)


Разводим электролит с водой 1:1, оборачиваем электрод аптечным бинтом (14 руб) и работаем.


При работе нужно сидеть в респираторе и (или) с принудительной вентиляцией


Для очистки глубокой ржавчины, периодически протираем деталь металлической щеткой.
После очистки нейтрализуем кислоту раствором пищевой соды и пассивируем ортофосфорной кислотой.
Процесс идет довольно быстро и все детали и реактивы доступны. На сегодняшний день это самая быстрая очистка ржавчины в гаражных условиях, которую я видел.

Ортофосфорная кислота.Способ применения.


В двух словах.Образовался очаг коррозии.Прощадь 3-4 см квадратных.Обработал ортофосфорной кислотой.Дальнейшие действия?(чем смыть, если надо, чем покрыть)
Извините за, возможно, идиотский вопрос.Просто никогда с этим не сталкивался.В Google противоречивые мнения.
Всем спасибо за отзывчивость.

Комментарии 80

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


сколько мнений 0_0
Что в итоге? Разбавлять водой концентрат ОФ 85%?
Кислоту гасить или так оставить?


Я не гасил, просто зачистил и всё.Как был концентрат, такой и наносил.

затем грунт, база?
Как эффект?

Грунт какой был, уже не помню, кислотный вроде, ну тот, который к металлу цепляется, коричневый такой.Потом просто краской и лаком.Да у меня и место было не сильно видное, внутренняя сторона капота.Вроде получилось хорошо.

кислотный — желтый, его все хаят, типа лучше эпоксидный. 3 года назад авто красил полностью, сейчас снова полезла эта херня, не хочу больше вваливать кучу денег в ржавчина, один фиг почти непобедима, хочу сам попробовать устранить некоторые рыжики с помощью травления кислотой


Механически зачистить. В идиале пескоструй. Накройняк "коралл". ОБЕЗЖИРИТЬ. И потом вот эта кислота. Если будет норм покраска. Еще раз коралом, кислотник…
Если с балончика. То просто обезжирить.
Суть в том что ржа в порах и преобразователь ее нейтрализует. Туда даже пескоструй не залезет. А вот краска на нем плохо держится. А что касается смывки. То смывают преаброзаватели, на основе серной кислоты.


Добвлю свои 5 копеек про цинкарь. В апреле текущего года переваривал раму и частично переднюю арку с опорой. Красить не успевал- нужно было ехать на вахту. Обработал голый металл цинкарём, доступные места 2 раза, труднодоступные 1 раз. 2 раза с промежуточной сушкой. Так вот. Прошло более 5 месяцев. Обработанный 2 раза голый метал не проявил ни малейшего намека на начало коррозии-машина всё время мылась на мойках с применением автохимии. Обработанный 1 раз металл показал небольшие очаги коррозии. Цинкарь не смывал, не чистил. Возможно на обработанных 1 раз местах просто не хватило химии для должной защиты. Цинкарь содержит цинк и марганец образуя довольно хорошую защиту в которой я лично убедился. Через неделю приеду с очередной вахты- займусь покраской. Цинкарь меня более чем устраивает.

Ортофосфорка


Всем привет. Сам не маляр, но есть желание покрасить своего старичка) Но! Есть вопросик. Думаю покрыть авто разбавленной 70% ортофосфрной кислотой. С последующей обработкой стоп раствором. Обработка кислотой дает оксидную пленку. И вот после всего думаю покрасить. Почему так думаю?просто один раз красил свою пятнашку, через год рыжики полезли. Так вот что бы без таких последвий надумал обработать ортофосфорной. Что скажете, какие мнения, может есть опыт у кого. Заранее спасибо!)

Комментарии 47


думаю ваш старичок после ортофосфорки быстрее коньки отдаст.а так для совсем чайников.к оксидной пленке НИЧЕГО не прилипает.в плане лакокрасочного.да и никакой оксидной пленки кислота не образует а образует ФОФСФАТ.т.е тупо СОЛЬ


Багажник из профтрубы обработал и покрасил пф 115, держится

ну так кто же спорит…заборы вот и одной гф021 десятками лет ничего с забором не бывает.не сравнивайте божий дар с яичницей) в плане кузовной металл и огородный металлопрокат))


Почитайте инструкцию на баночке с " Цинкаре". Ничего про нейтрализацию содой там не написано, так же как протирание водой.

Там Ортофосфорка разбавлена очень сильно, а у меня концентрат

В кокаколе она тоже присутсвует

Точно-кока-колой хорошо хром оттирать.


чем больше рыхлой ржи снимешь и протравишь чтоб стало мало чёрных пятен вот тогда и стери сухой тряпкой кристалы кислоты, , оставляя тонкий слой ( плёночку) кислоты а дальше баксидируй, арилируй и базируй и лакируй


Раз уж блог о покраске, то кислоты, преобразователи и прочее отсюда подальше. На заборе можно поэкспериментировать.


Году в 2012 обрабатывал на своей вазде 10 пятак коррозии на задней левой двери. Участок был с рыхлой ржой, размер в диаметре см 3-4.
Обработка была механическим способом с последующей гальваникой. Цинковый раствор (в электролите топил куски старой цинковой кровли, не нашёл тогда кусок чистого цинка), потом резал полоски из той же кровли, обматывал тряпкой, подавал плюс от акб и под действием тока обрабатывал.
За 7 лет пятно не вылезло более. Так же низ дверей обрабатывал и сколы. Держится краска. Ржа не идёт.

Способ можно рассмотреть, но это очень долго. После покрытия данным способом нельзя использовать кислотные грунты. Гасить щелочью обязательно. Рекомендовал бы для сложных участков, а не для всего кузова.

Есть в продаже готовый набор "Цинкор" кажись называется. От того же производителя цинкаря.


Любой преобразователь, любая кислота на железо- это химическая коррозия и тачку сгноишь за пару лет в труху. Поэтому подумай прежде чем ее поливать осознанно химией в надежде смыть ржавчину

Лет 5 назад на монтаже был. Приехал к нам крун(распред домик такой по электричеству) так вот там рама была сварена из профтрубы и покрашена огнеупоркой. Она прям пластами слетала с рамы. От завода приехали ребята обработали разведнной Ортофосфоркой и потом покрасили. Не думаю что это плохо отразилось на метале. Главное обработать стоп раствором.


Дык обычный грунт-кислотник тоже самое. Свою красил когда — кислотником проходил, микронным слоем. Отличный результат и ниодной ржавчинки уже почти 2 года как. Главное по технологии делать. Есть вещи несовместимые, таие как кислотник и шпатлевка полиэфирная. Вроде. Нюансы подзабыл уже.


Ортофосфорная отлично работает, но лучше её использовать локально, она не защищает от ржи а выедает её, тоесть очаги коррозии защищаете, обрабарываете кислотой, после необходимо её нейтрализовать раствором соды, а уж потом обезжиривать и делать что угодно по покраске. Ортофосфорная до нейтрализации будет реагировать с металлом и потихоньку растворять его


Нунах эти растворы. Под ними потом реакция идет, и не известно как потом все это будет держаться . Зачистка до металла, кислотник, или эпоксидный грунт, потом акрил и краска. как то так.


Нормально работает ортофосфорка. Ее надо нейтрализовывать правильно просто и качественно, а не "помазал губкой с содой и забыл " ))


в кислотнике тоже присутствует фосфорная кислота. и наносят его на уже поражённые участки после зачистки ! обработал ортофоркой крыло два года назад и хорошо нейтролизовал всё в порядке с крылом

как правильно и хорошо нейтрализовать?

я хорошо промывал раствором соды .

очень просто…изначально не заниматься тряхомудиной с чем то имеющем в составе кислоту


Серная эффективнее будет ! Получится весьма креативно 👍
П.Сы. Сам не хирург но хочу вырезать соседу аппендицит, кто подскажет топором можно ?! Топор я уже купил, заточен хорошо — гвозди рубит на раз
Смотрел ролик на трубе вроде должно получится


Ухаха! 🤣👍Сто пудов у вас, все получиться!Сосед будет доволен!😂


Забыл добавить что не все прям с топором в руках родились ))) и хули там делать )))) лучший комент из всех

А, точно про руки забыл 😂


Всё хорошо, со всем согласен, но есть нюанс. Концентрированная серная кислота железо не трогает.


Мощное сравнение, конечно. Надо полагать что все владельцы ржавых унитазов должны свой металлолом везти к специалистам, которые, словом, в большинстве своем не намного лучше руками и фантазией вышли чем любители поковыряться в гараже . И отдавать половину стоимости ведра за обработку и выведение ржавчины. Ещё и хрен угадаешь отвалится ремонт после зимы, или походит больше.

вот именно сталкивался уже с профи ремонтом ! так ржу зачистят кое как и давай красить !

Мое личное мнение такое — если уверен в своих силах естественно можно и даже нужно попробовать сделать самому Но прежде чем начинать что то делать нужно максимально изучить вопрос, технологию, материалы, инструменты, в конце концов мы же не в каменном веке живём, информации полно. И задавая вопрос с целью получить не ведро стеба а конкретный совет или помощь этот самый вопрос нужно ставить так же конкретно используя соответствующую терминологию.
Тут человек написал бред и в ответ бред получил …

Читайте также: