Опиливание заготовок из металла и пластмассы 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя Школа №12"
тема:
«Опиливание заготовок из металла и пластмассы»
Составил: учитель технологии
Уразаев Ирик Сагитович.

Опиливание — это срезание с заготовок небольшого слоя металла (припуска) с помощью напильников для получения точных размеров, указанных в чертеже. Напильники изготавливают из инструментальной стали. Они отличаются один от другого формой поперечного сечения, видом насечки, числом зубьев насечки на 10 мм длины, длиной рабочей части

Промышленность выпускает напильники шести номеров — 0, 1, 2, 3, 4, 5. Напильники номер О и 1 — рашпили— имеют крупную насечку: 5. 12 зубьев на 10 мм длины. Их применяют для грубой обработки.
Толщина снимаемого слоя металла за один ход напильника 0,2. 0,5 мм
Напильники номер 2 и 3 — личные — имеют среднюю насечку: 13. 26 зубьев на 10 мм длины.
Напильники номер 4 и 5 — бархатные — имеют 42. 80 зубьев на 10 мм длины и применяются для чистовой доводки и шлифования поверхностей.
Напильники бывают длиной от 100 до 400 мм
При опиливании мелких деталей или зачистке заготовок в труднодоступных местах применяют надфили — небольшие напильники длиной 80. 160 мм, толщиной или диаметром 2. 3 мм. Надфили имеют насечку 20. 112 зубьев на 10 мм

По форме сечения (профиля) напильники бывают плоские
полукруглые
квадратные
трехгранные
круглые
ромбические
ножевые
Как вы знаете, криволинейные поверхности деталей машин подразделяются на выпуклые и вогнутые. Например, носок молотка — выпуклая криволинейная поверхность. А у закругленной части отверстия для ручки поверхность вогнутая. Обрабатывают плоские и криволинейные поверхности по специальным правилам напильниками различных видов и форм.

Напильники бывают с
одинарной.
двойной
рашпильной насечками
Каждая насечка — зуб напильника — имеет форму клина (клиновидную форму имеют также зубья ножовки и режущая кромка зубила

Приемы опиливания заготовок:
поперечное
продольное;
перекрестное;
круговое
При опиливании следует время от времени менять приемы опиливания: поперечное; продольное; перекрестное; круговое.
При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают одну (базовую), а затем размечают положение другой плоскости и опиливают её.

Опиливание плоских поверхностей — одна из самых сложных слесарных операций. Сборку деталей машин часто невозможно выполнить без опиливания деталей. Если слесарь хорошо владеет навыками опиливания, то он может хорошо опилить плоские и криволинейные поверхности. При этом необходимо соблюдать правила безопасной работы.

Правила безопасной работы при опиливании:
Запрещается работать напильником без ручки.
Перед началом работы проверить, прочно ли насажена ручка на хвостовик напильника.
Надежно закреплять заготовку в тисках.
Не захватывать носок напильника левой рукой, чтобы не поранить ее о заготовку.
Не проверять качество зачистки заготовки, проводя пальцами по ее кромке.
При зачистке заготовки шлифовальной шкуркой надевать рукавицу на руку, которая держит заготовку

Какие работы выполняют бархатным напильником
Перечислите правила безопасности при опиливании.
Какие бывают напильники в зависимости от формы поперечного сечения?
Что общего между напильником и ножовкой
Какие способы опиливания поверхностей вы знаете?
В чем особенность рашпиля?
Что такое надфиль
Ответить на вопросы:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

§ 21. Опиливание заготовок из металла и пластмассы

Опиливание — это срезание с заготовок небольшого слоя металла (припуска) с помощью напильников для получения точных размеров, указанных в чертеже.

Напильники изготовляют из инструментальной стали. Их различают по форме поперечного сечения, виду насечки, числу зубьев насечки на 10 мм длины, длине рабочей части.

По форме поперечного сечения напильники бывают плоские, полукруглые, квадратные, трёхгранные, круглые, ромбические и ножевые (рис. 75).


Рис. 75. Виды напильников по форме поперечного сечении и примеры их применения: а — плоский; б — полукруглый; в — квадратный; г — трёхгранный; д — круглый; е — ромбический; ж — ножевой

Напильники могут быть с одинарной, двойной и рашпиль-ной насечками (рис. 76). Каждая насечка — зуб напильника — имеет форму клина (клиновидную форму имеют также зубья ножовки и режущая кромка зубила).


Рис. 76. Формы насечек напильников: а — одинарная; б — двойная; в — рашпильная

Промышленность выпускает напильники шести номеров — 0, 1, 2, 3, 4, 5. Напильники номер 0 и 1 — драчёвые — имеют крупную насечку: 5. 12 зубьев на 10 мм длины. Их применяют для грубой обработки. Толщина снимаемого слоя металла за один ход драчёвого напильника 0,2. 0,5 мм.

Напильники номер 2 и 3 — личные — имеют среднюю насечку: 13. 26 зубьев на 10 мм длины. Этими напильниками работают, когда основной слой металла уже снят драчёвым напильником. Толщина снимаемого слоя металла за один ход личного напильника 0,1. 0,3 мм.

Напильники номер 4 и 5 — бархатные — имеют насечку 42. 80 зубьев на 10 мм длины и применяются для чистовой доводки и шлифования поверхностей. Они снимают слой металла толщиной 0,005. 0,01 мм.

Напильники бывают разной длины: от 100 до 400 мм. При опиливании выбирают напильник примерно на 150 мм длиннее обрабатываемой заготовки.

При опиливании мелких деталей или зачистке заготовок в труднодоступных местах применяют надфили (рис. 77). Это небольшие напилышки длиной 80. 160 мм, толщиной или диаметром 2. 3 мм. Надфили имеют насечку 20. 112 зубьев на 10 мм длины.


Рис. 77. Надфили

Рабочая поза при опиливании такая же, как и при зачистке заготовок. Закругленная часть ручки напильника должна упираться в ладонь правой руки. Левую руку кладут сверху на носок напильника, отступив от края 20. 30 мм.

При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают одну плоскость, которую принимают за базовую. Затем размечают положение другой плоскости и опиливают её.

При обработке заготовок следует время от времени изменять направление движения напильника. Например, после применения поперечного опиливания (рис. 78, а), позволяющего снимать большие припуски, применяют продольное опиливание (рис. 78, б), которое обеспечивает прямолинейность обрабатываемой плоскости.


Рис. 78. Приёмы рпиливания заготовок: а — поперечное; 6 — продольное; в — круговое; г — перекрёстным штрихом

Круговое опиливание (рис. 78, в) применяют для снятия небольших припусков при окончательной отделке поверхности.

Можно опиливать заготовку косым штрихом слева направо, затем поперечным и в завершение косым штрихом справа налево. Эта обработка называется опиливанием перекрёстным штрихом (рис. 78, г).

При опиливании заготовок из сортового проката необходимо строго соблюдать правила безопасной работы. Они такие же, как при зачистке деталей из тонколистового металла и проволоки.

При опиливании заготовки из пластмассы драчёвые напильники и напильники с рашпильной насечкой, как правило, не применяют. Предварительное опиливание ведут личными напильниками, а окончательную доводку выполняют бархатными. Мелкие элементы заготовки обрабатывают надфилями.

§ 19. Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой

Заготовки из сортового проката разрезают слесарной ножовкой (рис. 68). Основными деталями ножовки являются рамка 2, ножовочное полотно 4 и хвостовик с ручкой 6.

Ножовочное полотно представляет собой тонкую полоску из инструментальной стали с двумя отверстиями на концах. На одной или двух кромках полотна нарезаны зубья, имеющие наклон в одну сторону. Ножовочное полотно крепится к рамке штифтами 7 и натягивается натяжной гайкой 1. При этом зубья должны быть направлены в сторону, противоположную ручке.

Натяжение ножовочного полотна не должно быть очень сильным или очень слабым, так как это может привести к его поломке. Как и у столярных ножовок, зубья ножовочного полотна слесарной ножовки немного разведены, чтобы уменьшалось их трение о стенки пропила.


Рис. 68. Ручная слесарная ножонка: 1 — гайка; 2 — рамка; 3 — подвижная головка; 4 — ножовочное полотно; 5 — неподвижная головка; 6 — хвостовик с ручкой; 7 — штифты

Заготовку прочно закрепляют в тисках и в месте резания делают небольшой пропил трёхгранным напильником, чтобы полотно не скользило по её поверхности. Место резания располагают на расстоянии 10. 15 мм от края губок.

Во время работы нужно принять правильную рабочую позу и держать ножовку двумя руками (см. рис. 69). При движении ножовки вперёд (рабочий ход) зубья режут металл, а при обратном движении (холостой ход) — не режут. Поэтому при рабочем ходе нужно перемещать ножовку с лёгким нажимом на заготовку, а при холостом — без нажима.


Рис. 69. Работа ножовкой: а — положение корпуса; 6 — положение рук

Ножовку следует перемещать по заготовке таким образом, чтобы в резании участвовала вся длина ножовочного полотна. В этом случае износ полотна будет равномерным, и полотно прослужит дольше.

Резать полосовой металл легче по узкой стороне. Однако толщина полосы не должна быть меньше расстояния между тремя зубьями полотна, иначе зубья поломаются. Если же толщина заготовки меньше этого расстояния, то её закрепляют в тиски между двумя деревянными брусками и затем разрезают вместе с брусками.

Если заготовка имеет большую длину и рамка упирается в её торец, то ножовочное полотно поворачивают на 90° по отношению к рамке и продолжают работу (рис. 70).


Рис. 70. Резание ножовкой: а — без поворота полотна; б — с поворотом полотна на 90°

На предприятиях сортовой прокат режут с помощью механических ножовок (рис. 71), дисковых или ленточных пил.


Рис. 71. Механическая ножовка: 1 — станина: 2 — стол: 3 — машинные тиски: 4 — ножовочное полотно: 5 — хобот; 6 — электродвигатель

Слесарную ножовку, имею щую мелкие зубья, можно применять для разрезания заготовок из пластмассы, например из органического стекла. Чтобы не повредить пластмассовую заготовку при закреплении в тисках, её зажимают в губках тисков между двух кусочков фанеры.

  1. Надёжно закреплять заготовку в тисках.
  2. Работать плавно, без рывков.
  3. Ручка ножовки должна быть исправной и плотно насаженной на хвостовик.
  4. Заканчивая резание, необходимо ослабить нажим на ножовку, поддержать часть заготовки, которую отрезаем.
  5. Нельзя сметать металлическую стружку или опилки рукой. Нужно пользоваться специальной щёткой.

Практическая работа № 19

Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой

  1. По указанию учителя разметьте одну из заготовок: отвёртки (см. рис. 61, а), шаблона для контроля углов (см. рис. 61, 6), кронштейна (см. рис. 67, в), подвески (см. рис. 67, г), приспособления для изготовления заклёпок (см. рис. 62), нутромера (см. рис. 67, д), пластмассового корпуса вешалки-крючка (см. Приложение, рис. 115) — или детали своего творческого проекта.
  2. Закрепите заготовку в тисках.
  3. Разрежьте заготовку.
  4. Проверьте размеры заготовки по чертежу.

Найдите в Интернете и ознакомьтесь с современными универсальными ножовками. Скопируйте их изображения для размещения в электронной библиотечке школьной мастерской.

Опиливание заготовок из металла и пластмассы
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для опиливания заготовок из сортового проката и пластмасс, приёмами опиливания напильниками, правилами безопасной работы.

ВложениеРазмер
opilivanie_6_kl.docx 22.8 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Урок 25. Опиливание заготовок из металла и пластмассы

Цели урока: ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для опиливания заготовок из сортового проката и пластмасс, приёмами опиливания напильниками, правилами безопасной работы; формирование у шестиклассников умений и навыков качественно опиливать детали и готовые изделия из металлов и пластмасс; развитие аккуратности и точности, воспитание трудолюбия.

Ожидаемый учебный результат:

• общее представление об опиливании заготовок из метал ла и пластмасс, правилах безопасной работы;

• приобретение опыта самостоятельного опиливания заготовок из металла и пластмассы по разметке;

• развитие сенсорной и двигательной сферы учащихся;

• приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: школьные учебные мастерски с, кабинет ручной обработки металлов.

Дидактические средства обучения: слесарный верстак, тиски, напильники, крупнозернистая и мелкозернистая шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, проволочная щётка, разметочные инструменты, образцы опиленных заготовок, заготовки из сортового проката и пластмассы для выполнения практической работы № 21, учебник (§ 21), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос демонстрация инструментов и приёмов опиливания, работа с книгой, практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: материалы фронтального опроса, содержащиеся в разделе «Проблематизация» (см. ход урока), визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), чертежи деталей, технологические карты, заготовки из сортового проката.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. I задания 21 из рабочей тетради, практическая работа № 21 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 21 из рабочей тетради, практическая работа № 20 из учебника.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстративные материалы, динамические модели).

Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.

Единая коллекция образовательных ресурсов

Технология. Учебное электронное издание.

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

  1. Опиливание заготовок из металла . Модуль предназначен для изучения опиливания — одного из этапов технологического процесса изготовления изделий из металла. Включает в себя информацию о методах опиливания для узких и широких плоскостей.

Сопровождается фото- и видеоматериалами. Для закрепления по лученных знаний рекомендуется выполнить задание для самопроверки.

2. Разновидности напильников. Модуль предназначен для изучения различных видов насечек и форм рабочей части напильников. Сопровождается фото- и видеоматериалами. Для закрепления полученных знаний модуль включает в себя задание для самопроверки.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы.

Как выглядит не зачищенная поверхность заготовки из сортового проката?

Рассмотрите кромку только что разрезанной или вырублен ной заготовки из сортового проката. Требуется ли здесь обработка?

В каком случае поверхность получится более гладкой: при обработке напильником или мелкозернистой шлифовальной шкуркой?

2. Введение нового материала

Учитель объясняет учащимся, что такое опиливание заготовок. Отличие опиливания от зачистки металлических дета лей, которую ученики выполняли в 5 классе, заключается в том, что при зачистке предполагается снятие с поверхности небольшого слоя металла, заусенцев, окалины или ржавчины для улучшения внешнего вида детали. А опиливание предусматривает срезание с заготовки слоёв металла (припусков) необходимой величины (иногда достаточно больших) для получения точных размеров детали, указанных в чертеже.

Для опиливания применяют уже известные учащимся инструменты — напильники, но на данном уроке учитель знакомит школьников с их различными типами, что необходимо для правильного выбора инструмента при выполнении чернового и чистового опиливания.

Учитель показывает на подготовленных образцах из сортового проката качество поверхностей, полученных с помощью напильников различных типов, напоминает, какую рабочую позу необходимо принять при опиливании заготовок (стоять перед тисками прямо, вполоборота под углом 45° к кромке стола верстака).

Тех. карта урока 6 класс. Тема урока: Опиливание заготовок из металла и пластмассы.

Закрепить знания о технологической операции - опиливание; познакомить с устройством слесарного инструмента, способами защитной и декоративной отделки изделий из металла и пластмассы; учить выполнять опиливание с соблюдением правил безопасности, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к предмету

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы

Объяснительно-иллюстративный; практический/индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Опиливание, надфили, бархатный напильник, воронение

Образовательные ресурсы

Наглядно-демонстрационный материал

Напильники, образцы изделий

Оборудование

 Учебник «Технология»; напильники, заготовки изделий

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: закрепят знания о технологической операции - опиливание; изучат устройство слесарного инструмента; научатся выполнять опиливание с соблюдением правил безопасности; узнают о способах защитной и декоративной отделки изделий из металла и пластмассы.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные - научатся наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы;

коммуникативные - научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя; воспринимают мнение других.

Личностные : проявляют интерес к новым знаниям

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организа-ции взаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежу-точный контроль

 Организацион-ный момент

Провернет готовность обучающихся к уроку

- Сегодня на уроке вы узнаете, каким способом обрабатываются металлические заготовки и какие технологические операции вам нужно освоить, чтобы изготовить какое-либо изделие

Слушают учителя, отвечают на вопрос

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Изуче-ние нового мате-риала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Промышлен-ные способы обработки металлов». Просмотр мультимедийной презентации

- Обработка металла человеком осуществляются более пяти тысяч лет. На заре кузнечного дела использовались мягкие металлы, которые легко было обрабатывать. В ювелирном деле с давних времен использовали (что?) золото и серебро, а для создания орудий труда и качественного оружия применяли (какой металл) медь, а значительно позже стали обрабатывать железо, как более трудоемкий материал. В основном обработка металла была низкокачественной и очень небольшой по объему производства. Но с каждым десятилетием потребность в качественном металле стремительно возрастала, и к началу двадцатого века объем плавки металла достиг двадцать восемь миллионов тонн. (Продолжение рассказа см. ресурсный материал к уроку)

Слушают учителя, анализируют информацию; смотрят презентацию, отвечают на вопросы

Познавательные: извлекают необходимую информацию

из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; слушают учителя

Познавагельно-информацион-ная беседа «Опиливание как технологическая операция»

-- Опиливание металлов и пластмасс при помощи напильников - наиболее распространенный способ ручной обработки металлов резанием. Опиловочные работы подразделяют на такие виды: опиливание плоскостей, опиливание криволинейных поверхностей, распиливание отверстий и пазов. ПРИ опиливании можно достичь высокой точности обработки деталей, при которой отклонение от заданного размера не будет превышать 0,04 мм. (Продолжение см. ресурсный материал к уроку)

учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников. Познавательные: умеют наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Устройство и настройка

ручного слесарного инструмента»

- Под понятие «слесарный инструмент» попадает очень широкий набор разнообразных инструментов. Мы же сегодня рассмотрим устройство напильника. Что же такое напильник') Напильник - это брусок из твердой инструментальной стали, на плоскостях которого насечены зубья. Каждый зуб напильника является маленьким резцом, который врезается в металл

и снимает тоненькую стружку с опиливаемой поверхности. Напильники различают по форме профиля поперечного сечения. (Продолжение рассказа - см. ресурсный материал к уроку.)

Слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя; воспринимают мнение других.

Познавательные: умеют наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы

Изучение устройства слесарного инструмента. Выполнение задания

Демонстрирует инструменты и предлагает обучающимся найти отличие между разными видами напильников

Находят отличия между разными видами напильников

Познавательные: умеют наблюдать, анализировать информацию

Демонстрация приемов работы

Показывает приемы работы

Наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы работы

Беседа «Правила безопасного выполнения работ»

Организует беседу по правилам безопасной работы nри опиливании

Слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы

слушать одноклассников, учителя; воспринимают мнение других.

Познавательные: делают выводы

Познавательно-информационная беседа «Защитная и декоративная

отделка поверхности изделий из металлов»

- Готовое изделие требует отделки. Как вы думаете, какую функцию несет отделка металлических изделий? Методов и видов отделки существует множество, однако выбор конкретного способа зависит от целесообразности применения этого метода с определенным изделием. Рассмотрим некоторые виды. (См. ресурсный материал к уроку.)

Слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию,

отвечают на вопросы

формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя; воспринимают мнение других. Познавательные: умеют

наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы

Твор-ческая практи-ческая дея-тель-ность

Практическая работа: опиливание и отделка изделия

- Выполните практическую работу «Опиливание заготовок металла и пластмасс».

- Выполните практическую работу «Отделка поверхности изделия».

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении заданий

Познавательные: ориентируются в задании.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия

Выставка работ и их презентация. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

- Что нового вы узнали на уроке?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Оценивание учащихся за работу

на уроке Устные ответы

Ресурсный материал к уроку

Рассказ учителя о промышленных способах обработки металлов (продолжение)

С развитием промышленного производства, кроме выплавки черного металла, нарастает потребность в добыче редких металлов, таких как медь, алюминий, титан, цинк, вольфрам и других. Выделяют следующие технологические процессы обработки металла: прессовка, ковка, волочение, штамповка и прокат. При таких методах пластической обработки металлу придают не только нужную форму и размер, но и значительно повышают механические характеристики детали. Важнейшим методом обработки металла, безусловно, является прокатка. Она составляет 80 % от всего выплавляемого металла, и каждый год выпуск прокатной стали увеличивается, расширяется ассортимент и улучшается качество продукции, Прокаткой металла производят крупные изделия для промышленного использования в строительстве и машиностроении, а также получают различные заготовки (листовая сталь, прутья) для дальнейшей обработки другими видами - штамповкой или ковкой. Для штампованной ковки зачастую применяют катаные заготовки. Для волочения используют металл, полученный на проволочных станках. В современном мире обработки металла все большее значение имеют процессы прессования - объемная штамповка, выдавливание и др., позволяющие изготавливать заготовки самой сложной формы даже из металлов, которые плохо подвергаются деформации.

Рассказ учителя об опиливании как технологической операции (продолжение)

Для того чтобы избежать быстрого утомления при опиливании, нужно выработать правильную рабочую позу, а рабочее место с тисками подогнать по своему росту. Если рука, свободно положенная ладонью на губки тисков, образует в локте прямой угол,- рабочее место подогнано правильно.

Готовя рабочее место для опиливания, с правой стороны от тисков кладут напильник, а с левой - угольник слесарный. На специальной полочке кладут линейку и штангенциркуль. Угольник, линейка и штангенциркуль необходимы для контроля за правильностыо опиливания. В тиски зажимают размеченную заготовку так, чтобы обрабатываемая поверхность выступала над губками тисков приблизительно на 10 мм.

Рассказ учителя об устройстве и настройке ручного слесарного инструмента (продолжение)

Для опиливания плоских поверхностей используют плоские напильники. Распиливание круглых отверстий и опиливание вогнутых поверхностей выполняют полукруглыми и круглыми напильниками. Прямоугольные отверстия и пазы распиливают квадратными напильниками. Треугольными и ромбическими напильниками обрабатывают углы. По размерам зубьев насечки напильники делят на драчёвые, личные и бархатные. Драчёвые напильники имеют большие зубья насечки. За одно движение этот напильник срезает значительный слой металла, поэтому им можно довольно быстро опиливать детали. Драчевые напильники используют тогда, когда нужно снять слой металла или пластмассы толщиной свыше 1 мм. Обработку драчёвым напильником называют черновой. Личные напильники имеют более мелкую насечку. Ими пользуются после того, как основной слой металла или пластмассы снят драчёвым напильником, а на обработку остается до линии разметки не более 0,3- 0,5 мм. Обработанная личным напильником поверхность металла или пластмассы не имеет таких глубоких борозд, как после драчёвого напильника. Это чистовая обработка. Бархатные напильники имеют еще более мелкие зубья насечки, поэтому ими пользуются для окончательной обработки деталей после личного напильника. Изделия из металлов или пластмасс, обработанные бархатным напильником, имеют гладкую поверхность. Напильники бывают разной длины. Наибольшая длина па насеченной части напильника равна 450 мм, а наименьшая -- 100 мм. Напильник имеет один заостренный конец, на гранях которого нет насечки - хвостовик. На него насаживается рукоятка напильника. Надфилями называют маленькие напильники, которые используют для опиливания небольших поверхностей и распиливания отверстий различной формы. Напильники изготовляют из инструментальной высокоуглеродистой стали, содержащей до 1,3 - 1,4 % углерода. Эта сталь очень твердая, но хрупкая, поэтому даже от легких ударов зубья напильников выкрашиваются. Напильник следует беречь: его нельзя бросать, зажимать в тисках, класть на другие инструменты или один на другой, смачивал, водой и т. д.

Рассказ учителя о защитной и декоративной отделке поверхности изделий из металлов

Лакирование – вид покрытия, применяемый для многих материалов и изделий, представляет собой прозрачное покрытие (матовое или блестящее).

Лакирование может носить как декоративный характер, так и выполнять защитную функцию.

Оксидирование - вид отделки, применяется для изделий и сплавов, в состав которых входит серебро. Этот вид отделки выполняет как защитную, так и декоративную функцию, на поверхности изделий создается покрытие, имеющее различные оттенки серого и черного (воронение) цветов.

Патинирование - вид отделки, применяемый с целью декорирования и защиты изделий. На поверхности отделываемого изделия создается покрытие, напоминающее коричневый «бархатистый» слой. Достаточно часто используется для отделки изделий, изготовленных из бронзы, латуни, меди или томпака.

Серебрение - вид отделки, который предусматривает нанесение на всю поверхность или часть изделия тонкого слоя серебра.

Читайте также: