Орнамент на металле это

Обновлено: 27.09.2024

В ювелирном деле используется множество техник декорирования поверхности украшений, применяемых на финальной стадии их изготовления. С помощью этих техник улучшают внешний вид ювелирных изделий, придают им нужные эффекты (блеск, цвет, фактуру и так далее), а также усиливают «носкость».

В целом, технологии художественной конечной обработки изделий можно подразделить на методы «механического» воздействия (тиснение на металле, гравирование по металлу и тому подобное), и «химические» — нанесение различных покрытий или наоборот, удаление части слоя существующего покрытия. Об одной из таких техник – чернение металлов – можно прочитать в нашей отдельной статье. А сейчас мы поговорим о других химических методах декора – которые, как станет ясно ниже, в промышленных масштабах видоизменились до «гальванических».

Художественное травление ювелирных изделий из металлов

Травление-рисунка-на-латуни-с-горячим-окрашиванием---gingerhoneycat.blogspot.ru

Химическое травление (англ. etching)- это эффектная старинная техника украшения металлов. По сути это сумма приёмов для «управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки, под действием специально подбираемых химических реактивов» (как «учит» сеть и «Википедия»). Оружейники средневековья — самые первые «травители». Они лихо «бросили перчатку» (кольчужную) в лицо ювелирам. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку — не понизив при этом планку качества.

Травлением наносят рельефный или углубленный орнамент, текст или сюжет на любом металле. Сегодня травление проводят как химическим, так и гальваническим способом. Гальванический проще: раствор электролита не выделяет вредных газов, в отличие от химического способа. Да и чёткость рисунка при гальваническом травлении выше. Хотя, возможно, когда процесс не ядовитый, не дрожат и руки мастера. Но в средние века (до Менделеева и при отсутствии большинства современных реагентов) травление было весьма трудоемким делом. В те времена, как правило, металлы травили кислотами типа уксусной, винного уксуса, и дело двигалось крайне медленно.

Как отличить ювелирное изделие, подвергшееся травлению?

В ювелирных изделиях протравленные участки ноздреваты с виду и шероховаты на ощупь. Травлением наносят фактуру фона, узоры, символы и даже тексты. Это стойкий вид декора поверхности металлов: травление нельзя сколоть, как эмаль, или стереть, как плёнку оксида серебра.

Примеры травления рисунков и орнамента на серебряных изделиях:

Травление-рисунка-на-серебре---sherrihaab.businesscatalyst.com
Травление-рисунка-велосипеда-на-серебряном-кольце---custommade.com

Золочение ювелирных изделий

Золочение металлов в старину мастера проводили холодным, горячим способом (на огне) и в жидком состоянии. Древнейшей техникой является холодное золочение, при котором серебряную или бронзовую основу обивали тонким золотым листом.

Чеканное позолоченное кольцо - theoutnet.com

Золочение на огне — аттическая техника (применявшаяся в эпоху античности). Ртуть и золото наносились на изделие тонким слоем и обжигались. Ртуть испарялась, и золото прочно соединялось с основой. «Падёж специалистов» постепенно привёл к мысли, что ртутные испарения небезопасны.

Гальванизация – современный метод нанесения покрытий на металлы

Теперь об относительно современном, гальваническом способе декора металлов и сплавов, открытом в 1865 году. Гальванизация — это нанесение одного металла на другой в гальванической ванне, при помощи осаждения его из водных растворов солей — под действием электрического тока, или без него.
Пресловутые серебрение и золочение — отработанные гальванические методы. Проводят серебрение и золочение в бесцианистых ваннах, перед тем покрывая изделия слоем меди.

Позолоченное украшение «против» полновесного золотого: какое выбрать?

Рассудим трезво: что менее гибельно для бюджета, объёмный золотой браслет или серебро в позолоте? Налицо и богатство цвета (сочетание золотой гальваники с серебром основы, иногда с чернью), и вполне посильные затраты в отличие от «космических» цен в случае цельнолитого браслета из золота.

Что до серебрения, то оно, должно быть, выручает производителей украшений в этно-стиле – и «косплеит» бижутерию (кстати, как и латунирование с меднением). Серебрение также помогает «распушить хвост» экономной хозяйке, сервирующей чай эффектными, но не критически ценными ложечками.

Меднение, никелирование, хромирование ювелирных изделий

Меднение в гальванике применяют редко, обычно в виде подслоя для никелирования, хромирования, серебрения и золочения (для лучшего сцепления покрытия с изделием). Латунь может служить подслоем вместо меди, но используется и как самостоятельное покрытие. Наблюдая металло-бижутерию коричневых, оливковых, красноватых оттенков можно «подозревать» медную или латунную гальванику. Это сборная бижутерия, так как россыпные элементы гальванизируют «оптом».

Куда чаще применяют никелирование – в результате которого у изделия наблюдается прочная защита и достойный вид. Крепче всего никелирование держится на меди или латуни. На стали осажденный никель держится плохо, поэтому применяют многослойные покрытия, то есть поверхность стального изделия сначала омедняется, а затем полируется и никелируется. Никелевые покрытия очень декоративны – это покрытие дает серебряный цвет с теплым желтоватым оттенком. Производители столовых приборов уверены, что, продавая никелированные или посеребрённые ножи и вилки, продают «достойные традиции».

Хромирование: стойкий и красивый, но сложный (очень плохая рассеивающая способность электролита, то есть плохо покрывает углубление) вид гальваники. Он даёт холодный голубовато-сероватый оттенок. Применяется он, как правило, в технике.

Родирование ювелирных изделий и покрытие рутением

Родирование (англ. rhodium plated) и рутение (англ. ruthenium plated) -самое последнее слово в гальванике.
Родий и рутений входят в платиновую группу металлов. Родий – это металл серебристо-серого цвета, его поверхность имеет очень высокую отражательную (более 80% для видимой части спектра) способность. Родий довольно долго сохраняет блеск. В силу высокой твердости он изнашивается медленнее платины и золота. Главное, чтобы слой покрытия был достаточно плотным. Родиевое покрытие бывает белое, чёрное и цветное. Платина и серебро, покрытые белым родием, чрезвычайно эффектны –светятся, точно лампа дневного света.

Примеры родированных украшений:

Кольцо-покрытое-чёрным-родием---jckmarketplace.jckonline.com
Родированное-кольцо---hsn.com

Рутений чаще выступает как лигатура в ювелирных сплавах, в том числе в бижутерных (например, чешский бренд Яблонекс некогда заявлял об особом качестве ювелирных сплавов с добавлением рутения). Рутений придаёт изделию блеск и необычный графитовый оттенок (словно незавершённое воронение). В украшениях с рутениевым покрытием есть нечто инфернальное.

Примеры украшений покрытых рутением:

Кольцо в форме вороньего пера покрытое рутением - polyvore.com
Перстень-со-стразой-Сваровски-покрытое-рутением---amazon.com

Считается, что рутение и родирование «сохраняют изделие как новенькое». Однако, многие ювелиры (в отличие от продавцов) воспринимают этот тезис скептически. С одной стороны, рутением часто покрывают мужские украшения, а сильный пол любит «брать на слабо», пуская изделие во все тяжкие. С другой, производитель , «оптимизируя процесс», норовит превратить слой родия или другого покрытия микро в «ультра-микро» — то есть, чисто символический. С украшениями из платины, пожалуй, так не поступают, но с серебром – возможно, и весьма… Поэтому не стоит удивляться, если ваше родированное свадебное колечко из белого золота уже через год после свадьбы вдруг стало желтоватым, перестав сочетаться с вашими любимыми серебряными кольцами на других пальцах.

Оксидирование серебра и других металлов

Всё чаще ювелиры применяют технику оксидирования — покрытия изделия оксидной плёнкой (по словам Википедии, «создание оксидной плёнки на поверхности изделия в результате окислительно-восстановительной реакции»). Оксидированное украшение по внешнему виду напоминает чернёное, чем иногда пользуются продавцы, не спешащие «разочаровывать» покупателей. О том, как отличить чернение от оксидирования, мы уже писали в статье о чернении ювелирных изделий.

Долго ли будет радовать покрытие золотом, серебром, родием и другими металлами?

Толщина наращенного слоя металла зависит от назначения изделия. Мысль «рациональных» производителей о том, что «браслетик — не околоземная аппаратура» приводит к экономии и преждевременно «облезшим» украшениям. Однако, покрытые этими супер прочными металлами детали в космических микросхемах мирно трудятся на орбите (при удачном запуске), не подвергаясь воздействию бытовой химии, косметики и едкого пота. А украшения, оплаченные, кстати, немалыми деньгами, владельцы активно эксплуатируют в самых разных условиях. То есть, колье и цепочки на шее входят в химическую реакцию с вашей кожей, особенно в жаркую погоду. В колечке вы можете случайно искупаться или помыть посуду. И тому подобное.

Поэтому сообщаем, что, например, повторное родирование без проблем проводят в ряде ювелирных мастерских.

Художественная обработка металла


Различные украшательства, внедрение декоративных элементов, нанесение надписей – всегда позволяли выделить свой меч или нож среди остальных, дать ему визуальные отличительные черты, дать своеобразное «имя» и «внешность». Существует несколько наиболее распространенных способов обработки металлических элементов холодного оружия.

Травление.

травление

Наиболее часто клинки холодного оружия подвергаются травлению. Травление – это способ обработки металла путем нанесения на него особого тестообразного состава из смолы, воска или асфальта, по которому вычерчивается рисунок при помощи иглы. После этого клинок подвергается воздействию растворов кислот, которые разъедают металл и оставляют по сделанному рисунку углубление. Встречаются экземпляры холодного оружия, клинки которых украшены орнаментом, сделанным при помощи травления, датируемые еще XVII веком. Наиболее частым мотивом рисунков травления клинков являются различные девизы и надписи, элементы геральдики, растения.

Воронение

воронение

Процесс воронения клинков представляет собой термическую и химическую обработку металла, когда конопляным или льняным маслом смазывался клинок и погружался в кучу горячей золы. Так вороненую сталь делали в старые времена, а впоследствии золу заменили специальные печи – муфели, а сам металл покрывался не только маслом, но и кислотой, что позволяло приобрести клинку не только черный, но и темно-синий, фиолетовый или коричневый и даже красный оттенок. Особенно изысканно на вороненых клинках смотрится наводка и золотая насечка.

Гравировка

гравировка

Гравировка – наиболее распространенный вид художественной обработки и украшения холодного оружия и металла в целом. На поверхность клинка или на эфес наносится рисунок или надпись, после чего при помощи специальных инструментов выбирается металл. В настоящее время это часто делается механически при помощи станков или граверной машинкой, но штучная ручная гравировка по прежнему является наиболее ценной, тонкой и чистой. Гравировка почти всегда сочетается с другими видами декоративной отделки металла.

Обронная работа

обронная работа и гравировка

При обронной работе (этот вид художественной отделки также можно назвать подвидом гравировки) мастер специальным инструментом – штихелем – выбирает весь фон рисунка, оставляя выпуклым основной рельеф. Фон очень часто покрывается позолотой или матируется, а рельеф рисунка полируется до блестящего состояния.

Чернение

чернение

Чернение металла – это обработка клинков путем гравировки вместе с воронением. Если при обычной гравировке (обронной работе) рельефным остается рисунок, а штихелем выбирается фон – то при чернении выбирается металл по силуэту рисунка или надписи. После того, как рисунок выбран, все канавки заливаются сургучом или лаками, клинок сильно прогревается несколько раз и в итоге холодное оружие приобретает прочное матово-черное покрытие. Очень распространено чернение металла на Востоке и Кавказе.

Насечка (она же таушировка)

насечка

Насечка – это способ украшения холодного оружия, когда по линиям рисунка выбирается слой металла на глубину порядка 1 мм. Эти линии расширяются чеканом к основанию, после чего по краям возникают заусенцы. После этого по траншейкам вколачивается проволока из драгоценного металла – золотая или серебряная. Металл этот ковкий и надежно закрепляется в расширяющихся книзу вырезах, а заусенцы дополнительно закрепляют рисунок.

Позолота (наводка золотом)

позолота

Позолота металла чаще всего выполнялась путем накладывания специально приготовленной ртутной амальгамы – смеси ртути и золота (иногда вначале наносился рисунок краской). Прогревание клинка в кузнечном горне испаряло ртуть, и золото покрывало клинок тонким, но в то же время тонким слоем. Эта процедура проводилась несколько раз, после чего позолоченный клинок полировался. В настоящее время этот древний и очень вредный для здоровья процесс заменен гальванической обработкой.

Чеканка

чеканка

Чеканка клинков производилась при помощи нескольких инструментов специальной формы – чеканов, когда оружейник формировал рельефный орнамент на металле, ударяя молотком по чеканам. Чеканка русского оружия известная с XV века, и такой способ художественной обработки клинков требовал достаточно большого мастерства. Поскольку подобная обработка металла гораздо проще для пластин, то чеканка была наиболее распространена в отделке металлических накладок ножен, на рукояти, эфесах и других элементах экипировки. Для массового производства часто изготавливалась зеркальная матрица, которая затем вдавливалась в разогретую металлическую пластину.

Филигрань (скань)

филигрань

Филигрань изготавливается из скрученной проволоки, когда все подготовленные детали рисунка припаиваются или укладываются в орнамент, представляя собой металлические кружева на оружии. Рядом с филигранью часто размещаются небольшие металлические шарики, называемые «зернь».

Алмазная грань

алмазная грань

С 1750-х годов тульскими оружейниками широко используется огранка стальных бусинок на клинках, имитирующих алмазы. Это очень кропотливый способ декоративной обработки металла, поскольку стальные шарики полированной стали имеют многочисленные грани и каждый из них сажается на тонкий стерженёк, что вместе создает картину сверкающих бриллиантов на оружии. Одним из наиболее известных в данной технике алмазной грани оружием является сабля императора Александра I, поднесенная в день его коронации.

Живописная эмаль

живописная эмаль

При декоративной отделке холодного оружия техникой живописной эмали на поверхность клинка наносится специальным способом белая эмаль, а затем специально подготовленными для этого красками рисуются цветы или другие рисунки. Обычно подобная техника обработки металлических клинков применялась во второй половине XVIII века для подарочного оружия.

В древней Руси топор и нож имели важное магическое значение и часто являлись оберегами, отпугивающими владельца от внешнего зла. В древнерусских погребениях найдено множество подвесок и амулетов в виде ножей, ножен (носились на груди) или топориков (на поясе). На лезвиях топоров часто изображались солнечные знаки (круг с точкой).

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать о разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum — зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X — XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий».

Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Борокко, рококо, ар деко — каких сталях создавались украшения на протяжении истории читайте в этой статье.

Чеканка, гравировка и тиснение – механические технологии декорирования металлов

В отдельных статье мы описывали химические методы художественной обработки металла – такие как травление ювелирных изделий, покрытие золотом (золочение) и другими металлами, а также чернение серебра. А сейчас поговорим о механических способах декорирования.

Чеканка по металлу

Художественная чеканка (англ. — hammering) была известна практически повсеместно с древнейших времён. В этой технике создавались как масштабные, так и миниатюрные изделия (культового или бытового назначения).

Техника чеканки

Серьги с чеканкой - Израиль

Художественную чеканку выполняют из листового металла, или по «литью» — то есть на поверхности отлитого изделия. Это два технологически разных способа. При первом из листовой заготовки чеканят новое изделие. При втором способе — только оттачивают исходную художественную форму. Мастер действует чеканом (специальным стержнем, который ставят вертикально, ударяя по нему сверху молотком). Нижний, рабочий конец (бой) чекана и оставляет отпечаток на материале.

Чеканщик берёт металл с определённой пластичностью и вязкостью, способный менять форму под действием силы. Пригодны большинство металлов и их сплавов (исключая особо колкие, например чугун). Работают с листами металла толщиной от 0,4 до 1 мм подходящей пластичности.

Инструменты для художественной чеканки

Ученикам Хогвардса полагалось по одной палочке, но у чеканщиков всё не просто. Чувство координации при ведении чекана и точном ударе молотка — результат упорной практики. В помощь дан целый арсенал вспомогательных средств для чеканов — расходники, лощатники, пурошники, бобошники и трубочки длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения. Не забудем про пуансоны — чеканы, на рабочей стороне которых установлены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли и пуансоны с изображением рук, глаз и тому подобного. Это оптимизировало чеканку лицевых, культовых изображений.

Как наносят рисунок для чеканки? Приём канфарения по металлу

Отрезанной от листа металлической бляшке нужен припуск вокруг рисунка 30—40 мм для закрепления бляшки на смоле при чеканке.
Для нанесения рисунка на металл, заготовку грунтуют белой акварелью. Затем на нее переводят (через копирку) рисунок, — контурный, в натуральную величину. Полученный контур закрепляют нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Но в серьёзных случаях (больших многофигурных композиций, портретов и тому подобное) лучше применять канфарение. Суть этой техники в следующем. Закреплённый на металле рисунок «перфорируют» специальным инструментом — канфарником, пробивая по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии.

Чеканка по металлу: что идет за нанесением орнамента?

Серебряный браслет с чеканкой - Израиль

Дальнейшие этапы в работе чеканщика включают: расходку, создание рельефа и отделку (нанесение фактуры).

В ходе расходки канфарный рисунок чеканом-расходником соединяют в сплошную линию. Затем лощатниками «опускают» фон вокруг рисунка. Выколотку рельефа (если это в планах) проводят с обратной стороны, на резине или мешке с песком. Далее финальная доводка.

Легко ли найти настоящие чеканные изделия?

Ручной труд дело непростое, ценник рядом с изящной вещицей тому подтверждение. «От и до» вручную отчеканенное украшение — это редкий гость в современном ювелирном ассортименте. Заводы и фабрики давно перешли на литьё и штамповку с последующим «доведением» — в том числе и чеканкой. Тем не менее, сохранились промысловые предприятия, практикующие создание украшений в традиционном стиле. Яркий представитель подобных ювелирных бизнесов — дагестанские Кубачи, широко применяющие техники чеканки, гравирования, чернения и зернения.

Примеры работ Кубачинских мастеров с применением чеканки:

Кубачи - браслет в технике точечной чеканки в сочетании с черненой гравировкой - фото kubachi.su
Кубачи - браслет с применением глубокой точечной чеканки с имитацией ложной зерни - фото kubachi.su
Кубачи - браслет с применением чеканки от точечной до глубокой - фото kubachi.su

Художественное гравирование по металлу

Серьги в технике гравирования - Израиль

Так называемое плоскостное гравирование (англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла. Это широко распространенный приём в художественной обработке металла. Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ. Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.

Техника гравирования

Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.

Кольцо в технике гравирования - www.amazon.com

Перенос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель (резец). Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Ювелиры Кубачинского промысла (как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..

Художественное тиснение на металле

Серьги с элементами чеканки и тиснения (в центре) - Израиль

Техника тиснения по металлу зародилась еще в домонгольский период (X—XI вв.). Её преимущество по сравнению с чеканкой — в быстроте производства изделий, а также в значительной экономии золота и серебра (тиснение проводят на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой). В работе, как и в случае чеканки, используют пуансоны. Одного удара пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму.

Как и в случае чеканки, при тиснении не обязательно добиваться определенного рисунка или орнамента. Вместо этого ювелир может создать изделие с игрой света путём тиснения «неровностей» на поверхности. То же самое может служить цели обеспечения «эффекта древнего украшения». Однако, довольно часто тиснят именно определённый орнамент.

Басма («отпечаток» на тюркском) — это тиснение рельефных рисунков с помощью специальных матрицбасманных досок. Матрицы — это шаг в развитии тиснения, заменяющего чеканку. Они представляют собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев и углов и резких выступов (иначе рвётся тонкий металл при тиснении).

Техника тиснения по металлу

Подвеска в технике тиснения - Израиль

Суть процесса тиснения: на матрицу кладут лист подготовленного металла толщиной 0,2—0,3 мм. Сверху кладут прокладку из листового свинца. По ней работают деревянным молотком или прессуют винтовыми ручными прессами мощностью от 5 до 10 (15)т. Под действием силы свинец (в силу пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, копируя ее рельеф. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, повторяющий детали матрицы, включая и фактуру. Иногда контур узора канфарят, подчёркивая рисунок.

В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки ларцов, икон, окладов и подобных изделий. Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая столярную конструкцию и превращающая изделие как бы в чеканное. Для получения орнамента на матрице выполнялся только один рапорт — «шаг». Затем после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину рапорта и вновь оттискивалась (на готовой басме такие стыки хорошо видны). По наличию стыков на басме легко отличить тиснение от чеканки.

Надеемся, теперь всеми понят смысл названия московской Басманной улицы).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Виды ювелирных техник | Серебряная чернь — одна из техник химической обработки металлов | Травление серебряных изделий и других металлов. Родирование ювелирных изделий, и другие техники химического декора по металлу

Издревле кузнецы и оружейники считались на Руси потомками Сварога, бога-кузнеца, которому поклонялись древние славяне. Перед началом ковки нового меча кузнец приносил жертвы Сварогу, и лишь после жертвоприношения приступал к работе.

Читайте также: