Опыты с деревом и металлом

Обновлено: 17.05.2024

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями, дидактическая игра «Наоборот».

Материалы: картинки с изображением деревьев, тазики с водой, металлические бруски и деревянные, гвозди, лупы, кисточки, краски,

Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.

Форма работы с детьми: фронтальная и групповая.

Технология: исследовательская деятельность.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть в сыщиков! А искать мы будем. Подождите, раз вы сыщики, то найдете ответ на вопрос: «Что в этих коробках?» Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эти две коробки. А на них надпись: «Открыть любознательным детям».

-А как же узнать, в какой посылке что находится? (посмотреть).

-А если не смотреть, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку).

-Если мы понюхаем, то узнаем, что лежит в коробке? Давайте попробуем.

-А как по звуку узнать? Кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать)

Вы догадались, что в этих коробках?

Из чего сделан карандаш? (дерево)

Из чего сделан гвоздь? (железо)

Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес)

Ребята, как вы думаете, что такое лес?

Дети: Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.

Вывод: Лес это дом, где вместе живут деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые.

-Какие вы умные и уж конечно знаете, какие деревья растут в наших лесах.

Воспитатель: Хорошо, сыщики, как узнать названия деревьев?

Дети: По внешнему виду или просто прочитать.

Воспитатель: деревья не все одинаковые. Какие из них можно назвать лиственными и почему?

Дети: дуб, береза, каштан, тополь. Они называются лиственными, потому что на них растут листья.

Воспитатель: Какие из них хвойные?

Дети: сосна, ель, потому что на их ветвях вместо листьев хвоя.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу.

Воспитатель: А чем дерево может нам помочь?

Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.

-А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

-Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: Ребята надо рассказать, чем дерево отличается от других материалов. Для этого надо вспомнить свойства дерева. Свойство – то, что отличает 1 предмет от другого.

- Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

И любому сыщику в этом поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя

Опыт № 1 Прозрачность предмета.

(Дети смотрят сквозь кубик).

Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)

Опыт №2 Твердость предметов.

-Дети на ощупь определяют, какой предмет тверже , а какой мягче.

Вывод: Если провести металлическим предметом по бруску останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.

Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах). (Работа с лупой).

Опыт №3 Плавучесть предметов (работа с емкостями воды)

Для сравнения гвоздь и деревянный брусок.

После опыта дерево остается в воде для другого опыта.

(Далее ребята работают с новыми образцами дерева).

Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)

Опыт№4 Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)

Поглощает влагу и от этого меняются в размере.

Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).

Опыт№ 5 Теплопроводимость материалов.

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Как называется как это свойство?

- Вставайте в круг и поиграем в игру: « Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый

Дети: Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.

Воспитатель: Да, вы очень сообразительные и самые настоящие сыщики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2» НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш.


Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью.


Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре.


Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени.


“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:- образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев.


Открытое занятие для педагогов дошкольных отделений на тему «Знакомство со свойствами дерева и металла»

1. Познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тяжелее и звонче дерева;2. Объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла.3. .

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе

Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла.

1. Образовательная. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность.

2. Развивающая. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений, монологическую речь.

3. Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес, умение работать сообща, закрепить правила безопасности при проведении опытов.

Материал: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, спички, молоток, макет леса, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей.

Предварительная работа: дидактическая игра «Поплывет – потонет», «Наоборот», «Составь предложение»

Методические приемы: опыты, мозговой штурм, загадки, приход героев, вопросы, дидактические игры.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла утром в группу и увидела на полке две новые коробки и письмо к ним, послушайте, что в нем написано:

Ребята из группы «Радуга» вы узнаете, что в коробках, если разгадаете загадки.

1. Цветной Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведет

Там след кладет. (карандаш)

2. Металлический Антошка

На очень длинной ножке,

По головке постучишь

что-нибудь да смастеришь. (гвоздь)

Воспитатель : Правильно, ребята, загадки мы разгадали. Только, как же узнать в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь? Как вы думаете?

Воспитатель: А если не смотреть, то как можно узнать? ( опорные схемы: по звуку, по запаху, на ощупь)

Давайте попробуем узнать по звуку. Кто попробует? (определяют по звуку)

Дети : звучит одинаково.

Дети: ничем ни пахнет.

Попробуем определить на ощупь. (Потрогать с закрытыми глазами)

Что там как ты думаешь?

Воспитатель: А вот и наши гости, посмотрите, они очень рады встречи с вами.

Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздь Гвоздивич. Они очень любят спорить. Никак ни могут решить, что важнее – дерево или металл. Карандаш говорит, что он главный. А гвоздь не соглашается с ним и говорит, что он главнее. Ребята, а как мы можем помирить (Да) Тогда мы с вами отправимся в страну Предметоландию, где узнаем свойства дерева и металла и поможем нашим гостям разрешить спор.

Вставайте в паровозик и мы едем по дорожке здоровья в страну Предметоландию. Звучит музыка «Дорогою добра».(идут по массажным дорожкам на ковер, там организована выставка предметов из дерева и металла)

Воспитатель: Вот мы и прибыли в Предметоландию, посмотрите сколько здесь предметов из дерева и металла.

Карандаш: Я же говорил, что дерево важнее! Посмотрите как много предметов из дерева!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете прав Карандаш? Какие предметы делают из дерева?

Воспитатель: А гвоздь с ним не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете?

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете кто прав? Гвоздь или карандаш?

Вывод: Из дерева и из металла делают много нужных вещей, значит прав и Карандаш и Гвоздь.

Воспитатель: Но Гвоздь не унимается, продолжает спор. А у металла поверхность гладкая! Вот! Что ему ответить Карандаш, как вы думаете?

Воспитатель: А давайте узнаем чем предметы из металла отличаются от предметов из дерева. Мы превращаемся в настоящих ученых и отправляемся в лабораторию. Где будем проводит опыты с деревом и металлом.

Дети идут по массажным дорожкам к столам. Звучит музыка «Дорогою добра»

Воспитатель: Прежде чем преступить к опытам, давайте разомнем пальчики и поиграем в пальчиковую игру «Дружная семейка»

Воспитатель: У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Потрогайте их? Отличаются они? (ДА)

Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)

А у деревянного бруска? (Шероховатая)

И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете прав Карандаш? Давайте проверим.

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателем)

Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, металл твердый)

Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный!

Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Получается? (нет) Значит гвоздь какой (прочный)

Теперь попробуйте сломать спичку. Получилось? (да) Значит спичка какая? (хрупкая)

Какой можно сделать вывод? Металл прочный, а дерево хрупкое.

Устали наши друзья спорить, ни к чему спор не приводит, решили подружиться.

Давайте поиграем с вами поиграем в игру и вспомним свойства дерева и металла.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Чтобы наш язычок хорошо выговаривал сделаем для него гимнастику.

1. Упражнение «Улыбка»

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри, сейчас!

2. Упражнение «Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи,

И слоненку покажи.

3. Упражнение «Качели»

Выше дуба. Выше ели

На качелях мы взлетели!

А скажите вы б сумели

Язычком качать качели?

4. Упражнение «Маятник»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов,

Он, как и ты старается.

Игра «Наоборот» (с мячом)

Дерево шероховатое, а металл….

Металл тяжелый, а дерево …

Металл прочный, а дерево….

Дерево мягкое, а металл….

Игра «Собери слова в предложение»

Карандаш, дерево, из, сделан.

Ложка, из, металл, сделан.

Бумага, сделан, дерево, из.

Металл, чем, вода, тяжелее.

Игра «Сосчитай – ка»

Согласование числительных с существительными.

2 ложки, 5 карандашей, 4 гвоздя. (Воспитатель показывает карточку с цифрой и предмет с выставки)

Воспитатель: Пока мы с вами играли Карандаш и Гвоздь отправились в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке (появляется макет реки) обрадовался Карандаш: «сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь – Гвоздивич загрустил. Ребята как вы думаете, Почему?

Давайте проверим поплывет или потонет?

Опыт «Поплывет – потонет»

Какой можно сделать вывод?

(Металл тяжелый, а дерево легкое)

Как же тогда Гвоздю Гвоздивичу перебраться на другой берег? (версии детей, помощь Карандаша)

Вот перебрались наши приятели на другой берег, устали, проголодались. Сварили ухи, сели есть. Гвоздь Гвоздивич достал металлическую ложку, а Карандаш деревянную. Карандаш быстро справился с ухой, Гвоздь ел и обжигался и никак не мог съесть ее.

Как вы думаете почему? А все потому что металлы обладают еще одним свойством – это теплопроводность, от слов проводит тепло. Сейчас мы убедимся на опыте.

Подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода.

Я положу в чашку деревянную и металлическую ложки.

Как вы думаете, что произойдет? (металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет.) Это свойство называется теплопроводность.

Рита, как называется это свойство?

Давайте все вместе скажем.

Как же быть Гвоздю, чтобы не обжигаться во время еды?

Карандаш как настоящий друг подарил ему деревянную ложку.

Гвоздь Гвоздивич оставил вам видеопослание, давайте посмотрим.

Показ мультфильма «Опыты с магнитом»

Эти опыты вы проведете дома.

А сейчас настало время возвращаться в детский сад.

Под музыку возвращаемся по массажным дорожкам в группу.

Ребята вам понравилось путешествие?

Вы сегодня молодцы, все награждаются медалями «Маленькие исследователи»

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Итоговое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи: Учить детей проводить опыты с бумагой, называть.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Синяя вода» Цель: Формирование представлений живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависмости объектов и явлений природы, поддержание познавательного.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Использование воды в быту» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Использование воды в быту» Цель: расширять представления.

Конспект познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.

Образовательная ситуация по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»

Образовательная ситуация по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Цель: познакомить детей со свойствами камней. Задачи: Развивающие: развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством.

Открытое итоговое по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Открытое итоговое занятие по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Программные задачи: 1. Закрепить умение фиксировать.

Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство со свойствами дерева и металла» (средняя группа)

- Познакомить детей с качествами этих материалов: металл тяжелее и звонче дерева.

- Объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла.

- Развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к поисковой

- Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, желание обследовать предметы и делиться выводами с товарищами.

- Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.

Оборудование: волшебный сундук, два чудесных мешочка, пластмассовая емкость для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки, магниты, картинки деревянных предметов и металлических.

Предварительная работа: игры с деревянным конструктором, наблюдения в

повседневной жизни, разучивание пальчиковой гимнастики.

В: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?

В: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с

помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

Кто открыть его не смог?

Постучали и открыли.

В: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?

В: Давайте потрогаем (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои

В: Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).

В: Из чего сделаны эти предметы?

Д: Из дерева.

В: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.

А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?

Д: Из металла.

В: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические.

Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла.

Итак, сегодня мы познакомимся с металлом и деревом, с их свойствами. Чем они отличаются друг от друга? Я предлагаю побыть сегодня учеными. Согласны?

Отправляемся в лабораторию.

Сядьте поудобнее, лицом к своему столу. У вас на столах - все необходимое для сегодняшнего занятия. Возьмите в руки металлическую пластину и деревянную. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Есть ли разница в ощущениях? Что можно про них сказать? Какие они?

Опыт №1. Проведем первый опыт: «Плавает – тонет»

В: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойд т. (Дети работают в паре).Что делают пластинки в воде?

В: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

В: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические

Д: Деревянные - л гкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

В: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.

Опыт №2. Проведем второй опыт - с магнитами «Притягивание магнита»

В: У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала

деревянный предмет, потом металлический. Что произошло? Металлический

предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет. А как вы думаете, ребята, из чего сделана наша доска? Это легко проверить. Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной. А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.

В: А сейчас давайте немного поиграем в слова. Игра называется «Доскажи слово». Я буду говорить, вы будете продолжать.

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя. (кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на. (стуле)

С пирогами чай попьем за обеденным. (столом)

Как приятно нашей Тане, поваляться на. (диване)

Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в. (шкаф)

Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Из чего они сделаны?

Д: Они деревянные.

В: А о металлических предметах мы отгадаем загадки.

Железные избушки держатся друг за дружку,

Одна с трубой тянет всех за собой. (паровоз)

2. Яму копаю, песок таскаю. (лопата)

3. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

4. Закручу, зажурчу, под небеса улечу. (самол т)

В: Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.

В: Ребята, мы совсем забыли про сундук, давайте посмотрим, что там еще лежит? Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки). Из чего они сделаны?

Д: Из дерева и из металла.

В: Ложки нам нужны для следующего опыта.

Опыт №3 «Глухой – звонкий»

В: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. (дети играют) Какой вы слышите звук?

В: А сейчас поиграем на металлических ложках (дети играют).

Какой вы слышите звук?

В: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Д: Металлические.

В: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.

В: и еще один опыт.

Опыт №4 «Л гкий – тяж лый»

В: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл.

Кладем в один мешок 5 ложек деревянных, в другой 5 ложек металлических. А

весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).

В: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

В: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О ч м мы сегодня говорили?

Ответы детей: О деревянных и металлических предметах.

В: Чем они отличаются?

-Дерево л гкое, оно не тонет в воде, а металл – тяж лый, он тонет;

-Металл притягивает магнит, а дерево нет;

-Дерево изда т глухой звук, а металл – звонкий

Интегрированное занятие «Знакомство с золотой хохломой» (средняя группа) Интегрированное занятие по теме Знакомство с золотои хохломои средняя группа Цели: Воспитательные: воспитание интереса.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с растением огорода тыквой» (средняя группа)

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с растением огорода тыквой» (средняя группа) Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство с растением огорода- тыква» Средняя группа Материал подготовила и правила:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе Конспект по познавательно - исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе. Цель: Расширить.

Конспект занятия по ИЗО «Грибная полянка» (средняя группа) Задачи. Учить детей лепить грибы, развивать целостность восприятия, соотносить цвет пластилина с цветом реального объекта. Закреплять технические.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия «В мире стекла» (средняя группа)

Конспект занятия «В мире стекла» (средняя группа) Конспект занятия в средней группе. Тема: "В мире стекла" Задачи:помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, гладкое,цветное, прочное).

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Знакомство со свойствами почвы» Занятие «Знакомство со свойствами почвы» с детьми средней группы. Задачи: Формировать у детей интерес к опытнической работе, продолжать.

Знакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группе

Знакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Возрастная группа: вторая младшая.

Экспериментирование - дерево и металл
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект занятия по экспериментальной деятельности - изучение свойств дерева и металла.

ВложениеРазмер
konspekt_derevo-metall.docx 16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства дерева и металла»

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

  • Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.
  • Развивать логическое мышление.

Материал: 2 коробочки, большой гвоздь, карандаш, спички, молоток, деревянные бруски, металлические пластины, гвоздики, таз с водой.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла рано утром в группу и увидела на полке две новые коробочки. А вот и записка к ним:

Где носом проведет,

Там след кладет.

Любит нос везде совать,

И чертить, и рисовать.

Все раскрашивает сам

На очень тонкой ножке,

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

Воспитатель: А как же узнать в какой коробочке карандаш, а в какой – гвоздь? (ответы детей)

- А если не смотреть, то, как можно узнать? (ответы детей)

- Давайте попробуем узнать по звуку. Как это сделать?

- А сейчас попробуем определить на ощупь с закрытыми глазами.

- Вот и наши гости, посмотрите, они очень рады встрече с нами. Знакомьтесь дети, это – карандаш Ивашка, а это – гвоздь Антошка. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее – дерево или металл. Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов.

- Как вы думаете, прав карандаш? Какие предметы делают из дерева? (ответы детей)

- А гвоздь с карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете? (ответы детей)

- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и гвоздь и карандаш правы.

- Но, гвоздь Антошка не унимается, продолжает спор. Говорит, металл все равно важнее и нужнее!

- Ребята, а давайте мы узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла. У вас на столах лежат металлические платины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим!

Опыт «Какой предмет холоднее?»

Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую – металлический. Какой предмет холоднее? Значит, о металле мы можем сказать, что металл – материал….. холодный, а дерево - ……теплый!

- Ребята, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? _дерево_ Почему? (Дерево – материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло).

- Карандаш Ивашка очень гордится тем, что он сделан из теплого материала. А гвоздь не унимается. А я, говорит, очень твердый!

Опыт «Тверже - мягче»

- Ребята, возьмите металлическую пластину и попробуйте провести черточку на деревянном брусочке. Получилось?

- А теперь, наоборот, попробуйте провести деревянным брусочком черточку на металлической пластине. Получилось? Почему, как вы думаете? (предположения детей) А не получилось у нас потому, что металл – материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем ничем деревянным черточку не проведешь, а дерево мягче металла.

- Но, спор не утихает. Гвоздь говорит, что он еще и очень прочный!

- Ребята, возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось? Значит, он какой? (прочный)

- Теперь попробуйте сломать спичку. Получилось! Значит, что можно сказать про спичку, что она какая? (хрупкая).

- Ребята, скажите, если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете – металл или дерево? Почему? (металл тверже дерева) А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (деревянные ложки, матрешки) .

- Устали спорить Антошка и Ивашка, ни к чему спор не приводит, решили подружиться и отправится вместе в обратный путь в свою сказочную страну.

- А пока они идут, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»

- Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: теплый – холодный, мягкий – твердый, хрупкий – прочный, тяжелый – легкий и т.д.

Шли они, шли и вышли к речке. Обрадовался карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А гвоздь Антошка приуныл. Как вы думаете, почему?

-Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

Опыт «Тонет – плывет»

- Какой можно сделать вывод? (металл – тяжелый, а дерево – легкое)

- Как же тогда гвоздю Антошке перебраться на другой берег? (версии детей, помощь карандаша)

- Ребята, если вы захотите сделать лодочку, из какого вы материала ее сделаете, чтобы она поплыла?

Переправились наши приятели на другой берег, навстречу новым приключениям. А что было дальше, я предлагаю вам придумать самим и нарисовать. Знаю только, что на пути им повстречались две подружки, которые также как и они бесконечно ссорились и ругались, но это уже совсем другая история.

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно.

Экспериментирование с деревом и металлом

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Расширить представления детей о дереве, металле, их качествах и свойствах.

Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева и металла с помощью экспериментальных действий. Научить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева и металла.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, методами исследования объекта по известному алгоритму. Поощрять стремление детей к самостоятельным исследованиям.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе

Методические приемы: загадки, действия с предметами, элементарные эксперименты, наблюдения опыта, рассказ-беседа, просмотр предметов, объяснение учителя, оценка действий и деятельности детей.

Активация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.

Обогащение словарного запаса: шероховатость, теплопроводность.

Материалы и оборудование: большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брус, таз с водой, спички, металлические и деревянные ложки; миска с горячей водой.

Ход занятия: организационный момент

Громче дудочка поёт, на занятие зовёт!

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Придет домой – растянется. (Топор)

Воспитатель: Лес - наш друг, где растут разные виды деревьев. - А что хорошего в деревьях?" ( детские ответы: кислород, дом для птиц, различные предметы сделаны из деревьев.) Молодые, здоровые деревья, новый лес ни в коем случае нельзя вырубать – это запрещено законом. Лес – наше богатство, его надо беречь. Лес охраняют лесник и егерь.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесиной. Чтобы получить древесину, древесину сначала вырубают, затем очищают от веток, бревна везут на фабрику, где их разрезают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы. Заготовка древесины зимой. Не случайно древние славяне называли январь сеченем. По древним приметам, лес вырубали в новолуние, так как лес, вырубленный в другое время, гниет.

И сегодня нас окружает большое количество изделий из дерева : мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Дерево - один из самых распространенных материалов, который люди научились обрабатывать в древние времена. С помощью топора, ножа и других орудий люди строили дома, мосты, ветряные мельницы, укрепления, орудия труда, посуду и многое другое. Человека, который работает с деревом, называют плотником.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли два героя. Давай отгадаем загадки, а потом узнаем, кто они.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Металлический Антошка

У меня ни рук, ни ног

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадки. В гости приходят герои: Гвоздь и Карандаш.

Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем решить, кто из нас прав?

Карандаш: Я самый главный, смотри, сколько нужных вещей сделано из дерева!

Гвоздь: Нет, я важнее, из металла делают гораздо более нужные вещи!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто прав.

Скажите, какие предметы сделаны из дерева? И я буду считать

Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.

Воспитатель: А какие предметы сделаны из металла?

Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? И дерево, и металл делают много очень необходимых вещей. Так что и Гвоздь, и Карандаш правы!

Воспитатель: Но гвоздь все равно не отпускает:

Гвоздь: А металлическая поверхность гладкая! Сюда!

Воспитатель: Как вы думаете, что скажет ему Карандаш? Давайте выясним, чем отличаются предметы из дерева от предметов из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брус. Отличаются ли они на ощупь? Какова поверхность металлической пластины?

Воспитатель: А какая у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая, шершавая.

Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Пластина – холодная.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл – холодный.

Дерево – теплое.

Воспитатель: И Карандаш этим гордится. Он также говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, Карандаш прав? Давайте проверим.

Опыт "Вбить гвоздь в дерево и металл" (педагог показывает)

Дети: Дерево мягкое, а металл твердый.

Воспитатель: Но спор продолжается. Гвоздь говорит, что он очень крепкий!

Проверим? Я беру в руки гвоздь и попробую его сломать. Не получилось? Значит он какой?

Воспитатель: Теперь я попробую сломать спичку. Она сломалась очень легко. Что можно сказать?

Дети: Спичка – хрупкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – хрупкое.

Металл крепок.

Давайте встанем у наших стульев и немного отдохнем.

Один, два, три, четыре (дети маршируют).

Нам нужна мебель для квартиры (наклоняется вперед)

Мы пригласим грузчиков (повороты туловища влево и вправо)

И идем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак -

поворачиваем налево и направо, изображая руль)

Что они продают сегодня? (поворачивается налево и направо).

Стулья, табуретки, табуретки, шкафы, диваны и буфеты (приседания).

Воспитатель: Молодцы. Мы немного отдохнули. Тем временем

Гвоздь и Карандаш отправляются в путешествие в свою сказочную страну. Они подошли к реке. Карандаш был в восторге: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?

Ответы детей (гвоздь может утонуть).

Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что утонет?

Опыт "Тонет - плывет".

Воспитатель: Я беру гвоздь и деревянную плашку и кладу их в таз с водой. Что мы видим: дерево осталось на поверхности, а гвоздь - утонул.

Воспитатель: Какой вывод я могу сделать?

Дети: Металл-тяжелый, а дерево легкое.

Воспитатель: Тогда как же Гвоздь может попасть на другую сторону?

Дети: Его может перевести Карандаш (плот).

Воспитатель: Так и поступили наши друзья. Мы перешли на другую сторону.

Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху!

Карандаш: Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь: И я пойду.

Карандаш: А кто будет костер разводить?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?

Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.

Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Как вы думаете: почему? Есть такое свойство, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло». Дерево нагревается очень медленно и не сильно, а металл быстро становится раскаленным.

Теперь мы увидим это на собственном опыте.

Воспитатель: Я положу деревянную ложку и металлическую ложку в чашку с горячей водой. Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Металлическая ложка горячая, а деревянная - нет.

Воспитатель: Это теплопроводность. Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл проводит тепло.

Воспитатель: Как же быть Гвоздю – все время обжигаться во время еды?

Ответы детей (кушать деревянной ложкой).

Воспитатель: Карандаш вел себя как настоящий друг - он дал Гвоздю деревянную ложку. Наши друзья поели, посидели у костра и решили двигаться дальше. Но им ведь нужно потушить костер! Как это сделать?

Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.

Воспитатель: Так они и сделали. А затем отправились восвояси.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали?

Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.

Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.

Спасибо за занятие.

Экспериментирование с деревом и металлом


Детское экспериментирование (фотоотчёт)

Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревом каштан» в старшей группе

Конспект прогулки «Наблюдение за деревом каштан» в старшей группе Цель: расширить знания детей о дереве каштан; Задачи: учить замечать красоту цветущего каштана, используя загадки и стихи, рассматривая.

Наблюдение с детьми подготовительной группы за экзотическим деревом «Фейхоа»

Наблюдение с детьми подготовительной группы за экзотическим деревом «Фейхоа» Задачи: - расширить и закрепить знание детей о растительном мире своего участка; - помочь детям осознать значимость каждого дерева, кустарника.

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке. НОД Наблюдения за плодовым деревом — сливой.

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке. НОД Наблюдения за плодовым деревом — сливой. Длительные наблюдения за фруктовым деревом – сливой мы проводили с детьми на прогулке с мая месяца по август. Цель наблюдений: - знакомить.

ОД «Экспериментирование в мире пластмассы»

ОД «Экспериментирование в мире пластмассы» ОД в «Фикси — лаборатории»: «Экспериментирование в мире пластмассы» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами и качествами.

Экспериментирование «Круговорот воды»

Экспериментирование «Круговорот воды» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. А в старшем дошкольном возрасте особо возрастает.

Экспериментирование «Послушная водичка»

Экспериментирование «Послушная водичка» Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов - это: вода, ткань, бумага, песок, снег и др. До.

Читайте также: