Печать на металле иконы

Обновлено: 25.06.2024

Печатные иконы прошлых веков – уникальные и редкие памятники русской религиозной истории, красивые и удивительные образы святых: мы предлагаем Вам купить иконы, изготовленные фабричным способом в XIX и начале XX века.

В XIX веке получило широкое распространение изготовление икон печатным способом. Иконы печатные купить можно было и в крупных городах и на ярмарках и при храмах. Старинные иконы, изготовленные методом печати имели привлекательный вид, предлагались в очень большом ассортименте по размеру и сюжету, но самое главное – дешево стоили. На такие старинные иконы цена в XIX веке могла составлять всего несколько копеек, и многие верующие решали купить печатные иконы для своего дома.

Сегодня ситуация схожа: старинные иконы на дереве могут стоить дорого, а дореволюционная икона, напечатанная на какой-либо основе будет стоить значительно дешевле.

В конце 19 столетия активно изготавливали иконы на металле, иконы на бумаге, практически в каждом доме могла найтись икона на жести или икона на картоне.

Иконы литография, или правильнее говоря, иконы хромолитография – это старые иконы, которые изготавливались методом цветной печати, когда на основу (жестяной лист, бумагу, картон или холст) последовательно наносились оттиски различного цвета.

Бумажные иконы были особенно дешевы, и конечно, недолговечны. Другое дело «икона из железа», но так уж сложилась судьба печатных икон 19 века, что при всей массовости их тиражей до наших дней дожили считанные экземпляры. Что дешево стоило, то и не ценилось, а вот сегодня каждая старинная напечатанная икона становится предметом поиска как православными верующими, так и собирателями, понимающими, что эти иконы будут со временем цениться еще больше, но сейчас еще можно успеть собрать для себя добротную коллекцию старых фабричных икон.

Существовали и наиболее известные производители печатных икон. Печатная икона Жако, печатная икона Бонакер, икона Фесенко – все эти иконы сегодня быстро находят своего Владельца и Хранителя и это понятно!

Иконы Жако и Бонакер производили в Москве, а икона Фесенко изготавливалась в Одессе, при этом и то и другое была икона хромолитография, только Фесенко сосредоточился на бумажной основе и везде можно было купить бумажные иконы, Жако и Бонакер же в качестве основы выбрали жесть, которая накладывалась на деревянную основу.

Конечно, это не самые старинные иконы, но в печатной иконе есть особая прелесть. Дело в том, что те же старые иконы из металла несут на себе оттиски с образцов, выполненных самыми лучшими русскими иконописцами! Иконы на металле 19 век – это настоящие шедевры, если говорить и о качестве образца, с которого воспроизводилось и тиражировалось изображение и о качестве изготовления самого изделия, ведь сам процесс нанесения многослойного рисунка требовал особого мастерства, точности.

Напечатанная икона, будь то икона хромолитография на металле или даже икона фотография на бумаге, раскупалась быстро, составляя мощную конкуренцию живописной иконе. Принято даже предполагать, что не революция, а именно старинная печатная икона фактически привела в упадок русскую иконопись в начале первого десятилетия XX века!

Как бы там ни было, мы бережно собрали для Вас лучшие и редкие образцы старинных печатных икон. Всмотритесь в эти старые иконы, почувствуйте эпоху, оцените работу художников и печатников, многие из этих икон могут встречаться всего в нескольких чудом сохранившихся, экземплярах, а то и вовсе – в одном единственном!

Старинная печатная икона – удивительное явление XIX века, каждый из Вас может сегодня выбрать и купить старинные намоленные иконы в этом разделе!

Печать на металле иконы

Православные иконы мастерской Иконотека

В православной торговле «шелкография» стало модным словом. Поэтому существуют и продолжают возникать многочисленные подделки под шелкографию, иногда интересные, иногда курьезные. Так, например, «шелкографией» почему-то называют фотографию, отпечатанную на холсте. На лицо полное не знание предмета и производителями, и потребителями, и продавцами.

Что же такое настоящая художественная шелкография?

Внимание!
Художественная шелкография это скорее живопись, чем полиграфия!

Давайте детально рассмотрим и сравним живопись, художественную шелкографию и обычную полиграфию!

В классической живописи художник берет краску кистью и наносит ее на основу – стену, доску, холст и т.п. Следы кисти, количество красок и характер их наложения, наконец, сам творческий замысел художника создают и составляют уникальность авторского произведения.

Полиграфия не создает оригиналов. Матрица фотоаппарата делает копию реальности, разбивая ее на цветные точки трех основных цветов. Печатный станок или принтер просто переносят эти точки на бумагу. Посмотрите на полиграфическое изображение под увеличением и вы увидите эти точки. Техника не занимается творчеством. Она делает копии. В том числе – копии икон.

В обычной полиграфии нет наложения цветов, нет объема красочных слоев и, конечно, нет следов кисти, потому, что нет ни самой кисти, ни человеческой руки, которая бы ее держала. Есть только не имеющие объема цветные точки трех цветов и черные точки, создающие контраст.

Но вернемся к художнику, вернее, к иконописцу, пишущему икону. Он смешивает краски и один за другим накладывает кистью красочные слои на доску. И так, слой за слоем, создает икону. Слои имеют разную прозрачность, они сохраняют следы кисти. В некоторых иконописных традициях эти следы хорошо различимы и вносят свой вклад в выразительность образа. Важное значение имеет объем краски. Плотные, имеющие видимую глазом толщину красочные слои создают непередаваемое фотографией ощущение подлинности.

В иконописной шелкографии все происходит точно так же! Просто разбито на два этапа.

На первом этапе иконописец выбирает цвет и пишет им изображение на графическом планшете-мониторе. Техника позволяет точно воспроизводить след любой кисти: мягкой или жесткой, тонкой или толстой и т. п. Чувствительный инструмент реагирует на малейшее изменение нажима, позволяет задать количество краски на кисти, ее текучесть, прозрачность. Художник именно пишет изображение, создает его движениями своей руки при помощи высокоточного электронного инструмента.

По моему опыту, большинство профессиональных иконописцев после первых 10-ти минут работы за планшетом легко начинают пользоваться своими навыками работы с обычной кистью. Следы отдельных волосков «электронной кисти» имеют детализацию реальных волосков реальной кисти.

Работая с планшетом, иконописец пишет изображение по слоям. Обычно, как в большинстве икон, их бывает около двух десятков, хотя теоретически возможно любое количество. Слои могут иметь разную прозрачность вплоть до совершенно прозрачных лессировочных красок. Плавные переходы цвета осуществляются легкими мазками кисти. Все как в работе за мольбертом.

Так создается икона-прототип или икона на экране.

На втором этапе каждый цветовой слой воплощается в отдельном трафарете. Детализация в современных трафаретах достигает микрон, и позволяет передать авторский рисунок абсолютно точно.

Когда-то трафареты делались из шелка, но уже лет 100 такими трафаретами никто не пользуется. Осталось только красивое название, а шелковые нити заменило высокотехнологичное полимерное волокно. Так, что на типичный вопрос: «А где же шелк?» я отвечаю: «Шелк в Китае. А мы в России. И мы пишем настоящие православные иконы!»

Наконец, наступает очередь печати. Я печатаю на ручном станке. Очень качественном и к тому же усовершенствованном, но ручном. Это значит, что нанесение каждого слоя каждой иконы осуществляется вручную и, соответственно, полностью контролируется.

Details Written by Super User Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах Published: 01 May 2019 Hits: 2915

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы, они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег.

Иконы на металле XIX век породил множество, но, увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешёвые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии жестяные иконы встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столице России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка-то есть придание объёма железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография. Мелко рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более что, вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть ещё один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе!

Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в её линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причём отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберёте ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю.

Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток. Для завоёвывания покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жёсткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

При рассмотрении старинной жестяной иконы Жако Москва, видно, сколь точно выдержаны её размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как чёток и многоцветен рисунок!

Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу. В результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающим, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились.

Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце XIX столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстёры, Палеха… И правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов. В 1901 году сам император Николай II издаёт особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева!

И когда в начале следующего, XX века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах. Также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния.

2Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера: жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции, положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история.

Классификация икон на металле примерно такова.

Есть иконы, выполненные в рельефе или барельефе без применения красочного слоя; выполненные художественными красками на металлической основе; выполненные художественными красками на «золоте» (основа иконная доска) и в смешанной технике.

Рельефные и барельефные иконы на металле известны ещё с первых веков христианства. Резные рельефы, литьё, чеканные иконы дошли в своей традиции и до наших дней.

Среди иконных техник выполнения художественными красками на металле, самой лучшей можно признать технику эмали. Сплавление специальным способом кварцевого песка и красящего пигмента было известно ещё в античности, поэтому вполне можно допустить применение этой техники с первых веков христианства. Вначале наибольшее распространение получила техника перегородчатой эмали, где на подготовленной пластине иконы делались тонкие золотые перегородки для заливки цвета. Вместе с тем эти пластинки создавали своеобразный рисунок. После обжига эмали получалось очень крепкое и прочное красочное покрытие, единственный недостаток – хрупкость.

В древнерусском искусстве перегородчатая эмаль применялась редко и в основном в декоративных решениях. С XVII века на Руси получает распространение эмаль без перегородок, где наложение красок было похоже на иконопись. Одним из центров этой эмали был Ростов Великий, отсюда и пошло именование – ростовская финифть.

Художественный потенциал этой техники огромен, и почему сегодня он не востребован – не понятно. Современные эмали позволяют получать очень красивые насыщенные цвета. Высокая светопрочность, атмосфероустойчивость предполагают использование этих красок для фасадных икон храма.

С XVII века в России появляются иконы, выполненные масляными красками на металле, но своё широкое распространение они получили с середины XIX века. К сожалению, эта техника письма обладает рядом недостатков: сцепление красочного слоя с металлом со временем ослабевает, коррозия металла – ржавчина жести или окись меди влияют на цвет иконы, потемнение масла и др. Именно эта техника рекомендуется многими «специалистами», как фасадная икона – вот где плод заблуждения. Жесть как основа для фасадной живописи вообще не пригодна, у неё самая низкая сцепляемость с красочным слоем. Немного лучше дела обстоят у меди, и ещё лучше у алюминия. Это связано с наличием оксидной плёнки у меди и алюминия, что создаёт дополнительную «рыхлость» поверхности. Поэтому когда готовится лист меди или алюминия под живопись, не надо их начищать до блеска – достаточно обезжирить поверхность. Как показывает опыт: сами масляные краски мало пригодны для живописи по металлу. Уже давно разработаны специальные краски по металлу на основе акриловых смол (не водные!).

Ещё одна техника работы по металлу – золотая наводка по меди. Эта сложная и редкая техника ещё называется «огневое золочение». Рисунок выполняется золотом, растворенным в ртути. При дальнейшем нагревании ртуть «испаряется», а золото прочно соединяется с металлом. Сегодня редко кто использует такую технологию, чаще применяют способ наложения «на отлип» клея или лака.

Металл, а в частности золото, использовали не только как фон или основу. Эффект отражения света проходящего сквозь красочный слой, был замечен иконописцами уже давно и порой очень удачно применялся. К сожалению икон написанных специально с этим эффектом немного.

Применение смешанной техники в работе по металлу позволяет получить очень хорошие и красивые результаты.




Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Иконы на металле

Мы уже писали о старинной печатной иконе на бумаге. Оказывается, таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Но кроме икон на бумаге можно встретить множество икон на металле.

Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в её линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу. В результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающим, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце XIX столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстёры, Палеха… И правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешёвая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так!

Среди иконных техник выполнения художественными красками на металле, самой лучшей можно признать технику эмали. Сплавление специальным способом кварцевого песка и красящего пигмента было известно ещё в античности, поэтому вполне можно допустить применение этой техники с первых веков христианства. Вначале наибольшее распространение получила техника перегородчатой эмали, где на подготовленной пластине иконы делались тонкие золотые перегородки для заливки цвета. Вместе с тем эти пластинки создавали своеобразный рисунок. После обжига эмали получалось очень крепкое и прочное красочное покрытие, единственный недостаток – хрупкость.

Владимир ХВОРОВ
По материалам интернет-ресурсов

Иконы предоставлены коллекционером Владимиром БОЙКО

Справка из Википедии

Релье́ф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (от лат. contra – против и «рельеф») – вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) – вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

Про иконы, написанные на металлической основе

Многие иконы, которые на первый взгляд определят, как написанные на циковой пластине,
на самом деле оказываются написанными на оцинкованном железе.
(Таковы, например многие иконы из корабельных церквей.)
Кто-то сталкивался с такими случаями? И как отличить целиком цинковую пластину от оцинкованной?

Уважаемая Faber высказала предположение, что на цинке пишут иконы высокого письма, а на оцинковке - письма слабого.
Позволю себе не согласиться и привести пару примеров

В 1895г И.Е.Репин написал на железных оцинкованных листах (101х63 см) две иконы для иконостаса,
храма Рождества Богородицы в селе недалеко от ус.Здравнево. После разрушения храма в 1930-м иконы находятся в Витебском краеведческом музее.


В Лондонском православном Успенском соборе находится образ Свт. Николая Чудотворца, написанный на оцинкованном металлическом листе.
Этот икона принадлежала русскому эсминцу, который принимал участие в Цусимском сражении.
Перед затоплением икона была снята с верхней палубы
и русские моряки с эсминца вместе с иконой были взяты на борт английского линкора.

Василий , да, иконы на оцинкованном железе встречаются, но обыкновенно это вещи с очень слабым письмом. Исключения, разумеется, бывают , но крайне редко.
И напротив — живопись на цинке чаще высокого уровня, как на данном предмете.


Очень просто. - любым магнитом. Если магнитик-сувенир с холодильника так же держится на пластине, то это оцинковка.

Ну простите, я не трактовал, не цитировал а на память написал основное. Думаю смысл не исказил
Но если каждое утверждение снабжать оговоркой "Конечно есть исключения", то оспаривать его не возможно.
Все планеты в нашей галактике больше чем Земля. Но есть некоторые исключения .

А я бы, по правде, наоборот - свт. Николай мне нравится, но не назвал бы "высоким письмом" образ Христа с Чашей.
Об упомянутой парной работе Репина в том храме
- изображении Богородицы с Младенцем вообще молчу, по мне - ужас. И показать не рискнул
Даже не верится, что эти изображения были в церковном иконостасе Может в музее неверные сведения?


Об упомянутой парной работе Репина в том храме
- изображении Богородицы с Младенцем вообще молчу, по мне - ужас. И показать не рискнул


Почему бы не посмотреть.. жанровые сюжеты ему удавались, конечно, лучше. До нач. 20-го века.. потом какой-то удивительный спад, граничащий просто . хотя Тициан прожил долго, и мастерство не утратил. Каждому свое, дается.

Пролетающий мимо птеродактиль сбросил фото репинской работы нормального размера, с запиской, что лекции продолжатся.

Ну вот, я ж говорил. Реально - жесть. Не в смысле - оцинкованная.
Тетка какая-то тащит пацана, почти подростка (а на нем и трусов нет)
В музее утверждают, что эти репинские "иконы" находились в иконостасе храма до его разрушения в 1930-м.
Что-то не верится, да разве это, вообще, иконы?


Василий, не путайте технику письма с авторским замыслом и композиционным решением.
С точки зрения техники (подчёркиваю) работы абсолютно профессиональные и высокого уровня.

Faber , ну и что? Много где около этих работ написано - цинк.
Что делать? Всем указывать на ошибку? Зачем? Хватает ссылок, где дано правильное название материала - оцинкованное железо.
Эти репинские вещи из церкви с 1930-х в Витебском областном краеведческом музее. Давно описаны, история их известна.
Написаны на оцинкованном железе. Можете спросить сотрудников музея, если не верите.

Позвонить можно и спросить, хотя б хранителей, не думаю, что обманут. Дать телефоны?
Или вот об этих, так называемых, иконах пишет Валерий Алексеич Шишанов, заместитель директора ВОКМ

В начале 1930-х гг. церковь в Слободе[12] была разрушена и иконы «Христос с чашей» (1894, оцинкованное железо, м., 101х62,5, )
и «Богоматерь с младенцем» (1895-96, оцинкованное железо, м., 101х62,5, ), выполненные И.Е.Репиным для иконостаса, поступили в музей.

Исключительно исходя из стремления восстановить "научную справедливость" , могу совершенно авторитетно и опираясь на многолетний опыт, заявить следующее.

На цинке масляная живопись выполнена или на оцинкованном железе (жести) - сие совершенно не говорит об уровне самой живописи.

Уж тут скорее можно говорить о гораздо более часто встречаемых иконах низкого уровня письма, написанных на латуни, это да - имеет место быть.

К примеру, у меня в собрании половина (если не больше) икон очень приличного уровня написано именно на оцинкованном железе.
И за всю мою практику это соотношение оставалось неизменным.
Тут напрашивается только один вывод - писали на том, что было под рукой (из материалов с цинковыми поверхностями) или на том, что было легче и быстрее заказать в каждом конкретном случае.

Чуть позже проиллюстрирую примерами из того, что под рукой. И могу сообщить, что примеров этих у меня более десятка.

Для начала один, но весьма знаковый - Икона "Господь Вседержитель", оклад мастерской Сазикова, 1859 год, живопись на оцинкованном железе.

Читайте также: