Опорные части для металлических пролетных строений

Обновлено: 18.05.2024

Пролетные строения опираются на опоры моста (устои и быки) при помощи опорных частей. Опорные части должны обеспечить: распределение опорного давления на необходимую площадь опоры моста, возможность свободного поворота опорных узлов (сечений) главных ферм при изгибе пролетного строения, свободу продольных, а иногда и поперечных (в широких мостах) перемещений подвижного конца пролетного строения при деформациях от воздействия временной подвижной нагрузки и колебаний температуры, и передачу на опоры горизонтальных усилий (тормозных сил, давления ветра).

Положение опорных частей фиксирует также расчетную длину пролетного строения.

Конструкция и расположение опорных частей должны соответствовать теоретической схеме опорных закреплений, принятой для пролетных строений.

По характеру работы опорные части разделяются на два основных вида: неподвижные и подвижные.

Конструкция и расположение опорных частей зависят от размеров пролетных строений. Эта зависимость определяется величиной опорных реакций, величиной и направлением перемещений пролетных строений.

Рис. 217. Схемы расположения опорных частей


Рис. 217. Схемы расположения опорных частей Сравнительно узкие пролетные строения железнодорожных мостов снабжаются на одном конце шарнирно неподвижными опорными частями, а на другом — шарнирно подвижными в продольном направлении (рис. 217, а).

При значительной ширине пролетных строений городских мостов (ширина более 15 м) учитываются деформации пролетных строений поперек моста, в связи с чем опорные части устраиваются по одной из схем, приведенных на рис. 217, б и в.

На одной из опор может быть установлена шарнирно неподвижная опорная часть и опорная часть, обладающая подвижностью только в поперечном направлении (рис. 217, б). На другой опоре одна из опорных частей устанавливается продольно подвижного типа, а вторая — обладающая продольной и поперечной подвижностью. В связи со сложностью конструирования опорных частей последнего вида их часто заменяют продольно подвижными опорными частями, устанавливаемыми в диагональном направлении (рис. 217, в).

Такое решение обеспечивает свободные перемещения конца фермы при температурных колебаниях, но затрудняет перемещения, вызываемые неравномерным нагреванием ферм солнечными лучами, а также деформациями ферм под временной нагрузкой.

В неразрезных пролетных строениях при небольшой их ширине опорные части устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить продольные перемещения пролетного строения; при большой ширине пролетных строений опорные части должны обеспечить также и поперечную или диагональную подвижность (рис. 217, г).

Опорные части могут иметь различные конструктивные формы.

Рис. 218. Опорная часть тангенциального типа

Рис. 218. Опорная часть тангенциального типа Для металлических пролетных строений длиной до 18 м применяют наиболее простые опорные части тангенциального типа (рис. 218). В таких опорных частях нижняя подушка имеет выпуклую цилиндрическую поверхность, на которую опирается плоская верхняя подушка. Верхняя подушка крепится к пролетному строению, а нижняя — к опоре моста.

В шарнирно неподвижной опорной части (рис. 218, а) верхняя подушка закреплена от смещения относительно нижней потайным штырем. Верх штыря обрабатывается таким образом, чтобы не препятствовать свободному повороту верхней подушки.

Подвижная опорная часть тангенциального типа (рис. 218, б) отличается от неподвижной наличием в верхней подушке удлиненного отверстия для штыря. Продольные перемещения происходят за счет скольжения верхней подушйи по цилиндрической поверхности нижней подушки.

Подушки опорных частей тангенциального типа изготавливают из стального литья или из толстого листа.

Соприкасающиеся поверхности верхней и нижней подушек должны быть тщательно обработаны.

Применщше тангенциальных подвижных опорных частей при пролетах более 18 м нецелесообразно вследствие появления значительных дополнительных напряжений в пролетных строениях и опорах, вызываемых трением в опорных частях.

Поэтому при пролетах больше 18 м используются подвижные опорные части секторного или каткового типа.

Рис. 219. Опорные части секторного типа

Рис. 219. Опорные части секторного типа Опорная часть секторного типа состоит из верхнего балансира (рис. 219, а), цилиндрического шарнира, сектора и опорной плиты, закрепленной на подферменнике анкерными болтами.

Верхний балансир из литой стали марки 25Л снабжен ребрами жесткости и закраинами, препятствующими поперечному сдвигу пояса ферм.

Толщины ребер, верхней плиты и цапф близки между собой, что обеспечивает равномерное остывание частей конструкции после отливки и предупреждает появление усадочных трещин.

Для прикрепления верхнего балансира к опорному листу пояса фермы балансир имеет четыре болтовых отверстия.

Цилиндрический шарнир из кованой стали Ст.5 на концах имеет реборды, препятствующие поперечным смещениям верхнего балансира относительно сектора.

Во избежание перекосов и поперечных смещений сектора по середине его ширины сделан паз глубиной 22 мм, а опорная плита снабжена гребнем, входящим в этот паз. Для предупреждения проскальзывания сектора по плите и угона его при случайных ударах, вызываемых нагрузкой, в опорной плите закреплены зубчатые планки, входящие в пазы на торцах сектора. Форма зуба назначается такой, чтобы он не препятствовал повороту сектора.

Закрепление опорной плиты на подферменной площадке производится анкерными болтами. Если их заблаговременно укрепить в кладке подферменника, то при установке опорных частей практически невозможно добиться точного совпадения отверстий для них в опорной плите, а также совпадения отверстий в опорном листе фермы и в верхнем балансире. Поэтому анкерные болты устанавливаются после того, как опорные части будут правильно ориентированы по отверстиям в верхнем балансире и опорном листе фермы. Для этого в подферменной плите оставляются достаточных размеров гнезда, а опорная плита снабжается отверстиями, пропускающими болты с утолщением на концах. После заполнения гнезд цементным раствором и установки анкерных болтов на них надеваются втулки с ребордами, передающие давление от гаек опорной плите.

Опорная часть прикрывается от загрязнения со всех сторон фартуками, которые крепятся к плите верхнего балансира.

Конструкция рассмотренной опорной части требует высокой точности обработки гнезд для цилиндрического шарнира, где должно быть обеспечено плотное касание по всей поверхности.

Секторные опорные части, требуя значительно меньшей высоты, чем катковые, создают большое сопротивление трения из-за плотного касания в шарнире. Кроме того, перемещение сектора по нижней подушке равно перемещению конца пролетного строения, т. е. в 2 раза больше, чем у катка.

Снижение трудовых затрат и уменьшение трения в шарнире, вызывающего дополнительные напряжения в элементах ферм, сходящихся в опорном узле, достигается устройством тангенциального опирания верхнего балансира на нижнюю часть, имеющую форму сектора, но работающую как валок вследствие обработки его поверхностей катания по одному радиусу (рис. 219, б). Во избежание продольных смещений верхний балансир снабжен закраинами, а для предупреждения поперечных смещений его относительно' валка служит шпонка, поставленная в продольные выточки, сделанные в головке валка и верхнем балансире.


Неподвижная опорная часть (рис. 219, в) обычно проектируется такой же высоты, что и подвижная, чтобы иметь одинаковый уровень опорных площадок подферменников. Опорная часть состоит из верхнего балансира и нижнего стула, также снабженного ребрами и закрепляемого на подферменной плите анкерными болтами.

При больших пролетах в связи с увеличением опорных реакций и величины перемещения подвижных концов пролетных строений размеры секторов получаются значительными и обработка их затрудняется.

Поэтому секторные опорные части применяются в железнодорожных мостах при пролетах до 55 м. При больших пролетах уместен переход к Катковым опорным частям.

Рис. 220. Опорные части каткового типа

Рис. 220. Опорные части каткового типа Конструкция двухкатковой опорной части, поддерживающей крайние опорные узлы неразрезного пролетного строения L = 2x127 м, под однопутную железную дорогу представлена на рис. 220, а.

Благодаря наличию только двух катков достигнута определенность загружения каждого из них и нижнего балансира. Катки потребовались больших размеров. Для предупреждения угона катков в торцы одного из них врезаны зубчатые планки, входящие в пазы опорной плиты и нижнего балансира, и, кроме того, оба катка соединены парными планками. Для предупреждения поперечных смещений и перекосов катков в них устроены пазы, в которые входят гребни нижнего балансира и опорной плиты.

Точная обработка криволинейной поверхности головки балансира затруднена из-за больших его размеров. Условия обработки можно облегчить, если сделать головку балансира съемной в виде вкладыша, устанавливаемого в специальном гнезде (рис. 220, б). Такая конструкция при использовании для неразрезных пролетных строений может быть дополнена клиновым вкладышем, позволяющим регулировать высотное положение головки балансира.

С увеличением давления на опорные части число катков приходится увеличивать. При этом для достижения наиболее равномерного загру-жения катков рекомендуется число их назначать четным, обеспечивать высокую точность их диаметральных размеров, тщательность обработки и большую жесткость нижнего балансира.

На рис. 220, в представлена концевая опорная часть неразрезного пролетного строения L = 2x220 м, на которую передается опорное давление 1894 т. Для уменьшения размеров нижнего балансира и опорной плиты катки запроектированы срезными. Этим достигнуто также сокращение веса катков.

Длина нижнего балансира задана с учетом горизонтальных перемещений катков и некоторого запаса на неточную их установку.

Кроме того, размещение срезных катков назначается с таким расчетом, чтобы в случае перемещения опорного узла на величину больше расчетной катки легли друг на друга, но не опрокинулись. Для этого необходимо, чтобы геометрические размеры срезных катков и расстояния между их осями удовлетворяли условию:

Рис. 221. Неподвижная опорная часть для пролетного строения L=2х220 м

Рис. 221. Неподвижная опорная часть для пролетного строения L=2х220 м где d — диаметр катка, см; с — ширина катка (расстояние между его срезными гранями), см; S — расстояние между осями катков, см.

Высота балансира определилась условиями жесткости.

Неподвижная опорная часть этого пролетного строения, расположенная под средним узлом фермы, должна воспринимать давление 5190 т и поэтому получилась очень больших размеров (рис. 221). Для уменьшения расхода металла ребра жесткости стула сделаны со сквозными проемами.

Диаметр катков, а следовательно, и расход металла можно уменьшить, применяя в опорных частях более прочную сталь.

Рис. 222. Однокатковая опорная часть из высокопрочной стали

Рис. 222. Однокатковая опорная часть из высокопрочной стали Так, например, в ФРГ для пролетных строений железнодорожных мостов применяются опорные части (рис. 222), катки 1 и плиты 2 которых наплавлены легированной хромом сталью. Толщину наваренного слоя делают не менее 1/20 диаметра катка. Катки и опорные плиты изготовляют из стали с пределом прочности не менее 5000 кГ/см 2 . Наплавку электродами производят в два приема. Сначала наваривают первый связующий слой по зубчатым пазам, простроганным в основном материале на глубину 2 мм, а затем второй слой покрытия.

Наплавленный металл устойчив к действию коррозии и хорошо сопротивляется механическому износу. Допускаемые напряжения смятия по Герцу от основных нагрузок принимают равными 18000 кГ/см 2 , а от основных и дополнительных — 20000 кГ/см 2 .

Такие опорные части изготовляют трех типов с диаметром катка 12,2; 17,8 и 24,4 см. Они рассчитаны для опорных реакций от 300 до 1500 т.

Рис. 223. Опорные части автодорожного пролетного строения L=83,2 м

Рис. 223. Опорные части автодорожного пролетного строения L=83,2 м Интересный прием сокращения веса катков применен в отечественной практике для опорных частей под автодорожное пролетное строение с ездой понизу пролетом 83,2 м. Подвижные опорные части — однокатковые с высотой срезанного катка 600 мм при ширине его 250 мм (рис. 223, а). Каток 1 отлит из стали 25Л и имеет в поперечном сечении форму двутавра, усиленного ребрами жесткости. Неподвижная опорная часть (рис. 223, б) имеет такую же высоту, как и подвижная.

Рис. 224. Опорная часть с катками, имеющими трехзубчатые планки

Рис. 224. Опорная часть с катками, имеющими трехзубчатые планки Величина перемещений опорных частей со срезанными катками ограничена протяженностью цилиндрической поверхности катков. Поэтому при больших перемещениях опорных частей срезные катки с одиночными зубьями могут не удовлетворить длине перемещения. В этом случае применяют цилиндрические катки, снабженные планками с несколькими зубьями (рис. 224).

Конструкция опорной части, обеспечивающей продольные и поперечные перемещения опорного узла, представлена на рис. 225. Опорная часть состоит из шарового шарнира и двух ярусов катков, расположенных во взаимно перпендикулярных направлениях.

Рис. 225. Двухъярусная опорная часть

Рис. 225. Двухъярусная опорная часть Между катками размещена распределительная плита. Для возможности регулирования высоты опорных частей верхний балансир запроектирован из двух частей, между которыми расположены клинья. Такая конструкция сложна в изготовлении, требует много металла и имеет большую строительную высоту.

Учитывая эти недостатки и малые температурные перемещения пролетного строения поперек моста, взамен опорных частей с двухъярусным расположением катков могут быть использованы комбинированные опорные части (рис. 226, а).

Рис. 226. Комбинированная опорная часть

Рис. 226. Комбинированная опорная часть В комбинированных конструкциях стальные подвижные опорные части, имеющие подвижность только в одном направлении, вместе с нижней плитой без крепления устанавливаются на резино-металлические прокладки толщиной 28 мм, которые соответствующим образом укладываются в металлической обойме 4 (рис. 226, б и в). Обойма анкерными болтами крепится к опоре. В качестве резино-металлических прокладок 1 используются резиновые опорные части РОЧ-3 стандартных размеров (250x400x28 мм) в виде резиновых блоков, армированных четырьмя металлическими пластинками толщиной 2 мм (рис. 226, г).

Изготовление резиновых опорных частей РОЧ-З производится согласно Техническим указаниям по применению резиновых опорных частей в мостах (ВСН 86-63). Материал резиновых прослоек — вулканизированная резина на основе наирита — НО-68 или С-412; металлические пластины — сталь марки Ст. 3 по ГОСТ 380—60.

Рис. 227. Двухкатковые опорные части

Рис. 227. Двухкатковые опорные части Продольные перемещения в таких опорных частях обеспечиваются металлическими катками, а поперечные — деформациями резинового блока, для чего в обойме с двух сторон оставлены зазоры 8 по 25 мм (рис. 226, в). Комбинированные опорные части имеют меньшую строительную высоту по сравнению с двухъярусными и позволяют снизить расход металла.

По проекту Ленгипротрансмоста в 1967 г. комбинированные опорные части были установлены на одном из широких городских мостов (расстояние между крайними главными балками равно 28 м), где требовалось обеспечить подвижность опорных частей в продольном и поперечном направлениях.

Рис. 228. Подвижная опорная часть с четырьмя цилиндрическими катками

Рис. 228. Подвижная опорная часть с четырьмя цилиндрическими катками В 1962 г. Гипротрансмост разработал типовой проект унифицированных стальных опорных частей под балочные пролетные строения из железобетона и металла для железнодорожных, автодорожных, городских и пешеходных мостов.

Подвижные опорные части в этом проекте подразделяются на три серии:

  • 1) однокатковые с диаметром катка 120 и 200 мм;
  • 2) двухкатковые (рис. 227) с диаметром катков 200 мм;
  • 3) четырехкатковые (рис. 228 и 229) с диаметром катков 200 и 330 мм.

Тангенциальные опорные части этим проектом предусмотрены только в качестве неподвижных опорных частей в комплекте с однокатковы-ми с диаметром катка 120 мм.

В проектах опорных частей предусмотрено использование толстого проката. При его отсутствии опорные части изготавливают с литыми балансирами.

Рис. 230. Неподвижная опорная часть

Рис. 230. Неподвижная опорная часть Неподвижная опорная часть (рис. 230), соответствующая подвижной на рис. 229, представлена только верхним и нижним балансирами, отличающимися от балансиров подвижных опорных частей тем, что в нижнем балансире отсутствуют выточки для зубьев. Неподвижные опорные части такой конструкции вследствие меньшей их высоты по сравнению с подвижными ставят на железобетонные постаменты.

Опорные части для металлических пролетных строений

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПОРНЫЕ ЧАСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КАТКОВЫЕ ДЛЯ МОСТОСТРОЕНИЯ

Metal roller bearing parts for bridge building. Specifications

Дата введения 2010-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО "ЦНИИС"), Открытым акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (ОАО "ЦНС"), филиалом ОАО "Мостостройиндустрия", Заводом N 50, г.Ярославль

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

4 Конструкция металлических катковых опорных частей для мостов имеет патентную защиту - патент N 2276217 от 10 мая 2006 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на подвижные металлические двухкатковые опорные части, обеспечивающие: а) передачу нагрузок от пролетных строений на опоры мостов; б) компенсацию температурных линейных перемещений, а также силовых линейных и угловых деформаций пролетных строений и опор мостов от действующих нагрузок. Опорные части предназначены для установки на них металлических, сталежелезобетонных и железобетонных пролетных строений автодорожных, железнодорожных, совмещенных и пешеходных мостовых сооружений, возводимых в любых климатических зонах Российской Федерации и в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.

Линейные перемещения вдоль пролетного строения не ограничены с обеспечением центрированной передачи нагрузок от пролетных строений на опоры за счет работы катков, входящих сверху в балансир на половину диаметра, как подшипников скольжения, при этом в контакте с опорной плитой подферменника катки находятся в свободном качении в направлении линейных горизонтальных перемещений.

Опорные части предназначены для вновь строящихся мостов любых систем, а также для замены дефектных опорных частей на эксплуатируемых мостах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 977 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050 Прокат сортовой, калиброванный со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

Действует ГОСТ 1050-2013 "Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия".

ГОСТ 2590 Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент

ГОСТ 4543 Металлопродукция из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ 8479 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 19281 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 25347 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и обозначения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая все пространство или часть его между двумя или несколькими опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.

3.2 длина пролетного строения: Расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.

3.3 ширина моста: Расстояние между перилами в свету.

3.4 опора моста: Несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетное строение и передающий нагрузки от них на основание.

3.5 опорная часть: Элемент моста, передающий нагрузку от пролетного строения на опоры и обеспечивающий угловые и линейные либо только угловые перемещения пролетного строения.

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

- площадь сечения брутто;

- площадь сечения нетто;

, - моменты инерции сечений брутто;

, - моменты инерции сечений нетто;

- поперечная сила, сила сдвига;

- длина пролетного строения;

- вертикальное давление на опорную часть;

- расчетное сопротивление растяжению, сжатию, изгибу по пределу текучести;

- расчетное сопротивление смятию в шарнирах (цапфах);

- расчетное сопротивление при диаметральном сжатии катков;

- расчетное сопротивление стали сдвигу;

, - моменты сопротивления сечений брутто;

, - моменты сопротивления сечений нетто;

- расчетная разность температур для конкретного температурного района;

- эксцентриситет приложения нагрузки;

- радиус инерции сечения;

- коэффициент условий работы;

- коэффициент надежности по нагрузке;

- коэффициент надежности по назначению;

- коэффициент надежности по материалу;

- коэффициент линейного расширения от изменения температуры;

- линейное перемещение пролетного строения;

- напряжение в стали от расчетной временной подвижной нагрузки с учетом динамического коэффициента по площади сечения (брутто).

4 Конструкция двухкатковых опорных частей

4.1 Конструкция и размеры двухкатковых опорных частей зависят от их основной технической характеристики - расчетной несущей способности по восприятию нагрузок от пролетных строений. Унифицированный ряд двухкатковых опорных частей приведен в таблице 1.

Расчетная несущая способность зависит от прочности применяемых материалов, диаметра и длины катков. Остальные размеры и параметры являются производными от основных приведенных параметров (см. таблицу 1). Конструкция двухкатковой опорной части для мостостроения приведена на рисунке 1.

4.2 Значение необходимого по расчету линейного перемещения вдоль оси моста в опорной части обеспечивают соответствующей длиной опорного листа, которую необходимо указать в проекте каждого конкретного мостового сооружения. В соответствии с длиной опорного листа проектируют оголовки и подферменные площадки капитальных опор (унификация по длине опорного листа в проекте принята условно для полных линейных перемещений в пределах от 400 до 1000 мм).

При ширине городских и автодорожных мостов более 15 м поперечные линейные перемещения в опорных частях обеспечивают за счет увеличения длины верхних шарниров (см. позицию 2, рисунок 1) по сравнению с длиной проточек в соответствии с ними в верхнем и нижнем балансирах (см. позиции 1 и 3, рисунок 1).

Угловые деформации от прогибов пролетных строений под нагрузкой от подвижного состава компенсируются за счет зазоров между верхним и нижним балансирами в шарнирном соединении.

4.3 При проектировании отдельных элементов катковых опорных частей следует применять сталь марок, указанных в приложении А. Качество стального проката, поковок и литья должно удостоверяться сертификатами или паспортами предприятий-поставщиков. Кроме того, поставляемая продукция (стальной прокат, поковки и литье) должна иметь соответствующую маркировку клеймением или снабжаться бирками.

В случаях когда в сертификатах отдельные данные отсутствуют предприятие - изготовитель опорных частей должно провести необходимые лабораторные испытания. При соответствии результатов испытаний требованиям нормативных документов материал может быть использован для опорных частей.

ОПОРНЫЕ ЧАСТИ РЕЗИНОВЫЕ ДЛЯ МОСТОСТРОЕНИЯ

Elastomeric bearings for bridge building. Specifications

Дата введения 2014-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения", ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НПП СК МОСТ" (ООО "НПП СК МОСТ")

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) (протокол от 18 декабря 2012 г. N 41)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование органа государственного управления строительством

Министерство регионального развития

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве

Министерство строительства и регионального развития

4 Настоящий стандарт соответствует европейским стандартам EN 1337-1:2000* Structural bearings - Part 1: General design rules (Опоры строительных конструкций. Часть 1. Общие правила проектирования); EN 1337-3:2005 Structural bearings - Part 3: Elastomeric bearings (Опоры строительных конструкций. Часть 3. Эластомерные опоры) в части размеров и методов определения модуля сдвига (перевод с английского языка); EN 1337-11:1997 Lager im Bauwese n. Teil 11. Transport, Zwislenlagerung und Einbau (Опоры строительных конструкций. Часть 11: Транспортирование, хранение и монтаж) в части способов складирования, перевозки, правил установки в мостовых сооружениях.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Перевод с немецкого языка (de).

Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1974-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32020-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению, установке, приемке в эксплуатацию резиновых опорных частей для мостовых сооружений.

Настоящий стандарт распространяется на резиновые опорные части для разрезных, температурно-неразрезных и неразрезных пролетных строений мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и в городах.

Резиновые опорные части применяют также в качестве составляющего элемента комбинированных и стаканных опорных частей.

Резиновые опорные части применяют во всех климатических зонах строительства при обеспечении соответствия температур хрупкости принятых при их изготовлении марок резины климатическим условиям района строительства, определяемым средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,98.

ГОСТ 9.024-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к термическому старению

ГОСТ 9.026-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы ускоренных испытаний на стойкость к озонному и термосветоозонному старению

ГОСТ 9.029-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к старению под действием статической деформации сжатия

ГОСТ 9.707-81 Единая система защиты от коррозии и старения. Материалы полимерные. Методы ускоренных испытаний на климатическое старение

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 209-75 Резина и клей. Методы определения прочности связи с металлом при отрыве

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 267-73 Резина. Методы определения плотности

ГОСТ 269-66 Резина. Общие требования к проведению физико-механических испытаний

ГОСТ 270-75 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные. Металлические. Технические условия

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой калиброванный со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 6713-91 Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия

ГОСТ 7350-77 Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия

ГОСТ 7912-74 Резина. Метод определения температурного предела хрупкости

ГОСТ 18242-72* Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 19903-74 Прокат листовой горячекатаный. Сортамент

ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 мостовое сооружение: Сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для перевода транспортного пути через препятствие. К этой группе относятся мосты, путепроводы, эстакады, акведуки, селедуки, мосты-каналы.

3.2 опора: Несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетное строение и передающий нагрузки от него на основание.

3.3 опорная площадка: Возвышение на головной части опоры, имеющее форму параллелепипеда, предназначенное для установки на него опорной части.

3.4 опорная часть: Конструктивный элемент мостового сооружения, размещаемый между опорой и пролетным строением, передающий опорные давления от пролетного строения на опору и обеспечивающий угловые и линейные либо только линейные или только угловые перемещения пролетного строения.

3.5 опорная часть всесторонне подвижная: Опорная часть, обеспечивающая линейные и угловые перемещения пролетного строения во всех направлениях.

3.6 опорная часть комбинированная (стаканная): Опорная часть, выполненная в виде стальной обоймы, заполненной эластичным материалом (резиновым вкладышем или резиновой опорной частью), и прокладки из антифрикционных материалов, закрепленной на верхней стороне резиновой опорной части при вулканизации или на стальной плите скольжения.

Опорная часть обеспечивает перемещения пролетного строения во всех направлениях: угловые - за счет деформации резины (ее внецентренного обмятия), линейные - за счет скольжения по прокладке.

3.7 опорная часть ленточная: Резиновая опорная часть без армирующих элементов, у которой длина по меньшей мере в десять раз превышает ширину.

3.8 опорная часть линейно-подвижная: Опорная часть, обеспечивающая линейные перемещения только в одном направлении, а угловые - во всех направлениях.

3.9 опорная часть неподвижная: Опорная часть, допускающая только угловые перемещения опирающегося на нее пролетного строения в горизонтальном и вертикальном направлениях.

3.10 опорная часть подвижная: Опорная часть, обеспечивающая угловые и линейные перемещения опирающегося на нее пролетного строения.

3.11 опорная часть резиновая: Опорная часть из скрепленных между собой путем вулканизации чередующихся слоев резины и стальных листов, обеспечивающая линейные перемещения пролетного строения за счет упругого сдвига резины, а угловые - за счет ее внецентренного обмятия.

3.12 пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая пространство между опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.

4 Классификация резиновых опорных частей

4.1 В зависимости от функционального назначения опорной части по обеспечению перемещений пролетного строения изготовляют резиновые опорные части трех видов: всесторонне подвижные, линейно-подвижные и неподвижные.

4.2 Всесторонне подвижные опорные части, которые используют как собственно опорные части, а также в качестве составной части линейно-подвижных, неподвижных, комбинированных, стаканных опорных частей, представляют собой, как правило, прямоугольный (круглый, эллиптический, восьмиугольный) объемный элемент, выполненный из чередующихся плоских стальных листов, объединенных со слоями резины с помощью клея в процессе вулканизации (см. рисунок 1). Линейные и угловые перемещения пролетных строений обеспечиваются деформацией резины.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И УСТАНОВКЕ ПОЛИМЕРНЫХ
ОПОРНЫХ ЧАСТЕЙ МОСТОВ

Дата введения 1983-07-01

РАЗРАБОТАНА Союздорнии с участием НИИмостов на основании научно-исследовательских и проектных работ, выполненных Союздорнии, НИИРПом, НИИмостов, Киевским филиалом Союздорпроекта, Гипротрансмостом, Ленгипротрансмостом с учетом опыта изготовления опорных частей Черкесским заводом РТИ, Мостостроями-1, 3, 5, а также опыта применения аналогичных опорных частей за рубежом.

ВНЕСЕНА Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) и Научно-исследовательским институтом мостов (НИИмостов)

СОГЛАСОВАНА с Госстроем СССР (N ДП-2806-1 от 19.05.82) и Минавтодором РСФСР (N НТ-16/467 от 03.06.82)

ВЗАМЕН "Технических указаний по применению в мостах опорных частей из полимерных материалов" ВСН 86-71

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящей Инструкции должны соблюдаться при проектировании, установке и приемке в эксплуатацию автодорожных, городских и железнодорожных мостов с опорными частями, изготовленными из полимерных материалов - резины и фторопласта.

1.2. Опорные части из полимерных материалов применяют, как правило, по типовым проектам, утвержденным в установленном порядке.

В железнодорожных мостах разрешается применять опорные части из полимерных материалов, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые заводской инспекцией.

1.3. Опорные части подразделяют на резиновые, резинофторопластовые и стаканные.

В резиновых опорных частях угловые и линейные перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются деформацией резины, привулканизованной к стальным листам арматуры.

В резинофторопластовых опорных частях угловые перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются деформацией резины, привулканизованной к стальной арматуре, а линейные, в основном, скольжением по антифрикционной прокладке из фторопласта.

В стаканных опорных частях угловые перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются перемещением резиновой прокладки, заключенной в стальной обойме, а линейные - скольжением по антифрикционной прокладке из фторопласта.

1.4. По характеру работы опорные части подразделяются на подвижные, допускающие линейные и угловые перемещения опорных узлов пролетных строений во всех направлениях; линейно-подвижные, допускающие линейные перемещения только в одном направлении, а угловые - во всех направлениях; неподвижные, допускающие только угловые перемещения опорных узлов пролетных строений.

1.5. Опорные части из полимерных материалов, в зависимости от марки резины, применяют в мостах, расположенных в климатических районах со следующими расчетными* минимальными температурами воздуха:

* Расчетную минимальную температуру воздуха принимают в соответствии с главой СНиП по строительной климатологии и геофизике; для бетонных и железобетонных конструкций - среднюю температуру наиболее холодной пятидневки; для стальных конструкций - среднюю температуру наиболее холодных суток.

Мосты автодорожные и городские,

в том числе путепроводы

То же железнодорожные

1.6. Резиновые опорные части применяют преимущественно в разрезных пролетных строениях, а резинофторопластовые - в неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях, т. е. в тех случаях, когда резиновые опорные части не обеспечивают требуемых линейных перемещений опорных узлов пролетных строений.

Стаканные подвижные и линейно-подвижные опорные части устанавливают в тех случаях, когда при величине опорной реакции более 4МН невозможно использовать резинофторопластовые опорные части. Стаканные неподвижные опорные части применяют для установки разрезных и неразрезных пролетных строений.

1.7. Опорные части из полимерных материалов применяют в конструкциях мостов, допускающих возможность их замены.

1.9. Для опорных частей следует использовать материалы, приведенные в табл. 1.

Резиновая опорная часть

ТУ 35-1223-78 Минтрансстроя

Резиновая прокладка стаканных опорных частей

Антифрикционная прокладка из фторопласта

Фторопласт, сорт 1 и 2 (незакаленный)

Листы холоднокатанные латунные Л-62ПТ

Хромоникелевая сталь 12Х18Н10Т

Эмали для внутренних поверхностей стаканных опорных частей

Эмаль ПФ-115, ЭП-51

Смазка для резиновых прокладок

Смазка для фторопластовых прокладок

Фартук стаканных подвижных опорных частей

ТУ 17-21-39-24-81 Минхимпрома СССР


2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИИ И ОПОР,
СОПРЯГАЮЩИЕСЯ С ОПОРНЫМИ ЧАСТЯМИ

2.1. Участки железобетонных элементов опор (оголовков, ригелей, насадок) в местах установки на них опорных частей и участки железобетонных пролетных строений в местах их опирания на опорные части необходимо армировать.

При наличии на поверхности элементов опор уклонов для стока воды, а в железнодорожных мостах во всех случаях опорные части следует располагать на подферменных площадках высотой не менее 15 см.

2.2. Расстояние от края резиновых (резинофторопластовых) опорных частей до края элементов опор, на которых они располагаются, и до края армированных опорных площадок железобетонных пролетных строений должно быть не менее 3 см в направлении поперек оси моста и 5 см вдоль. Расстояние от края стаканных опорных частей до края соответствующих железобетонных элементов опор и пролетных строений должно быть не менее 15 см.

Железобетонные пролетные строения, как правило, не должны иметь стальных закладных деталей в зоне контакта с резиновыми опорными частями. Если в опорном узле плиты или балки имеется стальная закладная деталь, то расстояние от ее края до края резиновой опорной части в направлении поперек оси моста должно быть не менее 5 мм.

2.4. Поверхности опорных площадок пролетных строений или балок, устанавливаемых непосредственно на опорные части, и поверхности подферменных площадок должны быть плоскими. Местные неровности этих поверхностей не должны превышать 1 мм.

2.5. Опорные узлы пролетных строений в местах опирания на стаканные или резиновые (резинофторопластовые) опорные части должны быть жесткими.

Между полимерными опорными частями и опорными листами стальных пролетных строений необходимо устанавливать жесткие стальные прокладки, обеспечивающие передачу распределенной нагрузки от опорных частей на стенки главных ферм или балок.

2.6. В конструкции высоких (более 4-5 м) автодорожных и городских мостов для подъемки пролетных строений или отдельных балок следует предусматривать возможность использования домкратов, устанавливаемых сверху на опоры рядом с опорными частями.

В пролетных строениях мостов больших пролетов (более 30 м) над опорами надлежит предусматривать поперечные домкратные балки или же ниши в верхней части опор и другие устройства с целью закрепить в них металлоконструкции, необходимые для установки домкратов и обстройки.

2.7. В железнодорожных мостах во всех случаях должна быть обеспечена возможность подъемки пролетных строений и замены опорных частей без устройства временных опор с установкой домкратов сверху опоры.

2.8. В автодорожных и городских мостах и в путепроводах с невысокими опорами допускается для подъемки пролетных строений учитывать возможность использования временных опор, опирающихся на грунт или фундамент постоянной опоры.

3. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОПОРНЫХ ЧАСТЕЙ

3.1. Под опорным узлом балок или плит пролетного строения вдоль оси моста необходимо располагать только одну опорную часть, а поперек оси моста допускается располагать несколько одинаковых опорных частей при условии обеспечения равномерной передачи на них опорной реакции.

3.2. Пролетные строения в автодорожных и городских мостах допускается устанавливать на резиновые, резинофторопластовые и стаканные подвижные опорные части, не имеющие анкерного крепления к опорам и пролетным строениям.

Опорные части автодорожных и городских мостов в сейсмических районах, как правило, должны быть заанкерены в пролетных строениях и опорах.

В каждом опорном ряду (поперек оси моста) одну из резинофторопластовых или стаканных подвижных опорных частей предусматривают линейно-подвижной или же, для исключения поперечного смещения пролетного строения, устанавливают упоры.

3.3. Разрезные пролетные строения железнодорожных мостов должны опираться одним концом на неподвижные, другим - на линейно-подвижные опорные части.

При применении в железнодорожных мостах резиновых или резинофторопластовых опорных частей в опорных узлах пролетных строений следует предусматривать специальные стальные детали - упоры, которые крепят к опорам и к пролетным строениям. Стаканные опорные части в железнодорожных мостах необходимо крепить к опорам и к пролетным строениям анкерами.

3.4. Опорные части, как правило, должны располагаться горизонтально. Стальные клиновидные прокладки, используемые в мостах, расположенных на уклонах, надлежит устанавливать на резиновые опорные части.

В мостах, расположенных на уклоне, пролетные строения которых передают опорам горизонтальные усилия через неподвижные опорные части или упоры, допускается опорные части располагать на уклоне, равном уклону пролетных строений.

В автодорожных и городских мостах, пролетные строения которых располагаются на ригеле, имеющем поперечный уклон относительно оси моста в обе стороны, и состоят из объединенных друг с другом в поперечном направлении балок и плит, допускается устанавливать резиновые опорные части на подферменные площадки, имеющие уклон, равный поперечному уклону проезжей части моста.

4. РЕЗИНОВЫЕ ОПОРНЫЕ ЧАСТИ


Особенности конструкции


Рис. 1. Резиновые опорные части:

а - опорная часть; б - то же, составная по высоте; в - то же, анкеруемая в пролетном строении и опоре;
г - резиновая опорная часть для мостов, эксплуатирующихся при низких отрицательных температурах;

4.2. Форма резиновых опорных частей в плане должна быть прямоугольной или круглой, а стороны прямоугольных или диаметр круглых опорных частей должны приниматься кратными 50 мм; наименьший размер стороны опорной части в плане - 100 мм.

4.3. Толщину верхнего и нижнего наружных слоев резины в опорных частях необходимо принимать не более 5 мм, толщину промежуточных слоев - кратной 1 мм, толщину бокового защитного слоя резины - равной 6 мм.

4.4. Толщина листов стали в опорных частях должна быть не менее 2 мм, а при толщине промежуточных слоев резины 9-12 мм - равной 3 мм и при толщине более 12 мм - равной 4 мм; толщина наружных листов стали - не менее 8 мм. Стальные клиновидные прокладки должны иметь толщину не менее 6 мм.

4.5. Составные по высоте опорные части объединяют друг с другом стальными шпонками (рис. 1).

Нагрузки и воздействия

4.6. При проектировании опорных частей нагрузки и воздействия следует определять по главам СНиП на мосты и трубы, на строительную климатологию и геофизику, на строительство в сейсмических районах и в соответствии с настоящим разделом Инструкции.

Назначение и виды опорных частей металлических мостов


Опорные части мостов предназначены для передачи опорных реакций от пролетных строений на опоры и обеспечения угловых и поступательных перемещений опорных узлов, как предусмотрено расчетной схемой.
Опорные части разделяются, как и опорные закрепления в расчетных схемах, на неподвижные и подвижные. Это деление связано только с поступательными перемещениями. Неподвижные и подвижные опорные части должны обеспечивать повороты опорных сечений, вызываемые изгибом конструкций.
Кроме того, они различаются способами реализации поворотов и поступательных перемещений опорных сечений. Так, неподвижные части можно разделить на плоские, тангенциальные, секторные, стаканные, с шаровыми сегментами и с эластичными элементами (рис. 10.1). Первые три типа представляют собой конструкции, изготавливаемые из металла, три последние — комбинированные, в которых наряду с металлом использованы полимерные материалы.

Назначение и виды опорных частей металлических мостов


Плоские опорные части (см. рис. 10.1, а) применяют в пролетных строениях с достаточно большой жесткостью, где угол поворота опорных сечений мал и для его обеспечения достаточно прокладки из податливого материала. При этом незначительное ограничение поворота не приведет к заметным дополнительным усилиям в конструкции.
В балансирных (см. рис. 10.1, б) и тангенциальных (см. рис. 10.1, в) частях поворот достигается опиранием плоского балансира на цилиндрическую нижнюю часть или сочленением балансиров с помощью цилиндрического шарнира. При этом опорное сечение может повернуться только в одной плоскости. Контакт происходит по линии с возникновением контактных напряжений, величина которых зависит от радиуса цилиндрической поверхности.
Стаканные опорные части (см. рис. 10.1, г), опорные части с шаровыми сегментами (см. рис. 10.1, д) и с эластичными элементами (рис. 10.1, е) обеспечивают поворот в любой плоскости. При этом нагрузка от верхнего балансира к нижнему передается по площади. Принцип работы стаканных опорных частей заключается в передаче вертикальной силы через прокладку из аморфного материала, которая допускает свободные повороты практически относительно любой оси. В современных конструкциях в качестве аморфного материала используют упругую резину (эластомер) на основе хлоропренового каучука. Аналогично, т.е. за счет деформаций упругой резины, обеспечивают повороты опорные части с эластичными элементами. Для повышения жесткости прокладок и эластичных элементов их иногда армируют металлическими листами.
В опорных частях с шаровыми сегментами сечение поворачивается за счет скольжения шарового сегмента по вогнутой сферической поверхности нижнего элемента. Свобода поворота достигается малой величиной трения по поверхности скольжения, для чего вогнутую поверхность покрывают антифрикционным материалом, а ответную поверхность шарового сегмента выполняют из коррозионно-стойкой стали с малой шероховатостью и полируют.
Подвижные опорные части конструктивно подразделяются, в первую очередь, по характеру работы, (принципу реализации поступательных перемещений), на три группы: качения, скольжения и деформирующиеся.
В частях качения подвижность вдоль моста обеспечивается катком или катками, расположенными между пролетным строением и опорами. При использовании только одного катка (рис. 10.2, а) конструкция без дополнительных элементов допускает как перемещение в одном направлении, так и вращение вокруг одной оси. При достаточно большом диаметре катка его боковые части могут быть срезаны, и тогда каток превращается в валок (рис. 10.2, б).
Этим достигается экономия материала без ущерба для прочности элемента, т.к. лимитирующими в таких конструкциях являются напряжения по линии контакта катка или валка с опорными плитами.

Назначение и виды опорных частей металлических мостов


В случае значительных вертикальных сил применяют несколько катков (валков), устанавливаемых в один ряд (рис. 10.2, в), что делает необходимым устройство цилиндрического или тангенциального шарнира, обеспечивающего поворот опорного сечения. Секторные опорные части (рис. 10.2, г) появились в результате усовершенствования валковых опорных частей и призваны уменьшить их высоту. Для этого сократили высоту валка при сохранении большого радиуса поверхности качения и ввели шарнир, обеспечивающий поворот опорного сечения.
Катковые, валковые и секторные опорные части изготавливают преимущественно из металла. Они имеют, как правило, сравнительно большую высоту, так как напряжения смятия в зонах контакта обратно пропорциональны радиусам поверхностей качения. Применение высококачественных сталей для катков или валков позволяет уменьшить их диаметр. Однако и при ном существенно уменьшить высоту опорной части не удается.
Снизить ее стало возможным в опорных частях скольжения, которые обеспечивают достаточно свободное и надежное опирание пролетных строений. К числу простейших и достаточно давно применяемых конструкций относятся плоские (рис. 10.3, а) и тангенциальные (рис. 10.3, б). Однако они работают с большим коэффициентом трения (до 0,4) и имеют ограниченную область применения по воспринимаемым нагрузкам и перемещениям.
В современных комбинированных опорных частях поступательные перемещения достигаются специальной плоской парой скольжения (рис. 10.3, в), где используют нержавеющую полированную сталь и антифрикционный материал, в частности, листовой фторопласт (политетрафторэтилен). Такое сочетание обеспечивает коэффициент трения от 0,01 до 0,12, который повышается при понижении температуры наружного воздуха и понижается при увеличении среднего давления на фторопласт.
Поверхности скольжения должны быть тщательно обработаны и надежно защищены от повреждений при транспортировке, монтаже и эксплуатации. Чтобы требуемый коэффициент трения сохранялся длительное время, при использовании фторопластовых листов в смазочные гнезда при изготовлении закладывают смазку, самопроизвольно поступающую на поверхности скольжения при перемещениях в процессе эксплуатации.

Назначение и виды опорных частей металлических мостов


Поскольку опорные части скольжения должны обеспечивать и повороты опорных сечений, они имеют элементы вращения, в качестве которых применяют шарнирные опорные элементы: цилиндрические, тангенциальные, стаканные (рис. 10.3, г), деформирующиеся и шаровые сегменты (рис. 10.3, д).
Подвижные комбинированные опорные часть скольжения всех конструкций включают шарнирный опорный элемент 1, средний элемент 2, включающий антифрикционный слой и плиту скольжения 3 с анкерной плитой. В наиболее употребительных типах опорных частей скользящая пара, образуемая средним элементом и плитой скольжения, располагается в верхней части конструкции, что позволяет достаточно простыми средствами защитить пару скольжения от загрязнений.
К третьему конструктивному виду подвижных опираний относятся деформирующиеся части, в частности, резиновые опорные. В них поступательные перемещения реализуются за счет деформаций сдвига, а повороты — за счет неравномерного обжатия резиновых элементов. Для увеличения несущей способности, как правило, деформирующиеся части армируют листами нержавеющей стали. В стальных мостах больших пролетов резиновые опорные части обычно не применяют, но они могут использоваться как дополнительные прокладки для обеспечения двоякой подвижности опорных частей.

Читайте также: