Пирометаллургический цикл цветных металлов

Обновлено: 18.05.2024

ЭПЦ — это достаточно сложная научная категория, обладающая свойствами целостности, объективной завершенности, но в то же время имеющая разветвленную внутреннюю структуру и специфи ческий характер функционирования. Состав, структура, свойства циклов рассматривались Н. Н. Колосовским (1958, 1969),

Сложность ЭПЦ как научной категории во многом заключа ется в многообразии их видов. Уже Н. Н. Колосовский выделял два вида циклов — конкретные и генерализованные. Признание существования у циклов отраслевых свойств и необходимость конструктивных исследований заставляет нас увеличить количество их видов. Мы полагаем, что в настоящее время нужно различать четыре вида ЭПЦ.
Первый вид — реальные (или конкретные) циклы, являющиеся функционально-структурными подсистемами ТПК. Это практически наблюдаемые сочетания, использующиеся для исследования структуры и состава комплексов, служащие основой для всех даль нейших концептуальных построений.
Второй вид — генерализованные циклы, образующиеся в результате обобщения структуры реальных ЭПЦ разных экономических районов. Н. Н. Колосовским они предназначались, главным образом, для типологии ТПК. (территориально-производственный комплекс)

Генерализованные циклы широко используются также в различных описаниях страноведческого характера, при изучении районов, характеристике отклонений состава и структуры конкретных циклов от обобщенной модели и пр. В то же время они уже оторваны от конкретной территориаль ной основы, выступают как обобщенная модель всех конкретных циклов данного типа и поэтому упрощены.

Третий вид — абстрактные циклы, отличающиеся от генерализованных способом образования. в основе их вы деления лежит принцип не обобщения, а объединения состава и структур конкретных ЭПЦ данного типа. Поэтому абстрактный цикл объединяет в одну общую систему все возможные в соответствии с индивидуальными особенностями районов варианты в технологии, с
Абстрактный ЭПЦ позволяет моделировать любые процессы структурно- и территориально-производственного характера, оце нивать эффективность принимаемых решений и вариантов оптими зации конкретных ЭПЦ экономических районов.

Четвертый вид — идеальные циклы. Смысл их введения состоит в необходимости придать модели предельные свойства, отсутствующие в действительности.

Н. Н. Колосовский ввел в научную практику такие понятия, как энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально- производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект)

ЭПЦ - типически устойчиво существующая совокупность производственных процессов, возникающих взаимообусловленно вокруг основного процесса для данного вида сырья и энергии.

К важнейшим свойствам цикла относятся:

технологическая соподчиненность (связность) входящих в него производств; базирование на одном вполне определенном ведущем виде сырья или энергии; территориальная устойчивость связей. Понятие ЭПЦ было введено в экономико-географическую науку Н.Н. Колосовским в 60-е годы. Использование ЭПЦ позволяет:

провести типологию ТПК; выделить в структуре ТПК объективно устойчивую подсистему, своего рода модуль, на котором формируется “здание” ТПК; оценить завершенность экономической структуры ТПК по критерию присутствия всех цепочек ЭПЦ.

В первой классификации Н.Н.Колосовского выделялось 8 генерализованных энергопроизводственных циклов.

пирометаллургический цикл черных металлов;

пирометаллургический цикл цветных металлов;

совокупность гидроэнергопромышленных циклов;

совокупность циклов перерабатывающей индустрии;

совокупность индустриально-аграрных циклов;

гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл.

Впоследствии эта классификация постоянно уточнялась, дезагрегировалась для локальных ТПК, модернизировались термины. Кроме традиционной энергосырьевой основы стали выделяться циклы по переработке товаров, предоставлению услуг.


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС


«Игровые технологии в обучении географии в 5-7 классах»

Краткое описание документа:

Теория энергопроизводственных циклов. Роль Н.Н. Колосовского в разработке эконом-географ концепции энергопроизводственных циклов.

К важнейшим свойствам цикла относятся:

В первой классификации Н.Н.Колосовского выделялось 8 генерализованных энергопроизводственных циклов.

Пирометаллургический цикл цветных металлов

Все разнообразие производственных процессов Н. Н. Колосовский объединил в восемь энергопроизводственных циклов и их совокупностей:

1) пирометаллургический цикл черных металлов;

2) пирометаллургический цикл цветных металлов;

3) нефтеэнергохимический цикл;

4) лесоэнергетический цикл;

5) совокупность циклов перерабатывающей индустрии;

6) совокупность гидроэнергопромышленных циклов;

7) совокупность индустриально–аграрных циклов;

8) гидромелиоративный индустриально–аграрный цикл.

Рис. 1.8. Конструкция пирометаллургического цикла цветных металлов (по А. Т. Хрущеву)

В процессе развития производств появились новые технологии, усложнилась производственная структура экономики, изменились процессы взаимодействия природы и общества. Классификация ЭПЦ приобрела следующий вид:

2) пирометаллургический цикл цветных металлов,

В энергопроизводственном цикле устойчив не только стержневой производственный процесс, но и вся сфера производственных сочетаний, группирующихся вокруг него. Циклы четко реагируют на рыночную конъюнктуру и предполагают наличие в своей структуре предприятий разной величины и профиля.

При исследовании процессов взаимодействия хозяйства и природной среды широко используется метод ресурсных циклов, предложенный И. В. Комаром в 1975 г. Ресурсные циклы включают совокупность превращений и пространственных перемещений веществ на всех этапах использования их человеком. Они включают выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение необходимых веществ из природной среды, их переработку, потребление и возвращение в природу.

Наряду с методами циклов часто используется метод территориальных межотраслевых комплексов. Его применение дает возможность связать воедино все производства, которые задействованы для получения продукции определенного вида.

Общественно–географические исследования базируются на информации, помещенной в статистических сборниках. Для более глубокого познания изучаемых явлений и процессов необходима первичная информация, которую можно получить лишь на предприятиях, в организациях, фирмах, учреждениях и т. д. Очень важно знать мнение людей о тех или иных аспектах социально–экономической ситуации, которое может быть определено только с помощью методов опроса, анкетирования, интервьюирования и др. Для масштабных сплошных обследований необходимы большие затраты. Их можно избежать, используя метод ключей, лежащий в основе выявления типичных территорий, явлений, процессов.

Возрастающая сложность объектов изучения экономической и социальной географии, наличие в них большого числа нелинейных связей, подверженность флуктуациям (случайным отклонениям) приводят к тому, что территориально–общественные системы приобретают способность к так называемому контринтуитивному поведению.[10] В этом случае исследователю весьма затруднительно не только определить перспективные параметры объекта, но даже верно обозначить направление воздействия того или иного мероприятия. Все это требует разработки и применения набора специальных эвристических методов, основанных на использовании научной интуиции. К числу таких методов относятся экспертный, деловых игр, «дерева целей», «мозговой атаки», методы Дельфи и др.

Сам механизм научного познания представляет собой алгоритм решения общественно–географической проблемы. Алгоритм – это точное предписание и система действий при решении проблемы. Он включает в себя последовательные этапы, каждый из которых объединяет стадии и отдельные операции (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Алгоритм решения общественно–географической проблемы (по З. Е. Дзенису)

П е р в ы й, подготовительный этап предполагает выработку главной идеи, выявление проблемы, определение предмета познания, формулировку гипотезы, постановку целей и задач исследования. В т о р о й этап включает сбор информации, ее систематизацию и хранение. Третий этап составляют обработка информации, ее анализ, диагностика и прогноз развития изучаемого явления или процесса. Четвертый этап заключается в проверке достоверности результатов, их оценке и экспертизе, обосновании рекомендаций и передаче результатов исследования потребителям.

Данный алгоритм раскрывает общую процедуру исследовательской деятельности. В отдельных исследованиях могут быть некоторые отступления от последовательности и содержания этапов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение методологии науки. Раскройте ее основные термины и понятия.

2. Какие подходы наиболее широко применяются в экономической и социальной географии?

3. В чем специфика территориального подхода в географических исследованиях?

4. Какие группы научных методов входят в арсенал социоэкономгеографических исследований?

5. Расскажите о специфических методах социально–географических исследований.

6. Раскройте сущность и опишите особенности развития циклического метода исследования в рамках экономической и социальной географии.

7. Кто является автором концепции энергопроизводственных циклов? Какое применение находит этот метод в условиях рыночной экономики?

8. Какие принципы лежат в основе выделения системы энергопроизводственных циклов? Какие изменения претерпела эта система за время своего существования?

9. С чем связана необходимость применения эвристических методов в социально–экономической географии? Какие методы входят в эту группу?

10. Расскажите об основных этапах решения общественно–географической проблемы.

11. Какую роль играют социологические методы в общественно–географических исследованиях? Приведите примеры.

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Экономическая и социальная география, являясь неотъемлемой частью общей системы географических знаний, акцентирует внимание на пространственных проблемах бытия человека. Зачатки знаний в этой области появляются одновременно с накоплением и осмыслением первичной географической информации. Человеку было необходимо осознать свое положение в пространстве и во времени, выработать способ поведения в отношениях с окружающим миром. «Очерчивание» своего мирка, структурирование окружающего пространства, оценка его свойств применительно к определенным потребностям – вот задачи, которые не могли быть решены без «элементарных частиц» социо–и экономгеографических знаний. Разграничение мира включало и деление окружающих людей на «своих» и «чужих». Существование первичных социумов в первичном пространстве предопределило потребность в таких знаниях.

Существование первобытного человека было непосредственно связано с ресурсами окружающей среды. Удовлетворение потребностей в пище и необходимых для жизни материалах требовало все большего пространства, которое необходимо было разграничивать – хотя бы с целью ориентации. Возможно, в древности необходимость дифференциации пространства была более острой, чем необходимость структурирования времени.

Впервые феномен контринтуитивности был описан Дж Форрестером (См.: Форрестер Дж. Антиинтуитивное поведение сложных систем//Современные проблемы кибернетики. М., 1977). Ученый связывал поведение таких систем со следующими их свойствами:

1) они особенно нечувствительны к большинству мероприятий, которые избираются людьми для изменения их поведения. Человек, привыкший к работе с простыми системами, ищет причины возникновения проблем в их проявлении. В итоге прямое воздействие на систему в целях улучшения ситуации либо вообще не дает никакого эффекта, либо приводит к еще большему обострению проблемы;

2) даже обнаружив действенный механизм управления системой, человек нередко неправильно его использует. Например, для ускорения процесса развития территории часто требуется, как это ни удивительно, не увеличение, а уменьшение числа рабочих мест в производственной сфере. Такое возможно при переходе к постиндустриальной стадии развития или при возникновении опасности «перегрева» экономики;

3) для сложных систем характерен постоянный конфликт между кратко–и долгосрочными последствиями реализации мероприятий. Политика, приводящая к долгосрочному улучшению ситуации, на первом этапе может угнетать поведение системы. И напротив, немедленное улучшение состояния системы в более отдаленной перспективе предопределяет обострение проблем.

nirov_ya_ru

Формирование и развитие ЭПЦ как функционально-структурных образований локальных и районных ТПК оказывает большое влияние на организацию и упорядоченность взаимоотношений общественного производства и окружающей среды. Территориальная организация производительных сил в форме ТПК является мощным средообразующим фактором, оказывающим воздействие как на функционирование окружающей природной среды в целом, так и на природно-ресурсный базис экономического района. Важнейшими «каналами», по которым происходит взаимодействие ТПК и природной среды их развития являются ЭПЦ.


С позиций оценки взаимодействия производственно-экономических и природно-ресурсных систем в понятие ЭПЦ можно включить не только устойчивую совокупность производственных процессов, формирующихся на базе основного для них вида энергии и сырья, но и лежащее в их основе сочетание естественных ресурсов — природную базу производства. Соотношение производственной и природно-ресурсной составляющих для реального ЭПЦ достаточно жестко и однозначно. Сочетанию циклов в ТПК соответствует определенная совокупность природных ресурсов, равно как и территориальному сочетанию отдельных видов сырья и энергии соответствует определенное сочетание ЭПЦ. Данная закономерность была отмечена А.А. Минцем (1972), подчеркивавшим, что «система территориальных сочетаний естественных ресурсов совпадает с системой производственно-территориальных комплексов».
Природно-ресурсный район представляет собой территориальное сочетание разведанных естественных ресурсов и служит природной исходной основой возникновения и развития ТПК. В зависимости от сочетания видов природных ресурсов формируется во многом соответствующее ему сочетание ЭПЦ. Так, сочетание железных и марганцевых руд, коксующихся углей, земельных и почвенно-климатических ресурсов в Донецко-Приднепровском экономическом районе послужило базисом развития пирометаллургического цикла черных металлов и индустриально-аграрного ЭПЦ. Сочетание нефтяных, газовых месторождений с лесными и рыбными ресурсами на севере Тюменской области выступает естественной основой формирования нефтеэнергохимического, газоэнергохимического, лесоэнергопромышленного и рыбопромышленного циклов.
Отсутствие или малые запасы базовых природных ресурсов — одна из причин усеченности отдельных ЭПЦ или же формирования в этих районах ТПК перерабатывающей индустрии. Именно этот фактор стал одним из основных в процессе формирования ТПК та кого типа в Центральном экономическом районе СССР.
Концепция ЭПЦ не только дает возможность экономической оценки природно-ресурсного базиса экономических районов, но и вносит существенный вклад в решение задач совершенствования природопользования и охраны окружающей среды. Следует отметить, что понятие «природопользование» отличается сложностью и емкостью.
Оно включает в себя проблемы комплексного использования природных условий и ресурсов в территориальных сочетаниях, подразумевает не только экономически эффективное вовлечение в процесс общественного производства территориальных компонентов природной среды, но и их охрану, а в целом ряде случаев восстановление, преобразование и приумножение (Анучин, 1978).
Конструктивная роль ЭПЦ заключается в том, что они, как функционально-структурные образования ТПК, связаны с природной средой прямыми и обратными связями, проявляющимися в изъятии из нее природных компонентов в качестве предмета труда и в «сбрасывании» в нее отходов и отбросов современного производства.
Как управляемые и регулируемые функционально-структурные системы ЭПЦ находят все более широкое применение в качестве действенного механизма, регулирующего обмен веществ и энергии между природой и общественным производством в региональном разрезе. В таком аспекте подходил к ЭПЦ Ю. Г. Саушкин (1973). Выделенные на основе ЭПЦ энергопроизводственные цепочки рассматривались им именно как механизм регулирования и оптимизации не только производства, но и окружающей среды. Само же регулирование динамического равновесия между природно-ресурсными районами и сочетаниями ЭПЦ происходит по нескольким направлениям: комплексного использования сырья, снижения «давления» на природную основу, уменьшения отходов, направляемых в природное окружение.
Наиболее существенным моментом совершенствования природопользования является улучшение технологии добычи и переработки сырья, более полное, комплексное его использование на всех последовательных этапах переработки. Охватывая целостный производственный процесс, ЭПЦ позволяют уловить отдельные узкие места, звенья в последовательной переработке предмета труда, связанные с излишними потерями основного и сопутствующих компонентов, развить горизонтальную сферу производств — утилизаторов отходов, заказать и внедрить новую экономическую и мало отходную технику и технологию. Следует отметить, что в последние годы заметно усилилось внедрение новых прогрессивных производственных процессов в стержневых цепочках производств, в ряде ЭПЦ появились новые входящие и исходящие ветви, главным образом на реконструируемых и перевооружаемых действующих предприятиях.
В результате наметилась устойчивая тенденция к повышению коэффициента полезного использования сырья, выражаемая в увеличении выхода конечного продукта. Так, по данным Т. С. Хачатурова (1982), степень извлечения железа, марганца, цветных метал лов на всех стадиях добычи, обогащения и металлургического передела за 1970-е гг. повысилась примерно на 5—10 % и в настоящее время по большинству позиций составляет 75—78 % (отношение к количеству, разведанному в недрах). Однако степень извлечения некоторых видов сырья (форфора, нефти, калия и др.) меньше. Задача состоит в поиске новых методов добычи и обогащения сырья. При этом следует учитывать комплексный характер многих месторождений. В большинстве месторождений железа, марганца, хрома встречаются титан, ванадий, кобальт, цинк и другие металлы, в месторождениях руд цветных металлов — олово, медь, никель, кобальт, вольфрам, молибден и т. д.
Многокомпонентность состава многих месторождений полезных ископаемых все настоятельнее требует комплексного использования содержащихся в исходном сырье элементов. Комплексный подход позволяет увеличить объем промышленного сырья на действующих предприятиях, сократить капиталовложения в добывающую промышленность, направив их в перерабатывающие звенья и ускорив окупаемость. Комплексное использование сырья становится все более необходимым в связи с отработкой богатых месторождений и ускоренным вовлечением в разработку месторождений относительно бедных или средних по размерам, а следовательно менее эффективных.
Комплексная переработка сырья составляет одну из существенных сторон функционирования ЭПЦ. Это было подчеркнуто еще Н. Н. Колосовским, согласно которому комбинирование — это появление наряду с основным дополнительного продукта и его переработка (1958, 1969). Комплексное использование многокомпонентного сырья, переработка отходов или дополнительных продуктов предусмотрены самой структурой ЭПЦ, в составе которой специально выделена совокупность исходящих звеньев и ветвей.
Например, пирометаллургический цикл цветных металлов потребляет целую гамму полиметаллических и других комплексных руд, в частности медь, олово, никель, кобальт, свинец, цинк и др. В процессе переработки эти элементы извлекаются из полиметаллических, медно-никелевых и других руд и поступают в специализированные перерабатывающие производства. Образующиеся при этом «отходы» — отходящие сернистые газы, шлаки, тепло и др. — используются для выпуска серной кислоты, других химикатов, строительных материалов.
В результате межотраслевая на сегодня проблема может стать внутриотраслевой, решение которой предусмотрено заранее в схеме идеального цикла.
Иногда при решении проблем природопользования, более полного использования многокомпонентного сырья большую роль играет учет сочетания разных ЭПЦ, межцикловых связей и отношений. Так, несомненны связи пирометаллургического цветных металлов и редкометалльнохимического циклов с машиностроительным, горнохимического с нефте- и газоэнергохимическими и текстильнопромышленным, пирометаллургического черных металлов с индустриально-строительным и машиностроительным циклами. Формирование таких связей в зонах контактов ЭПЦ также должно стать одним из направлений совершенствования природопользования.
Для оценки влияния ЭПЦ на состояние окружающей среды могут применяться различные типы моделей — графовые, сетевые, матричные, разнообразные картографические. Особенно следует выделить роль балансовых матричных моделей типа «затраты — выпуск». Ввиду подобия структур реальных и идеальных циклов, такие модели, также объединенные признаком подобия, могут быть построены для каждого из них. При этом модель идеального ЭПЦ может содержать предельные значения для коэффициентов связи отдельных звеньев и предельно возможный состав звеньев горизонтальной сферы, связанных с утилизацией отходов. Сравнение модели идеального цикла с моделями реальных ЭПЦ позволяет определить, в частности, уровень экологичности последних и те узкие места, ликвидация которых может резко его повысить. Кроме того, сравнение моделей идеального и абстрактного циклов может дать наглядную картину экологического состояния целой отрасли и наметить меры по его улучшению.
В целом меры по повышению уровня экологичности циклов можно разделить на два типа: технологические и организационные. Технологические мероприятия хорошо известны и состоят преимущественно в замене традиционных технологий малоотходными или вообще безотходными. Процесс этот, однако, довольно длительный, дорогостоящий и не всегда и везде возможный. Поэтому часто наравне с технологическими, а часто и вместо них целесообразно принимать организационные решения, под которыми здесь мы понимаем операции с составом реальных ЭПЦ. Так, в отдельных случаях бывает необходимо развить в горизонтальной сфере реального ЭПЦ совокупность звеньев по утилизации отдельных отходов. В других случаях, когда в отдельном конкретном цикле объем выделяемых отходов недостаточен для загрузки мощностей производства-утилизатора, можно сосредоточить утилизацию в одном из реальных циклов и ввозить недостающее для него сырье из других районов.
Сочетание технологических и организационных решений экологических вопросов приведет, по всей вероятности, к более сложной территориальной структуре и организации абстрактного цикла, к формированию более интенсивных внутрицикловых межрайонных связей, выделению головных циклов, «отвечающих» за переработку того или иного вида дополнительного сырья. Однако именно в этом направлении, как представляется, наиболее эффективно решение вопросов рационального природопользования. При отраслевом подходе производства — утилизаторы отходов практически всегда «чужие», так как относятся к другой классификационной отрасли. В циклах же, где все производства объединены функционально, с позиций важности для производства конечной продукции, утилизаторы отходов являются «своими», вписанными в структуру идеального ЭПЦ, и могут функционировать вполне экономично, используя оптимальные размеры производственной концентрации и снабжая страну важной продукцией.

Вячеслав Алексеевич Столбов, Михаил Дмитриевич Шарыгин

Введение в экономическую и социальную географию

Учебный курс «Введение в экономическую и социальную географию» носит ознакомительный характер и призван раскрыть студентам конструктивные возможности географических наук на современном этапе развития общества, помочь им сориентироваться в многообразии научных взглядов, теорий и концепций.

Актуальность пособия обусловлена прежде всего отсутствием новой учебной литературы по данному предмету. Изданные в 1970–е годы учебные пособия Ю. Г. Саушкина и Б. Н. Семевского стали библиографической редкостью. Исключение составляют: «Экономическая и социальная география в СССР: История и современное развитие» (М., 1987), «Социально–экономическая география: Понятийно–терминологический словарь» Э.Б.Алаева (М., 1983), «Концепция социально–экономической географии» С. Я. Ныммик (М., 1984), «Экономическая и социальная география: Новый этап» А. И. Чистобаева и М. Д. Шарыгина (Л., 1990). Но, во–первых, большая часть этих изданий представляет собой специально–научные труды, достаточно трудные для восприятия студентами начальных курсов, а во–вторых, написанные в разное время разными авторами, эти исследования демонстрируют большое разнообразие мнений и не дают обобщенной, комплексной характеристики науки.

Перечень учебных изданий, посвященных проблемам экономической и социальной географии, невелик. Пособия К. Иванички «Социально–экономическая география» (М., 1987), М. М. Голубчика и др. «Введение в экономическую и социальную географию» (Саранск, 1993), Г. И. Гладкевича «Введение в экономическую и социальную географию» (М., 1994), а также учебник М. М. Голубчика,

Э. Л. Файбусовича и др. «Экономическая и социальная география: Основы науки» (М., 2003) вышли небольшими тиражами и практически недоступны студентам.

В настоящем пособии представлены сведения об основных категориях, учениях, теориях и концепциях экономической и социальной географии, последовательно раскрыты методологические основы науки, особенности ее исторического развития, современные категории, характер направлений общественно–географических исследований. Схемы, таблицы, карты, обширный список литературы, а также вопросы и задания к каждой теме, рассмотренной в пособии, помогут студентам закрепить полученные знания.

Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по географическим специальностям.

Экономическая и социальная география – комплексная научная дисциплина, прошедшая длительный путь становления и представляющая собой сложившуюся систему знаний. Ее развитие, как и развитие других наук, обусловлено двумя факторами: первый – социальный заказ общества, второй – внутренние возможности, интеллектуальный потенциал географов, методологический и методический инструментарий исследований. Экономико–географы не только диагностируют и анализируют возникающие территориальные проблемы, но и обосновывают перспективные направления их разрешения.

Процессы развития наук в обществе имеют ряд сходных черт, характерных для всей системы научных знаний. Формирование любой науки связано с определенным социальным (общественным) заказом, а ее расцвет приходится на период обострения именно тех проблем, которым она обязана своим возникновением. В системе географических наук подобную эволюцию прошла советская экономическая география, пережившая творческий подъем в эпоху первых пятилеток и индустриализации страны. К концу 1960–х годов она оказалась уже бессильна объяснить и преодолеть кризисные явления, возникшие в народном хозяйстве страны.

Необходимость выхода из экологического кризиса, потребность в возвращении общечеловеческих, гуманистических ориентиров общественного развития вызвали к жизни новую географическую дисциплину, «зреющую» в недрах классической экономической географии, – социально–экономическую географию. Официально признанная только в конце 70–х годов XX вв., эта дисциплина получила заслуженное признание как в среде географов, так и в широких общественных кругах и по праву стала одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся.

Экономическая и социальная география входит в систему географических и общественных наук. Объектами ее изучения являются не только экономические, но и социальные, экологические, политические, психологические и духовные аспекты развития общества. Эта отрасль географической науки интегрирует в единое целое экономическую и социальную жизнедеятельность людей. Ее называют также «социально–экономическая география» и «общественная география». Несмотря на молодость, экономическая и социальная география занимается не только прогнозированием или анализом возникших проблем, она обрела четкую конструктивную направленность. Интегральный и комплексный характер делает эту науку необходимым компонентом не только географического образования, но и формирующегося в XXI столетии нового географического мышления.

Как учебная дисциплина экономическая и социальная география складывается из двух блоков, объединяющих общепрофессиональные и специальные дисциплины. Для более глубокого понимания науки и обеспечения необходимой профессиональной подготовки преподавание дифференцируется по учебным курсам. В программу первого курса входит дисциплина «Введение в экономическую и социальную географию», которая раскрывает основополагающие вопросы самой науки и полиструктурного предмета ее изучения. Далее изучаются фундаментальные дисциплины («Основы учения о территориально–производственных комплексах», «Основы учения о территориальных социально–экономических (общественных) системах»), а также специальные и профильные («Технико–экономические основы производства», «География населения с основами демографии», «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география мира», «Политическая география», «Геоурбанистика», «Ментальная картография», «Территориальная организация общества» и др.). Важное познавательное значение имеют общегеографические дисциплины: «История и методология географической науки», «Географическое районирование», «Методы географических исследований», «Картография с основами топографии», «Геоинформатика» и др.

Об непрофессиональные дисциплины объединяют знания об истории возникновения и развития географии, основных понятиях и категориях науки, о всей системе географических наук и месте в ней экономической и социальной географии.

Студенты получают представление о строении географической оболочки, ноосфере, факторах и закономерностях пространственной дифференциации, общих законах круговоротов вещества, энергии, информации.

Общепрофессиональная подготовка опирается на знание основных теорий и концепций экономической и социальной географии, географических законов и закономерностей, принципов территориальной организации жизнедеятельности людей и развития общественных систем. Особую роль в процессе такой подготовки играет овладение методами социально–экономического анализа и диагностики развития территории, математическими, статистическими и балансовыми методами изучения пространственных общественных систем.

В рамках курсов специальных дисциплин дается представление об экономической и социальной географии России и зарубежных стран, предпосылках развития стран и регионов, специфике функционирования межотраслевых комплексов и экономических районов. Особое внимание уделяется изучению закономерностей эволюции, воспроизводства и расселения населения; формирования территориальных общностей людей на поселенческом и расселенческом уровне; развития пространственных социальных и политических систем, а также систем природопользования.

Важное значение имеет также изучение принципов географической картографии, способов изображения явлений и процессов, приемов генерализации и стратификации, методов создания и использования карт. Вырабатывание навыка картографической интерпретации географических явлений сопровождает весь процесс подготовки географов. От изучения приемов анализа карт студенты переходят к познанию способов создания целостных картографических образов территории, специальному (например, ментальному, электоральному и пр.) картированию и картографическому моделированию.

Теория энергопроизводственных циклов Н.Н. Колосовского

В 50-е годы Н.Н. Колосовским была создана теория энергопроизводственных циклов, которая послужила научным обоснованием проектов и программ формирования особых зон экономического развития – территориально-производственных комплексов.

Энергопроизводственные циклы представляют собой устойчивую совокупность производственных процессов, группирующихся вокруг основного процесса, связанного с освоением и использованием конкретного вида сырья или энергии. Они характеризуются технологической связанностью входящих в их состав производств, базируются на одном виде сырья или энергии.

Н.Н. Колосовский выделил восемь совокупностей производственных процессов, являющихся основой для выделения крупных экономических районов и экономических подрайонов:

1) пирометаллургический (от греч. - огонь и металлургия, основа производства чугуна, стали, свинца, меди, цинка и др. металлов) цикл черных металлов;

4) гидроэнергетический цикл;

6) лесоэнергетический цикл;

7) индустриально-аграрный цикл;

8) гидромелиоративный цикл.

Сочетание циклов и их сырьевых и энергетических баз на данной территории образует территориально-производственное звено экономического района.

Следует особо подчеркнуть, что развитие территориального подхода в управлении народным хозяйством страны был бы невозможен без научных разработок советских ученых-экономистов в 20-30-е гг., когда формировалась теоретическая база советской районной школы – школы в социально-экономической географии, доминировавшей в СССР в 1930-70-х гг., и занимавшейся выявлением закономерностей развития и взаимодействия территориальных систем производительных сил разных масштабов и уровней.

Понимание объективной необходимости территориального подхода к развитию экономики пространственно рассредоточенного государства формировалось еще в XIX веке в работах по районированию России, среди которых особенно выделяются труды К.И. Арсеньева («Начертание статистики Российского государства»), Н.П. Огарева («Опыт статистического распределения Российской империи»), П.П. Семенова-Тян-Шанского («Географическо-статистический словарь Российской империи»), В.П. Семенова-Тян-Шанского («Торговля и промышленность Европейской России по районам»), Д.И. Менделеева («Фабрично-заводская промышленность и торговля России»), А.Ф. Фортунатова («К вопросу о сельскохозяйственных районах в России»).

Большое значение в развитие этой научной школы имела работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России», в которой обосновывалось выделение отраслевых (промышленных и сельскохозяйственных) и интегральных районов исходя из уровня развития капитализма и производственной специализации. В работе отмечалось усиление территориального разделения труда при переходе от земледелия к мануфактуре, а затем и к фабрике (крупному промышленному производству). Развитие промышленного производства «не только создает сплошные районы, но и вводит специализацию внутри таких районов (потоварное разделение труда)» [ [2] , гл. VI, п. IV, с. ___]. Подчеркивалось, что наличие природных ресурсов не единственный фактор, обуславливающий размещение производства промышленных товаров в том или ином районе: «наличность сырья в данной местности – отнюдь не обязательна для мануфактуры и вряд ли даже обычна для нее, ибо мануфактура предполагает уже довольно широкие торговые сношения». [ [3] , гл. VI, п. IV, с. ] Другим фактором размещения промышленного производства является концентрация промышленной деятельности в фабрично-заводских центрах, проявляющаяся в виде размещения вблизи таких центров вспомогательных производств и производств по дальнейшей переработке промышленной продукции – «придатков фабрики». [ [4] , гл. VII, п. X, с. ] В работе сделан важный вывод о влиянии развития промышленного производства на формирование системы расселения, рост городов, отделение промышленных «мастеровых» от земледельцев и формирование класса рабочих, отличающихся более высоким культурным уровнем. [ [5] , гл. VII, п. XI, с. ]

Идеи районной организации производительных сил легли в основу плана ГОЭЛРО и проекта экономического районирования страны. Особенностью плана ГОЭЛРО было то, что в качестве важнейшего принципа выдвигалась районная комбинация (или, по современной терминологии, комплексность) и сбалансированность отраслей материального производства, прежде всего промышленности на базе электрификации. Электростанции и их объединения (системы) рассматривались как основа районообразующего процесса. Указывалось, что «… при выработке рационального плана хозяйства для страны предстоит подразделить ее на хозяйственно самостоятельные единицы – районы» [ [6] , с. 126]. План был разработан по 8 основным экономическим районам (Северному, Центрально-промышленному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Западно-Сибирскому, Кавказскому, Туркестанскому) с учётом их природных, сырьевых и энергетических ресурсов и специфических национальных условий.

Дальнейшее развитие методология экономического районирования получила в работах начала 20-х годов сотрудников Госплана (Г.М. Кржижановского, И.Г. Александрова, Л.Л. Никитина и др.). Принципиальные положения этой методологии сводились к следующему:

1) «. в основу районирования должен быть положен экономический принцип. В виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности экономически законченная территория страны, которая благодаря комбинации природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой для производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Этот принцип экономической законченности дает возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются и другие весьма важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров» [ [7] , с. 102];

2) «. экономический принцип районирования должен быть выявлен в такой форме, чтобы он содействовал материальному и духовному развитию всех национальностей. » [ [8] , с. 103];

3) «. экономический принцип и вытекающее из него разделение на районы должны послужить основой для установления нового административного деления, соответствующего требованию достижения системы управления, обеспечивающей наивысшее развитие производительных сил страны» [ [9] , с. 105].

Создателем советской районной школы как университетского направления является Н.Н. Баранский, в 1928 г. написавший учебник, который излагал экономическую географию СССР по районному принципу [ [10] ]. Вклад Н.Н. Баранского в развитие науки неоценим. Его идеи создали необходимую теоретико-методологическую базу всех последующих советских концепций развития промышленного производства.

Первой проблемой, подлежавшей решению на основе долгосрочного планирования, стала задача обеспечения промышленного производства и всего народного хозяйства топливом. Показателем ее особой актуальности является снижение по результатам 1920 г. производительности труда по сравнению с 1913 г. в четыре с лишним раза[11]. А это означает, что происходило не только количественное, но и качественное изменение – от машин к ручному труду. Главные угольные и нефтяные районы, Донбасс и Кавказ, были отрезаны в результате военных действий, не каждое промышленное предприятие способно работать на торфе и дровах, например металлургические производства, соответственно снижали производство или вообще закрывались машиностроительные предприятия и в первую очередь крупные предприятия, все преобладающими становились мелкие и кустарные заведения.

В декабре 1919 г. Г.М. Кржижановский получил от В.И. Ленина предложение написать статью о торфе, в которой изложил схему электрификации:

- электрификация – вот быстрейшая и вернейшая база восстановления промышленности;

- организация труда по-социалистически (земледелие + промышленность);

- выход из топливного кризиса.

23 января 1920 г. В.И. Ленин (в письме к Г.М. Кржижановскому) дал идею развернутого плана электрификации страны. Уже в феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) под руководством Г.М. Кржижановского. В марте того же года утверждено положение о комиссии ГОЭЛРО для разработки общего плана, а в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском Съезде Советов был принят единый государственный перспективный план развития народного хозяйства – «План электрификации РСФСР» – том в 650 страниц текста с картами и схемами электрификации районов. План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, реализовал ленинские идеи в области хозяйственного строительства и вывода страны из разрухи, что было просто немыслимо без создания необходимой энергетической базы, позволяющей электрифицировать всю страну и создать крупную индустрию. В числе принципов электрификации были выделены:

- техническое перевооружение всех отраслей хозяйства на базе электрической энергии;

- преимущественный рост тяжелой промышленности;

- опережающий рост электроэнергетического хозяйства;

- строительство крупных современных электрических станций;

- использование местных топливных ресурсов и водных ресурсов;

- строительство высоковольтных линий передачи;

- рациональное размещение электрического хозяйства.

Это была программа создания новой материально-технической базы, когда электрическое освещение, электрический двигатель, электрический телеграф, телефоны становились основой индустриализации, социально-экономического развития и построения нового быта. Для России с ее расстояниями цель была еще и в передаче электроэнергии в любой регион страны, а следовательно, это определяло новый подход, новые возможности в размещении производительных сил. План был задуман как программа большой перспективы и в то же время как условие решения самых насущных текущих задач во всех сферах жизни страны. Иначе говоря, ГОЭЛРО стал стержневой основой комплексного оживления хозяйственной деятельности страны.

В области электроэнергетического хозяйства план состоял из программы А, рассчитанной на восстановление и реконструкцию довоенной электроэнергетики, и программы Б, предусматривавшей строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС). Предусматривались коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей народного хозяйства страны и преимущественно рост тяжёлой промышленности, рациональное размещение промышленности по всей территории страны. План предусматривал быстрый рост производительности труда на основе электрификации и механизации всех производственных процессов и коренных изменений условий труда[12]. План ГОЭЛРО не был планом-директивой, как последующие за ним пятилетние планы. Он определял лишь основные принципиальные направления развития.

Читайте также: