Общая характеристика металлов 9 класс конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

1. На основе положения металлов в ПСХЭ изучить особенности строения атомов и кристаллов (металлической химической связи и кристаллической металлической решетки), общие физические и химические свойства металлов.

2. Развивать умение анализировать и делать выводы о причинно – следственных связях между строением и свойствами металлов.

3. Развивать умение владеть химической терминологией, чётко формулировать и высказывать свои мысли.

4. Воспитывать коммуникативные навыки.

Основные идеи, отработанные на занятии

Организовать индивидуальную, парную и групповую работу с информационными ресурсами по изучению нового материала, с последующей взаимопроверкой, самооценкой работ.

ПСХЭ; виртуальная лаборатория, ряд напряжения металлов; учебник: «Химия 9»; интерактивная доска; презентация к уроку;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Психологический настрой на урок.

Приветствуют учителя. «Круг пожеланий», берутся за руки учащиеся одной группы с пожеланиями на урок.

Определение

темы, цели и

задач урока

Изучение нового материала:

1. Состав, строения и свойства металлов.

2. Изменение металлических свойств.

2. Металлическая решетка.

3. Специфические свойства металлов.

Рефлексия урока

Домашнее задания

Активизация знаний учащихся с использованием стратегии: «Мозговой штурм». «Ассоциации».

Корректировка, запись темы и цели урока.

Вовлечение в исследовательскую работу. Постановка проблемного вопроса. Почему металлы разные, а свойства схожие?

Установление причинно- следственной связи между составом- строением и свойствами веществ. Стратегия: «Аналогия».

Проблемный вопрос: Какой из металлов более активен. Почему?

Стратегия: «Чтение с остановкой».

Показ видео: «Взаимодействие щелочных металлов с водой».

Объяснение учителя путем вовлечения учащихся в исследовательскую беседу. Строение металлической кристаллической решетки.

Постановка проблемных вопросов.

Как кристаллическая металлическая решетка влияет на свойства металлов?

Организация работы по заполнению таблицы стратегия: «Соответствие» и « Обучение сообща».

1а; 2а, в; 3д; 4а, е;

Организация работы между группами по стратегии: «Спроси и подожди».

Организация работы по закреплению материала темы.

Сравнение заполненной схемы учащихся с образцом .

Критерии оценки: 1балл правильный ответ.

Оценка 34-31 молодец! «5»

24-17 не плохо. «3»

Организует беседу по определению учащимися домашнего задания.

Групповая работа.

Рассмотрите слайд №1: «Применение металлов». Назовите тему урока. Аргументируйте свой ответ.

Совместная постановка темы и цели урока.

Запись в тетрадь

Ресурсы: ПСХЭ; Слайд 2.

Заполнение кластера: «Общая характеристика металлов» по плану: 1) химический элемент; в) простое вещество;

Запись в тетрадь. Отчет спикера.

работ. Корректировка работы другим цветом.

Групповая работа:

Ответ на проблемный вопрос: предположения и объяснения перед показом видео;

Подтверждение правильных предположений после просмотра;

Индивидуальная работа.

По схеме: «Типы кристаллических решеток».

Парная работа. Работа с учебником. Параграф 30. Заполнения таблицы:

«Взаимосвязь свойств и строения металлов».

Групповая работа :

Выполнение мини- теста: « Самый, самый, самый…»

Взаимообмен вопросами групп.

Взаимопроверка. Самооценка.

Самооценка. Слайд 5,6.

Корректировка схемы конспекта (исправление дополнение другой ручкой).

Рефлексивный отчет

Урок химии. Тема: «Общая характеристика металлов». 9 класс.

Урок планировала провести с внедрением модулей: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, ИКТ, оценивание для обучения и оценивание обучения; обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

При проведении организационного момента создаю психологический настрой на работу. Учащиеся группы берутся за руки с пожеланием плодотворной работы на уроке.

На этапе определения темы и цели урока применяю стратегии : «мозговой штурм» показываю слайд: «применение металлов». Прошу учащихся в группах определить тему урока, дать обоснования и поставить цель урока. Учащиеся активно обсуждают, правильно называют тему урока: «Металлы», находят связь между применением и физическими свойствами металлов. Ставят цель: Найти взаимосвязь между свойствами и строением металлов. Обобщаю ответы учащихся. Учащиеся записывают в тетрадь тему и цель урока.

На этапе изучения нового материала вовлекаю учащихся в групповую работу. Учащиеся составляют кластер по теме: «Общая характеристика металлов» по плану: 1. положение металлов в ПСХЭ; 2. характеристика химического элемента; 3. строение простого вещества; 4. физические свойства; 5. химические свойства; Учащиеся обсуждают, работают с ПСХЭ, делают записи в тетрадь. Проверка кластера проходит по стратегии: «ответ по цепочке», спикер каждой группы отчитывается по одному из пунктов плана, остальные учащиеся проверяют свои работы, дополняет или исправляют ответ спикера. В тетради ученики выполняют формативное оценивание своих работ, используя ручку другого цвета.

Изучение изменение металлических свойств организую с применением стратегии: «чтение с остановкой». Использую видеофрагмент: « взаимодействие щелочных металлов с водой». Учащиеся перед просмотром делают предположения какой из щелочных металлов более активен и почему. Затем просматривают видео и на основе знаний об изменении металлических свойств, в группе делают вывод, в каком сосуде, какой металл находится. Учащиеся активно участвуют в исследовательской беседе.

Изучение строение металлической связи и кристаллической решетки провожу путем вовлечения в исследовательскую беседу по проблемным вопросам. Что такое электрический ток? Откуда у металлов свободные электроны? Какие частицы находятся в узлах металлической кристаллической решетки? Чем металлическая решетка отличается от ионной? Учащиеся самостоятельно дают определения металлической связи и кристаллической решетки. Затем по учебнику находят определения, сравнивая его со своим.

Изучение специфических свойств металлов организую работу в парах, по учебнику. Постановка проблемного вопроса вовлекает учащихся в работу. Как кристаллическая металлическая решетка влияет на свойства металлов? Организация работы по заполнению таблицы с применением стратегий: «соответствие» и « обучение сообща». Учащиеся заполняют таблицу: « связь физических свойств и строение металлической кристаллической решетки». Работа проверяется с применением формативного оценивания , самооценка по ключу ответа.

Выполнение мини теста позволяет провести формативное оценивание по стратегии: « спроси и подожди». Учащиеся находили правильный ответ и задавали его своим одноклассникам, осуществлялась одновременно взаимопроверку и самооценку учеников по правильному ответу на доске.

Закрепление материала провожу с применением эталона ответа. На доске показываю правильно заполненную схему: «общая характеристика металлов». Учащиеся проводят формативное оценивания. За каждый правильный ответ ставят один балл, исправляют и корректируют свои работы. Провожу обзор теоретического материала. Учащиеся подводят итог работы. Делают вывод о взаимосвязи состава строения си свойств металлов.

Самостоятельно определяют домашнюю работу, используя свои заполненные схемы.

Урок показал, что учащиеся могут самостоятельно изучить новый материал. При правильной организации и создании условий для работы учащимся учителем.

Общая характеристика металлов
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 352

с углубленным изучением немецкого языка

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока по теме:

«Общая характеристика металлов»

Макаровой Валерии Сергеевны

Тема урока: Общая характеристика металлов

  • раскрыть особенности строения атомов металлов
  • охарактеризовать основные физические свойства металлов
  • познакомить учащихся с нахождением металлов в природе и их значением

- умения работать с текстом, умения сравнивать строение атома и свойства простого вещества на примере сопоставления металла и неметалла

- умения устанавливать причинно-следственные связи

  • развивать эффективное внимание и аналитическое мышление, познавательную активность учащихся
  • показать значение металлов в жизни человека
  • воспитывать внимательность
  • способствовать развитию умения работать в паре
  • развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между партнерами

Тип урока: комбинированный

Педагогическая технология : Развитие критического мышления

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

периодическая система химических элементов, модели кристаллических решеток металлов, коллекция «Металлы»

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний . Определение темы урока

Ученикам предлагается обратить внимание на ряд элементов, предсталенных на презентации и найти лишнее. Обсудить в парах свой выбор и определить тему урока.
К Ва Si Fe Na Al Zn Ca

Учитель по середине доски пишет слово «Металлы» и предлагает детям вспомнить все, что они знают и помнят о данной группе простых веществ, обсудить в парах выписанные слова. (Мозговая атака)

Стадия осмысления.
Вместе с учителем учащиеся вспоминют положение металлов в периодической системе химических элементов, записывают названия групп металлов (щелочные,щелочно-земельные) ,сходящие в них вещества(обратить внимание на оксид магния и бериллия,не относящиеся к щ/з металлам, характерные степени окисления и изменение металлических и окислительных свойств по группе и по периоду.

Учащимся предлагается открыть параграф 6 (О.С.Габриелян),изучить его , заполнить и составить кластер по подтеме «Физические свойства металлов»

Простое вещество → тип связи → тип кристаллической решетки → свойства

Обсудить сначала в парах, заполнить и дополнить кластер вместе с учителем на доске.

Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенной информации для осуществления связи с другими естественными дисциплинами и применение ее в жизни обучающихся, самостоятельная работа учащихся в группах, тестирование знаний с взаимоконтролем. Отчетом о результатах работы групп станет представление классу изученной информации. Такой прием развивает информационную компетентность, взаимодействие учеников в группе и представление выделенной информации, способствует формированию коммуникативной компетенции.

ВложениеРазмер
konspekt_urok.docx 38.03 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением

  • обеспечить восприятие и осмысление учащимися основных понятий темы «металл как элемент» и «металл как простое вещество»;
  • подвести учащихся к осознанию практической значимости металлов в жизни человека;
  • создать условия для развития умения осознанно работать с источниками информации и с химическими терминами.
  • обучающая: создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе, основных способах получения и значимости металлов в жизни человека;
  • развивающая: способность развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией;
  • воспитывающая: содействовать формированию представлений и причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.

Тип урока: семинар приобретения новых знаний.

Девиз урока: «Металлы – основа цивилизации».

Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов, уметь давать общую характеристику металлов по их положению в периодической системе и строению атомов, объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки, доказывать химические свойства металлов, записывая уравнения химических реакций в молекулярном т окислительно-восстановительном виде.

Материалы и оборудование: таблицы «Виды химической связи», «Получение металлов»; коллекции металлов и сплавов; магний, цинк, алюминий, медь, железный гвоздь, медная проволока, растворы соляной кислоты, медного купороса, хлориды железа (III).

Учитель: Сегодня вы приступаете к изучению нового раздела неорганической химии – химия металлов. На уроке-семинаре вы постараетесь сами, без помощи учителя, изучить первую тему раздела «Общие свойства металлов».

В конце занятия мы попробуем доказать утверждение, которое я выбрала в качестве эпиграфа к занятию: «Металлы- основа цивилизации». Основной целью урока является приобретение вами знаний по изучаемой теме, применение полученных знаний в дальнейшем в своем образовании на уроках химии, других смежных дисциплинах, в быту, а также для будущей профессиональной деятельности.

Познакомьтесь с планируемыми результатами обучения, то есть с тем, что вы должны знать и уметь по окончании изучения раздела.

Учащиеся читают записи на доске.

Учитель: С древних времен по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), Луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Сu). Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», - и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются эти металлы.

Я хочу предложить вашему вниманию презентацию, которая называется так же, как звучит девиз нашего урока: «Металлы- основа цивилизации». Посмотрев презентацию, постарайтесь доказать, что металлы являются основой цивилизации, взяв за основу выше перечисленные металлы.

Показ компьютерной презентации.

Учитель: Переходим к основной части нашего урока. Попробуйте выделить ряд вопросов, которые надо сегодня изучить на уроке. Для этого еще раз прочитайте планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны выделить следующие вопросы: положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева, физические свойства и металлическая химическая связь, химические свойства, нахождение в природе и получение. Класс делится на 5 групп, каждая получает задание и работает по нему в течение 10 – 15 минут.

Учащиеся работают по учебнику и дополнительным источникам.

Самостоятельная работа учащихся в группах

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов металлов.

  1. Как располагаются металлы в периодической системе Д.И. Менделеева? Почему?
  2. Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?
  3. Постройте графические схемы и электронные формулы атомов лития, магния и алюминия, укажите проявляемую валентность, степень окисления и окислительно-восстановительную способность атомов этих элементов.

Физические свойства металлов и металлическая связь.

  1. Какова сущность металлической связи?
  2. Чем отличаются по строению и свойствам кристаллические решетки металлов от ионных и атомных?
  3. Объясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи (основные физические свойства выпишите на доске и схематично зарисуйте металлическую кристаллическую решетку).

Нахождение металлов в природе и основные способы их получения.

  1. В виде каких соединений встречаются металлы в природе? Выпишите на доске формулы природных соединений калия, магния, хрома, цинка.
  2. Как металл можно получить в чистом виде? Приведите соответствующие уравнения химических реакций 9уравнения реакций напишите на доске и укажите окислитель и восстановитель).

Химические свойства металлов.

  1. Какую роль играют металлы в окислительно-восстановительных процессах?
  2. Приведите примеры химических реакций взаимодействия металлов: а) с галогенами; б) с кислородом; в) с серой; г) с водой; д) с раствором кислоты; е) с солями. Уравнения реакций выпишите на доске и составьте к ним электронный баланс.
  3. Какие сведения о химических свойствах металлов можно узнать из ряда напряжений металлов?

Химические свойства металлов (лабораторные опыты).

Просьба придерживаться инструкции!

Взаимодействие металлов с растворами кислот.

К пробиркам с металлами магнием, цинком, алюминием и медью прилейте по 1 мл раствора соляной кислоты (HCl). Объясните происходящие процессы, используя знания о ряде напряжений металлов и о скорости химической реакции. Составьте уравнения происходящих реакций с учетом процессов отдачи и присоединения электронов, напишите на доске и в тетради.

Взаимодействие металлов с растворами солей.

В пробирку с раствором сульфата меди (II) CuSO 4 положите железный гвоздь, а с раствором сульфата железа (II) FeSO 4 – медную проволоку. Через 5 минут опишите происходящее в обеих пробирках. Чем объяснить эти явления? Составьте уравнения химических реакций.

Меры предосторожности при работе с едкими веществами

  1. При наливании кислоты будьте осторожны! Пробирку и склянку держите над столом.
  2. Держите склянку так, чтобы этикетка была повернута к ладони.
  3. Если Вы случайно прольете кислоту, обратитесь у учителю.

В данной части урока в течение 10 – 15 минут идут обсуждение результатов работы в группах. От каждой группы выступают по 2 – 3 человека поочередно, 1 человек делает требуемые записи на доске. В процессе выступления очередной группы члены других групп задают вопросы и делают краткие записи в своих тетрадях. В каждой группе выбирается старший ученик из числа хорошо и отлично успевающих по предмету. Он в ходе совместной работы помогает находить требуемый материал по источникам информации, составлять уравнения реакций и предварительно оценивает работу каждого члена группы.

Учитель: давайте проанализируем вашу работу в группах.

Слово предоставляется каждому старшему каждой из 5 групп.

Учитель: Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке? Какие их этих вопросов вам показались наиболее трудными? Все ли планируемые результаты обучения нами достигнуты? Какую оценку вы бы поставили себе за участие в работе групп?

(Оценка показывается учащимися с помощью цветовых сигналов: «красный» - отлично, «синий» - хорошо, «зеленый» - удовлетворительно).

Учитель: поставьте эту оценку себе в тетрадь на полях. Чтобы увидеть, какие знания вы получили по теме «Общие свойства металлов», проведем тестирование.

Тестовый контроль знаний по теме:

«Общие свойства металлов»

  1. Из предложенных элементов к металлам относятся:

а) калий; б) марганец; в) гелий; г) углерод.

  1. В образовании металлической связи принимают участие…
  2. Более яркими металлическими свойствами обладает:

а) натрий; б) магний; в) алюминий.

4. Выберите наиболее тугоплавкий металл:

а) Al; б) Cu; в) W; г) Au.

5. Установите соответствие:

Металлы Реакции с серной кислотой

а) платина а) выделяется водород из разбавленной кислоты

б) алюминий б) не идет

в) медь в) взаимодействует с концентрированной кислотой при

6. Из предложенных возможна реакция:

б) Cu + Al 2 (SO 4 ) 3 =

а) хлор; б) алюминий; в) неон; г) ванадий.

  1. В образовании металлической кристаллической решетки принимают участие…
  2. Более яркими металлическими свойствами обладает:

а) литий; б) натрий; в) калий.

4. Выберите наиболее пластичный металл:

а) калий а) выделяется водород из разбавленной кислоты

б) золото б) не идет

в) ртуть в) взаимодействует с концентрированной кислотой

а) Sn + Pb(NO 3 ) 2 =

б) Ag + Mg(NO 3 ) 2 =

в) Au + Pt(NO 3 ) 2 =

1 вариант: 1- а), б); 2 – атомы, ионы, свободные электроны; 3 – а); 4 – в); 5- а) б), б) а), в) в); 6 – а)

2 вариант: 1 – б), г); 2 – атомы, ионы, свободные электороны; 3 – в); 4 – г); 5 – а) а); б) б); в) в); 6 – а).

Учитель: Скажите, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы кзнали о металлах, их строении и свойствах? Могут ли пригодится приобретенные знания о металлах в вашей жизни? Почему же металлы называют основой цивилизации?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты.


Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб.

Презентация к уроку изучения нового материала "Свойства числовых неравенств"

Презентация "Свойства числовых неравенств" к уроку изучения нового материала по алгебре, 8 класс по учебнику под редакцией Теляковского. Историческая справка.


Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС.


Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается.


Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос.


Технологическая карта урока по теме «Свойства равнобедренного треугольника». Изучение нового материала (геометрия, 7 класс, УМК Атанасяна).

Технологическая карта урока геометрии для 7 класса, разработана в соответствии с ФГОС ООО и орентирована на работу с учебником Л.С.Атанасян.

Урок "Металлы, общая характеристика" (9 класс)

- Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся о металлах: зависимость свойств металлов от строения их атомов; специфичность физических и химических свойств простых веществ металлов и их соединений, практическое применение металлов и их соединений

- Закреплять умения максимально эффективно работать с тестовыми заданиями

Развивающая :

- Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли и делать выводы

Воспитательная:

- Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:

1) объективность и реальность окружающего мира;

2) причинно-следственные связи между явлениями;

3) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта;

4) истинность научных знаний и законов природы

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся учатся характеризовать:

  1. химические элементы-металлы на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  2. связь между составом, строением и свойствами металлов и объяснять закономерности изменения свойств металлов в пределах главных подгрупп,
  3. Метапредметные:

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету, развивают умения слушать и слышать другое мнени е

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

обучающихся

1. Организационный момент с элементом психологической настройки на работу

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Все ли готовы к уроку?

На слайде- планеты Солнечной системы

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах

Все, от песчинок малых, до планет

Из элементов состоит единых…

-Как вы думаете, как связана тема нашего урока с изображением Солнечной системы, которое вы видите на экране?

Алхимики считали, что

Семь …создал свет

По числу семи планет…

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец.

Помни! Сера им отец.

И спеши мой друг узнать-

Всем им ртуть родная мать!

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Учитель открывает тему урока на доске

Пользуясь учебником, расскажите о положении металлов в Периодической таблице Менделеева

Какова, по вашему мнению, цель сегодняшнего урока?

Химия - это наука о …….

Что интересует человека о веществе?

строение - свойства – применение (Запись на доске учителем)

Высказывают мнения по теме урока

Ответ учащихся- металлы (записывают тему урока в тетради)

- Металлы расположены в IA подгруппе (щелочные металлы), IIA –щелочно-земельные , IIIA алюминий, VIII Б –железо

Формулируют цель урока и записывают в тетрадь

-Обобщить знания о металлах

Учащиеся высказывают свои мнения

Вывод: строение - свойства - применение

3. Этап актуализации зоны усвоения оптимальных знаний

Давайте проанализируем имеющиеся у вас знания о строении металлов через приём «да-нет». Рядом с утверждениями ставить «+», если да, и «-», если нет. В результате данной работы мы должны создать портрет элемента-металла

1. Атомы металлов имеют 1-3 внешних электронов.

2. Металлы главных подгрупп имеют в соединениях постоянные степени окисления, а металлы побочных подгрупп переменные степени окисления.

3. Радиус атома металлов меньше радиуса атомов неметаллов.

4. Металлы восстановители, т.е легко отдают электроны в химических реакциях

5. Железо – элемент побочной подгруппы, поэтому во всех соединениях имеет постоянную степень окисления +2.

6. Все металлы имеют металлическую связь, металлическую кристаллическую решетку

7. В кристаллических решетках металлов есть свободные атомы и ионы металлов и неподвижные электроны.

8. Металлические свойства, с возрастанием порядкового номера, в периоде увеличиваются, а в главных подгруппах уменьшаются

Учащиеся работают индивидуально, при анализе читают вслух и говорят «да» или «нет» и объясняют почему.

Создание вывода «Металлы»

-1-3 внешних электронов

-большой радиус атома

- металлическая кристаллическая решетка

- Учащиеся высказывают мнения о том , что у металлов 1-3 внешних электронов, радиус атома металла намного больше радиуса атома неметалла, они восстановители. У всех металлов металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь.

Записывают это в тетрадь

Рассмотрите коллекцию «Металлы»

Перечислите общие физические свойства металлов и объясните, чем они обусловлены.

Свойства: твердые (кроме ртути), серебристо-белого цвета, пластичные

Под музыку проводит один из учеников класса.

Игровой момент «Тёмный ящик» На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:

· 1. Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

· 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

  • 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.
  • 4.Сырьём для получения этого металла служит бокситы.
  • 5. Его называют « крылатым металлом»

В коробочке – алюминиевая ложка.

4. Этап формирования новых знаний (организация учебной деятельности учащихся)

Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

Работа с информационным текстом

1. Греческое слово «металлон» имело значение «земляные работы», а позднее «шахты», « рудники». В латинском языке в виде французского «металь» перекочевало в Россию

2 Металлургические комбинаты, флагманы отечественной металлургии, производят чугун и сталь из железных руд, восстанавливая их угарным газом или водородом

3. Чугун- это сплав железа с углеродом массовой долей больше 2%, Сталь- сплав железа с углеродом массовой долей меньше 2%. Бронза-это сплав меди с оловом. Латунь-сплав меди с цинком.

4. В зависимости от положения в электрохимическом ряду напряжений металлы реагируют с неметаллами, водой, разбавленными и концентрированными кислотами, растворами солей

5. Самые активные из металлов - щелочные . Они окисляются до пероксидов (кроме лития), горят в воде, с кислотами реагируют со взрывом.

6. Многие соединения металлов носят тривиальные названия: карбонат кальция-мел, гидроксид кальция- гашеная известь, гидроксид натрия – каустик, гидрокарбонат натрия – пищевая сода и т.д.

7. Алюминий и его соединения имеют амфотерный характер, поэтому растворяются и в кислотах и в щелочах.

8. Генетическая связь между металлами и их соединениями заключается в следующем:

а) активный металл---основный оксид---щелочь---соль

б) металл---основный оксид---соль---основание---основный оксид

Для закрепления новой информации выполним тестовую работу по вариантам и дать объяснение каждого ответа (написать уравнения реакций)

Читают задание. Обсуждают. Выполняют его и результаты записывают в тетрадь.

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а)Fe; б) Al; в)Zn. г) Сu

Вариант 2

1. При горении натрия на воздухе образуется :

а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.

2. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

3. 3.С соляной кислотой быстрее всех будет взаимодействовать:

а) железо б) алюминий

в) магний г) медь

«Ум заключается не только в знаниях, а в умении их применять» Аристотель

Как известно, практика- критерий истины и значимость знаний для каждого из нас в умении их применения.

Важны для человека не только сами металлы, но и их соединения.

Задание: Весной стволы плодовых деревьев белят гашеной известью. Почему?

Это имеет не только эстетическое значение, но и защищает стволы от солнечных ожогов, уничтожает вредителей, зимующих в древесной коре.

При работе с гашеной известью не забудьте защитить свою кожу от химического ожога резиновыми перчатками .

В укреплении здоровья важная роль отводится металлам-натрий, калий, кальций, железо и другие. Они играют важнейшую биологическую роль в нашем организме.

Задача. Известно, что массовая доля железа в организме человека составляет 0,005 %. Рассчитай сколько г железа содержится в организме массой 60 кг.

Металлы – это боевая техника, которой гордится каждый россиянин во время парада на Красной площади ко Дню Великой Победы.

Но это еще и многочисленные нити, вплетенные в ткань нашей духовной культуры - Царь-Пушка и Царь-Колокол Московского Кремля, Медный всадник и дивные решетки Летнего сада в Санкт-Петербурге, волшебный звон колоколов, товарно-денежное обращение и многое многое другое.

5. Этап закрепления знаний

Алхимики считали:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет….

-А известно ли вам соответствие между металлами и планетами? (ответ должен содержать ту же последовательность названий металлов как в стихотворении и записан в тетради.)

-Почему так утверждали алхимики?

1.Венера-медь

2.Марс-железо

3.Луна-серебро

4.Солнце-золото,

5.Юпитер-олово,

6.Сатурн-свинец,

7.Меркурий-ртуть,

- Алхимики считали, что под влиянием лучей

планет в недрах земли рождаются эти металлы

6. Этап подведения итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания

Предлагаю составить синквейн к словам металл, урок.

1-понятие (имя существительное)

2- два прилагательных

4- предложение из четырех слов

5 –существительное, выражающее сущность данного понятия

Оцените каждый свою работу на уроке и поставьте отметку в тетрадь

· Считаете ли вы полезной полученную на уроке информацию?

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым , пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»

Сегодня мы попытались создать «портрет металлов» из тех фактов, которые были вам известны, и из новых сведений. Надеюсь, это у нас получилось .

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, работы с дополнительной литературой. В урок может быть добавлен материал, найденный в Интернете.

ВложениеРазмер
metally.ppt 221.5 КБ
obshchie_svoystva_metallov.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

(урок в 9 классе)

Тип урока : урок – семинар по получению новых знаний

Цель урока: 1) систематизировать знания о металлах; 2) отработать умение работы с учебником и дополнительной литературой; 3) закрепить умение работать в группах; 4) использовать возможности электронных носителей информации.

1 этап – актуализация знаний: вступительное слово учителя, определение задач урока.

Эпиграфом нашего урока можно взять слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Металлы – светлое тело, которое ковать можно».

Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить все, что мы уже знаем о металлах, и познакомиться с особенностями металлов – химических элементов и простых веществ.

Сначала несколько загадок

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.

И в честь меня был назван даже век,

Когда был очень счастлив человек.

Что нынче в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. (золото)

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: имя моё-… (медь)

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем,

Зовусь я …….. (алюминием)

  1. По нахождению в природе металлы делятся на самородные (золото, серебро, железо) и рудные.
  2. Черные (железо, хром, марганец) и цветные.
  3. Тугоплавкие (вольфрам) и легкоплавкие(ртуть).
  4. Легкие (литий) и тяжелые(осмий).
  5. Макроэлементы (алюминий, железо), микро- и рассеянные элементы.

Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить в течение 5-10 минут. Затем представители группы расскажут о том, что они подготовили по заданиям. Все остальные ребята должны записывать основные мысли. Для простоты работы я подготовила несколько слайдов, отражающих материал по группам.

*Распределение ребят по группам может быть по добровольному принципу, а может быть по силам. Задания для 1 и 3 групп проще, а для 2 и 4 – сложнее, с использованием дополнительной литературы.

2 этап – работа в группах

Задания для групп

Задание для 1 группы « Химические элементы металлы»

  1. Положение металлов в Периодической системе элементов.
  2. Строение атомов металлов.
  3. Прогнозируемые свойства металлов.

Задание для 2 группы «Металлическая связь»

  1. Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?
  2. Что такое металлическая связь?
  3. Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?
  4. Прогноз о прочности металлической связи.

Задание для 3 группы «Простые вещества металлы (физические свойства)»

  1. Определить причины, обуславливающие физические свойства металлов.
  2. Перечислить физические свойства металлов.
  3. Перечислить области применения металлов, основанные на данных физических свойствах.

Задание для 4 группы «Ряд активности металлов (химические свойства)»

  1. Какие свойства проявляют металлы, окислителей или восстановителей?
  2. На что указывает место металла в ряду активности металлов?
  3. Чему металлы передают свои электроны? (С чем реагируют металлы?)

3 этап – выступление каждой группы по 3-5 минут. Показ презентации.

Химические элементы – металлы

  1. 89 элементов Периодической системы элементов являются металлами
  2. Металлы находятся в 1-3 группах и В-подгруппах остальных групп
  3. На внешнем электронном слое металлов чаще всего 1-3 электрона
  4. Атомы металлов легко отдают внешние электроны, проявляя свойства восстановителей
  1. Связь между атомами осуществляется за счет электронов внешнего слоя. У металлов они отрываются от атомов, превращая их в положительные ионы
  2. Металлическая связь – связь между положительными ионами металлов и общими свободными электронами ( «электронный газ»)
  3. Сходство металлической связи с ионной – наличие ионов, с ковалентной – общие электроны
  4. Металлическая связь – прочная связь

Простые вещества металлы (физические свойства)

  1. Физические свойства металлов определяются металлической кристаллической решеткой
  2. Все металлы твердые, непрозрачные, блестящие, ковкие (пластичные), теплопроводные, электропроводимые
  3. Применение металлов: электроэнергетика, электротехника, электроника, тяжелая и легкая промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, медицина, строительство, быт, пищевая промышленность

Ряд активности металлов (химические свойства)

  1. Металлы в химических реакциях являются восстановителями: Ме 0 -nē→Me +n
  2. Место металла в ряду активности определяет, с какой силой металл отдает свои валентные электроны
  3. Металлы отдают электроны окислителям: взаимодействуют с неметаллами, Н 2 О, кислотами, солями, оксидами металлов

4 этап – первоначальное закрепление материала, демонстрационные опыты

2 Mg + O 2 = 2 MgO (демонстрация)

3Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

2 Na + S = Na 2 S

2 Na + 2 H 2 O = 2 NaOH + H 2 ↑ (демонстрация)

Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑

* C азотной кислотой и концентрированной серной кислотой металлы реагируют по-особому.

3) Взаимодействие металлов с солями и оксидами металлов

Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4 (демонстрация)

Al 2 O 3 + 2 Fe = Fe 2 O 3 + 2 Al (термитная смесь)

5 этап – подведение итогов урока

  1. Прошу подумать и произнести пословицы, поговорки, отрывки из песен и стихов, в которых речь идет о металлах.
  1. Слово – серебро, а молчание – золото
  2. Не всё то - золото, что блестит
  3. Люди гибнут за металл
  4. Железная воля, стальной характер

Какие свойства металлов отмечаются в этих фразах?

  1. Что нового мы узнали на этом уроке о металлах, а что было нам знакомо? На каких вопросах необходимо остановиться подробнее на следующем уроке?
  2. Домашнее задание
  1. Коллекции «Металлы», «Горные породы»
  2. Таблицы «Распространенность химических элементов» «Металлическая связь»
  3. Химические реактивы:Mg, Na, Fe(гвоздь), CuSO 4 (р-р), вода в кристаллизаторе, раствор фенолфталеина, спиртовка, спички
  4. Дополнительная литература:
  1. Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия», М. АСТ-ПРЕСС, 1999
  2. Л. Ю. Аликберова, Б. Д. Степин «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», М. Дрофа, 2002
  3. «Книга для чтения по неорганической химии», составитель В.А.Крицман, М. Просвещение, 1993
  1. Приложение – презентация по материалу урока.
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

Проценты. 5 класс. Урок изучения нового материала.

Разработка содержит конспект урока, презентацию к уроку, выступление учащегося и его презентацию.

Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенн.


Правильные и неправильные дроби. 5 класс урок изучения нового материала

презентация к уроку математики 5 класс учебник Никольский С.М. Правильные и неправильные дроби. урок изучения нового материала.


Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео.

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме. Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал.

Читайте также: